УДК 37.01:796
Тытянчук Ольга Витальевна
преподаватель кафедры физической культуры
ФГБОУ «Пермская государственная фармацевтическая академия»
Пермь, Россия 614990, Пермь, Полевая, 2, e-mail: [email protected]
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Olga V. Tytyanchuk
Teacher of the Department of Physical Education
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education
«Perm State Pharmaceutical Academy» 2, Polevaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
A TRANSDISCIPLINARY APPROACH AND THE MODERN MODEL OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION
Аннотация. Раскрываются сущность и возможности трансдисциплинарного подхода; предпринимается попытка исследовать феномен физической культуры с точки зрения трансдисциплинарного подхода; к модели физической культуры в системе общего образования применяется трансдисциплинарная логика; обосновывается необходимость идентификации, структурирования и анализа ряда проблем физической культуры в системе общего образования; рассматривается возможность проведения трансдисциплинарного исследования для создания современной модели физической культуры в системе общего образования.
Ключевые слова: трансдисциплинарный подход, физическая культура, образование, воспитание, развитие, основные принципы физического воспитания, современная модель физической культуры.
Abstract. The article reveals the essence and possibilities of the transdisciplinary approach. The attempt to investigate the phenomenon of physical education from the point of view of the transdisciplinary approach is made.
© Тытянчук О.В., 2019
Transdisciplinary logic is applied to the model of physical education in the system of general education. The necessity of identification, structuring and analysis of a number of problems of physical education in the system of general education is substantiated. The possibility of the transdisciplinary research to create a modern model of physical culture in the system of general education is considered.
Key words: transdisciplinary approach, physical education, education, development, basic principles of physical education, modern model of physical education.
Современная наука опирается на трансдисциплинарный подход, в соответствии с которым результат научного исследования должен включать аксиологическую составляющую и ответ на социальный запрос.
Термин «трансдисциплинарность» впервые был использован известным швейцарским психологом Жаном Пиаже в 1970 г. Этим термином он обозначает принцип научного исследования (а также внутридисциплинарной практики), который описывает приложения научного подхода к проблемам, выходящим (трансцендирующим) за границы конвенционально установленных академических дисциплин. Э. Янч в 1980 г. предложил важное уточнение этого понятия. В качестве интегрирующего принципа дисциплинарного знания он предложил общую социальную цель, которая объединяет не только научное познание, но образование и инноватику как необходимые составляющие социальной системы, направленной на самообновление общества.
Согласно положениям CIRET (Международный центр трансдисциплинарных исследований), трансдисциплинарность касается того, что может лежать между дисциплинами, «поперек» дисциплинарных делений или за границами каждой отдельной дисциплины.
Ситуация трансдисциплинарности предполагает нарушение жесткости дисциплинарных делений научного знания, границы становятся «проходимыми», что способствует появлению разного рода систем «поверх» дисциплинарного деления, межсистемных образований, экстрасистем и т. д.
Обычно дисциплинарные исследования касаются изучения только одного уровня реальности (или даже его фрагментов), в то время как трансдисциплинарность оперирует взаимоотношениями нескольких уровней [2].
Трансдисциплинарность выступает основанием, позволяющим объединить ресурсы дисциплинарной и внедисциплинарной сфер, в то же время она не сводится ни к одной из составляющих ее частей. Трансдисциплинарность дает равные права фундаментальным и прикладным наукам, различным культурам и религиям в исследовании мира.
Трансдисциплинарный подход способен обеспечить интеграцию знаний для поиска конструктивного решения проблем реальной практики. Дисциплины,
входящие в трансдисциплинарный комплекс, являются одновременно и открытыми, и замкнутыми. Открытость дает возможность использовать кооперацию со смежными науками, а замкнутость - сохранить специфику предмета и ракурса исследования. Трансдисциплинарность преодолевает проблему фрагментарности знаний, раскрывая исследуемые явления в их полноте, включая социальные и культурные аспекты.
Очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности позволила считать ее одним из основных способов решения проблем XXI в. Об этом свидетельствует текст «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 г. в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Статьи 5 и 6 данной декларации содержат следующие рекомендации: поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества [5].
Образовательное пространство - часть единого социокультурного пространства, явление многомерное, сложное, изменчивое, концентрирующее в себе смыслы, лежащие за пределами образования. Эти смыслы ориентированы на решение актуальных проблем окружающего мира. Как носитель ценностей социума образовательное пространство выступает гарантом гуманности и смыслов. Свободное и открытое общество нацелено на максимальное сближение ценностей личности и социума. Образование ориентируется на природную и социальную сущность человека, способствуя адаптации к социуму и его ценностям. Ценность - понятие, объединяющее образование и социум.
Учащийся школы является субъектом образовательного процесса, частью познаваемого мира, и тем, кто этот мир создает, реализуя личные ценностно -смысловые ориентации.
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3].
Физическая культура опирается на теорию и методику физической культуры. Источниками данной научной дисциплины являются:
1) практика общественной жизни (потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление понять закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека);
2) практика физического воспитания (именно в ней проверяются на жизнеспособность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений);
3) прогрессивные идеи о путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах [4].
