Научная статья на тему '"ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ -"ПОЯС RAZVITIE"'

"ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ -"ПОЯС RAZVITIE" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙКОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТА / SOCIAL-ECONOMIC EFFICIENCY OF TRANSPORT / ЕВРОАЗИАТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN TERRITORY / ТРАНС-ЕВРОАЗИАТСКИЙ "ПОЯС RAZVITIE" / THE TRANS-EURASIAN "BELT RAZVITIE" / TRANSPORT СOMPLEX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якунин В.И.

В докладе предлагается рассматривать Россию как страну-цивилизацию, миссия которой состоит в формировании на евроазиатском пространстве нового очага генерации мирового общественного богатства на основе интегральной инфраструктуры нового поколения. Средством реализации новой миссии России может стать Транс-Евроазиатский «пояс RAZVITIE» как интегральный проект солидарного развития всех цивилизационных центров.Цель настоящего издания - вынести концепцию Транс-Евроазиатского «пояса RAZVITIE» за пределы научных и экспертных площадок на широкое поле обсуждения с участием представителей органов власти, делового сообщества, профессиональной общественности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT STRATEGY OF RUSSIA -TRANS-EURASIAN "BELT RAZVITIE"

The report proposes to consider Russia as a civilization-country,whose mission is to form the new generating source of the worldwealth within the Eurasian territory based on the integral infrastruc-ture of the new generation. This mission of Russia shall be carriedout through the TEBR project as a project of solidary development ofall civilization centres.The purpose of this edition is to place the concept of Trans-Eurasian «Belt RAZVITIE» beyond the scientific and expert areasand bring it up for discussions with representatives of the authorities,business and professional community

Текст научной работы на тему «"ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ -"ПОЯС RAZVITIE"»

«ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ -«ПОЯС RAZVITIE»

TRANSPORT STRATEGY OF RUSSIA -TRANS-EURASIAN «BELT RAZVITIE»

В.И. ЯКУНИН

президент ОАО «Российские железные дороги», президент-основатель МОФ «Диалог цивилизаций», руководитель Центра научного обоснования и реализации мегапроекта «Интегральная Евразийская транспортная система» ИСПИ РАН, доктор политических наук

V.I. YAKUNIN

President of Russian Railways, President of WPF «Dialogue of Civilizations», Head of the Centre for Scientific Rationale and Implementation of the Megaproject «Integrated Eurasian Transport System» (Institute for Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences), Doctor of Political Sciences

Аннотация

В докладе предлагается рассматривать Россию как страну-цивилизацию, миссия которой состоит в формировании на евроазиатском пространстве нового очага генерации мирового общественного богатства на основе интегральной инфраструктуры нового поколения. Средством реализации новой миссии России может стать Транс-Евроазиатский «пояс RAZVITIE» как

интегральный проект солидарного развития всех цивилизацион-ных центров.

Цель настоящего издания - вынести концепцию Транс-Евроазиатского «пояса RAZVITIE» за пределы научных и экспертных площадок на широкое поле обсуждения с участием представителей органов власти, делового сообщества, профессиональной общественности.

Abstract

The report proposes to consider Russia as a civilization-country, whose mission is to form the new generating source of the world wealth within the Eurasian territory based on the integral infrastructure of the new generation. This mission of Russia shall be carried out through the TEBR project as a project of solidary development of all civilization centres.

The purpose of this edition is to place the concept of Trans-Eurasian «Belt RAZVITIE» beyond the scientific and expert areas and bring it up for discussions with representatives of the authorities, business and professional community.

Ключевые слова: транспортный комплекс; социально-экономическая эффективность транспорта; евроазиатское пространство; Транс-Евроазиатский «пояс RAZVITIE».

Keywords: transport ramplex; social-economic efficiency of transport; Eurasian territory; the Trans-Eurasian «Belt RAZVITIE».

Уважаемый Виктор Наумович, уважаемый Дмитрий Евгеньевич, уважаемые члены Общества!

Спасибо за приглашение, спасибо за внимание к теме «Пояс RAZVITIE» (ТЕПР). Я сразу хочу оговориться, что я не являюсь экономистом. Я практикующий руководитель хозяйствующего субъекта, как принято говорить. Поэтому мои знания в этой области ограничены именно практической стороной вопроса.

