Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА / ИСТОЧНИК ЦЕРКОВНОГО ПРАВА / НАУКА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА / БОГОСЛОВСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

Представлен обзор истории научных исследований в каноническом праве в Российской Империи в период кон. XVIII - нач. XX вв. Преподавание церковного права в российских духовных и светских учебных заведениях имело своим последствием появление всё новых и всё более многочисленных научных трудов по этому предмету. Автор анализирует развитие методов, подходов, ведущих направлений дисциплины «каноническое право». Историю научных исследований канонического права в России можно разделить на несколько этапов. В первый, узко богословский период (конец XVIII в. - 50-е гг. XIX в.) каноническое право формировалась исследователями духовного направления. В 60-х гг. XIX в. произошло смещение церковноправовых исследований из сферы богословия в область юриспруденции. Это связано с активным изучением дисциплины канонического права светскими юристами. Автор фиксирует изменение тематических приоритетов и ведущих исследовательских областей в процессе развития научной дисциплины «церковное право» в Российской Империи в ХIХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF SCIENTIFIC RESEARCH IN CANON LAW IN RUSSIA IN THE 18TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article presents an overview of the history of scientific research in canon law in the Russian Empire in the period of the late 18th - early 20th century. The teaching of church law in Russian ecclesiastical and secular educational institutions has resulted in the appearance of more and more numerous scientific works on this subject. The author analyzes the development of methods, approaches, leading directions of the discipline "canon law". The history of scientific research of canon law in Russia can be divided into several stages. In the first, narrowly theological, period (the end of the 18th century-the 50s 19th century) canon law was formed by researchers of the spiritual direction. In the 60s of the 19th century. There has been a shift in church law research from the field of theology to the field of jurisprudence. This is due to the active study of the discipline of canon law by secular lawyers. The author records the change of thematic priorities and leading research areas in the development of the scientific discipline "church law" in the Russian Empire in the nineteenth century.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

УДК 348.01/.07

DOI 10.52575/2712-746X-2021 -46-3 -506-515

История научных исследований в каноническом праве в России в XVIII - начале XX века

Баган В.В., священник

Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской Епархии Русской Православной Церкви, Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5 E-mail: baganvlad@mail.ru

Аннотация. Представлен обзор истории научных исследований в каноническом праве в Российской Империи в период кон. XVIII - нач. XX вв. Преподавание церковного права в российских духовных и светских учебных заведениях имело своим последствием появление всё новых и всё более многочисленных научных трудов по этому предмету. Автор анализирует развитие методов, подходов, ведущих направлений дисциплины «каноническое право». Историю научных исследований канонического права в России можно разделить на несколько этапов. В первый, узко богословский период (конец XVIII в. - 50-е гг. XIX в.) каноническое право формировалась исследователями духовного направления. В 60-х гг. XIX в. произошло смещение церковноправовых исследований из сферы богословия в область юриспруденции. Это связано с активным изучением дисциплины канонического права светскими юристами. Автор фиксирует изменение тематических приоритетов и ведущих исследовательских областей в процессе развития научной дисциплины «церковное право» в Российской Империи в XIX в.

Ключевые слова: церковное право, каноническое право, система церковного права, источник церковного права, наука церковного права, богословская дисциплина, Российская империя.

Для цитирования: Баган В.В., свящ. 2021. История научных исследований в каноническом праве в России в XVIII - начале XX века. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 46 (3): 506515. DOI: 10.52575/2712-746X-2021-46-3-506-515

The History of Scientific Research in Canon Law in Russia in the 18th - early 20th Centuries

Vladislav V. Bagan, Priest

Smolensk Theological Seminary, 5 Timiryazev St, Smolensk, 214000, Russia E-mail: baganvlad@mail.ru

Abstract. The article presents an overview of the history of scientific research in canon law in the Russian Empire in the period of the late 18th - early 20th century. The teaching of church law in Russian ecclesiastical and secular educational institutions has resulted in the appearance of more and more numerous scientific works on this subject. The author analyzes the development of methods, approaches, leading directions of the discipline "canon law". The history of scientific research of canon law in Russia can be divided into several stages. In the first, narrowly theological, period (the end of the 18th century-the 50s 19th century) canon law was formed by researchers of the spiritual direction. In the 60s of the 19th century. There has been a shift in church law research from the field of theology to the field of jurisprudence. This is due to the active study of the discipline of canon law by secular lawyers. The author records the change of thematic priorities and leading research areas in the development of the scientific discipline "church law" in the Russian Empire in the nineteenth century.

