Грязнова Вера
Кандидат социологических наук, доцент, ИГСУ Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Трансформации в кадровой политике в контексте развития профессионального капитала публичного управления*
Аннотация. статья посвящена вопросам преобразований в кадровой политике, включая управление человеческими ресурсами, оценке их эффективности для рационального использования профессиональных возможностей личности; подчеркивается важность реализации принципа человекоцентрич-ности, цифровых решений, формирования цифровой культуры и соответствующей цифровой среды, способствующих профессионализации кадров.
особое внимание уделяется важности учета в кадровой политике современных подходов и трендов в управлении персоналом, разработке мероприятий, направленных на усилении лояльности кадров к органу публичной власти или организации и проводимой кадровой политике, удовлетворенности результатами профессиональной деятельности.
При написании статьи применялся системный подход, методы социологического анализа.
Ключевые слова: кадровая политика, трансформации в кадровой политике, человекоцентрич-ность, цифровая среда, стратегирование, проектный подход.
Gryaznova Vera
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, IGSU Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
Transformations in personnel policy in the context of the development of professional capital in public administration
Abstract. The article is devoted to the issues of reforms in personnel policy, including human resource management, assessing their effectiveness for the rational use of an individual's professional capabilities; The importance of implementing the principle of human-centricity, digital solutions, the formation of a digital culture and the corresponding digital environment that contribute to the professionalization of personnel is emphasized.
Particular attention is paid to the importance of taking into account modern approaches and trends in personnel management in personnel policy, developing measures aimed at strengthening the loyalty of personnel to the public authority or organization and the ongoing personnel policy, satisfaction with the results of professional activities.
When writing the article, a systematic approach and methods of sociological analysis were used.
Key words: personnel policy, transformations in personnel policy, human-centricity, digital environment, strategizing, project approach.
современные реалии свидетельст- рынке труда. изменения требуют пре-вуют о тектонических изменениях на образований в кадровой политике как
* © Грязнова Вера, 2024.
Трансформации в кадровой политике в контексте развития профессионального капитала публичного управления
стратегии субъектов управления по формированию, обеспечению востребованности и развитию кадрового потенциала как органов публичной власти, так и организаций.
сегодня кадровые процессы протекают в сложной и неопределенной социальной среде. Это обязывает субъектов управленческой деятельности быть гибкими, уметь прогнозировать последствия принимаемых решений, управлять рисками, нести за результаты ответственность, системно воспринимать объект управленческого воздействия, концентрируя ресурсы на ключевых целевых показателях, бережно и рационально используя человеческий капитал.
В целом весь процесс управления человеческими ресурсами коренным образом должен трансформироваться, поскольку все чаще экспертами фиксируются усиление потребности в квалифицированных кадрах, отмечается по некоторым направлениям кадровый голод (например, рабочие профессии), актуализируется усиление профессионального выгорания из-за постоянных изменений и преобразований, меняются приоритеты и требования к взаимодействию руководителей и персонала и т.д. [1].
Аналитики в очередном (интересном и глубоко содержательном, прим. автора) исследовании (коллектив Центра лидерства управленческой школы сколково «Что изменилось? стратегии и решения первых лиц российских компаний в 2022-2023 гг. [2]) отмечают, что важнейшей характеристикой в профессиональной деятельности управленцев стали «личные способы придания смысла своей деятельности, бизнесу, жизни» [3].
именно в этом классик организационного поведения К. Вейк видел
главный вызов непредвиденного: «оно ставит под сомнение наши старые смыслы» [4].
Как отмечает Гудова Е. «Придание смысла происходящему рассматривается им через идентичность, ретроспек-тивность, исполнение, социальность, развертывание, использование сигналов и стремление к правдоподобию, которые позволяют индивиду ответить на два значимых вопроса — «Что происходит? и что я должен в связи с этим делать?» — для снижения неопределенности и возможности дальнейшего действия» [5]. «я находил смыслы, и за смысл цеплялся мой горизонт планирования», и по мнению о. Зоновой «экспериментировать, жить короткими спринтами, держа на горизонте длинную цель». отсутствие цели, жизнь на очень маленьком отрезке, - риск «уйти» не туда» [6].
