Научная статья на тему 'Трактат о системе образования в Канаде'

Трактат о системе образования в Канаде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трактат о системе образования в Канаде»

Ф ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ

А. А Тихонова

аспирантка кафедры « Финансы предприятий и финансовый менеджмент» В С Назаров студент института Государственного муниципального управления (ГМУ)

ТРАКТАТ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ

Согласно Болонской конвенции, которую подписала Россия, страны -участники этого соглашения обязуются к 2010 г. перейти на международную двухуровневую систему высшего образования. Однако любая новая подсистема будет эффективно работать в старой системе, если сможет органично вписаться в нее и стать ее логическим продолжением и дополнением. Реформы в области образования целесообразны, если они проводятся с учетом особенностей исторического развития страны, политического устройства общества и национального менталитета. В противном случае реформа сведется к «косметическому ремонту», который не меняет «фундамента». Все попытки добиться единообразия различных норм и критериев, как правило, приводят к их упрощению.

Перед Россией стоит нелегкая задача: перейти на международную систему образования, не потеряв особенностей отечественного высшего образования и накопленного годами позитивного опыта. Для того чтобы сделать правильные выводы - какие «иностранные» принципы стоит переносить на российскую почву, а какие нет, -нужно детально рассмотреть особенности международной системы образования. С этой точки зрения немалый интерес представляет опыт канадских университетов.

Данная статья написана прежде всего на основе собственных наблюдений авторов, проходивших обучение в 2003/04 учебном году в

Университете Западного Онтарио (г. Лондон) и в Королевском университете (г. Кингстон).

Особенности образовательной системы в канадских университетах

Общее представление об университетах

В минувшем году Университет Западного Онтарио (The University of Western Ontario) отпраздновал свое 125-летие. Его история начинается с небольшой школы при католической церкви. В 1908 г. университет отделился от церкви, а еще через 15 лет поменял название с Университета города Лондон на Университет Западного Онтарио и перешел в подчинение администрации провинции Онтарио. Университет стремительно развивается. За последние годы количество студентов увеличилось на несколько тысяч и в 2003 г. составило 29 тысяч человек. В этом крупнейшем вузе Канады можно получить знания в любой области, начиная от медицины и заканчивая оперным пением.

Королевский университет (Queen’s University) - одно из старейших высших учебных заведений Канады, основан королевой Викторией в 1841 г. Хотя это не самый крупный университет, в нем в 2002/03 учебном году обучалось более 15 тысяч студентов на очном отделении. Исторически так сложилось, что Королевский университет стал кузницей кадров канадской элиты, поэтому полученное в нем образование считается удачным стартом для блестящей карьеры.

Ступени обучения

Для получения степени бакалавра студенты учатся три или четыре года. Некоторые программы допускают возможность выбора. Далее два года - на получение степени магистра. После этого можно пойти в докторантуру (ступени, аналогичной нашей аспирантуре нет). На получение степени доктора уходит от 5 до 10 лет, в среднем это 6-7 лет. Требования к процедуре защиты докторской диссертации существенно ниже, чем в России (одна или две небольшие публикации по теме исследования).

При переходе от одной ступени обучения к другой никакие экзамены не сдаются. Студент представляет аттестат и несколько рекомендательных писем от профессоров. Далее вуз решает, сколько и на какую программу зачислять студентов. В последнее время тенденция такова, что помимо бакалавриата студенты предпочитают получать степень магистра (в этом основная причина увеличения числа студентов в вузе).

Особого внимания заслуживает программа MPA (Master of Public Administration - магистр государственного управления). Программа включает в себя курсы и исследования, необходимые для управленца в XXI веке. В ходе освоения программы обсуждаются и решаются самые разнообразные вопросы: от бюджетирования, нацеленного на результат, до проблем экологии. Таким образом, в магистратуре студенты расширяют изучаемый круг вопросов, тем не менее все они связаны с избранной темой специализации.

