Научная статья на тему 'Трансформации организационного принципа открытости публичной власти в контексте формирования информационного общества в России'

Трансформации организационного принципа открытости публичной власти в контексте формирования информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / PUBLIC POWER / GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY / OPENNESS / CIVIL SOCIETY / PRINCIPLES OF GOVERNMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаева Татьяна Викторовна, Афанасьева Алина Владимировна

В статье показана роль государства и институтов гражданского общества в реализации принципа транспарентности власти, намечены пути их взаимодействия в процессе формирования информационного общества в России с упором на правовую составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL PRINCIPLE OF PUBLIC AUTHORITIES OPENNESS IN THE CONTEXTOF THE INFORMATION SOCIETY FOUNDATION IN RUSSIA

The article describes the role of the state and civil society in the implementation of transparency principle in government, the ways they interact in the process of the information society development in Russia – the focus is on the legal component.

Текст научной работы на тему «Трансформации организационного принципа открытости публичной власти в контексте формирования информационного общества в России»

УДК 342

ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

© Касаева Татьяна Викторовна

кандидат юридических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Ш kasayev@rambler.ru

©Афанасьева Алина Владимировна

преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Ш alina-afanaseva8i@mail.ru

В статье показана роль государства и институтов гражданского общества в реализации принципа транспарентности власти, намечены пути их взаимодействия в процессе формирования информационного общества в России с упором на правовую составляющую.

Ключевые слова: публичная власть, глобализация, информационное общество, открытость власти, гражданское общество, принципы деятельности государственных органов.

Ф

нормирующееся в России информационное общество создаёт особую среду, в которой осуществляется деятельность государства. Реформы, проводимые под влиянием глобализации, трансформируют общество, в его обычном понимании, - в информационное. Глобализация, реальные возможности информационных и телекоммуникационных технологий создают модели сетевых связей и процессов развития во всех областях жизни общества. Вся система организации, управления и жизнеобеспечения должна изменяться с учётом этих причин и условий. Информационное общество должно быть гражданским, социальным, демократическим и сильным. Обеспечить прогресс возможно, лишь обладая широким спектром теоретических знаний и практических навыков, информацией, умением применять их на практике [1].

Особое значение в создании информационного общества принадлежит государству, публичной власти. Многие рычаги сосредоточены в институте «электронное государство». Важную роль в обеспечении права граждан на доступ к ин-

формации о деятельности органов государственной власти сыграли: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённая Постановлением Правительства РФ; Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Последним нормативным правовым актом был утверждён Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Программа, в частности, включает задачи обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создания предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования и информационно-коммуникационных технологий. Она определила основные приоритеты, принципы

и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления и административной реформы. Программой предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государственных информационных ресурсов не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях (посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий). Таким образом, можно констатировать: формируется тенденция ухода от исторически сложившейся практики деятельности государственных органов. Однако этот процесс протекает неравномерно [2, с. 317].

Гражданское общество, составляющие его основу граждане, семья, партии, СМИ, бизнес-структуры не должны противостоять государству, а призваны взаимодействовать в форме сотрудничества и дискуссий позитивного, конструктивного характера и постепенно включаться в сетевую систему инфокоммуникаций.

Препятствием на пути взаимопонимания государства и гражданского общества является информационный барьер. В сложившейся ситуации государство не может в полной мере выполнять управленческие функции, а гражданское общество - в полной мере реализовать самоуправленческий потенциал. Повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти напрямую связано с обеспечением открытости, доступности для граждан, а также полезного результативного взаимодействия с институтами гражданского общества.

В современном российском политическом лексиконе понятие прозрачности (транспарентности) власти имеет несколько значений. Его используют, когда хотят подчеркнуть превалирование корпоративных интересов над общенациональными. В данном контексте установление прозрачности власти означает повышение уровня её публичности, открытости, особенно в сфере принятия важных политических решений.

Требование прозрачности может исходить от самой власти. В этом случае оно обращено к бизнес-структурам с предложением перейти от системы индивидуальных договорённостей к открытым универсальным правилам взаимодействия, имеющим юридическое оформление. В эту парадигму входит характер организации коммуникации власти и общества. При этом базовой установкой является способность власти реагировать на общественные запросы

и в определённой мере оказывать влияние на их формирование.

Сегодня исполнительная власть располагает огромными ресурсами: правовыми, информационными, экономическими, техническими, организационными, человеческими и др. Её специфика проявляется в распространении на обширные территории и контингенты людей, требует постоянного внешнего контроля со стороны иных государственных структур, а также институтов гражданского общества. Принципиальным шагом в установлении чёткого гражданского контроля над властью является информационная прозрачность, открытость и доступность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В контексте изложенного значение средств массовой информации трудно переоценить. Порядок получения сведений о деятельности государственных органов средствами массовой информации регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации» [3, 2009. № 7. Ст. 878]. В соответствии со ст. 38 этого Закона «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Повышая уровень информированности граждан по какой-либо проблеме, одновременно разъясняя её важность для широких слоёв населения, СМИ не только привлекают к ней внимание масс, но и активизируют её обсуждение гражданами, способствуют выработке общественного мнения.

