Научная статья на тему 'Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии)'

Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НЕФТЕХИМИЯ / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / INNOVATIVE SYSTEM / PETRO CHEMISTRY / OIL REFINING / PROCESSING OF HYDROCARBONIC RAW MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатина Л. И., Натапова Н. В.

В статье рассматривается инновационная система, анализируется процесс трансфера технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья в Германии, выявляется роль каждого участника данного процесса, выделяются особенности государственного участия в инновационных процессах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the innovative system is considered, process of a technology transfer in the industry on processing of hydrocarbonic raw materials in Germany is analyzed, the role of each participant of the given process comes to light, features of the state participation in innovative processes are allocated

Текст научной работы на тему «Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии)»

УДК 330.341

Л. И. Гатина, Н. В. Натапова

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (ОПЫТ ГЕРМАНИИ)

Ключевые слова: трансфер технологий, инновационная система, нефтехимия, нефтепереработка промышленности по

переработке углеводородного сырья.

В статье рассматривается инновационная система, анализируется процесс трансфера технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья в Германии, выявляется роль каждого участника данного процесса, выделяются особенности государственного участия в инновационных процессах.

Keywords: transfer of technologies, innovative system, petro chemistry, oil refining, processing of hydrocarbonic raw materials.

In article the innovative system is considered, process of a technology transfer in the industry on processing of hydrocarbonic raw materials in Germany is analyzed, the role of each participant of the given process comes to light, features of the state participation in innovative processes are allocated.

«Всесторонняя модернизация экономики -это долгосрочный приоритет развития России, залог ее стабильного, благополучного будущего» - такими словами приветствовал президент России участников национального конгресса «Модернизация экономики России: приоритеты развития» в октябре 2011 года. Невозможно не согласиться со словами президента, однако модернизация для нашей страны не должна означать сокращение отставания в технологическом развитии, а параллельный запуск инновационного механизма и развития национальной инновационной системы. Современные экономики развитых стран черпают ресурсы развития именно в инновациях. Как подсистема экономики, инновационная система фокусируется на инициации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний. Основная задача инновационной системы - вносить вклад в создание прироста экономики посредством научных исследований, получения и накопления знаний, которые особенно востребованы процессами модернизации и обновления системы производства в части технологий и выпускаемой продукции [1].

В связи с распространением нелинейной модели инноваций, стало очевидно, что функция распространения, передачи знаний (инноваций) является столь же важной, как и функция создания инновации. К передаче (трансферу) знаний необходимо относиться серьезно, поскольку от успешности трансфера знаний зависит дальнейшая судьба инноваций и результативность экономической системы в целом. Инновационная политика, проводимая в Германии, нацелена на то, чтобы результаты исследований и знание должны систематически передаваться на рынок в виде новых продуктов и технологий. Поэтому реализация функции трансфера знаний выполняется различными организациями инновационной структуры -университетами, научно-исследовательскими

институтами, исследовательскими подразделениями компаний, финансовыми фондами и

поддерживающими организациями, технопарками, патентными агентствами, государственными

учреждениями, включенными в реализацию инновационной политики. Указанные организации действуют не изолированно друг от друга, от степени их слаженной кооперации и формы управления сетями взаимодействий в инновационной системе зависит результативность ее работы. Современные исследователи инновационных систем указывают на эффективность сетевой формы управления взаимодействиями в инновационных системах, сети позволяют создавать, передавать, модифицировать и распространять новые технологии и информацию с меньшими затратами без особых организационных барьеров, в отличие от бюрократических структур. Межорганизационные сети позволяют проводить все большие потоки знаний и распределять их, интегрируя всё большее число участников инновационного процесса.

Рассмотрим трансфер технологий в сфере нефтехимии и нефтепереработки, осуществляемый в Германии. Германия является развитым в экономическом отношении государством, по многим показателям занимая лидирующие позиции в Европейском Союзе. Нефтехимия, нефтепереработка является одной из передовых отраслей немецкой промышленности, занимающей первое место в экспорте продуктов нефтехимии среди других стран Европейского Союза [2]. Нефтехимическая отрасль тесно взаимосвязана с другими отраслями производства, например, автомобилестроением Германии и других стран Евросоюза. В рамках химической промышленности в настоящее время перспективными направлениями являются нанотехнологии, композиционные материалы и полимеры, биотехнологии, синтетические масла и биодобавки для топлива и др. Не смотря на отсутствие собственных источников углеводородного сырья, федеральное правительство и правительства земель Германии принимают активное участие в поддержке и развитии нефтехимической промышленности.

