Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ЖИТИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖИТИЙ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА)'

ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ЖИТИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖИТИЙ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / СЕМАНТИКА / ПРОСТРАНСТВО / УСПЕНСКИЙ СБОРНИК / ЖИТИЕ / СВЯТОЙ / БИБЛИЯ / ТЕКСТ / КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильин Борис Борисович

Источниками стали фрагменты текста, репрезентующие категорию пространства в древнерусских житиях из Успенского сборника. Объектом рассмотрения являются контексты, в которых пространственные образы представлены в динамике. Предметом исследования стала семантика анализируемых контекстов. Актуальность статьи обусловлена неослабевающим интересом к интерпретации категории пространства в древнерусских текстах, а также активной разработкой концепта святости при изучении агиографической литературы. Цель статьи - выявить и описать семантику пространственных трансформаций в анализируемых житийных текстах. Основой для создания работы был избран описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию и классификацию. При анализе фрагментов текстов был реализован метод герменевтического анализа с учётом антропологического и аксиологического подходов. Научная новизна состоит в выявлении и описании нового аспекта категории пространства в житийных текстах - пространственных трансформаций. В результате анализа выделено несколько групп, характеризующих способы трансформации пространства в житиях: семантика строительства, семантика разрушения, семантика расширения, семантика преображения и семантика чудесного. Каждое из изменений фрагментов физического мира в житиях связано с прагматической и аксиологической установками. Идея святости является ведущей в житиях и важна для интепретации трансформируемого пространства. Изменения физического пространства в житиях происходят под воздействием божественного вмешательства для утверждения святости героя или святости места. В житиях представляемая духовная реальность влияет на состояние зримых пространственных образов. Помимо идеи святости, на восприятие трансформаций пространства влияет прагматика текста - назидательная установка жанра. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении корпуса житийных текстов с точки зрения категории пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE TRANSFORMATIONS IN THE HAGIOGRAPHIES (BASED ON THE MATERIALS OF USPENSKY COLLECTION)

Fragments of the text that represent the category of space in the Old Russian hagiographies from the Uspensky Collection became the sources for this research. The object this article is the contexts that depict spatial images in dynamics. The subject is the semantics of the analyzed contexts. The relevance of the selected topic is substantiated by undiminishing interest to the interpretation of the category of space in the Old Russian texts, as by elaboration of the concept of sanctity in studying the hagiographic literature. The goal of this research lies in determination and description of the semantics of spatial transformations in the analyzed hagiographic texts. Research methodology leans on the descriptive method, which includes observation, interpretation and classification; as well as hermeneutical analysis with consideration of anthropological and axiological approaches. The scientific novelty consists in revealing the new aspect of the category of space in the hagiographic texts - spatial transformations. The author highlights several groups that characterize space transformations in the hagiographies: semantics of construction, semantics of destruction, semantics of expansion, semantics of transfiguration, and semantics of the miraculous. The keynote in the hagiographies is the idea of sanctity, which is important for the interpretation of the transforming space. All changes in the physical world take place under the influence of divine intervention for asserting sanctity of the hero or sanctity of the place. The depicted in the hagiographies spiritual reality impact the state of visible spatial images. In addition to the idea of sanctity, the perception of space transformations is affected by pragmatics of the text - the edifying focus of the genre. The acquired results can be valuable in studying the corpus of hagiographic texts from perspective of the category of space.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ЖИТИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖИТИЙ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА)»

Litera

Правильная ссылка на статью:

Ильин Б.Б. — Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенского сборника) // Litera. -2021. - № 10. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.10.36484 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.píp?id=36484

Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенского сборника)

Ильин Борис Борисович

ORCID: https ://orcid .org/0000-0002-9771 -9374

ассистент, кафедра истории русского языка и общего языкознания, Московский государственный

областной университет

105005, Россия, г. Мзсква, ул. Энгельса, 21, стр. 3 И bilin85@mail.ru

Статья из рубрики "Интерпретация"

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.10.36484

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2021

Дата публикации:

20-09-2021

Аннотация: Источниками стали фрагменты текста, репрезентующие категорию пространства в древнерусских житиях из Успенского сборника. Объектом рассмотрения являются контексты, в которых пространственные образы представлены в динамике. Предметом исследования стала семантика анализируемых контекстов. Актуальность статьи обусловлена неослабевающим интересом к интерпретации категории пространства в древнерусских текстах, а также активной разработкой концепта святости при изучении агиографической литературы. Цель статьи - выявить и описать семантику пространственных трансформаций в анализируемых житийных текстах. Основой для создания работы был избран описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию и классификацию. При анализе фрагментов текстов был реализован метод герменевтического анализа с учётом антропологического и аксиологического подходов. Научная новизна состоит в выявлении и описании нового аспекта категории пространства в житийных текстах - пространственных трансформаций. В результате анализа выделено несколько групп, характеризующих способы трансформации пространства в житиях: семантика строительства, семантика разрушения, семантика расширения, семантика преображения и семантика чудесного. Каждое из изменений фрагментов физического мира в житиях связано с прагматической и аксиологической установками. Идея святости является ведущей в житиях и важна для интепретации трансформируемого пространства. Изменения физического пространства в житиях

происходят под воздействием божественного вмешательства для утверждения святости героя или святости места. В житиях представляемая духовная реальность влияет на состояние зримых пространственных образов. Помимо идеи святости, на восприятие трансформаций пространства влияет прагматика текста - назидательная установка жанра. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении корпуса житийных текстов с точки зрения категории пространства.

