Научная статья на тему '«ТРАГЕДИЯ ЗЛОДЕЙСТВА» НА ПОДМОСТКАХ  АНГЛИЙСКОГО РЕНЕССАНСНОГО ТЕАТРА'

«ТРАГЕДИЯ ЗЛОДЕЙСТВА» НА ПОДМОСТКАХ АНГЛИЙСКОГО РЕНЕССАНСНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трагедия злодейства / Джон Уэбстер / Елизаветинская драма / трагедии мести / tragedy of villainy / John Webster / Elizabethan drama / tragedy of revenge

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С.Ю. Будехин, О.В. Игнатьев

В статье исследуется тема мести – одна из характерных тем, лежавших в основе английских ренессансных драм. Рассматривается отношение англий ского общества XVI в. к проблеме отмщения, анализируются причины внимания драматургов к этой теме. В центре внимания автора статьи лежит подгруппа так называемых «трагедий злодейства», пользовавшихся особой популярностью у зрителей рассматриваемой эпохи. Характерной чертой группы трагедий, которые были написаны в первой четверти XVII века, является обязательное присутствие сцен с ужасающими кровавыми убийствами, загадочными и кош марными событиями и предшествующими им мрачными раздумьями героев, желающих отомстить. Указанные особенности в дальнейшем позволили иссле дователям уже XX века объединить все эти трагедии в подгруппу «трагедий злодейства». Приводится список наиболее заметных «трагедий злодейства». На примере драм Т. Мидлтона «Трагедия мстителя» и Дж. Уэбстера «Герцогиня Мальфи» выявляются основные художественные особенности «трагедий злодейства». Делается вывод об изменении образа героя-мстителя и общей трансформации драматической модели Т. Кида, на которую ориентировались создатели трагедий мести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TRAGEDY OF VILLAINY” ON THE SCENES OF THE ENGLISH RENAISSANCE THEATER

The article explores the theme of revenge – one of the characteristic topics underlying the English Renaissance dramas. The relationship of the English society of the XVI century to the problem of revenge, the reasons for the attention of playwrights to this topic are analyzed. The authors focus on a subgroup of the so-called “tragedies of villainy”, which were especially popular with the audience. A characteristic feature of the group of tragedies, which were written in the first quarter of the 17th century, is the obligatory presence of scenes with horrific bloody murders, mysterious and nightmarish events and the dark thoughts of the heroes who want to take revenge. These features in the future allowed researchers already 20th century to combine all these tragedies into a subgroup of “tragedies of villainy”. A list of the most notable tragedies is given. Using the example of T. Middleton’s drama “The Revenger’s Tragedy” and J. Webster’s “Duchess of Malfi”, the main artistic features of the “tragedies of villainy” are revealed. The conclusion is drawn about the change in the image of the hero-revenger and the general transformation of the dramatic model of T. Kid, which the creators of the tragedies of revenge were guided by.

Текст научной работы на тему ««ТРАГЕДИЯ ЗЛОДЕЙСТВА» НА ПОДМОСТКАХ АНГЛИЙСКОГО РЕНЕССАНСНОГО ТЕАТРА»

летлудаз пул, кесибдиз аялар бул. - «У богатого - деньги, а у бедного - дети»; Дуст кьун регьят я, дуста кьиле тухун - четин. - «Подружиться - легко, сохранить дружбу - трудно»; Къуншидие дуствилелди эгеч1, анжах сергьят ч1урмир. - «С соседом дружи, но плетня не снимай»; Уст чиниз килигда, душман - к1вачериз. - «Друг в глаза смотрит, а враг взор потупляет» (букв.: в ноги смотрит); Тум зулуз цада, бегьер гатуз вахчуд. - «Семена сеют осенью, а урожай снимают летом», Бурж къачун регьят я, вахкун четин я. - «Долг легко берётся, но трудно он отдаётся»; Ркьимир, ц1егь, гатфариз вергер жеда! - «Не умирай, коза, весной крапива вырастет!»; Ишинди фуахъ къекъведа, тухди -

