УДК 792.03(470.53)49"
Ивинских Галина Павловна
кандидат культурологии iwinskih@mail. ru Galina P. Ivinskikh Candidate of cultural science iwinskih@mail .ru
«Трамовский период» в истории Пермского академического театра драмы
"the Tramovsky period" in the history of the Perm academic drama theater
Аннотация. Пермский академический театр драмы, созданный в 1927 г. как театр рабочей молодежи (трам), прошел сложный путь развития, испытав на себе все изломы отечественной истории. В статье анализируется наименее изученный трамовский период, связанный с годами становления театра, с первыми руководителями. Раскрываются особенности Пермского трама, обеспечившие его жизнестойкость. Из сотен театров подобного типа, возникших на волне трамовского движения в 1920-е гг., лишь единицы выдержали испытание временем. В современной России осталось лишь несколько театров: из столичных - московский «Ленком» и единственный из числа областных (краевых) - Пермский театр драмы.
Ключевые слова: театр, коллектив, драматургия, оркестр, спектакль, Пермский театр рабочей молодежи, театр драмы, становление театра.
Annotation. Perm Academic Drama Theatre, established in 1927 as a Theatre of Young Workers (TRAM), passed a difficult path of development having firsthand knowledge of all fractures of Russian history. The article analyzes the least studied period of TRAM history related to the years of the theatre formation, to the first managers. The article shows peculiarities of Perm TRAM, which provided for its viability. Among the hundreds of similar theatres, which arose on the wave of TRAM movement in 1920s, only the very few survived the test of time. Just a few theatres remained in the modern Russia: Lenkom Theatre in Moscow and the only one among the regional theatres is Perm Drama Theatre.
Keywords: theatre, band, drama, band, drama, Perm theatre of working youth theatre, drama theatre, becoming theatre
Из пестрой мозаики театральных коллективов, возникших в Перми в 1920-е гг. и громко называвших себя театрами, лишь один коллектив - Пермский театр рабочей молодежи (трам) профессионализировался, стал основанием старейшего драматического театра Урала - Пермского академического театра драмы.
В короткий промежуток с середины 1920-х - по начало 1930-х гг. в СССР появились сотни и даже тысячи театров рабочей молодежи: областных, район-
ных, заводских (трам-ядра). Такой стремительный рост получил название тра-мовского движения.
Пермский трам был первым на Урале театром подобного типа и одним из первых в стране. Ко времени его открытия театры рабочей молодежи существовали лишь в Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Баку и Москве. Как установлено в ходе исследования, в современной России от широкого трамовского движения осталось только восемь театров: московский «Ленком», три ТЮЗа, три городских театра и единственный из числа областных (краевых) - Пермский театр драмы.
Открытие театра состоялось 14 марта 1927 года. (Центральный трам -нынешний «Ленком», позднее - 27 октября 1927 г.). Газета «Уральский рабочий» сообщала: «14 марта в городском театре состоялось первое выступление, организованного Окрполитпросветом, театра рабочей молодежи (трама). Шла драматическая поэма в 10 картинах Г. А. Шенгели «Броненосец «Потемкин». Театр был полон. «Цель ТРАМа - дать рабочей молодежи здоровый художественный театр и вовлечь молодежь в театральную работу. В ТРАМе работает около 80 товарищей, часть которых выступали уже любителями в рабочих клубах, большинство - совсем не знакомы со сценой...» [1].
То, что Пермский трам стартовал не с типично трамовской драматургии, которая к этому времени уже существовала, а начал с поэмы Г. А. Шенгели, возможно, оказало свое воздействие на дальнейшее развитие театра.
Личность автора была весьма неординарной. Он был не только драматургом, но поэтом, переводчиком, ученым. Арсений Тарковский считал его своим «учителем во всем, что касалось стихотворчества. В автобиографических заметках «Мой Шенгели» он писал: «Шенгели был, если мне позволено сказать так, - стихотворней любой поэмы, какую можно было бы о нем написать. Я говорю это для того, чтобы хоть как-нибудь выразить его сущность, которая так необходима была для нас и утрата которой так тягостна. Мне хотелось бы, чтобы у всех молодых людей, ищущих ключа к искусству или науке, был свой Шенгели - без него так трудно!» [2, с. 101].
И хотя пермские трамовцы не были лично знакомы с Георгием Шенгели, возможно, их опосредованная связь через работу над сценическим воплощением «Броненосца «Потемкина», настроила их юные души на творческую смелость, на неприятие фальши, на верность идеалам и профессии. Это придало театру устойчивость, говоря «флотским» языком, «остойчивость», помогавшую в дальнейшем выдерживать штормовые удары о борт театрального корабля.
