Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВО И ЛОКУСЫ В ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕНИЦЫ ФЕОДОСИИ ИЗ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА'

ПРОСТРАНСТВО И ЛОКУСЫ В ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕНИЦЫ ФЕОДОСИИ ИЗ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНСКИЙ СБОРНИК / ЖИТИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ЛОКУС / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильин Борис Борисович

Статья посвящена анализу категории пространства в тексте жития преподобной мученицы Феодосии по Успенскому сборнику. Отмечено, что текст создавался в эпоху иконоборчества, что нашло отражение как в основном сюжете жития, так и в упоминании мест, связанных со знаменитыми иконами той эпохи: образом Халки в Константинополе и иконой в Эдессе. Пространство жития рассматривается в связи с сюжетной организацией и этической категорией, продиктованными спецификой жанра. За основу анализа категории пространства берутся локусные именования - слова или словосочетания, служащие для номинации фрагментов пространства в тексте. Организующим локусом в тексте становится город Константинополь, детализация которого связана с событиями жития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AND LOCUS IN THE LIFE OF THE MONK MARTYR THEODOSIA FROM THE ASSUMPTION COLLECTION

The article is devoted to the analysis of the category of space in the text of the life of the Monk Martyr Theodosia according of the Assumption collection. It is noted that the text was created in the era of rivalry, which was reflected both in the main plot of the life, and in the mention of places associated with the famous icons of that era: the image of the Chalki in Constantinople and the icon in Edessa. The space of living is considered in connection with the plot organization and ethical category, dictated by the specifics of the genre. The analysis of the category of space is based on locus naming - words or phrases that serve to nominate fragments of space in the text. The organizing locus in the text is the city of Constantinople, the detailing of which is associated with the events of the life.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВО И ЛОКУСЫ В ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕНИЦЫ ФЕОДОСИИ ИЗ УСПЕНСКОГО СБОРНИКА»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Пространство и локусы в житии преподобной мученицы Феодосии из Успенского сборника

Ильин Борис Борисович,

аспирант, кафедра истории русского языка и общего языкознания, Московский государственный областной университет E-mail: bilin85@mail.ru

Статья посвящена анализу категории пространства в тексте жития преподобной мученицы Феодосии по Успенскому сборнику. Отмечено, что текст создавался в эпоху иконоборчества, что нашло отражение как в основном сюжете жития, так и в упоминании мест, связанных со знаменитыми иконами той эпохи: образом Халки в Константинополе и иконой в Эдес-се. Пространство жития рассматривается в связи с сюжетной организацией и этической категорией, продиктованными спецификой жанра. За основу анализа категории пространства берутся локусные именования - слова или словосочетания, служащие для номинации фрагментов пространства в тексте. Организующим локусом в тексте становится город Константинополь, детализация которого связана с событиями жития.

Ключевые слова: Успенский сборник, житие, пространство, локус, семантика.

о с

CJ

см <о

Мученическое житие преподобной мученицы Феодосии читается в Успенском сборнике [5, 143а14-146а3] и является переводным текстом с греческого. Кроме Успенского сборника, текст жития встречается в минее-четье (май) начала XVII века из собрания рукописей Троице-Сергиевой Лавры [РГБ Отдел рукописей Ф.304/1 № 676 листы 768-773], в минее-четье на май последней четверти XV века в собрании рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря [РГБ Отдел рукописей Ф.113 № 597 листы 432-438]. Читается в Великих минеях-четьях (РНБ Соф. № 1321. л. 548а-549а), в составе Чудовского собрания (ГИМ № 314. л. 1059-1064), русская традиция не изучена [6, с. 89].

Название, данное этому житию Успенского сбо-ника, не даёт чёткой локализации места. Гораздо важнее в житии указать на время, когда преподобная мученица Феодосия проявляла духовные подвиги: при костднтинЪ кавалинЪ • рекомомъ гнои • [5, 143а18-20]. Речь идёт о последнем из трёх императоров, при котором жила Феодосия - Константине V. Его иконоборческая деятельность оценивалась впоследствии крайне негативно, что отразилось в прозвищах, данных в житии в переводе: Konpwvu^og (Навозник, в славянской традиции -«гноеименитиый», в Успенском сборнике - «рекомомъ гнои») или KaßaAAivog (Лошадник, в славянской традиции передано как «Кавалин») [1, с. 83].

