Научная статья на тему 'История преподавания научной дисциплины «церковного права» в высших учебных заведениях Российской Империи в ХIХ в.'

История преподавания научной дисциплины «церковного права» в высших учебных заведениях Российской Империи в ХIХ в. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковное право / каноническое право / система церковного права / источник церковного права / наука «церковное право» / богословская дисциплина / Российская империя. / church law / canon law / system of church law / source of church law / science of church law / theological discipline / Russian Empire.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович)

Представленная статья дает обзор истории преподавания и изучения научной дисциплины «церковное право» в системе гуманитарного знания Российской Империи в ХIХ в. Работа отражает развитие методов, подходов, ведущих направлений преподавания данной дисциплины. В начальный период своего становления «церковное право» было частью системы богословских наук. Процесс формирования научной дисциплины «церковное право» детерминирован систематизацией российского права, начавшейся при императоре Николае I. До середины XIX в. «церковное право» разрабатывалось исключительно профессорами богословия и представителями духовного сословия, но в дальнейшем ситуация изменилась и церковноправовые темы стали объектом научных исследований светских юристов и правоведов. В работе отражены те институциональные изменения в сфере духовного образования, которые сказались, в том числе, и на состоянии преподавания церковного права. Прослеживается изменение тематических приоритетов и ведущих исследовательских областей в процессе развития научной дисциплины «церковного права» в Российской Империи в ХIХ в. Сложное развитие научной дисциплины «церковное право» дало дореволюционной юриспруденции новые правовые категории и некоторые институты права. Намечаются контуры неисследованных областей истории церковного права в системе права Российской Империи XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of teaching the scientific discipline of church law in higher educational institutions of the Russian Empire in ХIХ century

The present article provides an overview of the history of teaching and studying the scientific discipline of church law in the system of humanitarian knowledge of the Russian Empire in XIX century. The work reflects the development of methods, approaches, leading directions of teaching this discipline. In the initial period of its formation, church law was part of the system of theological sciences. The process of formation of the scientific discipline of church law was determined by the systematization of Russian law, which began under Emperor Nicholas I. Until the middle of XIX century church law was developed exclusively by professors of theology and representatives of the clergy, but subsequently the situation changed and church law issues became the object for scientific research by secular lawyers and jurists. The work reflects the institutional changes in the sphere of spiritual education, which affected, among other things, the state of teaching church law. The author traces the change of thematic priorities and main research areas in the development of the scientific discipline of church law in the Russian Empire in XIX century. The complicated development of the scientific discipline of church law gave the pre-revolutionary jurisprudence new legal categories and some institutions of law. The article outlines the contours of unexplored areas in the history of church law in the legal system of the Russian Empire of the XIX century.

Текст научной работы на тему «История преподавания научной дисциплины «церковного права» в высших учебных заведениях Российской Империи в ХIХ в.»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 126-143

УДК 348 Иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович) Смоленская православная духовная семинария

История преподавания научной дисциплины «церковного права» в высших учебных заведениях Российской Империи в Х!Х в.

Аннотация: Представленная статья дает обзор истории преподавания и изучения научной дисциплины «церковное право» в системе гуманитарного знания Российской Империи в ХЕХ в. Работа отражает развитие методов, подходов, ведущих направлений преподавания данной дисциплины. В начальный период своего становления «церковное право» было частью системы богословских наук. Процесс формирования научной дисциплины «церковное право» детерминирован систематизацией российского права, начавшейся при императоре Николае I. До середины XIX в. «церковное право» разрабатывалось исключительно профессорами богословия и представителями духовного сословия, но в дальнейшем ситуация изменилась и церковноправовые темы стали объектом научных исследований светских юристов и правоведов. В работе отражены те институциональные изменения в сфере духовного образования, которые сказались, в том числе, и на состоянии преподавания церковного права. Прослеживается изменение тематических приоритетов и ведущих исследовательских областей в процессе развития научной дисциплины «церковного права» в Российской Империи в Х!Х в. Сложное развитие научной дисциплины «церковное право» дало дореволюционной юриспруденции новые правовые категории и некоторые институты права. Намечаются контуры неисследованных областей истории церковного права в системе права Российской Империи XIX столетия.

Ключевые слова: церковное право; каноническое право; система церковного права; источник церковного права; наука «церковное право»; богословская дисциплина; Российская империя.

История преподавания и изучения научной дисциплины «церковное право» раскрывает множество характерных особенностей церковноправовой системы, она представляет возможность сформулировать фундаментальные принципы и концептуальные контуры научной дисциплины «церковное право». В постсоветский период некоторые исследователи все же обратились к истории формирования научной дисциплины «церковного права» в системе гуманитарного знания Российской Империи. В данной статье мы попытаемся представить картину становления церковного права как самостоятельной научной дисциплины в системе гуманитарного знания в Российской империи в Х!Х столетии. Эта историческая реконструкция будет основываться на

выполнении двух задач: описании институциональных изменений университетского образования на примере феномена преподавания учебной дисциплины «церковное право»; анализе и исторической периодизации процесса формирования церковного права как научной дисциплины.

