Научная статья на тему 'Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860–1880-е гг.'

Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860–1880-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каноническое право / церковное законоведение / наука церковного права / правоведение / юриспруденция / духовное образование / богословская дисциплина / Российская империя / Canon Law / Ecclesiastical jurisprudence / science of Ecclesiastical Law / jurisprudence / law / religious education / theological discipline / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

Настоящая статья представляет исторический обзор и систематизацию взглядов ведущих канонистов и правоведов в отношении проблемы методики преподавания учебного предмета «церковное право» в высших учебных (светских и духовных) заведениях Российской империи в 1860–80-е гг. В представленный исторический период завершился процесс формирования учебных программ и была выстроена четкая методология преподавания предмета «церковное право». Этому процессу способствовали несколько факторов. Во-первых, институциональные изменения в уставах светских и духовных учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания церковного права. Во-вторых, в 1860–1880-е гг. образовалась плеяда талантливых отечественных специалистов, усилиями которых были сформированы комплекс церковноправовых вопросов, принципы и методы построения системы церковного права. В-третьих, два противоположных направления (богословское и юридическое) в изучении и преподавании церковного права взаимно дополняли данную дисциплину, обогащали методическими находками, привносили в нее самобытный характер. Методика преподавания церковного права в образовательных заведениях Российской империи в 1860–1880-е годы приобрела специфику юридической дисциплины. Проблематика преподавания и специфики учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи вызывала серьезные профессиональные дискуссии на систематическом уровне уже с 1860-х гг. В представленной статье будет проведен систематический анализ трактовок дисциплины «церковного права» в рамках высшего образования в последней четверти XIX в. Проблематика понятия, природы и онтологии церковного права, наряду с вопросами, кто и как может и должен его преподавать, стали исключительным предметом сложных дискуссий в научно-академической среде в XIX в. До сих пор историко-каноническая наука нуждается в решении проблемных вопросов: место церковного права в ряду теологических дисциплин, основные направления развития церковного права в XIX столетии, актуальная систематизация «церковного права» в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Teaching the Academic Discipline “Church Law” in Higher Educational Institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s

This article presents a historical review and systematization of the views of leading canonists and jurists regarding the problem of teaching methods for the subject “Church Law” in higher educational (secular and religious) institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s. In the period presented, the process of forming curricula was completed, and a clear methodology for teaching the subject of Church Law was built. Several factors contributed to this process. First, institutional changes in the statutes of secular and religious educational institutions gave a powerful impetus to the development of a unified methodology for teaching Church Law. Secondly, in the 1860s–1880s a galaxy of talented domestic specialists appeared whose efforts formed a complex of church legal issues, principles and methods for building a system of Church Law. And third, two different directions (theological and legal) in the study and teaching of “Church Law” mutually complemented this discipline, enriched it with methodological findings, and introduced an original character into it. The methodology of teaching “Church Law” in educational institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s acquired the specifics of a legal discipline. The problems of teaching and the specifics of the Church Law academic discipline in the higher educational institutions of the Russian Empire caused serious professional discussions at a systematic level since the 1860s. This article suggests a systematic analysis of the interpretations of the Church Law discipline in the framework of higher education in the last quarter of the 19th century. The problems of the concept, nature and ontology of Church Law, along with the questions about who and how can and should teach it, became the exclusive subject of complex discussions in the scientific and academic environment of the 19th century. Until now, historical and canonical science needs to solve problematic issues: the place of “Church Law” among the theological disciplines, and main directions of development of this academic discipline in the 19th century, as well as the actual systematization of “Church Law” in modern times.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860–1880-е гг.»

УДК 348.819.3

Б01: 10.24412/2224-5391-2022-40-178-201

Священник Владислав Баган

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1860-1880-е гг.

Аннотация: Настоящая статья представляет исторический обзор и систематизацию взглядов ведущих канонистов и правоведов в отношении проблемы методики преподавания учебного предмета «церковное право» в высших учебных (светских и духовных) заведениях Российской империи в 1860-80-е гг. В представленный исторический период завершился процесс формирования учебных программ и была выстроена четкая методология преподавания предмета «церковное право». Этому процессу способствовали несколько факторов. Во-первых, институциональные изменения в уставах светских и духовных учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания церковного права. Во-вторых, в 1860-1880-е гг. образовалась плеяда талантливых отечественных специалистов, усилиями которых были сформированы комплекс церковноправовых вопросов, принципы и методы построения системы церковного права. В-третьих, два противоположных направления (богословское и юридическое) в изучении и преподавании церковного права взаимно дополняли данную дисциплину, обогащали методическими находками, привносили в нее самобытный характер. Методика преподавания церковного права в образовательных заведениях Российской империи в 1860-1880-е годы приобрела специфику юридической дисциплины. Проблематика преподавания и специфики учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи вызывала серьезные профессиональные дискуссии на систематическом уровне уже с 1860-х гг. В представленной статье будет проведен систематический анализ трактовок дисциплины «церковного права» в рамках высшего образования в последней четверти XIX в. Проблематика понятия, природы и онтологии церковного права, наряду с вопросами, кто и как может и должен его преподавать, стали исключительным предметом сложных дискуссий в научно-академической среде в XIX в. До сих пор историко-каноническая наука нуждается в решении проблемных вопросов: место церковного права в ряду теологических дисциплин, основные направления развития церковного права в XIX столетии, актуальная систематизация «церковного права» в современности.

178

(се)]

© В. В. Баган, 2022

Ключевые слова: каноническое право, церковное законоведение, наука церковного права, правоведение, юриспруденция, духовное образование, богословская дисциплина, Российская империя

Цитирование: Баган В. В. Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860-1880-е гг. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 178-201. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-178-201

Сведения об авторе: Баган Владислав Владимирович, священник — кандидат богословия, кандидат юридических наук, доцент кафедры богословских и цер-ковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии, ORCID: 0000-0002-8092-9965 (Россия, г. Смоленск). E-mail: baganvlad@mail.ru

Поступила в редакцию 25.03.2022 Принята к публикации 12.05.2022

Проблема методики преподавания церковного права в высшем духовном образовании в настоящее время сохранила свою актуальность. Несмотря на то, что система духовного образования активно возобновила свою деятельность в период с конца 1880-х — начала 1890-х гг., многие вопросы методики преподавания и изучения богословских дисциплин до сих пор не получили своих окончательных ответов. Дискуссия о том, научна ли теология, имела место и в современной России, увенчавшись «введением ученых степеней по теологии в государственной системе аттестации научных работников»1. Но вопрос

0 соотношении церковного права и теологии остается пока не проясненным. Обращение к методическому опыту отечественных канонистов и правоведов XIX столетия обогащает современные знания и подходы преподавания учебной дисциплины «церковное право» в нынешних реалиях. Ведущие отечественные исследователи в церковно-правовой области, создавая самобытные системы церковного права, задавались вопросами методологии преподавания предмета «церковное право» («церковное законоведение»), проблематикой предметных взаимосвязей церковного права с теологией или юриспруденцией.

Рассмотрим исследования, затронувшие тематику преподавания и изучения учебного предмета «церковное право». Этой темой активно занимались такие до-

1 Понкин И. В. Теологический факультет государственного университета: европейский опыт правового регулирования. М., 2006. 212 с.; О правовой и фактической необоснованности включения теологической науки в «религиоведение» и отказа во включении отдельной специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников: сб. мат-лов / сост. И. В. Понкин. М., 2010. 139 с.; Перспективы развития теологического образования в России: сб. мат-лов / сост. И. В. Понкин. М., 2007; Понкин И. В. Теологическое образование в государственном университете: зарубежный опыт правового регулирования. М., 2004. 130 с.