Костяк театра, сформировавшийся в конце 1920-х - начале 1930-х гг., сохранялся на протяжении десятилетий, некоторые актеры работали и в 1960-е гг. Основой жизнестойкости театра явилось то, что, в отличие от большинства трамов, согласно своей эстетике отрицавшим актерскую профессионализацию, пермские трамовцы проявили в начале пути не только энтузиазм, но и стремление постигать своеобразные законы творчества.
В этом неоспоримая заслуга его первых руководителей: Б. М. Никитина -первого худрука, актера-любителя и драматурга (с 1925 г. был членом Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей), И. М. Вахонина
- главного художника (выпускника ВХУТЕМАСа), Т. К. Шейблера - заведующего музыкальной частью, Н. Н. Новикова - с 1928 по 1935 художественного руководителя, а затем - до 1938 г. - очередного режиссера.
Т. К. Шейблер в 1924 г. окончил Ленинградскую консерваторию, был учеником А. К. Глазунова, М. О. Штейнберга. Начинал как концертмейстер и дирижер в ленинградских театрах («Передвижном» и «Пролеткульте»). С 1939 г. жил в Нальчике, писал музыку, преподавал. У него занимался будущий известный дирижер Ю. Х. Темирканов. Вспоминая свой творческий путь он с глубокой признательностью говорил о Т. К. Шейблере, как о композиторе и «человеке добрейшей и возвышеннейшей души» [3].
В Перми Т. К. Шейблер работал не только над музыкальным оформлением спектаклей. Он создал при театре симфонический оркестр (его называли, «МУЗОРАМ»). В его состав входили и профессионалы, и учащиеся музыкального техникума. В репертуаре были произведения от Баха и Генделя до Стравинского и Прокофьева. Играли и джаз. Оркестр не только участвовал в спектаклях театра (а музыке в них отводилась большая роль), но давал концерты по радио, в публичной библиотеке, на других городских площадках, на заводах, сопровождал кинокартины.
Все эти контакты с искусством ассоциировались с театром. Так театр входил в быт, в образ жизни людей, ранее далеких от театра.
Н. Н. Новиков приехал в Пермь в ноябре 1928 года по путевке ЦК ВЛКСМ из Иваново-Вознесенского трама. Ранее он учился в Ленинграде в театральных мастерских Пролеткульта. (В то время руководство мастерскими осуществлял В. А. Орлов, а среди педагогов были Б. В. Алперс, В. Н. Всеволод-ский-Генгросс, А. Л. Грипич, И. В. Мейерхольд.) Он ввел застольные репетиции, организовал для трамовцев занятия по мастерству актера, сценическому движению, а также - по общеобразовательным предметам с приглашением профессоров из Пермского университета.
Таким образом, первые руководители театра, люди знающие, увлеченные, бескорыстные, бесконечно преданные делу, не только заложили основные принципы творческой жизни, но и смогли сплотить юных артистов.
В жизни театрального коллектива в начальные годы его существования возникало столько ситуаций - экономических, психологических, административных, профессиональных и даже «географических», чтобы быть закрытым, распасться, самораспуститься, что остается удивляться, как театр выстоял. Ему пришлось менять не только названия и здания, но и города.
Спектакли трама с первых его шагов привлекали зрителей точной социальной направленностью и ему одному присущим способом общения с молодежной аудиторией, доступной образностью.
К примеру, менее чем за полтора года спектакль «Плавятся дни» по пьесе Н. Ф. Львова прошел 120 раз (а всего - более 200 раз). И все это время билеты было трудно достать, они раскупались задолго до очередного представления. Невольно напрашивается сравнение с практикой дореволюционных антреприз, работавших в Перми: они были вынуждены ставить от 100 до 150 пьес за сезон, из которых лишь некоторые выдерживали от 2 до 7 показов.
Трамовские постановки отличались от спектаклей антреприз, которые в годы НЭПа снова появились, не только содержанием и эстетикой, но и названиями: «Будни», «Дело не в штанах», «Девушка из 17-го», «Плавятся дни», «Шлак», «Под угрозой», «Цеха горят», «Дружная горка», «Штурм земли». Эти заголовки звучали диссонансом среди кричащих «киношных» и театральных афиш, рекламирующих ««Голос любви», «Свадьбу на эшафоте» и т. п.
