Научная статья на тему 'Роль фортепианных этюдов Ф. Шопена в исполнительской и педагогической практике пианистов'

Роль фортепианных этюдов Ф. Шопена в исполнительской и педагогической практике пианистов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1394
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТЮДЫ Ф. ШОПЕНА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИАНИСТОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кеберлинская Эльнара Рамиз Кызы

В статье изложены данные по изучению избранных этюдов Ф. Шопена и определению их значения для фортепианного исполнительского искусства и педагогической деятельности пианистов. Автор статьи подробно разбирает и анализирует некоторые этюды с точки зрения их технического и художественного совершенства. В заключение автор статьи делает вывод о том, что шопеновские этюды отличаются новизной, оригинальностью, поэтичностью фортепианного стиля, в связи с чем они сыграли большую роль в развитии пианистического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль фортепианных этюдов Ф. Шопена в исполнительской и педагогической практике пианистов»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ ЭТЮДОВ Ф. ШОПЕНА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПИАНИСТОВ Кеберлинская Э.Р.

Кеберлинская Эльнара Рамиз кызы - доктор философии по искусствоведению, профессор, кафедра специального фортепиано, Бакинская музыкальная академия им. У. Гаджибейли, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье изложены данные по изучению избранных этюдов Ф. Шопена и определению их значения для фортепианного исполнительского искусства и педагогической деятельности пианистов. Автор статьи подробно разбирает и анализирует некоторые этюды с точки зрения их технического и художественного совершенства. В заключение автор статьи делает вывод о том, что шопеновские этюды отличаются новизной, оригинальностью, поэтичностью фортепианного стиля, в связи с чем они сыграли большую роль в развитии пианистического искусства.

Ключевые слова: этюды Ф. Шопена, исполнительское искусство, педагогическая деятельность пианистов, техническое мастерство.

В истории развития этюдного жанра видную роль сыграл выдающийся польский композитор Ф. Шопен. Будучи одновременно композитором, мастером фортепианной игры и великолепным педагогом, Ф. Шопен придавал большое значение техническому мастерству ученика, при этом не отделял это развитие от художественного совершенствования. «Трудную задачу - превратить фортепианный этюд из блестящей технической пьесы, из виртуозной безделушки в подлинное художественное произведение - выполнили два композитора: Шопен и Лист. Пути, которыми они шли к общей цели, принципиально различны. Но, думается и путь Листа, и путь Шопена в равной мере себя оправдали» [8, 272 с.]. В творчестве Ф. Шопена этюд предстает в качестве самостоятельной разновидности фортепианного творчества в малых формах. Жанр концертного этюда, созданный Ф. Шопеном, был развит и совершенствован такими композиторами как Ф. Лист, С. Рахманинов, А. Скрябин, К. Дебюсси. Однако, оригинальность и неповторимость музыкального языка Ф. Шопена и трактовки жанра этюда отражает всю глубину и поэтичность его фортепианного стиля.

Целью работы является изучение избранных этюдов Ф. Шопена и определение их значения для исполнительской и педагогической практики пианистов.

Этюды Ф. Шопена представляют собой цикл из двух тетрадей по двенадцать в каждой (опус 10 и опус 25) и три этюда опубликованы отдельно без обозначения опуса. Этюды носят в основном виртуозный характер, так как большинство из них связаны с выполнением сложных технических задач и написаны в быстром темпе, только восемь из них написаны в умеренном темпе. Ф. Шопен нигде не отделяет техническую сторону от художественной. Именно содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Ф. Шопена вывели этот музыкальный жанр на уровень большого искусства.

Изучая каждый этюд, можно проследить определённую направленность фактурной изобретательности Шопена: этюды для ломанных арпеджий, для достижения «независимости пальцев», для хроматических гамм, терций, секст, октав для «лёгкой кисти» и т.п. Подчеркнем исключительное разнообразие и богатство

средств выразительности, мелодических оборотов, гармонических последовательностей, которые типичны для композитора и характеризуют особенности его музыкального языка. Шопеновские этюды, при всей яркой контрастности образов, обладают жанровым и стилевым единством. В то же время каждый этюд является вполне самостоятельным произведением и исполняется вне общего контекста. Большинство композиций представляют собой трехчастную форму с единой тематической основой.

Этюд № 1 ор. 10. С- dur.

Этюд изложен в виде фигурационного движения разложенных аккордов (ломаные арпеджио), ему присущи эпический размах и монументальность с огромной внутренней энергетической насыщенностью.

Этюд № 2 ор. 10. a-moll.

Фактура этюда излагается и выдерживается на протяжении всего развития в строго хроматическом виде. Его педагогическая направленность раскрывается в задаче укрепления четвёртого и пятого пальцев правой руки, что для развития пианистической техники имеет немаловажное значение. Работая над данным этюдом, следует думать о том, насколько четвёртый и пятый пальцы справляются с достижением мелодической и ритмической ровности, которая может быть достигнута только при напряжённом слуховом контроле.

