Теологические исследования
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №1. С. 73-82
УДК 993 Иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович) Смоленская православная духовная семинария
Трактовка «церковного права»
в трудах Алексея Степановича Павлова и развитие
отечественной канонистики
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу канонического наследия известнейшего российского специалиста в области церковного права Алексей Степановича Павлова. «Золотым веком» отечественной канонистики считается период, охватывающий вторую половину XIX в. и первые два десятилетия XX в. А. С. Павлов был ярчайшим представителем плеяды отечественных специалистов в области церковного права рубежа XIX - XX вв. А. С. Павлов являлся ведущим экспертом своего времени в области исторического правоведения. На научное становление А. С. Павлова оказала влияние т. наз. «историческая школа права». Автором констатируется влияние исследовательских методов историко-правовых дисциплин на развитие науки церковного права в интерпретации А. С. Павлова.
Ключевые слова: каноническое право, церковное право, система церковного права, православное христианство, церковное законоведение, Казанская духовная академия, А. С. Павлов.
Период, охватывающий вторую половину XIX в. и первую четверть XX в., в духовном-академическом сообществе совершенно справедливо именуется «золотым веком» православной канонистики. Несмотря на то, что наука церковного права в духовном образовании Российской империи была достаточно молодой учебной дисциплиной, на рубеже XIX - XX вв. отечественная канонистика достигла высокого уровня соразмерного успехам западноевропейских канонистов. Множество сторонних факторов поспособствовали процессу развития науки церковного права в отечественном духовном образовании: александровская реформа духовных школ (напр., новая редакция Устава духовных академий от 1869 г.), образование кафедр церковного права на юридических факультетах светских университетов, кодификация и систематизация норм церковного и гражданского права, государственное попечение духовного образования, и пр. Русское каноническое правоведение пережило значительный подъем в период после Великих реформ
императора Александра II. Вторая половина XIX в. открыла научному миру множество новых и авторитетных канонистов: Иоанн (Соколов), Бердников, Соколов, Суворов, Заозерский, Альбов, Павлов, Бенешевич, Красножен. Плеяда блестящих отечественных специалистов в области церковного права заставила всерьез говорить об отечественной школе церковного права. Среди упомянутых ученых универсализмом познаний, широтой исследовательских интересов, творческой плодовитостью отличался Алексей Степанович Павлов (1832 -1898). Представленная статья является данью уважения к заслугам этого великого русского канониста.
Алексей Степанович Павлов свою продолжительную и насыщенную карьеру начал в качестве университетского канониста в Казани, российском «окне на Восток». Родившийся 12 (24) мая 1832 года в семье причетника Томской епархии и отличавшийся с малых лет незаурядными интеллектуальными способностями, Павлов окончил Тобольскую семинарию и поступил в Казанскую Духовную Академию в 1854 году.1 Академия к тому времени приобрела богатую коллекцию рукописей, связанных с каноническим правом, и работа с документальными материалами пробудила в нем интерес к каноническому праву на всю жизнь.2 Тогдашний ректор академии Иоанн (Соколов), будущий епископ Смоленский и автор первого учебника церковного права, привлекал А. С. Павлова к поиску канонических источников, необходимых Иоанну (Соколову) для собственных изысканий в области канонистики4. После окончания академии Павлов в течение семестра преподавал в Казанской семинарии, прежде чем вернуться в академию, чтобы преподавать церковное право и литургику. В 1864 году юридический факультет Казанского университета пригласил Павлова на новую должность в церковном праве. Начиная с этого времени А. С. Павлов активно разъезжает по научным стажировкам. Впервые Павлов выехал за границу на стажировку в Гейдельбергский университет в 1867 году, работая, в частности, с профессором римского права К. А. фон Вангеровым (1808-70) и византологом К. З. фон Лингенталем (1812-94). Вернувшись в Россию, Павлов принял кафедру церковного права в Новороссийском университете в Одессе. В 1875 году он перешел на юридический факультет Московского университета после преждевременной смерти их молодого канониста Н. К. Соколова. Судя по всему, Павлов принял это предложение из-за доступа к столичным архивам и
1 Дмитриевский А.А. Незабвенной памяти профессоров А.С. Павлова и Н.Ф. Красносельцева // ТКДА. 1899. Т. 1. С. 60 - 61.
