Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №2. С. 93-109
УДК 348 Иерей Владислав Баган (Баган Владислав Владимирович) Смоленская Православная Духовная Семинария
Духовные академии как ведущие центры развития научной дисциплины «канонического права» в Российской Империи
Аннотация: В представленной статье автор проанализировал историческую роль духовных академий в развитии учебной дисциплины "каноническое право" в Российской Империи в XIX веке. Каноническое право было сравнительно молодой дисциплиной среди богословских наук. В статье показано, какой качественный прорыв совершён в области канонического права стараниями отечественных канонистов XIX века. К концу данного столетия были созданы многочисленные авторские системы церковного права, опубликованы учебные пособия и фундаментальные монографии по церковноправовым вопросам. Тематика затронутых областей исследований самая разнообразная: от церковно-государственных отношений до частных прецедентов семейного права. Ко времени большевистской революции отечественные труды в области канонического права конкурировали с аналогичными исследованиями католических и протестантских авторов. Более того, среди представителей профессорско-преподавательской корпорации духовных академий множество учёных занимали престижные кафедры в светских учебных заведениях и участвовали в законотворческой деятельности Российской Империи.
Ключевые слова: каноническое право; церковное право; система церковного права; источник церковного права; наука церковного права; история права.
Среди высших учебных заведений духовные академии (Московская, Казанская, Санкт-Петербургская, Киевская) более всего способствовали развитию научной дисциплины «каноническое право» в Российской Империи в период XIX - нач. XX вв. Несмотря на сравнительное обилие университетов и иных высших учебных заведений в Российской Империи XIX в., в которых преподавалось научная дисциплина «каноническое (церковное) право», именно высшие духовные школы стали двигателем развития церковноправовой тематики.
Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению развития указанной дисциплины в высших духовных учебных заведениях Российской Империи XIX в., следует обратиться к терминологическому соотношению категорий «церковного» и «канонического» права. Западное разделение категорий было вполне объяснимым, учитывая, что Римско-католическая церковь претендовала
в Х!Х столетии
на государственный статус. Западная концепция предполагала, что в «каноническое» право входили все установления, исходящие от Церкви и касающиеся как внутрицерковных, так и гражданских отношений. Под «церковным» правом понимались все нормы и постановления касательно церковного предмета, исходящие как от государства, так и от церкви. Соответственно основными характеристиками норм церковного (или канонического) права были происхождение и предмет. Православный Восток, учитывая тысячелетнюю симфонию, не знал разделения на церковное и государственное законодательство; западное различие в данном случае не имело значения. Поэтому в дальнейшем в представленной статье мы будем придерживаться традиционного восточнохристианского понимания неразличения церковного и канонического права и использовать данные категории как синонимы.
Каноническое право было сравнительно молодой дисциплиной в Русской Православной Церкви. Первые опыты изучения канонического права восходят к рубежу ХУШ в. и относятся ко времени образовательной реформы Петра I, когда повсеместно стали открываться духовные школы в целях удовлетворения нужд в образованных кандидатах на церковные должности1. Известно одно из учебных пособий 1706 г., по которому вели преподавание в Московской славяно-греко-латинской академии, оно включало в себя разделы, посвященные основам права гражданского и церковного2. Исследовательская работа, посвященная темам канонического права, заключалась в изучении и публикации церковноправовых источников. Например, в 1744 г. ректору Московской славяно-греко-латинской академии архимандриту Порфирию (Крайскому) было поручено сличать с правилами святых отцов издание Номоканона, опубликованного в Киево-Печерской типографии в 1624 г. Многие книги и переводы канонического содержания, напечатанные в московской типографии в первой половине XVIII в., проходили цензуру в Московской Духовной Академии .
До начала XIX века не наблюдалась четкая дифференциация богословских дисциплин. В системе богословских дисциплин духовных учебных заведений XVIII в. не было четкого «логического разграничения между предметами догматическими и нравственными»4. Важнейшим фактором стала инициатива митрополита Платона (Левшина), которым в Московской Славяно-греко-латинской академии в 1776 г. было введено каноническое право как самостоятельная дисциплина. Преподавание канонического права заключалось в комментировании Кормчей книги, по инструкции, автором которой был сам митрополит Платон. В том же критико-экзегетическом духе преподавалось церковное право и в Петербургской духовной академии.
1 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 1.
2 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 140.
3 Там же. С. 131.
4 Там же. С. 140.
В конце XVIII в. важнейшими государственными постановлениями, оказавшими влияние на порядок преподавания богословских дисциплин (к которым относится и каноническое право) в духовных учебных заведениях, стали: Указ Императора Павла I, данный Синоду от 18.12.1797 «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани...»5 и Указ Святейшего Правительствующего Синода от 31.10.1798 «О порядке учения в духовных академиях и семинариях»6. Императорский Указ, направленный на открытие новых духовных Академий был мотивирован «попечением о благоустройстве Церкви и призрением к служащим её, почитая одною из главнейших
п
обязанностей Царствования» . Синодский Указ «О порядке учения в духовных академиях и семинариях» установил своего рода стандарт содержания
о
образования в духовных академиях и семинариях . В состав преподавания богословского учения с этого момента вошли новые науки: «герменевтика, церковная история, пасхалия, пастырское богословие и каноническое право»9. До этого времени, по словам протоиерея С. Смирнова, относительно порядка преподавания руководствовались Указом 1768 г.10, содержавшим подробные предписания касательно порядка преподавания в духовных учебных заведениях. Таким образом, на начальном этапе своего существования богословская дисциплина каноническое право представляла собой последовательную экзегезу церковных правил из Кормчей.