Ввиду отсутствия подробных разборов жития, следует остановиться на историческом комментарии. Жизнь преподобной мученицы Феодосии началась при императоре Феодосии III, которого сменили Лев III (греч. Лeыv, в тексте жития - Леонъ Сурин), а затем его сын Константин V. Последнее императорское имя в тексте самого жития не названо: по-видимому, оно появляется в названии жития, направленного против политики иконоборчества.

Лев III и его сын Константин V были последовательными иконоборцами [2, с. 25]. Мученичество же Феодосии связано с историей иконоборчества в Византии, о чём свидетельствует само содержание, кратко заявленное в названии: образа • ради га" нашего ису ха" • юже юсть сентихальки • [5, 143а120-23].

Название образа (иконы) сентихальки является косвенным указанием на место, в котором будет разворачиваться один из центральных эпизо-

дов. Дело в том, что императорский дворец, помимо основной части, включал парадный вход, называемый Халка, названная так в связи с позолоченной медью (xaÂKÔç) [4, с. 43]. Логично предположить, что первая часть именования сенти-хальки связана с обозначением святости (ср. лат sanctus, фр. saint). В древнерусских рукописях иногда встречается слово «сантъ» как именование святого [3, стлб.259]. Указанная икона находилась в Халке константинопольского дворца, её-то и защищает преподобная мученица Феодосия.

Обратимся к сюжетно-композиционному анализу. Основной текст жития предваряется вступлением, в котором автор объясняет цель и тему своего повествования. Сама повествовательная часть начинается рассказом о семье Феодосии, которая была бездетной, но по внушению святой Анасастии и молитвы матери родила чадо. Вторая часть посвящена отрочеству Феодосии, когда после смерти отца была отдана в монастырь, где выделялась среди прочих добродетелями. История её рождения и отмеченность благодатью являются важными для житийного повествоания топосами.

Феодосия раздаёт оставленное матерью наследство, а также делает из серебра иконы: эпизод, который подчёркивает святость Феодосии и обращает внимание на продиктованный историческими условиями конфликт жития, связанный с иконоборчеством. Эпизод искушения дьяволом тоже несёт двойную функцию: показывая святость Фодосии, он показывает, что причиной дальнейших событий, связанных с уничтожением икон, становится дьявольское наущение. Дьявол говорит Феодосии, что начнёт гонение на христиан, а в следующей части появляется император Леон (Лев), который будет гонителем на защитников икон.

Большое место в тексте жития занимает речь Германа, обращённая к Леону, направленная на защиту икон. Гремана сменяет новый нечестивый патриарх Анастасий, который ввергает в ересь город. Смысловым центром жития становится защита иконы Христа Халки Феодосией и женщинами, вдохновляемыми ею, и их вторжение в патриарший дом с целью осудить Анастасия. После этого даны сцены мучений и смерти Феодосии, а также прославление святой в финале.

Сюжетно-композиционный анализ позволяет выявить характерные для агиографической схемы топосы: чудесное рождение, отличие от сверстниц в отрочестве, искушение дьяволом, подвиг во имя веры, сцены мученичества, чудеса после смерти, прославление в финале. Агиографическая схема направлена на прославление святой, но идея, связанная с иконоборчеством, придаёт цельность житию: Феодосия ценою жизни защищает образ Христа, а защитить его образ есть то же, что защитить самого Христа.

Перейдём к анализу пространственных координат жития. Начало собственно повествования связано с указанием на пространственно-временные характеристики: Въ лъта блгочьстиваго цбрА eew-

досия • въ четвьртою лгъто црствия юго • быс'нъкто моужь в семь бохранимъмь градъ [5, 14366-12].

Лексема «царствие» в приведённом контексте не связана с пространственной семантикой и обозначает 'время правления'. В таком же значении использовано оно и в контексте, связанном с воцарением Льва: по малъхъ же връменехъ црства юго • [5, 1434632-144в1].