Однако, как было правильно замечено, сегодня транспорт невозможно рассматривать исключительно как средство передви-

жения или средство транспортировки грузов. Особенно это характерно для нашей страны.

Второе отступление, которое я хочу позволить себе сделать в знак уважения к нашему хорошему товарищу - Президенту Чехии Милошу Земану, который сейчас подвергается тяжелейшему давлению со стороны либеральной прессы за то, что он приехал на Родос, на Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», и позволил себе такую неполиткорректную вещь, как делать доклад на русском языке. В знак признательности за это я возьму один из его известных теперь уже афоризмов. Он говорит: «Я хочу сделать провокацию».

Так вот, я тоже хочу сделать определенную провокацию, потому что вижу некоторое противоречие между тем, что записано в уставе Вольного экономического общества, а именно «содействие в практической реализации результатов фундаментальных исследований экономистов, направленных на развитие (подчеркиваю) и укрепление страны», что представляет для нас абсолютный интерес с точки зрения темы доклада о «поясе RAZVITIE». Примечательно то, что круглый стол, в рамках которого мне предоставлена возможность сделать доклад, называется «Экономический рост России». Парадоксальность ситуации в том, что целью моего доклада как раз является мысль о том, что традиционное представление об «экономическом росте» становится тормозом для стратегии развития России. По этому поводу на президиуме Российской академии наук (11 марта 2014 г.) у нас уже была некоторая дискуссия. Тогда я позволил себе заметить, что понятие роста сегодня не является абсолютной категорией, которая определяет реальное состояние экономики, особенно если мы говорим о нашей собственной экономике. Постараюсь развить эту мысль несколько дальше.

Возвращаясь к теме доклада «Транспортная стратегия Россия -«пояс RAZVITIE», с самого начала следует оговориться, что «пояс RAZVITIE» - не есть название стратегии. Это концепция. Именно в таком плане, как научная концепция, она докладывалась на президиуме РАН 11 марта этого года.

Дело в том, что до сих пор фактически любые стратегии в России разрабатываются в логике «экономического роста». Цен-

тральной частью моего доклада я хочу сделать тезис: РАЗВИТИЕ - альтернатива экономического роста, с точки зрения теоретического концепта. На мой взгляд, сегодня наступило время, когда любые отраслевые стратегии должны разрабатываться в рамках стратегии «развития». Это означает, что транспортная инфраструктура должна рассматривается как часть интегральной инфраструктурной системы, включающей кроме транспортной также энергетическую, телекоммуникационную и другие составляющие, которые все вместе только и могут обеспечить эффект развития.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию 2013 года В.В. Путин назвал национальным приоритетом на весь XXI век «подъем Сибири и Дальнего Востока»: «Ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными».

Концепция Транс-Евроазиатского «пояса RAZVITIE» непосредственно касается именно этих установок главы государства и представляет собой разработку концепции как раз такого «нестандартного шага» по одному из способов поднятия Сибири и Дальнего Востока.

Я уже упоминал выступление на заседании президиума Российской академии наук с докладом «Интегральный проект солидарного развития на Транс-Евроазиатском континенте (научно-практическая концепция)». Мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые аспекты предложенной концепции, которые в большей степени связаны с глобальным контекстом нынешней мировой ситуации.

Этот контекст можно выразить одной фразой. Существующая парадигма либерального монетаризма фактически подталкивает мировую финансовую элиту к переформатированию мировой экономики на основе международных конфликтов и создания все новых и новых «горячих точек». Налицо попытка силовыми методами, выходящими далеко за пределы нормаль-

ных экономических механизмов, использовать непростую мировую ситуацию в пользу нынешней финансовой олигархии. Уже вполне настойчиво представители экспертного сообщества, серьезные экономисты высказывают суждения, что для оживления мировой экономики объективно нужна война.

Анализируя глобальные процессы в 2009 году, в своем выступлении в Сингапуре я представил карту финансово-экономической переконфигурации.