Германия представляет собой один из наиболее инновационных ландшафтов для развития нефтехимии, 54 университетов имеют химические

факультеты, 24 университета занимаются прикладными химическими исследованиями, 68 исследовательских институтов работают для химической отрасли, многочисленные научно-практические инициативы предприятий и корпораций позволяют Германии оставаться одним из мировых лидеров в сфере исследований в нефтехимии и нефтепереработке [3].

Ядром инновационной системы Германии являются научные организации (исследовательские общества и институты) и университеты, которые непосредственно занимаются научными

исследованиями и разрабатывают инновации - новые продукты, технологии и услуги. В инновационную систему нефтехимической промышленности также входят такие организации, как крупные, средние и мелкие предприятия, технопарки (химические парки) и индустриальные парки, финансовые институты, федеральные органы власти в лице Министерства экономики и технологии, Министерства науки и образования, органы власти земель - агентства, корпорации, создающие условия и предлагающие поддерживающие программы участникам

инновационно-инвестиционного процесса.

Взаимодействие между участниками трансфера технологий из сектора науки в производственный сектор происходит в рамках сетей, которые облегчают передачу информации, для этих целей служат и информационно-коммуникационные технологии. Справочная и контактная информация по трансферу технологий выставляется всеми участниками инновационного процесса на своих сайтах, что позволяет выбрать партнеров, определить направления сотрудничества, наметить пути развития новой технологии, найти способы финансирования и поддерживающие (сервисные) услуги. Внедряясь в сеть можно найти большой объем полезной информации, которая структурирована особым образом, и через одного участника выйти на других.

Современная инновационная политика Германии направлена на создание новых фирм на основе новых идей, технологий, которые зарождаются в научных учреждениях. Поэтому научные учреждения в своей структуре имеют подразделения, основной функцией которых является поддержка трансфера технологий, коммерциализация новшеств, взращивание и продвижение новых фирм, оказание информационных и консультационных услуг, апробация новшества на площадке бизнес-инкубатора. На страницах подобных подразделений представляются новости, возможности, предлагаются проекты и варианты поддержки. В итоге в рамках университетов и научно-исследовательских организаций (обществ) происходит создание технологий и начальный этап трансфера и продвижения их на рынок. Здесь же происходит трансфер технологий в рамках образовательного процесса, когда студенты не только получают знания об инновациях, участвуют в исследовательском процессе, но и становятся сами проводниками новых знаний из университетской среды в промышленность во время прохождение преддипломной практики,

подготовки междисциплинарных проектов, открытия собственных фирм. Подобные практики позволяют не только решать вопросы трудоустройства выпускников, но и подстегивать инновационные процессы в экономике.

Научные организации (исследовательские общества и институты) Германии -исследовательские организации, выполняют заказные исследования для широкой общественности. Научные организации являются основными конкурентами университетов. Наиболее известные научно-исследовательские институты - Max-PlanckGesellschaft, Leibniz-Gemeinschaft, FraunhoferGesellschaft, Helmholtz-Gemeinschaft. Общество Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft) включает 80 институтов и научных учреждений, которые расположены на всей территории Германии. Научные исследования проводятся в сферах биологии и медицины, химии, физики и техники, гуманитарных и социальных наук. Научное сообщество им. Лейбница (Leibniz-Gemeinschaft) сегодня насчитывает 87 институтов, основными исследовательскими направлениями являются гуманитарные науки и образование, экономика и социальные науки, биофизика и био-химия, математика и физика, исследования окружающей среды. Общество Фраунхофера (Fraunhofer-Gesellschaft) насчитывает более 80 научно-исследовательских институтов, основные направления исследований - технические и инженерные. Сообщество им. Хельмхолца (Helmholtz-Gemeinschaft) было образовано в 2001 году, представляет собой объединение 17 технических и биолого-медицинских независимых

исследовательских центров.

Все четыре научных общества - это независимые некоммерческие научно-

исследовательские организации, исследования которых направлены на получение новых знаний, а также на разработку новых видов применения технологий. Уровень исследований, которые проводятся в рамках исследовательских обществ и институтов на порядок выше исследований, проводимых в университетах, т.к. они проводятся новаторскими методами, которые все еще не могут в полной мере использоваться университетами в связи с высокими расходами на оборудование и междисциплинарным характером самих

исследований. Научные исследования обществ включают, главным образом, фундаментальные исследования в области естественных наук, медицины и гуманитарных наук. Деятельность научных организаций поддерживается государством, за счет средств, выделяемых федеральным правительством и правительствами земель.