революционные представители науки церковного права, как М. А. Остроумов2, П. А. Прокошев3, И. С. Бердников4. В частности, М. А. Остроумов в своем фундаментальном историко-каноническом обзоре «Очерк православного церковного права» дал свою экспертную оценку работам российских канонистов XIX в. Буквально в тоже время П. А. Прокошев в своем монографическом исследовании «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского»5 выступил со сходным обзором отечественных систем канонического права, основываясь на компаративистском анализе опытов построения канонического права в XIX столетии. Центральной системой, как это видно из названия монографии, стал исследовательский опыт церковно-правовой сферы епископа Иоанна (Соколова)6. Он оценивался П. А. Прокошевым как эталонное учебное пособие для образовательных заведений середины XIX столетия. Наконец, И. С. Бердников в своем неустарева-ющем доныне учебнике «Краткий курс церковного права Православной Церкви»7 представил исчерпывающий обзор канонической литературы XIX в.

Истории становления богословских дисциплин в рамках духовного образования посвящено множество статей Н. Ю. Суховой. Более всего приближается к тематике нашей работы статья «Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции». Также стоит выделить ее диссертационные исследования (кандидатское и докторское): «Реформы высшего православного духовного образования в России во второй половине XIX века»8 и «Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России: 1808-1918 гг.»9. Эти фундаментальные исследования посвящены детальному рассмотрению институциональных изменений в области духовного образования в целом и сфере преподавания богословской дисциплины «церковное право» в частности. В трудах Н. Ю. Суховой дается подробный анализ тех инс-

2 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Ч. 1. 672 с.

3 Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. [4], 389 с.

4 Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва 1887. Казань, 1891. 89 с; Его же. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинения проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896. 50 с; Его же. Краткий курс церковного права православной церкви. 2-е изд. перераб. Казань, 1903. 324 с.

5 Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского...

6 Иоанн (Соколов). Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т. 1.

7 Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви.

8 Сухова Н. Ю. Реформы высшего православного духовного образования в России во второй половине XIX века: автореф. дисс. ... к. и. н.: 07.00.02. М., 2007.

9 Сухова Н. Ю. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России: 1808-1918 гг.: автореф. дисс. ... д. и. н: 07.00.02. М., 2011.

титуциональных изменений духовной школы, инициированных различными редакциями уставов академий, которые могли сказываться на специфике преподавания и изучения богословских предметов, в том числе и церковного права. Наталия Юрьевна отмечает, что к началу 1890-х гг. в духовных учебных заведениях пособия по церковному праву наличествовали в полной мере, причем самой разной направленности. Относительное многообразие учебных пособий инициировало ряд дискуссий в отношении специфики церковного права и его взаимосвязей с теологией и юриспруденцией10. В их числе и «вопрос о месте церковной истории и церковного законоведения в богословской науке и степени их зависимости от исторических и юридических наук»11. Н. Ю. Сухова обратила внимание на то, что дореволюционный опыт «места богословия в системе университетских наук, отношения специальных богословских областей — церковной истории, церковного законоведения — с соответствующими гуманитарными науками»12 имеет значение не только для характеристики становления духовного образования в прошлом, но обладает актуальностью для современных реалий духовного образования. Стоит обратить внимание и на диссертационное исследование «Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII — начала ХХ вв.» А. А. Дорской13, широко воспользовавшейся дореволюционными наработками.

Проблематика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в образовательных учреждениях Российской империи вызывала серьезные профессиональные дискуссии на систематическом уровне уже с 1860-х гг.14 Ученые задавались и активно прорабатывали в научно-академической среде следующие вопросы: что, в каком порядке и в каком объеме преподавать в учебной дисциплине «церковное право»? Дискуссии имели довольно серьезный характер. Дело в том, что от определенных методологических решений зависело дальнейшее направление науки церковного права. Историк отечественного богословия Н. Н. Глубоковский отмечал в свое время, что как богословие, так и церковное право, должны быть объектами научного анализа и обязаны стать

10 Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 418.

11 Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сб. ст. по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 82.

12 Там же.

13 Дорская А. А. Церковное право Российской империи XIX — начала XX вв. как отрасль права // История государства и права. 2009. № 9. С. 34-37; Ее же. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII — начала XX вв.: дисс. ... д-ра юр. наук. М., 2008.

14 См., напр.: Павлов А. С. Замечания на программу издания, в русском переводе, церковных правил с толкованиями: [Об издании греч. и слав. текста «Книги правил»]. Одесса, 1875. С. 1-17; Титов Ф., прот. Две справки по вопросу о преобразованиях духовных академий в России в XIX в. // XЧ. 1907. № 2. С. 190-204.

органичной частью комплексного спектра дисциплин в рамках университетского образования15.

Профессор В. Ф. Певницкий16 задавался логичным вопросом о возможности полноценного духовного образования без соответствующей научной подготовки в области церковного права. В отношении обоснованности обращения к понятию, природе, объему, онтологии церковного права знаменитый канонист А. С. Павлов в своей «Программе курса церковного законоведения для юридического факультета Императорского Новороссийского университета от 2 ноября 1873 года» приводил справедливую доказательную базу. А. С. Павлов аргументированно считал, что без изучения всего спектра церковно-правовых вопросов компетентным богословам не обойтись. А. С. Павлов предлагал компаративистский подход в изучении церковного права по причине существования в рамках Российской империи нескольких самостоятельных христианских деноминаций, «имеющих особые, Высочайше утвержденные "Уставы"»17. Поэтому сам подход к церковному праву предполагал отдельное изучение цер-ковно-правовых систем различных христианских конфессий.

Остановимся на понимании науки церковного права в рамках высшего (духовного и светского) образования в период 1860-1880-е гг. Проблематика понятия, природы и онтологии церковного права стала центральным предметом сложных дискуссий в научно-академической среде того времени.

Одной из основных тем научно-академических дискуссий был вопрос исследовательской направленности церковного права. По какой магистрали должна двигаться дисциплина «церковное право»: богословской или юридической? На этот фундаментальный вопрос обратила свое внимание Н. Ю. Сухова, ссылаясь на ведущих специалистов XIX в. Отечественные канонисты того периода обеспечивали реализацию двух направлений в области церковного права: богословского и юридического. При этом эти направления были хронологически маркированы; с 1870 г. преобладающим стало юридическое направление. Церковь рассматривалась как юридическая институция, которую можно изучать с точки зрения правоведения18.

15 Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. С. 11-12.

16 Цит. по: Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005. С. 369.

17 Программа курса церковного законоведения, одобренная юридическим факультетом Новороссийского университета (Приложение к статье 14-й протокола) см. в: Протоколы заседаний Совета Императорского Новороссийского университета. Заседание от 2 ноября 1873 года // Записки Императорского Новороссийского университета. Т. 12 / под ред. А. С. Павлова. Одесса, 1874. Приложение. С. 1.

18 Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный. С. 250; Ее же. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. С. 76.

Высказывалось мнение, что по своему характеру церковное право — это социально-юридическая наука, связанная с богословием19. Наука церковного права основывается на соответствующих источниках, но по своей природе и в силу своего предмета она взаимосвязана с иными отдельными науками, которые имеют для нее вспомогательный характер. К ним относятся известные богословские, исторические и юридические науки20. В частности, к указанным наукам относятся археология, дипломатика, хронология, география и статистика, философия права, римское, еврейское и славянское право21.