Лексема «градъ» обозначает город, место жизни для большого количества людей. Соотносясь с географическим пространством, она указывает на Константинополь, хотя именование города не дано до этого. Важной становится характеристика (бохранимъмь), которая накладывает на локусное именование семантику сакральности, встраивает его в религиозно-этическую парадигму. После изгнания Германа из патриаршего дома лексема «градъ» использована в метонимическом значении: • и видъти блше вьсь градъ въ плачи и въ тоузп> [5, 145а20-22]. Она обозначает 'народ, жителей города, христиан'.

В религиозно-этической парадигме дано и описание императоров. Император Феодосий назван благочестивым: блгочьстиваго цсрл веwдо-сия. Для сравнения отметим, что император Леон - гонитель христиан и иконоборец, противник Феодосия - именуется так: новыи быс валтасаръ [5, 144в1-2], что чётко противопоставляет героев в связи с их отношением к христианству. Кроме того, с появлением Леона в житии начинается время, когда «блше днь тъ • не Днь нъ тьма • и плачь на плачь • и горе на горе» [5, 145а25-26].

К локусным именованиям, характеризующим часть городского или пригородного пространства относится и слово вьсь: • яже црквьная вьсд цсре-ви прЪдасть • в техъ оубо область приимъ мучитель ересьскоую • [5, 145а33-146б3]. Лексема «область» в этом контексте означает власть, местоимение «в техъ» указывает на форму множественного числа в предыдщей фразе и, по-видимому, относится к слову вьсл. Относясь исторически к склонению на *^б, это слово имеет грамматическое значение множественного числа винительного падежа. Прилагательное црквьная согласовано с ним в форме среднего рода множественного числа винительного падежа. Таким образом, вьсь - начальная форма этого слова, а лексема, использованная в тексте, обозначает заселённые людьми местности (поселения? часть городского пространства или вне городского пространства? монастыри?), которые переходят под власть цесаря и на которые распространяется еретичество по велению Анастасия.

Многие локусы, связанные с повествовательной структурой жития, детализуют локус «градъ», под которым подразумевается Константинополь. Среди таких локусов следует выделить дом, в которой жили родители святой. После описания благочестия родителей, их помощи страждущим описано явление Анастасии с указанием их дома: • притекоста къ чьстному дому • стыя и славьныя мч"нцл анастасиа • [5, 143б23-26]. Лексема «домъ»

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

становится указанием места жизни семьи, двух супругов (бытовое пространство), в котором принимают нуждающихся (социальное пространство), совершая таким образом богоугодное дело (сакральное пространство). Этическая оценка даётся ему в связи с благочестивой жизнью супругов. Дом как место жизни семьи снова упоминается в видении матери Феодосии, когда образ с иконы скажет ей: жено иди въ домъ свои [5, 143в7].

Имение не то же самое, что дом. Имение -имущество, а в контексте жития это имущество, оставленное в наследство от матери: мТи юя къ Гоу штиде • оставивъши дъщери своюи вьсе имению свою • [5, 144а2-4]. В это имение, подразумевающее богатство, входит и серебро, из которого Феодосия делает три иконы: икону Христа, икону Богородицы и икону мученицы Анастасии [5, 144а6-14]. Имущество связывается с представлением о земном, непостоянном, временном существовании: • прочею же земьное и тьленьною импник дасть оубогымъ • и въдовицлмъ и сиро-тамъ [5, 144а6-17]. Земное и тленное противопоставлено вечному и небесному, что ассоциируется с молитвой и верой, то есть признанием духовной реальности: сразу после рассказа о розданном имуществе описана непрестанная молитва Феодосии (сама же не престаяше моллщи са яко да победить лоукаваго беса [5, 144а17-20].