2 Там же.
3 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения / [Соч.] Архим. Иоанна. Т. 1-. - Санкт-Петербург: Тип. Фишера, 1851. / Т. 1: Введение в церковное законоведение и обозрение древних, канонических источников его. [Вып. 1]. Разд. 1. Обозрение древнего, основного канона православной кафолической церкви: от I до IV века. - 1851. - [4], IV, VIII, 515 с
4 Факт работы ассистентом А. С. Павлова для архим. Иоанна (Соколова) описан в: Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 годы) / [Соч.] П. Знаменского. [Вып. 1-3]. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1891-1892. - 3 т.; 25. [Вып. 3]. - 1892. С. 212.
библиотекам. Он оставался в Московском университете до самой смерти в 1898 году.5
Как и большинство университетских канонистов, Павлов в своих работах апеллировал к изучению церковного права, подчеркивая уникальность христианской общины. Христиане с самого начала отличались невидимыми сакральными узами, объединяющими разные народы в духовно единое транснациональное объединение, Общину (Церковь), исключительно ориентированную на Божество и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, и обесценивающую все остальные ценности идентичности.6 По Павлову, христианская Церковь как священный «организм» была автономной и самоуправляемой. Христиане установили церковные нормы и правила в соответствии с тем, что они считали установленными Богом принципами, способствующими достижению конечных целей общины. Примечательно, что в контексте России девятнадцатого века и ее петровской системы церковной организации павловское повествование о церковной автономии и христианском самоуправлении носило как несколько умозрительный характер, так и потенциально подрывной политический подтекст.
В отличие от римского права, где законы о религии подпадали под более широкие государственно-законодательные области публичного или частного права, Павлов подчеркивал особенность церковного права. Он утверждал, что правила, регулирующие Церковь как сообщество, могут быть сформулированы только членами этого сообщества; независимость и автономия Церкви в этом отношении были абсолютными. Подведение церковного права под публичное право, как в римском праве и Юстинианом «Corpus juris civilis», означало бы, что христианская религия была присуща государству и совпадала с ним. Павлов был непреклонен в том фундаментальном утверждении, что христианская Церковь никому не принадлежит как национальная религия, не
п
являясь государственным учреждением . Подобно этому и христианская Церковь не могла считаться «государством в государстве», потому что у Церкви и государства имеются совершенно отличные цели и назначения, не позволяющие отождествлять эти институции. Причем Павлов пояснял, что подобное отождествление невозможно даже в идеальной социальной ситуации, когда все население конкретного государства принадлежит одной конфессии. Для Павлова подобное отождествление невозможно, потому что Церковь есть «царство не от мира сего»8. Такая теоретическая установка не подталкивала Павлова к некоему «харизматическому анархизму», так как Церковь и ее члены, будучи частью какого-то государства, обязаны подчиняться государственным законам.
5 См. Громогласов И. Памяти А.С. Павлова, заслуженного профессора Московского университета (|16 августа 1898 года). / И. Громогласов. - Москва: Типо-Лит. И. Ефимова, 1898. - 8 с. (Отдельный оттиск из "Московск. Церковн. Ведомост.", 1898 г. - № 37).
6 Павлов А. С. Сокращенный курс лекций церковного права / [соч.] А. С. Павлова. - Москва: Лит. изд., 1895/6. С. 1 - 6.
7 Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А. С. Павлова, [чит. в 1900-1902 г.] - Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1902. С. 11.
8 Там же. С. 12.