Вывод очевиден. Любые изменения требуют осмысления. А изменения, которые мы наблюдает последние два-три года, существенные. По результатам указанного выше исследования «почти все руководители компаний предприняли существенную перестройку деятельности: 51% оценили ее как «значительную», 6% — как «радикальную» и всего 3% отметили, что оставили свой бизнес как есть. Это наглядно показывает масштаб перемен» [7].
При этом следует отметить и факт возрастания запросов общества и работодателей к профессионализму и компетентности работников и государственных служащих, соискателей и кандидатов на замещаемые или вакантные должности.
Как повысить эффективность использования интеллектуального потенциала и в целом управления? Представляется, что не только научные исследования, но и сама практика обо-
значила необходимость поиска новых подходов и более эффективного использования управленческих идей, некоторые из них: человекоцентричность, стратегирование, проектная деятельность, формирование ценностно-инновационной среды в организациях и публичном управлении [8], оптимизация процессов за счет внедрения цифровых решений и главное - признание человека как главной ценности, стратегического ресурса и ключевого конкурентного преимущества.
В теории стратегического менеджмента умение четко формулировать цели (основополагающие категории стратегии - цели, ценности, интересы, приоритеты) и подкреплять их достижение ресурсно, видеть смысл (миссию) своей деятельности, бережно и эффективно использовать ресурсный потенциал, применяя командный метод и прогнозный подход, управляя рисками и временем и др., признаны сегодня аксиомой. Как подчеркивает профессор В.Л. Квинт «миссия (по сути, смысл деятельности) определяет обоснованность существования и чем объект стратегии уникален и ценен для потребителя» [9].
Результатом описания стратегических намерений в условиях санкцион-ного давления, нарушения логистических цепочек и т.д., как указывается в приведенном выше исследовании Центра лидерства управленческой школы Сколково, стали стратегии прорыва «Расти, когда другим страшно». В.2022 году эта стратегия была не так близка: только 31% участников исследования сказали, что «корректировали курс», а остальные существенных изменений не предпринимали. В 2023 году картина драматически изменилась: уже 58% выбирают стратегию прорыва» [10].
Успех в сложной социальной среде, по оценкам опрошенных экспертов, в
2022-2023 годах обеспечили 43% - стратегические действия, 28% - лидерство команд.
Проектный подход предполагает получить уникальный результат в условиях ресурсных и временных ограничений. Проектная деятельность главенствует в публичном управлении, включая и кадровую сферу. об этом свидетельствуют государственные практики, в том числе инициативы Президента Российской Федерации [11]. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации в целях обеспечения кадрового суверенитета российского государства инициировал пять новых национальных проектов, среди которых принципиальным является национальный проект «Кадры», направленный на развитие человеческого потенциала и создание кадрового резерва для будущего. среди кадровых проектов выделим также инициированный Президентом Российской Федерации проект «Время героев» с целью подготовки руководителей профессионалов и наставников из числа бывших и действующих военнослужащих. В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики», который предусматривает развитие сектора ИТ и формирует предпосылки для эффективного внедрения современных цифровых решений во все ключевые отрасли экономики и социальной сферы, также федеральный проект «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект», который направлен на реализацию потенциала талантливой молодежи в сфере ии. следует подчеркнуть и особую роль проекта «Лидеры России» - международный конкурс управленцев, основная
задача которого поиск наиболее перспективных и талантливых управленцев со всей страны и др.
Все проекты будут реализованы, поскольку концептуально и методологически проектный подход обеспечивает достижение поставленных целей за счет ресурсной обеспеченности, командной работы, нацеленности на достижение результатов, мониторинга, оценки и ответственности в процессах реализации проектов.
Проектная деятельность способствует устойчивому развитию, что является немаловажным фактором в современных реалиях турбулентности. По своей сути, устойчивое развитие вновь обретает новую реальность, это тот вызов, который обязывает привнести новые ценности и смыслы в деятельность, учитывая долгосрочные приоритеты развития.