Заинтересованность в изучении науки «церковное право» в Российской Империи возникла на рубеже XVIII-XIX вв. благодаря усилиям отечественных исследователей. Начали создаваться целые системы церковного права, но до этого момента церковноправовая наука прошла тернистый путь. За довольно короткий период научная дисциплина «церковное право» претерпела ряд фундаментальных изменений, прошла несколько стадий развития. Отечественный канонист М. А. Остроумов дал исчерпывающую периодизацию истории науки «церковное право» в Российской Империи в XIX в. По мнению исследователя, научная дисциплина «церковное право» в Российской Империи прошла три последовательных стадии: «критико-экзегетический» (17761814 гг.), «богословский» (1814-1869 гг.) и «юридический» (с 1870 г.)1. Кроме того, историей данной научной дисциплины активно занимались такие ученые-

9 ^

канонисты рубежа XIX-XX вв., как П. А. Прокошев , И. С. Бердников . Перейдем к историческому описанию этих этапов, начнем с предыстории создания научной дисциплины «церковное право».

Впервые необходимость в преподавании «церковного права» осознали при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682). Это нашло отражение в разрабатываемом проекте Устава Славяно-Греко-Латинской московской академии4. Но данный документ не был в дальнейшем утвержден. Далее к этой проблеме вернулись уже в эпоху Петровских реформ. Как известно, официальное открытие духовных школ в Российской Империи связано с периодом преобразований императора Петра I в целях «удовлетворения нужд в образованных кандидатах на церковные должности»5. Исследователь отечественного духовного образования протоиерей С. Смирнов указывал, что одно из учебных пособий от 1706 г., по которому вели преподавание в Московской славяно-греко-латинской академии, включало в себя разделы, посвященные основам права гражданского и церковного6. Более того, известный архиерей того времени Феофилакт (Лопатинский) в своем учебном пособии <^шепйа Sacra (Наука священная в богословских состязаниях, по учению святой Церкви восточной, Святого Писания, соборов и Отцов,

1 Остроумов М.А. Очерк православного церковного права. Ч. 1. Харьков, 1893. С. 89-90.

2 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.

3 Бердников И. С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань, 1892; Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань, 1903.

4 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 12.

5 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 1.

6 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 140.

умозрительно и с сопровождением противных мнений, изложенная в московской коллегии царя Петра Алексеевича» раздел «О праве и праведности»

7

посвятил именно церковноправовым вопросам .

Но на тот момент сфера «церковного права» затрагивалась лишь в вопросе изучения, экзегезы и публикации церковноправовых источников. В частности, в 1744 г. ректору Московской славяно-греко-латинской академии архимандриту Порфирию (Крайскому) было поручено сличать с правилами святых отцов издание Номоканона, опубликованного в Киево-Печерской типографии в 1624 г. При этом исследователи отмечают плачевную ситуацию нехватки опубликованных церковноправовых источников; как органы церковного управления низового уровня, так и некоторые духовные консистории не

о

располагали в необходимом объеме источниками церковного права . С той же проблемой сталкивались и светские правительственные органы, «в которых случалась потребность в голосе церковных законов»9. Важно отметить, что многие книги и переводы канонического содержания, напечатанные в московской типографии в первой половине XVIII в., проходили цензуру в Московской Духовной Академии10.

До начала XIX века еще отсутствовала система преподавания учебной дисциплины «церковное право». До этого периода в рамках духовного образования не наблюдалась четкая дифференциация богословских дисциплин: в системе богословских дисциплин духовных учебных заведений XVIII в. не было четкого «логического разграничения между предметами догматическими и нравственными»11. Сам метод преподавания теологии был основан на механическом зазубривании ограниченного числа трактатов, причем содержательно слабо взаимосвязанных. К рубежу XVIII-XIX вв. говорить о систематическом преподавании учебной дисциплины «церковное право» пока не приходилось. Более того, по свидетельству протоиерея Владислава Цыпина,

еще ранее на Руси «церковное право» изучалось исключительно с практической

12

целью . До конца XVIII в., по словам протоиерея С. Смирнова, в вопросе преподавания учебной дисциплины «церковное право» руководствовались Указом 1768 г., содержавшим подробные предписания касательно порядка

13

изучения и преподавания в духовных учебных заведениях .

Преподавание «церковного права», как свидетельствуют протоиерей С. Смирнов14 и И. С. Бердников15, было введено в духовных учебных

7 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 7.

8 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 422.

9 Там же.

10 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 131.

11 Там же. С. 140.

12 Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 390.

13 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 111, 295-296.

14 Там же. С. 294.

заведениях ближе к концу XVIII в. Ключевым действием в вопросе преподавания данной учебной дисциплины оказалась инициатива митрополита Платона (Левшина), предложившего ввести в учебную программу Московской Славяно-Греко-Латинской академии (впоследствии Московская духовная академия) предмет «церковное право»16. Митрополит Платон (Левшин) в своей «Инструкции» предложил сделать церковное право самостоятельной дисциплиной. Это мнение можно оценивать как в высшей степени актуальное и компетентное, учитывая, что ранее владыка был воспитанником, а затем наставником Московской Славяно-Греко-Латинской академии, и заботился о развитии «alma mater». Положения платоновской «Инструкции» под преподаванием дисциплины «церковного права» подразумевали комментирование Кормчей книги. В том же толковательном духе преподавалось «церковное право» в Петербургской духовной академии.