The model of geo-economical world map and shift of zone's ranks

, II, 111, IV- geo-economical zones

Рис. 1. Россия как интегратор на Евро-Азиатском континенте (модель геоэкономической карты мира)

1-1У - геоэкономические зоны

Первый овал - это США и Европа. Вы сегодня все хорошо знаете, что настойчиво проводится американцами идея создания зоны свободной торговли именно в этой конфигурации. Второй центр - это, конечно, Китай, Азия. Сюда я бы, наверное, отнес сегодня еще и Россию. Третий - это Латинская Америка. И четвертый - это Африка. Сегодняшнее развитие ситуации показывает, что, по крайней мере, с точки зрения глобального подхода это переформатирование выглядит реалистичным. Это был чисто геоэкономический анализ. Однако уже тогда было очевидно,

что перетекание мирового геоэкономического центра в Евразию с неизбежностью вынуждает элиту финансовой долларовой системы к «нестандартным» способам удержания своей власти. Попросту говоря, в очередной раз задействовать силовые аргументы новых форм войны.

Тут я бы хотел подчеркнуть, что речь идет не о «ястребах», которые превалируют над «голубями». Речь идет о том, что неолиберальная парадигма в принципе не оставляет шансов для мирной трансформации мировой экономики.

Поэтому дальше можно действовать двумя путями: либо готовиться к войне (по мнению ряда экспертов, она уже началась), либо найти альтернативу неолиберальной парадигме, которая позволит осуществить переформатирование без военного сценария. С этой точки зрения наши исследования в области научного концепта ТЕПР как раз и представляют такую не глобальную, но существенную попытку. ТЕПР надо рассматривать не как транспортную концепцию, не как часть какой-то транспортной стратегии, а именно как некую альтернативу, пускай не всеобщую, но альтернативу именно неолиберальной парадигме.

Хотелось бы также подчеркнуть, что критический дискурс относительно того, что мы правильно делаем, а что неправильно, тоже себя, по большому счету, исчерпал, потому что необходимо кроме критики (самой по себе совершенно справедливой, но в нынешних условиях уже абсолютно недостаточной) давать позитивные ориентиры относительно того, что тогда делать.

Итак, мир стоит перед выбором: каким образом, какой экономической моделью будет наполнена идея солидарного развития в Евразии. Также это и принципиальный вопрос о механизме взаимодействия между разными странами в современных условиях: на каком языке, на основе каких представлений будут вырабатываться и проводиться в жизнь управленческие решения глобальных игроков в мировой экономике, включая Евразию.

Совершенно очевидно, что язык неолиберальной модели больше не работает ни у нас, ни в странах Запада, о чем свидетельствуют последние решения о крупных инвестициях в инфраструктурные проекты в Испании, Чехии, Норвегии, Германии и так далее.

Мы считаем, что признаком развития может и должно служить движение общества к наиболее полному воплощению и практической реализации своих идеалов, системы ценностей, выработанной социумом на протяжении всего своего существования, и осознаваемого как историческое предназначение.

В этом контексте вернемся к определению понятий «рост» и «развитие». В определенном смысле рост может характеризоваться как раковая опухоль, в то время как развитие - это улучшение, повышение благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни людей. Поскольку линейный характер роста прежде всего и задается денежными показателями количественного увеличения прибыли. Политика развития предполагает выход за рамки денежных показателей к определению действительного предмета преобразования, обеспечивающего качественное изменение сегодняшнего мирового экономического хозяйства.

Необходимо выдвижение какой-то экономической альтернативы. Она может позиционироваться как особый идеологический призыв к миру. В общих чертах такую модель можно характеризовать как «экономику духовного типа». Хозяйственная деятельность в ней есть не самодостаточная, а подчиненная высшим духовно-нравственным критериям общества сфера.

Одной из важнейших категорий, используемых при анализе общественных процессов, является категория «ценностей».

Предлагаемый новый подход к экономике состоит во введении в нее категории «ценность», которая в явном виде вводится в цепочку проектирования государственной политики.

Именно через девальвацию, искажение блока «ценностей» происходит утрата государственной субъектности, утрата циви-лизационной идентичности.

Это принципиальный момент для принятия управленческих и политических решений. Цели должны ставиться на основе определенных духовно-нравственных ценностей. Ценность роста и ее основание - количественное увеличение прибыли - это мир материальных ценностей и он задает один тип целей, преимущественно потребительских.

Внешнее проектирование государственной политики

отказ от национального

Ценность развития и ее основание - качественное усложнение общества и сфер деятельности, его духовный рост - задают другой тип целей, неразрывно связанный с ценностной матрицей и этическим выбором.

