Занятие 2. «Темперамент личности педагога как признак поведенческой составляющей педагогической культуры» направленно на определение влияние типа темперамента на поведение педагога в рамках его профессиональной деятельности. В начале занятия магистрантам предлагается пройти тест Айзен-ка «Исследование личности» [4].
После выполнения определенных упражнений («Темпераментный учитель», «Кто я?», и др.), магистрантам предлагается самостоятельная работа: поделившись на микрогруппы составить эмоциональный портрет однокурсника, преподавателя, определить тип темперамента и выступить с докладом. Рефлексия занятия предполагает ответить на вопросы: какую роль тип темперамента играет в профессии педагога? Какой тип темперамента предпочтительней?
Занятие 3. «Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе» направлено на развитие навыков по управлению собственным вниманием и тренировку внимания (избирательность, концентрация, распределение, переключение) как компонента педагогического мышления. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. В работе педагога важно иметь высокий уровень развития всех основных качеств внимания: избирательность - возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели; концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объём - количество объектов, которые могут быть охвачены
Библиографический список
вниманием одновременно; переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение -возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Занятие начинается с методики Мюнстерберга, направленной на определение избирательного внимания, после чего магистрантам предлагается выполнить ряд упражнений: «Цифры», «Муха», «Распределение внимания» и др., и заканчивается рефлексией, включающей в себя ряд вопросов: На что должно быть направленно внимание педагога: при объяснении нового материала, при проверке знаний, при выполнении учениками самостоятельной работы, при проведении урока в целом? Чем может быть вызвана невнимательность школьника на уроке? Обоснуйте ответ? [4].
Таким образом, творчески работающие преподаватели находятся в постоянном поиске, инновационно-педагогических технологий, поскольку они позволяют достигать гарантированного результата в обучении; формировать и совершенствовать компетенции: экономить время, средства и силы на достижение поставленных целей; развивать творческое мышление и способности обучающихся.
1. Абрамов A.B. Проблемное обучение в контексте компетентностного подхода. Тюмень: ТГПУ, 2008.
2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС, 2004.
4. Психологические тесты. В 2 т. Под редакцией А.А. Карелина. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005; Т. 1.
References
1. Abramov A.B. Problemnoe obuchenie vkontekste kompetentnostnogo podhoda. Tyumen': TGPU, 2008.
2. Vilenskij V.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.
3. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS, 2004.
4. Psihologicheskie testy. V 2 t. Pod redakciej A.A. Karelina. Moskva: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2005; T. 1.
Статья поступила в редакцию 20.10.17
УДК: 378.046.4
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University
(Krasnodar, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
AXIOLOGICAL CONTENT OF EDUCATION IN CONDITIONS OF TRANSDISCIPLITY. The article deals with the educational process from the point of view of value orientations inherent in modern society, the connection between society and education, which is viewed through the prism of transdisciplinarity. It also considers qualitiesthat a future specialist in the pedagogical profile should possess. The author concludes that the importance of mainstreaming the axiological approach towards the content of education in the context of socio-economic changes is due to the need to use technologies and forms of transdisciplinary education of future pedagogical specialists. The meaning of the axiological educational content can be revealed through awareness of the students of transdisciplinarity value system. Through the understanding that all knowledge is interdisciplinary and transdisciplinary by nature, it is stated that it possesses such qualities as interrelatedness and interdependence.
Key words: pedagogical axiology, qualities, education, transdisciplinarity, students.
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
г. Краснодар, E-mail: la-saenko@yandex.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСДИСЦИПЛНАРНОСТИ
В статье рассматривается образовательный процесс, с точки зрения ценностных ориентиров, присущих современному обществу, связи социума с образованием, которое рассматривается через призму трансдисциплинарности. Также рассматриваются ценности, которыми должен обладать будущий специалист педагогического профиля. Сущностная характеристика образовательного процесса, в рамках трансдисциплинарного похода. Автор делает вывод о том, что значимость актуализации аксиологического подхода к формированию содержания образования в контексте социально-экономических изменений, обусловливается необходимостью применения трансдисциплинарных технологий и форм организации обучения будущих специалистов педагогического профиля. Смысл аксиологического содержания образования может быть раскрыт через осознание студентами трансдисциплинарности системы ценностей; через понимание, что все знания носят междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, обладают взаимообусловленностью и взаимозависимостью.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, образование, трансдисциплинарность, студенчество.