В 1809 г. Комиссией духовных училищ для первого курса Петербургской академии по церковному праву была одобрена следующая программа: «прочитать всю Кормчую. но Кормчую нельзя читать без строгой благоразумной критики»11. Xотя в 1808 г. Комиссией духовных училищ была поставлена задача систематизации канонического права и признана
необходимость в составлении «краткого хронологически-систематического
12
изложения науки» , в проекте Устава духовных академий 1810 г. говорилось: «Каноническое право нашей Церкви требует особенного внимания профессора, тем более, что доселе оно не приведено ещё в надлежащий порядок и должно
13
быть пояснено собственными его (профессора) изысканиями» .
1814 год стал датой рождения канонического права как богословской дисциплины в России. Именно в этом году Комиссией духовных училищ было издано следующее предписание: академическое правление обязуется составить по каноническому праву «краткую систему», куда бы входили правила «св. апостолов, соборов и отцов» и Духовный Регламент как правовой документ, регулирующий жизнь Православной Церкви в Российском государстве
5 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. СПб., 1830. С. 821-823.
6 Там же. С. 427-428.
7 Там же. С. 821.
8 Там же. С. 427.
9 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии... С. 296.
10 Там же. С. 111, 295-296.
11 ОстроумовМ.А. Очерк православного церковного права. Ч. 1. Xарьков, 1893. С. 89-90.
12 Там же.
13 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань, 1903. С. XV.
(Журнал Комиссии духовных училищ от 28.04.1814). Делалось пояснение, что, хотя само по себе каноническое право не игнорировалось ранее и частично изучалось вместе с догматикой, тем не менее «системы права не было составлено»14. Учебные реформы духовного образования 1808 - 1814 гг. в конечном итоге привели не только к новому распределению дисциплин, но и фактически регламентировали и учебные программы, и методы преподавания15.
С этого момента и начинается история канонического права как самостоятельной дисциплины в рамках высших духовных учебных заведений. Центрами формирования канонического права можно называть исключительно духовные академии лишь условно, по той простой причине, что специалистов по этой дисциплине было немного, и они часто меняли место работы, более того, преподавая одновременно как в духовных, так и светских заведениях. Поэтому мы по порядку рассмотрим ситуацию преподавания и изучения канонического права в каждой из духовных академий.
Санкт-Петербургская духовная академия
Развитие научной дисциплины «каноническое право» в Российской Империи началось в Санкт-Петербурге и его духовной школе. Как было описано ранее, на Александровскую эпоху приходится начало преподавания канонического права в систематическом виде. Тем не менее, каноническое право еще не имело значение самостоятельной науки и до 40-х гг. преподавалось в соединении с иными богословскими предметами.
В 1814 г. ректор Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов) составил для второго курса академии конспект по всему спектру богословских дисциплин, в том числе по церковному праву. Данное учебное пособие получило следующее название: «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах»16. В представленной работе дисциплина церковного права была названа как «Богословие правительственное или каноническое право (theologia publicae seu jus canonicum)»17. То, что в составе богословских наук каноническое право
занимало последнее место, автор объяснял тем она «далее всех прочих частей
18
отстоит от средоточия Богословских познаний» . Архимандрит Филарет (Дроздов) выделял следующие разделы канонического права: «понятия о Церкви, соборах и преданиях; церковное чиноначалие; церковное чиноположение; церковное домостроительство (брачное право); церковное судопроизводство»19. Будущий митрополит Московский замечал в своем обозрении, что развитие церковного права в России происходило через
14 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. Санкт-Петербург, 1857. С. 291-292.
15 Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1-2. Вильна, 1908-1909. С. 122-126.
16 Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. СПб., 1814.
17 Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви... С. XV-XVI.
18 Там же.
19 Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах... С. 50-51.
ознакомление с книгами канонов, то есть древний способ изложения канонического права был «собирательный» (сборники правил, изложенных в
хронологическом порядке их происхождения). Архимандрит Филарет оценивал
20
такой способ познания церковного права как «неудобный и недостаточный»20.
21
Он считал, что «потребно исследование и система» . Опыт архимандрита Филарета был несамостоятельным и обладал сугубо богословским характером, без отсылок к юриспруденции. Совершенно непонятно, насколько успешно использовались наработки архимандрита Филарета (Дроздова) по каноническому праву, учитывая тот факт, что первый полноценный учебник по этой дисциплине был издан лишь к середине XIX столетия.
Положительный импульс интенсивному становлению канонического права как самостоятельной учебной дисциплине дали многочисленные труды по церковной истории и различным областям теологии в XIX в. Вышеупомянутый
митрополит Платон (Левшин) в своем пособии «Краткая церковная российская
22
история»22 часто обращался к области канонического права в преломлении отечественной истории. Пятитомный «Церковный словарь» П.А. Алексеева (одобрен митрополитом Платоном) закрепил ряд дефиниций таких значимых понятий канонического права, как «закон», «законоучитель», «закон веры», «канон», «канонник», «правило», «правда» и др.23Традицию исторических обозрений митрополита Платона (Левшина) в 1820-е гг. продолжили митрополит Евгений (Болховитинов) в работе «Историческое обозрение
24
российского законоположения» и Г.А. Розенкампф в монографии «Обозрение Кормчей книги в историческом виде»25. Как и в предыдущем столетии, развитию канонического права способствовали многочисленные публикации источников церковного права. Важнейшим событием стало издание в 1839 г. сборника канонов «Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец»26. Далее в 1843 - 1848 гг. издавался многотомник «Творения святых отцов»27, который хотя и не был посвящен непосредственно каноническому праву, содержал немалые объемы референтных толкований.
