Научная статья на тему 'Портрет российского канониста в период кон. XIX – нач. XX вв.: к истории развития отечественного канонического права'

Портрет российского канониста в период кон. XIX – нач. XX вв.: к истории развития отечественного канонического права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каноническое право / церковное право / система церковного права / духовное образование / история права / православное христианство / Номоканон / церковное законоведение / canon law / ecclesiastical law / system of ecclesiastical law / spiritual education / history of law / Orthodox Christianity / Nomokanon / ecclesiastical law

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

«Золотым веком» отечественной канонистики считается период, охватывающий вторую половину XIX в. и первые два десятилетия XX в. Правовая наука в истории высшего образовании России претерпела множество изменений и влияний. Автор настоящей статьи считает, что влияние православной этики и канонического права Русской Православной Церкви на состояние отечественной правовой системы до сих пор мало изучено. Следует обратить внимание на факт влияния специалистов в области канонического права на развитие юридического образования в России. Русская Православная Церковь продолжительное время находилась в административно-правовом подчинении у органов государственной власти Российской империи, что рассматривается церковной историографией, как нарушение канонического строя и свободы Церкви. Подчиненное положение и стремление исправить канонический порядок было одной из главных причин того, что русское каноническое правоведение пережило значительный подъем в период после Великих реформ имп. Александра II. Результат углубления канонического правосознания был судьбоносным: Всероссийский Поместный Собор 1917 – 1918 годов, который многими исследователями характеризуется, как один из самых значимых за историю православной традиции. Автор считает, что недостаточная изученность вопроса о состоянии канонического права Русской Православной Церкви в период кон. XIX – начале XX вв. обуславливает актуальность церковно-правового исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The portrait of a Russian canonist during the period of late XIX beginning XX centuries: to the history of the development of Russian canon law

The second half of the XIX century and the first two decades of the XX century are considered as the "golden age" of russian canonism. Legal science has undergone many changes and influences in the history of higher education in Russia. The influence of Orthodox ethics and canon law of the Russian Orthodox Church on the state of the Russian legal system is still little studied. The influence of experts in canon law on the development of legal education in Russia should be studied more thoroughly. The Russian Orthodox Church was under the administrative and legal subordination of the state authorities of the Russian Empire for a long time and this is considered by the Church historiography as a violation of the canonical order and freedom of the Church now. The subordinate position and the intenrion to correct the canonical order were the main reasons that Russian canonical jurisprudence experienced a significant rise after the Great Reforms of the Alexander II. The result of the deepening of canonical legal consciousness was fateful: 1917–18 Local Council of the Russian Orthodox Church is characterized by many researchers as one of the most significant in the history of the Orthodox tradition.

Текст научной работы на тему «Портрет российского канониста в период кон. XIX – нач. XX вв.: к истории развития отечественного канонического права»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №4. С. 59-74

УДК 993 иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович)

Портрет российского канониста в период кон. XIX — нач. XX вв.:

к истории развития отечественного канонического права

Аннотация: «Золотым веком» отечественной канонистики считается период, охватывающий вторую половину XIX в. и первые два десятилетия XX в. Правовая наука в истории высшего образовании России претерпела множество изменений и влияний. Автор настоящей статьи считает, что влияние православной этики и канонического права Русской Православной Церкви на состояние отечественной правовой системы до сих пор мало изучено. Следует обратить внимание на факт влияния специалистов в области канонического права на развитие юридического образования в России. Русская Православная Церковь продолжительное время находилась в административно-правовом подчинении у органов государственной власти Российской империи, что рассматривается церковной историографией, как нарушение канонического строя и свободы Церкви. Подчиненное положение и стремление исправить канонический порядок было одной из главных причин того, что русское каноническое правоведение пережило значительный подъем в период после Великих реформ имп. Александра II. Результат углубления канонического правосознания был судьбоносным: Всероссийский Поместный Собор 1917 - 1918 годов, который многими исследователями характеризуется, как один из самых значимых за историю православной традиции. Автор считает, что недостаточная изученность вопроса о состоянии канонического права Русской Православной Церкви в период кон. XIX - начале XX вв. обуславливает актуальность церковно-правового исследования.

Ключевые слова: каноническое право, церковное право, система церковного права, духовное образование, история права, православное христианство, Номоканон, церковное законоведение

Постановка проблемы. Начало изучения канонического права было непременным условием развития церковного правосознания в русском Православии. От падения Византии до конца XVIII века сложно было говорить об изучении канонического права на православном Востоке в систематическом или научном смысле. Каноническое право применялось спорадически в

контексте церковного суда, но по причине отсутствия легкодоступных первоисточников канонического права у русского епископата или надежной традиции комментариев канонов уровень осмысления церковного правоприменения был довольно низким. Два фундаментальных фактора изменили данную ситуацию, ознаменовав начало научного и систематического изучения православной канонистики. Во-первых, доступность критически-исторического метода для православного богословского сообщества по мере продвижения западного интеллектуального феномена Просвещения на восток. Во-вторых, меняющаяся социальная и политическая обстановка на православных территориях в результате упадка Османской империи, а также возникновение православных национальных государств и крупномасштабное усиление Российской империи. Эти глобальные изменения привели к пересмотру традиционных средств по защите и поддержке Православия, сделав очевидной необходимость новых стратегий, инструментов, методологий. Так, появление научной дисциплины канонического права стало частью полномасштабного развития православной идентичности. В настоящей статье будет затронута тема расцвета научного исследования канонического права в Российской империи в период, охватывающий вторую половину XIX в. и первые два десятилетия XX в. Углубление канонического правосознания было не безличным процессом, но осуществлялось группой ученых-энтузиастов, усилиями которых в действительности и была создана система церковного права Русской Православной Церкви.