Ключевые слова: агиография, семантика, пространство, Успенский сборник, житие, святой, Библия, текст, категория текста, трансформация

Введение

Житие - это рассказ о земном пути святого, «свего рода нравственное поучение, данное

в повествовательном описании» ———621 Однако оно предполагает отражение объективного пространства, для которого характерны физические характеристики трёхмерности, сосуществовании различных элементов, непрерывности и других. Путь святого связан с локусами географического пространства, которое пресуппозитивно существует как заданная реальность, фрагмент универсума, в котором святой совершал свой земной путь.

Житие создаётся после завершения пути святого, и образ пространства видится автору (а затем и средневековому книжнику, читателю, слушателю) ретроспективно. Физическое и географическое пространство становится фоном для разворачивания событий, связанных с жизнью святого. Такое пространство статично, как если бы оно замерло в завершившейся истории святого. Динамика же пространственных образов в житийных текстах задаётся их сменой за счёт перемещения святого или событий из одного локуса в другой. Жизненый путь святого предопределяет динамику через смену пространственных координат.

При смене одного локуса другим сами пространственные образы могут оставиться статичными. Однако отдельные фрагменты пространства могут деформироваться, разрушаться или преобразовываться, что время от времени становится предметом описания в житии. Если смена одного локуса другим всё равно предполагает статику локуса, то преображение пространственного образа позволяет говорить о его динамике, то есть трансформации пространства, являющейся фрагментом событийного ряда житийного текста. Тогда под трансформацией пространства следует понимать пространственный образ, данный в динамике.

Отметим также, что пространственные образы житийного текста находятся во взаимодействии с идеей святости. Житие как жанр не только предполагает последовательный пересказ о событиях из жизни святого. Как отмечает Н.Н. Бедина,

«повествовательный текст открывает выход в аксиосферу культуры» Г3, с- 2°1. Важным в житии становится духовный путь святого и его приближение к божественному, и потому святость становится ведущей аксиологической ценностью в житийном тексте: «... житие святого - это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к

спасению, типа его святости» Г10, с- 81.

Религиозный взгляд на мир в принципе ха Ранчин считает наиболее важной при религиозной семантики интерпретируемого

рактерен для средневековых текстов: А.М. герменевтическом анализе «презумпцию текста» ———^^ В житии религиозный

взгляд связан ещё и с обретением и утверждением святости - идеи, которая находит своё выражение и в описании пространства. Трансформации же пространства в житийных текстах тесно связаны с реализацией идеи святости как жанровой установкой

¿А3!. Таким образом, изменение зримых пространственных образов в житиях является отражением духовной реальности, заданной божественным началом, что и определяет их семантику в тексте.

Важной методологической препосылкой в разработке анализируемой темы стал анализ формально-смысловой структуры повествования в древнерусских текстах, предпринятая А.С. Дёминым, в частности его работа по семантике перечислений Г6, с- 113-136; 1, е. 95106!

Трансформации пространства в библейских цитатах

Как пишет Л.Г. Дорофеева, библейские тексты и святоотеческая традиция «и есть

„родной" контекст житий» Г8, с- 24!. Житийные тексты изобилуют библейскими цитатами, что продиктовано отношением средневековых книжников к Библии как к тексту-образцу

—с—25]. Текст Библии становится источником цитат и образов для сакральный литературы. Описанные в Библии траснсформации пространства проникают в житийные тексты.

Как память о книге Бытия, которая начинается с рассказа о сотворении мира, звучат слова Псалтири: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа

Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них» (Пс. 145: 5-6) Г4, с ^^ Отсылка к этим словам встречается в жцгии Еразма: нъ паче пожьроу боу вьседьрьжителю живоу истиньноу сътворъшему нбо и землю и море и вьсП яже въ нихъ соуть Г24, с- 119622-26!. Само пространство, согласно христианской точке зрения, родилось благодаря божественной воле. И сам псалом, и слова Еразма - это прославление Бога. Мысль о создании мира подчёркивает в этих текстах божественное величие и силу.

Следует обратить внимание, что оборот «небо и землю, море и все, что в них » всречается и в других местах Библии, например в Деяниях Апостолов: «..благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и

землю, и море, и все, что в них » (Деян. 14:15) Г4, с- 1182]. Однако в житии Еразма этот

оборот используется дважды, и во втором случае подчёркивается, что эти слова Еразм

□ п □ □ □ п

начал петь: и въставъ начать пПти посрПдП ихъ блсвП ба и глП блснъ гь бъ сьтворив

^нбо и землю море и вьсШПже вь нихь I"24, с- 12°в11-211. Следует отметить и синкретему

структурно-семантического типа нбо и землю море и вьсШПже вь нихь со значением 'вселенная' Г19, с- 61!, которая продиктована исходной цитатой из Псалтири.