Keywords: ecclesiastical law, canon law, the system of ecclesiastical law, the source of ecclesiastical law, the science of ecclesiastical law, theological discipline, the Russian Empire.

For citation: Bagan V.V., priest. 2021. The History of Scientific Research in Canon Law in Russia in the 18th - early 20th Centuries. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law series. 46 (3): 506-515 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2021-46-3-506-515

Введение

Областью истории научных исследований в каноническом праве в России в XVIII -начале XX века активно занимались такие ученые-канонисты рубежа XVШ-XX вв., как М.А. Остроумов [1893], П.А. Прокошев [1895], И.С. Бердников [1903]. Среди современных правоведов постсоветского периода проблематикой становления канонического права как научной дисциплины занималась А.А. Дорская [2008]. Изучение истории научных исследований в области канонического права в России важно потому, что за короткий период с кон. XVIII до нач. XX века эта дисциплина претерпела ряд фундаментальных изменений. М.А. Остроумов в историко-каноническом обзоре «Очерк православного церковного права» [1893] дал четкую периодизацию истории канонического права как научной дисциплины. Каноническое право последовательно прошло три стадии: критико-экзегетическую (1776-1814 гг.), богословскую (1814-1869 гг.) и юридическую (с 1870 г.) [Остроумов, 1893, с. 89-90].

К XVIII в. был зафиксирован факт заинтересованности светских исследователей в предметной сфере церковного права. Исследовательская работа, связанная с областью канонического права, заключалась в изучении и публикации церковноправовых источников. В 1744 г. ректору Московской славяно-греко-латинской академии архимандриту Порфи-рию (Крайскому) было поручено сличать с правилами святых отцов издание Номоканона, опубликованного в Киево-Печерской типографии в 1624 г. Многие книги и переводы канонического содержания, напечатанные в московской типографии в первой половине XVIII в., проходили цензуру в Московской Духовной Академии [Смирнов, 1855]. На начальном этапе своего существования богословская дисциплина канонического права представляла из себя последовательную экзегезу церковных правил из Кормчей. К этим толкованиям в рамках одного учебного предмета добавлялось изучение Книги о должностях пресвитеров приходских [Знаменский, 1881], заменявшей тогда предмет пастырского богословия.

К началу XIX в. система канонического права еще не сформировалась, поэтому познания в этой области «приобретались в Российской Церкви почти только частным упражнением любителей церковного благоустройства и опытом в церковных судилищах, а не наставлением в училищах духовных» [Чистович, 1857, с. 422]. Каноническое право оставалось сферой начетнических интересов и практическим ответвлением церковного суда. Уже существовали первые попытки систематизации знания канонического права. Некоторые разделы канонического права читались в Казанской духовной академии при прохождении философских наук преподавателем Б. Поликарповым в нач. XIX в. [Благовещенский, 1875].

Теологическое направление церковного права

1814 год стал датой рождения канонического права как самостоятельной дисциплины в России. Именно в этом году Комиссией духовных училищ было издано следующее предписание: академическое правление обязуется составить по каноническому праву «краткую систему», куда бы входили правила «св. апостолов, соборов и отцов» и Духовный Регламент как правовой документ, регулирующий жизнь Православной Церкви в Российском государстве. Делалось пояснение, что, хотя само по себе каноническое право

не игнорировалось ранее и частично изучалось вместе с догматикой, тем не менее «системы права не было составлено» [Чистович, 1857, с. 291].

В начале необходимо отметить исследовательскую деятельность святителя Филарета Московского. В 1814 г. ректор Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов) составил для второго курса академии конспект по всему спектру богословских дисциплин, в том числе по церковному праву. Данное учебное пособие получило следующее название: «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» [Филарет Дроздов, 1814]. Опыт архимандрита Филарета был не самостоятельным и обладал сугубо богословским характером, без отсылок к юриспруденции.