Ренессанс в области изучения ортодоксального канонического права начался с публикации в 1800 г. нового издания греческого Номоканона. Подготовленное афонитами преп. Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием, «Пидалион»1 (Кормчая) не являлся критическим научным изданием в современном понимании этого термина, однако он оказался предвестником будущих перемен. «Пидалион» явил собой доступное издание собрания норм канонического права. Он был тем церковно-правовым справочником, с которым мог ознакомиться любой греческий священнослужитель или грамотный мирянин. Авторы снабдили каноны комментариями, опираясь на византийских комментаторов XII века, но также предлагая многочисленные собственные наблюдения. Язык их комментариев был современным греческим, что являлось новаторским приемом для конфессии, где святоотеческий греческий язык имел культовый статус. Кроме того, авторы широко использовали неправославные источники. Самым важным из них был «ХтюЗгкоу sive Ра^еСае сапопит S.S. Apostolorum et conciliorum, ab ecclesia graeca receptomm» англиканского исследователя и епископа Уильяма Бевериджа (1637-1708)2.

1 Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. — Т. 1: Правила святых апостолов. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019.

2 Труды У. Бевериджа в России были известны уже в середине XVШ века и, между прочим, служили пособием при издании Святейшим Синодом «Книги Правил».

Возобновление изучения канонического права распространилось по всему православному миру в XX веке. В России Г. А. Розенкампф (1764-1832) положил начало современному источниковедению славянских номоканонов. Розенкампф был прибалтийским дворянином, получившим высшее образование в Лейпциге и служившим юристом в Санкт-Петербурге во время правления Александра I. Он был реформистом, но, как и другие консервативные юристы того времени, считал, что реформа должна основываться на исторических

-5

данных . В случае с Россией требовалось тщательно изучения номоканонов. Инновационность подхода Розенкампфа артикулирована в предисловии к своему исследованию «Обозрение кормчей книги в историческом виде»4, где под научной целью подразумевалась экзегеза «источников древнерусского канона и гражданского права», ранее малоизвестных и не подвергавшихся историко-критическому или правовому анализу. Другими пионерами изучения канонического права в России в первой половине XIX века были епископ Иоанн (Соколов), предпринявший первую попытку создания системы церковного права5, и протоиерей Иоанн Скворцов, являвшийся автором первого учебника по данному предмету.

Вторая половина XIX в. и первые два десятилетия XX в. стала периодом расцвета православной канонистики как на территории Российской империи, так и за ее пределами в ареале влияния греческого Православия. Прежде всего, необходимо упомянуть т. наз. «Афинскую синтагму», шеститомный свод норм канонического права, изданный на греческом языке в независимом королевстве Греция в 1852 - 1859 гг. под общей редакцией председателя Верховного суда Г. Ралли и профессора Афинского университета М. Потли.6 «Афинская синтагма» пошла дальше «Пидалиона», добавив классические комментарии Аристина, Зонары, Вальсамона, «соборные решения архиепископов и патриархов константинопольских», свод юридических новелл византийских императоров, Алфавитную синтагму Матфея Властаря. В греческой среде «Афинская синтагма» является наиболее авторитетным изданием свода канонического права, но ее нельзя считать критическим изданием. В середине ХХ века вышло критическое издание за авторством католика-униата П. П. Жоанну. Его издание изобиловало католической апологетикой, поэтому православные ученые не высоко его ценят, хотя и обращаются к нему.

В Православных Поместных Церквях на Балканах наиболее важными фигурами были митрополит Андрей (Шагуна) и епископ Никодим (Милаш). Митрополит Андрей возглавлял православные приходы в Трансильвании (инициатор восстановления Трансильванской митрополии); епископ Никодим -сербские церкви Далмации и Истрии. Дело в том, что эти иерархи, осуществляли свое архипастырское служение в Австрийской империи (с 1867 г.

3 Розенкампф Г. А. О Кормчей книге: Введение к сочинению барона Г. А. Розенкампфа. Санкт-Петербург: В типографии Карла Крайя, 1827.

4 Розенкампф Г. А. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М., 1829; 2-е издание, СПб, 1839.

5 Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учеб. пособие / Протоиерей Владислав Цыпин. - Изд. Круглый стол по религиоз. образованию в Рус. Православ. Церкви. - Клин: Христиан. жизнь, 2004. С. 26.

6 См. Максимович К.А. Афинская синтагма // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 4. — С. 63—64.

— Австро-Венгрия), государстве, в котором православные христиане составляли этническое меньшинство. Сложность их положения в отношении гражданского и конституционного права, наряду с их близостью к римско-католическим и протестантским общинам, делала исследования в области канонического права жизненно важными. Вклад епископа Никодима (Милаша) представлял собой монументальное исследование православного канонического права, опубликованное на сербском языке в 1890 г., переведенный на русский и немецкий языки в 1897 г. , и издание классических канонов с его собственными комментариями8. Вкладом митрополита Андрея было уникальное видение Церкви как «органического единства», которое он реализовывал через созидательные практики церковного управления, в том

9

числе с широким привлечением мирян.

В России на изучение канонического права столь сильно повлияли Великие реформы 1860 - 70-х гг., что реакционное законодательство 1880 - 90-х гг. не способно было повернуть это развитие вспять. Глобальные перемены, произошедшие в российских университетах по инициативе имп. Александра II в рамках его широкой программы государственных, символизировали значительные изменения статуса церковного права Русской Православной Церкви. Новая редакция университетского Устава от 1863 года предполагала появление на юридических факультетах кафедры «церковного законоведения» (с 1884 г. кафедра «церковного права»). Эта кафедра отражала исследовательские стала одного из двенадцати направлений дисциплины юриспруденции в российском университетского образовании до большевистского переворота 1917 года10. Собственно, именно с этого момента (вторая половина 19 столетия) становится актуальной проблематика взаимоотношений церковного и светского права.

