УДК 378: 796(07)
В. Е. Жабаков, А. М. Кузьмин
Управление качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды
В статье рассматривается содержательно-смысловое наполнение управления качеством подготовки специалиста физической культуры, которое включает внедрение в практику работы кафедры ТиМФКС Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и практику работы кафедры управления физической культурой УралГУФКа общей трансдисциплинарной идеи, построение педагогического процесса на основе актуальной значимости обучения действиям, объединение дисциплин на основе общего набора компетенций. Создание трансдицплинарной образовательной среды вуза рассматривается как важное условие не только повышения качества образования, формирования компетенций в процессе обучения, но и как средство стимулирования у специалиста физической культуры стремления к самосовершенствованию и самореализации.
Ключевые слова: трансдисциплинарная образовательная среда вуза, управление качеством подготовки в высшей школе, специалист физической культуры.
V. E. Zhabakov, A. M. Kuzmin
Quality Management of Physical Culture Specialists Training in Conditions of Transdisciplinary Educational Environment
The article discusses the content and meaning of quality management of physical culture specialists training, which includes the introduction in practice of work of the Department Timfx South Ural state humanitarian pedagogical University and working practices of the Department of physical culture, Uralgufk common transdisciplinary ideas, constructing of the pedagogical process on the basis of the latest importance of learning actions, the merging of disciplines based on a common set of competencies. Creation of transdisciplinary educational environment of the University is seen as crucial not only to improve the quality of education, development of competences in the learning process, but also as a means of stimulating a physical culture specialist's desire for self-improvement and self-realization.
Keywords: transdisciplinary educational environment of the University, quality management training in higher education, specialist of physical culture.
Проектирование трансдисциплинарной образовательной среды является одной из актуальных тенденций современных инновационных исследований в сфере физической культуры и спорта, поскольку изменение социокультурных ориентиров развития общества, нивелирование ценности знания и образованности в сознании современной молодежи предъявляют особые требования к организации процесса обучения в педагогическом вузе. Трансдисциплинарность как универсальная система понятий, знаков, символических моделей направлена на решение комплексных проблем управления качеством подготовки специалистов физической культуры [5, с. 195]. Поэтому внедрение модели трансдициплинарной образовательной среды, ориентированной на развитие субъектности студентов, характеризуется осознанием личностью своего места в макросреде общественных отношений в целом и образовательной среде вуза в частности, отражает тенденции развития современного общества.
Задача управления качеством в условиях трансдисциплинарной образовательной среды преобразуется из традиционного деятельностного контекста «затруднение - проблема - планирование - организация - анализ результатов» - в задачу постоянной реконструкции всех процессов деятельности с целью достижения наивысшего результата для каждого потребителя образовательных услуг [2, с. 246]. В этих условиях система педагогического управления качеством перестает быть традиционной, поскольку на первый план выходит достижение оптимального результата для каждого субъекта образовательной деятельности.
Исследование особенностей управления качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды мы осуществляли на базе кафедр теории и методики физической культуры и спорта ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета, а также кафедры управления физической культуры Уральского государственного университета физической культуры.
© Жабаков В. Е., Кузьмин А. М., 2017
Осознавая сложность и многомерность проблемы трансдисциплинарности, мы выделили уровни управления качеством подготовки специалиста физической культуры, содержательное наполнение которых позволит выделить особенности трансдисциплинарной образовательной среды.
Стратегический анализ и формирование стратегии управления качеством в условиях трансдисциплинарной образовательной среды, ориентированной на глобальные цели, осуществляется на уровне стратегического управления. Тактический уровень управления качеством подготовки специалиста физической культуры ориентирован на конкретный результат и соответствует стратегии. На оперативном уровне управления качеством решаются конкретные задачи подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды по принципу «здесь и сейчас».
На стратегическом (потенциальном) уровне управления качеством создание трансдисциплинарной образовательной среды - это ответ вызовам современности. В таком случае внедрение трансдисциплинарной среды обеспечивает конкурентное преимущество специалиста физической культуры, «эксклюзивную ценность», которой обладает данный специалист и которая дает ему преимущества. На стратегическом уровне трансдисциплинарность образовательной среды связана с внедрением в практику работы кафедры теории и методики физической культуры и спорта ЮУрГГПУ и кафедры управления физической культуры Уральского государственного университета физической культуры общей трансдисциплинарной идеи, которая заключается в создании условий, предпосылок и возможностей непрерывного физкультурно-спортивного совершенствования, реализующегося через обучение действиям.