Положительный импульс интенсивному становлению канонического права как самостоятельной учебной дисциплины дали многочисленные труды по церковной истории и различным областям теологии в XIX в. Вышеупомянутый митрополит Платон (Левшин) в своем пособии «Краткая церковная российская история» [1805] часто обращался к области канонического права в преломлении отечественной истории. А пятитомный «Церковный словарь» П.А. Алексеева (одобрен митрополитом Платоном) закрепил ряд дефиниций таким значимым понятиям канонического права, как «закон», «законоучитель», «закон веры», «канон», «канонник», «правило», «правда» и др. [Алексеев, 1817-1819] Традицию исторических обозрений митрополита Платона (Левшина) в 1820-е гг. продолжили митрополит Евгений (Болховитинов) в работе «Историческое обозрение российского законоположения» [1826] и Г.А. Розенкампф в монографии «Обозрение Кормчей книги в историческом виде» [1829]. Как и в предыдущем столетии, развитию канонического права поспособствовали многочисленные публикации источников церковного права. Важнейшим событием стало издание в 1839 г. сборника канонов «Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец» [Книга правил, 1839]. Далее в 1843-1848 гг. издавался многотомник «Творения святых отцов» [1843-1915], который хотя и не был посвящен непосредственно каноническому праву, содержал немалые объемы референтных толкований.

Среди общих работ по теологии, поспособствовавших развитию канонического права как самостоятельной учебной дисциплины, следует упомянуть труд митрополита Макария (Булгакова) «Введение в православное богословие» [1884]. Своим «Введением...» митрополит Макарий обеспечил и движение в области канонического права. Многие канонисты впоследствии брали за основу систему церковного права, предложенную митрополитом Макарием (Булгаковым) [Прокошев, 1895].

Современные исследователи объясняют резкое увеличение с 40-х гг. XIX в. монографий по церковному праву Русской Церкви обстоятельствами политического характера. Период с 1770 до 1840 г. обозначился смягчением правового положения для иных христианских конфессий. Российская Империя предоставила больше обязанностей, прав и институциональных структур, чем уже имели православные. Это и было одним из важных факторов, воздействовавших на усиление изучения церковного права.

Новаторами в области развития канонического права стали учебные заведения Киева. До середины XIX в. характер преподавания дисциплины канонического права не зависел от утвержденного учебной программой плана. В 1837 г. в Киевском университете была учреждена кафедра церковного права, которую возглавил протоиерей Иоанн Скворцов. В том же году Киевская духовная академия предложила ввести в преподавательскую программу науку церковного права, поручив её все тому же отцу Иоанну, как уже занимающемуся данным предметом в другом высшем учебном заведении [Аскоченский, 1863]. В 1848 г. был опубликован церковноправовой учебник «Записки по церковному законоведению» за авторством протоиерея Иоанна Скворцова [1848]. Как дореволюционные исследователи [Прокошев, 189], так и современные историки церковного права [Цыпин,

2012] считают данное пособие первой попыткой систематического изложения церковного права, первым русским учебником по каноническому праву.

В Петербургской духовной академии такой отдельной дисциплины, как церковное право не было до 1842 г. Ранее она соединялась с догматическим богословием [Чистович, 1857]. В 1842 г. каноническое право (церковное законоведение) получило значение самостоятельной науки и учебной дисциплины с поручением её наставнику - архимандриту Иоанну (Соколову) [Чистович, 1857]. Кафедра церковного законоведения стала действовать там к 1844 г. [Русский архив, 1871, с. 490] Архимандрит Иоанн (Соколов) в декабре 1844 г. был переведен в Петербургскую академию на кафедру каноники, которую и преподавал по 1854 г. включительно. На основании лекций по церковному законоведению было составлено учебное пособие «Опыт курса церковного законоведения» [Русский архив, 1871, с. 491], за которое архимандрит Иоанн (Соколов) получил степень доктора богословия, репутацию первого русского канониста и «отца новой науки православного церковного права» [Нико-дим Милаш, 1897, с. 25]. Эту работу он превратил в полноценный учебник, увидевший свет в 2 томах ещё в 1851 г. [Иоанн Соколов, 1851] Продолжение этого его труда вышло отрывками в «Православном собеседнике» в 1858-1863 гг. и в «Христианском чтении» в 18631866 гг. [Русский архив, 1871, с. 491] Учебник архимандрита Иоанна (Соколова) явился «первой серьёзной попыткой не компилятивного, а научного изложения системы церковного права» и отличался «ясностью изложения, богословской глубиной интерпретации древних канонов, проницательным историзмом в оценке источников» [Цыпин, 2012, с. 390].

