Научная статья на тему 'Резонансно-динамические процессы в социуме и театральной практике'

Резонансно-динамические процессы в социуме и театральной практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РИТМЫ / РЕЗОНАНС / ДИНАМИКА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / РЕПЕРТУАР / ЗРИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / SOCIAL TEMPOS / RESONANCE / DYNAMICS / THEATRE OPERATION / REPERTORY / REQUEST OF THE AUDIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ивинских Галина Павловна

Цель данной работы выявить резонансные связи между социальными ритмами и переменами в театральной сфере за последние полвека. Для этого проанализированы показатели деятельности крупных российских театров в контексте времени с точки зрения спроса и предложения. Особенно тщательно изучены статистические данные по Пермскому академическому театру драмы. Сделан вывод о том, что социальные ритмы, не всегда совпадая по фазам с ритмами в искусстве, тем не менее, сказываются на течении театральной и культурной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESONANCE DYNAMIC DEVELOPMENTS IN SOCIETY AND OPERATION OF A THEATRE

The purpose of this paper was discovering resonance correlations between social tempos and changes to the domain of theater over the past half century. For this purpose the study made a review of performance by the major Russian theatres over the period of time taking into account their (product)’ supply and demand. A particular attention was drawn to the statistics records on the Perm Academic Drama theatre. The study made a conclusion that social tempos, although they did not always be in phase with the tempos in the arts, have affected the course of life in theatre and generally in culture.

Текст научной работы на тему «Резонансно-динамические процессы в социуме и театральной практике»

УДК 316.74;792

ИВИНСКИХ Галина Павловна, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Пермской академии искусства и культуры, кандидат культурологии, Пермь, Россия iwinskih@mail.ru

РЕЗОНАНСНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИУМЕ И ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Цель данной работы - выявить резонансные связи между социальными ритмами и переменами в театральной сфере за последние полвека. Для этого проанализированы показатели деятельности крупных российских театров в контексте времени с точки зрения спроса и предложения. Особенно тщательно изучены статистические данные по Пермскому академическому театру драмы. Сделан вывод о том, что социальные ритмы, не всегда совпадая по фазам с ритмами в искусстве, тем не менее, сказываются на течении театральной и культурной жизни.

Ключевые слова: социальные ритмы, резонанс, динамика, театральная практика, репертуар, зрительский спрос.

IWINSKIKH Galina Pavlovna, Candidate for Doctorate in Cultural Studies, Senior Lecturer, Chair of (Stage) Direction and Acting Technique, Perm Academy of Arts and Culture, Perm, Russia

iwinskih@mail.ru

RESONANCE DYNAMIC DEVELOPMENTS IN SOCIETY AND OPERATION OF A THEATRE

The purpose of this paper was discovering resonance correlations between social tempos and changes to the domain of theater over the past half century. For this purpose the study made a review of performance by the major Russian theatres over the period of time taking into account their (product)' supply and demand. A particular attention was drawn to the statistics records on the Perm Academic Drama theatre. The study made a conclusion that social tempos, although they did not always be in phase with the tempos in the arts, have affected the course of life in theatre and generally in culture.

Keywords: social tempos, resonance, dynamics, theatre operation, repertory, request of the audience.

Интерес к театру или, наоборот, спад, как правило, является итогом его собственного развития, который определяется субъективными причинами: талантом художественного руководителя, уровнем труппы, современностью сценического языка и т.д. Но в ходе кардинальных социальных сломов на театральный процесс начинают воздействовать причины иного порядка, которые не зависят от самих театров.

Для выявления этих резонансных связей проанализированы показатели деятельности крупных российских театров за последние полвека с точки зрения спроса и предложения. Особенно тщательно изучены статистические данные по Пермскому театру драмы.