Опираясь на исследования образовательного результата В. В. Юдина, мы предполагаем, что педагогическим результатом управления качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды на стратегическом уровне будет «трансдисциплинарная» образованность личности. Если под уровнем образованности понимать «внутреннюю позицию личности по отношению к деятельности» [6, с. 21], то «трансдисциплинарная» образованность -это готовность к «внутренней интеграции» содержания различных дисциплин, способность к усвоению таких когнитивных схем, применение которых обеспечивает преломление знаний через возможность непрерывного физкультурно-спортивного совершенствования, осознанность обучения действиям.
На тактическом уровне управление качеством подготовки специалиста в условиях трансдисци-
плинарной образовательной среды направлено на повышение эффективности обучения действиям, направленным на собственное физическое саморазвитие, и действиям, направленным на формирование способности обучать физкультурно-спортивному самосовершенствованию.
Эффективность управления качеством зависит от особенностей учебного, методического, научно-исследовательского, социально-воспитательного процессов, совокупность которых образует содержательно-процессуальный компонент тактического уровня управления качеством подготовки специалиста физической культуры. В условиях трансдисциплинарной образовательной среды мы предлагаем объединение в логическое целое всех компонентов педагогического процесса на основе актуальной практической значимости обучения действиям, связанным с собственным физическим саморазвитием, и действиям, направленным на формирование способности обучать физкультурно-спортивному самосовершенствованию. Так, например, в рамках трансдисциплинарного проекта логично было бы объединить методическое, научно-исследовательское и социально-воспитательное направления в процессе написания студентом главы курсовой или квалификационной работы.
На тактическом уровне управления качеством подготовки специалиста физической культуры создание трансдисциплинарной образовательной среды направлено на ориентацию в отборе содержания материала на непрерывное физкультурно-спортивное самосовершенствование, внедрение инновационных педагогических технологий; введение образовательных уровней; развитие способностей студентов в сфере личностного и профессионального познания.
В качестве примера ориентации образовательного процесса на непрерывное физкультурно-педагогическое совершенствование рассмотрим трансдициплинарные возможности изучения темы «Специализированное восприятие в спорте». Восприятие как научная категория является предметом изучения психологии, которая как дисциплина базовой части учебного плана изучается с 1 по 3 семестр. Получив теоретические знания о сущности, свойствах и видах восприятия, в условиях трансдисциплинарной образовательной среды на практических занятиях по психологии студенты получают практико-ориентированные знания о феномене специализированного восприятия в спорте, а на практических занятиях по дисциплинам «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика легкой атлетики», «Теория и методика спортивных и подвижных игр» проблема специализированного восприятия рассматривается в рамках конкретных видов спорта, что позволяет обучать студентов спосо-
Управление качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды
бам действий по развитию специализированного восприятия в рамках непрерывного физического самосовершенствования. Процесс погружения в трансдисциплинарную образовательную среду в рамках темы «Специализированное восприятие в спорте» продолжается в перечне таких дисциплин, как «Организационно-методические основы занятий подвижными играми с дошкольниками», «Организационно-методические основы занятий подвижными играми со школьниками», направляя деятельность студентов на получение субъективного опыта, связанного с обучением двигательным действиям дошкольников и школьников на основе специализированного восприятия в спорте. В качестве дисциплины, интегрирующей трансдисциплинарный субъективный опыт студентов, мы предлагаем использовать возможности такого предмета, как «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», гибкое и практико-ориентированное содержание которого позволяет диагностировать субъективно значимые изменения уровня осмысленности и осознанности изучаемых тем, дисциплин и учебного процесса в целом.