Кроме того, в этой же речи Еразма присутствует ещё одна отслыка к библейскому тексту

в виде синкретемы живоу истиньноу Г24, с 119б24~1, что сопоставимо со стихом: «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов,

чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес 1:9) Г4, с- 12941. Таким образом, в словах Еразма перебор библейских цитат - это возможность возвеличить Бога, то есть использование цитат в этом фрагменте связано с установкой на передачу мелиоративной оценки. Трудность же интерпретации этого места жития состоит в том, осознавались ли эти фрагменты как библейские цитаты славянскими переводчиками и если соотносились, то с какими именно библейкими стихами.

Библейские отсылки, связанные с трансформацией пространства, встречаются и в

славянских житиях.

Первая часть жития Мефодия представляет собой рассказ о христинаских догматах и пересказ библейской истории. По мнению Ф. Гривца, эта часть являлась отдельным

сочинением, сближающимся с документами в духе «исповедания веры» [21, с-—I431. Трансформация пространства в начале этой части актуализируется представлением о Боге как о создателе мира: БъП бблгъ и вьсемогаи иже Псть створилъ Шт небытия въ быти вьсПчьская • видимая же и невидимая • и оукрасилъ вьсПкою красотоД24, с- Ю2б28-102в2"|. Обратим внимание, что оборот Псть створилъ Шт небытия въ бытиП вьсПчьскаследует за прилагательными, славящими Бога, и по построению соответствует примеру из жития Еразма. Сам оборот был употребителен и в текстах молитв, например, он читается в Синайском требнике: Г Ибке нашъ . сътвореи в'сП • отъ небытиП въ быти[26, с- 151, отъ небытиЬ въ бытие сътвори всЬ [26, с 61. Думается, что встречался он и в литургии святого

Иоанна Златоуста: иже □ небыт'1 □ во еже быти приведый всПческаГ20, с 1141. Одним словом, творение мира как трансформация пространства восходит к библейским образам, является устойчивым мотивом в житиях, описывается с использованием синкретсемии и выражает мелиоративную оценку.

В первой, богословской, части жития Мефодия «все приведенные цитаты дословно совпадают со старославянским переводом Библии» [21, с 1431. о создании ^ебес в этом житии повествует цитата из Псалтири с прямым указанием на источник: сь бгъ съвьрьшь

,-, □ □ □ 9 ,_,□

вьсю тварь □ ко глть двдъ• словъмь гньмь нбса утвьрдиша сП • и дхъмь оусть его вьсГ. сила ихъ [24, с- 102г4-81. Ср.: Словом Господним сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их (Псалом 32:6) Г4, с- 5471.

При понимании лексемы слово как речения этот стих говорит о создании небесной тверди, и именно об отвердении небес рассуждает в толкованиях к этому стиху святой

Иоанн Златоуст Г231. О создании мира (бгъ съвьрьшь вьсю тварь) идёт рассуждение в тексте жития Мефодия. Но преображение пространства, описанное в этом стихе, рассматривается и в связи с осмыслением духовного процесса его создания, и важным становится преобладание сакрального над буквальным в толковании.

Кроме того, цитата эта в толкованиях святых отцов со временем связывалась с учением о Троице: «Божественный Давид, показывая, что все [стало! действием Святой Троицы, поет в песнопениях: «Словом Господним небеса утверждены. И Духом уст Его вся сила Его», — Господом означив Отца, Словом — Сына, Духом — Духа Святого»[23-1. Библейское описание творения, таким образом, служило аргументом в учении о Троице, чему и была посвящена первая часть богословского рассуждения в начале жития Мефодия. Толкования же придавали смыслу фразы и семантике лексем в ней новый религиозный контекст, и это находило отражение при создании житий.

Пересказ библейской истории включает и такие трансформации пространства, которые аналогичны топике чудес в житиях. Например, в первой части жития Мефодия рассказ об исходе Моисея из Египта упомянуто, как морские воды расступились по велению

древнего пророка: и море проби и проидоу по соухоу • а егуптПны потопи[24, с 103618-201. Сама трансформация пространства восходит к описанию из Исхода: Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря (Исход 15:19) [4, с 68-691. Однако стоит помнить, что совершилась она после молитвы Моисея и сынов Израилевых,

воспевающих славу и силу Господа. Таким образом, трансформация пространства, описанная в тексте, воспринималась как проявление божественной силы, к которой взывали молящиеся, и являлась доказательством его всемогущества. Библейские же цитаты, описывающие трансформацию пространства, достаточно лаконичны, однако в житии они актуализируют спектр смыслов, связанных с библейскими образами.

Семантика строительства

Перейдём к анализу пространственных трансформаций, входящих в событийные ряды житийных текстов, отмечая текстовую семантику этих фрагментов.

