Научная статья на тему 'Преподавание политических наук в Канаде'

Преподавание политических наук в Канаде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанов С. А.

Проект "Аристотель", в котором участвуют большинство преподавателей кафедры политических наук РУДН, предусматривает ряд командировок для изучения особенностей преподавания политических наук в зарубежных университетах. Данная статья написана на основе личных впечатлений от ознакомительной поездки в Канаду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Political Science in Canada

The article was written in result of the trip to Canada in 2001. A review of contemporary methods of study and teaching political science at Canadian universities demonstrates important differences in comparison with Russian system of teaching. In Canada as in Russia Departments of Political Science offer a wide range of courses in the field of international politics, comparative politics, local government, public policy and public administration, and political theory. But Canadian students in Graduate and especially in Post-Graduate Programs have much more choice in the selection of academic subjects. This system is widely accepted in modern higher education: Canadian educators believe that learning to make choices is one way to prepare young people to live in societies that are democratic, complex, and interlinked. The author of the article came to the conclusion that some Canadian methods of teaching may be a success in Russia.

Текст научной работы на тему «Преподавание политических наук в Канаде»

ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК В КАНАДЕ

С.А. СТЕПАНОВ

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва

Проект “Аристотель”, в котором участвуют большинство преподавателей кафедры политических наук РУДН, предусматривает ряд командировок для изучения особенностей преподавания политических наук в зарубежных университетах. Данная статья написана на основе личных впечатлений от ознакомительной поездки в Канаду.

Высшее образование в Канаде

Канадцы гордятся тем, что их страна входит в первую десятку по соотношению числа студентов к общему населению. В ближайшее время Канада имеет все шансы занять лидирующие позиции по этому показателю, во-первых, в связи с демографическим фактором (второй демографической волной, когда в студенческий возраст вступают дети поколения “беби-бума”), во-вторых, в связи с тем, что канадские университеты привлекают все большее количество иностранных учащихся (например, в университете Торонто 42% всех первокурсников - иностранцы).

Канадская система высшего образования построена с учетом политических и исторических особенностей страны, в которой огромную роль играют провинции. Не существует федерального министерства образования (координирующую роль играет один из департаментов Министерства человеческих ресурсов. Главное место в системе высшего образования принадлежит университетам, которые пользуются широкой автономией в управлении и организации учебного процесса).

В канадском обществе, как правило, невозможно добиться успеха без высшего образования. Для продвижения в бизнесе, не говоря уже о государственной службе, желательно получить диплом магистра, в самом крайнем случае бакалавра. Престиж университетского образования очень высок, и в семейных бюджетах статья расходов на образование детей считается приоритетной. Немало студентов, которые по финансовым или иным причинам не смогли завершить полный цикл образования, через несколько лет, укрепив свое материальное положение, возвращаются к учебе. Выпускники в своем большинстве продолжают поддерживать связи с университетом и своим факультетом. Сообщества выпускников существуют при каждом университете, пользуются большим влиянием и оказывают огромную, в том числе финансовую помощь.

Департаменты политических наук

Преподавание политических наук является традиционным для Канады. Например, в Университете Мак-Гилла департамент политических наук был основан в 1901 г. Большинство преподавателей департаментов политических наук одновременно ведут курсы и по программе подготовки бакалавров, и по программе подготовки магистров. Нагрузка преподавателей составляет в среднем примерно 8 учебных часов в неделю. За

каждым преподавателем закреплен отдельный кабинет, где он проводит консультации, принимает студентов, готовится к лекциям, занимается научной работой и отдыхает. Кабинеты небольшие, но оборудованы всем необходимым для работы, включая компьютер и оргтехнику.