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что сегодня оно располагает целым рядом нормативных актов федерального уровня, которые обеспечивают доступ граждан к информации либо регулируют смежные этой области отношения. Однако они не всегда согласуются между собой. В соответствии с внесёнными в Закон РФ «О средствах массовой информации» изменениями (ч. 3 ст. 38) [3, 2009. № 7. Ст. 778], государственным органам, а также органам местного самоуправления необходимо предоставлять информацию о своей деятельности по запросам редакций. Данная формулировка, по мнению учёных, является неконкретной. Неизвестно, каким сроком при предоставлении информации о своей деятельности будут руководствоваться чиновники - семидневным, установленным Законом «О средствах массовой информации», или тридцатидневным согласно Федеральныму законому «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3, 2009. № 1. Ст. 776].

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Наряду с правами Конституция РФ устанавливает обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24). Права и обязанности в обозначенной сфере конституционно закреплены, но вместе с тем механизмы их реализации выражены не достаточно чётко. В связи с этим в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3, 2006. № 31. Ст. 3448], конкретизирующий право на доступ к информации и обязывающий Правительство РФ разработать процедурные вопросы. Данный нормативно-правовой акт регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию общедоступных информационных систем, а также право граждан и организаций обжаловать действия и решения указанных структур, направленные на ограничение их права на доступ к информации.

В 2006 г. был принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3, 2006. № 19. Ст. 2060], в том числе регламентирующий процедуры работы с заявлениями, представляющими собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод. В этом же году Федеральный закон «О персональных данных» [3, 2006. № 31. Ст. 3451] упорядочил доступ физических лиц к информации о себе.

В 2007 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект уже упомянутого Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Проект был одобрен и принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении ещё 18 апреля 2007 г. 9 февраля 2009 г. Президентом России Д. А. Медведевым данный Федеральный закон был подписан. Его основные цели - это обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан РФ и структур гражданского общества о деятельности власти на государственном и местном уровнях.

Как показала практика, и это также отмечается в литературе, закон, наряду с достоинствами, имеет и некоторые недостатки [3, 2008. № 52. Ст. 6217 с. 127]. Так, приведённая в п. 1 ст. 13 формулировка «Информация о деятельно-

сти государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит...» представляется «размытой». Нечёткий, расплывчатый характер этой нормы лишает закон ожидаемой от него эффективности. В нём не указывается, какие сведения должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, но закрепляется перечень сведений, которые могут быть там размещены.

Отдельного рассмотрения требует механизм контроля и надзора за исполнением закона государственными органами и органами местного самоуправления. Так, контроль над обеспечением доступа к информации осуществляют руководители тех же самых органов. Это представляется не совсем верным. Общие полномочия по надзору за соблюдением Закона возлагается и на прокуратуру, но, учитывая загруженность прокуроров, можно предположить, что надзор будет не достаточно эффективным.

Вопросы возникают и по отношению к п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В данной статье указано, что если федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учётом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что приоритетом в вопросах доступа к информации данный Закон не обладает. Тем не менее подробный анализ позволяет сделать вывод, что действительно впервые законодательно предоставляется возможность доступа различным институтам гражданского общества к ранее закрытым источникам информации.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [4] призван внести свою лепту в реализацию принципа открытости власти. Одно дело, как справедливо подмечено, опубликовать интервью с журналистом, на которое его собеседник согласился добровольно и сказал перед камерой лишь то, что он считает нужным, умолчав об обстоятельствах, огласки которых он не желает. И совершенно иное, когда журналист использует показания, данные в зале суда свидетелем или потерпевшим, предупреждённым об ответственности за уклонение, отказ от дачи

показаний и за дачу ложных показаний. Отсюда, при решении вопроса о допуске журналиста на судебное заседание, судье приходится делать непростой выбор между общественным интересом к информации и интересами гражданина, которому не все равно, как он будет выставлен не публичное обозрение в средствах массовой информации.

Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию. Зная официальную точку зрения государства, её можно будет анализировать, сравнивать с другой информацией, подвергать сомнению и критике. Органы власти, которые обязаны рассказывать о своей деятельности в режиме онлайн, вынуждены становиться более ответственными по отношению к исполнению своих функций и обязанностей. Вследствие этого обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам позволяет повысить уровень социальной защищённости граждан, а также придать бизнесу большую степень стабильности и эффективности и снизить коррупцию во властных структурах.