Среди медленных лирических этюдов выделяются № 3E-dur и № 6 es moll ор. 10 и № 7 cis moll op. 25. Кантиленность и выразительность звучания, «дыхание» фраз, дифференциация звуковых планов, красочная динамическая палитра - основные задачи исполнителя в этих этюдах.

Этюд № 4. ор.10 cis-moll.

Этот этюд по своей фактуре один из наиболее типичных образцов композитора. Чередующиеся правая и левая руки в быстром темпе всё время преодолевают одинаковые трудности. Кроме точной и безукоризненной пальцевой техники, этот этюд требует от пианиста виртуозного владения естественными и необходимыми поворотами всей руки при лёгком движении пальцев.

Этюд № 5 ор. 10. Ges-dur

Этот этюд часто называют этюдом на чёрных клавишах, так как партия правой руки строго ограничена чёрными клавишами рояля. Роль левой руки также немаловажна, ее следует учить отдельно, учитывая все штрихи. Этюд отличается изяществом мелодического рисунка, грациозностью и лёгкостью движения.

Первая тетрадь ор.10 завершается c-moll-ным этюдом, который известен под названием «Революционный». Тема этюда, вырастающая из коротких героических мотивов, многократно повторяется на протяжении всего сочинения. Бурные пассажи то восходящих, то нисходящих шестнадцатых в левой руке, воссоздают образ бури и революционного пафоса.

Вторую тетрадь открывает этюд № 1 ор. 25 As-dur

Исполнителю данного этюда следует уделить внимание выразительному верхнему голосу на фоне глубокого баса и «поющей гармонии». Впечатление плавности, свободного дыхания, простоты, спокойствия, несмотря на взволнованность центрального эпизода, создаётся, прежде всего, равномерным движением арпеджированных аккордов.

Этюд № 2 ор. 25 f-moll.

Музыканты-исследователи считают, что этот этюд является музыкальным портретом Марии Водзиньской. Неизменное изящное триольное движение в темпе Presto в правой и левой руках создает кружева и рисует поэтический и нежный образ.

Этюд № 6 ор. 25 gis-moll.

По образному содержанию он близок к f-moll-ному этюду. Необходимо высокое пианистическое мастерство, чтобы добиться идеальной непрерывной ровности звучания шестнадцатых двойными терциями в правой руке на фоне тончайших, почти

неуловимых динамических усилений и спадов. Их исполнение представляет собой особую трудность и требует специальной технической работы. Эти факторы позволяют отнести данный этюд к категории повышенной сложности. Этюд № 10 ор. 25 h-moll.

Основной образ создаётся с помощью двойных октав. Исполнителю важно подобрать аппликатуру, способствующую достижению хорошего legato октав. Первой теме противопоставляется новая тема в средней части. Характер в среднем эпизоде совершенно меняется и звучит нежно-мечтательная лирическая кантилена. Этюд № 11 ор. 25 а-moll.

Этюд а-moll - одно из самых значительных произведений Шопена. Несмотря на большую популярность, этюд а-moll, по грандиозности замысла, по богатству средств фортепианной выразительности, по величию тематического материала не имеет себе равных. Стихийная мощь и богатство звуковой палитры этого сочинения нашли своё воплощение в данном ему исполнителями и музыковедами ярко образном названии -«Зимний вихрь». Во всем этюде господствует одна тема, которая динамично развивается и превращается в маршеобразную суровую тему, звучащую в сопровождении «вихревых» фигураций в правой руке.

Таким образом, сделаем заключение о том, что этюд в творчестве Ф. Шопена стал полноценным художественным музыкальным жанром, сыгравшим весьма значительную роль в исполнительском искусстве и педагогической деятельности пианистов. Ф. Шопен смог превратить блестящие технические пьесы в подлинно художественные произведения, потому этюды композитора можно по праву считать вершиной пианистического искусства.

Список литературы

1. Венок Шопену: Сборник статей. М.: Музыка, 1989. 279 с.

2. Кеберлинская Э.Р. Педагогические аспекты изучения фортепианных сочинений Ф. Шопена. Баку: RSXM, 2010. 74 с.

3. КремлёвЮ.А. Ф. Шопен. Очерк жизни и творчества. Л.-М. 1949. 412 с.

4. Лист Ф. Ф. Шопен. М.: Гос. музыкальное издательство, 1956. 127 с.

5. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. 119 с.

6. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1989, 175 с.

7. Николаев В.А. Шопен-педагог и его значение в истории фортепианного искусства. Автореферат дисс... кандидата искусствоведения. М., 1989. 23 с.

8. Соловцов А.А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. М.: Гос. муз. издат, 1956. 324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.