Другим константинопольским локусом становится церковь Анастасии, находящаяся в городе, куда мать несёт новорождённую Феодосию, испытывая благодарность Анастасии за явленное чудо:

• въ прежереченоую црквь сТыл хВы мчнцл анастасия принесе ю • [5, 143г3-6]. Церковь понимается как здание для совершения молитв. Дейкти-ческое слово «прежереченоую» отсылает к другому контексту, в котором указано местонахождение церкви: стыя и славьныя мч'нцл анастасиа • юже прилежитькъ мпстоу гЛемомоу • то леомакелии • [5, 143б24-28]. Место расположения иконы, на которую смотрит в видении мать Феодосии и которая говорит с матерью, обозначается через указание на алтарные ворота, находящиеся в церкви:

• ВидЬ очима явЬ иконоу юже стоить близь врать притворныихъ • [5, 143в3-6].

Церковь является сакральным местом - место обращения к богу, выраженное в форме поклонения иконам, что Леон хочет пресечь. Церковь не названа, в житии она становится местом противостояния иконоборца льва и константинопольских христиан. После явления дьявола к Феодосии, который обещает начать гонения на христиан, царь Леон, распрострнявший ереси, приводит в церковь льва, чтобы не допустить поклонения иконам: въведе въ црКвь посреде вьсехъ львооб-разьныи въздру некротъкыи зверь • [5, 143в6-8].

Однако лексема «црКвь» может быть исполь-5 зована и в другом значении - 'вероисповедание', о причём в житии понимаемое как еретическое: ере-£ си въдъхноувъ црКви манихеискыя • паче же рекоу ° июдеискыя [5,144в3-6]. Маловероятно, что в при-ав ведённом контексте подразумевается религиоз-

ная община, так как речь идёт о противостоянии мировоззрений и сближается со значением лексемы рекоу, одно из возможных значений которой -'нечистый дух' [Срезневский, стлб.225].

Пространная речь патриарха Германа, произнесённая в церкви после того, как Леон привёл туда зверя, задерживает развитие действия, однако она развивает конфликт: Герман стремится противостоять иконоборцам, вспоминая Священную историю и объясняя богоданность икон. В своих аргументах он обращается к примерам. Некоторые из примеров связаны с конкретными географическими местами, которые, как и иконы, почитаются святыми: • и шлоукы же еуанГлиста писана икона • ш иерсЛма пречистыя бцА • къ феофилоу

• потомь нероукотвореныи въ едесп • нъ и стии шестыи вьселеныя събори • тако обретъше по-кланАти са повелеша • [5, 144г20-29]. Иерусалим и Одесса - два города, с которыми связано чудесное обретение икон, их именование - способ конкретизации икон. Упоминание об этих городах в аргументации расширяет пространство жития. Если в других случаях важно событие, благодаря которому икона появилась, то в этих случаях связь с местом несомненна. Упомянутый шестой вселенский собор - в первую очередь связан с собранием христианских мужей для решения телогических вопросов. Пространственная семантика находится на периферии значений сочетания слов.

Монастырь становится местом пребывания Феодосии в отрочестве. Поскольку святая родилась по божественному провидению, мать обещает её Богу и потому после смерти отца приводит Феодосию в монастырь, где даёт ей имя, связанное с чудом её рождения (др.-греч. ©еод («Бог») и боаюд (« данный»): • и шьдъши въ манастырь постриже ю • [5, 143г16-17]. Монастырь - это место, в котором присутсвует социальная иерархия (давъши при-ставьници манастырл [5, 143г20-21]), место обучения (да ю накажеть добре стымъ книгамъ [5, 143г21-22]). И вместе с тем - место, посвящённое Богу: неслучайно мать ребёнка, которого хочет посвятить Богу, отдаёт в монастырь.

Другим локусом, важным в связи с событиями жития, является патриарший дом. Это не только место жизни патриарха: будучи связано с христианской верой, оно является частью социального и сакрального пространства. Осквернение этого сакрального пространства происходит тогда, когда Германа, противостоящего Леону ещё в эпизоде со зверем в церкви, изгоняют оттуда: съ ороу-жиюмь посълавъ слоугы въ патриаршьскыи домъ

• бия и оуничьжая изъгнати повеле стГо герьмана [5, 145а11-17]. После защиты иконы Христа Хал-ки женщины, возглавляемые Феодосией, направляются в патриарший дом, чтобы наказать нового нечестивого патриарха Анастасия: • и въскоре текъше постигоша патриаръшьскыи домъ • и камениемь биюще нечьстиваго анастасия • [5, 145а18-22].

