Научная статья на тему 'Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета'

Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1280
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNICAL UNIVERSITY / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна

В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности технического университета в современном образовательном контексте. Особое внимание уделяется трансферу технологий как решающему фактору развития этой деятельности. В связи с этим анализируются основные цели и задачи Центра трансфера технологий, представляющего ключевой элемент инфраструктуры технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technical university innovative activity in the modern educational context is considered in the paper. Special attention is paid to the technology transfer as the major factor of the innovative development. In connection with this the purpose and goals of the transfer technology centre in the modern technical university infrastructure is analyzed.

Текст научной работы на тему «Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета»

И.Э. Ярмакеев // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С. 41 - 45.

15. Читалин Н.А. Образование и бизнес: партнеры или соперники? // Среднее профессиональное образование. Москва. -2008 - №6. - С. 2-3.

16. Читалин Н.А., Анисимова Т.И. Фундаментализация образования учителя математики// Казанский педагогический журнал. 2005. - №3. - С. 27-30.

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С.П. Фирсова

В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности технического университета в современном образовательном контексте. Особое внимание уделяется трансферу технологий как решающему фактору развития этой деятельности. В связи с этим анализируются основные цели и задачи Центра трансфера технологий, представляющего ключевой элемент инфраструктуры технического университета.

Ключевые слова: технический университет, инновация, инновационная деятельность, трансфер технологий

Technology transfer as the factor of the technical university innovative development. The technical university innovative activity in the modern educational context is considered in the paper. Special attention is paid to the technology transfer as the major factor of the innovative development. In connection with this the purpose and goals of the transfer technology centre in the modern technical university infrastructure is analyzed.

Key words: technical university, innovation, innovative activity, technology transfer.

В контексте концепции человечес- образования определяется следующи-

кого капитала, разработанной ЮНЕС- ми общемировыми тенденциями:

КО, система образования определяется 1) усиление процессов глобализа-

как важнейший фактор, детерминирую- ции образования, которое проявляет-

щий уровень развития страны. Соглас- ся в развитии международного рынка

но указанной концепции человеческий образовательных услуг, усилении ака-

капитал оказывает непосредственное демической мобильности, изменении

влияние на экономический рост госу- роли государства в регулировании сис-

дарства и напрямую зависит от качес- темы образования, актуализации эко-

тва образования. номических мотивов интернационали-

В современных социально-эконо- зации;

мических условиях развитие системы 2) усиление международной кон-

куренции, которое характеризуется развитием организаций, предоставляющих новые формы образовательных услуг (корпоративные и виртуальные университеты, телекоммуникационные компании, издательства и медиа-агентства, производители программных и информационных продуктов).

Необходимо отметить, что для российской системы образования также характерны такие тенденции как:

• недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

• недостаточное материальнотехническое обеспечение образовательного процесса;

• низкая заработная плата работников сферы образования;

• несоответствие целям и задачам интенсивного развития системы образования действующего законодательства;

• чрезмерное государственное регулирование финансовых и трудовых отношений в сфере образования;

• несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

На фоне происходящих изменений как внешней среды, так и самих образовательных услуг, вузы должны эволюционировать, перестраивая свои экономические подходы, совершенствуя и заменяя устаревшие организационные структуры, реформируя и трансформируя процессы взаимодействия и коммуникации. Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учрежде-

ний высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Особая миссия в решении этих задач отводится техническому университету.

Современный технический университет представляет интегрирующий образовательный и научный центр, способный удовлетворить широкий спектр запросов современного потребителя в области образования, науки, культуры, представляющий открытую систему для пополнения знаний, развивающийся в многофункциональный открытый университет исследовательского типа.

Необходимо отметить, что технический университет призван стать не только научно-образовательным центром. Он, в силу развития инновационной деятельности, инфраструктуры ее поддержки, установления тесных связей между учебным, научным и инновационными сегментами закономерно трансформируется в особый университетский учебно-научно-инноваци-

онный комплекс, который определяют следующие критерии [1]:

1. Способность вуза не только транслировать, но и генерировать новые знания. Одним из эффективнейших механизмов достижения этой цели являются научные исследования в университете, в которых участвуют как преподаватели, так и студенты.

2. Использование новых знаний не только для подготовки квалифицированных специалистов, но и превращение их в коммерческий продукт.

З.Активное развитие инновационной деятельности, удовлетворение потребностей людей, экономики и социальной сферы страны в инновационных продуктах.

Таким образом, современный технический университет представляет собой научное сообщество, генерирующее новые знания с целью использования их для подготовки специалистов, распространения и превращения в готовый коммерческий продукт, удовлетворяющий потребности отдельных граждан, социальных групп и институтов. Инновационная деятельность в данном случае конвертируется в механизм влияния вуза не только на развитие образования и науки в стране или регионе, но и на экономику, социальную сферу, политику и духовную жизнь. Следовательно, система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. Существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой, возможно за счет создания инновационной инфраструктуры.