Стоит отметить, что с середины XVIII в. практика преподавания научной дисциплины «церковное право» вышла за рамки только духовных учебных заведений, но преподавание все же осуществлялось в русле комментирования Кормчей книги. Например, уже в 1769 г. в Императорском Московском университете изучалась Кормчая Книга17. Отдельные церковноправовые разделы читались на курсе философии преподавателем Б. Поликарповым в Казанской духовной академии в нач. XIX в. Ведущий канонист и историк церковного права И. С. Бердников резюмировал сложившуюся ситуацию, характеризующую преподавание и изучение канонического права на тот период

времени: «Практическое ознакомление с правилами, действовавшими на

18

практике и помещавшимися в Кормчей книге и богослужебных книгах» .

Церковное право находилось на стадии формирования, поэтому как таковая церковноправовая методология и система находились еще в разработке. Историк Петербургской духовной академии И. А. Чистович отмечал, что знания в церковноправовой сфере «приобретались в Российской Церкви почти только частным упражнением любителей церковного благоустройства и

19

опытом в церковных судилищах, а не наставлением в училищах духовных» . Ко времени последней четверти XVIII в. данная дисциплина являлась в основном результатом начетнических интересов и практическим ответвлением церковного суда. Развивалась это наука исключительно за счет энтузиазма отдельных исследователей канонов и церковноправовых норм.

На рубеже XVIII-XIX вв. российское государство обратило пристальное внимание на духовное образование. Своими постановлениями оно утвердило

15 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XV.

16 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 294.

17 Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855. М., 1998. С. 149.

18 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XV.

19 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 422.

порядок преподавания богословских дисциплин в духовных учебных заведениях. Речь идет о следующих законодательных актах: Указ Императора Павла I к Св. Синоду от 18.12.1797 г. «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани.» и Указ Святейшего Правительствующего

Синода от 31.10.1798 г. «О порядке учения в духовных академиях и

20

семинариях»20. Образование новых духовных учебных заведений (Духовных академий) императорским указом объяснялось довольно благими целями, а

именно «попечением о благоустройстве Церкви и призрением к служащим её,

21

почитая одною из главнейших обязанностей Царствования» . Синодальный Указ в следующем году утвердил учебную программу в духовных академиях и семинариях: «В Философском классе преподавать краткую историю философии, логику, метафизику, нравоучение, натуральную историю и физику, напечатанную для нормальных училищ, доколе не будет назначена пространнейшая; в Богословском же краткую церковную историю, с показаниями главных эпох; герменевтику, систему догматико-полемического и нравственного богословия и Пасхалии; сверх того читать Священное Писание, с объяснением труднейших мест, да книги: Кормчую, и о должностях приходского священника; толковать публично по воскресным дням перед

литургией Апостольские послания по правилам Герменевтики, с

22

присоединением нравоучений»22. В состав преподавания богословского учения с этого момента вошли новые науки: «герменевтика, церковная история,

2 3

пасхалия, пастырское богословие и каноническое право» .

Как мы уже говорили, практика преподавания науки «церковное право» вышла за рамки духовных учебных заведений. Уставы открывающихся светских университетов и академий предполагали преподавание богословия и церковного права. Так, Устав Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 года предусматривал обязательное наличие штатной должности профессора богословия на Отделении нравственных и политических наук, которые совершенно логичным образом в своём преподавании касались тематики церковных канонов. Аналогичное положение содержалось в Уставе Императорского Харьковского университета от 1804 года и в Уставе Императорского Казанского университета от 1804 года. В Уставе Императорского Дерптского университета от 1820 года было предусмотрено преподавание на Юридическом отделении (факультете) теоретического и российского правоведения, а на Богословском отделении - церковной истории, где опять же невозможно было обойтись без церковного права. В Императорском Александровском университете в Финляндии ординарный

20 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Отделение первое. Т. X. СПб., 1835. С. 427-428, 821-823.

21 Там же. С. 821.

22 Там же. С. 427.

23 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 296.

профессор богословского нравоучения был обязан преподавать «церковное

24

правоведение и прочие к пастырским знаниям принадлежащие науки» .

Вплоть до 1814 г. преподавание дисциплины «церковное право» осуществлялось в русле комментирования Кормчей книги. Так, в 1809 г. Комиссией духовных училищ для первого курса Петербургской академии по церковному праву была одобрена следующая программа: «прочитать всю Кормчую... но Кормчую нельзя читать без строгой благоразумной критики»25. Хотя стоит отметить, что в 1808 г. той же Комиссией была поставлена задача систематизации науки «церковное право»: признана необходимость в составлении «краткого хронологически-систематического изложения науки»26. В проекте Устава духовных академий 1810 г. говорилось: «Каноническое право нашей Церкви требует особенного внимания профессора, тем более что доселе оно не приведено ещё в надлежащий порядок и должно быть пояснено

27

собственными его (профессора) изысканиями» .

В 1814 г. произошел ряд изменений в статусе и положении «церковного права» как учебной дисциплины. Комиссия духовных училищ (28.04.1814)

обязывала академическое правление составить учебную программу («краткую

28

систему»28) для дисциплины «церковное право», таким образом предполагалась системность в преподавании. Комиссия предписывала включать в программу изучение правила «св. апостолов, соборов и отцов», а также Духовный Регламент (правовой документ, регламентирующий церковно-государственные отношения в Российской Империи). Комиссия поясняла, что церковноправовая область изучалась и ранее, но совместно с нравственным или догматическим богословием, система «церковного права» еще не была создана и ждала своего

29

часа29.