Пермский трам выпускал в сезоне не более 6 спектаклей. Утверждение краеведа А. П. Панфилова (в книге «Театральное искусство Урала»)[4, с. 47], что «спектакли выпускались в спешном порядке, до 16 в месяц», не соответствует действительности. (Весь репертуар театра, начиная с 1927 года, нами восстановлен по годам и с указанием постановочных групп (на основании архивных документов, прессы, бесед с актерами, в том числе с «основоположниками», с режиссерами, с другими участниками событий). Очевидно, прокат спектаклей (16 - 17 в месяц) был принят за количество премьер.
При том, что трам обрел своего зрителя, вокруг спектаклей не утихали бурные дискуссии, особенно в среде студенчества и рабочей молодежи. Тра-мовские спектакли часто так и афишировались - «Спектакль-диспут». Полемика продолжалась на страницах газет.
Член коллегии Главискусства А. А. Масленников, обследовавший в 1930 году театры Урала и Сибири, и поместивший затем ряд статей в газете «Рабочий и искусство», писал, что «Пермский трам - это самое яркое из всего, что пришлось увидеть на Урале и в Сибири»[5].
С 1931 по 1936 гг. театр работал в Свердловске, а затем до осени 1938 г. находился в «почетной командировке», выступая в заводских районах области. Эти перемещения были связаны с созданием (еще в 1923 г.) Уральской области с центром в Свердловске. В результате Пермская область оказалась в статусе округа, а впоследствии - района. Пермский Трам был реорганизован в областной и переведен в Свердловск [6, л. 5; л. 2].
Когда перемещаются театры, это всегда процесс болезненный, часто коллективы распадаются. Трамовцам удалось создать тот нравственный климат, который защитил художественный организм от распада.
В Свердловске труппа пополнилась профессиональными актерами, выпускниками театральных училищ Москвы и Ленинграда. Из ленинградского техникума сценических искусств, ныне СПГАТИ, прибыл режиссер Д. И. Ме-чик. (Донат Исаакович Мечик - отец писателя Сергея Довлатова, после Свердловска работал в основном в Ленинграде, занимался режиссурой, преимущественно эстрадной, литературной и педагогической деятельностью. В 1980 г. эмигрировал в США вслед за сыном, уехавшим ранее, в 1978 г.)
Находясь в Свердловске, театр отметил свой первый юбилей, который стал праздником для всего города. Молодой юбиляр получил приветствия от театров со всех концов страны. Личные поздравительные телеграммы прислали В. Э. Мейерхольд и К. С. Станиславский.
Из телеграммы К. С. Станиславского: «Я получил ваш чудесный подарок - альбом ваших постановок, любовался им, радовался вашему любовному от-
ношению к делу, очень тронут и ценю ваше ко мне внимание и память. Шлю всем самый душевный привет, пожелания продуктивной работы, успехов».
Летом 1938 года, когда театр находился в Краснокамске, уже второй год продолжая свою «почетную командировку», было принято решение о переводе театра обратно в Пермь [7, л. 36]. Это было связано с новыми административными делениями, в результате которых Пермская область вновь обрела самостоятельность [8, с. 168].
Осенью 1938 г. театр вернулся в родной город профессионально окрепшим и продолжил свой творческий путь.
Литература:
1. Уральский рабочий. 1927. 18 марта.
2. Тарковский А. А. Мой Шенгели // Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк. М., 2009.
3. Бялик М. Г. Волшебная палочка // Советская культура. 1981. 24 июля.
4. Панфилов А. П. Театральное искусство Урала. Свердловск, 1967.
5. Масленников А. А. Трам и его достижения // Рабочий и искусство. 1930. 15 сентября.
6. ГАПК.Ф. Р-176. Оп. 5. ЕД. 4; ГАПК. Ф. 1052. Оп. 2.
7. ГАПК. Ф. Р-176. Оп. 5. Д. 756.
8. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 - 1967. М., Т. 1. 1968.
Literature:
1. Ural worker. 1927. on March 18.
2. Tarkovsky A. A. My Shengeli // Tarkovsky A. A. my Destiny has burned down between the lines. M., 2009.
3. Bialik M, Magic wand // Soviet culture. 1981. on July 24.
4. Panfilov A. P. Theatrical art of the Urals. Sverdlovsk, 1967.
5. Maslennikov A. A. Tram and achievements // work and art. 1930. on 15 September.
6. APCF R-176. Op. 5. ED. 4; GAPS. F. 1052. Op. 2.
7. GAPS. F. R-176. Op. 5. D. 756.
8. Collection of laws of the USSR and Decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR. 1938 -1967. M, So 1. 1968.