Научная статья на тему 'Древнерусская топонимическая лексика как объект лингвистического изучения'

Древнерусская топонимическая лексика как объект лингвистического изучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
714
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМЫ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ТОПОНИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ТОПОНИМОВ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ТОПОНИМОВ / ПИСЬМЕННЫЕ ТЕКСТЫ КИЕВСКОЙ ЭПОХИ / PLACE-NAMES / OLD RUSSIAN TOPONYMICAL SYSTEM / SUBJECT GROUPS OF PLACE-NAMES / INTERPRETATION OF OLD RUSSIAN PLACE-NAMES / LITERARY MONUMENTS OF KIEVAN PERIOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Елена Николаевна

Статья посвящена актуальному в современной лингвистической науке вопросу изучения топонимического пространства древнерусских памятников письменности Киевской эпохи. На материале исследуемых текстов церковного и светского содержания рассматриваются основные тематические группы древнерусских топонимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Old Russian Toponymic Vocabulary as an Object of Linguistic Research

This article is devoted to the topical question in modern linguistics of Kievan Russia literary monuments research of place-names. On basis of church and secular texts the basic subject groups of Old Russian place-names are considered

Текст научной работы на тему «Древнерусская топонимическая лексика как объект лингвистического изучения»

УДК 811.161.1 '373.21

Соколова Елена Николаевна

Sokolova Elena

ДРЕВНЕРУССКАЯ ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ИЗУЧЕНИЯ

OLD RUSSIAN TOPONYMIC VOCABULARY AS AN OBJECT OF LINGUISTIC RESEARCH

Статья посвящена актуальному в современной лингвистической науке вопросу изучения топонимического пространства древнерусских памятников письменности Киевской эпохи. На материале исследуемых текстов церковного и светского содержания рассматриваются основные тематические группы древнерусских топонимов

This article is devoted to the topical question in modern linguistics of Kievan Russia literary monuments - research of place-names. On basis of church and secular texts the basic subject groups of Old Russian place-names are considered

Ключевые слова: топонимы, древнерусская топони- Key words: place-names, Old Russian toponymical system, мическая система, тематические группы топонимов, subject groups of place-names, interpretation of Old Russian интерпретация древнерусских топонимов, письменные place-names, literary monuments of Kievan period тексты Киевской эпохи

История становления русской топонимической лексики является одной из центральных проблем современной лингвистической науки за счет возросшего интереса к истокам национального самосознания и наличия целого ряда нерешенных вопросов теоретического, методологического и прикладного характера. Отмечается пристальное внимание исследователей к этимологическим интерпретациям географических названий, способам реконструкции картины древних славянских миграций населения и локализации этнических групп, ментальной сущности этноса, поискам его культурных символов, а также выявлению языковых универсалий. До настоящего времени наиболее сложной и многоплановой проблемой является воссоздание единства древ-

нерусской антропонимической, топонимической и этнонимической систем, обнаружение непосредственных связей между собственным именем и ментальными ориентирами.

Применительно к старшей эпохе можно говорить об исторически сложившейся топонимической системе, неоднородной и объединяющей материал нескольких языков (топонимический субстратный слой).

Система географических названий, зафиксированных в письменных текстах эпохи Киевского государства и составляющих их топонимическое пространство - это уникальный по своему составу и характеристикам пласт лексики, связанный с лингвокультурным сознанием языкового коллектива.

В статье рассматриваются названия гео-

графических объектов, зафиксированные в следующих памятниках письменности старшего периода: «Житие» Александра Невского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Хожение» игумена Даниила, «Моление» Даниила Заточника, «Слово» Моисея Выдубицкого, «Слово о полку Игореве», «Житие» Феодосия Печерского, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Житие» Авраамия Смоленского, «Слово и Меркурии Смоленском», «Слово о погибели Русской земли».

В рамках исторической топонимики весьма важным остается вопрос о характере мотивировки географических имен. В качестве конкретных наименований могут выступать как нарицательные, так и собственные имена. При этом круг слов, используемых в качестве географических названий, связан с определенными тематическими группами лексики.

