- Искусствоведение -
ТРАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЭТЮДАХ ШОПЕНА Е.А. Дегтярёва, студент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Россия, г. Санкт-Петербург)
Аннотация. Данная статья посвящена разбору трагических этюдов Фредерика Шопена. в ходе работы была изучена и проанализирована музыковедческая литература, таких авторов как А. Алексеев, И. Бэлза, В. Галацкая и другие. целью статьи стало выявление эволюции трагических этюдов, детальный анализ этюдов op. 10 №6,12; op. 25 №11, 12. также в научной статье определены идейно-образная характеристика и стилевые особенности трагических этюдов.
Ключевые слова: трагические, этюды, Шопен, стиль, образы, родина.
«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств -
любовью к родине» (Лист).
Фридерик Шопен - основоположник польского музыкального искусства. Глубоко национальное творчество Шопена -уникальное явление в музыке. Шопен жил и творил в трудное для польского народа время. С конца XVIII века Польша перестала существовать как самостоятельное государство. Поэтому вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Поэтому всё творчество Шопена сказание о Родине, о её бедах и удачах.
Трагичность положения Шопена заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был вынужден уехать: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться на Родину. В это время Шопен как пианист гастролировал в Вене, после -отправился в Париж и на пути туда, в Штутгарте, узнал о жестоком подавлении восстания в Польше. Это известие вызвало у композитора острый душевный кризис, что отразилось на содержании его сочинений. Шопен был в ярости, письма композитора к родным и друзьям содержали гневные строки: «Как жаль, что меня не было рядом с вами, и я не убил ни одного москаля!» [1]. Именно с этого мо-
мента начинается высокая зрелость композитора в творчестве.
Жизнь и творчество композитора резко разделилась на два периода:
1. Варшавский - до 1831 г.
2. Парижский - с 1831 г.
Напомню, к 30 годам Шопен стал известен в Европе как пианист и композитор, создавший свой стиль. Самые значительные сочинения первого периода - 2 фортепианных концерта (^то11 и е-то11), 12 этюдов ор. 10, «Большой блестящий полонез», баллада ^-то11), 1 скерцо. Именно в этих произведениях концентрируются героические и трагические образы Родины.
Кульминацией творчества второго периода стали сочинения, написанные в 1838 году. Это 2, 3, 4 баллады, сонаты Ь-то11 и Ь-тоП, фантазия ^то11, полонез-фантазия, 2, 3, 4 скерцо, был завершен цикл прелюдий. Героико-трагические образы этих произведений перекликаются с образами произведений Бетховена. В произведениях Шопена, как и Бетховена виден резкий контраст между ранними и поздними сочинениями. Основные черты бетховенско-го стиля наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. В отличие от бетховенских героико-трагических сочинений, произведения Шопена нельзя назвать «оптимисти-
- Искусствоведение -
ческой трагедией». Они рисуют с беспощадной правдивостью картину поражения, безысходного горя, смерти.
По стилевым особенностям произведения парижского периода также схожи с произведениями Бетховена. Это выражается в рельефных темах, которые вырастают из тематического зерна; декламационно-сти; полифонической фактуре; резких динамических контрастах; пружинистом ритме.
В своей работе я бы хотела рассмотреть эволюцию трагических образов в жанре этюда, т.к все 24 этюда представляют единый цикл, который включает в себя: 2 тематические группы: 1) жизнерадостные (варшавский период); 2) героико-драматические, трагедийные (парижский период). Эти группы описывают все этапы жизни композитора, в том числе и трагические события.
Шопен не прошел мимо творческого опыта своих предшественников Скарлат-ти, Шуберта, Паганини [2, с. 250]. Опираясь на их знания, Шопен решительно реформировал этот жанр, создавая в своих этюдах высокохудожественные миниатюры. Шопен написал свои этюды собственным способом. Он преобразил экзерсисы в романтическую поэму. Черты поэмности присутствуют в большинстве этюдов композитора. Композитор обогатил фактуру, мелодику, расширил тональный план [3, с. 78].
Идея создания «Больших концертных этюдов» появилась ещё в Варшаве. Композитор написал 27 этюдов: из них 24 сгруппированы в две тетради по 12 пьес (ор. 10 и ор. 25). Через 3 года появились ещё 3 этюда (f-moll, Des-dur, As-dur) по заказу Мошелеса для подготавлиемого методического пособия, они опубликованы отдельно - без обозначения опуса. Двенадцать больших этюдов» ор. 10, созданный в варшавский период 1829-31 годах, содержат посвящение: «моему другу Ференцу Листу». В Листе Шопен видел замечательного истолкователя своих произведений. Вторая тетрадь, датированная 1836 годом относится к более зрелому - парижскому периоду, посвящена Мари д'Агу -жене Ф. Листа, писательнице, знатоку ис-
кусства. В графине Шопен находил свою музу [3, с. 89].
Большинство этюдов строится на развитии одного музыкального образа. Виртуозная техника в этюдах Шопена это не цель, а способ раскрытия художественного образа. Развитие одного музыкального образа создаёт большую слитность формы, несмотря на то, что большинство этюдов созданы в трехчастной форме. Лишь в немногих, дается сопоставление контрастных моментов.