Неназванным локусом в житии остаётся часть дворца Халки: для автора жития, по-видимому,

была естественной связь между образом и местом, для переписчиков Успенского сборника она могла быть и неизвестна. В любом случае сакра-лизует место икона, и потому её присутствие задаёт координаты сакрального пространства, которое главенствует над географическим и физическим. Имеет смысл вспомнить о метонимических заменах, когда главный храм в древнерусских рукописях обозначал город, а лоза обозначала землю, на которой выросла; в этом контексте константинопольская икона служит указанием на место: повелъваеть абию влДчьнь образъ ха"ба" нашего • ¡еже стоить образъ сТыи • гЛемыи халки • съвре-щи [5, 145б3-6].

В наказание за защиту образа Христа Халки, а более за оскорбления Анастасий просит наказать Феодосию. Городскими локусами, связанными с местом её наказания и смерти становятся: по-долъ ('нижняя часть города'), в котором детализуется «мЪсто повинныихъ»: они же имъше я вла-чаахоу на подолъ иде же юсть мъсто повиньны-ихъ • да тамо исъкоуть я • [5, 145в5-8]. Следующий за этим локус - «търговище» - не актуализирует функцию, предполагаемую этимоном (тьргь). Лексема может пониматься как 'площадь для торга'. Однако, как это часто бывает в житиях с несакра-лизованными объектами пространства, они утрачивают свою функциональность и социальную приуроченность, становясь местом сакрального действа - совершения подвига за веру: ведлше ю сквозь търговище [5, 145в12]. Последний локус, связанный со смертью Феодосии, - козьль рог: и въступивъ на козьль рогъ • и пръклонивъ сл възл • и одари ю по выи и заръза ю [5, 145в15-17]. Динамика смены микролокусов нарастает в сцене мучений и смерти Феодосии, но как только описание мученической кончины закончено, пространственная локализация становится несущественной. Нахождение мощей Феодосии, которые исцеляют больных, находятся «на мъстъ нарочита» [5, 145в24]. Сама Феодосия символизирует духовное пространство, которое является защищающим и оберегающим верующих: в тексте она названа «обьщехранильница» ('пристанище'), у которого стирается протсранственное значение и на первый план выходит коннотативное значение: «по-добльши сл обьщехранильница и молитвьница родоу нашемоу» [5, 145в29-31].

Пространственная вертикаль концептуально не осмыслена в житии. Лексема «земля» ре-презентует конкретное лекическое значение 'низ' в одном из контекстов, описывающих защиту иконы: мч'нца веwдосия • и твьръдъ въскочивъши и лъствицу съвьрьже • коупьно съ прочими стыи-ми женами • зълааго мЧтлл на землю съвьрьгше и того влачаще съмьрти пръдаша • [5, 145б11-18]. Феодосия оказалась на верху здания, вниз же низвергнуто всё неправое, как и человек, творивший неправденое дело. В минуты страшных земных мучений Феодосию тащат вниз, на подол - нижнюю часть города, в котором этимон 'низ' актуализирован в значении слова.

Вторая часть оппозиции - «верх» - связана с вознесением Христа: • из начала бо по хв'Ъ на нбса вознесении • [5, 144г16-17]. Смерть благочестивых в житии связана с господом, а значит, с небом, куда вознёсся Христос. Смерть матери Феодосии описана так: мти юя къ гу йиде [5, 144а1-2], смерть самой Феодосии: и абию прЪстоую свою дшю приложи въ роуцЪ гни • [5, 145в18-20]. Чем ближе к идеалу святости жизненный путь умершего, тем восторженнее он описан.

Значение 'смерть' может в одном случае выражено группой слов: когда Леон угрожает зверем людям в церкви, он произносит: бысть гробъ и пьрсть грьтань юго • [5, 144в22-23], - в котором группа слов «гробь и пьрсть» обозначает смерть. Лексема «гробь» в этом случае не является локус-ным именованием.