Что касается нефтехимического кластера Германии - потребителя инноваций, то он представлен корпорациями, средними и мелкими фирмами. Крупные корпорации, такие как Bayer, BASF, имеют в своей структуре исследовательские лаборатории, проводящие исследования, но и с университетами, и научными институтами промышленные предприятия тесно взаимодействуют

в рамках разработки и передачи новых технологий и продуктов. Предприятия входят в сети взаимодействий, кооперируясь с научно-исследовательскими организациями, другими предприятиями отрасли, химическими и индустриальными парками, центрами технологий, химической промышленной ассоциацией (VCI) и региональными ассоциациями химических производителей (ChemCoast, CeChemNet, ChemSite, ChemCologne, Chemie-Claster Bayern, ChemDelta Bavaria), агентствами по поддержке инноваций федеральных земель и федеральными государственными учреждениями Германии.

Химическая промышленная ассоциация защищает экономические интересы производителей Германии, взаимодействуя с федеральным правительством, политическими партиями, общественными организациями и средствами массовой информации. Ассоциации химических производителей расположены в Германии по региональному признаку, объединяя крупные компании определенной территории. В рамках ассоциации действуют агентства экономического развития, трансфера технологий и инвестиционной кооперации, оказывающие услуги по созданию новых фирм на территории ассоциации, выходу на различные рынки, финансовой поддержке научно-исследовательских проектов, предоставлению производственной инфраструктуры.

Развитие нефтехимического производства Германии невозможно представить без химических и индустриальных парков. Общее количество химических парков в Германии - 39, из них 16 ориентируются на поддержку производств нефтехимии и нефтепереработки. Естественно, что подобные парки расположены на путях нефтяных трубопроводов, осуществляющих поставку сырья, и часто на территории крупных химических предприятий, например BASF Ludwigshafen, Bayer Industrial Park Brunsbuttel, Industrial Park Schwedt и др.[4]. Химические парки являются площадками, предоставляющими производственные, офисные, складские помещения, инфраструктуру, сырье производственным компаниям различного масштаба, информационные, логистические и иные услуги, что снижает затраты времени и ресурсов на решение организационно-административных проблем

особенно в первый период жизнедеятельности компаний, коммерциализирующих инновации, поэтому территории химических парков являются привлекательными для открытия новых фирм и производств [5]. Химические парки открывают компаниям возможности выхода на другие рынки -Европейского Союза, Азии, Америки и др. Таким образом, территории нефтехимических предприятий, индустриальных химических парков являются площадками, концентрирующими возможности для быстрого развития экономического субъекта, и куда передаются инновационные технологии для дальнейшего осуществления внедрения в производство.

Активную роль в процессе трансфера технологий в Германии играет государство, которое выступает катализатором инновационных процессов, организатором диалогов и взаимодействий между различными экономическими участниками инновационного процесса, инициатором новых задач и программ развития.

В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и 16 землями в финансировании исследовательской деятельности, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в высших учебных заведениях, а также региональных инновационных программ.

Федеральное правительство отвечает за стратегический курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий, проводимой посредством государственных банков, особо важные направления технологической политики, создание

общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.

Федеральное министерство экономики и технологии Германии постоянно осуществляет мониторинг и анализ развития отраслей промышленности, занимается разработкой инструментов поддержки инновационной, научно-исследовательской активности, трансфера технологий и открытия новых технологических фирм.

Основными инструментами поддержки инновационной активности и поддержки новых технологических фирм Министерства экономики и технологии являются две группы программ финансовой поддержки трансфера технологий и инвестирования средств, в том числе в нефтехимическую промышленность [6]. Первая группа представлена программами инвестиционного стимулирования, вторая группа - программами операционного стимулирования (рис.1).

Программы инвестиционного стимул ИрО Hill 1ИЯ Программы операционного стимулирования

1

1 1 1 1

Фшинсовыс стимулы

Целевые кредиты

Инвестиционные гранты Кредиты федерального банка KfW

1 1

Инвестиционное пособие Кредиты банков федеральных земель

Посуда рственнь] с гарантии

Федеральные госуларстснные гарантии

Комбинированные гарантии

¡■осударствя и

ТСМСЛЬ

Трудовые стимулы Стимулирование исследовании и развития

1

Поддержка набора персонала Гранты

| 1

Поддержка процесса обучения персонала Ссуда, займы

Целевое партнерство

Субсидирование оплаты труда

Рис. 1- Программы поддержки технологий и инвестиций в Германии

трансфера

Первая группа программ в свою очередь подразделяется на три подгруппы: финансовые стимулы, целевые кредиты, государственные

гарантии. В рамках предоставления финансовых стимулов компании любого размера могут получить целевые средства в виде грантов на инвестиционные проекты на всей территории Германии. Инвестиционные пособия выдаются проектам, инициированным на территории восточной части Германии.

