Научная статья на тему 'ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE (ТЕПР)'

ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE (ТЕПР) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE (ТЕПР) / РОССИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / КОРЗИНА ФИАТ-ВАЛЮТ / РАМКИ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якунин Владимир Иванович

В данной публикации, отражающей суть доклада, сделанного автором на заседании Президиума РАН, 11 марта 2014 г., предлагается рассматривать Россию как страну-цивилизацию, миссия которой заключается в формировании на евразийском пространстве нового очага генерации мирового общественного богатства на основе интегральной инфраструктуры нового поколения. Средством реализации новой миссии России может стать Трансевразийский пояс RAZVITIE как интегральный проект солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSEURASIAN BELT RAZVITIE (TEBR)

The article analyses Russia as a country-civilization, which mission is to form the new hearth of world public wealth generation on the Eurasian space based on integrated infrastructure of the next generation. One of the ways of the project realization is the Transeurasian belt RAZVITIE, the integrated project of joint development of civilization centers around Russia.

Текст научной работы на тему «ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE (ТЕПР)»

УДК 339.9 (4/5) В.И. Якунин1

ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE (ТЕПР)

В данной публикации, отражающей суть доклада, сделанного автором на заседании Президиума РАН, 11 марта 2014 г., предлагается рассматривать Россию как страну-цивилизацию, миссия которой заключается в формировании на евразийском пространстве нового очага генерации мирового общественного богатства на основе интегральной инфраструктуры нового поколения. Средством реализации новой миссии России может стать Трансевразийский пояс ЯА/УГТГЕ как интегральный проект солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России.

Ключевые слова: Трансевразийский пояс ЯА/УГТГЕ (ТЕПР), Россия, интегральная инфраструктура, стратегическое планирование, цели развития, корзина фиат-валют, рамки проекта.

Развитие как политэкономическая категория

Сто лет назад при императорской Российской академии наук под руководством В.И. Вернадского была образована КЕПС - Комиссия по изучению естественных производительных сил России. Результатом ее работы, в частности, был знаменитый план ГОЭЛРО,2 а затем и индустриализация СССР. Такого рода проектом -планом ГОЭЛРО XXI века - для России сегодня может стать проект Трансевразийского пояса

ялгутЕ (тепр).

Проект предполагает размещение на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших элементов нового техно-промышленного и социокультурного уклада. Ядром этого уклада является интегральная инфраструктурная система (мультиинфраструктура).

Она объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических и инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба.

Пояс ЯЛ2У1Т1Е является принципиально новым геоэкономическим, геополитическим и геокультурным концептом [1]. Он отличается от понятий «страновой мост» и «коридор развития», которые включаются внутрь этого концепта и выступают в виде отдельных аспектов понятия «пояс ЯА/УГТГЕ». Геоэкономическая новизна состоит в формировании нового полюса генерации общественного богатства, замет-

ного на фоне имеющихся мировых экономик. Геополитический аспект предполагает создание новой формы международного сотрудничества в совместном стратегическом планировании и неоиндустриальном освоении значительных территорий. Наконец, геокультурный аспект заключается в проявлении евразийского мировоззрения, основанного на цивилизационной идентичности и диалоге цивилизаций между представителями, имеющими разные цивилиза-ционные идентичности.

Реализация этого проекта предполагает, что развитие понимается как ценность и одновременно предмет кооперации и солидарного взаимодействия различных стран. Страны, которые готовы запустить планетарные процессы развития, собственно и способны вытащить мир из застоя и кризиса, не допустить разрастания международных конфликтов в новую мировую войну.

Ценностью является не просто преобразование некоторого социального процесса, а резкое расширение возможностей - и отдельного человека, и всего человечества. Это расширение возможностей определяется получением новых знаний о принципах и эффектах физических природных процессов, социальных процессов, созданием новых технологий, развитием способностей и компетенций человека, созданием новых социальных институтов.

Развитие - это всегда совокупное взаимосвязанное развитие знаний, технологий, институтов и человека - подъем уровня его сознания,

1 Владимир Иванович Якунин - президент ОАО «РЖД», д.п.н.