К географическим терминам, являющимся видовыми или родовыми обозначениями географических объектов, относятся кладязь, озеро, море, река, пристанище, верхъ, потокъ, островъ, градъ, градище, градокъ, земля, село, область, страна, гора, ровъ, дебрь, пещера, лесъ, пустыня, поморие, церковь, монастырь, лавра, метохия, врата, столпъ, место, дворъ, гумно, купель и ряд других.

При определенных условиях имеет место превращение нарицательных географических терминов в названия-топонимы: город Горо-децъ (ЖАН), Прилукъ городъ (ПВМ) (название от народного географического термина прилук «край излучины, реки, обрыва»), город Псковъ (ЖАН) (в качестве исходной признается форма Плесков, в основе которой др.-русск. плесъ «колено реки от одной луки до другой»), село Скудельниче (ХИД) (было местом погребения паломников в течение многих веков) и др.

Группа географических названий, возникших на основе природно-ландшафтной лексики, отражает размеры и конфигурацию природных объектов, особенности гидрологии и рельефа, флоры и фауны: Лаче озеро (МДЗ) (название из карел. лаччу «низкий, низменный, мелкий, неглубокий, отлогий», что весьма точ-

но характеризует озеро: оно мелководно, его низменные берега почти со всех сторон окаймлены болотами), Узькое море (ХИД) (древнерусское название Мраморного моря объясняется сходством по форме), река Иж-жера (ЖАН) (из фин. !пкеп «извилистая»), река Хоролъ (ПВМ) (ср. др.-сербск. хрълъ «быстрый»), город Берестье (ПВМ), город Броды (ПВМ) (на границе Руси с Польшей в Волынской земле), город Выдубичи (СМВ), город Лубьны (ПВМ) (название по форме краткого прилагательного от др.-русск. луб «луб, кора, лыко»), город Стародубъ (ПВМ) и ряд других.

Значительную группу в исследуемых источниках составляют названия, имеющие в качестве мотивировочной основы личное имя человека, связанное с именуемым объектом по рождению, роду занятий, отношениям принадлежности и под. (в числе которых множество микротопонимов): Авраамовъ кладязь (ХИД), Давыдовъ кладязь (ХИД), Иаковль кла-дязь (ХИД), ручей Канинъ (СПИ) (в этом названии канин - притяжательное прилагательное от русск. прозвищного имени Каня (птица каня, канюк «сарыч»), город Васильевъ (ЖФП) (расположен юго-западнее Киева, на реке Стугне), город Володимеръ (ПВМ) (Владимир Волынский), Володимеръ, Володимеръ градъ (ЖАН), Володимирь градъ (ЖФП), Константинъ градъ (СЗБ) (Иерусалим), город Гюргевъ (ПВМ), Юрьевъ градъ (ЖАН) (на реке Роси, 1095 г.), город Киевъ, Кыевъ (СПИ, ПВМ, СЗБ), Кыевъ городъ (ЖФП), (ойконим Киев образован из слав. антропонима Кий), Костянтинъ градъ (ЖФП) (Константинополь), город Микулинъ (ПВМ) (расположен в Галицкой области на реке Серете), город Путивль (СПИ) (название в форме притяжательного прилагательного на -]ь- от гипотетического др.-русск. личного имени Путив или Путим), город Ростовъ (ПВМ), Рос-товъ городъ (ЖФП) (традиционно название связывают со слав. личным именем Рост (ср. Ростислав), город Переяславль (ПВМ) (Переяславль Южный был местом княжения отца Владимира Мономаха - Всеволода), город Переяславль (ЖФП), град Переяславль (СПИ)