Программа МРА в Университете Западного Онтарио является единственной в Канаде, которая специализируется на подготовке муниципальных менеджеров. Она представляет очную (в минувшем году 10 человек) и заочную (около 40 человек) формы обучения. Слушателям предлагается годичный курс (16 часов в неделю). Муниципальные же работники могут получить магистерскую степень в течение трех лет «без отрыва от производства». Некоторые курсы обе категории слушателей посещают вместе. Это открывает дополнительную возможность обмена опытом и идеями между поколениями. Выпускники программы МРА при поиске работы пользуются повышенным спросом в региональных (провинциальных) структурах.

Мастер-классы проводят в том числе и бывшие выпускники, уже добившиеся заметных успехов в области местного самоуправления. Все курсы изучаются применительно к специфике работы в муниципальном образовании. Например, дисциплина «Финансовый менеджмент» включает детальное изучение проблем бюджета и составления программ оценки эффективности различных муниципальных служб, а курс «Информационные системы» акцентирует внимание не столько на работе с прикладными программами, сколько на управлении информационными системами В рамках каждого курса проходят так называемые презентации обучающихся, это развивает навыки общения с аудиторией и способность четко формулировать анализируемую проблему, что абсолютно необходимо сотруднику государственных и муниципальных структур, если эти структуры намерены работать в контакте с гражданским обществом, а не вариться в собственном соку.

Магистерские программы различаются не только набором дисциплин, но и определенной специализацией. Например, программа МРА в Королевском университете рассчитана на подготовку менеджеров преимущественно для федеральных и региональных структур, а также некоммерческих организаций. Эта программа, одна из самых ранних в Канаде, была открыта в 1970 г. В минувшем году по МРА программе обучались 50 слушателей дневной формы обучения и 90 - заочной. Требования к поступлению более жесткие, чем в

программе МРА Университета Западного Онтарио: пятилетний опыт работы и экономическое образование.

Многие преподаватели программы МРА не состоят в штате Королевского университета, и подавляющее большинство из них имеют большой опыт работы в государственных структурах. МРА программа в этом университете во многом напоминает образование в аналогичных структурах Финансовой академии и характерна фундаментальным подходом к исследуемым проблемам.

Программа обучения

Региональная администрация, тратя существенные средства на развитие высшего образования, контролирует и координирует политику вузов. На каждых выборах поднимаются два извечных вопроса

- здравоохранение и образование. Считается, что вузы не должны предлагать одинаковые программы обучения. Если студент хочет учиться именно по данной специализации, то пусть получает образование в соответствующем вузе. Канадские высшие учебные заведения гораздо крупнее российских, и, например, во всей провинции Онтарио их насчитывается 17. Для того чтобы открыть еще один вуз, нужно провести определенное исследование, составить программу, найти источники финансирования и получить разрешение от регионального руководства.

При всей видимости академической свободы (никто сверху не утверждает программы и не вмешивается в составление курсов для студентов) учебные заведения четко следуют «указаниям свыше». Например, несколько лет назад в канадской провинции Альберта региональное руководство провело исследование предлагаемых вузами программ. В итоге выяснилось, что два учебных заведения очень схожи в плане специализаций. По мнению региональной администрации, два почти одинаковых вуза - непозволительная роскошь, и один из них был закрыт. Поэтому учреждения высшей школы стараются разрабатывать и предлагать новые образовательные программы, на которые выделяется дополнительное финансирование.

Итак, студент поступает на тот или иной факультет и выбирает программу обучения. Часть предметов - обязательная, т.е. предметы специализации. Если это экономика, то обязательные предметы будут из экономического блока, а дополнительные - из социальных наук. В программе четко указывается, какие курсы по экономике и на каком году обучения студент обязан взять для изучения, сколько предметов и с каких факультетов имеет право выбрать.

Семинаров практически нет - только лекции и office hours (часы, когда преподаватель находится в своем кабинете; студент может прийти и задать любой вопрос по предмету, что в какой-то степени заменяет семинарскую работу). Цель семинара, например, в ФА -контроль знаний студентов и разъяснение непонятных вопросов. В Университете Западного Онтарио эти функции поделены между системой оценки знаний и office hours.

Как распределяется время преподавателя?