Социальный статус университетского преподавателя очень высок, хотя внешние формы почтения давно вышли из обращения, например, в канадских вузах не принято, чтобы студенты вставали при появлении преподавателя. Труд преподавателя достойно оплачивается. Так, средняя ежегодная заработная плата профессора на гуманитарных факультетах в зависимости от финансового положения университета, стажа и прочих условий составляет 75 -125 тыс. канадских долларов (в школах бизнеса и в частных вузах заработная плата значительно выше). Профессура входит в трехпроцентный слой наиболее высокооплачиваемых канадцев.

Организация учебного процесса

В подавляющем большинстве университетов отсутствуют вступительные экзамены. Их роль играют выпускные экзамены в школе. В канадской школе существуют две ступени - начальная школа (elementaiy school) и высшая (high school), которая, несмотря на свое название, вполне сопоставима с российской средней школой. Срок обучения - 12 лет, образование обязательное. По окончанию школы выпускник, желающий продолжить образование, подает заявление в специальный комитет, существующий в каждой провинции. Комитет по согласованию с университетами предлагает абитуриенту три учебных заведения на выбор. Обучение в Канаде платное, его стоимость значительно варьируется в зависимости от университета, факультета и специальности. Для канадских граждан стоимость обучения установлена на значительно меньшем уровне, чем для канадцев. В некоторых провинциях существуют дополнительные льготы для местных жителей. Так, в университете Мак-Гилла (Монреаль) стоимость одного года обучения на факультете социальных наук для иностранцев составляет 8897 канадских долларов, для граждан Канады - 4308, а для граждан провинции Квебек (за счет субсидий со стороны правительства провинции) - 2538. Вместе с тем, стоимость обучения в Канаде существенно ниже, чем в США, что объясняет постоянно возрастающее количество иностранцев, приезжающих учиться в канадские университеты.

Как правило, студенты младших курсов, за редким исключением, не получают стипендий. Но по мере продвижения в учебе количество и размер стипендий увеличиваются. Как ни странно, по признанию самих канадцев, студенты далеко не полностью используют широкие возможности финансирования образования за счет научных фондов, банков, корпораций, общественных, религиозных культурных организаций, благотворительных обществ. Ряд стипендий годами оказывались невостребованными только потому, что о них никто не знал. Три года назад для помощи студентам был создан сайт в Интернете, который предлагает список из нескольких тысяч стипендий, общей суммой 30 млн. долларов США в год. Были случаи, когда один студент, обративший к этому списку, получил сразу несколько стипендий от различных организаций.

Учебный год в канадских вузах начинается в сентябре. Зимних каникул не существует, зато учебный год завершается раньше, чем в России - к концу апреля. Ряд курсов, но далеко не все, можно прослушать летом. Обязательные курсы составляют лишь часть программы - в остальном он самостоятельно выбирает те курсы, которые будет слушать в данном семестре. Этот процесс регулируется так называемой системой кредитов, которыми оценивается каждый учебный курс в зависимости от его продолжительности. Учебный курс, занятия по которому проходят раз в неделю и продолжаются один академический час равен 1 кредиту. Как правило, курсы оцениваются в 3 кредита, так как обычно в неделю читается одна лекция (два часа) и

проводится одно практическое занятие (один час). За семестр студент обязан набрать как минимум 15 кредитов, иными словами прослушать пять полноценных курсов.

Каждый курс завершается экзаменом, который, как правило, является комбинированным, т.е. включает тесты, эссе и другие письменные работы, которым придается большое значение. В работе необходимо продемонстрировать самостоятельный подход к рассмотрению темы и аргументировать его. Российские студенты, которые обучаются в канадских вузах, признаются, что им было нелегко приспособиться к этим требованиям. Отдельной темой является плагиат в письменных студенческих работах. Особую остроту данная проблема приобрела за последние годы, и это связано прежде всего с развитием Интернета. В англо- и франкоязычной части Всемирной паутины существует множество платных и бесплатных коллекций студенческих рефератов по всем отраслям знаний. В противовес уже созданы и применяются специализированные программы, позволяющие проверять степень самостоятельности студенческих работ. Студент, уличенный в плагиате или списывании на экзамене, немедленно исключается из университета без права апелляции и последующего восстановления. Моральный кодекс университетов трактует использование шпаргалок, как “нечестную игру” .

