УДК: 378.046.4
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Humanities and Science, ANOVO "International
University in Moscow (Moscow, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
THE USE OF A TRANSDISCIPLINARY APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING UNDERGRADUATES OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article deals with the introduction of a transdisciplinary approach into vocational education. Application of transdisciplinary technologies is observed in conditions of the higher education. Transdisciplinarity is a fundamental methodology in conditions of training in higher educational institutions. The contents of professional education are interpreted in terms of a transdisciplinary approach in modern socio-cultural conditions. The article concludes that the application of the transdisciplinary approach in higher education, particularly in the context of the Magistracy, could become a methodological basis for the innovative design of mechanisms to ensure its continuity and development.
Key words: transdisciplinary approach, professional education, students.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин,
АНОВО «Международный университет в Москве», E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрено применение трансдисциплинарного подхода в профессиональном образовании. Применение трансдисциплинарных технологий в условиях вузовского образования. Трансдисциплинарность как фундаментальная методология в условиях подготовки кадров в высшем образовательно учреждении. Содержание профессионального образования с точки зрения трансдисциплинарного подхода в современных социокультурных условиях. В статье сделан вывод о том, что применение трансдисциплинарного подхода в системе высшего образовании, особенно в условиях магистратуры, может стать методологической основой инновационного проектирования механизмов обеспечения его преемственности и развития.
Ключевые слова: трансдисциплинарный подход, профессиональное образование, студенчество.
Несмотря на признание трансдисциплинарности на государственном уровне, практика свидетельствует о наличии объективных и субъективных трудностей с внедрением трансдисциплинарного подхода в учебный процесс конкретных вузов, в методологию конкретных научных исследований. Поэтому появление новых исследований в этой области является поводом для того, чтобы провести анализ исполнения рекомендаций по внедрению трансдисциплинарного подхода в систему высшего образования и предложить возможные пути к тому, чтобы сделать результаты этого процесса более эффективными.
Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже впервые предложил термин «трансдисциплинарность». Им было сделано предложение обсудить «трансдисциплинарность в науке» как следующий за междисциплинарным этапом более высокий этап исследований. «После этапа междисциплинарных исследований, - отмечал он, следует ожидать трансдисциплинарный этап, более высокий этап, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами» [1]. Также он писал, что нужно рассматривать трансдисциплинарность как совершенно новую область знаний, отличную от мультидис-циплинарности и полидисциплинарности.
Задачей высшего профессионального образования является развитие у студентов, особого трансдисциплинарного мировоззрения, обучение навыкам воспроизведения, объяснения дисциплинарных знаний через призму трансдисциплинарных закономерностей и моделей действительности, приобретение опыта применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем природы и социума, проблем в профессиональной сфере. Опыт высшего образования свидетельствует о том, что эффективное решение этих задач возможно при условии, если трансдисциплинарность будет являться предметом специального научного направления [2].
Современная подготовка бакалавров и магистров в вузе предполагает применение новых подходов к обучению. Особенно это касается будущих магистров направления педагогическое образование, ведь именно на них возлагается популяризация, апробация инноваций в условиях образовательной практики и реализация современных образовательных технологий. Прежде всего, это касается целостного представления в нем системы образования в контексте общественного развития и перехода от взглядов на образование как замкнутой системы к процессному видению развития образования, как ответа на вызовы общества. Такое видение процесса обучения обеспечивает трансдисциплинарный подход, который позволяет раскрыть в единстве явления и процессы образовательного процесса и социума, объединяя на единой методологической и теоритической основе знания психо-
лого-педагогического и социально-экономического циклов, объединяя их единую систему. Образование, как открытая обществу система, предстает как динамично развивающаяся структура, развитие которой осуществляется в инновационной деятельности, смене стратегических направлений, введения инфокомму-никационных технологий.
Таким образом, трансдисциплинарный подход - это качественно новый этап объединения науки в общества. Приставка «транс» (от лат. trans - сквозь, через) указывает на новый тип производства знаний. Если междисциплинарность - это внутри-научный феномен, то трансдисциплинарность фиксирует такие «познавательные ситуации, в которых по разным причинам научный разум вынужден в поисках целостности и собственной обоснованности осуществить трансцендирующий сдвиг в пограничную сферу с жизненным миром» [3].
Трансдисциплинарность как более глубокий уровень интеграции предполагает конвергентное проникновение научных дисциплин и методов. Это современный тип производства научного знания, который представляет собой синтез фундаментальных научных исследований, ориентированных на познание истины, и исследований, направленных на получение полезного прикладного эффекта, трансдисциплинарность размещена в интервале между теорией и практикой [4].
Предпосылки расширения применения трансдисциплинарного подхода к исследованию для изучения профессионального образования и проектирования его новых форм объективно существуют. Использование данного подхода способно оказать воздействие на развитие педагогического знания в бытийном и научном плане. На уровне бытия науке может открыться доступ к неизвестным ранее истокам педагогических явлений и процессов. На научном уровне есть шанс выйти на новое понимание ключевых педагогических объектов [5].