Представление кадровой политики как стратегии видится вполне логичным и обоснованным, поскольку как процесс видения и формирования будущего, стратегирование предполагает наличие в действиях субъектов управления эффективного целеполагания, глубокой диагностики и стратегического анализа внешнего окружения, учета воздействия политических, экономических, культурных, информационных, коммуникационных и др. факторов. стратегирование представляет собой разработку и реализацию стратегии на основе и в соответствии с содержащимися в ней миссией, целями, задачами, приоритетами, ресурсами, сценариями действий, способствующими формированию базовой ценности объекта стра-тегирования.
стратегическое управление позволяет создавать, развивать и результативно использовать профессиональные ресурсы государственного органа, госу-
дарственной и муниципальной службы, органа местной власти, общественной организации или политической партии в долгосрочной перспективе. В период новых технологических, политических и финансовых реалий необходимо постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и, в тоже время, целенаправленно формировать будущее, используя потенциал изменений в развитии. Стратегический менеджмент является универсальным подходом и может применяться к самым различным объектам управленческого воздействия.
В период стратегических преобразований меняется организационная структура, организационная культура и функции, оптимизируются управленческие процессы, перераспределяются полномочия и ответственность. При этом необходимо учитывать, что в рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют кадры всех уровней и профессиональной специализации. Для эффективной управленческой деятельности необходимо знать и применять теоретические положения в практике тактических и стратегических преобразований при формировании и реализации стратегий, подготовке и реализации тактических и стратегических документов, в том числе в кадровой сфере.
Особенности кадровой политики как стратегии предопределены сложным составом элементов. В основе такой стратегии - человек как субъект профессионального труда, понимание, как стать эффективным в профессиональной сфере, результативным в системе управления человеческим потенциалом.
Важно у специалистов формировать стратегическое мышление для опреде-
ления социально значимых и необходимых для граждан целей (дерева целей), принятия эффективных стратегических решений, формирования и использования с социальной выгодой конкурентных преимуществ субъектов профессионального труда.
Стратегические цели государственной кадровой политики могут быть определены следующим образом:
- реализация государством эффективной социально ориентированной политики в социально-трудовых отношениях;
- создание системы организационных, правовых, финансово-экономических, информационных и др. мер обеспечения востребованности профессиональных возможностей человека, системы гарантий востребованности результатов профессионального развития человека труда;
- формирование системы прогнозирования, мониторинга потребностей в профессиональных специалистах с учетом современных вызовов как внутренних, так и внешних;
- создание современной культурно-ценностной инновационной социальной среды, стимулирующей к непрерывному и системному совершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков, получению профессионального опыта;
- создание условий для самореализации человека и развития талантов;
- определение приоритетов и более эффективной системы мер поддержки работодателей, зарекомендовавших себя на рынке труда как социально ответственных;
- устранение через механизмы защиты общества от непрофессионализма таких тенденций в кадровой политике и кадровой деятельности, как коррупция, субъективизм, закрытость, непрозрач-
ность кадровых процедур и т. д.
Цифровые решения в настоящее время меняют традиционные подходы в управлении и кадровой политике, напрямую влияют на поведение человека, его профессиональную деятельность, трансформируют привычную среду. В частности, платформа «ГосТех» уже сегодня представляет собой целую цифровую экосистему со всеми программами, продуктовыми решениями, развернутыми в облачной инфраструктуре и др. организационно, в каждом федеральном органе исполнительной власти появилась должность руководителя цифровой трансформации, на регулярной основе проводится рейтингование руководителей цифровой трансформации федерального и регионального уровня. На государственной службе функционирует Единая информационная система управления кадровым составом государственной службы (ЕИСУ КС) [11], которая позволяет сфокусировать информацию о кадровых ресурсах, профессиональном развитии государственных гражданских служащих, и в режиме реального времени решать вопросы о кадровом обеспечении органов публичной власти. Представляется важным в контексте повышения эффективности прогнозирования потребности в кадрах развивать на данной платформе возможности для развития новых компетенций для замещения должностей государственной гражданской службы в перспективе.