Инфраструктура высшего учебного заведения представляет комплекс взаимосвязанных структур, обеспечивающих возможность воспроизводства специалистов в соответствии с перспективами развития региона и страны, а также оптимальное использование кадровых и учебно-методических ресурсов вуза [2]. При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица. Одним из ключевых для успешного решения задач модернизации высшего профессионального образования является такой элемент инфраструктуры как центр

трансфера технологий, определяющий и координирующий инновационную деятельность современного технического университета.

Инновационную деятельность вуза можно определить как системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс. Ядро инновационной деятельности технического университета формирует трансфер технологий.

Трансфер технологий представляет собой процесс передачи технологий, «know-how», оборудования, информации и других материальных и нематериальных источников и носителей знаний с целью извлечения прибыли или получения льгот передающей и принимающей сторонами [3]. Следует отметить, что это вид деятельности, который охватывает такие актуальные понятия как «инновационный менеджмент», «коммерциализация научных разработок», «внедрение изобретений» и включает в себя следующие этапы: фундаментальный теоретический,

исследовательский прикладной, исследовательский технологический,

технологический производственный, маркетинговый. При этом в процесс включены образовательные учреждения, инновационные центры, административные структуры, пресса, банки, различные инвестиционные фонды и вспомогательные производства. Применение термина «трансфер» связано с существенным преобразованием смысла самого процесса. Трансфер предполагает не только передачу информации об инновации, но и ее освоение при активном и заинтересованном участии и источника этой информации (напри-

мер, автора изобретения), и реципиента, приемника и реализатора информации о новой технологии, и конечного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии.

Ключевым понятием процесса трансфера технологий является инновация. Понимая под инновацией результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности, можно выделить несколько видов инноваций [2].

Так, по отраслям науки и техники выделяются технологические, экологические, организационно-производственные, управленческие, военные (военно-стратегические), экономические, социально-политические, государс-

твенно-правовые инновации, а также инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.).

На основании критерия «инновационный потенциал» различают базисные инновации (кардинально меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности), улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда), микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт), псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или усовершенствующие отживший процесс).

По масштабности воздействия и значения выделяют глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами), национальные (имеющие су-

щественное значение только в данном национальном укладе), региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами), локальные (направленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам), точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому) инновации.

На основании определения и предложенной классификации инноваций можно охарактеризовать их основные функции следующим образом:

1) интеллектуальная, направленная на реализацию достижений человеческого интеллекта;

2) модернизирующая, характеризующаяся расширением диапазона товаров и услуг, улучшением их качества;

3) технологическая, связанная с вовлечением в производство новых технологий и производительных сил;

4) адаптационная, ориентируемая на приведение в соответствие структур воспроизводства, структур потребностей и структур внешней среды.

В образовательном контексте особую актуальность приобретают технологические улучшающие инновации регионального масштаба, результати-рующие в получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новых или усовершенствованных технологических процессов, которые могут быть реализованы в процессе трансфера технологий из учебных и научных лабораторий образовательных учреждений.

В связи с этим исследовательский интерес должен быть сосредоточен на основных моделях трансфера техноло-

гий, реализуемых в настоящее время в образовательных учреждениях.

Так, можно выделить прямой трансфер (линейная модель) и опосредованный или межорганизационный трансфер (интерактивная модель) [3,4].

Прямой трансфер предполагает, что вуз и потенциальный покупатель информированы о взаимных интересах и предложениях, знают друг друга и взаимодействуют напрямую. Прямой трансфер технологий осуществляется в следующих формах: разработка технологий в рамках прямых договоров с предприятиями и организациями; торговля лицензиями на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др.; организация научно-инновационных предприятий при вузе.

Опосредованный механизм трансфера технологий предполагает включение в цепочку вуз - предприятие инновационных структур, содействующих расширению информационных обменов и контактов, продвижению научно-технической продукции вузов. При этом обычно выделяют три основных типа межорганизационного трансфера технологий [4]:

1. передача технологии из научных и исследовательских академических и вузовских организаций в отраслевые или ведомственные лаборатории для доработки и доведения до стадии опытного производства;

2. передача технологии на стадии завершения из исследовательских организаций в действующие промышленные фирмы для финишного освоения технологии в промышленном масштабе;

3. передача технологии вновь образованным (специально для этой цели) компаниям.