Под «церковным правом» понимается наука, занимающаяся исследованием «религиозного общежития». В частности, в конспекте по церковному праву М. Лукренина излагались следующие темы: источники церковного права; устройство Церкви; организация и предметы церковного управления; церков-но-государственные отношения22. Для исследователя истории высшего духовного образования И. А. Чистовича церковное право оставалось сферой теологических интересов, изучавшей область «церковного управления» («богословие правительственное»): учение о постановлениях Церкви и Соборах частью соединено с каноническим правом, частью отнесено к общему введению в православное богословие23.

Один из ведущих отечественных канонистов рубежа XIX-XX вв. М. Е. Крас-ножен видел среди задач церковного права следующие моменты. Прежде всего он ориентировался на функционал университетского Устава 1863 г. и задачи, поставленные в нем перед юридическими факультетами высших учебных заведений. В обсуждении проекта университетского Устава в задачи церковного права входили интерпретации того, «какие юридические понятия внесены христианскою церковью». Это считалось косвенной, опосредованной задачей построения церковного права. Непосредственной задачей было построение собственно системы церковного права как таковой, куда входило извлечение вопросов церковного устроения и церковного управления, источников церковного права и положительных начал церковного права. Вершиной церков-но-правовой системы должно было быть исследование «действующего права частных церквей во всем их разнообразии»24. Для исполнения указанных задач необходима наука на стыке двух дисциплин: юридической и теологической.

19 Лукренин М. Конспект церковного права. СПб., 1899. С. 1.

20 Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: сост. по общим церковно-юридиче-ским источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / пер. с серб. [и предисл.] М. Г. Петровича. СПб., 1897. С. 19.

21 Там же. С. 21-23.

22 Лукренин М. Конспект церковного права. С. 1.

23 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 275, 276, 279.

24 Красножен М. Е. Церковное право. Юрьев, 1906. С. 83-84.

М. Е. Красножен ратовал за использование всего многообразия научных методов во исполнение указанных задач: практическая, историческая, философская, сравнительная методология. Каждый из методов, будучи односторонним, может быть признан удовлетворительным через совместное использование. М. Е. Красножен напоминал о необходимости сообразовываться с догматической стороной при построении церковноправовой системы. Здесь М. Е. Красножен следовал теологической направленности свт. Филарета (Дроздова) и митрополита Макария (Булгакова). Напомним, что до середины XIX в. церковное право считалось исключительно богословской дисциплиной25. М. Е. Крас-ножен выделял следующие классические разделы в системе: источники церковного права; церковно-государственные отношения; отношения с иными христианскими конфессиями и религиозными деноминациями; система церковного устройства и церковного управления26. Концептуальной задачей для М. Е. Красножена было, напомним, исследование того, какие юридические понятия были привнесены «христианской церковью»27 в юридическую науку.

Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов, также ратовавший за юридический подход в области церковного права, предполагал междисциплинарный характер церковного права (наложение юридических и богословских дисциплин). К богословскому знанию церковное право относилось в силу его специфичности и корпоративности. «Из юридических наук к числу содержащих предположения церковного права нужно отнести теорию или философию права»28. М. А. Остроумов подразумевал, что «для канониста равно необходимо основательное образование, как богословское, так и юридическое»29. «Необходимо образование богословское, ибо только в свете христианского учения или миросозерцания самой Церкви будет понятен зависящий от него своеобразный характер церковного права. Необходимо образование юридическое, ибо канонист изучает в церковной жизни такие именно отношения, которые имеют юридическую конструкцию и могут быть поняты только юристом»30. Для компетентного в своей области канониста М. А. Остроумов находил важным знание вспомогательных богословских (церковная география, хронология, статистика, церковная история, церковная археология и пастырское богословие) и юридических наук (еврейское, греко-римское и отечественное право)31. М. А. Остроумов, следуя концептуаль-

25 Красножен М. Е. Церковное право. С. 83-84.

26 Красножен М. Е. Основы церковного права // Ученые записки Императорского Юрьевского университета. 1913. № 5. С. 7.

27 Там же.

28 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 51-53.

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же.

ным наработкам Н. К. Соколова, определял понятие церковного права через его двойственность: «Церковное право в объективном смысле есть совокупность независящих от частной воли членов церкви норм или правил, определяющих внутренние и внешние отношения церкви, как видимого общества, поскольку такие отношения служат целям существования церкви на земле. Система прав и обязанностей членов церкви, устанавливаемая определением этих отношений, есть церковное право в субъективном смысле»32. Как признавался сам М. А. Остроумов, «характер системы церковного права постепенно изменяется, и она все более и более приобретает историко-каноническую конструкцию»33. М. А. Остроумов предложил общее введение к церковному праву и систематизировал памятники церковного права, но дальше этого, к сожалению, не пошел.

Выражение «церковное право», писал М. А. Остроумов, можно понимать и интерпретировать в двояком смысле: «объективном и субъективном». «В объективном смысле церковное право есть объективное явление в жизни Церкви, одна из его сторон, которая наравне с другими сторонами может стать объектом человеческого знания, и, следовательно, науки, но которая существует раньше и независимо от самой науки. В субъективном смысле выражение "церковное право" обозначает сознательное и методическое приложение субъективной способности человеческого мышления к познанию церковного права, как объекта знания, т. е. науку церковного права. Церковное право, как наука, есть такое изучение церковного права, как объективного явления в жизни Церкви, которое стремится объяснить его из его последних оснований, с точки зрения самой Церкви, с целью изложить приобретенные таким образом познания в органической системе понятий, соответственно изучаемому предмету»34.

Церковь, с одной стороны, представляет общество людей, имеющее свои определенные цели, которое развивается и функционирует по своим определенным законам, и с такой точки зрения Церковь составляет предмет науки церковного права. Как указывал Никодим (Милаш), епископ Далматинский, чтобы наука церковного права могла быть самобытной наукой с определенной целью, заключающейся в систематическом изложении юридических отношений в рамках Церкви, необходимо в ее рамках акцентировать внимание лишь на том, что касается этих юридических отношений35.

Подчеркивая особый дуализм природы науки (и соответственно — образовательной дисциплины) церковного права, Т. В. Барсов писал: «Церковное право, по существу и характеру его исследований, признается наукою или богословской, или юридической. О несомненно богословском характере рас-

32 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 21

33 Там же. С. 92.

34 Там же. С. 1, 45.

35 Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. С. 17.