Если первая часть жития напоминает по своим топосам преподобническое житие, то вторая часть собственно и представляет собой изложение жития мученического. Родительский домъ честьныи начальной части повествования противопоставлен патриаршему дому, из которого Германа, защитника христиан, изгоняют, а его место занимает неправедный Анастасий; церковь Анастасии, в которую мать приносит новорождённую Феодосию, противопоставлена церкви, в которой император Леон сажает зверя, чтобы не допустить к иконам; монастырь, в котором обретается преподобная мученица в отрочестве, противопоставлена торжищу, на котором мучают и убивают Феодосию. Противопоставление с его этической оценкой присутствует и в сфере имён: противопставлены Феодосий и Леон, святая Анастасия и неправедный Анастасий.

Сакральное пространство включено в городское пространство, простирается далеко за его пределы. Но именно внутри городского пространства происходит осквернение сакрального: церкви, патриаршего дома, места, где висит икона Христа Халки. Мученичество же Феодосии заключается в защите патриарха и икон, потому что для Феодосии и константинопольских крестьян защитить икону с изображением Христа есть то же, что защитить его самого.

Литература

1. Афиногенов Д.Е. Константин V Копроним // Большая российская энциклопедия. Том 15. Москва, Издательство БРЭ, 2010. - 767с.

2. Луховицкий В.П. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной" Церкви. 2017. Вып. 77. - 257с. - с. 23-40.

3. Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. Р - Я - СПб.: Типография Имп. АН, 1912. - 272 стб.

4. Удальцова З.В. Роль городов и городской культуры в кульрном развитии ранней Византии //

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Византийский временник. Т. 46. - М.: Издательство «Наука» 1986. - 293с. - с. 20-52.

5. Успенский сборник XII—XIII вв. / Изд. подгот. О.А. Князевская, А.Г. Демьянов, М.В. Ляпон. -М.: «Наука», 1971. - 770с.

6. Фомина М. С. К вопросу о типологии Успенского сборника. // Журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» - М.: «Индрик», 2009. - № 2 (36) - с. 77-96.

SPACE AND LOCUS IN THE LIFE OF THE MONK MARTYR THEODOSIA FROM THE ASSUMPTION COLLECTION

Ilin B.B.

Moscow Region State University

The article is devoted to the analysis of the category of space in the text of the life of the Monk Martyr Theodosia according of the Assumption collection. It is noted that the text was created in the era of rivalry, which was reflected both in the main plot of the life, and in the mention of places associated with the famous icons of that era: the image of the Chalki in Constantinople and the icon in Edessa. The space of living is considered in connection with the plot organization and ethical category, dictated by the specifics of

the genre. The analysis of the category of space is based on locus naming - words or phrases that serve to nominate fragments of space in the text. The organizing locus in the text is the city of Constantinople, the detailing of which is associated with the events of the life.

Keywords Assumption collection, life, space, locus, semantics. References

1. Afinogenov D.E. Constantine V Copronym // Great Russian Encyclopedia. Volume 15. Moscow, BRE Publishing House, 2010. - 767s.

2. Lukhovitskiy V.P. Byzantine ecumene in iconoclastic polemics // Bulletin of PSTGU. Series II: History. History of the Russian Orthodox Church. 2017. Issue. 77. - 257s. - from. 23-40.

3. Sreznevsky, I.I. Materials for the dictionary of the Old Russian language on written monuments. T. 3. R - I - SPb.: Typography Imp. AN, 1912. - 272 stb.

4. Udaltsova Z.V. The role of cities and urban culture in the cultural development of early Byzantium // Byzantine time book. T.46. -M.: Publishing house "Science" 1986. - 293p. - p.20-52.

5. Assumption collection of the XII-XIII centuries. / Ed. prepare O.A. Knyazevskaya, A.G. Demyanov, M.V. Lapon. - M.: "Science", 1971. - 770s.

6. Fomina M.S. On the typology of the Assumption collection. // Journal "Ancient Rus. Questions of medieval studies" - M.:" In-drik ", 2009. - № 2 (36) - p. 77-96.

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.