Библиографический список

бахтунихъ. «Голодный ищет хлеба, а сытый - счастья»; Гъиле авайди акъудна, цава авайдахъ галтугмир. - «Упустив то, что в руке, не гоняйся за тем, что на небесах» ( соотв.: «Лучше синицу в руки, чем журавля в небе»); Мекьи кьуьд-ни кьий,кьуьзуь гъуьлни! - «Да пропадут холодная зима и старый муж!»; Дагъ дагъдал гьалтдач, инсан инсандал гьалтда. - «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком встретится».

Правильное деление лезгинских пословиц на синтагмы имеет большое значение, ибо синтагма наряду с морфемой является несущей смысл частицей речи и, подобно порядку слов, обусловливает правильность содержания пословицы.

1. Акимов К.Х. Лезгинские народные пословицы. Составление. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

2. Гаджиев М.М. Синтаксис лезгинского языка. Простое предложение. Махачкала, 1954; Ч. 1.

3. Гайдаров РИ., Алипулатов М.А. Лезгинский язык: учебник для педучилищ. Махачкала, 1965.

4. Щерба Л.В. О частях речи. Русская речь. Ленинград, 1928.

5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

References

1. Akimov K.H. Lezginskie narodnyeposlovicy. Sostavlenie. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1991.

2. Gadzhiev M.M. Sintaksis lezginskogo yazyka. Prostoe predlozhenie. Mahachkala, 1954; Ch. 1.

3. Gajdarov R.I., Alipulatov M.A. Lezginskijyazyk uchebnik dlya peduchilisch. Mahachkala, 1965.

4. Scherba L.V. O chastyah rechi. Russkaya rech'. Leningrad, 1928.

5. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 10.07.20

УДК 82

Budekhin S.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, RSU n.a. A.N. Kosygina (Moscow, Russia), E-mail: sergey.budekhin@mail.ru

Ignatiev O.V., teacher of additional education, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: ignatiev_ol@list.ru

"TRAGEDY OF VILLAINY" ON THE SCENES OF THE ENGLISH RENAISSANCE THEATER. The article explores the theme of revenge - one of the characteristic topics underlying the English Renaissance dramas. The relationship of the English society of the XVI century to the problem of revenge, the reasons for the attention of playwrights to this topic are analyzed. The authors focus on a subgroup of the so-called "tragedies of villainy", which were especially popular with the audience. A characteristic feature of the group of tragedies, which were written in the first quarter of the 17th century, is the obligatory presence of scenes with horrific bloody murders, mysterious and nightmarish events and the dark thoughts of the heroes who want to take revenge. These features in the future allowed researchers already 20th century to combine all these tragedies into a subgroup of "tragedies of villainy". A list of the most notable tragedies is given. Using the example of T. Middleton's drama "The Revenger's Tragedy" and J. Webster's "Duchess of Malfi", the main artistic features of the "tragedies of villainy" are revealed. The conclusion is drawn about the change in the image of the hero-revenger and the general transformation of the dramatic model of T. Kid, which the creators of the tragedies of revenge were guided by.

Key words: tragedy of villainy, John Webster, Elizabethan drama, tragedy of revenge.

С.Ю. Будехин, ст. преп., канд. филол. наук, РГУ имени А.Н. Косыгина г, Москва, E-mail: sergey.budekhin@mail.ru

О.В. Игнатьев, педагог доп. образования, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: ignatiev_ol@list.ru