2 Имеется ввиду, что из идей КЕПС выросли и план ГОЭЛРО, и Госплан СССР. План ГОЭЛРО, хотя и не является официально продуктом КЕПС, но базировался на комплексно-системном подходе, разработанном В.И. Вернандским и его сподвижниками еще в дореволюционной России (прим. ред.).

развитие его способностей. Принципиальным моментом является расширение доступа к новым возможностям все большего количества людей в пределе всего человечества. Именно в этом пункте - в контроле за доступом к возможностям развития - ценность развития начинает превращаться в политическую категорию. И это не политэкономическая абстракция: совершенно конкретным и успешно реализованным механизмом развития являлся трансфер институтов фундаментальной науки, образования и промышленности из РСФСР в другие республики Советского Союза.

Интегральная инфраструктурная система [2]

Важным шагом в переходе к новому техно-промышленному укладу и модернизации страны является создание интегральной инфраструктурной системы (мультиинфраструктуры) - гибкого единства транспортных, энергетических и телекоммуникационных инфраструктурных систем (включающих космос и спутники). Это нужно не только для того, чтобы облегчить таможенные барьеры для обмена между государствами имеющимся ассортиментом продукции. Не менее важно запустить новую масштабную индустриализацию по производству принципиально новых товаров, услуг, технологий на основе советского и мирового опыта, а также понимания тех реальных процессов, которые сегодня происходят в мире.

Необходим выход за ведомственно-отраслевой характер российской экономики. Должен быть осуществлен переход от моноотраслевых проектов к межотраслевым, от проектов исключительно строительства инфраструктуры к проектам использования инфраструктуры. Если проект начинает какая-либо инфраструктурная компания, то она должна втягивать в свою орбиту практически все остальные корпорации, образующие основу российской экономики. Инфраструктурный инициатор (например, ОАО «РЖД»), запуская межотраслевой и надотраслевой проект ТЕПР, является проводящей системой для инвестиций в ком-

плексные проекты: заказы на создание узлов мультиинфраструктуры будут поступать в энергетические, телекоммуникационные и машиностроительные предприятия. Элементы интегральной инфраструктуры:

• обеспечивают связь сегодня разделенных и разрозненных инфраструктурных услуг (транспорт, энергетика, телекоммуникации, транспортировка воды);

• обеспечивают синтез информации обо всех типах потоков, движущихся через данную инфраструктуру - энергии, товаров, людей;

• увеличивают не только мощность потока энергии через интегративный инфраструктурный канал, но и КПД;

• позволяют в реальном времени координировать взаимодействие множества пользователей инфраструктуры, изменяющих свои запросы и решения.

ТЕПР означает формирование огромного внутреннего спроса: только железнодорожный транспорт обслуживают 19 отраслей, а сколько их будет для интегральной инфраструктуры в целом! Развитие железных дорог влечет ускоренное развитие индустрии тяжелого машиностроения, дизелестроения, электротехники, создание новых материалов, средств коммуникаций и т.д.

Любые хозяйственные системы, которые впускают внутрь себя «вирус инфраструктурной интеграции» и преобразуют себя на основе но-

Рис. 1. Интеграция инфраструктур в рамках ТЕПР

• • •• Города и • •••• поселения

Элект рические сети

1

Железнодорожный траспорт

Широкополосный Интернет

Пилотный проект

Каждый пилотный проект -образец создания мультиинфраструктуры

вых инфраструктурных решений, увеличивают капитализацию своих активов на порядок: формирование новых связей на основе инфраструктурных решений - это создание принципиально новых возможностей, которые потом могут быть капитализированы.

Интегральная инфраструктура - это рост комплексного социального капитала страны. Корпорации и целые сферы деятельности, которые связаны с новым социальным капиталом, естественно, оказываются включенными в более эффективный техно-промышленный и социокультурный уклад.

Стратегическое планирование

Сегодня в России не хватает интеллектуально-управленческой платформы, обеспечивающей выявление приоритетных проблем, планирование масштабных способов их решения, а затем отслеживание их решений. В лучшем случае используются «рыночно-ориентирован-ные» методы прогнозирования, погруженные в парадигму экономического «роста», но не методы планирования, соответствующие парадигме «развития». Поэтому в ходе проекта ТЕПР предлагается создать экспериментальный вари-

ант платформы ЯА/УГТГЕ, предназначенной для стратегического планирования и управления процессами развития на территориях реализации проекта.