Многие такие трансформации связаны с семантикой строительства, что можно отметить в нескольких житиях Успенского сборника, в первую очередь, в житии Пахомия и житии Феодосия. Строительная семантика возникает и в житии Иринии и житии Афанасия Если первые два принадлежат к преподобническому подтипу житий, то последние являются мученическими, поэтому строительная семантика в этих подтипах реализуется в различных смысловых регистрах.

Интересно отметить строительную семантику в фрагменте текста, описывающую трансформацию пространства, в переводном житии Афанасия Александрийского. Она связана с восстановлением языческой веры в городе Александрии и созданием статуй,

посвящённых богине Тюхе: твор □ кост □ нтину граду тухии людьская Г24, с- 1в26-281. Однако таким изменениям в городском пространстве дана пейоративная оценка с христианской точки зрения: абиП црквь вьзмоути —с—1в24!. Кроме того, самому Афанасию грозит гибель из-за начавшихся преследований, поэтому он вынужден бежать.

В житии Иринии отец задумавает создать столп, в котором до замужества должна

находиться дочь: □ нПи же помыслихь • дПтищю сьздати стьлпГ24, с- 61г11-191. а.С. Дёмин, анализируя житие Иринии, отмечает образ столпа, в котором заключена Ириния отцом, а слова Иринии сближают этот столп - место заключения - с дверями ада. Исследователь обращает внимание и на то, что образ ада связан с местом мучения

Иринии - рвом, наполненным разными тварями, куда должны опустить Иринию Г6, с- 11-

Однако А.С. Дёмин справедливо называет образы этого жития образами-«кентаврами»

знамения, и в нём она крестится и получает новое имя при крещении - Ириния. В этот столп удаляется и отец вместе с матерью, отказавшись от власти в поисках веры. Появление богато украшенного столпа даёт возможность в уединении обрести сначала святой, а затем её родителям веру.

В житии Пахомия трансформация пространства связана с созданием монастыря. Сачала

□ □ Г24 с

Пахомий находится в пещере: сПдящю вь пещерП емо^2ви сП емоу англь гнь

115г23-24!. Однако Пахомий вдохновляется на создание монастыря словами ангела, который предстал перед ним и описывает будущий монастырь. После того как ангел окончил речь, монастырь показан уже устроенным: Пста обо си □ манастыря вПще дьржавьша сего образа доидоуще до пПти тысПщь моужь • Псть же пьрвыи великы

манастырь Г24, с- 116в25-301. Само строительство в создании монастыря не описано, что заставляет воспринимать его возникновение как чудо. Появление монастыря на месте

Г6, с- 111: с одной стороны, Ириния

I воспринимает столп как темницу, тюрьму (оузина бо ми но именно в этом столпе ей являются божественные

пещеры - трансформация, которая объясняется божественным вмешательством, что придаёт месту сакральный статус. Лексическая маркировка представлена сменой номинации пространства: пещера ^ монастырь, а также глаголом со значением

строительства, созидания: сътвори же келиП различь въ двор[[24, с- 116а17-181. Важным является и то, что создаются не стены, но собираются монахи (събери вьсП оуны □ чьрноризьцП и живи съ ними[24, с 115г25-311), а устроение монастыря дано свыше самим

ангелом: по Пбразоу Пго же ти азъ дамъ[24, с 116а1-21. Таким образом, трансформация пространства являет собой проявление божественной воли, которую воплощает в земных делах святой.

«Строительно-монастырская тематика» отмечена и в житии Феодосия Печерского [6, с-781, и в этом оно перекликается с житием Пахомия [25, с- 811. Создание монастыря связано с тремя номинациями пространства: мПсто, пещера, манастырь. При описании трансформации смена номинации пространства вариативна: 1) мПсто^ монастырь (иже населивъ мЬсто множьствъмь чьрьноризьць • иже поусто суще манастырь славьнъ сътвори [24, с. 49а11-161). 2) мЬсто ^ пещера ^ монастырь (таче по томь яко же дошьдъ мПста того

• и обрПте въ нПмь пещероу • и то тако въ мало дьнии сътвори манастырь славьнД24, с-56618-231.

В житии Феодосия описывается создание только сакральных локусов: пещеры (и отътоуда пакы преселися на инъ хълмъ антонии и • ископавъ пещероу, живяше, не излазя из нея [24, с- 35г6-91, церкви (и црквь стыя бца възгради на немь [24, с- ^^^Л) и других монастырей (Великыи же никонъ видПвъ таковоП съмПтениП въ кнПзихъ соуще • Птьиде инПма дъвПма чьрьноризьцема въ прПжереченыи островъ • иде же бП манасты,

съставилъ [24, с- 60в4-101). Их создание связано с воплощением божественной воли,

напрмиер: тако же и сьде разумПвати Псть бгоу назнаменавъшю мПсто то • еже як

видПти Псть манастырь славьнъ соущь на мШстП томь • иже и донынП есть млтвами [ цвьтоущь [24, с- 56б24-3:Л, бжи^ю блгдтию въздрасте мЬсто то [24, с- 35624-261.