В 1844 г. профессор богословия и канонического права в Казанском университете архимандрит Гавриил (Воскресенский) опубликовал небольшую работу «Понятие о церковном праве и его история», которое стало впоследствии классическим введением в предмет «церковного права» [Воскресенский, 1844]. Архимандрита Гавриила прежде всего волновало концептуальное разграничение «церковного права». Он представил систему церковного права, состоящую из нескольких концептуальных областей: право церкви вообще, церковных лиц, церковных вещей, священнодействия, церковного судоустройства [Воскресенский, 1844, с. 5-6]. Можно смело утверждать, что данное тематическое разделение стало господствующим впоследствии в дисциплине канонического права.

В 1868 году вышла программная статья «О судьбе науки церковного права» известного правоведа, профессора Московского университета Н.К. Соколова [1868], а в 1870 году другая публикация - «О влиянии Церкви на историческое развитие права» [1870]. В 1874 году увидел свет его авторский учебный курс «Из лекций по церковному праву» [1874-1875]. Учебное пособие «Из лекций по церковному праву» отличалось «ясностью изложения и основательностью» [Цыпин, 2012, с. 390]. Но скоропостижная смерть помешала профессору издать весь курс. Опубликованы лишь введение и первая часть (состав церковного общества). Как отмечают дореволюционные исследователи, профессор Н.К. Соколов был приверженцем теологического направления «канонического права» и продолжателем концепции Преосвященного Иоанна (Соколова) [Остроумов, 1893, с. 113].

Необходимость создания «полной и цельной системы науки церковного права» отмечал в 1882 г. профессор богословия в Военно-Юридической академии, священник Михаил Альбов [1882]. Интересно, что сам профессор Альбов в своем «Кратком курсе лекций по церковному праву» от изложения «полной и цельной системы науки церковного права» отказался в пользу отражения лишь «существенного - государственных и церковных законов» в отношении церковной жизни [Альбов, 1882, с. 4]. Труд Альбова демонстрирует то, какой мощный скачок совершила научная дисциплина «церковное право» буквально за полстолетия; некоторые разделы «Краткого курса...», в частности посвя-

щенные области церковной власти и исследованию церковных источников, до сих пор выглядят актуально.

Юридическое направление церковного права

Ярким защитником юридического направления в развитии церковного права стал профессор Н.С. Суворов. Хотя Н.С. Суворов и отрицал нахождение церковного права в реестре теологических наук, он признавал важность догматических формулировок как Церкви в целом, так и церковных институций в частности. Н.С. Суворова можно считать одним из основоположников отечественной науки церковного права и ярчайшим представителем юридического подхода в этой учебной дисциплине. Н.С. Суворов как апологет юридического направления отмечал «неизбежное сближение начал церковного права с воззрениями времени, со светским правосостоянием и, следовательно, с наукой права в обширном смысле» [1876]. В 1877 году вышла вступительная лекция Н.С. Суворова по церковному праву, предваряющая последующие старания в этой области [1877]. Публикацию фундаментального труда «Курс церковного права» Н.С. Суворова можно считать вершиной его исследовательской карьеры. В 1889 году вышел первый том «Курса церковного права» Н.С. Суворова [1889]. Его структура традиционно раскрывалась вводными темами: понятие и определение церковного права, место церковного права в системе наук, источники церковного права. Второй том включал уже изложение конкретных явлений церковного права: церковное управление, церковное устройство, внешнее право Церкви [Суворов, 1890]. Н.С. Суворов предваряет вторую книгу «Курса церковного права» интересным замечанием: западное церковное право и ее богатый опыт, ввиду своего юридически ориентированного построения, должны оцениваться как «отправная точка для целесообразного освещения институтов русского церковного устройства» [Суворов, 1890, с. 1]. Его учебное пособие было хорошо тем, что в нем был переработан громадный массив материалов, связанный с достижением западноевропейской науки. «Курс церковного права» Н.С. Суворова в дореволюционный период переиздавался целых пять раз. Курс церковного права» Н.С. Суворова воспринимался исследователями как продолжение научной линии священника Михаила Альбова [Прокошев, 1895].