Итак, начальный (т. наз. «критико-экзегетический») этап формирования научной дисциплины «церковного права» относится к периоду с 1776 по 1814 гг. Он отмечается несколькими признаками. Церковное право, как учебная дисциплина, находилась в зачаточном, не дифференцированном состоянии и преподавалась в рамках догматического богословия. Еще отсутствовала система церковного права как таковая, хотя сам церковноправовой документальный материал имелся в изобилии. На практике учебная программа «церковного права» состояла в критической экзегезе церковных правил из Кормчей. Комментирование Кормчей совмещалось с изучением «Книги о

30

должностях пресвитеров приходских» . Фактически церковное право

24 Там же. С. 70.

25 Остроумов М.А. Очерк православного церковного права: Ч. 1. С. 89-90.

26 Там же. С. 89-90.

27 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XV.

28 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 291-292.

29 Там же.

30 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. С. 760.

совмещалось с курсом пасторологии («книги: Кормчую, и о должностях

31

приходского священника» ). Такое совмещение разных дисциплин, утверждённое Синодальным указом от 1798 г., на то время казалось естественным. Более того, данные предметы считались завершающими в курсе теологии. Преподавание теологии в духовных академиях имело четкую последовательность: богословие истолковательное и созерцательное; богословие деятельное; богословие обличительное, каноническое право. Образовательная реформа духовных школ 1808 - 1814 гг. привела к существенным переменам состава богословских дисциплин, учебных программ, методологии преподавания. Предполагалось создавать системы церковного права с акцентом на критическое исследование. Одним из следствий образовательных реформ было номинальное уравнение академического и семинарского курсов. Но фактически курс «церковное право» преподавался лишь в духовных академиях. В семинариях же этот учебный предмет заменялся церковной археологией (в духовных академиях она соединялась с церковной историей).

С 1814 г. вплоть до конца 1860-х гг. научная дисциплина «церковное право» развивалась в русле теологической систематизации, хотя практика преподавания церковного права как отдельной дисциплины уже вошла в университетское образование. Состояние данной научной дисциплины на этот период было обусловлено двумя факторами: николаевская систематизация российского государственного права и создание систем церковного права отечественными исследователями.

«Общий устав императорских российских университетов» от 26 июля 1835 г. предусматривал преподавание церковного права под наименованием «церковное законоведение» в российских университетах на обязательной

32

основе . Согласно 14-му пункту того же «Устава.» от 26 июля 1835 г. «для догматического и нравоучительного богословия, церковной истории и церковного законоведения определяется особая, не принадлежащая никакому факультету, кафедра для всех вообще студентов греко-российского

33

исповедания» . Преподавание данной дисциплины «Общий устав.» поручал профессорам богословия. Представлялась следующая, довольно противоречивая, картина: перед студенческой аудиторией православного исповедания на кафедрах юриспруденции с лекциями по церковному праву выступали преимущественно профессоры богословия34. Так, на юридическом факультете Московского университета ординарный профессор П.

31 Полное собрание законов Российской Империи. С. 427.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Там же. С. 841-843.

33 Там же. С. 843.

34 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVI.

35

М. Терновский в 1837-1854 гг. читал курс церковного законоведения . Но было и немало исключений, когда этот курс читали правоведы. Так, ординарный профессор А. С. Коровицкий в 1841-1854 гг. читал курс исторического обозрение законодательства Царства Польского, церковного права и административных законов Царства Польского36.

Данную ситуацию смешения светского и церковного элементов в преподавании церковного права пытались разрешить в 1841 г. Министру народного просвещения было подано представление, в котором аргументированно проводилась мысль о противоречивой ситуации преподавания «церковного права» профессорами богословия. Профессор кафедры римского права Московского университета Н. И. Крылов представил проект, где утверждал необходимость преподавания дисциплины «церковное право» на юридических факультетах высших светских учебных заведений. Причем преподавать должны были специалисты с юридическим образованием, а сама дисциплина не носила бы конфессионального характера (общее церковное право для всех христианских конфессий). Данный проект был рассмотрен Св. Синодом, а потом и митрополитом Филаретом (Дроздовым). Последний оставил довольно негативный отзыв в отношении положений проекта, где осуждал подобную секуляризацию «церковного права» и

37

настаивал на христианской принадлежности преподавателя . В том же году Св. Синод поддержал мнение авторитетного иерарха: преподавание научной дисциплины «церковного права» в светских университетах осталось в прежнем виде.

К середине XIX в. возник фундаментальный вопрос о способах преподавания церковного права. Проблема заключалось в том, что исследователям было трудно идентифицировать место церковного права в системе гуманитарных наук. К чему более склоняется церковное право: в сторону теологии или юриспруденции? Существовало несколько вариантов решения этой фундаментальной проблемы. В рамках объяснения И. А. Чистовича первоначально церковное право имело собирательный,

38

компилятивный вид38. Исследователь зафиксировал тот момент, что сфера церковного права граничит как с богословскими, так и юридическими областями. Церковное право оценивалось как специфическое направление теологии, причем теологии «правительственной» (раздел церковного устройства и управления). Частично церковное право соседствует с систематическим богословием, с вводными темами в православное

35 Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855. С. 562-263.