В большинстве высших учебных заведений Канады принята двухуровневая система подготовки студентов. С первого по четвертый годы - Undergraduate programme и Graduate programme, (лучше использовать английскую терминологию, так как встречающиеся в литературе переводы данных терминов на русский язык не во всем адекватны). Undergraduate programme сопоставима с бакалавриатом в РУДН. Следует отметить, что в рамках этой программы также существуют два уровня подготовки -трехлетний и четырехлетний цикл. В глазах канадцев трехлетний цикл обучения является не совсем полноценным. Гораздо престижнее продолжить учебу на четвертом курсе в рамках так называемой “honours programme”, которая так и переводится: “почетная” или “заслуженная”. Однако право на продолжение учебы заслуживают только лучшие студенты, набравшие определенный минимум баллов. Они дополнительно пишут дипломную работу (для студентов отделения политических наук установлен объем работы примерно 50-60 страниц). В случае успешной защиты этой работы студент получает степень бакалавра.

Graduate programme является следующей ступенью, которую с программой подготовкой магистров в РУДН. Для продолжения учебы в магистратуре отбираются лучшие бакалавры. Магистратура рассчитана на один год - три семестра, включая летний. Как правило, все магистранты получают стипендию. В случае работы в качестве ассистента преподавателя стипендия увеличивается до размера, практически полностью компенсирующего его расходы на образование и проживание. Магистранты ведут семинарские занятия на первом курсе в рамках вводного курса по специальности, их учебная нагрузка составляет примерно 10 часов в неделю. Такой порядок позволяет, с одной стороны, обеспечить преподавание на младших курсах, где всегда занимается большое число студентов, с другой стороны, позволяет на практике подготовить будущих преподавателей.

Магистранты имеют право самостоятельно выбрать один из двух путей получения степени магистра. Первый путь состоит в подготовке диссертации - так называемых Тезисов, (объем работы для магистрантов отделения политических наук установлен в 100-120 страниц) и защите этой работы. Несмотря на сравнительно небольшой объем, уровень тезисов достаточно высок и, как правило, превосходит среднюю дипломную работу в российском вузе. Второй путь получения степени магистра состоит в сдаче ряда дополнительных экзаменов и подготовке обзорной письменной работы по заранее определенной теме объемом примерно 50-60 страниц. Требования к данной работе существенно ниже. После получения степени магистра выпускники университета могут продолжить занятия в университете в рамках докторской программы и защитить

диссертацию на соискание степени доктора философии, что примерно, но не совсем точно, сопоставимо со степенью кандидата наук в Российской Федерации.

Мы видим, что в канадских университетах действует иной способ отбора студентов по сравнению с тем, который используется в большинстве российских вузов. Поскольку не существует вступительных экзаменов, право начать учебу имеет каждый. Однако право на продолжение образования обусловлено академической успеваемостью. Чтобы наглядно представить механизм отбора, можно привести данные по отделению политических наук университета Западного Онтарио. На первом курсе введение в политическую науку читается примерно 2000 студентов; из них желание специализироваться по отделению политических наук обычно выражают около 700 человек; из них для продолжения учебы на четвертом курсе (бакалавриат) отбирают около 150; из них продолжают учебу в магистратуре 16 человек. В Университете Торонто политическими науками начинают заниматься в общей сложности 3800 студентов, из них магистрантами 50 человек. По заключению канадских преподавателей, имеющих опыт учебы и преподавания в российских вузах, уровень студентов младших курсов в России значительно выше, чем в Канаде. Однако по мере того как вступает в силу механизм селекции данное соотношение меняется, и канадских магистров было бы корректно сравнивать уже не с выпускниками российских вузов, а с аспирантами.