Профессор Н.А. Заозерский - один из наиболее известных церковных правоведов XIX в. и автор многочисленных монографий по церковному праву. Главной концептуальной работой, где можно было раскрыть авторское понимание церковного права как научной дисциплины, является его монография «Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки» [1888]. В данной монографии он пошел от общего к частному, проанализировав прежде всего категорию права, исследовав все вводные темы, касающиеся правоведения: происхождение права, классификация права, виды права, публичное и частное право.

Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета протоиерей М.И. Горчаков не оставил учебного пособия по церковному праву. Тем не менее на основании его лекций можно охарактеризовать видение проблемы систематизации церковного права [Горчаков, 1894].

Профессор кафедры церковного права Таврического университета Михаил Андреевич Остроумов предложил оригинальную периодизацию истории церковного права как научной дисциплины, состоящую из трех стадий: критико-экзегетической, богословской и юридической [Остроумов, 1893, с. 89]. М.А. Остроумов также ввел трехчастную систему церковного права: «публичное церковное право - нормы регулируют отношения внутри церковного общества как целого; частное церковное право - нормы регламентируют приватную жизнь верующих; общее церковное право - нормы регулируют деятельность от-

дельных корпораций, в частности, приходских общин или монастырей» [Остроумов, 1893, с. 43]. Остроумов предложил общее введение к церковному праву и систематизировал памятники церковного права.

Самым выдающимся учебным пособием рубежа XIX-XX вв. стала публикация «Курса церковного права» профессора А.С. Павлова. Это издание было осуществлено посмертно в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1902 г. как итог отдельных публикаций на протяжении 1899-1902 гг. в журнале «Богословский вестник» [Павлов, 1902]. В пособии Павлова уже видна ясная система и четкая структура церковного права. Учебник А.С. Павлова состоит из традиционных разделов: источники церковного права; церковное устройство; церковное управление; внешнее право церкви [Павлов, 1902, с. 7]. Коллега А.С. Павлова, профессор И.С. Бердников положительно оценивал работу «Курс церковного права»: «изложение ясное, доступное всякому, стройное, увлекательное. система одна из лучших» [Бердников, 1903, ХХ]. И действительно, означенный «Курс церковного права» знакомил со всеми основными областями церковного права.

Профессор М.Е. Красножен оставил большое количество работ, посвященных области церковного права. В «Кратком очерке церковного права» [1900], учебном пособии, опубликованном в 1900 г., ученый предложил собственную систему церковного права: общие основы церковного права, источники церковного права; внешнее право церкви; внутреннее право Церкви (устройство Церкви и церковное управление). М.Е. Красножен считал, что в задачу церковного права входит необходимость «построить систему основных законов церковного устройства, управления и жизни на основании собственных положительных церковных начал и собственных источников» [1900, а 10]. Профессор М.Е. Красножен ввел наиболее четкую классификацию источников церковного права [1900, с. 37-42]. Ее можно идентифицировать как «историческую». Источники церковного права в России классифицировались на три типа: унаследованные от греко-восточной Церкви; русское церковное законодательство; государственное законодательство по делам Церкви.

В 1880-е гг. вышло несколько значимых для исследуемого тематического горизонта трудов профессора И.С. Бердникова. На примере этого исследователя церковного права можно проследить развитие отечественной науки права в последние два десятилетия XIX в. В 1885 году вышла вводная лекция И.С. Бердникова по церковному праву [1885]. Далее, в 1888 г. выходит передовое на тот момент пособие «Краткий курс церковного права Православной греко-российской церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права» [1888]. И.С. Бердников выдвигает самобытную систему «церковного права», состоящую из обширного числа разделов, куда входят определение церковного права как совокупности норм Церкви (ни относится к публичному или частному праву), источники церковного права и собрания церковных правил и пр. [1888, с. 1]. Учебник И.С. Бердникова «Краткий курс.» был переиздан со значительными изменениями и дополнениями в 1903 году [1903]. Труд увеличился в размерах и был поделен на две части. Первая часть была посвящена тематике источников церковного права. Вторая часть учебника была посвящена конкретной проблематике и явлениям церковного права, и вышла в 1913 г. [1913] Бердников ввел раздел о церковно-имущественном праве, сильно увеличил раздел церковно-государственных отношений, используя исторические прецеденты мировой и Российской истории, поместил «много нового материала о религиозно-просветительных и богослужебных полномочиях церковной власти» [1913]. «Краткий курс.» называют самым полным из учебников церковного права того времени [Цыпин, 2012, с. 390].