А. С. Павлов взаимозаменяемо называл церковные нормы и правила частью «канонического» или «церковного» права, не рассматривая данные понятия как отличные. А. С. Павлов приписывал различие, часто проводимое между этими терминами, истории канонического права в западноевропейской традиции, той традиции, которую, по его мнению, не разделяли христиане Восточной Римской империи. По словам Николая Соколова, предшественника Павлова на кафедре церковного права в Московском университете, термин «каноническое право» не был изначальным для византийского Православия, особенно в России, поскольку вырос из отношений между латинской Церковью и римским правом. Соответственно, как утверждал Павлов, православные канонисты могут использовать термины «церковного» и «канонического» как синонимичные9.
В отличие от некоторых светских канонистов (напр., о. М. Горчаков), чей подход находился под влиянием социологии, антропологии, философии и феноменологии религии, Павлов придерживался историко-критической методологии. Утверждая, что изучение церковного права сосредоточено на «действующем в настоящее время законе церкви», Павлов утверждал, что оценка «жизненного значения» церковного закона неизбежно предполагает возвращение к источникам, сформировавшим этот закон. Церковное право, по мнению Павлова, носило генеалогический характер. Надлежащее понимание и правоприменение включали в себя прослеживание происхождения данного закона, отслеживание его последующего развития и «отмечание местных, национальных и политических влияний», которые наделили его нынешней формой. Следуя за эволюцией любого заданного правила или «генеалогическим процессом», канонисты продемонстрировали, что церковный/канонический закон был «живым» законом «со своим собственным характером»10.
Историко-критический подход Павлова в сочетании с его исходным положением как верующего человека привел к богословски обоснованному, церковно-юридическому восприятию канонического права, выраженному академическим языком его времени. Будучи академическим канонистом в светском университете, Павлов преследовал экклезиологическую цель — выявить «связь» канонического права с сущностной природой Церкви, главной целью которой, в свою очередь, было преображение человека и его общение с Богом11. Повторяя образы «ядра» и «шелухи», используемые историком лютеранской церкви эстонского происхождения Адольфом фон Гарнаком (1851-1930), Павлов говорил о скрытом «сущностном ядре» церковных
институтов и правил в отличие от их видимой, податливой, и исторически
12
обусловленной «оболочкой», «вид» которой со временем мог меняться . Он утверждал, что результаты подробного анализа источников позволили Церкви
9 Там же. С. 7 - 9.
10 Там же. С. 30 - 31.
11 Там же. С. 5, 68
12 Там же. С. 9, 31.
взвесить масштабы и формат тех реформ, которые она могла бы провести, не
13
изменяя своему существу и универсальной миссии .
Вклад Павлова в православную мысль был далеко идущим. Он утверждал, например, что Церковь как «объединение всех народов во все времена», независимо от культур и историко-политических обстоятельств, привели к сосуществованию различных церковных правил, которые их соответствующие общины считали нормативными. Павлов также признавал институциональные механизмы, в частности Соборы, с помощью которых христианские общины пытались сохранить единство перед лицом различий и разногласий в отношении конкурирующих практик и взглядов. По словам Павлова, Соборы, руководствуясь «принципом равенства духовной власти всех иерархов», были высшим административным органом Церкви14. Павлов утверждал, что не все христианские общины принимали дисциплинарные правила и нормы, которые устанавливались на Вселенских и Поместных соборах под надзором империи: только догматические решения этих Соборов могли претендовать на эту честь (и то лишь до определенного предела)15.
Поскольку нормы, регулирующие организационные и дисциплинарные вопросы церковной жизни, были сформулированы отдельными лицами в определенные периоды времени, Павлов утверждал, что члены Церкви несут не только обязательства, но и данное Богом право изменять внешний вид общинных норм и правил, чтобы они отражали меняющиеся исторические обстоятельства — именно для того, чтобы сохранить актуальность Церкви16. Спустя более десяти лет после его смерти, когда общественное внимание в России привлекли дебаты о церковных реформах, голос Павлова зазвучал в трудах следующего поколения канонистов. Василий Мышцын, профессор канонического права в Демидовском юридическом лицее, например, цитировал Павлова в 1910 году, чтобы поддержать его взгляды на то, что «церковные каноны не были неизменными или обязательными на все времена», что каноны могут быть изменены или отменены, и что реформа не может быть проведена,
17
приравниваясь к «восстановлению всех древних канонов» . При этом В. Н. Мышцын подтвердил более ранние представления о том, что глубокое знание
Павловым источников, относящихся к каноническому праву, гарантирует, что
18
его труды будут иметь «классическое, вневременное значение» для будущего православного мышления о каноническом праве.