Важно понимать, что Развитие - это внеэкономическая, надэкономическая категория. В доминирующем сегодня типе экономического мышления развитие и рост употребляются через запятую. Развитие - это объемлющий оператор, в рамках которого осуществляется рост. Развитие не отменяет рост, но задает требования на нужный нам рост, в том числе (и прежде всего) - духовно-нравственный, качественный рост социума. В этом смысле развитие осознается как позитивная ценностная категория.

Для восстановления субъектности России как государства-цивилизации в упомянутую цепочку управления необходимо вводить такую ценность как «РАЗВИТИЕ».

Вопрос о взаимодействии «развитых» и «развивающихся» стран становится центральным для будущего евразийского пространства. Что будет взято за основу освоения цивилизационной вакансии Евразии - «экономический рост» или «развитие»?

Важно при этом иметь в виду, что ключевые документы стратегического развития США, Западной Европы, Японии нацелены на обеспечение экономического «роста». Альтер-

нативой может стать такое надэкономическое целеполага-ние, реализующее перспективу развития России как цивили-зационного ядра - и интегрированными с ним ареалами от Тихого океана до Атлантики, о котором говорил В.В. Путин и которое воплощено в проекте «Транс-Евроазиатский пояс RAZVITIE».

Чтобы не было путаницы с «развитием», употребляемым в обширной западной экономической литературе, в официальных документах стран Запада, и нашим пониманием «развития», поскольку английское development не раскрывает содержание понятия развития, мы выделяем русское слово «развитие» латиницей: «RAZVITIE».

Мегапроекты - как один из алгоритмов развития России

Россия на протяжении своей истории осуществила несколько рывков в своем развитии, каждый из которых можно рассматривать как мегапроект. Причем сфера «проектирования» собственной судьбы всегда выходила за рамки чисто экономического прагматизма.

Мегапроекты - не случайный выбор страны и народа, а ее глубинное свойство, способ развития. Проект строительства Транссиба в свое время дал огромный толчок к развитию не только прилегающих регионов, но и целых отраслей промышленности. В нашем недавнем прошлом было реализовано немало успешных больших проектов, оказывавших позитивное влияние на жизнь народа не только в рамках одной отрасли. Таковы, например, проекты ГОЭЛРО, атомный проект, развитие авиационной промышленности, железнодорожного транспорта, систем телерадиокоммуникаций и т.п. И современная Россия готова и стремится к продолжению русской традиции развития через реализацию крупных инфраструктурных, промышленных и духовных проектов.

Среди недавних успешных больших инфраструктурных проектов - создание спортивно-рекреационного кластера и проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи, развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке для проведения форумов АТЭС, строительство автомобильных и железных дорог.

Крупными инфраструктурными проектами являются стремительное расширение сети телекоммуникаций, развитие интернета. Нельзя не упомянуть и проект по развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Все эти проекты являются важными, развивающими страну, улучшающими жизнь населения. Однако Россия сегодня готова к настоящему мегапроекту, который позволит вырваться в пространство нового качества жизни, в новый промышленно-технологический уклад.

Транс-Евроазиатский «пояс RAZVITIE»

Проект предполагает формирование на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших составляющих нового техно-промышленного и социокультурного уклада.

Принципиальными элементами этого уклада являются интегральная инфраструктурная система (мультиинфраструктура).

Она объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических и инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба.

«Пояс RAZVITIE» является принципиально новым геоэкономическим, геополитическим и геокультурным концептом. Он отличается от понятий «страновой мост» и «транспортный коридор», которые включаются внутрь этого концепта, и выступают в виде отдельных аспектов понятия «пояс RAZVITIE».

Геоэкономическая новизна состоит в формировании нового полюса генерации общественного богатства, заметного на фоне имеющихся мировых экономик.

Геополитический аспект предполагает создание новой формы международного сотрудничества в совместном стратегическом планировании и неоиндустриальном освоении значительных территорий.

Наконец, геокультурный аспект заключается в проявлении евразийского мировоззрения, основанного на цивилизацион-ной идентичности и диалоге цивилизаций между представителями, имеющими разные цивилизационные идентичности.

Реализация этого проекта предполагает, что развитие понимается как ценность и одновременно предмет кооперации и солидарного взаимодействия различных стран. Этот проект по нашему определению должен быть международным проектом. Именно на этой основе мы сегодня выстраиваем отношения с китайцами, которые устами своего руководства уже говорят о том, что «Новый шелковый путь» не является альтернативой ТЕПРу, более того, это взаимодополняющие концепты одной идеи.