сматриваемой науки прежде всего свидетельствует самое ее наименование: "Церковное право" т. е. наука, содержащая законы, постановления и правила, коими определяются устройство, управление и порядки жизни церкви, как особого в мире богоучрежденного общества. Богословский характер науки Церковного права, независимо от ее наименования, исторически доказывается тем, что означенная наука, прежде чем получила свое настоящее наименование, уже существовала в кругу богословских наук, хотя под другим именем, но таким, которое указывало на богословский ее характер. Так в средние века Церковное право, составляя отрасль богословского образования и часть всей богословской науки того времени, называлось: богословием практическим (Theologia practica), богословием правительственным (Theologia rectrix), богословием внешним (Theologia externa) в отличие от богословия внутреннего (Theologia interna), под которым разумелось: догматическое и нравственное богословие. Утвердившиеся впоследствии специально за этой наукой новые названия: Каноническое право (Jus canonicum), Церковное право (Jus ecclesias-ticum, Kirchenrecht, Droit ecclesiastique) определили еще яснее и точнее ее содержание. Означенные наименования разъяснили, что наука Церковного права занимается исследованием предметов видимого устройства и управления церкви. Всего же более о богословском характере науки Церковного права говорит ее предмет, которым она неразрывно связывается с богословием вообще и богословскими науками в особенности. Известно, что таким предметом для богословских наук служит Христова церковь, рассматриваемая с разных сторон ее существа и принадлежностей <...> Будучи обращенной своим содержанием к внешней стороне церкви, как общего предмета богословских наук, Церковное право тем не менее находится в неразрывной с сими науками связи, так что оно своим содержанием не только служит означенным наукам в надлежащем понимании и раскрытии ими своих предметов, но и само в свою очередь пользуется данными тех же наук для всестороннего и правильного раскрытия своего содержания <...> Но, составляя несомненно науку богословскую, Церковное право в то же время причисляется к законоведению вообще и вводится в курс университетского, юридического образования. Причисление церковного права к законоведению, или к юридическим наукам, основывается вообще на том, что предмет церковного права — Христова церковь — имеет все признаки и принадлежности внешнего юридического установления. Церковь в своем действительном существовании имеет все другие признаки и принадлежности внешнего юридического установления. Так, у церкви есть особая власть, которая, обладая общими с каждою правительственною властью свойствами, служит упорядочивающим центром всех сторон и отношений церковной жизни. Церковь имеет определенный внешний, порядок, определенную внешнюю дисциплину, которые признаются необходимыми для достижения

ею своих целей и представляют своего рода аналогию с подобными сторонами обыкновенного человеческого общества <...> Словом, церковь, как видимый общественный союз, живет и развивается на общих со всеми прочими общественными союзами основаниях. Отсюда сама собою вытекает необходимость права в церкви, обеспечивающего твердость ее внутреннего порядка и дисциплины, законность и правильность ее внешних отношений»36.

В своей записке от 1862 г. «О преподавании богословских наук в универ-ситетах»37 А. И. Поповицкий публично артикулировал несколько фундаментальных проблем регулирования и организации университетского образования (в частности — вопрос наличия богословских предметов в университетских учебных программах). Данный документ активно использовался в процессе обсуждения проекта Общего устава Императорских российских университетов. Обратимся к его самым удачным предложениям. А. И. Поповицкий предлагал важное кадровое решение: нахождение на кафедрах светских университетов троих профессоров богословских наук, отвечавших за теологию, церковную историю, церковное законоведение. Тогда «богословские лекции будут достойны университетской кафедры»38. Дело в том, что специфика теологических предметов (богословие, церковная история, церковное законоведение) предполагала узкую специализацию. От доктора церковной истории требовались обширные знания в области общей истории. Церковное законоведение требовало знаний на стыке предметов теологических и юридических (предполагаемый идеал: представитель духовного сословия с юридическим образованием). Преподавателем церковного законоведения мог быть «один из лучших магистров богословия, нарочно приготовленный для кафедры церковного законоведения сначала посещением курсов юридического факультета, а потом по усмотрению университетского начальства и путешествием за границу, для посещения лекций лучших европейских профессоров права»39.

Оставался нерешенным вопрос о способах преподавания церковного права. Все ли средства были найдены и доведены до должной степени единообразия и законченности?

36 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах // XЧ. 1876. № 5-6. С. 730-734.

37 Поповицкий А. И. О преподавании богословских наук в университетах // Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских Российских университетов. СПб., 1862. С. 344-364.

38 Там же.

39 Журнал заседания ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских российских университетов № 10. Заседание 29 сентября // Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских Российских университетов. СПб., 1862. С. 8-9 соотв. интервала нумерации.

Как отмечал отечественный исследователь богословских наук Н. Н. Глубо-ковский, в преподавании и изучении церковно-правовых вопросов обращали особое внимание на церковно-исторический подход. Учебные духовно-академические программы предполагали систематическое преподавание церковного права, базируясь на научно-историческом основании и используя вспомогательные юридические дисциплины40.

Программной и концептуальной в плане преподавания дисциплины «церковное право» следует признать статью Т. В. Барсова «О преподавании церковного права в наших университетах»41. Она отражает специфику преподавания церковно-правовых предметов в рамках учебной программы светских университетов. Т. В. Барсов шел от учебных азов, от наличия отдельной самостоятельной кафедры, которая предполагает преподавательский состав, учебную программу, соответствующую методику преподавания. Многое, по мнению исследователя, зависит от мотивации и намерений преподавателя: «.должно быть соображено со свойствами кафедры, с целями и потребностями слушателей, даже со степенью приемлемости последних»42.

Т. В. Барсов предъявлял конкретные методические требования к процессу преподавания. Во-первых, преподавание — последовательное развитие одной мысли, ее развертывание на протяжении самого курса. Эта мысль должна объединять всю систему. Далее развертывание ведущей мысли должно идти по четкому выверенному плану — соответствовать целям и задачам лекционного курса. Надо отметить, что все же это рекомендации общего характера, акцентирующие внимание на научном характере преподавания церковного права. Т. В. Барсов пока не усматривал возможности единообразной, унифицированной программы, учебного плана: «.каждый преподаватель, как хозяин своей науки, может располагать содержание последней по плану, какой представляется ему более удобным, рациональным и целесообразным»43. Это более напоминает общие и обязательные требования44. В «Обозрение деятельности Министерства народного просвещения» тоже указан двойственный характер «церковного права» (юридический и богословский). М. А. Остроумов напоминал о фундаментальной необходимости знания юридического контекста церковного права45. И. А. Чисто-вич, отмечая первоначальный богословский характер церковного права, все же

40 Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы средней и высшей. С. 32-33.

41 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах // ХЧ. 1876. № 3-4. С. 529-540.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же. С. 536-537.

45 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 2.

отмечал необходимость и в юридических знаниях46. Протоиерей И. М. Скворцов, постулируя использование в церковной сфере законов различного происхождения, предписывал в изложении науки церковного законоведения подходить упорядоченно47. Церковное право — не просто свод старинных, а иногда отживших церковных правил и канонов. Эта наука предполагает использование соображений «исторических и богословских»48.

Ранее уже указывалось, что пунктом 14 протокола заседания Совета Императорского Новороссийского университета от 2 ноября 1873 г.49 была одобрена и утверждена к представлению министру народного просвещения Программа курса церковного законоведения авторства профессора А. С. Павлова для юридического факультета названного университета. Эта программа представляет высокий исследовательский интерес. И нам надлежит на ней остановиться внимательно.

Должны заметить, что именно через видение (конкретного высококвалифицированного преподавателя, да еще признанного светила в этой области) того, какими должны быть содержание, направленность и логика преподавания канонического права, можно осмыслить и понять очень многие моменты — от выстраивания иерархии источников канонического права до толкований конкретных терминологических рядов и ключевых категорий.

Приведем длинную цитату из этой программы, ибо она заслуживает того: «Введение.

Понятие о церкви и церковном праве. Положение церковного права в целой системе права. Наука церковного законоведения: ее история, отношение к прочим юридическим наукам, задача университетского преподавания. Метод изложения. План системы.

Общие основания церковного права.