Павлов был живым олицетворением отечественной канонистики, предопределив в дальнейшем методику исследования церковного права. Обращаясь к пространному исследовательскому наследию А. С. Павлова, следует выделить его учебное пособие, являющееся до сих пор бессменной
13 Там же. С. 30.
14 Там же. С. 260.
15 Там же. С. 52 - 53.
16 Там же. С. 38 - 39.
17 См. Мышцын В. Н. Насколько обязателен авторитет церковных канонов? // Богословский вестник 3 № 12 1905 г. с. 816-836.
18 Заозерский Н. А. Памяти проф. А. С. Павлова 16 августа 1898 г.] (читано в аудитории Церковного Права перед началом лекций 2 сентября) 1898 г. // Богословский вестник 1898. Т. 3. № 9. С. 352.
классикой в ситуации обращения к науки церковного права. Исследовательский путь А. С. Павлова очень примечателен, ведь в его начале он занимался отнюдь не правоведческими вопросами и даже был далек от них. Но экклезилологический настрой и литургическая эрудированность А. С. Павлова предопределила исследовательские интересы в сфере церковного права. А. С. Павлов сделал блестящую карьеру на юридических факультетах университетов Казани, Одессы, Москвы, что дало возможность оставить учеников и обогатить кафедры церковного права молодыми одаренными специалистами. Сам же А. С. Павлов оставался частью плеяды исследователей-энтузиастов, которые стояли у истоков научного изучения церковного права.
Литература
1. Алексий (Лавров-Платонов), архиепископ. Печатное письмо к Алексею Степановичу Павлову / [Соч.] Александра Лаврова. - Москва: тип. "Соврем. известий", 1876. - 38 с.
2. Громогласов И. Памяти А.С. Павлова, заслуженного профессора Московского университета (|16 августа 1898 года). / И. Громогласов. - Москва: Типо-Лит. И. Ефимова, 1898. - 8 с. (Отдельный оттиск из "Московск. Церковн. Ведомост.", 1898 г. - № 37).
3. Дмитриевский А.А. Незабвенной памяти профессоров А.С. Павлова и Н.Ф. Красносельцева // ТКДА. 1899. Т. 1. С. 59-104.
4. Заозерский Н. А. Памяти проф. А. С. Павлова [| 16 августа 1898 г.] (читано в аудитории Церковного Права перед началом лекций 2 сентября) 1898 г. // Богословский вестник 1898. Т. 3. № 9. С. 348-355
5. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 годы) / [Соч.] П. Знаменского. [Вып. 1-3]. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1891-1892. - 3 т.; 25. [Вып. 3]. - 1892. - [4], IV, 467 с.
6. Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения / [Соч.] Архим. Иоанна. Т. 1-. - Санкт-Петербург: Тип. Фишера, 1851. / Т. 1: Введение в церковное законоведение и обозрение древних, канонических источников его. [Вып. 1]. Разд. 1. Обозрение древнего, основного канона православной кафолической церкви: от I до IV века. - 1851. - [4], IV, VIII, 515 с.
7. Красножен М. Е. Знаменитый русский канонист А.С. Павлов: посвящается его памяти / Проф. М. Красножен. - 2-е изд. - Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1899. - 29 с.
8. Красножен М. Е. Профессор Алексей Степанович Павлов. Его биография и учебно-литературная деятельность (К 10-летию его кончины посвящается его памяти). Юрьев, б/г. 36 с.
9. Мышцын В. Н. Насколько обязателен авторитет церковных канонов? // Богословский вестник 3 № 12 1905 г. с. 816-836.
10. Павлов А.С. Древние русские пасхалии на 8 тысячу лет // Православный собеседник. 1860.