36 Там же.

37 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 41.

38 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 291.

39

богословие39. Исследователи отмечали разнообразие «правил и законов, употребляемых Церковью», по своей сущности церковных и церковно-гражданских, правительственных и судебных, богослужебных и нравственных. Всему этому своду правил необходима была строгая систематизация, которую можно было осуществить на основании принципов юридической науки. Церковное право, как самостоятельная научная дисциплина, не могла оставаться в первоначальном виде свода законов. Она должна оперировать определёнными принципами и закономерностями, апеллировать к историческим и богословским аргументам. Профессор М. А. Остроумов отметил, что в развитии церковного права ожидается тупик без познания в теории права: «не имея понятия о праве вообще, нельзя выяснить себе понятия о церковном праве в частности»40. Для исследователя сам факт существования церковного права образуется на стыке богословского и юридического компонентов: «содержание церковного права находится в ближайшем отношении к наукам богословским и юридическим»41, а проблема уже заключается в степени их соотношения. Эта проблема корреляции юридического и богословского в церковном праве в полной мере не снята до сих пор. В преподавании церковного права в настоящее время существует множество проблем, и залог их решения в немалой степени видится в обращении к истории организации преподавания церковного права в Российской Империи.

Определением Св. Синода от 10 мая 1840 г. «церковное законоведение» (первое наименование церковного права) было введено также как самостоятельный предмет в духовных академиях и семинариях. Известный факт, что первые монографии и учебные пособия по церковному праву выходили из-под пера писателей духовного сословия и богословских школ42. Решающим для развития отечественной науки «церковное право» стала публикация в 1844 г. небольшого пособия «Понятие о церковном праве и его история»43 за авторством профессора Казанского университета архимандрита Гавриила (Воскресенского). Данная работа стала в дальнейшем распространенным введением в данный предмет. Программное исследование архимандрита Гавриила (Воскресенского) было точкой опоры для конструирования новых систем церковного права. Более того, надо отметить, что, несмотря на принадлежность автора духовному сословию, творение архимандрита Гавриила (Воскресенского) предопределило развитие дисциплины «церковное право» как юридической науки.

39 Там же. С. 275-276, 279.

40 Остроумов М.А. Очерк православного церковного права: Ч. 1. С. 2.

41 Там же. С. 51-53.

42 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. С. 13.

43 Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1844.

Новаторами в области развития церковного права стали учебные заведения Киева. Середина XIX столетия выделяет Киев как центр выработки системы церковного права на основании научной деятельности двух образовательных учреждений. Киевская Духовная академия и Императорский университет св. Владимира стали инициаторами формирования церковного права как самостоятельной дисциплины. В 1850 г. Св. Синод постановил поручить правлению Киевской духовной академии немедленно распорядиться составлением программы для преподавания «церковного законоведения в университетах и других высших учебных заведениях»44. В 1837 г. в Киевском университете была учреждена кафедра церковного права, которую возглавил протоиерей Иоанн Скворцов. В том же году Киевская духовная академия предложила ввести в преподавательскую программу науку церковного права, поручив её все тому же отцу Иоанну, как уже занимающемуся данным предметом в другом высшем учебном заведении»45. В 1848 г. был опубликован учебник по церковному праву «Записки по церковному законоведению» за авторством все того же протоиерея Иоанна Скворцова. Как дореволюционные

46 47

исследователи46, так и современные историки церковного права47, считают данное пособие первой попыткой систематического изложения церковного права, первым русским учебником по каноническому праву.

В Петербургской духовной академии такой отдельной дисциплины, как «церковное право» не было до 1842 г. Напомним, что ранее, она соединялась с

48

догматическим богословием . В 1851 г. Конференция Санкт-Петербургской духовной академии (по определению Святейшего Синода) составила программу по церковному законоведению - для «учебных заведений Министерства народного просвещения»49. Параллельно в императорских университетах активно велись научные исследования в этой области, защищались диссертации. Так, например, 26 мая 1856 года в Киевском университете Св. Владимира была успешно защищена диссертация Алексея Андрияшева «О правах православной русской церкви на имущества» на соискание учёной степени магистра гражданского права. Хотя в представленный период (1814-1869 гг.), как указывал И. С. Бердников, церковное право имело, как правило, превалирующее теологическое

направление50.

44 Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863. С. 278.

45 Там же. С. 155.

46 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 32.

47 Цыпин В., прот. Каноническое право. С. 390.

48 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 133.

49 Там же. С. 413.

50 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVI.