Вышеперечисленные труды выступили своего рода фундаментом для дальнейшего построения научной системы «канонического права».

Заключение

Историю научных исследований «канонического права» в России можно разделить на несколько этапов. В первый «узко богословский» период (конец XVIII в. - 50-е гг. XIX в.) «каноническое право» формировалась учёными-канонистами, принадлежащими духовному сословию. Исследовательский вектор был направлен в сторону систематического изучения источников «канонического права». Уже наметились попытки создания целостной концепции «канонического права» и выявления методологии представленной дисциплины. «Каноническое право» развивалось в фарватере теологических исследований. В 60-х гг. XIX в. происходит смещение церковноправовых исследований из сферы богословия в область юриспруденции. Это связано с активным изучением дисциплины «канонического права» светскими юристами. Тем не менее основы юридического направления в изучении «канонического права» заложены арх. Гавриилом (Воскресенским).

Далее попытки научной систематизации в области «канонического права» были предприняты в трудах отечественных канонистов Н.К. Соколова, М.И. Горчакова, М.П. Альбова, М.А. Остроумова, Н.С. Суворова, И.С. Бердникова, А.С. Павлова, М.Е. Красножена, Н.А. Заозерского и др. Подход данных исследователей связан с использованием юридических категорий и методологии для построения научной дисциплины «канонического права». Каждая система «канонического права» зависела от концептуальных предпочтений конкретного исследователя. Большинство отечественных канонистов пользовались наработками западноевропейских ученых. На протяжении XIX в. менялись тематические приоритеты, поэтому к концу столетия основными исследовательскими темами стали: корреляция светского и церковного права, место церковного права в структуре гуманитарных наук, влияние западноевропейских правовых институтов.

К концу XIX в. исследовательская область церковного права все более расширяется под воздействием общественных и законодательных изменений. Вне зависимости от направления церковного права предметом изучения этой науки стали конкретные институты, как церковно-имущественное право, пенитенциарное учреждение Церкви, семейное право, церковно-процессуальное право. Актуальными становятся вопросы существования и правового положения иных христианских конфессий в Российской Империи, гражданский статус и права российских подданных иных вероисповеданий, вопросы брака и семейного права, правовое положение приходов.

Список источников

1. Алексеев П. А. 1817-1819. Церковный словарь. СПб., Типография Ивана Глазунова.

2. Альбов М., священник. 1882. Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., Типография В.С. Балашева, 249 с.

3. Бердников И.С. 1888. Краткий курс церковного права Православной Греко-российской Церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права, составленный Профессором И.С. Бердниковым. Казань, Типография Императорского Университета, 468 с.

4. Бердников И.С. 1903. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань, Типография Императорского Университета, 324 с.

5. Бердников И.С. 1913. Краткий курс церковного права Православной церкви. Казань, Типография Императорского Университета, 1145 с.

6. Горчаков М.И., протоиерей. 1894. Записки церковного права по лекциям, читанным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета протоиереем М.И. Горчаковым, изданные студентами университета в 1893-1894 гг. СПб., 349 с.

7. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. 1839. СПб., Синодальная типография, 408 с.

8. Павлов А.С. 1902. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А.С. Павлова, чит. в 1900-1902 г. Сергиев Посад, Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 539 с.

9. Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871). М., Типография Грачева, 2228 с.

10. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. Вып. 1-2. М., Университетская типография, 1874-1875.

11. Суворов Н.С. 1877. Вступительная лекция по церковному праву. Ярославль.

12. Суворов Н.С. 1889. Курс церковного права в 2-х томах. Ярославль, Типолитография Г. Фальк, 382 с.

13. Суворов, Н.С. 1890. Курс церковного права в 2-х томах. Ярославль, Типолитография Г. Фальк, 515 с.

14. Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М., 1843-1915.

Список литературы

1. Аскоченский В.И. 1863. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб., Типография Э. Веймара, 282 с.

2. Бердников И.С. 1885. Церковное право как особая самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права. Казань, Типография Императорского Университета, 31 с.

3. Благовещенский А. 1875. История старой Казанской духовной академии, 17971818 гг. Казань, Типография Императорского Университета, 207 с.

4. Гавриил (Воскресенский), архимандрит. 1844. Понятие о церковном праве и его история. Казань, Типография Императорского Университета, 32 с.