Рабочая неделя - 40 часов. Один курс в неделю занимает 3 часа (три раза по 45 минут). 3 курса х 4 предмета = 12 часов + 3 часа (office hours). Итого на преподавательскую деятельность уходит 15 часов. Это много (считают сами преподаватели), так как на исследовательскую работу остается около 20-25 часов. Исследовательская деятельность - участие в конференциях, написание статей, работа с докторантами. Если преподаватель или группа преподавателей получили грант на разработку какого-либо проекта, то время уходит на этот проект. Вообще, вуз не занимается координацией научной деятельности. Частично это происходит стихийно, так как источники финансирования - внешние. Основная забота администрации вуза - обучение студентов.

Итак, преподаватель предложил курсы, департамент утвердил, студент сделал свой выбор. Здесь каждый студент существует как бы «сам по себе». Нет такого понятия, как, например, студенческая группа ФМ 5-4 или староста группы, который заполняет журнал, получает методички, доносит до «студенческой массы» информацию из деканата. Вся информация находится на сайте университета в Интернете. Так как у каждого студента индивидуальное расписание, то нет необходимости в группах. Возникает вопрос, как же администрация успевает решать все проблемы учебного процесса? Ответ прост: высоко развито его техническое обеспечение.

Важное отличие и в преподавании. Каждый год преподаватели корректируют учебные материалы под свой курс. На лекциях нет никакой диктовки (!). Преподаватель просто рассказывает данный материал, поясняя студентам, на что следует обратить внимание при прочтении учебника (после этого попробуй не прочитай учебник!).

Со стороны администрации никакого контроля посещаемости нет. Хочешь - ходи, не хочешь - не ходи. Поэтому и журнал не нужен, и деканатские проверки кажутся лишними. Это второй принцип демократичности образования (первый - выбор предметов). Функция контроля возложена на систему оценок. Не будешь посещать лек-

ции и выполнять промежуточные задания - вряд ли получишь высокую оценку.

Система оценок

Оценки за курс ставятся по шкале А, В, С, й (по российской шкале это 5, 4, 3, 2). Максимально за курс (семестр или два) в сумме «набирается» 100 процентов. Внутренняя разбивка зависит от общего уровня знаний потока. Количество студентов на потоке - от 15-20 до 150 человек. Общие дисциплины изучаются на первом году обучения. Предметы специализации идут на старших курсах.

Жестких требований для системы оценок нет. Каждый преподаватель использует свою «весовую категорию», о которой подробно рассказывает на первом занятии. Работа в течение семестра распределена равномерно. Итоговую оценку можно будет узнать в течение месяца после заключительного экзамена. Официальное подтверждение полученных оценок за учебный год летом придет каждому студенту по почте. Оценки здесь не афишируются и являются закрытой информацией. Студент знает только свои оценки и средний уровень потока.

Списывание. Это непонятное слово для канадского студента и преподавателя. Классифицируется как «мошенничество» и возводится в ранг академического преступления. Кара за это серьезная -исключение из университета без права на восстановление. Плагиатом является все, даже чужая идея, почерпнутая из любой публикации без ссылки на автора. Студент не может «сканировать» статьи, пересказывать чужие мысли или сдать свою работу другому преподавателю, если похожи темы. Он должен все писать сам (!). Мошенничество проверяется легко (у преподавателя немного студентов, и сразу видна разница в стиле письма).

Также пресекается списывание во время тестов, проверок и экзаменов. Если не заметил преподаватель, то твой сосед обязан «донести». Если он этого не сделал, то в списывании обвинят обоих. В одном из журналов попалась статья, где преподавателям давались советы, как бороться со списыванием при современном техническом оснащении студентов. В общем, к этому вопросу здесь относятся очень жестко.

Техническое обеспечение учебного процесса

Кратко перечислим основные возможности технического обеспечения.

►► Интернет. Здесь это основной и оперативный источник информации. У каждого сотрудника, преподавателя и студента есть свой электронный адрес на сайте университета. У студента имеется персональный код, который он использует при необходимости получения «личной» информации (расписание экзаменов, учебное расписание, регистрация на новые курсы, получение оценок). По электронной почте рассылается необходимая информация для учебы. Зайдя на сайт Университета Западного Онтарио, можно узнать о текущих событиях, зарегистрироваться на участие в будущих мероприятиях и пр.