Среди общих работ по теологии, более всего способствовавших развитию канонического права как самостоятельной учебной дисциплины, нельзя не
упомянуть труд митрополита Макария (Булгакова) «Введение в православное
28
богословие»28. Владыка Макарий, будучи самым плодовитым писателем середины XIX столетия в Русской Православной Церкви, более известен как автор многотомника по истории РПЦ и учебного пособия по догматическому
20 Там же.
21 Там же.
22 Платон (Левшин), митр. Краткая церковная российская история. Т. 1. Москва, 1805.
23 Алексеев П.А. Церковный словарь. СПб., 1817-1819.
24 Евгений (Болховитинов), митр. Историческое обозрение российского законоположения. СПб., 1826.
25 Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. Москва, 1829.
26 Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. СПб., 1893.
27 Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Москва, 18431915.
28 Макарий (Булгаков), архим. Введение в православное богословие. Санкт-Петербург, 1884.
богословию, хотя он своим «Введением...» обеспечил и движение в области канонического права. Впервые эта работа увидела свет в 1847 г., но впоследствии ввиду ее крайней востребованности целых пять раз переиздавалась. Предметом канонического права митрополит Макарий считал «христианское управление», которое должно изучаться в трех направлениях: историческое обозрение развития права, анализ действующего права и
29
сравнение с иноконфессиональными системами права . В дисциплине канонического права (церковного законоведения) Макарий (Булгаков) выделял два тематических ядра: внутреннее (правила церковного сообщества) и внешнее (взаимоотношения с иными сообществами) право Церкви. В конечном счете, у Макария (Булгакова) складывалась трехчастная система канонического права, по которой в первом разделе исследовались первоначальные права и исторические основания «канонического права», далее изучалось внутреннее право Церкви (каноны, регулирующие устройство Церкви, как особого общества верующих), а в заключительном разделе обращали внимание на внешнее право Церкви (отношение Церкви к обществу гражданскому, иноверцам). Стоит отметить, что многие канонисты впоследствии брали за основу систему церковного права, предложенную митрополитом Макарием
30
(Булгаковым) .
В Петербургской духовной академии такой отдельной дисциплины как каноническое право не было до 1842 г. Ранее она соединялась с догматическим
31
богословием . В 1842 г. каноническое право (церковное законоведение) получило значение самостоятельной науки и учебной дисциплины, с поручением её наставнику - профессору, доктору богословия, архимандриту
32
Иоанну (Соколову)32. Кафедра церковного законоведения стала действовать там, как минимум, уже к 1844 г. Архимандрит Иоанн (Соколов) в декабре 1844 г. был переведен в Петербургскую академию на кафедру каноники, где преподавал данную дисциплину по 1854 г. включительно. На основании лекций по церковному законоведению было составлено учебное пособие «Опыт курса церковного законоведения»34, за которое архимандрит Иоанн (Соколов) получил степень доктора богословия и приобрел репутацию первого русского
35
канониста и «отца новой науки православного церковного права» . Эту работу он превратил в полноценный учебник в 2 томах, увидевший свет ещё в 1851 г.36 Продолжение этого его труда вышло отрывками в «Православном собеседнике»
'УП
в 1858-1863 гг. и в «Христианском чтении» в 1863 - 1866 гг. Учебник
29 Там же. С. 672.
30 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С. 15.
31 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии... С. 133.
32 Там же. С. 292.
33 Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871). М., 1871. С. 490.
34 Там же. С. 491.
35 Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: Сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах. Санкт-Петербург, 1897. С. 25.
36 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., 1851.
37 Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871)... С. 491.
архимандрита Иоанна (Соколова) явился «первой серьёзной попыткой не компилятивного, а научного изложения системы церковного права» и отличался «ясностью изложения, богословской глубиной интерпретации
38
древних канонов, проницательным историзмом в оценке источников»38.
Система «церковного законоведения» Иоанна (Соколова) соотносилась с принципами трехчастного построения научной дисциплины «канонического
39
права», предложенными Макарием (Булгаковым)39. Подход Иоанна (Соколова) может охарактеризовать как «историко-герменевтический». Начальным предметом «церковного законоведения» являлось обозрение и изучение церковных источников, «церковного права и законов, как в историческом, так и каноническом смысле»40. Далее необходимо исследовать «основные начала церковного права»41. Завершающим элементом системы «церковного законоведения» было исследование действующих законов управления Церкви и
42
изучение церковной практики . Архимандрит Иоанн писал, что главная задача церковного права - «не сочинять законы для церкви, а только с благоговейным
43
вниманием изучать положительные ее правила»43, поэтому главная задача -«изучить содержание церковных прав и законов, изложить их в общей связи между собой и в систематическом порядке»44. Конструкция системы церковного права в трактовке преосвященного Иоанна (Соколова) оставалась богословской «в широком смысле слова»45. Тем не менее, Иоанн (Соколов) понимал невозможность построения системы «церковного законоведения» без
46
научного изложения канонического материала . Киевская духовная академия
Новаторами в области развития церковного права стали учебные заведения Киева. Середина XIX столетия выделяет Киев как центр разработки системы церковного права на основании научной деятельности двух образовательных учреждений. Киевская Духовная академия и Императорский университет св. Владимира стали инициаторами формирования церковного права как самостоятельной дисциплины. В том числе на это развитие повлияли изменения в Уставе университетов от 1815 г., по которым в учебную программу юридического факультета вводился предмет «церковного законоведения»47.