Именно таким образом обозначилось к 1840-м гг. преподавание учебной дисциплины церковного права в высших образовательных учреждениях Российской Империи. Современный историк правоведения П. Верт объясняет резкое увеличение с 40-е гг. XIX в. исследований по церковному праву Русской Православной Церкви политической конъюнктурой. Всем известен факт закрепощении Русской Православной Церкви государственными институтами Российской Империи в т. наз. «синодальный период». Дело в том, что такое правовое положение Русской Церкви достаточно жестко структурировало деятельность православных Российской Империи. С другой стороны, в период с 1770 до 1840 гг. самодержавная власть Российской Империи предоставила католикам и протестантам, а также представителям иных конфессий и вероисповеданий, многочисленные послабления в области права и социальных институтов. Иностранные конфессии все более «свободно дышали», а Православие стало заложником в тисках «синодальной системы». Это и было одним из важных факторов, воздействовавших на усиление изучения русского церковного права, ведь сложившаяся ситуация грозила «господствующему и первенствующему положению» Русского Православия. Поэтому с середины XIX в. обозначается этап интенсивного увеличения числа монографий, связанных со сферой церковного права. Улучшалось и качество таких работ, расширялся тематический горизонт.

Развитие дисциплины «церковное право» было обусловлено несколькими причинами. Общая потребность в систематизации российского права, возникшая при Александре I и частично реализованная при Николае I, предопределила схожие процессы приведения к системе церковного права. Свод законов Российской Империи не систематизировал церковное право, но дал свежее направление - «систематизацию церковного права». Кроме того, западные канонисты, пусть и грубо, но справедливо, отмечали зачаточное состояние церковного права в Российской Империи, анемично подражающего византийской системе51. В восприятии западноевропейской академической среды церковное право Русской Православной Церкви было второстепенной частью гражданского права Российской Империи. Такое утверждение шло вразрез с господствовавшей трехчастной идеологемой Николая I, где, безусловно, важную роль играло Православие. Тезис относительно незначительности русского церковного права мог быть опровергнут лишь через создание самобытных систем церковного права. Возможное становление русского церковного права связывалось с господствовавшими на тот момент идеями исторической школы права. Будущие системы церковного права могли

51 Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862. С. 2.

опереться на тогдашние теоретические опыты исследования «генезиса и развития русского права»52.

С 1860-х гг. осуществляется масштабное смещение научной дисциплины «церковное право» из сферы теологии в область юриспруденции. В этот период, как уже упоминалось, отечественная юриспруденция двигалась в концептуальном русле «исторической школы права», поэтому приоритетным исследовательским направлением стали изучение и анализ источников церковного права. С этого переломного периода многие писатели духовного сословия стали признавать юридический характер дисциплины «церковное

53

право»53.

В 1863 г., исходя из пунктов новой редакции «Общего устава императорских российских университетов», учебная дисциплина «церковное право» должна была быть введена на юридических факультетах всех российских университетов. В «Общем уставе императорских российских университетов» от 18 июня 1863 г. (пункт 13 § 15)54 церковное право (опять же под наименованием «церковное законоведение») было предписано преподавать учащимся юристам в качестве, как указывал И. С. Бердников, «особой от богословия самостоятельной юридической науки»55.

До принятия вышеописанного «Устава...» от 18 июня 1863 г. в академической среде проходили интересные дискуссии по поводу специфики преподавания церковного права. В изначальной редакции этого документа преподавание данной дисциплины оставалось за профессорами богословия, представителями духовного сословия. Но некоторые университеты (в частности, Московский и Харьковский) настаивали на том, чтобы преподавание церковного права приобрело юридическую специализацию и осуществлялось гражданскими правоведами, а не профессорами богословия. В частности, профессорско-преподавательская корпорация Московского университета, оценивая церковное право как междисциплинарный предмет (на стыке юриспруденции и теологии), ратовала за привлечение к преподаванию этого предмета специалистов-правоведов56. Профессор Петербургского университета И. Е. Андреевский обратил внимание на концептуальные различия церковного и канонического права. Для Андреевского церковное право имеет своим источником государственную власть и регулирует положение религиозных организаций и их приверженцев; каноническое право истекает от самого церковного источника и объемлет внутрицерковную жизнь верующих. Эти дисциплины смешиваются. Но И. Е. Андреевский считал, что каноническое

52 Акчурина Н.В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 19.

53 Альбов М., свящ. Краткий курс лекций по церковному праву. Санкт-Петербург, 1882. С. 1-2.

54 Общий устав императорских российских университетов // Россия. Законы и постановления. Киев, 1872. С. 2.

55 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVI.

56 Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. С. 246.

право должны были преподавать представители богословия, а церковное -

57

профессоры-юристы57. В настоящей работе термины «церковного» и «канонического» права воспринимаются как синонимичные; в большей степени используется термин «церковное право».

По поводу дисциплины «церковного законоведения» существуют характерные свидетельства в документе «Комментарии к новому университетскому уставу». Ранее для студентов православного исповедания предполагалось преподавание курса «догматического и нравоучительного богословия и церковной истории»58. Такой курс по обыкновению составлялся профессором богословия, из духовных лиц. Важно отметить, что для студентов юридического факультета читался т. наз. «курс церковного законоведения». Комментарии к новому университетскому уставу отмечали недостаточность преподавания одним профессором всех богословских дисциплин. Такое преподавание не давало бы той глубины и полноты, свойственных университетскому курсу. В новом уставе преподавание богословских наук значительно усилено: в большинстве высших учебных заведений появилась кафедра богословия. Стоит отметить тот факт, что существовало два типа кафедр теологии: «церковная история» на историко-филологическом факультете и «церковное законоведение» на юридическом со своими преподавателями. В помощь этим профессорам богословских наук могут быть еще назначены и доценты. Все эти изменения были направлены на усовершенствование преподавания богословских наук в соответствии с университетскими стандартами59. Соответственно существовало 3 вида богословских степеней: доктор богословия, доктор церковного права, доктор церковной истории.

