7. Yaroshenko N.N. Cennostnoe soderzhanie obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv: kontekst mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Vestnik MGUKI. 2011; 5. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-soderzhanie-obrazovaniya-v-sfere-kultury-i-iskusstv-kontekst-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya
8. Borisova E.N. Formirovanie kul'tury lichnosti cherez sotvorchestvo pedagoga i studenta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 11: 14 - 17.
9. Nagaeva I.A. Tehnologiya optimizacii poiska uchebnoj informacii. Informatizaciya isvyaz'. 2012; 7: 5 - 7.
Статья поступила в редакцию 22.10.17
УДК 37.01
Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Avdeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Shirvanyan A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY OF PUPILS IN CONDITIONS OF ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION. In the article innovative technologies of increase in efficiency of formation of the Russian identity in conditions of establishment of additional education, the factors exerting impact on quality and effectiveness of formation of the Russian identity of students, the fundamental principles of implementation of educational programs of additional education of children of civil and patriotic orientation are considered. The authors conclude that as the specifics of the organization of the process of formation of the Russian identity in the midst of studying institutions of further education, you can highlight the need to apply different pedagogical technologies (traditional and innovative), providing increased efficiency interpersonal interaction in the pedagogical process. Combination of traditional and innovative methods, forms and means of pedagogical impact allows organizations to form a holistical Russian identity of learners in further education institutions and to arrange conditions to solve the main goals and objectives. Key words: Russian identity, civic consciousness, patriotism, education, innovative educational technologies.
Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] Л.Н. Авдеева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] А.Э. Ширванян, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются инновационные технологии повышения эффективности формирования российской идентичности в условиях учреждения дополнительного образования, факторы, оказывающие влияние на качество и результативность формирования российской идентичности обучающихся, основополагающие принципы реализации образовательных программ дополнительного образования детей гражданско-патриотической направленности. Авторы делают вывод о том, что сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств педагогического воздействия позволяет комплексно подойти к организации процесса формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования и решить его основные цели и задачи.
Ключевые слова: российская идентичность, гражданственность, патриотизм, воспитание, инновационные воспитательные технологии.
Формирование российской идентичности детей и молодёжи является одним из актуальных направлений современной педагогической теории и практики. В утвержденной 29 мая 2015 года Правительством Российской Федерации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [1].
Структура формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования включает в себякомплекс воспитательных задач, связанных с формированием осознания важности быть патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооружённым Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооружен-
ной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств; педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учётом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [2].
Инновационная деятельность по формированию российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования включает следующие направления и мероприятия:
- разработка стратегии патриотического воспитания средствами дополнительного образования;
- разработка концепции формирования патриотизма у школьников средствами дополнительного образования;
- участие обучающихся в детских и молодёжных патриотических акциях, посвященных памятным датам российской истории;
- разработка диагностического инструментария мониторинга инновационной деятельности;
- организация психолого-педагогического сопровождения гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- дополнение концепции формирования российской идентичности у школьников средствами дополнительного образования в условиях полиэтнического региона;
- проблемный анализ инновационной деятельности с целью реализации возможностей историко-культурного потенциала региона в воспитании учащейся молодёжи;
- организация взаимодействия с социальными партнерами в создании социокультурного пространства;
- проведение методических семинаров для педагогов;
- проведение анкетирования учащихся по вопросу формирования российской идентичности в контексте обретения учащимися качеств мы-идентичности;
- обсуждение концепции ноосферного патриотизма;
- работа с родителями;
- создание набора учебных дисциплин, направленных на формирование культурной идентичности учащихся, обеспечивающих преемственность общего и дополнительного образования;
- осуществление деятельности по формированию этно-педагогического подхода в учебно-воспитательном процессе в условиях образовательного учреждения дополнительного образования детей: знакомство с народной культурой, накопление опыта межнационального общения в совместной деятельности;
- организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся;
- сбор материалов о династиях, об участии предков обучающихся в Великой Отечественной войне;
- участие обучающихся в городских, краевых конкурсах, направленных на формирование патриотического сознания, правовой культуры, нравственных ценностей, активной жизненной позиции;
- организация работы детских и молодёжных общественных объединений патриотической направленности;
- организация участия обучающихся в городских выставках изобразительного искусства, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне;
- систематизация компонентов модели патриотического культурно-идентичного воспитания на основе личностно-ориен-
тированного подхода с включением в современный образовательный процесс;
- подготовка к апробации модели выпускника с набором компетенций, ориентированных на формирование российской идентичности;
- разработка и внедрение инструментария для определения сформированности компетенций учащихся Малой академии наук;
- оформление документации о динамике развития обучающихся - участников инновационной деятельности;
- оказание консультационной помощи педагогам, испытывающим затруднения в инновационной деятельности.
В настоящее время наиболее востребованными являются такие массовые организационные формы, как волонтёрское движение, детские и молодёжные общественные объединения и т.п. Значение организационных форм, активизирующих личность, заключается в том, что все они в той или иной степени способствуют формированию у обучающихся лидерских качеств. По-прежнему эффективными являются следующие формы, средства граждан-ско-патриотического воспитания: поисковые отряды, краеведческая работа, музейная работа, встречи с людьми, отличившими в выполнении конституционного и гражданского долга, празднование памятных дат, Дни воинской Славы, Вахты памяти, экскурсии по местам боевой славы, работа по сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, разработка проектов, имеющих социальную направленность, ежегодная акция «Мы -граждане России», ознакомление с символами государства, его героической историей, государственными наградами. В качестве специфики организации процесса формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (традиционных и инновационных), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств педагогического воздействия позволяет комплексно подойти к организации процесса формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования и решить его основные цели и задачи.
Библиографический список
1. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Молодой учёный. 2012; 5: 405 - 412.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
References
1. Bujlova L.N. Aktual'nye problemy organizacii patrioticheskogo vospitaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Molodoj uchenyj. 2012; 5: 405 - 412.
2. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Статья поступила в редакцию 20.10.17
УДК 371
Cousina N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Andragogy, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Dimitriuk L.A., postgraduate, St. Petersburg Academy of Postgraduate Teacher Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-PROJECTING AS A COMPONENT OF THE REFLECTIVE COMPETENCE OF A TEACHER. The article considers self-projecting as a component of the teacher's reflective competence. Considering reflection as an analytical activity, the authors distinguish a design phase, in which self-projecting processes occur. The research gives an analysis of the concept of "self-projecting" from the positions of different sciences: psychology, pedagogy, management, reveals its relationship with design, in the context of related concepts, defines the essential characteristics, determines the way for its optimal development among teachers of secondary vocational education. Under the self-projecting the authors see a conceptual idea of a new pedagogical paradigm. Using self-projecting in their pedagogical activity in the form of self-construction, self-design, mastering and appropriating schemes and norms of self-organization, teachers develop reflective competence that ensures their professional development.
Key words: reflexive competence, self-projecting, teachers of the system of secondary vocational education.
Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Л.А. Димитрюк, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]