Управление качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдиципли-нарной образовательной среды на тактическом уровне предполагает не только смысловое объединение различных дисциплин вокруг одной темы, но также изначальное триадное или диадное «взаимодействие» дисциплин. Так, например, мы предлагаем объединить в ценностно-смысловое целое такие дисциплины, как психология, методика физической культуры и повышение спортивного мастерства, или теория и методика гимнастики, психология. Сочетание дисциплин, длительность и методы, формы и способ их изучения определяются преподавателями, непротиворечиво согласуясь с учебным планом направления и профилем подготовки. Следовательно, процесс обучения специалистов физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды предъявляет особые требования к уровню профессионального мастерства педагогов кафедры теории и методики физической культуры и спорта ЮУрГГПУ, что обусловило введение в практику работы кафедры педагогической супервизии [4, с. 38].
Педагогическую супервизию мы рассматриваем, прежде всего, как метод непрерывного теоретического и практического повышения квалификации, анализа и самоанализа профессиональной деятельности. Возможность оценить себя со стороны как специалиста, проанализировать целесообразность используемых педагогических методов, приемов позволяет применять педагогическую супервизию как эффективное средство организации трансдисциплинарного взаимодействия. Планируя и прогно-
зируя педагогический эффект изучения собственной дисциплины, в процессе коллективного решения ситуативно-рефлексивных задач преподаватели не только осознают свои ошибки и разрабатывают индивидуальные планы коррекции, но и осуществляют трансдисциплинарную трансформацию смысловых блоков дисциплин, делая акцент на реализации единой трансдисциплинарной идеи кафедры.
В качестве педагогического результата на тактическом уровне управления качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды мы предлагаем рассматривать особенности субъективного опыта студента.
Опыт как общенаучная категория отражает целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли [3, с. 40]. В содержание субъективного опыта входит как освоение предметной деятельности, так и когнитивные схемы, представленные в виде понятии, операций, приемов, правил выполнения действий (умственных и практических); личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Все эти составляющие могут быть представлены по-разному. Структура субъективного опыта определяется соотношением входящих в него элементов, их иерархий. Функции субъективного опыта в познании состоят в том, что с позиции этого опыта, через своеобразную избирательность упорядочивается восприятие информации, обеспечивается индивидуальное видение мира. В субъективном опыте отражается отношение к миру, эмоционально окрашенное и ценностно значимое.
Н. М. Борытко под субъектностью студента понимает состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; в его потребности в проявлении активности, самостоятельности, в продуктивном педагогическом взаимодействии, в осознании им ответственности за создание условий своего развития [3, с. 49]. Субъектность студента связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования.
Сущностными признаками этого состояния личности студента являются его готовность и способность: управлять своими действиями; моделировать, планировать способы своей деятельности, взаимодействия; реализовывать намеченные программы; контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий; рефлексировать свою деятельность, деятельность других, взаимодействие.
Рассмотрим управление качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной среды на оперативном уровне, результатом которого, по нашему мнению, является уровень сформированности компетенций, конкретизированных в виде знаний, умений и способов действий (владений). Критерии сформированности компетенций материала проекта TUNING (концентрация, низкий приоритет, избыточное напряжение, поддержания) позволяют выявить не только количественные показатели, но и качественные, к которым, в частности, следует отнести активную включенность самих студентов в организацию и осуществление этого процесса, делегирование им ряда полномочий, разделение прав, инициативы, ответственности между педагогом и обучающимся [1, с. 175].
Профессионально-педагогическая подготовка должна способствовать целостному развитию и саморазвитию личности студентов, овладению ими приемами смыслообразования и личностного роста, овладению необходимыми компетенциями.
Трансдисциплинарность на оперативном уровне управления качеством осуществляется в процессе объединения дисциплин в логические блоки, объединенные одинаковым набором компетенций. Например, дисциплины «Теория и методика бодибилдинга», «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика физической культуры», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» объединены направленностью на формирование таких компетенций, как СК-1, СК-2, СК-3, СК-4. Трансдисциплинарная образовательная среда в таком случае предполагает гармонизацию средств контроля и самоконтроля в процессе организации как учебного процесса, так и самостоятельной работы. В качестве форм гармонизации мы предлагаем оценивать уровень сформированности компетенций в смоделированных ситуациях, максимально приближенных к реальной деятельности специалиста физической культуры и спорта, в рамках дисциплин «Теория и методика бодибилдинга», «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика физической культуры», а для интегрирующей дисциплины «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» использовать методы эссе и защиты индивидуальных проектов как формы, отражающей не только уровень знаний, но и, в большей степени, уровень умений и владения способами действий. Рефлексивный анализ эффективности деятельности преподавателей кафедры в условиях трансдисциплинарной среды осуществляется также в рамках педагогической супервизии, которая не является оценочным компонентом деятельности руководителя, не оказывает влияния на карьерный рост, переизбрание на должность, а вы-
ступает формой анализа и самоанализа деятельности, стимулируя профессиональное развитие.