В.И. Аскоченский в своей монографии «История Киевской духовной
48
академии, по преобразовании ее в 1819 году»48 подробнейшим образом описал
38 Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX: Каменец-Подольская и Городокская епархия - Каракал. М., 2012. С. 390.
39 ПрокошевП.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 15.
40 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения... С. 10.
41 Там же. С. 11.
42 Там же.
43 Там же. С. 19.
44 Там же. С. 9-10.
45 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 49.
46 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения... С. 16.
47 Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви Х1-ХХ! вв.): учебное пособие. М., 2017. С. 13.
48 Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863.
событие выхода в свет первого учебника по каноническому праву. До середины XIX в. характер преподавания дисциплины канонического права не зависел от утвержденного учебной программой плана. В 1837 г. в Киевском университете была учреждена кафедра церковного права, которую возглавил протоиерей Иоанн Скворцов. В том же году Киевская духовная академия предложила ввести в преподавательскую программу науку церковного права, поручив её все тому же отцу Иоанну, как уже занимающемуся данным предметом в другом высшем учебном заведении»49. Лишь через десятилетие, в 1848 г. учебник по церковному праву «Записки по церковному законоведению» протоиерея Иоанна Скворцова был опубликован50. Как дореволюционные исследователи51, так и современные историки церковного права52 считают данное пособие первой попыткой систематического изложения церковного права, первым русским учебником по каноническому праву.
Протоиерей Иоанн Скворцов считал, что дисциплина «церковного законоведения» могла развиваться в двух направлениях. Во-первых, он отмечал факт разнообразия и многочисленности церковных правил и законов. Этот канонический свод необходимо было научно систематизировать. Во-вторых, протоиерей Иоанн Скворцов настаивал на научном подходе в отношении изучения состава и устройства Церкви, выявлении общих принципов и закономерностей в системе канонического права. «Записки по церковному законоведению» состояли из двух равнозначных разделов: состав и
53
благоустройство Церкви; перечень и содержание церковных действий . Первый раздел был посвящен свойствам власти и управления в Церкви, церковной иерархии, системе церковных званий и должностей. Второй раздел отражал всю совокупность церковных действий: церковное учение, богослужение и священнодействие, церковный суд и дисциплина, взаимодействие с иными конфессиями и вероучениями54. Протоиерей Иоанн Скворцов отмечал, что предметом церковного законоведения могут быть как правила церковного происхождения, так и законы «церковно-гражданские»55. Тем не менее, протоиерей Иоанн, будучи типичным представителем теологического направления развития церковного права, склонялся к обоснованию системы церковных канонов посредством богословских установок56.
В 1850 году Святейший Синод постановил поручить правлению Киевской духовной академии немедленно распорядиться составлением программы для преподавания «церковного законоведения в университетах и других высших
49 Там же. С. 155.
50 Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Казань, 1848.
51 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 32.
52 ЦыпинВ., прот. Каноническое право... С. 390.
53 Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению... С. 1-2.
54 Там же.
55 Там же.
56 ПрокошевП.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 32.
57
учебных заведениях» . Параллельно, в 1851 году Конференция Санкт-Петербургской духовной академии (по определению Священного Синода) составила программу по церковному законоведению - для «учебных заведений
58
Министерства народного просвещения»58.
Этот и другие труды выступили своего рода фундаментом для дальнейшего построения научной системы канонического права. Тем не менее, еще в 60-е гг. XIX в. многие отмечали, что каноническое право нашей Церкви не приведено ещё в надлежащий порядок59. Таким образом, расцвет учебной литературы по канонической дисциплине богословского направления пришелся на середину XIX в. С течением времени развитие церковного права обозначалось смещением акцента с богословского аспекта на юридический. Тем не менее, еще оставалась плеяда исследователей, которые старались не выводить дисциплину церковного права за границы теологии. Отметим, что попытки этих исследователей достаточно резко воспринимались коллегами-канонистами юридического направления. Ведь юридический подход в области церковного права стал господствующим к последней четверти XIX в. Отметим несколько ученых, относящихся к богословскому направлению этого периода.
Ученик протоиерея Иоанна Скворцова, профессор КДА и Императорского Университета св. Владимира Петр Александрович Лашкарёв написал в 1886 г. специальную работу «Система церковного права»60. В своей работе он опирался на классическую систему церковного права Преосвященного Иоанна (Соколова) «Опыт курса церковного законоведения», самого распространенного пособия богословской направленности XIX в. Однако опыт Лашкарёва был критически воспринят многими специалистами как невнятный61. Лашкарёв считал, что право Православной Церкви -исключительно греко-римское и византийское, поэтому в исследовании церковного права необходимо намеренно дистанцироваться от современных юридических принципов и теорий и возвращаться к критериям античного права62. Лашкарёв следующим образом разъяснял свою позицию: «наука права православной церкви ... должна более или менее отрешать нас от установившихся в настоящее время юридических принципов и теорий, возвращать к воззрениям и принципам мира античного... В ряду других юридических наук ... она должна уметь износить из своих сокровищниц ветхое перед лицом новых. Когда выделится она "архаизмом мудрости", она займет почетное положение и между другими юридическими науками»63. Профессор И.С. Бердников рассматривал подобный подход как крайне устаревший и
57 Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году... С. 278.