5. Дорская А.А. 2008. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала ХХ вв., Дисс. доктора юр. наук. М., 402 с.

6. Заозерский Н.А. 1888. Право Православной греко-восточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., Типография Волчанинова, 144 с.

7. Знаменский П.В. 1881. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, Типография Императорского Университета, 807 с.

8. Иоанн (Соколов), архимандрит. 1851. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., Типография Фишера, 515 с.

9. Красножен М.Е. 1900. Краткий очерк церковного права. Юрьев, Типография К. Маттисена, 160 с.

10. Макарий (Булгаков), архимандрит. 1884. Введение в православное богословие. СПб.,

486 с.

11. Никодим (Милаш), епископ. 1897. Православное церковное право, составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах. СПб, В.В. Комаров, 708 с.

12. Остроумов М.А. 1893. Очерк православного церковного права, Ч. 1. Харьков, Типография Губ. правления, 672 с.

13. Платон (Левшин), митрополит. 1805. Краткая церковная российская история. Сочиненная преосвященным Платоном митрополитом московским В Вифании. М., В Синодальной типографии, 388 с.

14. Прокошев П.А. 1895. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, Типография Императорского Университета, 389 с.

15. Розенкампф Г.А. 1829. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., Общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 756 с.

16. Скворцов И.М. 1848. Записки по церковному законоведению. Казань, Университетская типография, 276 с.

17. Смирнов С., протоиерей. 1855. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., Типография В. Готье, 428 с.

18. Соколов Н.К. 1868. О судьбе науки церковного права, (Вступ. лекция, чит. 15 нояб. 1867 г.). М., Университетская типография, 14 с.

19. Соколов Н.К. 1870. О влиянии церкви на историческое развитие права. М., Университетская типография, 103 с.

20. Суворов Н.С. 1876. О церковных наказаниях, Опыт исследования по церковному праву Н. Суворова. СПб., Типография А. Траншеля. 337 с.

21. Филарет (Дроздов), святитель. 1814. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. СПб., в типографии И. Иоаннесова, 56 с.

22. Цыпин В., протоиерей. 2012. Каноническое право. Православная энциклопедия. Т. XXX, Каменец-Подольская и Городокская епархия - Каракал. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 392 с.

23. Чистович И.А. 1857. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., Типография Я. Трея, 458 с.

References

1. Askochenskij V.I. 1863. Istoriya Kievskoj duhovnoj akademii, po preobrazovanii ee v 1819 godu [The history of the Kiev Theological Academy, after its transformation in 1819]. SPb., Printing house of E. Weimar, 282 p.

2. Berdnikov I.S. 1885. Cerkovnoe pravo, kak osobaya samostoyatel'naya pravovaya oblast' i ego otnoshenie k obshchej sisteme prava [Church law as a special independent legal field and its relation to the general system of law]. Kazan, Printing House of the Imperial University, 31 p.

3. Blagoveshchenskij A. 1875. Istoriya staroj Kazanskoj duhovnoj akademii, 1797-1818 gg. [The history of the old Kazan Theological Academy, 1797-1818]. Kazan, Printing House of the Imperial University, 207 p.

4. Gavriil (Voskresenskij), arhimandrit. 1844. Ponyatie o cerkovnom prave i ego istoriya [The concept of church law and its history]. Kazan, Printing House of the Imperial University, 32 p.

5. Dorskaya A.A. 2008. Cerkovnoe pravo v sisteme prava Rossijskoj imperii konca XVIII -nachala XX vv. [Church law in the system of law of the Russian Empire of the late XVII - early XX centuries], Dissertaciya na soiskanie uchyonoj stepeni doktora yuridicheskih nauk [Dissertation for the degree of Doctor of Law]. M., 402 p.

6. Zaozerskij N.A. 1888. Pravo Pravoslavnoj greko-vostochnoj Russkoj Cerkvi kak predmet special'noj yuridicheskoj nauki [The law of the Orthodox Greek-Eastern Russian Church as a subject of special legal science]. M., Publ. Printing house of Volchaninov, 144 p.

7. Znamenskij P.V. 1881. Duhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 goda [Theological schools in Russia before the reform of 1808]. Kazan, Printing House of the Imperial University, 807 p.