Процедуры стратегического планирования в рассматриваемом случае начинают развертываться с уровня создания крупных материальных инфраструктурных проектов как общей базы для различных корпораций. Подобный подход можно было бы назвать «ситуационный Госплан снизу». В этом случае деятельность корпораций разных отраслей можно сорганизовывать за счет включения в общую систему контрактов по созданию ТЕПР. Для организации надотраслевого пространства ТЕПР необходимо сформировать системно-инженерную платформу связей циклов жизни контракта, проекта и актива.

Эта интеллектуально-управленческая платформа ЯЛ2У1Т1Е является операциональным механизмом развертывания ТЕПР в надотрас-левом и надкорпоративном пространстве. Она позволяет конкретно связывать заказы на создание узлов мультиинфраструктуры и формы их дальнейшего использования группами потребителей.

Глобальные инфраструктурные проекты являются способом решения приоритетных масштабных проблем страны и даже континента.

Решение проблемы и передача этого решения руководству страны - это форма восстановления властной вертикали, управляемости общественно-экономическими процессами.

Необходим интеллектуально-управленческая платформа РЛ2У!Т!Е,

позволяющая выявлять приоритетные проблемы, планировать масштабные способы их решений, а затем отслеживать продвижение в их решении

Рис. 2. Создание ТЕПР требует стратегического планирования на основе платформы RЛZVITIE

Важно подчеркнуть, что Трансевразийский пояс RAZVITIE создается под наши собственные требования, когда нам необходимо развиваться в большом пространстве страны с небольшой численностью населения, которое должно быть стимулировано к росту численности семей. Это совершенно иной тип движения в будущее, чем опора на естественный огромный прирост населения Юго-Восточной Азии.

Конкретизация целей развития в проекте ТЕПР

Во-первых, речь идет о социально-экономическом развитии, которое предполагает создание 10-15 новых индустриальных отраслей, их локализацию и строительство вписанных в окружающую среду перспективных поселений. Именно эти создаваемые новые отрасли и определяют стратегические типы занятости с заявленной президентом В.В. Путиным необходимостью создания 25 миллионов продуктивных рабочих мест.

Во-вторых, предполагается интеграция разделенных ведомственными перегородками инфраструктур и в виде единой мультиинфра-структуры.

В-третьих, сам проект ТЕПР должен опираться на привлекательность для западных корпораций и правительств, предоставляя возможность выноса опережающего промышленно-технологического развития стран-участников мегапроекта на российскую территорию. Этот вынос может происходить по разным причинам - отсутствия пространства, связанности ресурсов уже осуществляемыми экономическими планами и др. В этом случае на российской территории можно было бы совместно создавать нечто принципиально новое.

Наконец, четвертый момент - приоритет долгосрочного инвестирования в развитие любых масштабов с гарантированной возвратностью для создания нового мирового полюса генерирования общественного богатства.

Принципы финансирования проекта ТЕПР.

Корзина фиат-валют

Необходима единая проблемно-проектная платформа управления долгосрочными инвестициями. Она нужна для разработки глобальной

архитектуры сборки действующих игроков в цепочки формирования добавленной стоимости, планирования действий различных субъектов.

Основу данной платформы обеспечивают специальные процедуры постановки проблем и их перевода в проектные задачи, обеспечивающие решение проблем. Очень важно понимать, что глобальные инфраструктурные проекты являются способом решения приоритетных задач страны и континента.

Постановка такой проблемы и предложение варианта ее решения позволяет выйти за рамки экономической динамики существующих институтов, сделать шаг в новое будущее. Фактически обнаружение реальной практической проблемы - это выявление зоны, где уже сейчас перестают (или в скором времени перестанут) действовать механизмы власти. Попытка решения проблемы и передача этого решения структурам власти -это форма восстановления властной вертикали, управления общественно-экономическими процессами.