11. Павлов А.С. Древние христианские праздники в честь мучеников // Странник. 1860. Июль.
12. Павлов А.С. Страстная неделя //Духовная беседа. 1860. № 14.
13. Павлов А.С. О празднике Пятидесятницы //Духовная беседа. 1860. № 14.
14. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон / Соч. А. Павлова. - Казань: Унив. тип., 1869. - 4, 100 с.
15. Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России / Соч. А. Павлова. - Одесса: в тип. Ульриха и Шульце, 1871. - 23. / Ч. 1. Попытки к обращению в
государственную собственность поземельных владений русской церкви в XVI веке (15031580 г.). - 1871. - 170 с.
16. Павлов А. С. Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II / [Публ. и примеч.] Проф. А. С. Павлова. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1873. - [2], 21 с.
17. Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян / [Соч.] А. Павлова. - Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1878. - VI, 210 с.
18. Павлов А. С. Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права. Т. Барсова, э. орд. проф. Спб. духовной академии: "Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковию". Спб., 1878 : [Рец.] / [А. Павлов]. - Москва] : Унив. тип., ценз. 1879. - 52 с.
19. Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права / [Соч.] А. Павлова, заслуж. орд. проф. Моск. ун-та. - Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1887. - [4], IV, 452 с.
20. Павлов А. С. По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права / А. Павлов - М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1891. - 40 с.
21. Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права: По поводу соч. проф. Н.С. Суворова: "Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права". Ярославль, 1888 / [Соч.] А. Павлова. - Москва: тип. А.И. Снегиревой, 1892. - IV, 174 с.
22. Павлов А. С. Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве и духовном родстве: [Ответ проф. Бердникову] [на его кн.: "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве как препятствии к браку"] / [Соч.] А. Павлова. - Москва: тип. А.И. Снегиревой, 1893. - [2], 91 с.
23. Павлов А. С. Сокращенный курс лекций церковного права / [соч.] А. С. Павлова. -Москва: Лит. изд., 1895/6. - 624 с.
24. Павлов А. С. Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным / [Соч.] А. Павлова. - Киев: тип. Корчак-Новицкого, 1896. - 7 с.
25. Павлов А. С. Номоканон при большом требнике: Его история и тексты, греч. и слав., с объясн. и критич. примеч.: Опыт науч. разрешения вопр. об этом сб., возникавших в прошлом столетии в Святейшем правительствующем синоде / [Соч.] А. Павлова, заслуж. орд. проф. Моск. ун-та. - Новое изд., от начала до конца перераб. - Москва: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. - XIV, [2], 520 с.
26. Павлов А. С. Сборник неизданных памятников византийского церковного права / Изд. с ист.-лит. предисл. А. Павлов. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1898. - [4], 140 с.
27. Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А. С. Павлова, [чит. в 1900-1902 г.] - Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1902. - 539 с.
28. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. -1466 с.
29. Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А. С. Павлова [чит. в 1900-1902 г.] / МВД России С.-Петерб. ун-т, Акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности; [Отв. ред.: Сальников В. П., Сандулов Ю. А.]. - СПб.: Лань [и др.], 2002. - 384 с.
30. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского / Соч. Павла Прокошева. - Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1895. 389 с.
31. Скворцов Д. Проф. Т.В. Барсов и проф. А.С. Павлов по вопросу об управлении древней христианской Церкви / Д. Скворцов. - Москва: Типо-лит. И. Ефимова, 1904. - 62 с.
Bagan Vladislav Vladimirovich, priest Smolensk Orthodox Theological Seminary
Interpretation of "church law" in the writings of Alexei Stepanovich Pavlov and the development of domestic canonism
Abstract. This article is devoted to the analysis of the canonical heritage of the famous Russian specialist in the field of church law Alexei Stepanovich Pavlov. The "golden age" of Russian canonism is considered to be the period covering the second half of the 19th century. and the first two decades of the 20th century. A. S. Pavlov was the brightest representative of a galaxy of domestic experts in the field of church law at the turn of the 19th - 20th centuries. A. S. Pavlov was the leading expert of his time in the field of historical jurisprudence. The scientific formation of A. S. Pavlov was influenced by the so-called. "historical school of law". The author states the influence of research methods of historical and legal disciplines on the development of the science of church law in the interpretation of A. S. Pavlov.
