мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия
Трактовка ричеркара в цикле «Musica ricercata» Д. Лигети
9
24
Михайлова Екатерина Алексеевна
студентка композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Научный руководитель: канд. иск. Попов С. С. E-mail: [email protected]
В статье рассматривается старинный жанр ричеркара в творчестве Лигети. Дается краткая характеристика жанра, прослеживается его развитие в цикле «Musica ricercata». Ключевые слова: Лигети, ричеркар, полифония, линеарность, «Musica ricercata», жанр
После того, как функциональная гармония в конце XIX века пришла в фазу кризиса, о чем справедливо пишет Э. Курт в своей работе «Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера», на смену главенства вертикали пришло главенство линейно-мелодических связей: «Чисто мелодическая сила линеарного течения утверждает себя в своей растущей независимости от всех гармонических соотношений и вступает в борьбу с тональным принципом с классическими правилами письма» [6, 332]. Образовались новые ладовые формы: политональность, новая модальность, додекафония. По-
скольку вертикаль утратила свое формообразующее значение в связи с расшатыванием и децентрализацией тональной системы, расширенная хроматическая тональность и атональность стали идеальным контекстом для активного проявления линеарного начала и полифонической техники.
Многие композиторы XX века (П. Хиндемит, Д. Шостакович, Р. Щедрин и др.) стали активно обращаться к разнообразным полифоническим приемам (сложному контрапункту, двойным и тройным канонам, ракоходным и инверсионным преобразованиям тематического материала и др.), а также к жанрам и формам старинной музыки. Многие жанры и формы были переосмыслены.
В творчестве венгерского композитора Дьердя Лигети (1923-2006) полифоническая техника представлена разнопла-ново. Он использовал старинные жанры (ричеркар, инвенция и т. д.) и приемы, а также открыл свой собственный вид полифонии, который получил название «микрополифония» и стал основой новой композиторской техники — сонорики.
Полифония привлекала композитора с самого начала творческого пути. Вершинами его раннего творчества являются циклы «Musica ricercata» для фортепиано соло (1953) и цикл из трех тетрадей (третья не закончена) «Études». Р. Разгуляев пишет, что «оба цикла создавались автором в моменты кардинального переосмысления своих эстетических
и музыкальных концепций; оба раза Лигети по сути изобретал новый музыкальный язык» [7, 14]. В «Musica ricercata» в качестве жанровой опоры композитор выбрал ричеркар.
Слово «ричеркар» происходит от итальянского слова «ricercare», что означает «искать». Ричеркар возник в XVI веке. Ранние его образцы представляют собой небольшие импровизационные пьесы (типа интонаций и преамбул), в основном аккордового склада, с краткими пассажными фрагментами. Они дошли до нас в лютневых табулатурах. Сначала ричеркар был многотемным, приближенным к мотетным формам. В XVII веке в творчестве Я. Свелинка и Дж. Фрескобальди жанр ричеркара превратился в однотемную имитационную форму, близкую фуге, насыщенную различными полифоническими приемами (увеличениями, уменьшениями, ракоходами, сложными контрапунктами, стреттами и т. д.). В отличие от фуги, ричер-кар не имел интермедий. Тони-ко-доминантовые соотношения пронизывали всю форму произведения. В дальнейшем ричерка-ры все больше стали походить на фугу, и в XVIII веке композиторы перестали писать в этом жанре. Возрождение интереса к жанру ричеркара произошло в XX веке в творчестве Б. Мартину, А. Казел-лы, Д. Лигети, И. Стравинского, Ю. Буцко.
Цикл «Musica ricercata» Лигети состоит из 11 пьес: десяти «прелюдий» и ричеркара. Цикл
Михайлова е. а. трактовка ричеркара в цикле «música ricercata» д. лигети
имеет сквозное развитие по типу мотетных блоков. Оно было характерно для многотемных ричеркаров, произошедших от мотета. В цикле Лигети прослеживается развитие ричеркара от небольших импровизационных пьес-преамбул XVI века к одно-темному ричеркару эпохи Фре-скобальди.