Последний аспект исключительно важен. Содержание грандиозного проекта ТЕПР немедленно вызывает у каждого вопрос: откуда возьмутся гигантские инвестиции на воплощение проекта в жизнь? Действительно, если говорить о Трансевразийском поясе RAZVITIE как о по-селенческо-индустриальной полосе шириной 200-300 км вокруг транспортных и энергетических коридоров вдоль всей Евразии, то объем вложений должен достигать триллионов, а то и десятков триллионов евро.

Основная характеристика данного проекта заключается в том, что он не может быть реализован без совместности. Без специальных многочисленных и многоуровневых процедур планирования и операционализации взаимодействий разных участников, прежде всего международных. Этот проект специально вводится для того, чтобы выступить альтернативой доминирующим принципам глобальной экономической динамики, результатом которых и стал мощнейший финансово-экономический кризис,

и предназначается для того, чтобы направленно повлиять на изменение доминирующей экономической парадигмы.

СИ

ПЕРЕС

Рис. 3. Корзина фиат-валют

Осуществление трансконтинентальных проектов, для которых необходимы подобные огромные инвестиции, оказывается возможным, если используется корзина валют. Точнее, корзина нескольких фиат-валют, национальных денег, за которыми стоит вся мощь конкретного государства. Фиат-валюта определяется не золотовалютными резервами, а интегративной способностью государства довести масштабный проект до реализации. Это особенно хорошо становится понятно после Олимпиады в Сочи, поскольку ТЕПР на порядки сложнее тех задач, которые решались при строительстве объектов к олимпиаде.

Возможность переосмысления связи между государством и обслуживающей его интересы финансовой системой опирается на использование провидческих идей русского экономиста начала ХХ века С.Ф. Шарапова [3]. Он утверждал, что стоимость денег определяется интегра-тивной мощью государства, направленной на реализацию масштабных проектов, а стоимость самого рубля определяется мощью российской государственной власти.

В нашем случае мобилизационная мощь власти нескольких государств определяется их спо-

собностью совместно разработать глобальную архитектуру проекта. Именно знание о глобальном будущем как вполне достижимом и реальном, а не произвольное печатание необеспеченных бумажных купюр определяет стоимость денег в современном глобально-проектируемом мире.

При подобном подходе ТЕПР позволяет вырваться из удушающей системы долларизован-ной экономики, которая грозит постоянной нестабильностью возникающим мировым рынкам таких стран, как Китай, Бразилия, Индия, ЮАР, Россия, Казахстан.

Пояс RAZVITIE как зона будущего для всего мира

В рамках пояса RAZVITIE предполагается выделить зоны, в которых будут создаваться индустриально-промышленные системы, инфраструктурные решения, формы поселений, которых не существует в настоящее время нигде на земном шаре, и которые задают следующий шаг развития возможностей человечества. К работе на этих экспериментальных «футурозонах» могут быть привлечены исследователи, разра-

ботчики, архитекторы, у которых есть заслуживающие внимания прорывные идеи, и которые пройдут через самую требовательную и серьезную комплексную экспертизу. И главное - российская и мировая молодежь!

Принципиально важно превратить ТЕПР в мировую футурозону. С этой точки зрения Трансевразийский пояс может стать формой мобилизации системной промышленности и проектных разработок Евросоюза, Японии, Китая и Кореи. ТЕПР должен быть основан на опережающей, а не догоняющей индустриализации.

Мы заинтересованы в создании принципиально новых, прорывных технологий, формирующих инфраструктуру следующего техно-промышленного уклада термоядерную и солнечную энергетику, наноматериалы, композиты, лазерные станочные агрегаты, космические двигатели, биофотонические системы, системы транспорта на магнитном подвесе.

Речь идет о технологических узлах, соединяющих в своей организации три, четыре, пять новых открытий. В научных центрах на постсоветском пространстве - в Республике Казахстан, Беларуси и России - есть решения по всему спектру подобных направлений. Но постсоветская практико-ориентированная наука, имеющая экспериментальные решения, сегодня еще больше, чем советская наука, оторвана от крупносерийного производства в силу институциональной отсталости промышленных систем, а также разрушения проектных и прикладных институтов.

Необходима интеграция российских, белорусских и казахстанских научных разработок и институциональных систем западной промышленности будущего (включая интереснейшие технологические решения Японии и Кореи). В контуре подобных инновационных групп могут определяться условия превращения научных открытий в конечные технологии «под ключ». Такие технологии, которые вставлялись бы в новые инфраструктуры за счет деятельности любых корпораций в соответствии с технологическими стандартами.

