Научная статья на тему 'К вопросу о правовой природе гражданского общества и его влиянии на местное самоуправление'

К вопросу о правовой природе гражданского общества и его влиянии на местное самоуправление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белоусов Евгений Иванович

Статья посвящена исследованию правовой природы гражданского общества, а также форм его взаимодействия с местным самоуправлением. Основной целью работы является рассмотрение различных теоретических позиций о природе гражданского общества, а также выявление проблем взаимодействия его институтов с органами местной власти. По результатам работы автор делает определенные теоретические и практические выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE LEGAL NATURE OF CIVIL SOCIETY AND ITS IMPACT ON LOCAL GOVERNMENT

The article investigates the legal nature of civil society, as well as the forms of its cooperation with the local government. The main purpose of the work is to examine the various theoretical positions on the nature of civil society, as well as the study of the problems of interaction of its institutions with local authorities. As a result, the author makes some theoretical and practical conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой природе гражданского общества и его влиянии на местное самоуправление»

Белоусов Е. И.

т

УДК 342.55

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЛИЯНИИ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ*

Белоусов Евгений Иванович,

аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: belashik_777@mail.ru

Статья посвящена исследованию правовой природы гражданского общества, а также форм его взаимодействия с местным самоуправлением. Основной целью работы является рассмотрение различных теоретических позиций о природе гражданского общества, а также выявление проблем взаимодействия его институтов с органами местной власти. По результатам работы автор делает определенные теоретические и практические выводы.

Ключевые слова: гражданское общество; демократия; институты гражданского общества; местное самоуправление; общественные объединения; органы местной власти; публичная власть.

Одним из основных векторов развития отечественного государства на современном этапе его развития является повышение эффективности публичной власти. В свою очередь власть не может быть эффективной, если государственные и муниципальные органы будут принимать свои решения без учета мнения населения и иных общественных структур. И здесь нужно отметить повышение роли гражданского общества в лице его институтов в процессе осуществления публичной власти.

Полагаем, что данные вопросы имеют особую актуальность на уровне местного самоуправления как самостоятельном и независимом элементе отечественной публичной власти. Отмечается, что от эффективности функционирования общественных институтов на муниципальном уровне зависит развитие демократии и гражданского общества в современной России [8, с. 62]. С этих позиций научный интерес вызывает исследование правовой природы гражданского общества, а также его роли в развитии местного самоуправления.

Природа гражданского общества являлась объектом изучения многих западноевропейских и российских ученых на протяжении длительного периода. Результатом этого стало появление большого количества подходов к сущности гражданского общества, что объясняется сложностью и многогранностью обозначенного понятия. Рассмотрим основные точки зрения ученых по данному вопросу.

Например, М. В. Баглай рассматривает гражданское общество как независимое от государства и стоящее над ним, основанное на признании свободы и инициативы граждан и их объединений в политической и экономической сферах [1, с. 16]. Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин называют гражданское общество системой независимых и самостоятельных от государст-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138.

ва общественных институтов и отношений, обеспечивающих реализацию частных интересов [12, с. 59]. В. Н. Влазнев, подчеркивая самостоятельность гражданского общества, обращает внимание на развитость экономических, политических, правовых, культурных отношений между его членами, что обеспечивает независимость от государства [5, с. 28]. Таким образом, указанные ученые рассматривают гражданское общество как независимую и автономную от государства систему.

М. В. Михайлов считает, что государство воздействует на общество посредством демократических политических институтов, а общество на государство - через демократические рычаги, такие, например, как выборы [13, с. 65]. Приведенная точка зрения свидетельствует о понимании гражданского общества как равноправного партнёра государства.

С. В. Калашников определяет гражданское общество как целостную систему взаимосвязей и отношений, объединяющих граждан [11, с. 67]. В. Д. Перевалов отмечает, что именно благодаря внутренним источникам гражданское общество не только развивается, но и ограничивает злоупотребление властью государством [14, с. 92]. Представляется, что данные авторы понимают гражданское общество как саморазвивающуюся и самоуправляемую систему.

Н. С. Бондарь, говоря о гражданском обществе, отмечает важность признания таким обществом требований справедливости, недопустимости произвола и насилия [2, с. 27-29]. А. Б. Венгеров подчеркивает связь гражданского общества с государством, обеспечивающую правосудие и справедливость [4, с. 613614]. Приведенные позиции позволяют рассуждать о гражданском обществе как сложившемся порядке отношений, основанных на требованиях справедливости.

В целом полагаем возможным согласиться с обозначенными мнениями и выделить ряд основных

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

характеристик гражданского общества, объединяющих разные подходы. Гражданское общество, на наш взгляд, необходимо рассматривать как независимую, отделенную от государства систему, существующую в политической системе общества, обеспечивающую баланс государственных, общественных и частных интересов на основе принципов взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и государства между собой, основанную на принципах индивидуальной свободы личности, верховенства прав и свобод человека и гражданина, ограничения государственной власти.

Как уже отмечалось, особенно важным является повышение роли гражданского общества на уровне местного самоуправления. На муниципальном уровне власти функционирует значительное количество институтов гражданского общества, к которым относят общественные объединения, средства массовой информации, общественные палаты, общественные советы, добровольные народные и пожарные дружины, профсоюзы, благотворительные организации [7, с. 7172]. При этом одним из базовых институтов гражданского общества на местном уровне являются общественные объединения [6, с. 66].