Если говорить о развитии как совокупном взаимосвязанном развитии знаний, технологий, институтов и человека, то мы видели это в истории Советского Союза, когда знания, технологии передавались от центра, из фундаментальных центров на периферию, передавались в республики, где возникали свои научные школы, свое развитие и т.д.

Интегральная инфраструктурная система

Интегральная инфраструктурная система - основа перехода к новому технопромышленному укладу и модернизации страны. Важным шагом в этом направлении является создание мульти-инфраструктуры - гибкого единства транспортных, энергетических и телекоммуникационных инфраструктурных систем (включающих космос и спутники).

Элементы интегральной инфраструктуры:

• обеспечивают связь сегодня разделенных и разрозненных инфраструктурных услуг (транспорт, энергетика, телекоммуникации, транспортировка воды).

• обеспечивают синтез информации обо всех типах потоков, движущихся через данную инфраструктуру - энергии, товаров, людей.

• увеличивают не только мощность потока энергии через ин-тегративный инфраструктурный канал, но и КПД.

• позволяют в реальном времени координировать взаимодействие множества пользователей инфраструктуры, изменяющих свои запросы и решения.

ТЕПР означает формирование огромного внутреннего спроса: только железнодорожный транспорт обслуживают 19 отраслей, а сколько их будет для интегральной инфраструктуры в целом!

Развитие железных дорог влечет ускоренное развитие индустрии тяжелого машиностроения, дизелестроения, электротехники, создание новых материалов, средств коммуникаций и т.д.

Интегральная инфраструктура - это рост комплексного социального капитала страны. Корпорации и целые сферы деятельности, которые связаны с новым социальным капиталом, естественно оказываются включенными в более эффективный техно-промышленный и социокультурный уклад. Реализация идеи ТЕПР связана с долгосрочными вложениями во всестороннее инфраструктурное развитие, на его базе предполагается формирование крупных научно-производственных кластеров, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке.

Стратегическое планирование

На основе проекта ТЕПР предлагается создать экспериментальный вариант планирующего агентства, способного управлять процессами развития на территориях реализации проекта.

Процедуры стратегического планирования в рассматриваемом случае начинают развертываться с уровня создания крупных материальных инфраструктурных проектов как общей базы для различных корпораций. В этом случае деятельность различных корпораций одной отрасли можно сорганизовывать за счет включения в общую систему контрактов по созданию ТЕПР. Для организации надотраслевого пространства ТЕПР необходимо сформировать системно-инженерную матрицу связей циклов жизни контракта, проекта и актива.

Эта управленческая матрица является операциональным механизмом развертывания ТЕПР в надотраслевом и надкорпора-тивном пространстве. Она позволяет конкретно связывать заказы на создание узлов мультиинфраструктуры и формы их дальнейшего использования группами потребителей.

Важно подчеркнуть, что Транс-Евроазиатский «пояс КА7УГПБ» создается под наши собственные требования, когда нам необходимо развиваться в большом пространстве страны с небольшим числом населения, которое должно быть стимулировано к росту численности семей. Это совершенно иной тип движения в будущее, чем опора на естественный огромный прирост населения Юго-Восточной Азии.

Конкретизация целей развития в проекте ТЕПР

Во-первых, речь идет о социально-экономическом развитии, которое предполагает создание 10-15 новых индустриальных отраслей, их локализацию и строительство вписанных в окружающую среду перспективных поселений. Именно эти создаваемые новые отрасли и определяют стратегические типы занятости с заявленной президентом В.В. Путиным необходимостью создания 25 миллионов продуктивных рабочих мест.

Во-вторых, предполагается интеграция разделенных ведомственными перегородками инфраструктур и в виде единой муль-тиинфраструктуры.

В-третьих, сам проект ТЕПР должен опираться на привлекательность для западных корпораций и правительств, предоставляя возможность выноса опережающего промышленно-технологического развития стран участников мегапроекта на российскую территорию. Этот вынос может происходить по разным причинам - причинам отсутствия пространства, связанности ресурсов уже осуществляемыми экономическими планами, и др. В этом случае на российской территории можно было бы совместно создавать нечто принципиально новое.