1). Догматические (вероисповедные) учения о церкви, как принципиальные нормы положительного права различных христианских вероисповеданий.

2) Источники церковного права: а) Общая характеристика. б) История источников церковного права. в). Обзор источников действующего права русской православной церкви.

Система действующего церковного права. Часть I. Церковное устройство. А). В церкви православной.

46 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 291.

47 Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848. С. 11.

48 Там же.

49 Программу курса церковного законоведения, одобренную юридическим факультетом Новороссийского университета (Приложение к статье 14-й протокола) см. в: Протоколы заседаний Совета Императорского Новороссийского университета. Заседание от 2 ноября 1873 года // Записки Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1874. Т. 12. С. 1-9.

Отделение I. Личный состав церковного общества.

1) О членах церкви вообще: условия вступления в церковь; доказательства принадлежности к церкви; общие права и обязанности членов церкви; прекращение церковной правоспособности.

2) Особенные состояния в церкви:

а) Клир: условия и способ принятия в клир; общие права и обязанности клириков; духовенство, как сословие в государстве; потеря духовного сана и ее последствия. - Степени клира по рукоположению: епископская, пресвитерская и диаконская; значение их в церкви и взаимное отношение. Низшие церковно-служительские звания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) Монашество: содержание и значение обетов монашеских; условия вступления в монашество; искус; устройство монашеской (монастырской) жизни; необходимые ограничения личных, имущественных и общественных прав монашества; потеря монашеского звания и ее последствия.

3) Взаимные отношения между клиром (иерархией) и мирянами.

Отделение II. Церковное правительство.

а) Епископат

(...) - с. 3, нечетко

б) Вселенский собор

(...)

в) Обыкновенные органы управления в поместной церкви.

1) Епархиальный архиерей. (...)

2) Органы высшего управления в поместной церкви. (...)

г) Устройство других церквей, признанных в русской Империи.

Часть II. Церковное управление.

Содержание церковной власти:

I) Власть учащая. Ее проявления:

а) религиозное просвещение верующих (внутренняя миссия) посредством живой проповеди в церквах, издания священных и поучительных книг, преподавания Закона Божия в народных училищах, устройства специальных учебных заведений для богословского образования; б) охранение истин веры - духовною цензурою, торжественным отвержением еретических учений (обряд православия), мерами непосредственного увещания заблуждающихся; в) распространение церковного учения между иноверцами (внешняя миссия; ее организация в России).

II) Власть освящающая:

а) по отношению ко всему церковному обществу: Право церкви установлять формы и времена публичного богопочитания; социальное значение церковных праздников и постов, как условие признания их со стороны государства.

б) по отношению к отдельным лицам. - Правила о совершении таинств и обрядов:

1) Крещения: условия действительности крещения; лица совершающие крещение и крещаемые; восприемники и запись крещения в метрические книги; гражданское значение этой записи; правила о ведении и хранении метрических книг; статистические ведомости из церковных метрик.

2) Покаяния и причащения: обязанность ежегодной исповеди и причащения; охранение духовником тайны исповеди; наложение епитимии, исповедные росписи.

(...) - с.5, нечетко

б) Браковенчание: лица, благословляющие брак; место, время и порядок совершения брака; запись в метрические книги.

Последствия брака по отношению к супругам и их детям.

Прекращение брака; развод и его последствия.

Особенные правила о смешанных браках50)

4) Присяги: понятие об ней; ее виды; условия привода к присяге; следствия нарушения; случаи разрешения от данной присяги.

5) Погребения: значение церковного погребения; время и порядок его совершения; лица, лишаемые церковного погребения; случаи, когда запрещается погребать без предварительного судебно-медицинского осмотра: устройство и содержание кладбищ.

III. Власть правительственная:

А) Законодательная: виды, формы, положительные основания и руковод-ственные начала церковного законодательства.

Б) Распорядительная: порядок назначения на церковно-иерархические и служебные должности; перемещение

(...) - с.7, нечетко

Церковные наказания; их сущность; их виды.

Церковное судоустройство и судопроизводство

Имущественное право церкви.

(...) - с.7, нечетко

а) Вещи священные и освященные; значение этого разделения в области гражданского и уголовного права;

50 Примечание в Программе: «Учение о таинствах и других церковных обрядах входит в науку церковного законоведения лишь настолько, насколько они служат основаниями, предположениями права, или насколько принятие их необходимо для внешнего заявления принадлежности отдельных лиц к церковному обществу. Этим, с одной стороны, определяется место, какое должно быть дано учению о том или другом таинстве в научной системе церковного права (так, например, каноническое учение о таинстве священства или рукоположения отнесено нами в первую часть системы — в учение о церковном устройстве — на том основании, что таинство это составляет необходимый и единственный способ принятия в клир и, следовательно, основание иерархических прав в церкви). С другой стороны, при отсутствии всяких юридических моментов в таинстве или другом чисто-религиозном акте, было бы излишне и неуместно говорить о нем в науке церковного права. Таково именно (опущенное нами) таинство елеосвящения» (Протоколы заседаний Совета Императорского Новороссийского университета. С. 6).

б) Обыкновенные церковные имущества: недвижимости и капиталы. Употребление церковных имуществ и капиталов:

а) на содержание церквей и служащего при них духовенства;

б) на общецерковные потребности.

Управление церковными имуществами и порядок их охранения. Часть III. Церковь в ее внешних отношениях -

А) К государству: исторический очерк отношений между церковью и государством; критика господствующих теорий об этих отношениях; положительные определения русского государственного права. Б) К другим христианским вероисповеданиям:

а) с канонической точки зрения: церковные правила о несообщении православных с еретиками и раскольниками в религиозной святыне, о принятии обращающихся в церковь из других вероисповеданий, о значении религиозных актов, совершенных над обращающимися в прежнем вероисповедании (крещения, рукоположения, брака);

б) с точки зрения государственного права: виды и степени политической веротерпимости; русские государственные законы о раскольнических сектах, отделившихся от православной церкви.

(...) - с. 9, нечетко»51.

Собственные программы преподавания церковного права представляли М. Е. Красножен52 и ряд других авторов. Церковное право предполагало своеобразную интертекстуальность: междисциплинарность, общие церковно-истори-ческие знания, знакомство со спецификой иноконфессиональной, действующим вероисповедным правом53. Никодим (Милаш), епископ Далматинский, указывал, что наука церковного права должна сохранять свою самостоятельность как по отношению к богословским, так и по отношению к юридическим наукам54.

В последней четверти XIX в. было несколько витков весьма непростых дискуссий относительно содержания и объема церковного законоведения в рамках университетского образования. Т. В. Барсов приводит следующий пример: авторитетный профессор Н. К. Соколов читал курс церковного права, пытаясь объять содержанием всю церковно-правовую область вне зависимости от ее конфессионального происхождения: «Церковное право, как наука университетского преподавания, как обширная система, отражающая церковноправо-вой материал во всем его богатстве и разнообразии»55. Преподавание церков-

51 Протоколы заседаний Совета Императорского Новороссийского университета. С. 1-9.

52 Цит. по: Красножен М. Е. Церковное право. С. 9-20.

53 Там же. С. 8.

54 Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. С. 16.

55 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах // ХЧ. 1876. № 5-6. С. 730, 737-738.

ного права в Московском университете, по плану профессора Н. К. Соколова, стремилось к тому, чтобы «выслушавший полный и обстоятельно изложенный курс оного мог иметь претензию на звание универсального канониста, способного дать ответы по вопросам церковного права, не только с точки зрения идеи данного предмета, но и положительных требований законодательств разных, по крайней мере важнейших, христианских церквей»56.