«трагедия злодейства» на подмостках

английского ренессансного театра

В статье исследуется тема мести - одна из характерных тем, лежавших в основе английских ренессансных драм. Рассматривается отношение английского общества XVI в. к проблеме отмщения, анализируются причины внимания драматургов к этой теме. В центре внимания автора статьи лежит подгруппа так называемых «трагедий злодейства», пользовавшихся особой популярностью у зрителей рассматриваемой эпохи. Характерной чертой группы трагедий, которые были написаны в первой четверти XVII века, является обязательное присутствие сцен с ужасающими кровавыми убийствами, загадочными и кошмарными событиями и предшествующими им мрачными раздумьями героев, желающих отомстить. Указанные особенности в дальнейшем позволили исследователям уже XX века объединить все эти трагедии в подгруппу «трагедий злодейства». Приводится список наиболее заметных «трагедий злодейства». На примере драм Т. Мидлтона «Трагедия мстителя» и Дж. Уэбстера «Герцогиня Мальфи» выявляются основные художественные особенности «трагедий злодейства». Делается вывод об изменении образа героя-мстителя и общей трансформации драматической модели Т. Кида, на которую ориентировались создатели трагедий мести.

Ключевые слова: трагедия злодейства, Джон Уэбстер, Елизаветинская драма, трагедии мести.

Эпоха Ренессанса, пришедшая в XVI веке на смену Средневековью, обогатила западное общество и культуру новыми принципами синтеза античных и христианских ценностей, идей и представлений. Некоторые виды искусства объединили эти принципы. В качестве примера можно привести живописные или скульптурные изображения христианских святых, в образе которых явно прослеживается античный культ телесной красоты [1]. В Англии Возрождение появилось заметно позже, чем в Италии, но важно отметить, что английская ренессансная литература не развивалась исключительно по лекалам античных образцов жанра. Более того, английское Возрождение не копирует итальянский опыт, а противостоит ему.

Королева Елизавета I взошла на трон в 1558 году и сразу начала активно поощрять стремления своих подданных развивать различные сферы искусства и культуры. Кроме того, королева покровительствовала театру Король Яков I, занявший престол после Елизаветы, также оказывал внимание и поддержку театру. В 1603 году под патронатом монаршей особы была создана Королевская

труппа (King's Men), членами которой были известные актёры и драматурги того времени, в частности У. Шекспир, а также крупнейший актер Ричард Бёрбэдж.

Наиболее эксплуатируемой темой в драмах английского ренессансного театра являлась тема мести. Выбор такой темы был обусловлен рядом факторов. В ряду первостепенных причин следует отметить общие морально-нравственные воззрения английского общества того времени.

Англичане категорически не принимали принцип «цель оправдывает средства», так характерный для общеевропейской (в частности, итальянской) политической повестки. В XVI веке островитяне уже чётко осознавали свою культурную идентичность и непохожесть на континентальных европейцев. Индивидуализм в англичанах преобладал над общинностью, таким образом, родовая честь и её защита в гораздо меньшей степени приводила жителей британских островов, чем тех же темпераментных итальянцев или испанцев, к кровавым межличностным конфликтам. Постепенно в английском обществе сформировалось отрицательное отношение к личной мести.

И все же общественное мнение допускало возможность личной мести, но только в исключительных обстоятельствах, в которых закон не обеспечивал бы достойного воздаяния. Такая позиция отражена в «Опытах» Фрэнсиса Бэкона [2]. Он утверждает, что «самый приемлемый вид мести («the most tolerable sort of revenge») существует для тех преступлений, для наказания которых нет закона» («О Мести»).

Кровная месть являлась непреложным законом в эпоху родоплеменных отношений, в варварских германских племенных союзах и в раннехристианских королевствах Западной Европы. Постепенно трансформируясь, кровная месть во времена Высокого и Позднего Средневековья обрела кодифицированный характер фамильной и цеховой традиции. В эпоху раннего Ренессанса под влиянием развития индивидуализма отмщение уязвлённой родовой чести постепенно утрачивает свою обязательность.