Четыре рамки проекта ТЕПР

ТЕПР, с точки зрения авторов проекта, является гибким единством внутристранового и международного планетарного действия. По-

этому данный проект одновременно рассматривается в четырех рамках.

Внутристрановая рамка: ТЕПР как способ смены доминирующей сегодня в России экспортно-сырьевой модели экономики на модель опережающей неоиндустриализации, соответствующей потребностям начала XXI века. Обычно инфраструктурное развитие рассматривается как вспомогательное и обеспечивающее для промышленной политики и бизнеса. В данном случае предполагается, наоборот, за счет опережающего формирования инфраструктуры следующего поколения сделать инфраструктурное освоение территории резервуаром накопления новых технологий. Фактически речь идет о создании территориально-выделенного плацдарма опережающего технологического развития, откуда новые технологические решения будут диффундировать и распространяться в другие области при специальном их сопровождении.

Рамка структуризации Евразийского союза. В этой рамке ТЕПР выступает как средство территориальной переорганизации и переструктуризации пространства Евразийского союза. Выделяются стыковочные регионы внутри самого Евразийского союза и Евразийского союза с другими странами, которые обеспечивают со-организацию разных темпов и уровней социального развития для преодоления эволюционно сложившихся расхождений. На территории Евразийского союза планируется территориальное размещение ядер нового техно-промышленного и социокультурного уклада. С этой точки зрения, ТЕПР - это не только транспортно-тран-зитный коридор, не «труба» для перекачивания дешевого ширпотреба из Китая в Европу через пространства Евразийского союза. ТЕПР - это зона новой индустриальной технологической революции, связанной с использованием прорывных технологий в создании интегративных инфраструктур, промышленных кластеров и новых поселений.

Трансконтинентальная рамка. ТЕПР как организация пространственных взаимодействий международных участников проекта: Евросоюза, Китая, Японии, Кореи, Монголии. ТЕПР - это особый способ организации евразийского пространства, в котором «не Россия находится между Европой и Азией, а Европа и Азия нахо-

дятся слева и справа от России» (В.В. Путин). Другими словами, роль России сводится не к капитализации ее транзитного потенциала, а к формированию нового очага генерации общественного богатства на основе соразвития с участием всех цивилизационных центров, соседствующих с Россией.

Наконец, в четвертой, планетарной рамке ТЕПР рассматривается как новая интеллектуально-управленческая платформа RAZVITIE, которая обнаруживает общие условия действия на разных континентах. В форме Трансевразий-

ского пояса RAZVITIE - для Евросоюза, России, Китая, Японии, Индии, Кореи, Казахстана, Украины, Беларуси, стран СНГ. В форме транслатиноамериканского - для Бразилии, Колумбии, Чили, Перу, Аргентины; трансафриканского - для ЮАР, Анголы и других стран континента. И даже Евразийско-Американского, предполагающего соединение Аляски с Чукоткой. Эта платформа RЛZVITIE позволяет осуществлять на разных континентах совместное продвижение трансконтинентальных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байдаков М.Ю., Бассанини Ф., Громыко Ю.В., Зюков В.Т., Раймонди П., Ревилио П., Тен-ненбаум Д. Трансевразийский пояс Razvitie. М.: Праксис, 2012.

2. Якунин В.И., Осипов Г.В., Садовничий В.А. Единая евразийская инфраструктурная система. М.: ИСПИ РАН, 2013.

3. Шарапов С.Ф. Избранное. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

V. Yakunin5

TRANSEURASIAN BELT RAZVITIE (TEBR)

The article analyses Russia as a country-civilization, which mission is to form the new hearth of world public wealth generation on the Eurasian space based on integrated infrastructure of the next generation. One of the ways of the project realization is the Transeurasian belt RAZVITIE, the integrated project of joint development of civilization centers around Russia.

Key words: Transeurasian belt RAZVITIE (TEBR), Russia, integrated infrastructure, strategic planning, development goals, currency basket, project's scope.

5 Vladimir I. Yakunin - President of JSC «RZD», Doctor of Politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.