Согласно Т. В. Барсову, церковное законоведение читалось в Новороссийском университете для производства экзаменов на степень магистра церковного законоведения — согласно Программе курса церковного законоведения, одобренной юридическим факультетом названного университета и напечатанной в XII т. «Записок Императорского Новороссийского университета за 1874 г.»: «Программа имеет в виду исключительно представить систему действующего церковного права и притом главным образом в объеме источников действующего права русской православной церкви и других признанных в нашей империи христианских вероисповеданий. Подобная задача преподавания, значительно сокращая его размеры, устраняет всякие философические рассуждения и историческую подкладку и имеет дело преимущественно с буквальными требованиями и предписаниями положительного закона. Такое преподавание обыкновенно служит практическим целям и несомненно составляет принадлежность изложения науки в виде учебного руководства». Преподавание церковного законоведения в Новороссийском университете было направлено на подготовку церковных практиков, знакомых с действующим законодательством в области церковного права57.

Согласно Т. В. Барсову, церковное законоведение, читавшееся в Санкт-Петербургском императорском университете, не представляло стройной и последовательной системы, где каждый раздел бы представлял органичную часть системы, «повинуясь единству общей проходящей через всю систему мысли»58: преподавание церковного права там имело характер «историко-эпизодиче-ский, повествовательный или описательный»59. Тем не менее, в исследуемый период позитивных находок было больше, чем нестроений и искажений.

Представляет академический интерес содержание задач, которые предлагались по кафедре церковного законоведения в Санкт-Петербургском императорском университете в 1857-1858 учебном году студентам на соискание университетских наград: «Изложить в системе и объяснить содержание жалованных грамот в пользу русских православных церквей и монастырей в период монголо-татарского владычества. Требуется изложить в системе содержание всех этих грамот, в общей их совокупности, с показанием однородных, заключаю-

56 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах. С. 730, 737-738.

57 Там же. С. 732-734, 738.

58 Там же. С. 737.

59 Там же.

щихся в них, постановлений и особых, встречающихся только в некоторых из них; — объяснить юридически, исторически и, если нужно, филологически места и выражения, требующие таких объяснений; определить различие этих грамот по их содержанию от немногих грамот подобного рода, сохранившихся из периода до-татарского; — и наконец, присовокупить, по возможности, сведения об основании и особенных достопримечательностях церквей и монастырей, в пользу которых даны эти грамоты». Удостоены были наград: студент IV курса Александр Горбунов — золотой медали; студент IV курса Иван Вильсон и студент III курса Петр Александров — почетных отзывов60. Надо признать, что и для сегодняшних ученых-канонистов уровня кандидатов и докторов наук эти задачи далеко не так просты. Сказанное выше показывает, что дело преподавания церковного права в духовных учебных заведениях и церковного законоведения в университетах и училищах — явно более чем нелегкое — дает это осознать во всей глубине. А значит, как преподавать каноническое право, вопрос далеко еще не исчерпанный.

История дисциплины «церковное право» может быть разделена на несколько периодов. Первоначальный этап становления канонического права носил богословскую направленность. В это время церковное право развивалось как богословская дисциплина и естественная часть свода теологических наук. Церковное право, как богословская дисциплина, считалось производным от христианского вероучения, догматического богословия.

Богословский подход к развитию дисциплины «церковное право» при построении учебных пособий сконструировал так называемое «трехчастное» деление церковно-правового материала. Вводный раздел был посвящен исследованию исходных религиозных прав и историческим основаниям цер-ковно-правовой системы, источникам церковного права. «Внутреннее», более пространное, право включало в себя проблематику устройства Церкви и церковного управления. «Внешнее» право включало тему взаимоотношений Церкви с государством, обществом и социальными институтами.

Характер преподавания учебного предмета «церковное право» в высших учебных (светских и духовных) заведениях Российской империи в 1860-1880-е гг. существенно обогатился и приобрел направление юридической науки. Именно с этого времени завершился процесс формирования учебных программ и была выстроена четкая методология преподавания предмета.

Институциональные изменения в уставах светских и духовных учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания «церковного права». В 1860-1880-е гг. образовалась плеяда талантливых отечественных специалистов, усилиями которых были сформированы

60 Григорьев В. В. Императорский С. Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка, составленная по поручению Совета университета. СПб., 1870. С. liv-lv.

комплекс церковно-правовых вопросов, принципы и методы построения системы церковного права.

Тем не менее, на рубеже веков наметилось два противоположных направления (богословское и юридическое) в изучении и преподавании церковного права: они взаимно дополняли данную дисциплину, обогащали методическими находками, привносили в нее самобытный характер.

В настоящий момент тематика истории становления научной дисциплины «церковное право» мало интересует исследователей и, можно сказать, располагается вне плоскости актуальных интересов академического сообщества. Поэтому до сих пор существует потребность в комплексном анализе многих еще нерешенных вопросов. Какое место занимала богословская дисциплина «церковное право» в ряду остальных теологических предметов в рамках высшего образования? Какие существовали научные направления в период формирования дисциплины? Как правильно структурировать систему церковного права в современности, учитывая многочисленные опыты построения систем в прошлом?

Источники

1. Григорьев В. В. Императорский С. Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка, составленная по поручению Совета университета. СПб., 1870.

2. Программа курса церковного законоведения, одобренная юридическим факультетом Новороссийского университета (Приложение к статье 14-й протокола) // Записки Императорского Новороссийского университета / под ред. А. С. Павлова. Одесса, 1874. Т. 12. Прил. С. 1-9.

Литература

1. Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах // XЧ. 1876. № 3-4. С. 529-540; № 5-6. С. 730-754.

2. Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва 1887. Казань, 1891.

3. Бердников И. С. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинения проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896.

4. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. 2-е изд. пе-рераб. Казань, 1903.

5. Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907.

6. Дорская А. А. Церковное право Российской империи XIX — начала XX вв. как отрасль права // История государства и права. 2009. № 9. С. 34-37.

7. Дорская А. А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII — начала XX вв.: дисс. ... д-ра юр. наук. М., 2008.

8. Красножен М. Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.

9. Красножен М. Е. Основы церковного права // Ученые записки Императорского Юрьевского университета. 1913. № 5. С. 1-158.

10. Красножен М. Е. Церковное право. Юрьев, 1906.

11. Лукренин М. Конспект церковного права. СПб., 1899.

12. Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: сост. по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / пер. с серб. [и предисл.] М. Г. Петровича. СПб., 1897.

13. О правовой и фактической необоснованности включения теологической науки в «религиоведение» и отказа во включении отдельной специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников: сб. материалов / сост. И. В. Понкин. М., 2010.

14. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Ч. 1.

15. Павлов А. С. Замечания на программу издания, в русском переводе, церковных правил с толкованиями: [Об издании греч. и слав. текста «Книги правил»]. Одесса, 1875.

16. Перспективы развития теологического образования в России: сборник материалов / сост. И. В. Понкин. М., 2007.

17. Понкин И. В. Теологический факультет государственного университета: европейский опыт правового регулирования. М., 2006.

18. Понкин И. В. Теологическое образование в государственном университете: зарубежный опыт правового регулирования. М., 2004.

19. Поповицкий А. И. О преподавании богословских наук в университетах // Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских Российских университетов. СПб., 1862. С. 344-364.