В каждой пьесе цикла осуществляется постепенное на-
ращивание звуков: от одного до двенадцати. Оно происходит в двух направлениях, которые можно было бы назвать «количественным» и «качественным». Количественное наращивание выражается в том, что каждый номер строится на определенном числе звуков. В первом номере задействуются два звука (правда, второй звук появляется в самом конце), во вто-
ром — три, в третьем — четыре и т. д. Таким образом, к последнему номеру достигается две-надцатитоновость. Качественное наращивание заключается в постепенном включении новых звуков, еще не встречавшихся в предыдущих номерах. В этом аспекте появление последнего (незадействованного ранее) двенадцатого тона происходит уже в пятом номере:
№ пьесы Количество звуков в номерах Звуковой состав
1 2 звука a, d
2 3 звука eis, fis, g
3 4 звука c, es, e, g
4 5 звуков b, fis, a, g, gis
5 6 звуков cis, h, d, as, f, g
6 7 звуков e, cis, h, a, fis (пентатоника), g, d
7 8 звуков f, g, b, c, es, g, a, as
8 9 звуков d, e, h, cis, a, gis, g, fis, c
9 10 звуков cis, fis, ais, d, h, dis, f, a, c, gis
10 11 звуков h, d, dis, e, f, ges, g, as, cis, ais, a
11 12 звуков e, h, fis, cis, gis, dis, ais, f (eis), c, g, d, a
25
В цикле заметно движение от свободы и простоты к интеллектуальности. С постепенным разрастанием звуков появляются полифонические техники. Первый полифонический прием — простая имитация — встречается в пьесах № 3 и № 5. От пьесы к пьесе полифонические техники становятся сложнее и разнообразней (каноны и контрапункты). В пьесах № 9 и № 10 происходит небольшой спад в полифоническом развитии, подготавливая смысловую кульминацию произведения в последнем номере. В финальной части представлены все приемы,
встречавшиеся в предыдущих номерах.
№ 11 занимает центральное место в цикле. Она обозначена как «Omaggio a Girolamo Frescobaldi». Это приношение итальянскому полифонисту XVII века, мастеру ричеркара. Моделью для этой пьесы послужил «Ricercar cromatico» из «Messa degli Apostoli» Джиро-ламо Фрескобальди, опубликованный в 1635 году.
Ричеркар делится на три раздела. В первом разделе тема последовательно проводится двенадцать раз от каждого звука (конструктивный интервал — квинта), во втором появ-
ляются каноны и модификации, в третьем тема сокращается и проводится стреттно в уменьшении.
Лигети использует черты, характерные для ричеркара XVII века: обилие хроматики, монотонная ритмика, сложные полифонические приемы, сложность и уплотнение гармонической вертикали, имитационное проведение темы (или тем) поочередно во всех голосах, тонико-доми-нантовое соотношение голосов.
Двенадцать звуков темы раскрываются от ее центра симметрично по полутонам. Начальное проведение темы проходит одноголосно от звука е:
мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия
9
В качестве удержанных противосложений выступает нисходящая хроматическая гамма, по-разному организованная ритмически:
В разделе Pesante e grandioso происходит максимальное наращивание звучности:
26
После кульминации тема постепенно распадается. Закачивается ричеркар на звуке a, который перекидывает арку к началу цикла — первому номеру.
«Música ricercata» — это единственный случай обращения Лигети к жанру ричеркара. Этот цикл стал первым экспериментом композитора, который по праву занял значимое место в его творчестве. Выбор жанровой основы не случаен. Барочный ри-черкар — жанр интеллектуальный и рациональный. Поэтому Лигети взял его в качестве основы цикла, в котором все высчитано, конструктивно и логично выстроено.
Литература 1. Андреева Е. С. Тема времени в творчестве Дьердя Лигети //
Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). С. 198-201.
2. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. 440 с.
3. Келдыш Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
4. Кон Ю. Г. О двух фугах И. Стравинского // Полифония / сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1975. С. 173-198.
5. Крупина Л. Л. Полифонические жанры раннего барокко // Известия Воронежского гос. пед. университета. Т. 225: Музыка. Воронеж, 2005.
6. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Три-
стане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 529 с.
7. Разгуляев Р. А. Фортепианное творчество Дьердя Лигети: проблема стиля и интерпретации: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2006. 254 с.
8. Сафиуллина Э. И. Полифония: конспект лекций. Казань, 2014.
9. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Электропечатня нот П. Юргенсона, 1909.
10. Фраёнов В. П. Учебник полифонии. 1987. 207 с.
11. Юцевич Ю. музыкальных Изд. 3-е, перераб. и доп. К.: Музычна Украина, 1998.
М.: Музыка,
Е.
Словарь терминов.