С учетом масштабности проекта может потребоваться расширение и ускорение реализации существующих планов строительства высокоскоростных магистралей, включая потенциальное формирование единой ВСМ АТР - Россия - Европа. В этой связи, в рамках реализации идеи ТЕПР значительный интерес может представлять сотрудничество в сфере применения передовых технологий стран ЕС и АТР по организации высокоскоростных пассажирских и скоростных грузовых перевозок.

К глобальным инфраструктурным проектам, позволяющим заложить основу развития ТЕПР, можно отнести:

- создание международного транспортного коридора в направлении Европа - Россия - Япония с оценкой возможного использования территории острова Сахалин и инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского и пролив Лаперуза;

- межконтинентальная железнодорожная магистраль через Берингов пролив;

- формирование трансконтинентальной высокоскоростной магистрали Пусан/Пекин - Москва - Берлин - Роттердам.

Потенциальные результаты данных проектов выходят далеко за рамки решения одной бизнес-задачи (в более широком аспекте - развитие отрасли экономики), так как стимулируется развитие смежных видов деятельности, в том числе связанных с обслуживанием и функционированием самих объектов.

В этой связи эффективность проектов не исчерпывается нормой прибыли или экономической эффективностью произведенных вложений: позитивный эффект, по большей части, лежит в социальной и политической сферах.

Для потенциальных инвесторов ТЕПР выступит инструментом долгосрочных вложений в наукоемкие инфраструктурные проекты в реальном секторе экономики. Планируется, что механизм реализации проекта будет базироваться на формировании совокупности специализированных и международных частно-государственных партнерств и фондов.

Наконец, четвертый момент - приоритет долгосрочного инвестирования в развитие любых масштабов с гарантированной возвратностью для создания нового мирового полюса генерирования общественного богатства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Пояс RAZVITIE» как зона будущего для всего мира

В рамках «пояса RAZVITIE» предполагается выделить зоны, в которых будут создаваться индустриально-промышленные системы, инфраструктурные решения, формы поселений, которых не существует в настоящее время нигде на земном шаре и которые задают следующий шаг развития возможностей человечества.

К работе на этих экспериментальных «футурозонах» могут быть привлечены исследователи, разработчики, архитекторы, у которых есть заслуживающие внимания сумасшедшие прорывные идеи человечества в будущее, которые пройдут через самую требовательную и серьезную комплексную экспертизу. И главное - российская и мировая молодежь!

Принципиально важно превратить ТЕПР в мировую футуро-зону. С этой точки зрения Транс-Евроазиатский пояс может стать формой мобилизации системной промышленности и прак-

тико-ориентированных проектных разработок Евросоюза, Японии, Китая и Кореи.

ТЕПР должен быть основан на опережающей, а не догоняющей индустриализации.

Мы заинтересованы в создании принципиально новых, прорывных технологий, формирующих инфраструктуру следующего технопромышленного уклада - термоядерную и солнечную энергетику, наноматериалы, композиты, лазерные станочные агрегаты, космические двигатели, биофотонические системы, системы транспорта на магнитном подвесе.

Страновые, международные и планетарные рамки

проекта ТЕПР

ТЕПР с точки зрения авторов этого проекта является гибким единством внутристранового и международного планетарного действия. Поэтому данный проект одновременно рассматривается в четырех рамках.

Внутристрановая рамка: ТЕПР как способ смены доминирующей сегодня в России экспортно-сырьевой модели экономики на модель опережающей реиндустриализации, соответствующей потребностям начала 21-го века. Обычно инфраструктурное развитие рассматривается как вспомогательное и обеспечивающее для промышленной политики и бизнеса. В данном случае предполагается наоборот - за счет опережающего формирования инфраструктуры следующего поколения сделать инфраструктурное освоение территории резервуаром накопления новых технологий.

Рамка структуризации Евразийского Союза. В этой рамке ТЕПР выступает как средство территориальной переорганизации и переструктуризации пространства Евразийского Союза. Выделяются стыковочные регионы внутри Евразийского Союза и Евразийского Союза с другими странами, которые обеспечивают соорга-низацию разных темпов и уровней социального развития для преодоления эволюционно сложившихся расхождений. На территории Евразийского Союза планируется территориальное размещение ядер нового технопромышленного и социокультурного уклада.