(название образовано с помощью суффикса -ю- от имени собственного Переяславъ), город Святославль (ПВМ) (местоположение Свято-славля неясно), Туровъ (ПВМ) (Согласно Повести временных лет (под 980 г.), основан неким человеком по имени Туры), город Черни-говъ, Щерниговъ (ПВМ), Черниговъ, Чръниговъ (СПИ) (название происходит от собственного имени Чьрнигъ, производного от чьрнъ «черный»), Зеведева село (ХИД), Исавово село (ХИД), Савы святаго село (ХИД), Александрова земля (ЖАН), Володимирьская оболость (ЖФП), Завулона и Неффалима земля (ХИД) (Завулон и Неффалим - библ. персонажи, двое из 12 детей Иакова-Израиля, чьими именами названы колена Израилевы, каждое из которых получило определенную землю для обитания; эти земли расположены к западу от Галилейского моря), Иосифовъ ровъ (ХИД), Давыдова пещера (ХИД), Илии пророка пещера (ХИД), Иоанна Крестителя пещера (ХИД), Мелхиседекова пещера, Мельхиседекова пещера (ХИД) (название образовано от имени Мелхиседека, царя Салима и «священника бога всевышнего»), Асафатова дебрь (ХИД) (имеется в виду Иосафатова долина, где протекает Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы), Гавриила архангела церковь (ХИД), Герасимовъ монастырь (ХИД), Димитрия святаго монастырь (ЖФП) (Дмитриевский монастырь (Дм. Солунского), построенный киевским князем Изяславом Ярославичем, находился в Киеве, вероятно, на Михайловской горе, невдалеке от Киево-Печерского монастыря), Евфимья святаго монастырь, Еуфимьевъ монастырь (ХИД) (монастырь, выросший вокруг пещеры аскета Евфимия Великого (376477 гг.), прославившегося своей строгой жизнью), Иоанна Златоустаго монастырь (ХИД), Иоанна Предтечи святаго монастырь, Иоанна святаго монастырь, Иоанновъ монастырь (ХИД), Иоанна Предтечи церковь (ХИД), Иосифа святаго церковь (ХИД), Марии святыя бого-родици церковь (СЗБ) (речь идет о Киевской соборной церкви Богородицы, построенной св.

Владимиром вскоре после крещения киевлян, в которой он был похоронен в 1015 г.), Мины святаго монастырь (ЖФП), Михаила архангела церковь (ЖАС) (церковь Михаила-архангела или Свирская (1191-1194 гг.) - являлась княжеским придворным храмом в Смоленске), Николы святаго монастырь (ЖФП), Савы святаго лавра (ХИД), Савы святаго метохия (ХИД) (подворье монастыря св. Саввы, расположенного к юго-востоку от Иерусалима), Софии святая церковь (ЖАН), София святая (СПИ) (имеется в виду Софийский собор в Полоцке), Стефана Первомученика церковь (ХИД), Стефана церковь (ЖФП) (согласно библ. преданию, Стефан - дьякон, который был первым казнен за проповедь христианства во времена римского императора Гая Юлия Цезаря Калигулы), Феодосиевъ монастырь (ХИД), Феодосия монастырь (ЖФП), Феоктиста святаго монастырь (ХИД) (монастырь, основанный в V в. монахом Феоктистом, другом и последователем Евфимия Великого), Харитона святого монастырь (ХИД) (получил свое название от имени Харитона Исповедника (V в.), палестинского монаха), Венияминовы врата (ХИД) (имеются в виду западные ворота Иерусалима), Давыдовъ столпъ (ХИД) (башня, примыкающая к дому или замку царя Давида, цитадель Иерусалима), Диоскоридова баня (ХИД) (принадлежала городскому старейшине Диоскориду), Иоанна Крестителя Христова темница (ХИД), Июдовы тысящи (ХИД) (административное деление, восходящее, согласно Книге Чисел, ко временам завоевания израильтянами Святой земли), Петровское сто (СМС) (Смоленск по корпорациям жителей делился на «концы» и «сотни». «Петровское сто» находилось на правом берегу Днепра в заречной низменной части) и др.