«Большие этюды» собраны по принципу ладотональных соотношений. Логика тонального плана первой тетради основана на чередовании параллельных тональностей: C - a - E - cis - Ges - es - C - F - f -As - Es - c.
В этюдах 25 опуса, можно заметить другую закономерность. Здесь этюды расположены в терцовом соотношении: As - f - F - a - e - gis - cis - Des - Ges - h - a - c.
Также, этюды чередуются по принципу контрастов техники: арпеджированные пассажи в широком расположении (первый из ор. 10); для мелкой пальцевой техники (второй этюд из ор. 10); быстрый этюд терциями (op. 25 №6 - gis-moll); медленный с кантиленой в левой руке («виолончельный», cis-moll, ор. 25 №7); в полифоническом складе (с-moll, op. 25 №12).
Среди всех этюдов выделяется ряд трагических, которые присутствуют в двух тетрадях. Первую тетрадь Шопен начал писать в Варшаве, поэтому предпосылки трагических событий можно услышать в этюде es-moll №6. Героическим отзвуком на события становится этюд №12 «Революционный», который был написан в Париже. Во второй тетради больше трагических этюдов (№5- e-moll, №10- h-moll, №11- a-moll, №12-c-moll), так как мировоззрение композитора кардинально изменилось после восстания. Если в варшавский период в музыке Шопена господствовали лиричные, жизнерадостные, элегичные настроения, то после 1831 г. произведения композитора отличились большой сосредоточенностью, глубиной чувства, трагичностью.
Итак, проанализировав трагические этюды Шопена можно сделать некоторые
■ Искусствоведение
выводы. Композитор выразил «трагическое» следующими средствами выразительности:
1. Мелодия и гармония в музыке Шопена - в непрерывном взаимодействии. Элементарно простые мелодии, как, например, в этюде №11 из опуса 25, благодаря богатой гармонизации получают особенную выразительность. Таким образом, этюды состоят из нескольких пластов, которые имеют жанровые черты хорала, балладно-сти, марша).
2. Также Шопен расширил возможности фактуры. Перетекаемость состояний музыкально-тематического рельефа выражена в этюде №23, где сначала звучит хорал, а затем его сменяют вихревые арпеджиро-ванные фигурации. В Этюде №6 фактура обогащается путем полифонизации. Во всех этюдах кода - заключительный раздел - итог, представляющий собой форму непрерывного развития. Кода уже самостоятельна и служит для усиления напряжения.
3. В ладогармонической системе возникает новое видение гармонической функциональности. Так, например, чаще используется мажоро-минорная система. Контраст ладов особенно подчеркивает внутреннее переживание, весь трагизм ситуации. В этюде №6 еБ-тоП-средняя часть
ную тональность. В этюде №24 с-то11 сменяется С-ёиг в 3 части.
4. Шопеновская гармония в большой степени обязано структуре аккордов. Гармония усложняется за счёт внедрения в нее побочных, хроматических тонов. В каждом из трагических этюдов увеличивается роль неаккордовых звуков. Но особенно ярко и непрерывно хроматизмы наблюдаются в 3 ч. «Революционного» этюда и средней части этюда №23. Также в коде 23 этюда можно увидеть ещё одну особенность - акцентирование неустойчивости, за счёт тех же хроматизмов. В творчестве Шопена активизируется комплексная полифонизация гармонии, которая усложняет гармоническую вертикаль (этюд №12 ор. 25; №6 ор. 10). Также, Шопен часто применяет эллипсисы: Б7-У1, Б-Бб. За счет того, что аккорды не разрешаются, накал трагизма усиливает напряжение.
5. Метроритм в этюдах имеет свои особенности. В этюдах №12, 23 наблюдается полиритмия. Если в верхнем голосе мощные октавы, как в «Революционном», то в аккомпанементе - арпеджированные пассажи, или наоборот, как в 23 этюде или в средней части этюда №6.
Подводя итог можно сказать, что «трагическое» в произведениях Шопена выражено во всём арсенале средств художественной выразительности.
написана в cis-moll с возвратом в основ-
Библиографический список
1. Письма Шопена.
2. Бэлза И. История польской музыкальной культуры.
3. Бэлза И. Шопен. - М., 1991.
4. Алексеев.А.Д. История фортепианного искусства (части 1 и 2.)
5. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран ( 3 часть).
6. Конен. История зарубежной музыки (3 часть).
7. Сборник статей. Венок Шопену.
8. Слонимская Р.Н. Анализ гармонических стилей.
9. Советы Шопена пианистам (редактор Мильштейн).
10. www.lafamire.ru
- HcKyccmeoeedenue -
TRAGIC IMAGES IN CHOPEN'S ETHNIC STUDIES
E.A. Degtyareva, student
St. Petersburg state institute of culture
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article is devoted to the analysis of the tragic etudes of Frederic Chopin. in the course of the work, musicological literature was studied and analyzed, such authors as a. Ale-kseev, and. Beals, in. galaktic and others. The aim of the article was to reveal the evolution of the tragic etudes, a detailed analysis of the etudes op. 10 No. 6,12; op. 25 No. 11, 12. Also in the scientific article, the ideological-image characteristic and style features of the tragic etudes are determined.
Keywords: tragic, etudes, Chopin, style, images, homeland.