Согласно утверждённому 19 июня 1878 г. имп. Александром II Временному положению о Военно-юридической академии, в 1878 г. в Военно-юридической академии курс церковного права был введён в общий курс юридических наук академии для преподавания слушателям-офицерам в числе вспомогательных специальных предметов60. Как и ранее, лишь Св. Синод обладал правом присуждения указанных ученых степеней61.

Тенденция присвоения юридического статуса дисциплине «церковное право» осуществилась уже в следующем университетском уставе. В «Общем уставе императорских российских университетов» от 15 августа 1884 г. каждый университет должен был иметь юридический факультет (пункт 3). Более того, было предусмотрено преподавание дисциплины церковного права под

57 Там же. С. 142.

58 Университетский устав 1863 года. СПб., 1863. С. 100-102.

59 Там же.

60АльбовМ., свящ. Краткий курс лекций по церковному праву. С. 133-134, 147, 149.

61 Бердников И.С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). С. 79.

наименованием «церковное право» (подпункт 10 пункта 57). Однако, как считает профессор М. А. Остроумов, данные изменения в «Общем уставе императорских российских университетов» не привнесли каких-то радикальных перемен в способах преподавания дисциплины «церковное право»62. Учреждение отдельной кафедры «церковного права» на юридических факультетах не дало ощутимых результатов. М. А. Остроумов объясняет это нехваткой экспертов-правоведов, в частности, большая часть кафедр «церковного права» занималась преимущественно профессорами с богословским образованием. Более того, профессор Остроумов обращал внимание на отсутствие отечественной системы «церковного права» юридического направления63.

Становление церковного права как науки во второй половине XIX в., тем не менее, не было таким безоблачным. Существовало несколько фундаментальных проблем теоретического и социополитического характера. Во-первых, это социальная ангажированность данной дисциплины, ведь светские юристы, специалисты по церковному праву, обязаны были поддерживать сложившийся вариант церковно-государственных отношений (Духовный Регламент), а также быть весьма осторожными с заключениями, которые могли идти вразрез с утвержденной церковной доктриной. Во-вторых, кафедры церковного права оставались непрестижными, более того они плохо финансировались, поэтому лучшие специалисты церковного права подрабатывали лекциями в смежных дисциплинах (к примеру, римское право), что негативно сказывалось на построении систем церковного права. В-третьих, стоит отметить парадоксальное отношения к западноевропейским опытам построения церковного права. С одной стороны, отсутствие опыта подталкивало отечественных специалистов к приобретению теоретических знаний у западных коллег. Однако, православные исследователи подозрительно относились к достижениям церковного права у католиков и протестантов, в конечном счете, рецепция ограничивалась теоретическими обзорами западных работ.

Обобщая, отметим следующее. Церковное право в России, как самостоятельная научная дисциплина, прошло несколько этапов развития. В первый «узко богословский» период (конец XVIII в. - 60-е гг. XIX в.) церковное право созидалось исключительно лицами духовного сословия. Исследования были сконцентрированы на научном изучении источников «церковного права». Далее осуществлялись попытки конструирования системы церковного права, выявления методологии этой богословской дисциплины. Церковное право рассматривалось как сугубо теологическая дисциплина.

62 ОстроумовМ.А. Очерк православного церковного права: Ч. 1. С. 95.

63 Там же. С. 95.

Первые труды по науке церковного права писались учеными духовной богословской школы.

Однако в 60-х гг. XIX в. в построении церковного права происходит заметное смещение от богословского акцента к юридическому. С середины XIX в. наметилась новая тенденция развития церковного права, связанная с активным изучением этой дисциплины светскими юристами. При этом основы юридического направления в изучении церковного права были заложены архимандритом Гавриилом (Воскресенским).

К концу XIX в. исследовательская область церковного права все более расширяется под воздействием общественных и законодательных изменений. Вне зависимости от направления церковного права предметом изучения этой науки стали такие конкретные институты, как церковно-имущественное право, пенитенциарное учреждение Церкви, семейное право, церковно-процессуальное право. Актуальными становятся вопросы существования и правового положения иных христианских конфессий в Российской Империи, гражданский статус и права российских подданных иных вероисповеданий, вопросы брака и семейного права, правовое положение приходов.

История преподавания научной дисциплины «церковное право» в системе гуманитарного знания в Российской Империи в XIX в. до сих пор мало изучена. Остается ряд вопросов, требующих своего разрешения. Например, современные исследователи до сих пор не пришли к единому общему мнению в отношении места церковного права в системе права Российской Империи XIX столетия. Практически не исследованной следует признать региональную проблематику научных центров церковного права в XIX в. Устоявшаяся на данный момент классификация направлений (богословского и юридического) церковного права в XIX в. может быть существенно конкретизирована и расширена. Для текущего развития учебной дисциплины «церковное право» будет полезно также и изучение особенностей структуры отдельных систем церковного права.

Литература

1. Акчурина Н.В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000.