►► Компьютерные лаборатории находятся практически в каждом учебном корпусе, в библиотеках также стоит достаточное количество компьютеров. Каждый подключен к сайту университета и имеет выход в Интернет. В компьютерных лабораториях можно делать домашние задания и при этом настроить регистр компьютера на автоматическое использование второго, третьего и пр. языков. Например, к английскому добавить русский. Все это весьма облегчает жизнь иностранным студентам, которых с каждым годом становится больше.

►► Использование пластиковых карточек - следствие технического оснащения университета. Студенческий билет - пластиковая карточка, она является удостоверением личности, используется также и в библиотеке (когда берешь книги домой) и в тренажерном зале (при получении ключа от раздевалки), с нее же списывается стоимость обедов. Студенту отдельно выдаются карточки для ксерокопирования книг, а также для бытовых нужд (например, для стирки белья). Если присовокупить к этому, например, банковскую кредитную карточку, телефонную карточку, карточку МББО и пр., то по самым скромным подсчетам наберется штук семь всевозможных карточек!

Высокое техническое обеспечение облегчает администрации вуза организационную работу и контроль за студентами. На определенном этапе рост численности студентов уже не оказывает существенного влияния на объем административной работы. Просто увеличивается количество цифр студенческого номера. Множество подобных деталей ограничивает степень видимой свободы студента, и ты начинаешь ощущать себя неким «винтиком» в общей системе учебного процесса.

«Внешняя политика» вуза и вопросы финансирования высшего образования

Региональная политика вуза

В Канаде наблюдается тенденция, отличающаяся от российской, по открытию филиалов. Вузы не считают необходимым открывать филиалы. Объясняется это высокой мобильностью студентов. У канадского студента издержки на переезд и проживание в другом городе существенно ниже, чем у российского. Например, из 29 тысяч студентов Университета Западного Онтарио лишь небольшой процент

- жители города Лондон на южной оконечности провинции Онтарио. Кстати, студенты предпочитают снимать комнаты в городе (так как это дешевле), нежели жить в общежитии. Надо сказать, что раньше у университета был филиал в другой провинции, со временем он стал самостоятельным вузом. Одна из причин - существенная разница в законодательстве между провинциями, поэтому сложно было проводить единую политику для всего университета.

Сейчас активно развивается дистанционное обучение благодаря высокому уровню технологического оснащения учебного процесса. Вуз расширяется за счет увеличения количества студентов, обучающихся в городе Лондон, а кроме того проводит активную политику по привлечению иностранных студентов, так как это напрямую связано с получением дополнительных средств и расширением возможностей изучения международного опыта.

Международный студенческий обмен

Университет Западного Онтарио подписал около ста двусторонних соглашений с более чем тридцатью странами. В последнее время больше студентов приезжает из Азии, на втором месте США. Сами канадцы предпочитают проходить обучение в США или Европе. Россия в этом плане пока не пользуется большой популярностью.

Для студентов-иностранцев создан специальный центр по их адаптации (Международный студенческий центр). Вот несколько программ, эффективность которых авторы данной статьи проверили на собственном опыте.

►► Особенности английского письма. Экзамена по данному курсу нет, зато в процессе приходится постоянно писать различные сочинения, отзывы на статьи, письма в газету и пр. Ведут занятия преподаватели, которые специализируются на обучении английскому языку студентов-иностранцев.

►► Разговорный английский. Занятия проводит студент-старшекурсник, поэтому уроки проходят неформально, часто в

игровом варианте. В группе четыре человека. Иностранный студент заранее записывается, проходит собеседование, далее заполняет анкету, где указывает удобное для занятий время. Через две недели «иностранцу» по электронной почте приходит сообщение с расписанием занятий и координатами «преподавателя».