Исходя из представлений, что искусство связано с общими циклическими процессами в обществе и культуре, рассмотрели, каким образом колебания в состоянии социума сказались на отношениях театра с публикой, как повлияли на зрительские потребности, на направленность репертуара. В данном случае имеются в виду потребности не на уровне инстинктов выживания, а сущностные, ментальные: в общении, в познании, в свободе, в творчестве, в идеалах и т.д.

В исследовательских целях из всей этой гаммы выделены лишь две разнонаправленные потребности - в вымысле (иллюзии) и в реальности (познании действительности), которые, как представляется, поочередно заявляют о себе, соответственно колебаниям общества в сторону стабильности или нестабильности. Разумеется, в личностном плане существует множество потребностей, выходящих за рамки двухмерной шкалы (реальность - вымысел), но, как и древнейшая «социокультурная модель» - «хлеба и зрелищ», она позволяет выявить наиболее общие тенденции во взаимоотношениях театра, общества и публики. Так, в физике прибегают к tou-modeli, игрушечной, упрощенной модели с тем, чтобы обнаружить главное в том или ином процессе.

Если подходить к состоянию общества с критерием стабильности или нестабильности за последние полвека (с 1964 по 2014 г.), то, конечно, грань, отделяющая стабильную стадию развития от нестабильной, пройдет через 1985 г.

Но даже в период с 1964 по 1985 г. были свои колебания общественных настроений. Более спокойным в этом пролете времени можно назвать первое десятилетие. Затем стала нарастать дестабилизация, во многом связанная с утратой социальных иллюзий. Этому способствовало многое: затянувшаяся война в Афганистане, участившиеся «обвальные» дефициты, особенно в провинции, волна эмиграции (причем зачастую людей, далеких от диссидентства). Беспокойство вызывали и экологические проблемы, обострившиеся в конце 1970-х гг. Шли бурные обсуждения проекта переброски сибирских рек, проблем загрязнения Байкала, высыхания Арала и т.д. Конечно, хронологические границы, фиксирующие изменения, тем более на этапе эволюционного (а не революционного!) развития общества, являются весьма условными.

Однако, несмотря на минимальные (с точки зрения последующих «перестроечных процессов») колебания социума, они резонировали, как показал анализ, в сфере художественных интересов, в том числе сказались на особенностях зрительского спроса. Так, в наиболее стабильной фазе был заметен всплеск интереса к фантастике. Что касается кино, то здесь наибольший успех выпал на долю «Человека-амфибии» (1961) и «Соляриса» (1972). Произведения этого жанра (в литературе и кинематографе) давали возможность оторваться от обыденности и официоза. В этом смысле характерно название одного из романов В.С. Маканина о том времени - «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».

При исследовании репертуара Пермского театра драмы 1960-1970-х гг. лидерами (с точки зрения зрительского спроса) также оказались спектакли, далекие от повседневности, как, к примеру, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

Полагаем, что при ровном, спокойном течении жизни (независимо от политического устройства общества) из-за низкой событийности, недостатка ярких впечатлений (или их однообразия), наступает «эмоциональный голод». И как следствие - потребность в вымысле, иллюзии не как в самообмане, а как в своеобразном стимуляторе воображения. Погружая зрителей в альтернативный мир с яркими чувствами и неординарными поступками, театр восполнял «эмоциональную недостаточность» реальной жизни.

Со второй половины 1970-х гг. (с нарастанием противоречий) в обществе обострилась потребность в знании действительности. Говоря о проявлении этой потребности применительно к искусству театра, мы не имеем в виду стремление публики увидеть на сцене отражение жизни в формах самой жизни, то есть эстетический бытовизм. Дело, как представляется, в другом - в желании постичь скрытые механизмы реальных жизненных процессов.

Это подтверждает и изменившийся характер зрительских предпочтений. Повысился интерес к спектаклям, которые затрагивали болевые точки современности. Среди них: «Гнездо глухаря» В.С. Розова, «Последний срок» В.Г. Распутина, «А этот выпал из гнезда» Д. Вассер-мана. При этом снизился спрос на постановки, далекие от реальных жизненных процессов.