Таким образом, трансдисциплинарный подход выступает одним из возможных вариантом преодоления методологического противоречия между бытийной основой сложнейших педагогических задач современности, требующих глубокого теоретического осознания, и теми прикладными, бытовыми способами их решения, которые господствуют в массовой образовательной практике.
Применительно к высшему профессиональному образованию трансдисциплинарный подход позволяет:
- рассматривать педагогическую проблему с точки зрения разных наук;
- понимать многообразие и природу многих педагогических явлений;
- объединять теорию и практику, занимающихся изучением ключевых педагогических объектов;
- формировать широкий кругозор и общественно-направленное мировоззрение. Формирование трансдисциплинарного представления о природе и механизмах профессионального образования, адаптированного для понимания неспециалистами (потребителями образовательных услуг, социальными партнерами, представителями педагогической общественности) позволит найти новые подходы к повышению активности населения в сфере профессионального образования.
Применение трансдисциплинарного подхода в условиях высшего образования представляется на данный момент в виде
Библиографический список
проектирования содержания, основных методов и технологий совершенствования профессионального образования.
Применение трансдисциплинарного подхода в системе высшего образовании, особенно в условиях магистратуры, может стать методологической основой инновационного проектирования механизмов обеспечения его преемственности и развития. Это связано с тем, что именно магистранты, на основе уже сформированных на этапе бакалавриата психолого - педагогических знаний, способны к синтезу изученных подходов и комплексному их применению в образовательной практике.
1. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4 (8), 2014, Available at: 10.15393/j5.art.2014.2642
2. Трансдисциплинарные исследования. Available at: http://transstudy.ru/q-q-.html
3. Киященко Л. Моисеев В. Философия трансдисциплинарности. Москва, 2009.
4. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего. Вызов познанию. Москва, 2004: 29 - 49.
5. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526
References
1. Kolesnikova I. A. Transdisciplinarnaya strategiya issledovaniya nepreryvnogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vypusk 4 (8), 2014, Available at: 10.15393/j5.art.2014.2642
2. Transdisciplinarnye issledovaniya. Available at: http://transstudy.ru/q-q-.html
3. Kiyaschenko L. Moiseev V. Filosofiya transdisciplinarnosti. Moskva, 2009.
4. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye kognitivnye strategii v nauke buduschego. Vyzovpoznaniyu. Moskva, 2004: 29 - 49.
5. Mokij M.S., Mokij V.S. Transdisciplinarnost' v vysshem obrazovanii: 'ekspertnye ocenki, problemy i prakticheskie resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526
Статья поступила в редакцию 04.10.17
УДК 378
Shamkhalova B.A., postgraduate, Department of Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: biche-82@mail.ru
THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PEDAGOGICAL TOLERANCE OF FUTURE BACHELORS OF EDUCATION. The article studies a problem of formation pedagogical tolerance of future bachelors. The purpose of the article is to describe the experiment, where amodel of the formation of pedagogical tolerance, developed by the author, is implemented. Tests and questionnaires are used to diagnose the personality tolerance of future bachelors of education during the experiment, and the results of it confirmed the necessity to develop and implement the model of the formation of pedagogical tolerance. 123 future bachelors have been divided into three experimental and two control groups and participated in the described experimental work. The effectiveness of this model is shown in the monitoring results, which allow recommending it as one of the conditions of the formation of such important professional quality of the bachelor of education as pedagogical tolerance.
Key words: bachelor of education, tolerance, pedagogical tolerance, tolerant educational environment, multicultural environment of university, experimental work.
Б.А. Шамхалова, соискатель каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, Е-mail: biche-82@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Целью статьи является описание проведённого эксперимента, в котором осуществлялась реализация разработанной автором модели процесса формирования педагогической толерантности. Констатирующий эксперимент, в ходе которого были применены тесты и опросники по диагностике толерантности личности будущих бакалавров образования, подтвердил необходимость в разработке и реализации модели формирования педагогической толерантности. В описанной опытно-экспериментальной работе участвовали 123 будущих бакалавра педагогического образования, разделенных на три экспериментальные и две контрольные группы. По результатам проведенного мониторинга в конце эксперимента была доказана эффективность данной модели, что позволило рекомендовать её в качестве одного из условий формирования столь важного профессионального качества бакалавра образования как педагогическая толерантность.
Ключевые слова: бакалавр образования, толерантность, педагогическая толерантность, толерантная образовательная среда, поликультурная среда вуза.
В современных условиях бакалавры образования испытывают повышенную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, что связано с большим количеством учащихся в классе, являющихся носителями различных культур. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования показывает, что выпускник-бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен обладать способностью толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) [1].
Общественно-государственный заказ на подготовку толерантных педагогов, способных к осуществлению профессиональной деятельности, вызвал большой интерес в отечественной научной среде к решению задач формирования толерантности у будущих бакалавров образования. В последние десятилетия уделяется достаточное внимание разработкам методических рекомендаций и построению учебных программ в педвузах (Е.Ю. Клепцова, В.А. Панина, В.С. Чернявская и др.) [2; 3; 4]. Однако существует ряд проблем, которые нуждаются в более