Таким образом, трансформация пространства в мученических житиях - житии Афанасия и житии Иринии - становится причиной бедствий. В преподобнических житиях трансформация пространства связана с созданием сакральных локусов и коррелирует с мелиоративной оценкой.

Семантика разрушения

Трансформации пространства, связанные с семантикой разрушения, встречаются обычно в переводных мученических житиях. Они связаны с устойчивым мотивом свержения языческих идолов.

Падение идола в храме Диевом упомянуто в житии Еразма: и яко възьрП на нь стыи • томь часП паде и сътресП яко и прах[24, ° 122в28-301. Это упоминание происходит после молитвы Еразма и спора с цесарем и символизирует победу христианства над язычеством.

Похожим образом разрушение языческого храма описано в житии Вита: тъгда стыи витъ •

а □ □ □ □

въздвигъ очи на нбо възъпи глП • ги бе избави ны • и абие быс земли троусъ велии • и

блистания же и громии падоша сП храми идольстии • и оумьре третияя часть людии[24, °

129б27-129в31. разрушение следует за молитвой, что показывает в житии силу христинаского бога и покровительство святому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В житии Иринии после крещения святая свергает идолов, находящихся в столпе: она же прерада бъвъши • и блгословляаше ба непрПстаньно • и възьмьши богы • и съ прЬмость съвьрьже я мконьцьмь на землю "24, с- 7°а22-28"|.

Особым образом трансформация пространства представлена в житии Феодосии,

связанном с эпохой иконоборчества. Почитаемый в Констанинополе образ Христа во

дворце Халки был низвергнут язычниками: мучитель повелПваПть абиП влдчьнь образь

□ П □ □

ха ба нашего • Пже стоить образь стыи • глемыи халки • сьврПщи и долоу и огню прПдат.

• \3же и сьтвори""24, с 14563-81. Происходит осквернение сакрального пространства, что вызывает праведный гнев Феодосии и других жён, которые стремятся наказать обидчиков, опрокидывая лестницу и свергая язычников вниз.

Таким образом, трансформации пространства с семантикой разрушения характерны для мученических житий.

Семантика расширения

Трансформации пространства в житиях могут быть связаны с семантикой расширения, что характерно для преподобнического жития. Расширяться может пространство монастыря, что в тексте связано с детализацией локуса. Такие примеры мы встречаем в

житии Пахомия (сьтвори же келиП различь вь двор[I"24, с- 116а17-181) и в житии Феодосия

□ □

(по сихь же множащи cD братии и ножа быс славьномоу оцю нашемоу ПеПдосию распространити манастырь на (сь)поставлениП келии • множьства ради приходящихь и

бывающимь мнихомь • и бй самь сь братиПю дПлая и городя дворь манастырьскь/24, с-

10-201). Как отмечает Н.Н. Бедина, «преп. Феодосий трижды расширяет пространство

монастыря, постепенно не вмещающего в себя возрастающую братию» [2, с 11-121.

Увеличиваться может и количество монастырей, что продиктовано расширением сакрального пространства. Монастырь Пахомия, например, положил начало строительству монастырей: Псть жепьрвыи великыи манастырь • иде же самь

блаженыи пахомии живПше • иины манастырП породи "24, с-—116в25-116г2]. В житии Феодосия покидает Печерскую обитель Никон и отправляется на Тьмутораканский остров, где закладывает монастырь: Великый же никонь отьиде вь островь тьмоутороканьскыи • и то обрПть мПсто чисто близь града сПде на немь • бжки^ю блгдатию вьздрасте мПсто то • и црквь стыя <бца вьзгради на немь • и бысть манастырь

славьнь • иже и донынП Псть • прикладь имыи вь сии печерьскии манастырД24, с- 35б2°-

Расширяются границы Моравского царства в житии Мефодия - проповедническом житии -после возвращения святого. Святой Мефодий вернулся, а потому и Моравская область через его святость начинает расширяться, раздвигая свои пределы: тольми паче • и моравьска область пространити начать вьсП страны • и врагы своП побПжати и с

непогрПшениПмь • яко и сами повПдають присн"24, с-107621-271. Важно отметить, что расширение пространства совпадает с утверждением святости через святого, что подчёркивет связь святого и места.

Семантика преображения

Трансформации пространства в житиях могут реализоваться в изменении состояний природы. Тогда они даны в виде описания обычных природных явлений, причиной которых, однако, является божественное вмешательство. Упоминание о землетрясении,

грозе и молнии в мученическом житии Еразма воспринимаются как наказание за

□ □

страдания святого: съ нимь же вьсь съборъ антиПхиискыи възъпи глП • поусти члка

□ п

правьдьна • и апсла града нашего яко бъ крьстияньскъ помагаПть Пмоу • и се напрасно

бысть троусъ великъ и громъ и мълния • яко третиюю часть людии коньчати Г24, с- 120а24-120611.