Как показывает анализ репертуара в его динамике, спрос тем больше, чем сильнее резонанс от совпадения взглядов («реакций на мир»), участников репертуарного диалога - театра и публики.

Прежде чем обнаружить избирательность публики, репертуар театра драмы был рассмотрен с разных точек зрения. Спектакли дифференцировались по следующим признакам: жанровые особенности, оригинальность пьес, отечественная или зарубежная драматургия, постановщики, классика или современность. Определенная закономерность прослеживается лишь относительно двух последних параметров, то есть наличия в репертуаре классики или современности.

Если выделить спектакли по двум этим признакам, взяв за основу содержание репертуара в разные годы (1976, 1980 и 1985), то картина такова:

Таблица 1.

Количество спектаклей по пьесам классических и современных авторов в репертуарной афише за декабрь 1976, 1980 и 1985 гг.

Годы Классика Современные авторы

отечественная зарубежная всего отечественные зарубежные всего

1976 5 3 8 7 4 11

1980 3 2 5 10 4 14

1985 2 1 3 11 5 16

Как видно, с 1976 по 1985 г. шел рост числа современных пьес (с 11 до 16) и снижение классики (с 8 до 3). Если подойти к колебаниям этих показателей с измерительной шкалой «стабильность - нестабильность» (о которой говорилось ранее), то можно увидеть, что интерес театра и публики к классике (к иной жизни) совпадает с периодом стабильности и, наоборот, ее нарушение вызывает тягу к осмыслению происходящих сдвигов, что чаще происходит на современном отечественном или зарубежном драматургическом материале. Еще Э. Гуссерль высказывал мысль о том, что в ходе развертывания кризисного сознания у людей возникает страсть к наблюдениям и познанию мира.

Эти закономерности с особой наглядностью проявились в перестроечный период. А после ГКЧП и последующих событий обстановка в обществе оказалась настолько зыбкой, почти иррациональной, что стало вообще не до театра. Об этом свидетельствуют цифры. Сопоставление общего числа зрителей, посетивших 14 крупных российских театров (областных и краевых) вечером на стационаре в 1985, 1988 и 1990-1993 гг., выявляет следующую динамику: в 1985 г. - 1 980 000 [1, с. 58-60], в 1988 г. - 1 920 000 [2, с. 38-40], в 1990 г. - 1 284 000 [3, с. 46-49, 52-54].

Как видно, в 1988 г. число зрителей уменьшилось (по сравнению с 1985 г.) на 60 тыс., а в 1990 - уже на 696 тыс.

В 1991 г. число зрителей на вечерних спектаклях в этих театрах снизилось по сравнению с 1990 г. еще на 263 тыс., в 1992 - на 321 тыс., в 1993 - на 287 тыс. Таким образом, театры «потеряли» в 1991 г. (по сравнению с 1985 г.) почти миллион зрителей - 959 тыс., в 1992 г. -уже 1 млн 21 тыс., в 1993 г. - 941 тыс. зрителей [4, с. 55-60, 62].

В крупных театрах с залами на 500 или 1 000 мест потери были особенно зримы (по сравнению со студийными площадками на 50-100 мест). В СМИ заговорили о кризисе репертуарного театра (как института), который с тех пор стал подвергаться массированной критике. К тому же, ставшая достоянием общества информация о тайных преступлениях «административно-государственной системы» породила мощный вал неприятия всего «государственного». Волна негативных ассоциаций коснулась и государственных театров: общественное сознание почти автоматически и со знаком минус вписывало их (на основании однокорневых прилагательных) в государственный монолит, скомпрометировавший себя ложью и лицемерием.

Но проблема глубже. Полагаем, что в ситуации крайней общественной и политической нестабильности тех лет (особенно после распада СССР) стало происходить инстинктивное отторжение публики от театра как от искусства в принципе иллюзорного. Иллюзии выключают человека из социума, а это опасно, когда картина мира смутна и колеблется. Не случайно в то время возрос интерес к документу, факту, к достоверной информации. Обнаружились эти тенденции и на книжном рынке, где снизился интерес к беллетристике и повысился - к литературе non fiction (невымышленной).