8. Ioann (Sokolov), arhimandrit. 1851. Opyt kursa cerkovnogo zakonovedeniya [The experience of the course of church law studies]. Vol. 1. SPb., Publ. Tipografiya Fishera, 515 s.

9. Krasnozhen M.E. 1900. Kratkij ocherk cerkovnogo prava [A brief outline of Church law]. YUr'ev, Printing house of K. Mattisen, 160 p.

10. Makarij (Bulgakov), arhimandrit. 1884. Vvedenie v pravoslavnoe bogoslovie [Introduction to Orthodox Theology]. SPb., 486 p.

11. Nikodim (Milash), episkop. 1897. Pravoslavnoe cerkovnoe pravo, Sost. po obshchim cerkovno-yurid. istochnikam i chastnym zakonam, dejstvuyushchim v avtokefal'nyh cerkvah [Orthodox Church Law, Comp. according to the general church-law. sources and private laws in force in autocephalous churches]. SPb., Publ. V.V. Komarov, 708 p.

12. Ostroumov M.A. 1893. Ocherk pravoslavnogo cerkovnogo prava [An essay on Orthodox Church law], CH. 1. Kharkiv, Printing house of the Gubernatorial Board, 672 p.

13. Platon (Levshin), mitropolit. 1805. Kratkaya cerkovnaya rossijskaya istoriya [A Brief Russian Church History]. Sochinennaya preosvyashchennym Platonom mitropolitom moskovskim V. Vifanii [Composed by His Grace Platon, Metropolitan of Moscow V. Vifanii]. M., In the Synodal Printing House, 388 p.

14. Prokoshev P.A. 1895. Kanonicheskie trudy Ioanna, episkopa Smolenskogo [Canonical works of John, Bishop of Smolensk]. Kazan, Printing House of the Imperial University, 389 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Rozenkampf G.A. 1829. Obozrenie Kormchej knigi v istoricheskom vide [Review of the Helmsman's book in a historical form]. M., Publ. Society of History and Antiquities of the Russian Federation. at the Moscow University, 756 p.

16. Skvorcov I.M. 1848. Zapiski po cerkovnomu zakonovedeniyu [Notes on church jurisprudence]. Kazan, University Printing house, 276 p.

17. Smirnov S., protoierej. 1855. Istoriya Moskovskoj slavyano-greko-latinskoj akademii [The history of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy]. M., V. Gauthier Printing House, 428 p.

18. Sokolov N.K. 1868. O sud'be nauki cerkovnogo prava [About the fate of the science of Church law], (Vstup. lekciya, chit. 15 noyab. 1867 g.). M., University Printing House, 14 p.

19. Sokolov N.K. 1870. O vliyanii cerkvi na istoricheskoe razvitie prava [On the influence of the Church on the historical development of law]. M., University Printing House, 103 p.

20. Suvorov N.S. 1876. O cerkovnyh nakazaniyah, Opyt issledovaniya po cerkovnomu pravu N. Suvorova [About Church punishments, The experience of research on Church law by N. Suvorov]. SPb., Printing house of A. Tranchel. 337 p.

21. Filaret (Drozdov), svyatitel'. 1814. Obozrenie bogoslovskih nauk v otnoshenii k prepodavaniyu ih v vysshih duhovnyh uchilishchah [Review of the theological sciences in relation to their teaching in higher theological schools]. SPb., Publ. I. Ioannesov, 56 p.

22. Cypin V., protoierej. 2012. Kanonicheskoe pravo. Pravoslavnaya enciklopediya. Vol. XXX, Kamenec-Podol'skaya i Gorodokskaya eparhiya - Karakal [Canon law. Orthodox Encyclopedia. Vol. XXX, Kamenets-Podolsk and Gorodok diocese-Karakal]. M., Publ. Church Research Center Orthodox Encyclopedia, 392 р.

23. CHistovich I.A. 1857. Istoriya Sankt-Peterburgskoj duhovnoj akademii [History of the St. Petersburg Theological Academy]. SPb., The printing house of Ya. Treya, 458 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось.

Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Баган Владислав Владимирович, священник, кандидат богословия, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской духовной семинарии, г. Смоленск, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladislav V. Bagan, Priest, candidate of theology, candidate of legal sciences, lecturer at the department of theological and church-historical disciplines of the Smolensk Theological Seminary, Smolensk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.