В исследуемых источниках фиксируется ряд географических объектов, отражающих цветовую характеристику в топонимической номинации: Бело озеро (МДЗ) (название озера в пределах современной Вологодской области связывают с белым цветом грунта дна), Синее море (СПРЗ) (в древнерусских памятниках письменности Каспийское море упоминается

под различными названиями, в том числе Синее море (заимствовано у тюрко-монголов, пользовавшихся цветовой ориентировкой), Чермное море (МДЗ) (современное Красное море, расположенное между Африкой и Аравийским полуостровом. Из многочисленных объяснений гидронима наиболее правдоподобно связывающее его с цветовой ориентировкой народов Востока, согласно которой южная сторона обозначалась красным цветом (цслав. чермный - «красный»), город Белая Вежа (ПВМ) (очевидно, имеется в виду г. Белая Вежа на р. Остре), Белъ-градъ (СПИ) (назван так, вероятно, по цвету стен или строений), Красные врата (ХИД), Красный дворъ (ПВМ) (т.е. загородные княжеские дворы, неоднократно упоминаемые в летописи) и др.

Группа отэтнонимных топонимов представлена следующими: Варяжьское море (ЖАН) (современное Балтийское море именуется Варяжским в соответствии с этнонимом варяги), Чюдьское озеро (ЖАН) (от названия фин. племен - чудь), город Муромъ (ПВМ) (от названия финн.-уг. народа мурома), Смо-ленскъ градъ (СМС), Смоленьскъ градъ, Смо-ленескъ градъ (ЖАС), Смолиньскъ, Смо-ленскъ, Смолнескъ (ПВМ) (из слав. этнонима смоляне/смолене), Гречьская земля (СЗБ), Немецкая земля (ЖАН), Половецкая земля (СПИ), Половьцкая земля (ПВМ), Руская земля, Руськая земля (СПРЗ, СПИ), Рускыа (ЖАС), Руська (СЗБ), Русьская земля (ХИД, СмС, ПВМ), Хананейская земля (ХИД), Хана-нейское царьство (ХИД), Угорскыи горы (СПИ), Половецкое поле (СПИ), Чешьский лесъ (ПВМ) (Расположен на юг от Эгера, между Богемией и Моравией, в районе водораздела Дуная и Влтавы, Возможно, однако, что под Чешским лесом имеется в виду лес Силезско-Моравских гор) и др.

Следует отметить наличие в источниках культовых топонимов, связанных с христианским вероучением и богослужением: Богоро-дици святыя кладязь (ХИД), Богородица Пиро-гощая (СПИ) (церковь Богородицы Пирогощей находилась в Киеве), Богородици святыя цер-

ковь (ХИД), Богородици святыя церковь (ЖФП), Богородици монастырь (ЖАС) (имеется в виду Богородицкий монастырь на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска), Богородици святыя монастырь (ХИД), Богородици соборная церковь (СМС) (речь идет об Успенском соборе, заложенном в 1101 г. Вл. Мономахом, в котором находилась икона Богородицы Одигитрии, Въскресения святаго церковь, Въскресения церковь, Въск-ресения Христова церковь (ХИД), Въскресения Господня церковь (ХИД), Премудрости домъ божии (СЗБ) (здесь упоминается Киевский собор св. Софии, который был заложен Ярославом Мудрым в 1037 г.), Преображения святаго церковь (ХИД), Преображения церковь (ХИД), Рожество святыя богородици (ЖАН) (Подразумевается монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен Александр Невский. До сер. ХVI в. Рождественский монастырь считался первым монастырем Руси, «Архимандритьей великой»), Святая Святыхъ церковь (ХИД) (здесь упоминается мечеть, построенная халифом Омаром I (634-644) на месте древнего иерусалимского храма и обращенная крестоносцами в церковь), Честьна-го Креста монастырь (ЖАС) (Крестовоздви-женский монастырь, около которого позднее была построена церковь Гурия, Самона и Авива), Апостольские врата (ХИД), Пупъ земли, Пупъ земныи (ХИД) (место за алтарем храма Воскресения господня, - середина. Основанием для такого названия служат слова 73-го псалма: «спасение посреди земли», и фраза библ. книги Иезекииля: «Это - Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него -земли»), Боголюбиво (ЖАН) (бывшая резиденция Андрея Боголюбского, недалеко от Владимира), город Боголюбиво (МДЗ) (во Владимиро-Суздальской земле, совр. с. Боголюбово) и под.