Хотя изучение канонического права было предложено первому в России высшему учебному заведению, а именно Московской славяно-греко-латинской академии, еще в 1668 г.11, как таковой церковно-правовой науки в отечественном образовании еще не существовало. Изучение канонического права было официально введено в духовные академии Российской империи только к XVIII в., когда высшее образование в России было разделено на две

7 См. Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: Сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / Пер. с серб. [и предисл.] Мил. Г. Петровича; Никодим, еп. Далматинский, д-р богословия. - Санкт-Петербург: В.В. Комаров, 1897.

8 См. Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского: Пер. с серб. Т. 1-2 / [Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург: тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912. / Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с.

9 См. Епифаний Норочел, иеродиакон Митрополит Трансильванский Андрей Шагуна (к 100-летию восстановления Трансильванской митрополии) // Журнал Московской Патриархии. — 1964. — № 11. — С. 38— 40.

10 См. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии: Учебное пособие. 2-е издание, дополненное. - М.: Зерцало-М, 2012. С. 93 - 104.

11 Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии / соч. бакалавра Московской духовной акад. Сергея Смирнова. - Москва: типография В. Готье, 1855. С. 12.

параллельные ветви12. Это двойное устройство включало систему Императорских государственных университетов, построенную по западноевропейским моделям, и систему академий, контролируемую Русской Православной Церковью (Св. Синод), с учебным планом, включающим

13

«богословские науки» наряду с другими областями гуманитарного знания . В академиях предмет канонического права сначала невнятно взаимодействовал с теологическими науками, но со временем он превратился в некую кочующую область, лишенную постоянного дисциплинарного или ведомственного места, к тому же подготовка специалистов отсутствовала вплоть до середины XIX в.14

Однако изучение церковного права в российских университетах не было чем-то неизвестным. До 1863 г. в университетах преподавалось «церковное законоведение» преподавалось в рамках корпуса теологических наук. В этот период, как указывал И. С. Бердников, церковное право имело, как правило, превалирующее теологическое направление15. «Церковное законоведение» преподавалось обычно церковным законоучителем или профессором богословия в рамках учебной программы богословского факультета. Более того, профессор богословия мог читать курс «церковного законоведения» специально для студентов юридических факультетов еще в 1835 г., однако

существовало важное условие для ознакомления с данным курсом:

16

принадлежность студента к «православному исповеданию» . Так, на юридическом факультете Московского университета ординарный профессор П.

17

М. Терновский в 1837-1854 гг. читал курс церковного законоведения . Но было и немало исключений, когда этот курс читали правоведы. Так, ординарный профессор А. С. Коровицкий в 1841-1854 гг. читал курс

исторического обозрение законодательства Царства Польского, церковного

18

права и административных законов Царства Польского .

Миграция канонического права из-под конфессионального купола университетских богословских факультетов на территорию светских юридических факультетов в 1863 г. стала знаменательным, хотя и малозаметным, публичным событием в истории православной академической мысли в России. Исходя из пунктов новой редакции «Общего устава императорских российских университетов» от 1863 г., учебная дисциплина церковного права должна была быть введена на юридических факультетах всех российских университетов. В «Общем уставе императорских российских

12 См. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - Москва Академия наук СССР, Институт истории СССР, 1991.

13 Сухова Н. Ю Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). - Москва: ПСТГУ, 2006.

14 Сухова Н. Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции. Религии мира. История и современность, 2012. С. 346 - 368.

15 Бердников, И. С. Краткий курс церковного права православной церкви / И. С. Бердников. - 2-е изд. перераб. -Казань: типография Императорского Университета, 1903. С. XVI.

16 Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. - Санкт-Петербург: типолитография С.-Петербургской тюрьмы, 1901. С. 87.

17 Шевырев, С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855 / С. П. Шевырев. - [Репр. изд.]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 562 - 563.

18 Там же.

университетов» от 18 июня 1863 года (пункт 13 § 15)19 церковное право («церковное законоведение») было предписано преподавать учащимся юристам

в качестве, как указывал И. С. Бердников, «особой от богословия

20

самостоятельной юридической науки»20. До принятия вышеописанного «Устава...» от 18 июня 1863 года в академической среде проходили интересные дискуссии по поводу специфики преподавания церковного права. В изначальной редакции этого документа преподавание данной дисциплины оставалось за профессорами богословия, представителями духовного сословия. Но некоторые университеты (в частности, Московский и Харьковский) настаивали на том, чтобы преподавание церковного права приобрело юридическую специализацию и осуществлялось гражданскими правоведами, а не профессорами богословия. В частности, профессорско-преподавательская корпорация Московского университета, оценивая церковное право, как междисциплинарный предмет (на стыке юриспруденции и теологии), ратовала за привлечение к преподаванию этого предмета специалистов-правоведов21.