58 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии... С. 413.
59 Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году... С. 18, 155.
60 Лашкарев П.А. Система церковного права. Житомир, 1886.
61 Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 72.
62 Лашкарев П.А. Система церковного права... С. 1-11.
63 Цит. по: Бердников И.С. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинений проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896. С .37.
обращающий науку церковного права вспять64. Все методологические недостатки работы Лашкарёва связаны с концептуальной потребностью оставлять церковное право исключительно в рамках теологии65. Опять же это концептуальная особенность возвращает нас к системе Иоанна (Соколова). Характерным отличием методики курса церковного права, используемой архимандритом Иоанном (Соколовым), был так называемый историко-герменевтический подход. Он реализовывался в двухчастной системе: первый раздел рассматривал этапы формирования канонического корпуса Церкви, а второй растолковывал и анализировал отдельные каноны в их хронологической последовательности.
Результатом теологического подхода стала публикация П.А. Лашкарёвым авторского курса лекций «Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву», составленного в 1886 - 1889 гг.66 Дореволюционный исследователь С.Т. Голубев в узкоспециализированном теологическом подходе в церковноправовой области, которого придерживался Лашкарёв, видел разрыв дисциплины канонического права с юридическим фундаментом и также повреждение естественных связей церковного с гражданским и государственным правом. Тем не менее, профессор П.А. Лашкарёв внес определенный вклад в становление церковного права как самостоятельной дисциплины. Его учебные программы, курсы лекций и монографии по отдельным церковноправовым вопросам оставались популярными не только в академической среди Киева. В частности, его анализ канонического права посредством источников римского права до сих пор сохраняет свое значение.
Завершая данный раздел развития канонического права в Киевской духовной академии, стоит отметить, что Киев стал центром развития канонического права Римско-католической церкви. Такие исследователи, как профессор Ю.К. Ходьскевич и И.П. Головинский способствовали развитию канонического права Римско-католической церкви в Российской Империи.
Московская духовная академия
Учебная дисциплина «Каноническое право» в Московской духовной академии по сравнению с высшими духовными заведениями Санкт-Петербургом и Киевом стала развиваться значительно позже. В 1814 г. в момент открытия Московской духовной академии ректор Санкт-Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов) отправил в новое открывшееся учебное заведение своих воспитанников, снабдил их всеми учебными программами67.
64 Бердников И.С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва, 1887. Казань, 1891. С. 43.
65 ПрокошевП.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского... С. 72.
66 Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву П. Лашкарева. СПб.; Киев, 1889.
67 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии... С. 4, 31, 44.
К 1840 г. повсеместно каноническое право становилось отдельной дисциплиной. В Московской духовной академии первым стал преподавать «церковное законоведение» архимандрит Евсевий (Орлинский). Наиболее известным канонистом в МДА стал И.Н. Аничков-Платонов (1842-1854 гг.). Последнему удалось сконструировать систему церковного права, хотя требовались громадные усилия для ее создания, ведь продолжительное время каноническое право оставалось неоформленным и не дифференцированным68. Ректору Московской духовной академии А.В. Горскому удалось превратить свое учебное заведение в серьезное научное учреждение, лозунг которого состоял в следующем: «Вера, осмысленная и обоснованная знанием, и наука,
69
очищенная и возвышенная парениями веры»69.
Ординарный профессор Московской Духовной академии Николай Александрович Заозерский (1851-1919) как один из наиболее известных церковных правоведов XIX в. и автор многочисленных монографий по церковному праву, не оставил нам полноценного учебника. Тем не менее, его можно назвать одним из крупнейших представителей юридического направления в науке канонического права.
Главной концептуальной работой, где можно было раскрыть авторское понимание церковного права как научной дисциплины, является его монография «Право православной греко-восточной русской церкви как предмет
70
специальной юридической науки»70. В данной монографии он пошел от общего к частному, проанализировав прежде всего категорию «права», исследовав все вводные темы, касающиеся правоведения: происхождение права, классификация права, виды права, публичное и частное право. После обширной вводной части Н.А. Заозерский обращается к церковному праву как особенному виду права. Далее профессор Заозерский обратился к тематике церковно-государственных отношений в исторической ретроспективе, сконцентрировав свое внимание на конкретном случае правового положения Русского Православия в Российской Империи в хронологической последовательности. Тематика правовой специфики Церкви в России примечательна и самобытна: верность греко-восточным традициям, пиетет перед царской властью, статус российского государя в Церкви. Свою краткую монографию Н.А. Заозерский завершает размышлением относительно задач научной дисциплины церковного права. Первостепенными задачами этой науки профессор Заозерский считал научную кодификацию канонов и систематизацию церковного права. Эти задачи осуществлялись на основании строгого исторического исследования
71
источников церковного права . Самостоятельность церковного права как отдельной научной дисциплины обусловлена была двумя факторами:
68 Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии... С. 44.
69 Глубоковский Н.Н. За тридцать лет. К столетнему юбилею Императорской Московской духовной академии. М., 1914. С. 6.