В системе топонимов старшего периода русской письменности фиксируются знаковые компоненты «великий», «малый»: Великое море (ХИД) (Совр. Средиземное море. В русской традиции именования великое («большое»)

подчеркивает его размеры), Донецъ Малыи (СПИ) (Судя по многочисленным исследованиям, в Древней Руси Северский Донец именовался Доном, а Донцом или Малым Донцом, возможно, называли реку Уды. Несмотря на общность основных географических ориентиров, у древнерусских авторов могли быть различные системы географических представлений.), Донъ Великыи (СПИ) (имеется в виду среднее течение р. Донец), Антиохия Великая (ХИД), Антиохия Малая (ХИД), Ираклия Великая (ХИД) (Гераклея или Ираклия во Фракии).

Единичны в исследуемых текстах примеры метафоризации топонимов: Дышючее море (СПРЗ) (Дышащее море - это Белое море и Северный Ледовитый океан. Названы «дыша-

1. ЖАН - Житие Александра Невского. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.:Худ. лит., 1981. -С. 66-105.

2. ЖАС - Житие Авраамия Смоленского. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: XIII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Худ. лит, 1981. -С. 66-105.

3. ЖФП - Житие Феодосия Печерского. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Х-ХН в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.:Худ. лит., 1978. -С. 304-391.

4. МДЗ - Моление Даниила Заточника. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева.

- М.:Худ. лит, 1980. - С. 389-400.

5. ПВМ - Поучение Владимира Мономаха. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Х-ХН в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.:Худ. лит., 1978. -С. 392-413.

6. Поспелов, Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь / Е.М. Поспелов -М.: Русские словари: Астрель: Аст, 2002. - 512 с.

7. СЗБ - Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. Древнерусский текст. Первая редакция «Слова». (Список С-591) // Молдован

щими» из-за больших приливов и отливов), Сновь, Сновьская река (ХИД) (река в Черниговской области (название от глагола «сновать»), берущая начало в окрестностях г. Ста-родуба и впадающая в Десну).

Древнерусские памятники письменности Х1-Х111 вв. фиксируют значительное число топонимических единиц, хранящих в себе ценную информацию о жизни различных народов, отражающих степень охвата территорий, известных русским и значимых для их языкового сознания. В связи с этим можно говорить об определенных культурно-языковых намерениях авторов в употреблении топонимов, служащих не только пространственным ориентиром, но и знаковыми именованиями мировосприятия. _________________________________Литература

А.М. Слово о законе и благодати Илариона. - Киев, 1984. - С. 78-100.

8. СМВ - Слово Моисея Выдубицкого. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева.

- М.:Худ. лит, 1980. - С. 409-412.

9. СМС - Слово о Меркурии Смоленском. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.:Худ. лит., 1981. -С. 66-105.

10. СПИ - Слово о полку Игореве. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Худ. лит, 1980. - С. 373-388.

11. СПРЗ - Слово о погибели Русской земли. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.:Худ. лит., 1981. -С. 66-105.

12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка в 4 т. / М. Фасмер; Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - СПб.: Азбука, Издательский центр «Терра», 1996. - Т. 1-4.

13. ХИД - Хожение игумена Даниила. Древнерусский текст // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева.

- М.:Худ. лит, 1980. - С. 25-116.

Коротко об авторе________________________________________________________________Briefly about author

Соколова Е.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры об- Sokolova E, Ph. D. (Philology), Assistant Professor of Gen-щего языкознания, Тюменский государственный универ- eral Linguistics Department, Tyumen State University ситет (ТюмГУ) [email protected]

Научные интересы: история русского литературного языка, историческая ономастика и лексикология

Scientific interests: the history of the Russian literary language, historical onomastics and lexicology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.