Исследования образования приобрели особую остроту в конце XX века в связи с его кризисом, который связывают с кризисом аксиологических основ образования. Потребность в новой аксиологической концепции образования была осознана особенно сильно мировым и российским педагогическим сообществом в последний период, начиная с 1990 года и по настоящее время. На этом этапе философия образования выделяется в особую область знания, ведется систематическое изучение ее методологических, теоретических и проектных проблем, которые носят трансдисциплинарный характер [1].
Аксиологический подход традиционно считается одной из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, так как направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориен-таций будущего педагога в процессе его подготовки в вузе [ 2].
Изучение аксиологического содержания образования должно проводиться с учетом:
- особенностей системы образования как сложной трансдисциплинарной системы, в которой происходят процессы саморегуляции;
- изменения ценностей образовательной системы, с учетом социально-экономических изменений;
- проблемы взаимодействия процессов интеграции меж-дисциплинарности, полидисциплинарности и трансдисциплинар-ности знания и образования;
- изучение аксиологических аспектов образования и его зеркальном представлении в социуме;
- информационно открытости образования, носящего общедоступный характер [3].
При данном подходе обеспечивается усиленная реализация профессиональной педагогической деятельности в текущей ситуации, а содержание носит потенциально опережающий характер [4].
Аксиологический подход рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека [5].
Образование рассматривается как механизм создания и обмена ценностями, ведущего к постановке основных вопросов о сущности ценностно-смысловых ориентаций человека и его
Библиографический список
возможности воспроизводить эту сущностную характеристику [6].
А.В. Кирьякова выделяет следующие группы базисных ценностей университетского образования:
- академические ценности. К ним автор относит институциональную независимость, фундаментальность, интеллектуальное развитие, академические свободы, академическую солидарность (коллегиальность), содействие росту инноваций, профессиональную компетентность, новые парадигмы преподавания и исследования, академическую ответственность, единство образовательного и исследовательского процесса, академическую мобильность, критическое мышление, наставническую модель взаимоотношений преподавателя и студентов, приобщение последних к научным школам;
- ценности личностного роста и благополучия. Среди них выделяются ценности самоопределения, самореализации, индивидуальности, субъект-субъектных отношений, непрерывности образования, адекватности человека среде и ситуации, профессиональной мобильности, здоровья, корпоративности, конкурентоспособности выпускника;
- ценности гражданского общества. К ним исследовательская группа относит ценности свободы, демократии, открытости, социальной справедливости, толерантности, этичности, культурного разнообразия, социальной ответственности;
- организационные ценности. Среди основных из них -ценности принятия решений на основе согласования мнений и интересов, ценности свободы в осуществлении научных исследований, статусной иерархии, основанной на принципе научного авторитета, технологизации образовательной деятельности, стандартизации качества образования (образовательных программ), создания материальных ценностей и знаний, конкурентоспособности университета, доступности образовательных программ для зарубежных студентов, стратегического партнерства университета и бизнес - структур [7 - 9].
Таким образом, значимость актуализации аксиологического подхода к формированию содержания образования в контексте социально-экономических изменений, обусловливается необходимостью применения трансдисциплинарных технологий и форм организации обучения будущих специалистов педагогического профиля. Смысл аксиологического содержания образования может быть раскрыт через осознание студентами трансдисципли-нарности системы ценностей; через понимание, что все знания носят междисциплинарный и трансдисциплинарный характер и стоит изучать их, с точки зрения взаимообусловленности и взаимозависимости.
1. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования: монография. Москва, 2008.
2. Гущина Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя. Калуга, 2004.
3. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования. Вестник ОГУ. 2011; 2: 27 - 33.
4. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.
5. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях. Universum: Общественные науки: электронный научный журнал. 2016; 7 (25).
6. Племенюк М.Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школе. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; 68. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-formirovanii-soderzhaniya-obrazovaniya-v-vysshey-shkole
7. Ярошенко Н.Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия. Вестник МГУКИ. 2011; 5. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-soderzhanie-obrazovaniya-v-sfere-kultury-i-iskusstv-kontekst-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya
8. Борисова Е.Н. Формирование культуры личности через сотворчество педагога и студента. Педагогическое образование и наука. 2009; 11: 14 - 17.