В финале жития Феодосия начинает идти дождь, который разго^ет людей, ожидающих погребения святого: и се по съмотрению бжию поПблачило сП нбо и съниде дъждь • тоже ти тако разбПгоша сП • и абиП пакы дъждь прПста и слнце въсГ24, с б4в31-б4г41. Так исполняется просьба Феодосия, чтобы хоронила его только братия [12]. Трансформация же пространства происходит по вмешательству небесных сил.

Природные явления приобретают и символический характер, например, смерть Феодосия

на восходе солнца, то есть при свете с востока, символизирует начало жизни вечной [2х с. 111

Трансформации пространства с семантикой преображения происходят без нарушений законов существования объективного пространства, но в житийных текстах являются свидетельством духовной, незримой реальности: её существование проявляется в изменениях зримого и материального мира.

Семантика чудесного

Пространственные изменения могут быть явлены через нарушение законов объективно существующего пространства, что является средством выражения семантики чудесного,

которое «можно определить как необычное, вовлечённое в христианский контекст» Г22, с-731. Семантика чудесного проявляется в описаниях знамений и чудес. Трансформации пространства составляют незначительную их часть. Важно обратить внимание, что в самом чуде важно не нарушение нормы, а «„полезность" в установлении морально-

религиозных ценностей» Г22, с- 591.

Семантика чудесного при трансформации пространства часто определяется световой символикой. Анализируя топику чудес в житиях Киево-Печерского патерика, М.Е. Большакова отмечает, что «свет, который является как бы абсолютной метафорой Бога и проявления божественного (в причастности к ней, - святости), становится видимым и

являет миру Божье благословение святому» Г1, с 3051.

В эпизоде из жития Вита, когда святого заточили в темнице, во время молитвы меняется пространство: тъгда свПть съвыше освПти тьмьниц Г24, с- 128а10-12"|. и далее об этом говорит стражник: свЬтъ великъ въ тои тьмьници /есть Г24, с- 12854-51.

Подобное изменение пространства присутствует и в житии Еразма. Оказавшись в заключении, герой молится, после чего пространство освещается и наполняется

благовониями: и се напрасно тьмьницП просвПтЕП • и испълни сП вонПми вьсю,Г24, с' 120в5-81. Таким образом, законы физического и земного пространства в житии перестают действовать, и по вере святого оно трансформируется, выражая торжество горнего, незримого, вечного мира над дольним, зримым и преходящим.

Световая символика в изменяемом пространстве присутствует и при описании чудес в житии Феодосия. Как подчёркивал А.М. Ранчин, один из семантических рядов в житии

Феодосия Печерского связан с символикой света ""17, с 178-1791. в житии Феодосия среди

многих чудес, например, показано ночное свечение над монастырём Г9, с 81: нощи бо соущи тьмьнП свПтъ же прПчюдьнъ тъкъмо надъ манастырьмь блаженааго • и се як

възьрПвъ видП пръподобьнааго Пеодосия въ свШтП томь • посрПдП манастыря п

□ □ □ □ Г24 с

црквию стояща • роуцП же на нбо въздПвъшю и млтвоу къ боу прилПжьно творПща 55г22- 56а21.

Необъяснимый свет в житиях становится знамением. В мученическом житии Бориса и Глеба он указывает на место, где был погребён один из братьев: и тъгда съказаша Ому яже слышаша Пт приходящиихъ отьтоудоу • како видПша свПтъ и свШщП въ поустП м[ Г24, с. 16б14-181. т р. Руди подчёркивает, что огненный столп - это сакральный знак, подчёркивающий святость места или героя. Г18, с- 2131.

В преподобническом житии Феодосия чудо со светоносной радугой стало указанием, где

должен быть построен монастырь, и свидетельством святости указанного места: и се ино

чюдо явльше сП томоу пламень великъ зПло • Пт вьрьха црквьнааго ишьдъ и акы комар.

сътворивъ сП прПиде на другыи хълъмъ • и тоу тПмь коньцьмь ста • иде же блаженыи оц нашь веыдосии црквь назнамена, начатъ зьдати послЬже Г24, с- 56а5-161.

Чудо как способ указания на святое место в этом случае подкрепляется ссылкой на

Священное Писание: тПмь же Псть лПпо намъ съ бжьствьныимь ияковъмь рещи • яко Пс

□ □ °

гь на мШстП семь • и есть сто мПсто се и нПсть ино • нъ се домъ бии и си врата небесьна

124———5662-91. Ср: Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это

не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Бытие 28: 16-17) Г4, с. 301.

Чудо может становиться и знаком. В преподобническом житии Феодосия явление

огненного столпа -Г17—с—128-1331 становится знаком для князя Святослава, что

□ □

преподобный окончил земные дни: БлговПрьныи же кнПзь^стославъ бП не далече С манастырП блаженааго стоя • и се видП стълъпъ огньнъ до нбсе соущь надъ манастырьмь тПмь • сего же инъ никъто же (не) видП нъ тъкъмо князь Пдинъ • и яко же Пт тог разумЬти прЬставление блаженаго I"24, с- 64б30-64в9"|.