В Елизаветинской драме месть оказывается в фокусе драматургов по причине того, что сам закон мщения проблематизируется, выводится из обязательного автоматизма. Акт отмщения перестаёт быть однозначно трактуемым явлением. С одной стороны, закон запрещает кровную месть, с другой стороны, закон в отношении частных лиц медлителен и не всегда способен учесть все нюансы взаимоотношений враждующих сторон. Традиционное восприятие кровной мести и ренессансное новое отношение к этому явлению актуализировали эту проблему в глазах драматургов того времени. В их произведениях персонажи оказываются перед выбором: идти по пути отмщения или нет; герой начинает оценивать себя одновременно по законам средневековой коллективистской этики и индивидуалистической этики Нового времени (например, Гамлет).

Актуальность темы мести в английской драматургии XVI в. подтверждает частое обращение авторов не только к ситуации отмщения, которая разворачивалась в действиях разнообразных пьес, но даже к введению Мести в список действующих лиц произведений. Наиболее известным примером последнего является «Испанская трагедия» Т. Кида. Месть представлена в сюжете как аллегорический образ, к которому обращены мольбы убитого на поле сражения дона Андреа. Она, подобно мифологическим Эриниям, неутомимо преследует виновников его гибели, заносит меч над головами обидчиков Андреа и призывает его дух к терпению, обещая непременную расплату и кровавый финал для них.

В XVI в. королевская власть в Англии укрепляется и централизуется, появляются своды законов, требующие непреложного исполнения. Проявления «варварского правосудия», вроде кровной мести или дуэлей, начинают расцениваться как угроза авторитету монарха и караться по закону. Особенно негативно английское общество того времени относилось к убийствам из мести, спланированным и совершенным спустя долгое время после нанесения оскорбления. Такие случаи считались наивысшим проявлением «макиавеллизма» - образа социального мышления, основанного на грубой силе, вероломстве и холодном расчёте и не характерного, как считалось, для строгих моральных правил английского общества. Герой-мститель мог рассчитывать на снисхождение публики, если его месть была совершена в состоянии аффекта, однако расчётливый мститель, спланировавший кровавое отмщение, всегда порицался зрителем и рассматривался как злодей-макиавеллист.

В конце XVI в. в английской ренессансной драме проявляется тип героя-индивидуалиста, поглощённого мыслями о собственных страданиях, желаниях, страстях. В это время в английской драме рождается новый, вызвавший неоднозначную реакцию публики жанр трагедии мести (revenge tragedy), или кровавой трагедии (tragedy of blood) [3].

Отдельную подгруппу в ряду трагедий мести составляют так называемые «трагедии злодейства» («tragedy of villainy»). Чаще всего образ злодея-макиавеллиста мы можем обнаружить в трагедиях этой подгруппы. К этому ряду произведений можно отнести пьесы, поставленные на сцене между 1607 и 1620 гг: «Трагедия атеиста» («The Atheist's Tragedy», 1611) Сирила Тернера (Cyril Tourneur, 1575 - 1626), «Турок» («The Turk», 1б10) Джона Мейсона (John Mason), «Женщины, остерегайтесь женщин» («Women Beware Women», 1612 - 1623) Т. Мидлтона, «Герцогиня Мальфи» («The Duchess of Malfi», 1613) и «Белый дьявол» («The White Devil», 1612) Джона Уэбстера (John Webster, 1580 - 1634) и др.

Характерной чертой группы трагедий, которые были написаны в первой четверти XVII века, является обязательное присутствие сцен с ужасающими кровавыми убийствами, загадочными и кошмарными событиями и предшествующими им мрачными раздумьями героев, желающих отомстить. Указанные особенности в дальнейшем позволили исследователям [4] уже XX века объединить все эти трагедии в подгруппу «трагедий злодейства». Нельзя не упомянуть, что построение драматического сюжета вокруг ужасающих и кровавых событий в английском ренессансном театре продиктовано влиянием античных произведений. В случае «трагедий злодейства» прослеживается влияние философии и творчества древнеримского философа и поэта Сенеки, известного своими трагедиями с яркими кровавыми сюжетами (трагедии «Медея», «Фиест»). Одной из пьес рассматриваемой подгруппы, испытавшей на себе сильнейшее влияние эстети-ко-философских взглядов Сенеки, является «Трагедия мстителя» Сирила Тёрне-

Библиографический список

ра [5]. В образе протагониста «Трагедии мстителя» читается родство не только с героями-мстителями трагедий Сенеки, но и прослеживаются явные отсылки к образу шекспировского Гамлета.