С каким трудностями столкнулись православные канонисты при переходе из богословских на юридические кафедры? Будучи новичками на юридических факультетах, церковные канонисты на начальном этапе оказывались в роли православных апологетов, пытавшихся обосновать необходимость знания канонического права, как части истории права в России. Кроме того, канонисты обосновывали концептуальное значение христианской этики и основного богословия для современной юриспруденции. Однако можно заметить факт взаимовлияния и взаимопроникновения: каноническое право постепенно мигрировало из теологии в область юриспруденции, для канонистов сказывалась смена окружения. Начался этап переосмысления канонического

права, его параметров и положений, определений и терминов, источников,

22

истории и конечной цели. 22

Огромная задача перевода канонического права на язык современной юриспруденции изначально легла на плечи пусть и небольшой, но влиятельной группы академических профессоров. Среди канонистов, занявших ведущие места в «церковном законоведении», стоит выделить Н. К. Соколова (Московский университет), прот. М. И. Горчакова (Санкт-Петербургский университет), А. С. Павлова (Казанский университет), и др. Российские канонисты на протяжении десятилетий обучали тысячи студентов-юристов, в том числе, как это ни удивительно, таких деятелей, как Василий Кандинский, Сергей Дягилев, Георгий Львов и Владимир Ульянов (Ленин). Канонисты также стали частью мощнейшего прорыва в области теологических исследований. Большинство из отечественных канонистов были выходцами из

19 Общий устав императорских российских университетов // Россия. Законы и постановления. — Киев: Унив. тип., 1872. С. 2.

20 Бердников, И. С. Краткий курс церковного права православной церкви / И. С. Бердников. - 2-е изд. перераб. -Казань: типография Императорского Университета, 1903. С. XVI.

21 Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862. С. 246.

22 См. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права: Ч.1. Т.1 / М. Остроумов. - Харьков: тип. Губ. Правления, 1893.

семей провинциальных священнослужителей и большую часть своего образования получили в духовных школах.

Первоначально небольшая и изолированная группа университетских специалистов по каноническому праву пополнялась за счет открытия новых университетов и соответствующих кафедр (в частности, Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, Демидовский юридический лицей в Ярославль). Далее в 1884 г. в духовных академиях были учреждены кафедры «церковного права» в том числе ввиду потребности заполнения

23

университетских должностей . Вскоре к юридическим факультетам российских университетов присоединились такие канонисты, как И. С. Бердников, Н. С. Суворов, М. А. Остроумов, Н. А. Заозерский, Н. Д. Кузнецов. Университетские канонисты должны были обладать идентичными компетенциями как в области теологии, так и в сфере юриспруденции.24

Профессор М. А. Остроумов в своем фундаментальном историко-

25

каноническом обзоре «Очерк православного церковного права» дал свою экспертную оценку работам российских канонистов XIX в. М. А. Остроумов дал четкую периодизацию истории церковного права как научной дисциплины. Церковное право последовательно прошло три стадии «науки церковного права в России»: «критико-экзегетический» (1776 - 1814 гг.), «богословский» (1814 -1869 гг.) и «юридический» (с 1870 г.)26. Так называемый «юридический» этап развития научной дисциплины церковного права был связан именно с фактом преподавания церковного права в светских университетах.

Хотя канонисты императорских университетов и духовных академий опирались на разный методологический инструментарий, отражая иные образовательные и познавательные области, сама природа канонического права поощряла тесное сотрудничество, предполагая дисциплинарное взаимопроникновение. Канонисты были едины в убеждении, что изучение канонического права жизненно важно для Церкви, государства, общества, но они сильно различались в своем понимании и подходах к своему предмету. Духовные академии и светские университеты артикулировали разнородные образовательные направления, стараясь защищать собственную специфику. Такая категоричная апология собственного направления часто выливалась неприятными инцидентами; в частности, некоторые преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии воспринимали блестящего византолога и правоведа с университетским образованием В. Н. Бенешевича, как «чужака»27. И. С. Бердников, имея духовно-академическое образование, долго

23 Сухова Н. Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции. Религии мира. История и современность, 2012. С. 358.

24 Бенешевич В. Н. Памяти М. И. Горчакова: (Некролог) / В.Н. Бенешевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1911. С. 207.

25 См. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права: Ч.1. Т.1 / М. Остроумов. - Харьков: тип. Губ. Правления, 1893.

26 Там же. С. 89 - 90.

27 См. Карпук Д. А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881-1918) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 144-167.

адаптировался к реалиям Казанского императорского университета. Духовно-академическая корпорация критически воспринимала научные достижения университетских канонистов, считая область канонического права «монополией»29 духовно-образовательной среды. Более того, университетские канонисты столкнулись не только с проблемой социальной принадлежности и узко корпоративного мышления, но и с проблемой легитимации знания канонического права в общественном поле. В частности, среди студентов юридических факультетов императорских университетов господствовало архаичное мнение, что тематика канонического права интересна лишь представителям Церкви и является совершенно неуместной в преимущественно светской образовательной среде.

Таким образом, развитие научной дисциплины «церковного права» было обусловлено несколькими причинами. Общая потребность в систематизации российского права, возникшая при Александре I и частично реализованная при Николае I, предопределила факт будущей систематизации отечественного церковного права. Свод законов Российской Империи пока еще целостно не структурировал церковное право, но дал ему свежее направление. Западные канонисты, пусть и грубо, но справедливо, отмечали зачаточное состояние церковного права в Российской Империи, анемично подражающего

30

византийской системе30. Надо было исправлять ситуацию. В восприятии западноевропейской академической среды церковное право Русской Православной Церкви было второстепенной частью гражданского права Российской Империи. Такое утверждение шло вразрез с господствовавшей трехчастной идеологемой Николая I, где безусловно важную роль играло Православие. Тезис относительно незначительности русского церковного права мог быть опровергнут лишь через создание самобытных систем церковного права. Возможное становление русского церковного права связывалось с господствовавшими на тот момент идеями исторической школы права. Будущие системы церковного права могли опереться на тогдашние

31

теоретические опыты исследования «генезиса и развития русского права» .