Помимо световой символики следует отметить и перемещение объектов в пространстве. В преподобническом житии Феодосия описано «чюдо □ цркви»"24—с—47в21, которое сначала было явлено разбойникам, желающим напасть на монастырь: и се вънезаап о чюдо бысть страшьно • отъ земля бо въз а тъ с а цр "кы • и съ сущиими въ н е и възиде на

въздусП • яко не мощи имъ дострПлити ш""24—с—4762-91. В описании этого чуда

реализованы мотивы спасения души и прославления божественной силы: блаженыи же

п □

то слышавъ прослави ба спсъшааго я Пт таковыя съмьрьти • онъ же поучивъ я еже □ сп сении д ши • и тако итпусти я славАща и бл годарАща б а о вьсЬхъ сихъ "24, с- 47б25-47в11.

Следующим за этим эпизодом в житии является описание подобного же чуда о церкви,

которое наблюдал один из бояр: и се видП црквь оу Пблака соущу • и въ оужасти бывъ

погъна съ отрокы • хотП видПти кая то Псть цркы • и се яко доиде манастырП блаженаа

ПеПдосия • тъгда же Иному зьрПщю състоупи цркы и ста на своемь мП "24, с- 9-191. Чудо

привело к укреплению веры в боярине: И ШттолП часто приходПше къ нПму • и насыща

сП Пт нПго дховьныихъ тПхъ словесъ • подаваше же и Пт имПния своего на състроП. манастырю "24, с 25-311.

Семантика чудесного при описании трансформации пространства в житиях соотносится со световой символикой или перемещением объектов. Чудеса становятся проявлением божественной воли, утверждением святости. Такие трансформации могут становиться и знаками, которые явлены людям как свидетельства о святых.

Заключение

Таким образом, физическое пространство в житии находится в прямой зависимости от духовной реальности, которое ассоциируется с проявлением божественного. Трансформации физического пространства являются неотъемлемой частью категории пространства в тексте. В житиях они обусловлены библейским контекстом, а их семантика задана идеей святости, реализуемой в текстах, жанровыми и прагматическими задачами.

При описании трансформации пространства в житийных текстах Успенского сборника выделена различная смысловая наполняемость, характеризующая изменение физического пространства: семантика строительства, семантика разрушения, семантика расширения, семантика преображения и семантика чудесного. Эти трансформации физического мира согласуются с целями создания житий и являются способами проя в ле ния бож е ств е нно г о на ч а ла в з е мном мире .

Нельзя не отметить, что типы пространственных изменений характерны для разных подтипов житий: преподобнического, мученического, просветительского. В связи с задачами каждого из подтипов житий изменения в пространстве, будучи сходными, могут иметь разную аксиологическую трактовку, которая задаётся реализацией идеи святости в тексте жития. Семантика строительства в преподобнических житиях становится утверждением святости, проявлением небесного мира в земном, в мученических же оно даётся с пейоративной оценкой и служит предвестием несчастий для святого и христианской ойкумены. Семантика разрушения характерна для мученических житий и реализуетя в топосе разрушения языческих локусов. Семантика расширения крайне тесно связана с идеей распространения святости, что можно отметить в просветительском и преподобническом житиях. Семантика преображения связана с изменением состояний природы, причиной которых является божественная воля. Семантика чудесного у пространственных трансформаций частично перекликается со световой символикой, а также связана с изменением местоположения статичного локуса, что является знаками проявления духовной реальности в житии и перекликается с топикой чудес

В качестве перспектив исследования следует обратить внимание на типологию трансформаций пространства в различных подтипах жития с целью уточнения их значений, на описание библейских контекстов, которые становились первоисточниками для описания пространственных изменений в житиях, и их смысловое наполнение, а также привлечение не рассмотренных в статье житийных текстов для уточнения типологии.

Библиография

1. Башлыкова М.Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 года / М.Е. Башлыкова // Герменевтика древнерусской литературы. 2010. № 15. С. 187416.

2. Бедина Н.Н. Эсхатологический хронотоп жития преп. Феодосия Печерского / Н. Н. Бедина // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 2. С. 8-15.

3- Бедина Н.Н. Эсхатологический хронотоп средневековой русской культуры в служебных и повествовательных книжных текстах: автореферат дис. ... доктора : 24.00.01 / Бедина Наталья Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»], 2020. 44 с.

4. Библия. М.: Издание Московской патриархии, 1988. 1375 с.

5. Дёмин А.С. О художественности древнерусской литературы. М.: «Языки русской культуры», 1998. 848 с.

6. Дёмин А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI-XIII) М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 498 с.

7. Дёмин А.С. Историческая семантика средств и форм древнерусской литературы (источниковедческие очерки). М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. 496 с.

8. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI-первая треть XVII века) / Л. Г. Дорофеева // Герменевтика древнерусской литературы. 2014. № 16-17. С. 9-388.

9. Душечкина Е.В. Нестор в работе над Житием Феодосия. Опыт прочтения текста [Текст] // Труды по русской и славянской филологии. XVIII: Литературо-ведение. Тарту: Тартуский ун-т, 1971. С. 4-15.