несомненно, что ключевым условием реализации всех преобразований является профессионализм и компетентность тех, кто выполняет управленческие функции, в том числе управляет кадровыми процессами и кадровыми отношениями. Вся система взаимодействия личности и руководителей должна базироваться на принципе челове-
коцентричности. Это не дань моде, это необходимость достижения стратегического успеха в современных реалиях. Сотрудник (госслужащий) - это партнер, который находится в центре организации или органа публичной власти, он «не существует в вакууме, а живёт в контексте, и потому на него влияет как разнообразные внешние силы, так и собственные ценности, потребности, приоритеты, мотивация и эмоции, и необходимо учитывать все факторы при взаимодействии с ним» [12].
Уважение, честность, сотрудничество, творчество, развитие, готовность прийти на помощь, умение без тревоги адаптироваться к изменениям, понимать смыслы тех, кто трудится рядом, и др. - становятся базовыми при чело-векоцентричном подходе. В кадровой политике приоритетом становится регулярное обновление системы профессионального и личностного развития, обучение проходит в удобном формате и его цель - подготовка экспертов в своей области, и в целом трансформируется система взаимодействия личности и организации - это построение взаимовыгодных долгосрочных отношений, которые выгодны для всех сторон.
В настоящее время формируются интересные и содержательные практики в реализации такого подхода. В частности, может быть полезным изучение опыта Федеральной налоговой службы Российской Федерации [13] или деятельность Альянса целовекоцентрич-ных организаций, созданного по инициативе Росатома [14].
В этих условиях меняется архитектура современного образования. интерес представляет исследование Центра трансформации образования сколково «Архитектура трансформации Университета 2023».
интересы обеспечения кадрового
суверенитета предполагают более четкое определение ориентиров и параметров образования и образовательной деятельности, желательного трудоустройства выпускников, мобильность студентов и преподавателей, реализации образовательных программ с участием работодателей. Требуется новая философия образования, а также нормативная база и особенности образовательных практик.
В современных реалиях все отчетливей информационная глобализация и коммуникация стимулируют распространение многообразных, порой не совместимых с историческими традициями развития государственности, ценностей, жизненных установок и мотиваций. смысл информации меняется, цифровая трансформация и информационные потоки «захлестывают» пространство взаимодействий и коммуникаций. Информация и цифровые решения становятся важнейшим управленческим ресурсом в системе публичного управления, в деятельности хозяйствующих субъектов и общественных организаций.
В таких условиях приоритетным направлением развития социального государства становится формирование эффективной, адаптивной к внешним и внутренним вызовам и изменениям, конкурентоспособной кадровой политики как стратегии гарантированности, обеспечения востребованности компетентных профессионалов.
Продвижение по карьерной траектории, востребованность профессионалов с высоким чувством ответственности, эффективных агентов качественных изменений, готовых к определенным личным ограничениям и запретам, должно стать главным лейтмотивом кадровой стратегии в современных условиях.
References
[1] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybirali-lidery-za-proshedshij-god (02.12.2024)
[2] Chto_izmenilos_2022_2023_Skolkovo. More than two
hundred owners, entrepreneurs, top managers, CEOs, presidents and vice-presidents of small, medium and large businesses took part in the study. They shared exactly what solutions helped them and their companies in 2022, and also outlined the main directions for further actions to preserve and develop their business. (02.12.2024).
[3] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybirali-lidery-za-proshedshij-god (02.12.2024)
[4] Weik K. Meaning production in organizations: psychol-
ogy, organization, personnel / Transl. from English PC. Vlasov and A.V. Kochengin under scientific. ed. PC. Vlasova. 2015.
[5] Gudova E. Study of meaning in organizations. Prereq-
uisites and elements of the concept of Sensemaking by K. Veyka // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-smysla-v-organizatsiyah-predposylki-i-el-ementy-kontseptsii-sensemaking-k-veyka (12.02.2024)
[6] Zonova O. Grow up in a crisis; what strategies and per-
sonal qualities were chosen by leaders over the past year // URL: https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/ vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vy-birali-lidery-za- proshedshij-god/ (02.12.2024)
[7] Kvint V.L. Peering into the Future: Research from Proph-
ets, Soothsayers, Leaders and Strategists. - St. Petersburg: RANEPA, 2018. 28 p.