70 Заозерский Н.А. Право Православной греко-восточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.
71 Там же. С. 141.
расположением норм церковного права в системе общего права и его сравнительным анализом с иными юридическими и богословскими науками. В конечном итоге Заозерский задался целью обосновать юридическую природу церковного права и его самостоятельность среди юридических наук.
После русской революции 1905 года Николай Александрович Заозерский стал одним из инициаторов обновленческого движения. Заозерского и его исследования по каноническому праву отличала актуальность и современность. Тематика его работ была самой разнообразной: церковно-государственные отношения, созыв Поместного Собора, приходской устав, гражданский брак и развод, и пр. Заозерский писал по церковноправовым вопросам даже в период большевизма, когда, к примеру, тема канонов и церковных норм была не столь актуальна.
Известен традиционный и консервативный дух Московской духовной академии. Тем не менее, удивительно, но к началу XX века именно профессорско-преподавательской корпорацией высказывались достаточно радикальные высказывания относительно будущего реформирования существующей системы государственно-церковных отношений и норм церковного права. Одним из главных представителей этого реформистского направления был именно Н. А. Заозерский.
Казанская духовная академия
Первые ученые труды по церковному праву в России принадлежали ученым духовной богословской школы. Так в 1844 г. профессор богословия и канонического права в Казанском университете архимандрит Гавриил (Воскресенский) стал зачинателем науки «церковное право», когда издал краткое учебное пособие «Понятие о церковном праве и его история» . Эта работа станет впоследствии классическим введением в предмет «церковного права». Как первый отечественный ученый-канонист определял понятие учебной дисциплины «церковного права»? «Церковное право есть наука о законах, принятых Апостолами, соборами, святыми Отцами и всею церковью во всегдашнее руководство при суждении о делах, суду церковному подлежащих, с тою целью, чтобы в обществе Христианском все благообразно и
73
благочинно происходило» . Стоит отметить, что предметом «церковного права» отец архимандрит считал «внешнее благоустройство Церкви»: «церковное право есть богословие, раскрытое в законах и законоправильных, а особенно обрядовых и таинственных действиях, составляющих видимую жизнь
74
церкви»74.
Буквально через несколько лет с таким же определением предмета «церковного права» (точнее «церковного законоведения») выступил архимандрит Иоанн (Соколов): «изучение содержания церковных законов,
72 Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1844.
73 Там же. С. 3.
74 Там же.
7 5
изложение их в общей связи между собой и в систематическом порядке»75. Архимандрит Гавриил (Воскресенский) впервые ввел классификацию источников церковного права. Источники «церковного права» разделялись на две неравноценные группы. К «первичным» относились Писание, каноны Соборов и Отцов, Кормчая книга, богослужебный Устав, Духовный регламент и пр. В состав «вспомогательных входили многочисленные сочинение христианских писателей, правовой опыт иных Поместных Православных церквей или других конфессий76.
Хотя фундаментальное исследование архимандрита Гавриила редко упоминалось последующими канонистами, бесспорным является тот факт, что оно стало определяющим для последующих построений систем церковного права. Все же можно сказать, что «Понятие о церковном праве и его история» в какой-то степени дало общее направление движения «церковного права» как юридической науки, несмотря на принадлежность автора духовному сословию.
В Казанской духовной академии необходимо отметить труды магистра церковного права Н.Д. Кузнецова. Он занимался проблемами церковно-имущественного права, в частности написал работу «К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России» (Сергиев Посад, 1907). Кроме того, он активно изучал вопросы государственно-церковных отношений. После революции 1917 г. он стал консультантом патриарха Тихона по юридическим вопросам. В 1918 г. открыто выступил против декрета «Об отделении Церкви от государства». 15 апреля 1918 г. он направил в Совнарком письмо, в котором указал, что ради духовных интересов государства нельзя признавать необходимым его отделение от
77
Церкви77.
Резюмируя вышесказанное в отношении исторической роли духовных академий как ведущих центров развития канонического права в Российской Империи в XIX столетии, следует выделить несколько важных тенденций.
Каноническое право, как научная дисциплина, развивалось в крупных городах Российской Империи, учитывая, что именно там существовали высшие учебные заведения как духовной, так и юридической специализации. Центрами формирования канонического права можно называть исключительно духовные академии лишь условно, по той простой причине, что специалистов по этой дисциплине было немного, и они часто меняли место работы, более того преподавая одновременно как в духовных, так и светских заведениях. Распространённая ситуация, когда ведущий специалист в области канонического права преподавал на нескольких кафедрах духовного и светского заведения.
75 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения... С. 9-10.
76 Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история... С .7-9.
77 Лапин П.Д. Памяти профессора И.С. Бердникова. Казань, 1915. С. 15.
Развитие канонического права в Российской Империи - плод энтузиазма отдельных ученых и исследователей, а не планомерная и систематическая работа, несмотря даже на государственные указы и постановления, формально поощряющие это развитие. В становлении канонического права играл важное значение личностный фактор. Учитывая, что это была деятельность небольшой и сплоченной группы исследователей-энтузиастов, отечественные канонисты были хорошо знакомы с трудами своих коллег; можно говорить о интенсивном взаимообмене идеями и концепциями (это подтверждает значительный массив рецензий на канонические монографии). На основании оставшихся рецензий на каноническую литературу можно говорить о сплоченном сообществе единомышленников, поддерживающих друг друга. Это объясняется в том числе и определенного рода непопулярностью науки церковного права среди светских учащихся, и неоднозначным отношением властей (церковных и светских) к разработке церковноправовых вопросов.