10. Живов В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 110 с.

11. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1989. 296 с.

12. Конявская Е.Л. Древнерусский преподобный при кончине / Е. Л. Конявская // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7, № 4. С. 1057-1066.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Коренева Ю.В. Ценность агиографического произведения: лингвокультурологический аспект/ Ю. В. Коренева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 3. С. 8-13.

14. Кузьмина М.Н. Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV-XVII вв: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Кузьмина Мария Константиновна;[Место защиты: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова]. Москва, 2014. 630 с.

15. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: «Языки русской культуры», 1996. С. 239-249.

16. Ранчин А.М. О принципах герменевтического изучения древнерусской словесности. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2001. Июнь. № 2(4). С.69-81.

17. Ранчин А.М. Вертоград златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 576 с.

18. Руди Т.Р. "Яко столп непоколебим" (об одном агиографическом топосе) / Т. Р. Руди // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 55. С. 211-227.

19. Пименова, М. В. Красотою украси: выражение эстетической оценки в древнерусском тексте: филологические исследования. СПб: Филологический факультет СПбГУ; Владимир: ВГПУ, 2007. 415 с.

20. Православное богослужение: в пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн.2: Последование таинства евхаристии. Литургия св. Иоанна Златоуста. 2-е изд., испр. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010. 272 с.

21 Сказания о начале славянской письменности. М.: Наука, 1981. - 200 с. (Памятники

средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы).

22. Смирнова В.В. Чудо как жанрообразующий элемент средневековых религиозных жанров (Житие, пример, видение): специальность 10.01.03 "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Смирнова Виктория Викторовна. Москва, 2006. 254 с.

23. Толкования Священного Писания URL: http://bible.optina.ru/old:ps:032:06 (дата обращения: 7.09.2021)

24. Успенский сборник XII-XIII вв. / изд. подгот. О. А. Князевская, А. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М.: Наука, 1971. 770 с.

25. Фомина М. С. К вопросу о типологии Успенского сборника. // Журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». М.: «Индрик», 2009. №2 (36) С. 77-96.

26. Geitler L. Euchologium. Glagolski spomenik manastira Sinai brda. Zagreb, 1882. 197 p. URL: https://archive.org/details/euchologiumglago00orthuoft/page/6/mode/2up? view=theater (дата обращения: 7.09.2021

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая работа «Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенского сборника)» соответствует целям и читательской аудитории журнала «Litera», название статьи релевантно её содержанию. Структура работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении автор определяет понятие «житие» и отмечает, что важной методологической предпосылкой в разработке анализируемой темы стал анализ формально-смысловой структуры повествования в древнерусских текстах. Основная часть работы включает в себя 6 структурных компонентов, которые отражают смысловую наполняемость, характеризующую изменение физического пространства: 1) трансформации пространства в библейских цитатах; 2) семантика строительства; 3) семантика разрушения; 4) семантика расширения; 5) семантика преображения и 6) семантика чудесного. Автор полагает, что эти трансформации физического мира согласуются с целями создания житий и являются способами проявления божественного начала в земном мире. В заключении формулируются выводы и перспективы исследования. Автор заключает, что физическое пространство в житии находится в прямой зависимости от духовной реальности, которое ассоциируется с проявлением божественного; трансформации физического пространства являются неотъемлемой частью категории пространства в тексте; в житиях они обусловлены библейским контекстом, а их семантика задана идеей святости, реализуемой в текстах, жанровыми и прагматическими задачами. Автор также отмечает, что типы пространственных изменений характерны для разных подтипов житий: преподобнического, мученического, просветительского; в связи с задачами каждого из подтипов житий изменения в пространстве, будучи сходными, могут иметь разную аксиологическую трактовку, которая задаётся реализацией идеи святости в тексте жития. Полученные автором выводы аргументированы и составляют научную новизну исследования. В качестве перспектив исследования автор видит изучение типологии трансформаций пространства в различных подтипах жития с целью уточнения их значений, описание библейских контекстов, которые становились первоисточниками для

описания пространственных изменений в житиях, и их смысловое наполнение, а также привлечение не рассмотренных в статье житийных текстов для уточнения типологии. Библиографический список является достаточно солидным, он состоит из 26 наименований, все они релевантны исследованию и актуальны. Автор соблюдает основные правила цитирования использованной литературы. В целом, статья соответствует основным требованиям, предъявляемым к подобным работам, однако в плане технического оформления работы есть ряд замечаний (опечаток), которые необходимо устранить: 1) «свего»; 2) «жизненый»; 3) «оставиться»; 4) «препосылкой»; 5) «траснсформации»; 6) «отслыка»; 7) «библейкими»; 8) «христинаских»; 9) «задумавает»; 10) «христинаского»; 11) «Констанинополе»; 12) «Тьмутораканский»; 13) «подчёркивет»; 14) «реализуетя». На основе всего вышесказанного можно заключить, что статья «Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенского сборника)» рекомендуется к публикации в журнале «Litera» после устранения указанных замечаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.