Трансконтинентальная рамка ТЕПР как организация пространственных взаимодействий международных участников

проекта: Евросоюза, Китая, Японии, Кореи, Монголии. ТЕПР -это особый способ организации евразийского пространства, в котором «не Россия находится между Европой и Азией, а Европа и Азия находятся слева и справа от России». Другими словами, роль России не сводится к капитализации ее транзитного потенциала, а к формированию нового очага генерации общественного богатства на основе соразвития с участием всех цивилизационных центров, соседствующих с Россией.

Наконец, в четвертой, планетарной рамке ТЕПР рассматривается как новая интеллектуально-управленческая платформа «RAZVITIE», которая обнаруживает общие условия действия на разных континентах. В форме Транс-Евроазиатского пояса Яа2уШе для Евросоюза, России, Китая, Японии, Индии, Кореи, Казахстана, Украины, Белоруссии, стран СНГ. В форме Транс-Латиноамериканского - для Бразилии, Колумбии, Чили, Перу, Аргентины, Транс-Африканского - для ЮАР, Анголы и других стран континента. И даже Евразийско-Американского, предполагающего соединение Аляски с Чукоткой.

Эта платформа «КА2У1Т1Б» позволяет осуществлять на разных континентах совместное продвижение трансконтинентальных проектов.

Заключение. Большое Дело как условие

цивилизационной идентичности России

Но кто будет субъектом этих грандиозных преобразований? Речь идет о формировании задачи Большого Дела, которая сможет привлечь людей и инициировать их самоопределение.

Упомянутые четыре рамки проекта ТЕПР сквозным образом опираются на представление о солидарном развитии, вытекающем из цивилизационной идентичности России. Инфраструктурные приоритеты создают условия для формирования в России общества Развития, уникальной социальной системы, основанной на цивилизационной идентичности.

Проект ТЕПР позволяет формировать на этой основе новые принципы и цели социально-экономического развития, восстанавливать в обществе дух творчества, исканий и победы.

Благодарю за внимание.

Библиографический список

1. Якунин В.И. Реконфигурация финансово-экономической карты мира, вклад текущего кризиса и возможности России. -Пленарный доклад, 4-й Российско-Сингапурский деловой форум, Сингапур, 2009, 27-29 сентября.

2. 22 Ideas to Fix the World. Conversations with the World's Foremost Thinkers Edited by Piotr Dutkiewicz and Richard Sakwa. -New York University Press, New York and London, 2014.

3. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход. - Журнал «Власть», 2007, № 3.

4. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин C.C. Цивилиза-ционно-ценностные основания экономических решений. Монография - М.: Научный эксперт, 2008.

5. Байдаков М.Ю., Бассанини Ф., Громыко Ю.В., Зюков В.Т., Раймонди П., Ревилио П., Тенненбаум Д. Транс-Евразийский пояс Razvitie. - М.: Праксис, 2012.

6. Якунин В.И., Осипов Г.В., Садовничий В.А. Единая евразийская инфраструктурная система. - М.: ИСПИ РАН, 2013.

Bibliographical list

1. Jakunin V. I. Rekonfiguracija finansovo-jekonomicheskoj karty mira, vklad tekushhego krizisa i vozmozhnosti Rossii. - Ple-narnyj doklad, 4-j Rossijsko-Singapurskij delovoj forum, Singapur, 2009, 27-29 sentjabrja.

2. 22 Ideas to Fix the World. Conversations with the World's Foremost Thinkers Edited by Piotr Dutkiewicz and Richard Sakwa. -New York University Press, New York and London, 2014.

3. Jakunin V.I. Gosudarstvennaja ideologija i nacional'naja ideja: konstitucionno-cennostnyj podhod. - Zhurnal «Vlast'», 2007, № 3.

4. Jakunin V.I., Bagdasarjan V.Je., Sulakshin C.C. Civili-zacionno-cennostnye osnovanija jekonomicheskih reshenij. Mono-grafija - M.: Nauchnyj jekspert, 2008.

5. Bajdakov M.Ju., Bassanini F., Gromyko Ju.V., Zjukov V.T., Rajmondi P., Revilio P., Tennenbaum D. Trans-Evrazijskij pojas Razvitie. - M.: Praksis, 2012.

6. Jakunin V.I., Osipov G.V., Sadovnichij V.A. Edinaja evrazi-jskaja infrastrukturnaja sistema. - M.: ISPI RAN, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.