Key words: canon law, ecclesiastical law, system of ecclesiastical law, Orthodox Christianity, ecclesiastical jurisprudence, Kazan Theological Academy, A.S. Pavlov
References
• Alexy (Lavrov-Platonov), archbishop. Printed letter to Alexei Stepanovich Pavlov / [Coll.] Alexander Lavrov. - Moscow: type. "Modern news", 1876. - 38 p.
• Gromoglasov I. In memory of A.S. Pavlov, Honored Professor of Moscow University (f August 16, 1898). / I. Gromoglasov. - Moscow: Tipo-Lit. I. Efimova, 1898. - 8 p. (Separate print from "Moscow. Church. Vedomosti.", 1898 - No. 37).
• Dmitrievsky A.A. Unforgettable memory of professors A.S. Pavlov and N.F. Krasnoseltseva // TKDA. 1899. T. 1. S. 59-104.
• Zaozersky N. A. In memory of prof. A. S. Pavlova [f August 16, 1898] (read in the audience of Church Law before the start of lectures on September 2) 1898 // Theological Bulletin 1898. Vol. 3. No. 9. P. 348-355
• Znamensky P. V. History of the Kazan Theological Academy for the first (pre-reform) period of its existence (1842-1870) / [Coll.] P. Znamensky. [Issue. 1-3]. - Kazan: type. Imp. un-ta, 18911892. - 3 tons; 25. [Iss. 3]. - 1892. - [4], IV, 467 p.
• John (Sokolov), archim. Experience of the course of church jurisprudence / [Coll.] Archim. John. T. 1-. - St. Petersburg: Type. Fisher, 1851. / T. 1: Introduction to church jurisprudence and review of its ancient, canonical sources. [Issue. 1]. Sec. 1. Review of the ancient, basic canon of the Orthodox Catholic Church: from the 1st to the 4th centuries. - 1851. - [4], IV, VIII, 515 p.
• Krasnozhen M.E. The famous Russian canonist A.S. Pavlov: dedicated to his memory / Prof. M. Krasnozhen. - 2nd ed. - Yuriev: Type. K. Mattisena, 1899. - 29 p.
• Krasnozhen M. E. Professor Alexei Stepanovich Pavlov. His biography and educational and literary activities (Dedicated to his memory on the 10th anniversary of his death). Yuryev, b / g. 36 p.
• Myshtsyn VN How obligatory is the authority of church canons? // Theological Bulletin 3 No. 12, 1905, p. 816-836.
• Pavlov A.S. Ancient Russian Paschalia for 8 thousand years // Orthodox interlocutor. 1860.
• Pavlov A.S. Ancient Christian holidays in honor of the martyrs // Wanderer. 1860. July.
• Pavlov A.S. Holy Week // Spiritual Conversation. 1860. No. 14.
• Pavlov A.S. About the feast of Pentecost // Spiritual conversation. 1860. No. 14.
• Pavlov A. S. Initial Slavic-Russian Nomocanon / Op. A. Pavlova. - Kazan: Univ. type., 1869. -4, 100 p.
• Pavlov A. S. Historical essay on the secularization of church lands in Russia / Works. A. Pavlova. - Odessa: in type. Ulrich and Schulze, 1871. - 23. / Part 1. Attempts to convert land holdings of the Russian Church into state ownership in the 16th century (1503-1580). - 1871. - 170 p.
• Pavlov A. S. Fragments of the Greek text of the canonical answers of the Russian Metropolitan John II / [Publ. and note] Prof. A. S. Pavlova. - St. Petersburg: type. Imp. Acad. Sciences, 1873. -[2], 21 p.
• Pavlov A. S. Critical experiments on the history of the ancient Greek-Russian controversy against the Latins / [Coll.] A. Pavlova. - St. Petersburg: type. Acad. Sciences, 1878. - VI, 210 p.