Краткий профессиональный портрет канонистов императорских университетов и богословских академий в 1877 - 1917 гг. иллюстрирует как связи, так и различия между двумя научными мирами, церковным и юридическим. С 1877 по 1917 год российские университеты и духовные академии присвоили в общей сложности 24 степени магистра и 14 докторов церковного права. Не все выпускники впоследствии занимали должности в университетах или духовных академиях в области церковного права. Точно так

28 Сухова Н. Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции. Религии мира. История и современность, 2012. С. 356.

29 Бенешевич В. Н. Памяти М. И. Горчакова: (Некролог) / В.Н. Бенешевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1911. С. 208.

30 Заозерский, Н. А. Право Православной греко-восточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М.: тип. Волчанинова., 1888. С. 2.

31 Акчурина, Н. В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 19.

же не все канонисты, занимающие университетские должности, имели формальное юридическое образование.

Четырнадцать докторских степеней, присужденных за этот период, были поровну разделены между выпускниками университетов и духовных

32

академий. 32 Все семеро выпускников духовных академий выросли в семьях священнослужителей, и большинство из них по крайней мере часть своей карьеры преподавали в светских университетах. Только двое из семи (Н. А. Заозерский, Т. В. Барсов) преподавали исключительно в духовных академиях.

Только двое из семи выпускников юридических кафедр императорских университетов, имевших докторскую степень, были выходцами из духовенства (Н. С. Суворов и В. К. Соколов). Лишь В. К. Соколов решил поступить в Духовную академию (Казань) до поступления в университет. Н. С. Суворов был среди немногих канонистов, не имевших диплома духовной академии, хотя

33

полное семинарское образование он получил в Костроме33. Из оставшихся пяти докторантов университетов, двое были дворянами (П. В. Гидулянов, П. В. Верховской), один был сыном судебного пристава (В. Н. Бенешевич), а социальное происхождение двух оставшихся неизвестно (М. Е. Красножен, П. П. Соколов). Тем не менее, даже получившие университетское образование, П. П. Соколов и П. В. Верховской дополнили свое образование учебой в Санкт-Петербургской духовной академии. Только один из семи выпускников университета преподавал каноническое право в Духовной академии (Владимир Бенешевич, Санкт-Петербургская Духовная академия, 1906-09). Что касается степени магистра, то только один студент (в дополнение к уже упомянутым семи, получившим университетскую докторскую степень) получил степень магистра церковного права в университете. Духовные академии были гораздо более активны на этом фронте, присвоив степени магистра церковного права примерно шести студентам в период с 1878 по 1917 год (в дополнение к семи другим, которые впоследствии также получили докторские степени). 34

Подавляющее большинство профессоров канонического права с конца 1860-х по 1917 год были мирянами. Только четверо канонистов в этот период были священнослужителями, причем каждый случай хиротонии был уникальным. Протоиерей Михаил Горчаков, преподававший в Петербургском университете более сорока лет (1868-1910), был рукоположен в священники, прежде чем получил две докторские степени юридического факультета Петербургского университета и Петербургской духовной академии. Иеромонах

32 Информация о диссертациях, написанных по каноническому праву, на соискание ученой степени магистра и доктора основана на материалах: Сухова Н. Ю. Русская богословская наука [Текст]: (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.) / Н. Ю. Сухова; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 183-85. До 1884 года студенты духовных академий, получившие степени магистра или доктора в области канонического права, официально получали степень магистра или доктора богословия. Эти основанные на каноническом праве докторские степени по богословию не включены в число четырнадцати докторских степеней, упомянутых здесь.

33 См. Дорская, А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова. // История государства и права. -2009. - № 13. - с. 17-20.

34 См. Карпук Д. А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881-1918) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 144-167.

67

Михаил (Семенов), чрезвычайно популярный и новаторский преподаватель канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии, принял постриг перед тем, как приступить к защите диссертации. Два других канониста (И. М. Громогласов, П. В. Верховской) были хиротонисаны после большевистского переворота 1917 года, намного позже после начала своей академической карьеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускники университета по церковному праву регулярно выезжали за границу для учебы и исследований. Российские канонисты были исключительно хорошо осведомлены в современных им философских, богословских и юридических течениях, популярных среди европейских коллег. Например, Павел Гидулянов, будущий профессор церковного права Московского университета, два года учился в Берлине и Мюнхене. Владимир Бенешевич четыре года изучал право, историю и философию в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Поездки в поисках источников также привели его на гору Афон, Синай, Египет и Палестину. В 1903 году В. К. Соколов, выпускник юридического факультета Казанского университета, провел год за границей, знакомясь с наукой по каноническому праву в Германии. Михаил Горчаков, будучи церковнослужителем, учился в университетах Тюбингена и Гейдельберга (1863-66).

Основными источниками, артикулирующими суждения канонистов о природе права в целом и канонического права в частности, являются их конспекты лекций и монографические публикации. Учитывая новизну церковно-правовой области и ее новую институциональную университетскую структуру, нехватка учебных ресурсов означала, что профессора университетов должны были концептуализировать и определять свой предмет для себя и своих студентов практически «из ничего». Результатом стал выпуск лекций в виде литографированных студенческих конспектов или учебников. Среди ведущих университетских канонистов, чьи записи или учебники были опубликованы (иногда посмертно), были И. С. Бердников, прот. М. Горчаков, М. Е. Красножен, Остроумов, Павлов, Н. К. Соколов и Н. С. Суворов.