[8] Gryaznova V.N. The value basis for the development of
professional capital of the state civil service in the conditions of change // Ethnosociety and interethnic culture, 2018. № 10 (125).
[9] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybirali-lidery-za-proshedshij-god (02.12.2024)
[10] Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation for 2024. // URL: http://duma.gov.ru/news/58905/ (02.12.2024)
[11] Unified information system for personnel management in the civil service. (02.12.2024)
[12.Federal Tax Service // URL: https://www.nalog.gov.ru/ rn77/news/activities_fts/12393199 (02.12.2024)
[13] Order of the Federal Tax Service of Russia dated June 15, 2022 No. ED-7-30/49 "On approval of the Declaration of Human-Centricity of the Federal Tax Service of Russia" // URL: https://znanierussia.ru/articles/ (02.12.2024)
[14] How the Federal Tax Service creates an environment of mutual trust was discussed at a meeting of the Public Council at the regional Federal Tax Service. The Federal Tax Service. // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/activities_fts/12393199/ (02.12.2024)
ного бизнеса. Они поделились тем, какие именно решения помогли им и их компаниям в 2022 году, а также обозначили основные направления дальнейших действий по сохранению и развитию бизнеса. (Дата обращения: 12.02.2024).
[3] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybi-rali-lidery-za-proshedshij-god (Дата обращения: 12.02.2024)
[4] Вейк К. Смыслопроизводство в организациях: пси-
хология, организация, персонал / Пер. с англ. П.К. Власова и А.В. Коченгина под науч. ред. П.К. Власова. 2015.
[5] Гудова Е. Исследование смысла в организациях. Предпосылки и элементы концепции Sensemaking К. Вейка // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-smysla-v-organizatsiyah-predposylki-i-elementy-kontseptsii-sensemaking-k-veyka (Дата обращения: 12.02.2024)
[6] Зонова О. Вырасти в кризис; какие стратегии и лич-
ные качества выбирали лидеры за прошедший год // URL: https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/ vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybirali-lidery-za-proshedshij-god/ (Дата обращения: 12.02.2024)
[7] Квинт В.Л. Вглядываясь в будущее: изыскания про-
роков, предсказателей, лидеров и стратегов. - СПб.: РАНХиГС, 2018. 28 с.
[8] Грязнова В.Н. Ценностная основа развития профес-
сионального капитала государственной гражданской службы в условиях изменений //Этносоциум и межнациональная культура, 2018г. № 10 (125).
[9] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybi-rali-lidery-za-proshedshij-god (Дата обращения: 12.02.2024)
[10] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2024. // URL: http://duma.gov.ru/news/58905/ (Дата обращения: 12.02.2024)
[11] Единая информационная система управления кадровым составом государственной службы. (Дата обращения: 12.02.2024)
[12.Федеральная налоговая служба // URL: https://www. nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12393199 (Дата обращения: 12.02.2024)
[13] Приказ ФНС России от 15.06.2022 № ЕД-7-30/49 «Об утверждении Декларации человекоцентричности ФНС России» // URL: https://znanierussia.ru/articles/ (Дата обращения: 12.02.2024)
[14] О том, как ФнС создает среду взаимного доверия, шла речь на заседании Общественного совета при региональном УФНС. Федеральная налоговая служба. // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/12393199/ (Дата обращения: 12.02.2024)
Список литературы
[1] https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/vyrasti-v-krizis-kakie-strategii-i-lichnye-kachestva-vybirali-lidery-za-proshedshij-god (Дата обращения: 12.02.2024)
[2] Chto_izmenilos_2022_2023_Skolkovo. В исследовании
приняли участие больше двухсот собственников, предпринимателей, топ-менеджеров, СЕО, президентов и вице-президентов малого, среднего и круп-