• Pavlov A. S. The theory of Eastern papism in the latest Russian literature of canon law. T. Barsova, e. ord. prof. SPb. Theological Academy: "The Patriarch of Constantinople and His Power over the Russian Church". SPb., 1878: [Rec.] / [A. Pavlov]. - Moscow]: Univ. type., cens. 1879. -52 p.
• Pavlov A. S. 50th chapter of the Pilot's book as a historical and practical source of Russian marriage law / [Coll.] A. Pavlova, deserved. ord. prof. Moscow university - Moscow: Univ. type. (M. Katkov), 1887. - [4], IV, 452 p.
• Pavlov A.S. Regarding some perplexities in the science of Orthodox church law / A. Pavlov - M .: Type. A.I. Snegireva, 1891. - 40 p.
• Pavlov A. S. Imaginary traces of Catholic influence in the most ancient monuments of the South Slavic and Russian church law: Concerning Op. prof. N.S. Suvorov: "Traces of Western Catholic Church Law in the Monuments of Ancient Russian Law". Yaroslavl, 1888 / [Coll.] A. Pavlova. -Moscow: type. A.I. Snegireva, 1892. - IV, 174 p.
• Pavlov A. S. Continued perplexity on the issue of perception and spiritual kinship: [Answer of prof. Berdnikov] [on his book: "On acceptance at baptism and on spiritual kinship as an obstacle to marriage"] / [Coll.] A. Pavlova. - Moscow: type. A.I. Snegireva, 1893. - [2], 91 p.
• Pavlov A. S. An abbreviated course of lectures on church law / [op.] A. S. Pavlova. - Moscow: Lit. ed., 1895/6. - 624 p.
• Pavlov A. S. Guess about the origin of the ancient Russian tradition, which calls the first Russian metropolitan Mikhail Sirin / [Coll.] A. Pavlova. - Kyiv: type. Korchak-Novitsky, 1896. - 7 p.
• Pavlov A. S. Nomocanon with a large breviary: Its history and texts, Greek. and Slav., with explanation. and critical Note: Experience scientific. permissions about this collection, which arose in the last century in the Holy Governing Synod / [Coll.] A. Pavlova, deserved. ord. prof. Moscow university - New ed., from beginning to end revised. - Moscow: type. G. Lissner and A. Geschel, successor. E. Lissner and Y. Roman, 1897. - XIV, [2], 520 p.
• Pavlov A. S. Collection of unpublished monuments of Byzantine church law / Ed. from ist.-lit. foreword A. Pavlov. - St. Petersburg rg: typ. Imp. Acad. Sciences, 1898. - [4], 140 p.
• Pavlov A. S. The course of church law of the honored professor of the Imperial Moscow University A. S. Pavlov, [chit. in 1900-1902] - Sergiev Posad: type. St.-Tr. Sergius Lavra, 1902. -539 p.
• Pavlov A. S. Monuments of ancient Russian canon law / [Ed. A.S. Pavlov]. - 2nd ed. - St. Petersburg: Type. M.A. Alexandrova, 1908. / Part 1. (Monuments of the XI-XV centuries). - 1908. -1466 p.
• Pavlov A. S. The course of church law of the honored professor of the Imperial Moscow University A. S. Pavlov [chit. in 1900-1902] / Ministry of Internal Affairs of Russia St. Petersburg.
un-t, Acad. law, economics and life safety; [Resp. Ed.: Salnikov V.P., Sandulov Yu.A.]. - St. Petersburg: Lan [and others], 2002. - 384 p.
• Prokoshev P. A. Canonical works of John, Bishop of Smolensk / Op. Pavel Prokoshev. - Kazan: Tipo-lit. Imp. un-ta, 1895. 389 p.
• Skvortsov D. Prof. T.V. Barsov and prof. A.S. Pavlov on the management of the ancient Christian Church / D. Skvortsov. - Moscow: Tipo-lit. I. Efimova, 1904. - 62 p.