То, что эти учебники сильно различались по подходу и содержанию,

35

говорит не столько об отсутствии прогресса в этой области35, сколько о сложности предмета и разнообразии канонической мысли. Учебники дают бесценную информацию о различных и иногда конкурирующих трактовках таких понятий, как Церковь, право, каноничность, канонический авторитет. Эти книги также свидетельствуют об обострении современной критической чувствительности канонистов в условиях университетского преподавания и исследований.

С точки зрения научной продуктивности, 1877 - 1917 гг. являются наиболее плодотворным периодом в истории церковно-правовой мысли в России. Это время наивысших достижений отечественных канонистов как светских университетов, так и духовных академий. Авторы коснулись

35 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права: Ч.1. Т.1 / М. Остроумов. - Харьков: тип. Губ. Правления, 1893. С. 95.

практически всех областей канонического права. Канонисты также нашли и опубликовали редкие византийские, южнославянские и древнерусские канонические тексты. В дополнение к изданиям канонических первоисточников канонисты также опубликовали исследования по вопросам, представляющим особый интерес в то время: брак и развод; исповедь и покаяние; церковные суды; участие женщин в церковно-богослужебной церковной жизни (проблема хиротонии диаконис); внутреннее церковное управление; и церковно-государственные отношения в истории Православия. Канонисты также все больше интересовались другими автокефальными православными церквями и способами, которыми они адаптировали византийское каноническое право. Не меньший интерес представляла история канонических оснований, обоснования и влияния Константинопольской юрисдикции на развитие русского правосознания. И когда в начале ХХ века в России всерьез заговорили о церковных реформах, канонисты активно участвовали в дискуссиях, особенно по вопросам мирян и «церковных прав», свободы совести и церковно-государственных отношений. Действительно, интеллектуальная одиссея канонистов оказалась существенной для Русской Православной Церкви после значительных изменений в ее правовом положении в Российском государстве в 1905 году. Прослеживается изменение тематических приоритетов и ведущих исследовательских областей в процессе развития церковного права как научной дисциплины в Х!Х в.

Церковное право по определению было междисциплинарным, включая такие широкие вопросы, как исторические и современные размышления о Церкви и власти в контексте церковного управления36. Также в разъяснении нуждались источники церковного права и роль государства и Церкви в формулировании и осуществлении как гражданского, так и канонического права. Попытки определить происхождение отечественного канонического права привели к тому, что канонисты выстраивали часто противоречащие друг другу историко-правовые концепции о сцеплении нескольких фундаментальных источников: византийского юридического наследия, западных христианских влияний и местных церковно-правовых традиций.

Изучение канонического права было связано с методологическими трудностями. Российские канонисты остро осознавали отсутствие в Православии устоявшейся системы изучения канонического права, сравнимой с системой их западных коллег, хотя никто ни преуменьшал влияние канонического права на историю права в России. Хотя византийское наследство России включало разнообразные редакции церковных уставов, оно не включало в себя понятия науки церковного права. Византийская традиция не оставила системы церковного права. В поисках системы и наукообразности отечественные канонисты были вынуждены обращаться к западной канонической традиции.

36 Бенешевич В. Н. Памяти М. И. Горчакова: (Некролог) / В.Н. Бенешевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1911. С. 207.

Чтобы компенсировать отсутствие чёткой православной методологии для изучения канонического права и представить предмет в терминах, релевантных современному юридическому дискурсу дореволюционной России, большинство российских университетских канонистов обращались к наработкам западных христианских коллег, особенно из немецких университетов. Однако ценность западной правовой мысли для православного канонического права нередко оспаривалась. Можно говорить о наличии в среде профессиональных канонистов концептуального разнообразия взглядов на определение, природу и значение канонического права в начале XX столетия.

Исследования отечественных канонистов периода 1877 - 1917 гг. продемонстрировали, что православная каноническая традиция было гораздо более разнообразным и насыщенным феноменом, чем это ранее предполагалось в массовом сознании. Данное открытие было некоторым вызовом для официального церковного священноначалия, которое опасалась разномыслия и дискуссионности. Канонисты не являлись в публичном пространстве единым хором, поддерживающим господствующую церковно-государственную модель взаимоотношений. Их дебаты были оживленными, их разногласия были существенными. Как ни странно, «золотой век» церковно-правовых исследований в Русской Православной Церкви был веком разногласий ведущих отечественных канонистов.

Литература

1. Баган В., иерей. Генезис и онтология канонического права Православной Церкви: научно-теологическое и научно-юридическое исследование / Под научной редакцией профессора И. В. Понкина / Смоленская Православная Духовная семинария. - Москва -Смоленск: Свиток, 2022. 364 с.

2. Бердников, И. С. Краткий курс церковного права православной церкви / И. С. Бердников. - 2-е изд. перераб. - Казань: типография Императорского Университета, 1903. 324 с.

3. Бенешевич В. Н. Памяти М. И. Горчакова: (Некролог) / В.Н. Бенешевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1911. С. 201-217.

4. Дорская, А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. - 2009. - № 13. С. 17-20.

5. Епифаний (Норочел), иеродиакон. Митрополит Трансильванский Андрей Шагуна (к 100-летию восстановления Трансильванской митрополии) // Журнал Московской Патриархии. — 1964. — № 11. — С. 38—40.

6. Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862.

7. Заозерский, Н. А. Право Православной греко-восточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М.: тип. Волчанинова, 1888. 144 с.

8. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - Москва Академия наук СССР, Институт истории СССР, 1991. 392 с.

9. Инструкция директору Казанского Университета, 17.01.1820 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том первый. Царствование Императора Александра I. 1802-1825. Издание второе. - С.-Петербург: Типография В.С. Балашева, 1875.