Научные школы церковного права не оформились по географическому принципу по причине крайней ограниченности кафедр (одно место по кафедре церковного права), то есть преемственность в классическом смысле не наблюдалась. Но она все ж существовала и основывалась на приверженности конкретным системам церковного права, предлагаемым различными учеными. Поэтому к началу XX века все же наблюдались отдельные направления и тенденции в области церковного права.
Литература
1. Алексеев П.А. Церковный словарь. СПб.: Тип. Ивана Глазунова 1817-1819.
2. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб.: типография Э. Веймара, 1863. 282 с.
3. Бердников И.С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва, 1887. Казань: типография Императорского Университета, 1891. 89 с.
4. Бердников И.С. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинений проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань: типография Императорского Университета, 1896. 50 с.
5. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Казань: типография Императорского Университета, 1903. 324 с.
6. Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань: типография Императорского Университета, 1844. 34 с.
7. Глубоковский Н.Н. За тридцать лет. К столетнему юбилею Императорской Московской духовной академии. М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. 19 с.
8. Евгений (Болховитинов), митр. Историческое обозрение российского законоположения. СПб.: типография И. Глазунова, 1826. [4], CXXXI с.
9. Заозерский Н.А. Право Православной греко-восточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М.: тип. Волчанинова, 1888. 144 с.
10. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: типография Императорского Университета, 1881. 807 с.
11. Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб.: тип. Фишера, 1851. 515 с.
12. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. СПб.: Синодальная типография, 1893. 408, 69 с.
13. Лапин П.Д. Памяти профессора И.С. Бердникова. Казань: Центр. тип., 1915. 16 с.
14. Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву П. Лашкарева. СПб.; Киев: Оглоблин, 1889. 213 с.
15. Лашкарев П.А. Система церковного права. Житомир: тип. и лит. насл. С. Бродовича, 1886. 224 с.
16. Макарий (Булгаков), архим. Введение в православное богословие. Санкт-Петербург, 1884. 486 с.
17. Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: Сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах. Санкт-Петербург: ВВ. Комаров, 1897. XX, 708 с.
18. Остроумов М.А. Очерк православного церковного права. Ч. 1. Харьков: тип. Губ. правл., 1893. 672 с.
19. Платон (Левшин), митр. Краткая церковная российская история. Т. 1. Москва: В Синодальной типографии, 1805. 388 с.
20. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
21. Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. 389 с.
22. Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. Москва: Общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1829. 756 с.
23. Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871). М.: Типография Грачева, 1871. 2228 с.
24. Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Казань: Университетская типография, 1848. 276 с.
25. Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М.: Типография В. Готье, 1855. 428 с.
26. Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви Х1-ХХ! вв.): учебное пособие. М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. 400 с.
27. Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Москва, 1843-1915.
28. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1-2. Вильна: тип. «Рус. почин», 1908-1909. 385 с.
29. Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. СПб.: в типографии И. Иоаннесова, 1814. 56 с.
30. Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX: Каменец-Подольская и Городокская епархия - Каракал. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. С. 367-392.
31. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. Санкт-Петербург: Тип. Я. Трея, 1857. 458 с.
Priest Vladislav Bagan (Bagan Vladislav Vladimirovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary
Theological academies as the leading centers for the development of the scientific discipline of "canon law" in the Russian Empire
in the 19th century
Abstract: in the presented article, the author analyzed the historical role of theological academies in the development of the academic discipline of "canon law" in the Russian Empire in the 19th century. Canon law was a relatively young discipline among the theological sciences. The article shows what a qualitative breakthrough was made in the field of canon law through the efforts of Russian canonists of the 19th century. By the end of the century, numerous copyright systems of church law were created, textbooks and fundamental monographs on church law issues were published. The topics covered in the areas of research involved are very diverse: from church-state relations to private precedents of family law. By the time of the Bolshevik Revolution, domestic developments in the field of canon law competed with similar studies by Catholic and Protestant authors. Moreover, among the representatives of the teaching corporation of theological academies, many scientists occupied prestigious departments in secular educational institutions and participated in the legislative activities of the Russian Empire.
Keywords: canon law; church law; system of church law; source of church law; science of church law; history of law.
References
Alekseev P.A. Tserkovnyi slovar' [Church Dictionary]. Saint-Petersburg, 1817-1819.
Askochenskii V.I. Istoriia Kievskoi dukhovnoi akademii, po preobrazovanii ee v 1819 godu [The history of the Kiev Theological Academy, after its transformation in 1819]. Saint-Petersburg, 1863.
Berdnikov I.S. Neskol'ko slov po povodu retsenzii na issledovanie professora A. S. Pavlova o 50-i glave Kormchei knigi. Moskva, 1887 [A few words about the reviews of the research of Professor A. S. Pavlov about the 50th chapter of the Book Pilots. Moscow, 1887]. Kazan, 1891.
Berdnikov I.S. Arkhaicheskoe napravlenie v tserkovnom prave: (Kriticheskii razbor sochinenii prof. Kiev. akad. P. Lashkareva: Pravo tserkovnoe v ego osnovakh, vidakh i istochnikakh. Kiev, 1886) [Archaic direction in church law: (Critical analysis of the works of prof. Kiev. Academician P. Lashkarev: Church law in its foundations, types and sources. Kiev, 1886)]. Kazan, 1896.
