тарная и экологическая экспертиза замыслов и результатов изучаемых научных исследований, их влияния на ноосферу, обосновывается необходимость профилактики механического переноса в человекознание присущих социологии и современному естествознанию подходов, таящих опасность воспроизводства технократического мышления;
- преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла подчеркивают адресованность научного исследования потенциальным единомышленникам; обучение вводит их в «лабораторию мысли» ученого, в историю научного исследования; оно характеризуется открытостью, обнажающей гносеологические и психологические трудности, ошибки ученых, нравственно-мотивационный контекст и подтекст научного поиска; интеграция УИРС и НИРС, следствием которой является оптимизация усвоения образовательного стандарта, обеспечивает участие студентов в исследовательской работе кафедр, в научных семинарах и конференциях, в ежегодно проводимых в АлтГУ «Ломоносовских чтениях на Алтае»2.
Библиографический список
Краткие выводы
1. Целостный характер педагогического процесса в образовательном кластере является непреложным условием эффективности его работы.
2. Профессиональное образование педагога в кластере должно развертываться как гуманитарная практика на принципах стиля нового педагогического мышления другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность). Реализация этого условия создает предпосылки для интеграции «внутренним единством смысла» входящих в кластер структур и становления педагога с гуманитарно ориентированным профессиональным образом мира.
3. Центральное действующее лицо педагогического процесса в кластере - ориентированный на собственное профессиональное и личностное развитие преподаватель, способный организовать педагогический процесс через обращение к Другому за со-мыслием, со-чувствием, со-действием. Повышение квалификации педагогов кластера должно строиться на гуманитарных основаниях.
1. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.
2. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Эволюция профессионального образа мира педагога. Педагогика. 2009. № 2: 50 - 55.
3. Фроловская М.Н. Становление профессионального образа мира педагога. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Новокузнецк. 2011.
4. Сенько Ю.В. Гуманитарное основание стандартов высшего образования. Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. VII Международные Лихачевские научные чтения. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2007.
5. Миронов В.Л., Михайлов Н.Н., Сенько Ю.В. Педагогическое образование в классическом университете. Высшее образование в России. 1995; 3: 17 - 21.
References
1. Bahtin M.M. Iskusstvo i otvetstvennost'. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.
2. Sen'ko Yu.V., Frolovskaya M.N. 'Evolyuciya professional'nogo obraza mira pedagoga. Pedagogika. 2009. № 2: 50 - 55.
3. Frolovskaya M.N. Stanovlenie professional'nogo obraza mira pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Novokuzneck. 2011.
4. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnoe osnovanie standartov vysshego obrazovaniya. Dialog kul'tur i civilizacij vglobal'nom mire. VII Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya. Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsoyuzov. 2007.
5. Mironov V.L., Mihajlov N.N., Sen'ko Yu.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom universitete. Vysshee obrazovanie vRossii. 1995; 3: 17 - 21.
Статья поступила в редакцию 24.01.17
УДК 378:159.923.2
Taranova T.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Educational Technologies,
North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Akhmedova E.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Educational Technologies, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TRANSDISCIPLINARY APPROACH IN TRAINING MASTER STUDENTS. The article discusses a trantsiplinarny approach in education, used in modern science as a higher stage of interdisciplinary research, which is not limited to cross-cutting relationships, and forms part of a global system, without strict boundaries between disciplines. The paper studies the relation between concepts of transdisciplinary and interdisciplinary as an antagonistic notions, but at the same time notions having much in common. The research provides an analysis of the concept of a transdisciplinary approach in the Russian and foreign academic research, and its use in higher education given to master students. The authors conclude that the introduction of the transdisciplinary approach in the process of teaching will enhance the quality of training of students, to ensure the development of education in the context of the space-time development of the society.
Key words: transdisciplinarity, interdisciplinarity, transdisciplinary approach, master students, approach, education.
Т.Н. Таранова, д-р пед наук, проф. каф. педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный
университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Э.М. Ахмедова, ст. преподаватель каф. педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный
университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ
В данной статье рассматривается трансциплинарный подход в образовании, как подход, используемый в современной науке в качестве более высокого этапа междисциплинарных исследований, который не ограничивается междисциплинарными отношениями, а существует в рамках глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами. Рассматривается соотношение трансциплинарности и междисциплинарости как антагонистических понятий, но в то же время имеющих общие черты. Даётся общий анализ понятий трансдисциплинарности данных отечественными и зарубежными учеными, использование трансдисциплинарного подхода в высшем образовании при подготовке магистров. Авторы делают вывод о том,
2 Временно созданным кластером (научный руководитель - академик РАО Ю.В. Сенько) опыт построения педагогического процесса как гуманитарной практики представлен в научно-практической разработке "Оптимизация педагогического процесса в классическом университете". Она была удостоена премии Правительства РФ в области образования (2009), а соавторы данной статьи стали лауреатами этой премии.
что внедрение трансдисциплинарного подхода в процесс обучения в магистратуре позволит повысить качество подготовки специалистов, обеспечивающих развитие образования в контексте пространства-времени развития общества.
Ключевые слова: трансдисциплинарность, междисциплинарность, трансдисциплинарный подход, магистратура, подход, образование.
Каждая научная дисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Одним из таких блоков является использование трансдисциплинарного подхода в обучении, который представляет собой совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Стоит отметить целесообразность использования трансдисциплинарности в образовательном процессе. Об это свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. В данной декларации содержатся рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества (UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998) [1].