Этот сдвиг в мироощущении, когда общество опасается иллюзий и испытывает острую психологическую потребность в достоверности, в истине, но не в метафизическом плане, а в смысле уменьшения риска заблуждений, можно назвать «кризисом вымысла». Очевидно, резкое падение зрительского спроса (особенно в начале 1990-х гг.) носило объективный характер и являлось не столько кризисом театра (о чем много говорилось), а кризисом зрителей, точнее -«кризисом вымысла».

Так бывает с подростками в переходном возрасте, когда реальная жизнь становится для них интереснее и важнее вымышленной. Кстати, социологи и педагоги давно, еще в начале 1970-х гг., обратили внимание на то, что у зрителей отроческого возраста (от 10 до 15 лет) ослабевает интерес к театру [5, с. 86]. Здесь, очевидно, можно провести параллель и с целым обществом на стадии коренного перелома. По всей видимости, у людей в переходный период исчезает желание (а подчас и силы) вникать в чужую психологию, переживать за чужую, выдуманную судьбу, когда не ясно, что будет с собственной.

Время второй половины 1990-х гг., вместившее в себя много социальной смуты от активного и часто криминального передела собственности до разгула терроризма, легким никак не назовешь, пожалуй, его можно определить как «стабильно трудное». Тем не менее, в эти годы на горизонте общественных интересов вновь появился театр. В столице и в провинции произошло заметное оживление театральной жизни (здесь рост и фестивалей, и разного рода смотров, конкурсов), что тоже, как нам кажется, связано с изменениями в состоянии общества. В нем вновь стала оживать потребность в вымысле («над вымыслом слезами обольюсь»), в выдумке, позволяющей «воспарить» над действительностью. Не случайно сказки исстари служили средством народной психотерапии (задолго до того, как психотерапия стала наукой), возможно, потому, что в сказках нет тупика. В этом смысле об искусстве как о «способе уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» писал в свое время Л.С. Выготский [6, с. 33]. Одно из ярких подтверждений этих слов - сказочная «Принцесса Турандот», поставленная Е.Б. Вахтанговым в 1922 г.

Таким образом, можно заключить, что социальные ритмы, не всегда совпадая по фазам с ритмами в искусстве, тем не менее, сказываются на течении театральной и культурной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций РСФСР за 1980-1985 гг. - М., 1986. Вып. XIX. Ч. I.

2. Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций РСФСР. - М., 1989. Вып. XXII (1987-1988 гг.). Ч. I.

3. Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций России за 1990, 1991 годы. - М., 1992. Вып. XXV. Ч. I.

4. Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций России за 1992-1993 гг. - М., 1994. Вып. XXVII. Ч. I.

5. Рабинович Р., Фохт-Бабушкин Ю, Чулкова К. Театр и школьник // Театр и зритель. (Проблемы социологии театрального искусства). - М., 1973.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.

REFERENCES

1. Economic Indicators of Activity of Theatres and Concert Organizations in RSFSR in 1980-1985. - Moscow, 1986. Issue XIX. Part I.

2. Economic Indicators of Activity of Theatres and Concert Organizations in RSFSR. - Moscow, 1989. Issue XXII (19871988 гг.). Part I.

3. Economic Indicators of Activity of Theatres and Concert Organizations in Russia in 1990, 1991. - Moscow, 1992. Issue XXV. Part I.

4. Economic Indicators of Activity of Theatres and Concert Organizations in Russia in 1992-1993. - Moscow, 1994. Issue XXVII. Part I.

5. Rabinovich R, Fokht-Babushkin Yu., Chulkova K. Theatre and Pupil // Theatre and Spectator. (Problems of Theatre Sociology). - Moscow, 1973.

6. Vygotsky L.S. The Psychology of Art. - Moscow, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.