Учебные программы и курсы по политическим наукам

Канадские студенты имеют возможность самостоятельно определять свою учебную программу, выбирая интересующие их предметы. Однако этот процесс нельзя назвать хаотичным, так как отделения политических наук рекомендуют студентам ряд учебных курсов, которые они должны прослушать. Перед каждым учебным годом составляют список учебных курсов, которые будут преподаваться в зимнем и весеннем семестрах. При составлении списков преподаватели стремятся дать сжатое представление о тематике, направленности и характере своих курсов, сопровождая их краткой аннотацией, а иногда и библиографией.

Первый учебный год считается своего рода подготовительным. Первокурсникам предоставляется возможность познакомиться с различными отделениями и факультетами, попробовать свои силы в различных областях. Обычно студенты факультета социальных наук записывается на обзорные курсы по истории, социологии, экономике, философии, а зачастую на курсы, связанные с юриспруденцией, литературой и искусством. Отделения политических наук в основном предлагают студентам первого года обучения вводный курс, обычно именуемый “Введением в политическую науку”. Главная цель ^водного курса состоит в том, чтобы дать не столько глубокое, сколько максимально широкое представление о политической науке, ее предмете и методах исследования. Дополнительная задача, которая ставится перед вводным курсом, состоит в том, чтобы обучить студентов простейшим навыкам самостоятельной работы, подготовки эссе и курсовых работ, дискуссиям в группах и так далее.

Преподаватели отделения политических наук предлагают студентам первого года обучения ряд специальных курсов. В основном они касаются политических учреждений и политических событий в Канаде и США: “Североамериканская политика” (Карлтонский университет), “Важнейшие проблемы канадской политики”, “Канадская политика в сравнительном контексте” (Университет Торонто), “Текущие события канадской политики”, “Провинции в федеральном государстве”, (Университет Западного Онтарио”). Вместе с тем, учебные курсы не ограничиваются рамками исключительно Северной Америки. Студенты первого года имеют возможность прослушать ряд курсов, посвященных общемировым проблемам: “Глобальные политические проблемы”, “Социальные последствия трансформации в посткоммунистическую эру” (Карлтонский университет), “Глобальное управление” (Университет Торонто), “Сравнительная европейская политика”, “ООН в новом тысячелетии”, “Вопросы политики охраны

окружающей среды” (Университет Западного Онтарио”). Литература по данным курсам представляет собой общедоступные учебники, сравнимые с российскими школьными учебниками по общественным наукам. Углубленное изучение предмета предполагается на старших курсах.

В начале второго года обучения студенты распределяются по интересам, и из нескольких тысяч человек, прослушавших вводный курс, обычно продолжают занятия политическими науками от 400 до 700 человек. В канадских университетах, в отличие от российских вузов, теоретические курсы, связанные с теорией и историей философской и политической мысли, начинают читаться со второго-третьего курса. Это “Введение в политическую теорию”, “Современная политическая мысль”, (Университет Мак-Гилла), “История политической мысли” (Карлтонский университет), “Политическая теория: представления о справедливом обществе” (Университет Торонто), “Введение в политическую теорию”. В рамках этих курсов студенты знакомятся с классическими трудами Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка и других мыслителей. Вместе с тем необходимо учитывать, что студенты, приступая к изучению политической мысли, уже имеют некоторую базовую подготовку за счет тех вводных курсов по истории и философии, которые были прослушаны ими во время первого года обучения.

Студентам второго года обучения предлагаются курсы с элементами компаративистики: “Введение в сравнительную политику промышленно развитых стран”, (Университет Мак-Гилла), “Сравнительная политика промышленно развитых стран”, “Сравнительная политика развивающихся стран” (Карлтонский университет), “Политика развивающихся стран: события и вызовы”, (Университет Торонто), “Введение в компаративистику”, “Сравнительная политика канадских провинций” (Университет Западного Онтарио). Все больше внимания начинает уделяться международным проблемам “Международная политика: экономический аспект”, “Международная политика: межгосударственные отношения” (Университет Мак-Гилла), “Международные отношения: глобальная политика” (Карлтонский университет). Впервые появляются курсы, рассматривающие особенности политического процесса в отдельных регионах: “Процессы трансформации в Азиатско-Тихоокеанском регионе” (Университет Торонто), “Политика в Латинской Америке”, “Политика стран Ближнего Востока” (Университет Западного Онтарио)

