Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА РИЧЕРКАРА В ЦИКЛЕ "MUSICA RICERCATA" Д. ЛИГЕТИ'

ТРАКТОВКА РИЧЕРКАРА В ЦИКЛЕ "MUSICA RICERCATA" Д. ЛИГЕТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИГЕТИ / РИЧЕРКАР / ПОЛИФОНИЯ / ЛИНЕАРНОСТЬ / ЖАНР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается старинный жанр ричеркара в творчестве Лигети. Дается краткая характеристика жанра, прослеживается его развитие в цикле «Musica ricercata».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TREATMENT OF RICERCAR IN THE CYCLE "MUSICA RICERCATA" BY D. LIGETI

The article is devoted to the ancient ricercar genre in Ligeti’s creativity. A short characteristic of the genre is given, its development in the "Musica ricercata" is traced.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА РИЧЕРКАРА В ЦИКЛЕ "MUSICA RICERCATA" Д. ЛИГЕТИ»

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

Трактовка ричеркара в цикле «Musica ricercata» Д. Лигети

9

24

Михайлова Екатерина Алексеевна

студентка композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Научный руководитель: канд. иск. Попов С. С. E-mail: [email protected]

В статье рассматривается старинный жанр ричеркара в творчестве Лигети. Дается краткая характеристика жанра, прослеживается его развитие в цикле «Musica ricercata». Ключевые слова: Лигети, ричеркар, полифония, линеарность, «Musica ricercata», жанр

После того, как функциональная гармония в конце XIX века пришла в фазу кризиса, о чем справедливо пишет Э. Курт в своей работе «Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера», на смену главенства вертикали пришло главенство линейно-мелодических связей: «Чисто мелодическая сила линеарного течения утверждает себя в своей растущей независимости от всех гармонических соотношений и вступает в борьбу с тональным принципом с классическими правилами письма» [6, 332]. Образовались новые ладовые формы: политональность, новая модальность, додекафония. По-

скольку вертикаль утратила свое формообразующее значение в связи с расшатыванием и децентрализацией тональной системы, расширенная хроматическая тональность и атональность стали идеальным контекстом для активного проявления линеарного начала и полифонической техники.

Многие композиторы XX века (П. Хиндемит, Д. Шостакович, Р. Щедрин и др.) стали активно обращаться к разнообразным полифоническим приемам (сложному контрапункту, двойным и тройным канонам, ракоходным и инверсионным преобразованиям тематического материала и др.), а также к жанрам и формам старинной музыки. Многие жанры и формы были переосмыслены.

В творчестве венгерского композитора Дьердя Лигети (1923-2006) полифоническая техника представлена разнопла-ново. Он использовал старинные жанры (ричеркар, инвенция и т. д.) и приемы, а также открыл свой собственный вид полифонии, который получил название «микрополифония» и стал основой новой композиторской техники — сонорики.

Полифония привлекала композитора с самого начала творческого пути. Вершинами его раннего творчества являются циклы «Musica ricercata» для фортепиано соло (1953) и цикл из трех тетрадей (третья не закончена) «Études». Р. Разгуляев пишет, что «оба цикла создавались автором в моменты кардинального переосмысления своих эстетических

и музыкальных концепций; оба раза Лигети по сути изобретал новый музыкальный язык» [7, 14]. В «Musica ricercata» в качестве жанровой опоры композитор выбрал ричеркар.

Слово «ричеркар» происходит от итальянского слова «ricercare», что означает «искать». Ричеркар возник в XVI веке. Ранние его образцы представляют собой небольшие импровизационные пьесы (типа интонаций и преамбул), в основном аккордового склада, с краткими пассажными фрагментами. Они дошли до нас в лютневых табулатурах. Сначала ричеркар был многотемным, приближенным к мотетным формам. В XVII веке в творчестве Я. Свелинка и Дж. Фрескобальди жанр ричеркара превратился в однотемную имитационную форму, близкую фуге, насыщенную различными полифоническими приемами (увеличениями, уменьшениями, ракоходами, сложными контрапунктами, стреттами и т. д.). В отличие от фуги, ричер-кар не имел интермедий. Тони-ко-доминантовые соотношения пронизывали всю форму произведения. В дальнейшем ричерка-ры все больше стали походить на фугу, и в XVIII веке композиторы перестали писать в этом жанре. Возрождение интереса к жанру ричеркара произошло в XX веке в творчестве Б. Мартину, А. Казел-лы, Д. Лигети, И. Стравинского, Ю. Буцко.

Цикл «Musica ricercata» Лигети состоит из 11 пьес: десяти «прелюдий» и ричеркара. Цикл

Михайлова е. а. трактовка ричеркара в цикле «música ricercata» д. лигети

имеет сквозное развитие по типу мотетных блоков. Оно было характерно для многотемных ричеркаров, произошедших от мотета. В цикле Лигети прослеживается развитие ричеркара от небольших импровизационных пьес-преамбул XVI века к одно-темному ричеркару эпохи Фре-скобальди.