Таким образом, трансдисциплинарная образовательная среда предполагает последовательный переход от общей трансдисциплинарной идеи (стратегический уровень) до обучения действиям, направленным на собственное физическое саморазвитие, и действиям, обеспечивающим формирование способности обучать физкультурно-спортивному самосовершенствованию (тактический уровень) и реализации трансдисциплинарно-сти через проектную деятельность, обладающую развивающим потенциалом (оперативный уровень). Поэтому трансдисциплинарность, на наш взгляд, -это весьма продуктивный способ организации процесса управления качеством подготовки специалиста физической культуры в соответствии с вызовами современности.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.
2. Бермус, А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования / [Текст] : монография / А. Г. Бермус. - Ростов н/Д : РГПУ, 2002. -288 с.
3. Борытко, Н. М. Субъектность педагога в воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности. - Казань. - 2004. - С. 38-52.
4. Воронина, Л. В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов [Текст] / Л. В. Воронина, Л. В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. -С. 36-40.
5. Князева, Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования [Текст] / Е. Н. Князева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - № 10 (112). - С. 193-201.
6. Юдин, В. В. Образовательный результат: от компетенций до личности [Текст] / В. В. Юдин // Образование и наука. - 2008. - № 4 (52). - С. 13-23.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajdenko, V. I. Bolonskij process: poisk obshhnosti evropejskih sistem vysshego obrazovanija (proekt TUNING) [Tekst] / V I. Bajdenko. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. -211 s.
2. Bermus, A. G. Upravlenie kachestvom profession-al'no-pedagogicheskogo obrazovanija / A. G. Bermus [Tekst] : monografija. - Rostov n/D : RGPU, 2002. -288 s.
Управление качеством подготовки специалиста физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды
3. Borytko, N. M. Sub#ektnost' pedagoga v vospi-tatel'noj dejatel'nosti [Tekst] / N. M. Borytko // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija sub#ekta dejatel'nosti. -Kazan'. - 2004. - S. 38-52.
4. Voronina, L. V Supervizija kak vedushhij metod nauchnogo menedzhmenta v podgotovke aspirantov [Tekst] / L. V. Voronina, L. V. Moiseeva // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 12. -S. 36-40.
5. Knjazeva, E. N. Transdisciplinarnye strategii issledovanija [Tekst] / E. N. Knjazeva // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). - 2011. - № 10 (112). - S. 193-201.
6. Judin, V. V Obrazovatel'nyj rezul'tat: ot kompe-tencij do lichnosti [Tekst] / V V. Judin // Obrazovanie i nauka. - 2008. - № 4 (52). - S. 13-23.
Reference List
1. Baidenko V. I. Bologna Process: search of community of the European systems of the higher education
(TUNING project). - M. : Research center of quality problems of training of experts, 2006. - 211 p.
2. Bermus A. G. Quality management of professional pedagogical education: monograph. - Rostov-on-Don : RSPU, 2002. - 288 p.
3. Borytko N. M. Subjectivity of the teacher in educational activity // Psychology and pedagogical researches of the subject of activity. - Kazan. - 2004. - P. 38-52.
4. Voronina L. V Supervision as the leading method of scientific management in training of post-graduate students // Pedagogical education in Russia. - 2014. -№ 12. - P. 36-40.
5. Knyazeva E. N. Transdisciplinary strategy of a research // TSPU Bulletin. - 2011. - № 10 (112). -P. 193-201.
6. Yudin V. V Educational result: from competences to the personality // Science and education. - 2008. - № 4 (52). - P. 13-23.
160
B. E. MaôaKoe, A. M. KysbMUN