►► «Индивидуальный гид» (студент-старшекурсник). Цель - всячески опекать и помогать студенту-иностранцу адаптироваться в университете. Здесь все зависит от самого студента. Но если даже не задаешь вопросов, то «гид» периодически звонит или пишет по электронной почте, интересуясь успехами и осведомляясь, не нужна ли помощь.

Все эти программы весьма эффективны. А учиться писать надо не только иностранцам!

Международные научные проекты

Данную область деятельности Университета Западного Онтарио подробно прокомментировал профессор Киенан, директор центра международных исследований:

«Университет Западного Онтарио 14-15 лет назад стал усиленно развивать международные связи. Студенты хотели получить больше возможностей для международного обмена, профессора -поддержку в международных исследованиях. Многочисленные выпускники университета, живущие за границей, предложили свою помощь. Мы поняли, что невозможно поддерживать высокий уровень образования в Канаде, не проверив свои способности на международном уровне. В 1990 г. основали центр по международным делам, разделив его позже на два отдела. Один занимается только иностранными студентами, другой - научными проектами, за которые я отвечаю. Международные проекты подразделяются на две основные части: гуманитарные и научные.

Цель гуманитарных проектов - по мере сил стараться оказывать помощь людям в пострадавших странах.

Вот несколько примеров. Первый проект был связан с Белоруссией. Детей, переживших Чернобыль, жители канадского города Лондон и коллеги из нашего университета стали приглашать погостить в свои семьи. В наших экологически благоприятных условиях ребята из Белоруссии поправляли свое здоровье. Также мы сотрудничаем с медицинским институтом в Минске, где мы открыли детскую стоматологическую клинику. Другой проект -Африка, Эфиопия. Помните трагическую историю 15 лет назад, когда там погибли тысячи людей. Много канадцев поехали в

Эфиопию для оказания медицинской помощи. Я тоже старался внести свой вклад в общественное дело: работал в Руанде. Ректор руандского университета прислал мне письмо, в котором просил помочь восстановить медицинское образование в стране. И Университет Западного Онтарио не отказал в этом.

Второй вид международных проектов - научные, их около 200. Профессора нашего университета активно сотрудничают с коллегами из зарубежных вузов. Я затрудняюсь назвать наиболее значимую сферу исследования - наши интересы расширяются, и мы сотрудничаем с 50 различными странами. Укрепляем связи с институтами, обладающими большим потенциалом в научной области, делаем очень интересные проекты с университетами Германии, Японии, Франции, больше всего у нас научных проектов с США. Очень теплые дружеские отношения связывают ученых нашего университета с Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации.

Мы стараемся оказать адресную помощь там, где больше сложностей из-за расстояния, языка. Например, в Мексике у нас проекты по защите окружающей среды, развитию инженерных наук, химии, социологии. В Коста-Рике - проект, направленный против насилия над детьми и женщинами. На Кубе мы развиваем проекты по демографии, лингвистике, образованию. Кстати, последнее из коммунистических правительств в мире - кубинское - интересуется постановкой образования в бизнес-школе МВА, лидере «капиталистических наук». Также у нас есть несколько проектов в Аргентине, Чили, Бразилии, Йемене, Корее, Малайзии, Австралии, Новой Зеландии и на Филиппинах.

Несомненно, эта деятельность требует финансовой поддержки. Данным вопросом занимается отдел по коммерциализации проектов, который сотрудничает со структурами, оказывающими помощь в организации научного проекта. Словом, мы помогаем найти финансовую поддержку и зарубежных партнеров.

Также мы контактируем с агентствами и фондами, которые учреждают различные гранты, - например, с Франко-канадским фондом по поддержке проектов, где я являюсь членом исполнительной комиссии, с Международным канадским агентством, крупнейшим государственным фондом международного сотрудничества. Есть также фонд, организованный нашим университетом. Каждые полгода мы проводим конкурс, отбираем пять-шесть успешных проектов и выделяем около 7000 долларов на начало исследования. Это позволяет ученому поехать, например, в другую страну для детальной проработки научной проблемы и

получить возможность для развития проекта. Когда проект успешно завершается, мы обнародуем результаты и торжественно их отмечаем.