Berdnikov I.S. Kratkii kurs tserkovnogo prava pravoslavnoi tserkvi [A short course in ecclesiastical law of the Orthodox Church]. Kazan, 1903.
Gavriil (Voskresenskii), arkhim. Poniatie o tserkovnom prave i ego istoriia [The concept of church law and its history]. Kazan, 1844.
Glubokovskii N.N. Za tridtsat' let. K stoletnemu iubileiu Imperatorskoi Moskovskoi dukhovnoi akademii [For thirty years. To the centenary of the Imperial Moscow Theological Academy]. Moscow, 1914.
Evgenii (Bolkhovitinov), mitr. Istoricheskoe obozrenie rossiiskogo zakonopolozheniia [Historical review of the Russian legislation]. Saint-Petersburg, 1826.
Znamenskii P.V. Dukhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 goda [Theological schools in Russia before the 1808 reform]. Kazan, 1881.
Ioann (Sokolov), arkhim. Opyt kursa tserkovnogo zakonovedeniia [Experience of the course in church jurisprudence]. Saint-Petersburg, 1851, vol. 1.
Kniga Pravil Sviatykh Apostol, Sviatykh Soborov Vselenskikh i Pomestnykh, i Sviatykh Otets [The Book of the Rules of the Holy Apostles, Holy Councils, Ecumenical and Local, and Holy Fathers]. Saint-Petersburg, 1893.
Lapin P.D. Pamiati professora I.S. Berdnikova [In memory of professor I.S. Berdnikov]. Kazan, 1915.
Lashkarev P.A. Pravo tserkovnoe v ego osnovakh, vidakh i istochnikakh. Iz chtenii po tserkovnomu pravu P. Lashkareva [Church law in its foundations, types and sources. From the readings on church law P. Lashkarev]. Saint-Petersburg; Kiev, 1889.
Lashkarev P.A. Sistema tserkovnogoprava [The system of church law]. Zhitomir, 1886.
Makarii (Bulgakov), arkhim. Vvedenie v pravoslavnoe bogoslovie [Introduction to Orthodox Theology]. Saint-Petersburg, 1884.
Nikodim (Milash), ep. Pravoslavnoe tserkovnoe pravo: Sost. po obshchim tserkovno-iurid. istochnikam i chastnym zakonam, deistvuiushchim v avtokefal'nykh tserkvakh [Orthodox Church Law: Comp. according to general church law. sources and private laws in force in autocephalous churches]. Saint-Petersburg, 1897.
Ostroumov M.A. Ocherk pravoslavnogo tserkovnogo prava [Essay on Orthodox Church Law]. Kharkov, 1893, part 1.
Platon (Levshin), mitr. Kratkaia tserkovnaia rossiiskaia istoriia [Brief Church Russian History]. Moscow, 1805, vol. 1.
Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobranie Pervoe. 1649-1825 gg. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Meeting First. 1649-1825]. Saint-Petersburg, 1830.
Prokoshev P.A. Kanonicheskie trudy Ioanna, episkopa Smolenskogo [Canonical Works of John, Bishop of Smolensk]. Kazan, 1895.
Rozenkampf G.A. Obozrenie Kormchei knigi v istoricheskom vide [Historical review of the book by Kormchey. Moscow: Society of History and Antiquities grew. at Moscow]. Moscow: Obshchestvo istorii i drevnostei ros. pri Mosk. un-te, 1829.
Russkii arkhiv, izdavaemyi pri Chertkovskoi biblioteke Petrom Bartenevym. God deviatyi (1871) [Russian archive published at the Chertkovo library by Pyotr Bartenev. The ninth year (1871)]. Moscow, 1871.
Skvortsov I.M. Zapiski po tserkovnomu zakonovedeniiu [Notes on Church Jurisprudence]. Kazan, 1848.
Smirnov S., prot. Istoriia Moskovskoi slaviano-greko-latinskoi akademii [History of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy]. Moscow, 1855.
Smykalin A.S. Kanonicheskoe pravo (na primere Russkoi pravoslavnoi tserkvi XI-XXI vv.): uchebnoe posobie [Canon law (on the example of the Russian Orthodox Church of the 11th - 21st centuries): a textbook]. Moscow, 2017.
Tvoreniia Sviatykh Ottsov v russkom perevode, izdavaemye pri Moskovskoi dukhovnoi akademii [Creations of the Holy Fathers in Russian translation, published at the Moscow Theological Academy]. Moscow, 1843-1915.
Titlinov B.V. Dukhovnaia shkola v Rossii v XIXstoletii [Theological school in Russia in the 19th century]. Vilna, 1908-1909.
Filaret (Drozdov), sviat. Obozrenie bogoslovskikh nauk v otnoshenii k prepodavaniiu ikh v vysshikh dukhovnykh uchilishchakh [Review of theological sciences in relation to their teaching in higher religious schools]. Saint-Petersburg, 1814.
Tsypin V., prot. 2012. Kanonicheskoe pravo [Canon law]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia], 2012, vol. XXX: Kamenets-Podol'skaia i Gorodokskaia eparkhiia -Karakal, pp. 367-392.
Chistovich I.A. Istoriia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii [History of the St. Petersburg Theological Academy]. Saint-Petersburg, 1857.