Бельгийского учёный Э. Джадж в ходе своих исследований, выделил пять видов трансдисциплинарности в современной науке:
- трансдисциплинарность-0 определяется как исходная форма трансдисциплинарности. Этот вид трансдисциплинарно-сти часто используется такими формами духовной деятельности человека, как философия, искусство, религия, а также теми научными дисциплинами, которые имеют интересы в «пограничных», с этими формами духовной деятельности, областях;
- трансдисциплинарность-1 определяет лишь формальный характер взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин, который обеспечивает формирование логических связей и интеграции знаний на более высоком уровне, чем это происходит в междисциплинарности;
- трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя. Приверженцы Трансдисциплинарности-2 считают, что исследование только физической сути объекта, без учёта его ментального (духовного) уровня, не позволит составить о нём полное представление;
- трансдисциплинарность-3 связана с использованием основных примеров, имеющих фундаментальное познавательное значение. Это позволяет говорить о том, что именно трансдисци-плинарность-3 способствовала становлению и развитию системного подхода, его концепции, терминологии и методологии;
- трансдисциплинарность-4 использует трансдисциплинарную (универсальную) картину мира, основанную на философских предпосылках единоцентризма. Данный вид обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества [2].
По Николеску, трансдисциплинарность базируется на трёх методологических постулатах, что принципиально отличает её от междисдиплинарности:
1. Признание существования уровней реальности. Каждая дисциплина изучает только какой-то фрагмент реальности, только один из её уровней. Трансдисциплинарная стратегия стремится понять динамику процесса на нескольких уровнях реальности одновременно, поэтому она перешагивает границы конкретных дисциплин и создает универсальную картину процесса, её холистическое видение. Трансдисциплинарность не противопоставляется междисциплинарности, а дополняет её, так как соединяет различные фрагменты реальности в единую картину.
2. Логика включенного третьего. Трансдисциплинарность не противопоставляет, а объединяет, соединяет по принципу дополнительности то, что рассматривалось как противоположное.
3. Сложность. Трансдисциплинарность пытается понять реальность в её сложности, а это именно та установка, которая свойственна синергетике. Только трансдисциплинарные исследования способны справиться со сложностью мира [3].
В современной российской науке активными сторонниками трансдисциплинарности являются Л.П. Киященко и В.И. Моисеев, так объясняющие её отличие от междисциплинарности: «Ситуация междисциплинарности - это ситуация переноса знания
из одной дисциплинарной области в другую при сохранении дисциплинарных делений. Иными словами, междисциплинарность методологически дополнительно обогащает то, что определено внутри дисциплинарных делений... Ситуация трансдисциплинарности ... предполагает нарушение жёсткости дисциплинарных делений научного знания, они становятся «проходимыми», что способствует появлению разного рода систем «поверх» дисциплинарного деления, «меж»-системных образований, «экс-тра»-систем и т.д.». [4, с. 44]
Уточняя указанные понятия, Л.П. Киященко пишет, что о междисциплинарности можно говорить в случаях, когда различные дисциплины, взаимодействуя друг с другом, образуют новую дисциплину (так, например, сформировались биохимия или биофизика), либо когда теоретические представления или исследовательские практики одной дисциплинарной области проникают в другие, используясь там для решения дисциплинарных вопросов. Трансдисциплинарными же являются такие познавательные ситуации, в которых научный разум вынужден в поисках целостности и собственной обоснованности «осуществить трансцен-дирующий сдвиг в пограничную с жизненным миром сферу» [4, с. 135].
Задачей высшего образования является формирование у студентов, в том числе у магистров особой (трансдисциплинарной) мировоззренческой позиции, обучение навыкам редуцирования, трактовки дисциплинарных знаний через призму универсальных (трансдисциплинарных) закономерностей и моделей действительности, обретение опыта использования трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем природы и общества, проблем в профессиональной сфере. Опыт высшего образования свидетельствует о том, что эффективное решение этих задач возможно при условии, если трансдисциплинарность будет являться предметом специального научного направления.
Современная подготовка магистров в вузе предполагает изменение подходов к обучению. Прежде всего, это касается целостного представления в нем системы образования в контексте социума и перехода от взглядов на образование как замкнутой системы к процессному видению развития образования, как ответа на вызовы постиндустриального общества. Такое видение процесса обучения обеспечивает трансдисциплинарный подход, который позволяет раскрыть в единстве явления и процессы образования и общества, синтезируя на единой методологической и теоритической основе знания педагогического, психологического и социально-экономического циклов, объединяя их в целостную систему. Образование, как открытая социуму система, предстает как динамично развивающаяся структура, развитие которой осуществляется в инновационной деятельности, смене стратегических направлений, введения информационных технологий, возникающих рисков, т. е. абсолютно приближено к реальной образовательной ситуации в социуме.
Трансдисциплинарность ставит все осваиваемые магистром дисциплины в ситуацию равенства их значения в отношении осваиваемого образовательного пространства социума. А ценностно-смысловые ориентации рассматриваются как способность определять ценностно-смысловые основы развивающегося образовательного пространства на нескольких уровнях: глобальном, федеральном, региональном и муниципальном. Выход за рамки отдельной дисциплины на трансдисциплинарный уровень переводит учебную ситуацию на социальный уровень, что придает ему социально-педагогический характер, где сочетание исследовательского, учебного и проектного компонентов приобретают черты системной взаимосвязи. Такая постановка вопроса обеспечивает формирование мета-рамок, где знания интегрированы на более высоком уровне абстракции и выступают главным условием в поиске решения сложных многофакторных проблем в образовательном пространстве социума.
Трансдисциплинарный подход позволяет преодолеть ценностно-смысловой разрыв между формируемыми в учебном процессе ценностно-смысловыми ориентациями и ими же в динамично-развивающемся образовательном пространстве социума. Архитектоника такого разрыва компенсируется открытостью образовательного пространства в социум, формирующего