Координацию и организацию трансфера технологий в образовательных учреждениях осуществляют специально создаваемые центры трансфера технологий. Следовательно, центр трансфера технологий - одна из структур, которые оказывают содействие при движении инновационных разработок от разработчиков к потребителям, способствуют сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами [5]. Таким образом, основная цель Центра - координация, научно-техническое, информационное и нормативно-правового сопровождение научных исследований и разработок, управление практической деятельности по созданию наиболее благоприятной среды, в которой научные идеи реализуются в конкурентоспособную научно-технологическую продукцию. Исходя из основной миссии Центра, можно определить приоритетные задачи его деятельности следующим образом:

• создание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера;

• обеспечение доступа клиентов к информационным базам технологического трансфера и научно-технической информации;

• оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;

• подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;

• организация региональных инновационных структур с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий;

• содействие международному научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.

Ключевое направление деятельности центра трансфера технологий ориентировано на осуществление комплекса мероприятий, направленных на передачу инноваций из сферы их разработки в сферу практического применения, в том числе:

- проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению возможностей реализации инноваций учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, научных и иных организаций;

- выполнение работ в целях обеспечения правовой защиты и введения в гражданский оборот инноваций учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, научных и иных организаций;

- оказание инженерных и консультационных услуг;

- экспертиза инновационных предложений и проектов в сфере наукоемких технологий;

- информационно-аналитические услуги;

- технологический аудит и маркетинг;

- менеджмент и бизнес-планирование инновационных технологий в сфере наукоемких технологий;

- образовательные услуги.

В качестве основных результатов деятельности Центра можно ожидать создание новых квалифицированных рабочих мест, решение проблем интеллектуальной и трудовой занятости студенческой молодежи, создание малых инновационных результатов на основе наукоемкой продукции вуза, на базе которой функционирует Центр, целевое развитие отдельных отраслей промышленности, общее повышение уровня экономического образования преподавателей, сотрудников и студентов вуза,

повышение конкурентоспособности вуза, возрастание возможности интеграции с международным образовательным пространством и рынком.

Соответственно, эффективность деятельности Центра определяется количеством запросов и технологических предложений, эффективность участия в научно-технических выставках, формирование пакетов предложений для отечественных и зарубежных компаний, количество деловых партнеров, коэффициент упоминания в средствах массовой информации.

Таким образом, создание системы исследований и разработок мирового уровня на основе интеграции науки, образования и производства, а также обеспечение коммерциализации и трансфера генерированных в процессе научно-исследовательской деятельности происходит на основе:

• развития научно-исследовательской базы для повышения эффективности генерации новых научных знаний;

• модернизации инновационной инфраструктуры университета, включающей бизнес-инкубаторы, технопарки, малые предприятия для обеспечения трансфера и коммерциализации новых знаний;

• совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации для обеспечения конструктивной инновационной деятельности как в управлении, так и производстве.

При этом основной целью коммерциализации и трансфера технологий является обеспечение лидирующего положения университета в образовательном пространстве в области научно-технических разработок и генерации новых знаний. Достижение данной обеспечит высокую конкурентоспособ-

ность университета в области трансфера технологий и научных разработок, как в стране, так и в мире.

Литература:

1. Соседов Г.А. Экономические отношения системы образования: модеризация в условиях формирования информационной экономики: Автореф. ... докт. эконом. н /Соседов Г.А. - Тамбов, 2010. - 46 с.

2. Фирсова С.П. Развитие инфраструктуры вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования// Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический

опыт: Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной Году учителя /Под науч. ред. Г.В. Мухамет-зяновой. - Казань: Изд-во “Печать-Сервис -XXI век”, 2010. - с. 170-172.

3. Титов В.В. Трансфер технологий. Учебное пособие/Титов В.В.— http// www.innovbusiness.ru/content/document/ от 10.10.2010.

4. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций //Под общ.ред. Н.М. Фонштейна. М.:АХН, 1999. — 296 с.

5. Амарал, А. Университет и технологический трансфер /Амарал, А. — Alma mater. — 1994. — № 3. — С. 26-29

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Т.А. Фугелова

Интеграция России в мировое образовательное и информационное пространство ведет к поиску путей формирования личности специалиста, способного свободно ориентироваться на рынке труда, готового к постоянному обновлению, связанному с потребностью в профессиональном самоопределении, что является предпосылкой самореализации человека в жизни и профессии. Залогом личностного успеха является способность человека к профессиональной мобильности, которая формируется еще на студенческой скамье.

Ключевые слова: профессиональное развитие, самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, профессиональная мобильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Self-determination as a mechanism offorming of professionally mobile specialist.

The integration of Russia and world-wide educational and informational frameworks provokes the search of ways that can form the specialist personality who is able to orientate himself on the labor market; who is ready to update in his professional sphere. All these factors can be considered as a background of human self-realization in the life and profession. Personal success depends on personal ability to be professionally mobile and this ability is formed in his student’s life.

Key words: professional development, updating, self-consciousness, selfdetermination, self-actualization, self-realization, professional mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.