Особенностью пьесы модно считать ряд имён ключевых персонажей: Вин-диче, Луссуриозо, Грациана, Спурио, Амбициозо. Их имена отсылают читателя к средневековому аллегорическому жанру моралите, в рамках которого на сцене появлялись не люди, а отвлечённые понятия. В рассматриваемой пьесе имена персонажей дают представление публике об особенностях их характеров: Вин-диче - мстительный, Луссуриозо - распутный, Грациана - нравственная, Амбициозо - тщеславный, Спурио - лживый. Высокой нравственной риторике ранних трагедий мести приходит на смену развлекательность, которая воплощалась хитроумными интригами и разоблачениями, язвительными репликами «в сторону», искусными ловушками.

Становление поджанра «трагедий злодейства» сопровождалось постепенным вытеснением влияния «кидовской» модели и формированием новой, которая заключалась в большем внимании к желаниям публики получать яркие кровавые и зрелищные сюжеты с меньшей долей серьёзности. Идейно-философская глубина пьес была сокращена в угоду более яркого и детального изображения сцен ужасов и насилия.

Развёртывание темы мести в кровавых трагедиях иногда происходит по схеме, согласно которой дух убитого преследует своих мучителей, сводит их с ума или с помощью третьих сил устраивает над ними расправу. Призрак может являться персонажу во сне или в момент сильного эмоционального потрясения. Зачастую тема мести усложняется мотивом предзнаменования. В трагедии Дж. Уэбстера «Герцогиня Мальфи» читатель обнаруживает призрак убитой героини. Дух умершей преследует виновников гибели - братьев Фердинанда и Кардинала.

Большое значение в «трагедиях злодейства» имеет мотив безумия. В «Герцогине Мальфи» нам представлен процесс утраты рассудка одним из братьев главной героини. Фердинанд, мучимый угрызениями совести, не справляется с грузом вины. Ему кажется, будто дух сестры преследует его.

Мотив страшной тайны также входит в перечень обязательных атрибутов кровавой трагедии мести. Форма, в которой данный мотив был представлен в трагедии «Герцогиня Мальфи», имеет новаторский характер. В отличие, например, от пьесы Шекспира «Тит Андроник», в которой на сцене буквально проливаются литры крови, Уэбстер создает иллюзию массового убийства. Он считал важным не столько изобразить непосредственную сцену убийства, сколько создать гнетущую атмосферу ожидания неотвратимого убийства, заставить героя чувствовать близость смерти. Наиболее ярко эта иллюзия убийства была продемонстрирована в сцене, где заточенной в темнице герцогине Фердинанд представляют «мертвые» тела ее мужа и детей - а на деле искусно созданные восковые фигуры.

При ближайшем рассмотрении трагедия «Герцогиня Мальфи» обнаруживает в себе все жанровые признаки кровавой трагедии мести, однако уже отчетливо видны попытки Уэбстера отойти от строгого канона жанра. Более того, считается, что именно с Уэбстера начинается закат жанра трагедий мести [6]. Так, в пятом действии «в ущерб зрелищности» автор разбавляет свою трагедию порцией морализма. Его моральная позиция требует для его героев сопереживания, а для добродетели - непременного вознаграждения. Финальный монолог Делио служит тому подтверждением («Должны мы объединить все наши силы, чтоб юношу достойного сего восстановить в его правах законных») [7]. Становится понятно, что непосредственное кровопролитие на сцене не имеет для Уэбстера первостепенного значения, а лишь служит средством для создания определенной атмосферы, которая позволяет держать публику в напряжении и, в конце концов, привести ее к пониманию авторской моральной позиции.