В системе арбитражных судов, как отмечает В. В. Путин, сегодня создана единая открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Необходимо возрождение «судебной» журналистики. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных решений и публикации стенографических отчётов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Где мотивировка судьи продиктована не совсем понятной и прозрачной логикой [5]. По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне «открытости» или «закрытости» государства, доступности для граждан информации из государственных информационных ресурсов, прозрачности управленческих решений и процедур, а также предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.

Необходимо усилить взаимодействие судов со средствами массовой информации: осуществлять подготовку и предоставление журналистам справочно-информационных

Библиографический

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 [Текст] // Российская газета. - 2008. - № 34.

2. Административная реформа в России: федерация и регионы. Уровни [Текст] : монография / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Ин-т государства и права, Сарат. фил., Науч.-избират.

'¿¿Ж

материалов, пресс релизов; ввести в практику выступления в СМИ представителей судов, судебного департамента; ввести обязанность отвечать на запросы СМИ; публиковать для широкого обозрения отчёты о деятельности каждого суда. Публикация в интернете судебных актов - важнейший элемент общественного контроля за деятельностью суда.

Эффективность «работы» принципа открытости власти затрагивает проблемы самого широкого охвата состояния законодательства в целом, процедур и порядка законотворческой деятельности. Анализ информационного законодательства обязывает не только добиваться качества нормативных правовых актов, но и понимать, как законы и иные акты работают, почему так часто происходят сбои. Динамичность и непрерывность процесса технологического обновления и, конечно же, не совсем точное улавливание сути проблем приводят к тому, что уже принятые законы и другие правовые акты часто изменяются и дополняются.

И тем не менее можно с уверенностью сказать, что в России необходимый «фундамент» информационного общества заложен. Процессы формирования информационного законодательства в части гарантий свободы слова и информации, транспарентности власти, доступности форм предоставления данной информации для рядового гражданина вне зависимости от его финансовых и физических возможностей должны получить дальнейшее развитие.

Правовое информационное общество требует системного видения такой цепочки, как право-закон-законность-справедливость-правосознание.

Весьма важной представляется научная разработка проблемы взаимозависимости параметров информационного общества и общества демократического. Формы и смысл демократии находятся в диалектическом движении так же, как и само общество. Институты демократии органически связаны с гражданским обществом, его состоянием, зрелостью и способностью взять на себя ответственность за решение проблем социума.

Материалы поступили в редакцию 27.03.2012 г. список (References)

1. Strategija razvitija informationnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii : utv. Prezidentom RF 07.02.2008 № Pr-212. Rossijskaja gazeta. 2008. № 34.

2. Administrativnaja reforma v Rossii: federacija i regiony. Urovni [Tekst] : monografija. Tamb. gos. un-t im. G. R. Derzhavina, In-t gosudarstva i prava, Sarat. fil., Nauch.-izbirat. centr pravovoj politiki

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

центр правовой политики субъектов РФ; под ред. А. В. Малько. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. - 395 с. - ISBN 978-5-89016-459-9.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - ISSN 1560-0580.

4. Сусликов С. А. На пути к открытой власти [Текст] // Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. ст. - Вып. 10. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. акад. права, 2009. - ISBN

978-5-7924-0771-8.

5. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России [Текст] // Газета «Коммерсантъ». -2012. - № 20/П (4805).

sub#ektov RF; pod red. A. V. Mal'ko. Tambov. Izd-vo TGU, 2009. 395 s. ISBN 978-5-89016-459-9.

3. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. ISSN 1560-0580.

4. Suslikov S. A. Na puti k otkrytoj vlasti. Konstitucionnoe razvitie Rossii : mezhvuz. sb. nauch. st. Vyp. 10. Saratov. Izd-vo Saratovskoj gos. akad. prava, 2009. ISBN 978-5-7924-0771-8.

5. Demokratija i kachestvo gosudarstva. Vladimir Putin o razvitii demokraticheskih institutov v Rossii. Gazeta «Kommersant». 2012. № 20/P (4805).

УДК 32.1:004

ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

© Овчинников Илья Сергеевич

профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и документационного обеспечения управления, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И Ovchinnicov@ssea.runnet.ru

© Русакова Наталия Александровна

кандидат политических наук, доцент кафедры до-

кументоведения и документационного обеспечения управления, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И nata.rus@mail.ru

В статье анализируется воздействие информационно-коммуникационных

технологий на различные государственные, общественные, коммерческие структуры и институты.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, управление, акторы, трансформации, властные полномочия.

Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки, подчеркивает революционную роль ИКТ в обеспечении взаимодействия правительства и гражданского общества, направленного на достижение взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста

и повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления. Одно из положений Хартии включает «.активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.