20. Самоквасов Д. Я. Исследования по истории русского права. М., 1896. Вып. 1-2.

21. Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848.

22. Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви Х!-ХХ! вв.): учебное пособие. М.; Екатеринбург, 2017.

23. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.

24. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007.

25. Сухова Н. Ю. Реформы высшего православного духовного образования в России во второй половине XIX века: автореф. дисс. ... к. и. н.: 07.00.02. М., 2007.

26. Сухова Н. Ю. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России: 1808-1918 гг.: автореф. дисс. ... д. и. н: 07.00.02. М., 2011.

27. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Титов Ф., прот. Две справки по вопросу о преобразованиях духовных академий в России в XIX в. // ХЧ. 1907. № 2. С. 190-204.

29. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1908-1909. Вып. 1-2.

30. Церковное право и государственное законодательство в истории России: Материалы научной конференции (к 75-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова) // Религии мира: история и современность: ежегодник. 2004. М., 2004. С. 9-233.

31. Материалы конференции «Церковь и русская правовая традиция» (к 80-летию чл.-корр. РАН Я. Н. Щапова) // Религии мира: история и современность: ежегодник. 2010. М., 2012. С. 15-186.

32. Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 367-392.

33. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

Priest Vladislav V. Bagan

METHODS OF TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "CHURCH LAW" IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 1860s-1880s

Abstract: This article presents a historical review and systematization of the views of leading canonists and jurists regarding the problem of teaching methods for the subject "Church Law" in higher educational (secular and religious) institutions of the Russian Empire in the 1860s-1880s. In the period presented, the process of forming curricula was completed, and a clear methodology for teaching the subject of Church Law was built. Several factors contributed to this process. First, institutional changes in the statutes of secular and religious educational institutions gave a powerful impetus to the development of a unified methodology for teaching Church Law. Secondly, in the 1860s-1880s a galaxy of talented domestic specialists appeared whose efforts formed a complex of church legal issues, principles and methods for building a system of Church Law. And third, two different directions (theological and legal) in the study and teaching of "Church Law" mutually complemented this discipline, enriched it with methodological findings, and introduced an original character into it. The methodology of teaching "Church Law" in educational institutions of the Russian Empire in the 1860s-1880s acquired the specifics of a legal discipline. The problems of teaching and the specifics of the Church Law academic discipline in the higher educational institutions of the Russian Empire caused serious professional discussions at a systematic level since the 1860s. This article suggests a systematic analysis of the interpretations of the Church Law discipline in the framework of higher education in the last quarter of the 19th century. The problems of the concept, nature and ontology of Church Law, along with the questions about who and how

can and should teach it, became the exclusive subject of complex discussions in the scientific and academic environment of the 19th century. Until now, historical and canonical science needs to solve problematic issues: the place of "Church Law" among the theological disciplines, and main directions of development of this academic discipline in the 19th century, as well as the actual systematization of "Church Law" in modern times.

Keywords: Canon Law, Ecclesiastical jurisprudence, science of Ecclesiastical Law, jurisprudence, law, religious education, theological discipline, Russian Empire

Citation: Bagan V V Metodika prepodavaniia uchebnoi distsipliny «tserkovnoe pravo» v vys-shikh uchebnykh zavedeniiakh Rossiiskoi imperii v 1860-1880-e gg. [Methods of Teaching the Academic Discipline "Church Law" in Higher Educational Institutions of the Russian Empire in the 1860s-1880s]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 40, pp. 178-201. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-178-201

About the author: Bagan Vladislav Vladimirovich, Priest — PhD (Theology; Law), Associate Professor of the Department of Theological and Church History Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary (Russia, Smolensk). E-mail: baganvlad@mail.ru

Submitted on 25 March, 2022 Accepted on 12 May, 2022

References

1. Barsov T.V. O prepodavanii tserkovnogo prava v nashikh universitetakh [On Teaching Church Law in Our Universities]. Khristianskoye chteniye — Christian Reading, 1876, no. 3-4, pp. 529-540; no. 5-6, pp. 730-754.

2. Berdnikov I. S. Arkhaicheskoe napravlenie v tserkovnom prave: (Kriticheskii razbor sochine-nii prof. Kiev. akad. P. Lashkareva: Pravo tserkovnoe v ego osnovakh, vidakh i istochnikakh. Kiev, 1886 [Archaic Trend in Church Law: (Critical Analysis of the Works of P. Lashkarev, Professor of Kiev Academy: Church Law in Its Foundations, Types and Sources. Kiev, 1886)]. Kazan, 1896.

3. Berdnikov I. S. Kratkii kurs tserkovnogo prava pravoslavnoi tserkvi [A Short Course on Church Law of the Orthodox Church]. 2nd ed. Revised. Kazan, 1903.

4. Berdnikov I. S. Neskol'ko slovpo povodu retsenzii na issledovanie professora A. S. Pavlova o 50-i glave Kormchei knigi. Moskva 1887 [A Few Words About the Reviews of the Research of Professor A. S. Pavlov on Chapter 50 of the Nomocanon Book. Moscow, 1887]. Kazan, 1891.

5. Chistovich I. A. Istoriia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii [History of the Saint Petersburg Theological Academy]. Saint Petersburg, 1857.

6. Dorskaya A. A. Tserkovnoe pravo Rossiiskoi imperii XX — nachala XX vv. kak otrasl' prava [Church Law of the Russian Empire of the 19th — Early 20th cc. as a Branch of Law]. Istoriia gosudarstva i prava — History of State and Law, 2009, no. 9, pp. 34-37.

7. Dorskaya A. A. Tserkovnoe pravo v sisteme prava Rossiiskoi imperii kontsa XVIII — nachala XX vv. Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora iuridicheskikh nauk [Church Law

in the Legal System of the Russian Empire at the End of the 18th — Beginning of the 20th Centuries. Dissertation for the Doctor of Law degree]. Moscow, 2008.

8. Glubokovsky N. N. Po voprosam dukhovnoi shkoly srednei i vysshei i ob uchebnom komitete pri Sviateishem Sinode [On the Issue of Theological School of Secondary and Higher Education and on the Educational Committee at the Holy Synod]. Saint Petersburg, 1907.

9. Grigoriev V. V. Imperatorskii S.-Peterburgskii universitet v techenie pervykh piatidesiati let ego sushchestvovaniia. Istoricheskaia zapiska, sostavlennaia po porucheniiu Soveta universiteta [Imperial St. Petersburg University During the First Fifty Years of Its Existence. Historical Note Compiled on Behalf of the University Council]. Saint Petersburg, 1870.

10. Krasnozhen M. E. Osnovy tserkovnogo prava. Monografiia [Fundamentals of Church Law. Monograph]. Uchenye zapiski Imperatorskogo Iur'evskogo universiteta — Scientific Notes of the Imperial Yuriev University, 1913, no. 5, pp. 1-158.

11. Krasnozhen M. E. Tserkovnoepravo [Church Law]. Yuriev, 1906.

12. Krasnozhen M. Е. Kratkii ocherk tserkovnogo prava [A Brief Sketch of Church Law]. Yuriev, 1900.

13. Lukrenin M. Konspekt tserkovnogo prava [Synopsis of the Canon Law]. Saint Petersburg, 1899.

14. Materialy nauchnoi konferentsii «Tserkov' i russkaia pravovaia traditsiia» (K 80-letiiu chle-na-korrespondenta RAN Ya. N. Shchapova) [Church and Russian Legal Tradition. Proceedings of the Scientific Conference: To the 80th Anniversary of Ya. N. Shchapov, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences]. Religii mira: istoriia i sovremennost': ezhegodnik. 2012 [Religions of the World: Past and Present: Yearbook, 2012]. Moscow, 2012, pp. 15-186.