2. АльбовМ., свящ. Краткий курс лекций по церковному праву. Санкт-Петербург: тип. В.С. Балашева, 1882.

3. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб.: тип. Э. Веймара, 1863.

4. Бердников И.С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань: типография Императорского Университета, 1892.

5. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань: типография Императорского Университета, 1903.

6. Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань: типография Императорского Университета, 1844.

7. Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1862.

8. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: типография Императорского Университета, 1881.

9. Общий устав императорских российских университетов // Россия. Законы и постановления. Киев: Унив. тип., 1872. С. 3-58.

10. Остроумов М.А. Очерк православного церковного права: Ч. 1. Харьков: тип. Губ. правл., 1893.

11. Университетский устав 1863 года. СПб.: тип. Огризко, 1863.

12. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Отделение первое. Т. X. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1835.

13. Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1895.

14. Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М.: Типография В. Готье, 1855.

15. Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. С. 367-392.

16. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Тип. Я. Трея, 1857.

17. Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

Priest Vladislav Bagan (Bagan Vladislav Vladimirovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

The history of teaching the scientific discipline of church law in higher educational institutions of the Russian Empire

in ХIХ century

Abstract: The present article provides an overview of the history of teaching and studying the scientific discipline of church law in the system of humanitarian knowledge of the Russian Empire in XIX century. The work reflects the development of methods, approaches, leading directions of teaching this discipline. In the initial period of its formation, church law was part of the system of theological sciences. The process of formation of the scientific discipline of church law was determined by the systematization of Russian law, which began under Emperor Nicholas I. Until the middle of XIX century church law was developed exclusively by professors of theology and representatives of the clergy, but subsequently the situation changed and church law issues became the object for scientific research by secular lawyers and jurists. The work reflects the institutional changes in the sphere of spiritual education, which affected, among other things, the state of teaching church law. The author traces the change of thematic priorities and main research areas in the development of the scientific discipline of church law in the Russian Empire in XIX century. The complicated development of the scientific discipline of church law gave the pre-revolutionary jurisprudence new legal categories and some institutions of law. The article outlines the contours of unexplored areas in the history of church law in the legal system of the Russian Empire of the XIX century.

Keywords: church law; canon law; system of church law; source of church law; science of church law; theological discipline; Russian Empire.

References

Akchurina N.V. Istoricheskoe napravlenie v russkom pravovedenii XIX veka [Historical trend in Russian jurisprudence of the XIX century]. Saratov, 2000.

Al'bov M., sviashch. Kratkii kurs lektsii po tserkovnomu pravu [A short course of lectures on church law]. St. Petersburg, 1882.

Askochenskii V.I. Istoriia Kievskoi dukhovnoi akademii, po preobrazovanii ee v 1819 godu [The history of the Kiev Theological Academy, after its transformation in 1819]. St. Petersburg, 1863.

Berdnikov I.S. Kratkii ocherk uchebnoi i uchenoi deiatel'nosti Kazanskoi dukhovnoi akademii zapiat'desiat let ee sushchestvovaniia (1842-1892) [A brief outline of the educational and scientific activities of the Kazan Theological Academy for fifty years of its existence (1842-1892)]. Kazan, 1892.

Berdnikov I.S. Kratkii kurs tserkovnogo prava pravoslavnoi tserkvi [A short course in ecclesiastical law of the Orthodox Church]. Kazan, 1903.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gavriil (Voskresenskii), arkhim. Poniatie o tserkovnom prave i ego istoriia [The concept of church law and its history]. Kazan, 1844.

Zamechaniia na proekt Obshchego Ustava Imperatorskikh rossiiskikh universitetov [Comments on the draft General Charter of the Imperial Russian Universities]. St. Petersburg, 1862, part 1.

Znamenskii P.V. Dukhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 goda [Theological schools in Russia before the 1808 reform]. Kazan, 1881.

1872. Obshchii ustav imperatorskikh rossiiskikh universitetov [General Charter of Imperial Russian Universities]. Rossiia. Zakony ipostanovleniia [Russia. Laws and regulations]. Kiev, 1872, pp. 3-58.

Ostroumov M.A. Ocherk pravoslavnogo tserkovnogo prava [Essay on Orthodox Church Law]. Kharkov, 1893, part 1.

Universitetskii ustav 1863 goda [University charter of 1863]. St. Petersburg, 1863.

Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobranie Vtoroe. Otdelenie pervoe [Complete collection of laws of the Russian Empire. Meeting the Second. Branch first]. St. Petersburg, 1835, vol. 10.

Prokoshev P.A. Kanonicheskie trudy Ioanna, episkopa Smolenskogo [Canonical Works of John, Bishop of Smolensk]. Kazan, 1895.

Smirnov S., prot. Istoriia Moskovskoi slaviano-greko-latinskoi akademii [History of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy]. Moscow, 1855.

Tsypin V., prot. 2012. Kanonicheskoe pravo [Canon law]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2012, vol. 30, pp. 367-392.

Chistovich I.A. Istoriia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii [History of the St. Petersburg Theological Academy]. St. Petersburg, 1857.

Shevyrev S.P. Istoriia imperatorskogo Moskovskogo universiteta, napisannaia k stoletnemu ego iubileiu, 1755-1855 [History of the Imperial Moscow University, written for its centenary, 1755-1855]. Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.