10. Исидор (Тупикин), митрополит. Церковное каноническое право и право государственное: сопряжения, пересечения, взаимные влияния: Научно-теологическое и

научно-юридическое исследование. / Под научной редакцией профессора И. В. Понкина / Смоленская Православная Духовная семинария. - Москва - Смоленск: Свиток, 2022. 144 с.

11. Карпук Д. А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881-1918) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 144-167.

12. Максимович К. А. Афинская синтагма // Православная энциклопедия. - М., 2002. - Т. 4. С. 63 - 64.

13. Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: Сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / Пер. с серб. [и предисл.] Мил. Г. Петровича; Никодим, еп. Далматинский, д-р богословия. - Санкт-Петербург: В.В. Комаров, 1897. - XX, 708 с.

14. Общий устав императорских российских университетов // Россия. Законы и постановления. — Киев: Унив. тип., 1872.

15. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права: Ч.1. Т.1 / М. Остроумов. -Харьков: тип. Губ. Правления, 1893. - 672 с.

16. Пекарский П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Том I. - С.Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1870. 850 с.

17. Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. — Т. 1: Правила святых апостолов. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского НовоТихвинского женского монастыря, 2019. — 400 с.

18. Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского: Пер. с серб. Т. 1-2 / [Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург: тип. С-Петерб. духовной акад., 1911-1912. / Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с.

19. Розенкампф Г. А. О Кормчей книге: Введение к сочинению барона Г. А. Розенкампфа. Санкт-Петербург: В типографии Карла Крайя, 1827.

20. Розенкампф Г. А. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М., 1829; 2-е издание, СПб, 1839.

21. Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии / соч. бакалавра Московской духовной акад. Сергея Смирнова. - Москва: типография В. Готье, 1855. 428 с.

22. Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. - Санкт-Петербург: типолитография С.-Петербургской тюрьмы, 1901. - 270 стб.

23. Сухова Н. Ю Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). - Москва: ПСТГУ, 2006.

24. Сухова Н. Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции. Религии мира. История и современность, 2012. С. 346 - 368.

25. Сухова Н. Ю. Русская богословская наука [Текст]: (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.) / Н. Ю. Сухова; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. 374 с.

26. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века. Учебное пособие. - Москва: Зерцало-М, 2011. 280 с.

27. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии: Учебное пособие. 2-е издание, дополненное. - М.: Зерцало-М, 2012. 232 с.

28. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (60-е - начало 80-х гг. XIX в.): Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2013. 300 с.

29. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века. Учебное пособие. 2-е издание. - Москва: Зерцало-М, 2015. 352 с.

30. Устав С.-Петербургского Общества для заведения училищ по методе взаимного обучения (Беля и Ланкастера) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том первый. Царствование Императора Александра I. 1802-1825. Издание второе. - С.-Петербург: Типография В. С. Балашева, 1875.

31. Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие. - Изд. Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. - Клин: Христиан. жизнь, 2004. 700 с.

32. Цыпин В., протоиерей. Каноническое право // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXX: Каменец-Подольская и Городокская епархия - Каракал. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. - С. 367-392.

33. Шевырев, С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855 / С. П. Шевырев. - [Репр. изд.]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 581 с.

Рriest Vladislav Bagan (Bagan Vladislav Vladimirovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

The portrait of a Russian canonist during the period of late XIX -beginning XX centuries: to the history of the development of

Russian canon law

Abstract: The second half of the XIX century and the first two decades of the XX century are considered as the "golden age" of russian canonism. Legal science has undergone many changes and influences in the history of higher education in Russia. The influence of Orthodox ethics and canon law of the Russian Orthodox Church on the state of the Russian legal system is still little studied. The influence of experts in canon law on the development of legal education in Russia should be studied more thoroughly. The Russian Orthodox Church was under the administrative and legal subordination of the state authorities of the Russian Empire for a long time and this is considered by the Church historiography as a violation of the canonical order and freedom of the Church now. The subordinate position and the intention to correct the canonical order were the main reasons that Russian canonical jurisprudence experienced a significant rise after the Great Reforms of the Alexander II. The result of the deepening of canonical legal consciousness was fateful: 1917-18 Local Council of the Russian Orthodox Church is characterized by many researchers as one of the most significant in the history of the Orthodox tradition.

Keywords: canon law, ecclesiastical law, system of ecclesiastical law, spiritual education, history of law, Orthodox Christianity, Nomokanon, ecclesiastical law

References

• Bagan V., priest. Genesis and ontology of the canon law of the Orthodox Church: scientific-theological and scientific-legal research / Under the scientific editorship of Professor IV Ponkin / Smolensk Orthodox Theological Seminary. - Moscow - Smolensk: Scroll, 2022. 364 p.

• Berdnikov, I. S. Short course of church law of the Orthodox Church / I. S. Berdnikov. - 2nd ed. revised - Kazan: printing house of the Imperial University, 1903. 324 p.

• Beneshevich V.N. In memory of M.I. Gorchakov: (Obituary) / V.N. Beneshevich. - St. Petersburg: Senate. type., 1911. S. 201-217.

• Dorskaya, A. A. Legal legacy of Nikolai Semenovich Suvorov // History of State and Law. -2009. - No. 13. S. 17-20.

• Epiphanius (Norochel), hierodeacon. Metropolitan of Transylvania Andrei Shaguna (on the 100th anniversary of the restoration of the Transylvanian Metropolis) // Journal of the Moscow Patriarchate. - 1964. - No. 11. - S. 38-40.

• Comments on the draft General Charter of the Imperial Russian Universities. Part 1. St. Petersburg, 1862.

• Zaozersky, N. A. Law of the Orthodox Greco-Eastern Russian Church as a subject of special legal science. M.: type. Volchaninova, 1888. 144 p.