Совершенствование механизмов функционирования общественных объединений и других институтов гражданского общества на муниципальном уровне власти невозможно без реформирования действующего законодательства, регламентирующего данные общественные отношения. В этой части заслуживают внимания предложения Н. С. Вавилова и Т. Н. Ми-хеевой о дополнении законодательного перечня вопросов местного значения полномочиями по организации поддержки институтов гражданского общества, а также закреплении общественных структур в качестве возможных инициаторов проведения собраний граждан [3, с. 192].

Нельзя не отметить предложения о необходимости придания общественным объединениям статуса субъекта общественного контроля на муниципальном уровне, закрепления в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретных случаев проведения местными общественными объединениями общественных проверок деятельности органов местного самоуправления по наиболее значимым вопросам местного значения [9, с. 36-37], наделения общественных объединений возможностью выступления с правотворческой инициативой по вопросам принятия муниципальных правовых актов, а также правом инициировать публичные слушания [8, с. 64].

Представляются правильными выводы об обязательности создания при исполнительно-распорядительных и представительных органах муниципальной власти городских округов, городских округов с внут-

ригородским делением, муниципальных районов общественных советов, объединяющих представителей местных общественных объединений и иных общественных структур [10, с. 11].

Таким образом, в настоящее время особенно назрела необходимость законодательного совершенствования статуса институтов гражданского общества, включая общественные объединения, на уровне местного самоуправления. Кроме того, корректировки и дополнения требуют формы взаимодействия общественных структур с органами муниципальной власти. Все это будет способствовать развитию России как демократического государства с эффективным гражданским обществом.

Литература

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. 784 с.

2. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004. 352 с.

3. Вавилов Н. С., Михеева Т. Н. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне. М.: Юрист, 2016. 224 с.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

5. Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 200 с.

6. Горнев Р. В. Некоторые проблемы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл // Альманах современной науки и образования, 2015. № 4 (94). С. 66-68.

7. Горнев Р. В. Общественные объединения как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Гласность и открытость местного самоуправления: актуальные теоретические и практические вопросы: материалы научно-практического «круглого стола» от 18 декабря 2015 года / под ред. Д. С. Михеева. Йошкар-Ола, 2015. С. 71-76.

8. Горнев Р. В. Правовые формы взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015. № 2 (52), часть 1. С. 62-64.

9. Горнев Р. В. Проблемы осуществления общественными объединениями общественного контроля на муниципальном уровне // Марийский юридический вестник, 2015. № 2 (13). С. 35-37.

10. Горнев Р. В., Михеева Т. Н. К вопросу о формировании общественных советов при органах местного самоуправления // Российская юстиция. 2015. № 8. С. 9-11.

11. Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 447 с.

12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2008. 587 с.

13. Михайлов М. В. Российское общество и государственность: некоторые вопросы их соотношения: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 187 с.

14. Перевалов В. Д. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2002. 616 с.

Хайруллин Р. Р.

m

E. I. Belousov

TO THE PROBLEM OF THE LEGAL NATURE OF CIVIL SOCIETY AND ITS IMPACT

ON LOCAL GOVERNMENT

The article investigates the legal nature of civil society, as well as the forms of its cooperation with the local government. The main purpose of the work is to examine the various theoretical positions on the nature of civil society, as well as the study of the problems of interaction of its institutions with local authorities. As a result, the author makes some theoretical and practical conclusions.

Key words: civil society; democracy; institutions of civil society; local government; public associations; local authorities; public power.

BELOUSOV Evgenii Ivanovich - graduate student of the department of constitutional and administrative law of Mari State University, Yoshkar-Ola E-mail: belashik_777@mail.ru

УДК 342.5

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Хайруллин Рамис Рамилевич,

аспирант кафедры конституционного и административного права ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань. E-mail: ramis3333@mail.ru

В статье проводится анализ нормативно правовых актов, затрагивающих правовые основы реализации принципа открытости деятельности госорганов власти РФ, отмечаются имеющиеся пробелы в правовом регулировании и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: правовые основы, принцип открытости, органы государственной власти, граждане.

Идея создания конституционного правового государства в Российской Федерации способствовала становлению ряда новых конституционных принципов функционирования органов государственной власти. Важные изменения произошли в отношении одного из основополагающих начал организации и деятельности органов государственных власти, а именно конституционного принципа открытости (транспарентности), который рассматривают как определяющий в организации процесса функционирования органов государственной власти. Для правового и демократического государства вопрос об открытости и прозрачности власти является первостепенным. В связи с этим указанный принцип обретает особое значение и в аспектах организации деятельности органов государственной власти, что прежде всего связано с проблемой открытости и доступности информации о работе органов государственной власти. Именно поэтому современные российские ученые стали говорить о существовании нового принципа -конституционного принципа открытости органов государственной власти.

Действительно, открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти РФ выступают главными индикаторами эффективности их функционирования при осуществлении установленных полномочий, а также значимым связующим звеном реализации стабильной и качественной связи между гражданами и органами государственной власти.

Информационная открытость власти дает возможность гражданам получать адекватное понимание и формировать собственное суждение о состоянии российского общества и органах публичной власти, усиливает эффективность и действенность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В юридической литературе объективно отмечается, что «информационная открытость деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности» [6, с. 4]. А. Е. Чуклинов подчеркивает, что «открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.