В каждой пьесе цикла осуществляется постепенное на-

ращивание звуков: от одного до двенадцати. Оно происходит в двух направлениях, которые можно было бы назвать «количественным» и «качественным». Количественное наращивание выражается в том, что каждый номер строится на определенном числе звуков. В первом номере задействуются два звука (правда, второй звук появляется в самом конце), во вто-

ром — три, в третьем — четыре и т. д. Таким образом, к последнему номеру достигается две-надцатитоновость. Качественное наращивание заключается в постепенном включении новых звуков, еще не встречавшихся в предыдущих номерах. В этом аспекте появление последнего (незадействованного ранее) двенадцатого тона происходит уже в пятом номере:

№ пьесы Количество звуков в номерах Звуковой состав

1 2 звука a, d

2 3 звука eis, fis, g

3 4 звука c, es, e, g

4 5 звуков b, fis, a, g, gis

5 6 звуков cis, h, d, as, f, g

6 7 звуков e, cis, h, a, fis (пентатоника), g, d

7 8 звуков f, g, b, c, es, g, a, as

8 9 звуков d, e, h, cis, a, gis, g, fis, c

9 10 звуков cis, fis, ais, d, h, dis, f, a, c, gis

10 11 звуков h, d, dis, e, f, ges, g, as, cis, ais, a

11 12 звуков e, h, fis, cis, gis, dis, ais, f (eis), c, g, d, a

25

В цикле заметно движение от свободы и простоты к интеллектуальности. С постепенным разрастанием звуков появляются полифонические техники. Первый полифонический прием — простая имитация — встречается в пьесах № 3 и № 5. От пьесы к пьесе полифонические техники становятся сложнее и разнообразней (каноны и контрапункты). В пьесах № 9 и № 10 происходит небольшой спад в полифоническом развитии, подготавливая смысловую кульминацию произведения в последнем номере. В финальной части представлены все приемы,

встречавшиеся в предыдущих номерах.

№ 11 занимает центральное место в цикле. Она обозначена как «Omaggio a Girolamo Frescobaldi». Это приношение итальянскому полифонисту XVII века, мастеру ричеркара. Моделью для этой пьесы послужил «Ricercar cromatico» из «Messa degli Apostoli» Джиро-ламо Фрескобальди, опубликованный в 1635 году.

Ричеркар делится на три раздела. В первом разделе тема последовательно проводится двенадцать раз от каждого звука (конструктивный интервал — квинта), во втором появ-

ляются каноны и модификации, в третьем тема сокращается и проводится стреттно в уменьшении.

Лигети использует черты, характерные для ричеркара XVII века: обилие хроматики, монотонная ритмика, сложные полифонические приемы, сложность и уплотнение гармонической вертикали, имитационное проведение темы (или тем) поочередно во всех голосах, тонико-доми-нантовое соотношение голосов.

Двенадцать звуков темы раскрываются от ее центра симметрично по полутонам. Начальное проведение темы проходит одноголосно от звука е:

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

9

В качестве удержанных противосложений выступает нисходящая хроматическая гамма, по-разному организованная ритмически:

В разделе Pesante e grandioso происходит максимальное наращивание звучности:

26

После кульминации тема постепенно распадается. Закачивается ричеркар на звуке a, который перекидывает арку к началу цикла — первому номеру.

«Música ricercata» — это единственный случай обращения Лигети к жанру ричеркара. Этот цикл стал первым экспериментом композитора, который по праву занял значимое место в его творчестве. Выбор жанровой основы не случаен. Барочный ри-черкар — жанр интеллектуальный и рациональный. Поэтому Лигети взял его в качестве основы цикла, в котором все высчитано, конструктивно и логично выстроено.

Литература 1. Андреева Е. С. Тема времени в творчестве Дьердя Лигети //

Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). С. 198-201.

2. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. 440 с.

3. Келдыш Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

4. Кон Ю. Г. О двух фугах И. Стравинского // Полифония / сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1975. С. 173-198.

5. Крупина Л. Л. Полифонические жанры раннего барокко // Известия Воронежского гос. пед. университета. Т. 225: Музыка. Воронеж, 2005.

6. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Три-

стане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 529 с.

7. Разгуляев Р. А. Фортепианное творчество Дьердя Лигети: проблема стиля и интерпретации: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2006. 254 с.

8. Сафиуллина Э. И. Полифония: конспект лекций. Казань, 2014.

9. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Электропечатня нот П. Юргенсона, 1909.

10. Фраёнов В. П. Учебник полифонии. 1987. 207 с.

11. Юцевич Ю. музыкальных Изд. 3-е, перераб. и доп. К.: Музычна Украина, 1998.

М.: Музыка,

Е.

Словарь терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.