Предоставление целевых кредитов происходит по линии банка развития ФРГ «KfW», который предоставляет финансовую поддержку для инвестиционных проектов, и банков развития федеральных земель. Этот вид поддержки может сочетаться с другими инструментами финансирования, указанными выше.

Программы государственных гарантий направлены на поддержку инвестиционных проектов при недостатке первоначального капитала, размер гарантий зависит от размера предприятия и темы проекта.

Вторая группа программ направлена на стимулирование затрат на персонал и исследовательскую деятельность фирм. Программы стимулирования затрат на персонал предоставляются для целей снижения затрат на привлечение квалифицированного персонала для новых проектов, обучение, оплату труда сотрудников вновь созданных фирм.

Для проведения собственных исследований компаниям могут предоставляться ссуды, гранты, займы из федеральных фондов и средств федеральных земель, выделенных специально для конкретной промышленной отрасли. Также исследования могут реализовываться в рамках партнерских проектов с научно-исследовательскими учреждениями, другими компаниями и организациями.

Таким образом, финансирование научно-исследовательских проектов и трансфера технологий в Германии происходит по базовым принципам программно-целевого финансирования и включают следующее основные из них:

• содержание проекта точно определено;

• финансовая поддержка оказывается однократно;

• результаты носят открытый характер.

Трансфер технологий невозможен без

определенных каналов передачи знаний и информации. Среди каналов, упоминавшихся выше, можно назвать, заказные исследования, создание новых фирм на основе новых технологий, сотрудничество в процессе исследовательской деятельности, обучение в университетах и институтах, подбор персонала. Наряду с указанными существуют и такие каналы, как получение патентов на изобретение и лицензирование продукции, услуг, предоставление сотрудниками университетов, научно-исследовательских обществ консультаций фирмам и компаниям, публикация результатов исследований в научных журналах, сборниках и участие исследователей в конференциях, продвижение инновационных технологий самими исследователями (рис. 2). Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного

сырья происходит по различным каналам, организации, генерирующие знания,

взаимодействуют с получателями знаний довольно тесно, что говорит о тесной кооперации между акторами инновационного процесса.

Источники Каналы трансфера Получатели знаний технологий О знаний

Поддержка и финансирование

Рис. 2 - Процесс трансфера технологий в нефтехимической промышленности Германии

Передача технологий в Германии осуществляется в следующих организационных формах:

• лицензионные соглашения;

• совместные научно-исследовательские предприятия;

• инженерно-исследовательские центры и институты;

• совместные промышленно-университетские научно-исследовательские центры и проекты.

Наиболее масштабными и эффективными с точки зрения трансфера технологий является последняя форма.

В заключение хотелось бы отметить следующее, чрезвычайно важной функцией инновационной системы в промышленности по переработке углеводородного сырья Германии в настоящее время является трансфер технологий. Сам процесс передачи технологий не является краткосрочным, он представляет собой долгосрочный процесс, в реализации которого принимают различные акторы, начиная с университетов и заканчивая компаниями, предприятиями,

химическими парками и т.д. Большое участие в передаче технологий принимают органы государственной власти Германии, осуществляя институциональную поддержку и финансирование научных исследований и разработок, реализуемых университетами и научно-исследовательскими институтами, из федерального бюджета и бюджетов земель. Преобразование знаний в продукты и технологии в Германии происходит часто в сотрудничестве с соответствующими, главным образом, с междисциплинарными партнерами, которыми могут выступать отдельные исследователи, научно-исследовательские институты, компании или даже отрасли промышленности. Таким образом,

правильная организация сетевой формы управления в инновационной системе Германии является основой успеха в области трансфера технологий.

Литература

1. Инновационная система как часть экономической системы ( М1р://%г№мг.тпо8у8.8рЬ.га/?1(1=513)

2. www.gtai.com.

3. СЬетюа1т(1ш1гу (http://www.gtai.eom/homepage/industries/chemica1industry/# с23458).

4. Germany's Chemical and Related Process Industry 2011 (www.gtai.com).

5. Сергеева З.Х. Роль химических парков в развитии инновационных технологий в сфере переработки углеводородного сырья (опыт Германии)/ З.Х. Сергеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15, №1. - С.250-258.

6. Investment Guide to Germany (www.gtai.com).

© Л. И. Гатина - канд. соц. наук, доцент КНИТУ, [email protected]; Н. В. Натапова - канд. соц. наук, доцент КНИТУ, nvnatapova@mai1. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.