9. Нагаева И.А. Технология оптимизации поиска учебной информации. Информатизация и связь. 2012; 7: 5 - 7.
References
1. Alieva N.Z., Ivushkina E.B., Lantratov O.I. Stanovlenie informacionnogo obschestva i filosofiya obrazovaniya: monografiya. Moskva, 2008.
2. Guschina N.A. Aksiologicheskie aspekty otechestvennogo obrazovaniya kak faktor formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij buduschego uchitelya. Kaluga, 2004.
3. Kir'yakova A.V. Cennostnye orientiry universitetskogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2011; 2: 27 - 33.
4. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.
5. Mokij V.S., Luk'yanova T.A. Ot disciplinarnosti k transdisciplinarnosti v ponyatiyah i opredeleniyah. Universum: Obschestvennye nauki: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016; 7 (25).
6. Plemenyuk M.G. Aksiologicheskij podhod v formirovanii soderzhaniya obrazovaniya v vysshej shkole. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; 68. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-formirovanii-soderzhaniya-obrazovaniya-v-vysshey-shkole
7. Yaroshenko N.N. Cennostnoe soderzhanie obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv: kontekst mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Vestnik MGUKI. 2011; 5. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-soderzhanie-obrazovaniya-v-sfere-kultury-i-iskusstv-kontekst-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya
8. Borisova E.N. Formirovanie kul'tury lichnosti cherez sotvorchestvo pedagoga i studenta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 11: 14 - 17.
9. Nagaeva I.A. Tehnologiya optimizacii poiska uchebnoj informacii. Informatizaciya isvyaz'. 2012; 7: 5 - 7.
Статья поступила в редакцию 22.10.17
УДК 37.01
Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: nsivolobova@mail.ru
Avdeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: lilik4@yandex.ru
Shirvanyan A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY OF PUPILS IN CONDITIONS OF ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION. In the article innovative technologies of increase in efficiency of formation of the Russian identity in conditions of establishment of additional education, the factors exerting impact on quality and effectiveness of formation of the Russian identity of students, the fundamental principles of implementation of educational programs of additional education of children of civil and patriotic orientation are considered. The authors conclude that as the specifics of the organization of the process of formation of the Russian identity in the midst of studying institutions of further education, you can highlight the need to apply different pedagogical technologies (traditional and innovative), providing increased efficiency interpersonal interaction in the pedagogical process. Combination of traditional and innovative methods, forms and means of pedagogical impact allows organizations to form a holistical Russian identity of learners in further education institutions and to arrange conditions to solve the main goals and objectives. Key words: Russian identity, civic consciousness, patriotism, education, innovative educational technologies.
Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nsivolobova@mail.ru Л.Н. Авдеева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: lilik4@yandex.ru А.Э. Ширванян, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: arevik-83@mail.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются инновационные технологии повышения эффективности формирования российской идентичности в условиях учреждения дополнительного образования, факторы, оказывающие влияние на качество и результативность формирования российской идентичности обучающихся, основополагающие принципы реализации образовательных программ дополнительного образования детей гражданско-патриотической направленности. Авторы делают вывод о том, что сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств педагогического воздействия позволяет комплексно подойти к организации процесса формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования и решить его основные цели и задачи.
Ключевые слова: российская идентичность, гражданственность, патриотизм, воспитание, инновационные воспитательные технологии.
Формирование российской идентичности детей и молодёжи является одним из актуальных направлений современной педагогической теории и практики. В утвержденной 29 мая 2015 года Правительством Российской Федерации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [1].
Структура формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования включает в себякомплекс воспитательных задач, связанных с формированием осознания важности быть патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооружённым Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооружен-
ной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств; педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учётом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [2].
Инновационная деятельность по формированию российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования включает следующие направления и мероприятия:
- разработка стратегии патриотического воспитания средствами дополнительного образования;
- разработка концепции формирования патриотизма у школьников средствами дополнительного образования;
- участие обучающихся в детских и молодёжных патриотических акциях, посвященных памятным датам российской истории;
- разработка диагностического инструментария мониторинга инновационной деятельности;