15. Nicodim (Milash), ep. Pravoslavnoe tserkovnoe pravo: sost. po obshchim tserkovno-iurid. istochnikam i chastnym zakonam, deistvuiushchim v avtokefal'nykh tserkvakh [Orthodox Church Law: Compiled According to General Ecclesiastical Law Sources and Private Acts Which are in Force in Autocephalous Churches]. Saint Petersburg, 1897.

16. Ostroumov M. A. Ocherk pravoslavnogo tserkovnogo prava [Essay on the Orthodox Church Law]. Kharkov, 1893, pt. 1.

17. Pavlov A. S. Zamechaniia na programmu izdaniia, v russkom perevode, tserkovnykh pravil s tolkovaniiami: [Ob izdanii grech. i slav. teksta «Knigi pravil»] [Comments on the Publication Program, in Russian Translation, of Church Rules with Interpretations: [On the Publication of the Greek and Slavic Texts of the "Book of Rules"]. Odessa, 1875.

18. Ponkin I. V. (ed.). O pravovoi i fakticheskoi neobosnovannosti vkliucheniia teologicheskoi nauki v «religiovedenie» i otkaza vo vkliuchenii otdel'noi spetsial'nosti «teologiia» vNomenklaturu spetsial'nostei nauchnykh rabotnikov: sb. materialov [On the Legal and Factual Groundlessness of the Inclusion of Theological Science in "Religious Studies" and the Refusal to Include a Separate Specialty "Theology" in the Nomenclature of Specialties of Scientific Workers: Collection of materials]. Moscow, 2010.

19. Ponkin I. V. (ed.). Perspektivy razvitiia teologicheskogo obrazovaniia v Rossii: sb. materialov [Prospects for the Development of Theological Education in Russia: Collection of materials]. Moscow, 2007.

20. Ponkin I. V. Teologicheskii fakul'tet gosudarstvennogo universiteta: Evropeiskii opyt pravo-vogo regulirovaniia [Theological Faculty of the State University: European experience of legal regulation]. Moscow, 2006.

21. Ponkin I. V. Teologicheskoe obrazovanie v gosudarstvennom universitete: Zarubezhnyi opyt pravovogo regulirovaniia [Theological Education at a State University: Foreign experience of legal regulation]. Moscow, 2004.

22. Popovitskiy A. I. O prepodavanii bogoslovskikh nauk v universitetakh [On Teaching Theological Sciences at Universities]. Zhurnaly zasedanii uchenogo komiteta glavnogo pravle-niia uchilishch po proektu Obshchego Ustava Imperatorskikh rossiiskikh universitetov [Journals of Meetings of the Academic Committee of the Main Board of Schools According to the Draft General Charter of the Imperial Russian Universities]. Saint Petersburg, 1862, pp. 344-364.

23. Programma kursa tserkovnogo zakonovedeniia, odobrennaia iuridicheskim fakul'tetom Novorossiiskogo universiteta (Prilozhenie k stat'e 14-i protokola) [Program of the Course in Church Jurisprudence, Approved by the Law Faculty of Novorossiysk University (Appendix to Article 14 of the Protocol)]. Protokoly zasedanii Soveta Imperatorskogo Novorossiiskogo universiteta. Zasedanie ot 2 noiabria 1873 goda [Minutes of Sessions of the Council of the Imperial Novorossiysk University. Session on November 2, 1873]. Zapiski Imperatorskogo Novorossiiskogo universiteta — Notes of the Imperial University of Novorossiysk, 1874, vol. 12, Appendix, pp. 1-9.

24. Samokvasov D. Ia. Issledovaniia po istorii russkogo prava [Research on the History of Russian Law]. Moscow, 1896, issue 1-2.

25. Skvortsov I. M. Zapiski po tserkovnomu zakonovedeniiu [Notes on Church Law]. Kiev, 1848.

26. Smykalin A. Kanonicheskoe pravo (na primere Russkoi pravoslavnoi tserkvi XI-XXI vv.): uchebnoe posobie [Canon Law (On the example of the Russian Orthodox Church of the 11th-21st centuries): A textbook]. Moscow; Ekaterinburg, 2017.

27. Sukhova N. Yu. Podgotovka i attestatsiia nauchno-pedagogicheskikh kadrov v pravo-slavnykh dukhovnykh akademiiakh v kontekste vysshego obrazovaniia v Rossii: 1808-1918gg.: avtoreferat diss.... d. i. n. [Training and Certification of Scientific and Pedagogical Personnel in Orthodox Theological Academies in the Context of Higher Education in Russia: 18081918: Abstract of Doctor-thesis]. Moscow, 2011.

28. Sukhova N. Yu. Reformy vysshego pravoslavnogo dukhovnogo obrazovaniia v Rossii vo vtoroi polovine XIX veka: avtoreferat diss.... k. i. n. [Reforms of Higher Orthodox Religious Education in Russia in the Second Half of the 19th Century: Abstract of PhD-thesis]. Moscow, 2007.

29. Sukhova N. Yu. Vertograd nauk dukhovnyi. Sbornik statei po istorii vysshego dukhovnogo obrazovaniia v Rossii XIX — nachala XX vv. [The Spiritual Vineyard of Sciences. Collection of Papers on the History of Higher Spiritual Education in Russia of the 19th — Early 20th Century]. Moscow, 2007.

30. Sukhova N. Yu. Vysshaia dukhovnaia shkola: problemy i reformy (vtoraiapolovina XIX veka) [Higher Theological School: Challenges and Reforms (Second half of the 19th century)]. Moscow, 2006.

31. Tarasova V. A. Vysshaia dukhovnaia shkola v Rossii v kontse XIX — nachale XX veka. Istoriia imperatorskikh pravoslavnykh dukhovnykh akademii [Higher Theological School in Rus-

sia at the End of the 19th — Beginning of the 20th Century. History of the Imperial Orthodox Theological Academies]. Moscow, 2005.

32. Titlinov B. V. Dukhovnaia shkola v Rossii v XIX stoletii [Theological School in Russia in the 19th Century]. Vilna, 1908-1909. 2 vols.

33. Titov F., prot. Dve spravki po voprosu o preobrazovaniiakh dukhovnykh akademii v Rossii v XIX v. [Two References on the Transformation of Theological Academies in Russia in the 19th Century]. Khristianskoye chteniye — Christian Reading, 1907, no. 2, pp. 190-204.

34. Tserkovnoe pravo i gosudarstvennoe zakonodatel'stvo v istorii Rossii: Materialy nauch-noi konferentsii: k 75-letiiu chlena-korrespondenta RAN Ya. N. Shchapova [Church Law and State Legislation in the History of Russia. Proceedings of the Scientific Conference: To the 75th Anniversary of Ya. N. Shchapov, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences]. Religii mira: istoriia i sovremennost': ezhegodnik. 2004 [Religions of the World: Past and Present: Yearbook, 2004]. Moscow, 2004, pp. 9-233.

35. Tsypin V., prot. Kanonicheskoe pravo [Canon Law]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2012, vol. 30, pp. 367-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.