Исходя из вышесказанного теория и методика физической культуры формировалась как трансдисциплинарная область науки.
Физкультурная деятельность обладает широкими возможностями в плане применения форм, средств и методов, направленных как на социализацию и личностное развитие, так и на освоение обучающимися учебных действий в областях познавательной, физической, нравственной, эстетической, коммуникативной, трудовой культуры. Физкультурная деятельность тесно связана с комплексным воздействием на морфофункциональную, психофизиологическую сферу и состояние здоровья.
С одной стороны, имеют место мощный потенциал физкультурной деятельности, постоянное развитие физической культуры, касающееся теоретических и медико-биологических обоснований, появления новых видов физической активности, все более совершенного оборудования, экипировки, инвентаря, средств технического сопровождения и т. д. А с другой стороны, существуют такие проблемы общеобразовательного предмета «Физическая культура», как низкий уровень мотивации учащихся, травматизм, смертность, снижение уровня физических кондиций и ухудшение здоровья по мере взросления и становления организма. Все эти проблемы являются нерешенными, хотя попытки переломить ситуацию предпринимались и продолжают предприниматься как в масштабе страны, так и локально.
Создание школьных спортивных клубов, реабилитация комплекса ГТО дополнительно к третьему часу урока - меры, не апеллирующие к значительной части аудитории, они обращены лишь к незначительной ее части. Все это попытки линейным способом решить комплексные проблемы. Однако учащиеся являются субъектами образовательного процесса, частью познаваемого мира и теми, кто этот мир впоследствии создает. Именно сами учащиеся с их психофизиологическими особенностями должны быть ориентиром, отправной точкой. Необходимо изменение сути процесса, переход к сотрудничеству,
обеспечение для каждого отдельного учащегося возможности доступного освоения основ физической культуры, максимального раскрытия физических способностей.
Опираясь на трансдисциплинарный подход, можно создать модель физической культуры более совершенную, соответствующую современным вызовам и реалиям. Видоизмененная модель должна стать частью общей модели, охватывающей все возрасты, так как физическое воспитание исходит из принципов непрерывности и преемственности.
Опираясь на право (ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), биологию (физиология физкультуры и спорта), педагогику (педагогика физической культуры и спорта), экономику (средства, выделяемые на физическую культуру и спорт), социологию (социальный запрос), данные современных исследований, можно создать модель физической культуры, соответствующую интересам обучающихся.
Трансдисциплинарный подход позволит выявить противоречия, имеющиеся у существующей модели физической культуры в системе общего образования.
Так, например, ВОЗ рекомендует детям и молодым людям в возрасте от 5 до 17 лет ежедневную физическую активность, от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут [1]. Существующая модель не покрывает даже половины рекомендуемой нормы: три урока в сумме дают 135 минут физической активности в неделю против 300 рекомендуемых минут (при пятидневной учебной неделе).
С точки зрения физиологии физической культуры и спорта дети, занимающиеся в спортивных секциях, рискуют здоровьем вследствие перетренированности, так как занятия спортом от уроков физкультуры не освобождают, хотя целесообразней было бы предоставить учащимся выбор: заниматься спортом или физической культурой.
Во время физической активности угнетается работа пищеварительной системы, однако в системе общего образования учащиеся зачастую идут на урок физкультуры после приема пищи.
Общепедагогические принципы, сознательность и активность в полной мере реализуются тогда, когда учащиеся занимаются предпочтительным видом физкультурной деятельности и понимают, какое влияние на их организм оказывает данный вид физкультурной деятельности. Например, если учащийся не интересуется игровыми видами, то он не может сознательно и активно включаться в процесс.
Эти и другие многочисленные проблемы требуют идентификации, структурирования и комплексного анализа, который позволит понять, каким по
форме и содержанию должен стать предмет «Физическая культура» в системе общего образования, чтобы цели общества и личности гармонически сочетались, а учебный процесс был ориентирован на личностные возможности, интересы и потребности ребенка.
Трансдисциплинарное исследование возникает, когда, несмотря на множественность разрозненных дисциплинарных подходов к решению экзистенциальных, биоэтических, экологических и иных практических проблем, ощущается их недостаточность. Для применения трансдисциплинарного подхода необходимо осмысление мотивов и ценностей, оценка рисков от совместных действий различных познавательных практик, а также их вписываемости в современную культуру и цивилизацию. Необходим взгляд на ситуацию в целом. Указанные движения мысли, что принципиально, происходят параллельно. Поэтому в известной мере их можно до поры до времени рассматривать независимо друг от друга. Но фокусировка, которой обладает трансдисциплинарный подход, сводит воедино философско-теоретические и практические потоки, когда возникает реальная проблема, нуждающаяся в решении [2].
Список литературы
1. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья: ВОЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.who.int/dietphysicalactivity/ factsheet_recommendations/ru/ (дата обращения: 05.01.2019).
2. Киященко Л. П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. - М.: ИФРАН, 2009. - 205 с.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. -URL: https://fzrf.su/zakon/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte-329-fz/ (дата обращения: 17.01.2019).
4. ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
5. World declaration on higher education for the 21 century: vision and action (09.10.1998) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/education/ educprog/wche/declaration_eng.htm (дата обращения: 05.01.2019).