Третий год обучения является последним для значительной части студентов, чьи недостаточные успехи в науках или отсутствие материальных средств не позволяют продолжить учебу. Поскольку на третьем курсе происходит дифференциация на студентов, получающих степень бакалавра путем сдачи экзаменов в конце этого года и студентов, получающих степень путем подготовки дипломной работы в следующем году, то для этих двух категорий устанавливаются различные требования. Для завершающих учебу установлен минимальный перечень курсов, тогда как от продолжающих учебу требуются дополнительные и более сложные курсы. Вводятся ряд курсов, в которых рассматривается конституционный и законодательный процесс в Канаде: “Конституционная политика в Канаде” (Карлтонский университет), “Канадская конституция” (Университет Торонто), особенности функционирования различных ветвей власти, в том числе судебной власти Канадская судебная система” (Университет Мак-Гилла), : “Суд, закон и политика в сравнительной перспективе” (Университет Торонто). Впервые появляются курсы, посвященные деятельности политических партий, групп интересов, проблемам избирательных кампаний и выборов: “Политические партии и выборы в Канаде” (Карлтонский университет), “Общественное мнение и голосование” (Университет Торонто), “Политические партии”, “Группы интересов и социальные движения”, “Политическое лидерство в Канаде” (Университет западного Онтарио). Значительно увеличивается число специальных курсов, посвященных национальным, политическим и культурным особенностям отдельных провинций. Лидером в этом направлении являются проблемы Квебека и франкоязычного населения Канады: “Квебек и Канада”, «Квебек и Северная Америка” (Университет Мак-Гилла), “Квебекская политика и социальные

изменения”(Университет Торонто). В университетах Западного Онтарио и Торонто читаются курсы, в которых рассматриваются проблемы провинции Онтарио.

Цикл учебных курсов по международной тематике пополняется спецкурсами, посвященными проблемам международной безопасности, революции, войны и мира. Кроме того, студентам предлагается на выбор ряд курсов, посвященных конфликтам в отдельных регионах.

Четвертый год обучения не вносит значительных изменений в тематику курсов. В сущности студентам предлагается тот же самый набор курсов по проблемам внутренней и внешней политики и политической мысли. Отличие состоит в объеме и степени разработанности материала. Как правило, те же самые проблемы рассматриваются на новом уровне с привлечением гораздо большего количества источников. Обращает на себя внимание появление ряда курсов, посвященных проблемам политической экономии: “Политическая экономия Канады”, “Международная политическая экономия”, “Сравнительная политическая экономия” (Университет Мак-Гилла), “Аналитический метод в международной политической экономии” (Карлтонский университет), “Политическая экономия стран Азиатско-Тихоокеанского региона” (Университет Торонто). В том или ином аспекте проблемы политической экономии и экономики рассматриваются во многих курсах. Актуальная проблема глобализации также нашла отражение в тематике учебных курсов: “Страны семерки и глобальное правительство” (Университет Торонто), “Глобализация и национальный суверенитет” (Университет Западного Онтарио). Ряд курсов посвящен защите прав человека, проблемам феминизма, равенства полов и т.д.

Дипломные работы бакалавров чаще всего представляют развернутые и углубленные эссе, подготовленные в рамках одного из выбранных курсов.