Обладая большим потенциалом в исследовательской деятельности, Университет Западного Онтарио, как и Финансовая академия в России, дает консультации правительству по проведению экономической политики. Работа в этой области требует сочетания профессионализма, смелости и энтузиазма».

Система финансирования вузов

Основной источник финансирования вузов - гранты, перечисляемые из регионального бюджета. Федеральный бюджет если и выделяет гранты, то под конкретную программу. Далее идут разного рода пожертвования и прочие «подарки» вузу. На последнем месте - плата студентов за обучение.

Раньше руководство провинции Западного Онтарио определяло сумму финансирования на основе составляемого вузом бюджета, который представлялся затем на утверждение. В 1967 г. от этой практики отказались: много времени уходило на изучение присланных документов и не соблюдалась пропорция финансирования между учебными заведениями. Нужно было найти принцип справедливости, поэтому приняли «общую формулу». Объем финансирования вуза определяется исходя из основных параметров - например, сейчас это количество обучающихся в вузе студентов. Однако руководству важно знать не только количество, но и «качество» студентов. Поэтому студент на разных факультетах имеет определенный «весовой коэффициент». Минимальный (1 балл) получает первокурсник факультета искусств или общих наук, максимальный (6 баллов) - диссертант. С 1967 г. эти критерии неоднократно пересматривались - пять раз в 1970-е годы и три раза в 1980-е годы.

Десять лет назад гранты по линии регионального руководства покрывали 75% расходов вуза на обучение студентов, сегодня - около 55%. Как следствие с 1993 г. плата за обучение подскочила с 1660 до 3316 американских долларов в год (тем не менее это существенно ниже, чем в США). Но вуз не может устанавливать плату за обучение самовольно, а только после одобрения региональной администрации. Средние расходы вуза провинции Онтарио на одного студента-дневника - 9784 долл. в год. Между тем гранты снизились с 5910 до 4252 американских долларов в год. Расходы учебного заведения идут преимущественно на обучение студентов и обеспечение учебного процесса. Самая большая статья расходов (около 70%) -заработная плата преподавателей.

Важным источником дохода профессора в Канаде являются гранты на проведение различных исследований. Часто эта сумма превышает зарплату в вузе. Руководство университета не вмешивается в научную деятельность конкретного профессора, предоставляя ему полную свободу в получении грантов, выборе помощников для исследования и в проведении самого исследования.

Приведем конкретный пример. Профессор Университета Западного Онтарио Роберт Янг в январе 2004 г. принял участие в конкурсе на соискание гранта на исследование деятельности муниципалитетов. Грант финансировался Канадской федерацией муниципалитетов. На первом этапе было представлено общее видение исследования, а также состав участников. Из 42 исследовательских групп после первого этапа отобрали 7, которым Канадская федерация муниципалитетов предоставила по 18 530 долл. для написания более детального обоснования исследования с обязательными заключениями независимых экспертов. Победитель получил 3 705 906 долл. на три года для проведения самого исследования. Руководитель исследовательской группы сам отобрал необходимый ему персонал. Были образованы мини исследовательские центры (по два-три профессора и несколько студентов) во всех провинциях Канады для проведения case studies. Отметим, что из всего штата только три профессора, включая руководителя исследовательской группы, преподавали в Университете Западного Онтарио. Предполагалось, что в исследовании будут задействованы на каждый летний период по 60 студентов, которым будет выплачиваться от 1000 до 1500 американских долларов в месяц.

----^------

Из краткого описания канадской системы вузовского образования становится очевидным, что невозможно реформировать российское образование и переходить на международную двухуровневую систему без детального изучения зарубежного опыта. В этой связи система образования в Канаде представляет, на наш взгляд, интерес с точки зрения организации процесса обучения: широкий выбор курсов, техническое обеспечение учебного процесса, самостоятельная работа студентов, адаптация студентов-иностранцев к новым условиям, критерии оценок работы студентов и преподавателей. Есть множество моментов, которые следует рассматривать в логической связи, - например, снижение государственного финансирования вузов и предоставляемый объем грантов на научные разработки из негосударственных фондов, плата за обучение и условия получения кредита и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.