• Ivanov A. E. Higher school of Russia in the late XIX - early XX century. - Moscow Academy of Sciences of the USSR, Institute of History of the USSR, 1991. 392 p.

• Instruction to the director of Kazan University, 01/17/1820 // Collection of resolutions on the Ministry of Public Education. Volume one. Reign of Emperor Alexander I. 1802-1825. Second edition. - St. Petersburg: Printing house V.S. Balasheva, 1875.

• Isidore (Tupikin), Metropolitan Church canon law and state law: conjugations, intersections, mutual influences: Scientific-theological and scientific-legal research. / Under the scientific editorship of Professor IV Ponkin / Smolensk Orthodox Theological Seminary. - Moscow -Smolensk: Scroll, 2022. 144 p.

• Karpuk D. A. Research and teaching activities of the Associate Professor of the St. Petersburg Theological Academy in the Department of Church Law V. G. Solomin (1881-1918) // Bulletin of the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy. 2020. No. 1 (4). pp. 144-167.

• Maksimovich K. A. Athenian syntagma // Orthodox Encyclopedia. - M., 2002. - T. 4. S. 63 - 64.

• Nicodemus (Milash), bishop. Orthodox church law: Comp. according to general ecclesiastical law. sources and private laws in force in autocephalous churches / Per. from Serbian [and preface] Mil. G. Petrovich; Nicodemus, Ep. Dalmatinsky, Doctor of Theology. - St. Petersburg: V.V. Komarov, 1897. - XX, 708 p.

• General Charter of Imperial Russian Universities // Russia. Laws and regulations. - Kyiv: Univ. type., 1872.

• Ostroumov M. A. Essay on Orthodox church law: Part 1. V.1 / M. Ostroumov. - Kharkiv: type. lips. Board, 1893. - 672 p.

• Pekarsky P. P. History of the Imperial Academy of Sciences in St. Petersburg. Volume I. - St. Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1870. 850 p.

• Pidalion: Rules of the Orthodox Church with interpretations: in 4 volumes: trans. from Greek -T. 1: Rules of the Holy Apostles. - Yekaterinburg: Publishing House of the Alexander Nevsky Novo-Tikhvin Convent, 2019. - 400 p.

• Rules of the Orthodox Church with interpretations of Bishop Nicodemus of Dalmatia-Istria: Per. from Serbian T. 1-2 / [Foreword: prof. I. Palmov]. - St. Petersburg: type. St. Petersburg. spiritual academician, 1911-1912. / T. 1. - 1911. - XX, 640 p.; T. 2. - 1912. - VIII, 635 p.

• Rozenkampf G. A. About the Pilot Book: An Introduction to the Composition of Baron G. A. Rozenkampf. St. Petersburg: In the printing house of Karl Kray, 1827.

• Rozenkampf G. A. Review of the helmsman's book in historical form. M., 1829; 2nd edition, St. Petersburg, 1839.

• Smirnov S. K. History of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy / Op. Bachelor of the Moscow Theological Acad. Sergei Smirnov. - Moscow: printing house V. Gauthier, 1855. 428 p.

• Comparative table of statutes of universities in 1884, 1863, 1835 and 1804. - St. Petersburg: typolithography of the St. Petersburg prison, 1901. - 270 stb.

• Sukhova N. Yu Higher Theological School: Problems and Reforms (second half of the 19th century). - Moscow: PSTGU, 2006.

• Sukhova N. Yu. Church law in the Orthodox theological academies of Russia: problems and traditions. Religions of the world. History and Modernity, 2012, pp. 346 - 368.

• Sukhova N. Yu. Russian theological science [Text]: (according to doctoral and master's theses of 1870-1918) / N. Yu. Sukhova; Orthodox St. Tikhon University for the Humanities. - Moscow: PSTGU Publishing House, 2013. 374 p.

• Tomsinov V. A. Legal education and jurisprudence in Russia in the first third of the XIX century. Tutorial. - Moscow: Zertsalo-M, 2011. 280 p.

• Tomsinov V. A. Legal education and jurisprudence in Russia in the XVIII century: Textbook. 2nd edition, enlarged. - M.: Zertsalo-M, 2012. 232 p.

• Tomsinov V. A. Legal education and jurisprudence in Russia in the era of the "great reforms" (60s - early 80s of the XIX century): Textbook. - M.: Zertsalo-M, 2013. 300 p.

• Tomsinov V. A. Legal education and jurisprudence in Russia in the second third of the XIX century. Tutorial. 2- e edition. - Moscow: Zertsalo-M, 2015. 352 p.

• Charter of the St. Petersburg Society for the establishment of schools on the method of mutual education (Bel and Lancaster) // Collection of resolutions on the Ministry of Education. Volume one. Reign of Emperor Alexander I. 1802-1825. Second edition. - St. Petersburg: Printing house of V. S. Balashev, 1875.

• Tsypin V., prot. Church Law Course: Textbook. - Ed. Round table on religious education in the Russian Orthodox Church. - Wedge: Christian. life, 2004. 700 p.

• Tsypin V., archpriest. Canon Law // Orthodox Encyclopedia / Ed. Patriarch of Moscow and All Rus' Kirill. T. XXX: Kamenetz-Podolsk and Gorodok diocese - Caracal. - M .: Church-Scientific Center "Orthodox Encyclopedia", 2012. - S. 367-392.

• Shevyrev, S. P. History of the Imperial Moscow University, written for its centennial anniversary, 1755-1855 / S. P. Shevyrev. - [Repr. ed.]. - M.: Publishing House of Moscow. un-ta, 1998. 581 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.