Пятый год обучения в жизни студента знаменует переход в магистратуру. Предлагаемые магистрантам учебные курсы многочисленны. Так, в Университете МакГилла магистрантам предлагается на выбор 34 курса, в Карлтонском университете - 19, в Университете Западного Онтарио - 15, а в Университете Торонто - 45 курсов по пяти направлениям, соответствующим специализации магистрантов: Политическая теория, Канадское правительство, Международная политика, Сравнительная политика промышленно развитых стран, Сравнительная политика развивающихся стран. Многообразие курсов удивительно, учитывая, что количество магистрантов отделения политических наук не превышает 16-25 человек в зависимости от университета. Необходимо иметь в виду, что курсы для магистрантов по объему и глубине совершенно иные даже в тех случаях, когда их тематика и названия совпадают с курсами, которые преподаются студентам второго или третьего года обучения. Меняется сама организация учебного процесса. Занятия проводятся в небольших группах (вполне нормальной считается группа из 2-3 человек) и чаще всего представляют комбинированную форму лекции и практического занятия. Помимо курсов по различным предметам магистранты посещают так называемый основной курс - научный семинар, который ведет научный руководитель магистранта. Обычно преподаватель ставит перед магистрантами вопросы, которые они разрабатывают самостоятельно, а затем в рамках научного семинара происходит обсуждение результатов. Работа в этом семинаре считается предварительным этапом перед подготовкой магистерских тезисов. Тематика курсов магистратуры приведена в Приложении.

Следует добавить, что отделения политических наук читают несколько курсов, посвященных политике СССР, современной России и бывших советских республик. Это “Политика и общество в России” (Университет Торонто, для студентов второго года) -курс рассчитан на два семестра, охватывает хронологический период с хрущевской эпохи до распада СССР и рассматривает проблемы строительства демократического общества в России, на Украине, Казахстане и Эстонии; “Советская и постсоветская политика” (Университет Мак-Гилла, для студентов третьего года) - рассматриваются проблемы демократизации в России в сравнении с аналогичными процессами в других

странах, изучаются прогнозы будущего развития России. «Политика, суверенитет и идентичность в России и государствах бывшего СССР” (Карлтонский университет, для студентов 3-го года) - рассматривается государственное строительство и национальный вопрос в странах СНГ, а также политические изменения в странах бывшего социалистического лагеря. “Переход от коммунизма” (Университет Мак-Гилла, для студентов 4-го курса) - в курсе рассматриваются некоторые аспекты развития постсоветского мира, основное внимание уделяется новым политическим институтам, партиям, экономическим реформам, идеологическим изменениям; “Проблемы советской и постсоветской политики” (Университет Торонто, для студентов 4-го года) - курс рассчитан на два семестра, в первом семестре в основном рассматривает вопросы национальных отношений на территории бывшего СССР, а во втором - проблемы строительства правового государства применительно к России. Кроме того, для магистрантов читается несколько курсов, посвященных истории и политике бывших советских республик, например, курс “Украина в 20-м веке” (Университет Торонто) и другие курсы по украинской тематике, рассчитанные отчасти на внимание большой украинской диаспоры в Канаде.

Система преподавания политических наук в канадских университетах значительно отличается от аналогичной системы в российских вузах. Вместе с тем опыт североамериканского образования, в частности система кредитов, которая уже начинает применяться в РУДН, может оказаться весьма полезным.

TEACHING POLITICAL SCIENCE IN CANADA

S.A. Stepanov

The Department of Political Science

Russian University of People’s Friendship Miklukho-Maklay St., 6,117198, Moscow, Russia

The article was written in result of the trip to Canada in 2001. A review of contemporary methods of study and teaching political science at Canadian universities demonstrates important differences in comparison with Russian system of teaching. In Canada as in Russia Departments of Political Science offer a wide range of courses in the field of international politics, comparative politics, local government, public policy and public administration, and political theory. But Canadian students in Graduate and especially in Post-Graduate Programs have much more choice in the selection of academic subjects. This system is widely accepted in modem higher education: Canadian educators believe that learning to make choices is one way to prepare young people to live in societies that are democratic, complex, and interlinked. The author of the article came to the conclusion that some Canadian methods of teaching may be a success in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.