Сюжет «трагедий злодейства» построен вокруг ужасающих происшествий и завораживающих интриг, развитие которых зрителю было чрезвычайно сложно предугадать. В этих пьесах кошмары и мучения героев существуют не только для шокирования зрителя, но и с целью создания особого драматического напряжения. Все кровавые убийства в «трагедиях злодейства» совершаются бесчестно и скрытно (посредством яда, кинжала, удавки и т.п.). Переживания героев уступают место злодейской интриге, которая играет важнейшую роль в продвижении сюжета [8; 9].

Наибольшую метаморфозу претерпевает образ мстителя. Стимулом для свершения мести или расправы с врагами теперь является не зов чести, а порочные желания или жажда наживы. В «трагедиях злодейства» авторы акцентируют внимание читателя на теме тайных браков, измен, непристойных любовных отношений («Белый дьявол», «Герцогиня Мальфи»).

Резюмируя вышеизложенное отметим, что среди ключевых художественных особенностей «трагедий злодейства» можно назвать обогащение сюжетной конструкции типичной елизаветинской драмы увлекательной и многоуровневой интригой, включающей в себя большое количество ловушек, кровавых убийств и неожиданных разоблачений.

1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Москва, 1978.

2. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические. Москва, 1978.

3. Thorndike A.H. The Relations of Hamlet to Contemporary Revenge Plays. PMLA. 1902; № 2 (17): 125 - 220.

4. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. Москва, 1965.

5. Tomlinson T.B. A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy. Cambridge University Press, 2010.

6. Уэбстер Дж. Герцогиня Амальфи. Москва, 1959.

7. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

8. Будехин С.Ю. Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию. Диссертация ...кандидата филол. наук. Москва, 2018.

9. Будехин С.Ю. «Гамлет» Шекспира и трагедия мести: эволюция жанра. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014; № 3 (4): 44 - 46.

References

1. Losev A.F. 'Estetika Vozrozhdeniya. Moskva, 1978.

2. B'ekon F. Opyty, ili Nastavleniya nravstvennye ipoliticheskie. Moskva, 1978.

3. Thorndike A.H. The Relations of Hamlet to Contemporary Revenge Plays. PMLA. 1902; № 2 (17): 125 - 220.

4. Anikst A.A. Teatr 'epohi Shekspira. Moskva, 1965.

5. Tomlinson T.B. A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy. Cambridge University Press, 2010.

6. U'ebster Dzh. Gercoginya Amafi. Moskva, 1959.

7. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

8. Budehin S.Yu. Vliyanieanglijskojtragediimestinagoticheskuyudramaturgiyu. Dissertaciya ...kandidatafilol. nauk. Moskva, 2018.

9. Budehin S.Yu. «Gamlet» Shekspira i tragediya mesti: 'evolyuciya zhanra. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 3 (4): 44 - 46.

Статья поступила в редакцию 15. 07.20

УДК 811.351.2

Gabibullaeva P.M., Cand. of Sciences (Philology), Head of Daghestani Languages Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: 79 patimat 79@mail.ru

TEXT ABOUT THE LINKING ROLE OF PARTS OF SPEECH IN PROSE OF HABIB ALIYEV. The article analyzes the text-binding role of parts of speech in the prose of Dargin writer Habib Aliyev. Research shows that in the prose of this writer, various parts of speech are used as a means of communicating the components of a sentence. But the most widely used adjectives, nouns and verbs of various forms and types. Habib Aliyev uses various lexical-semantic, morphological-syntactic and lexical-syntactic means in his works. Epithets, metaphors, comparative constructions, nouns with the meaning of a trait, adjectives, verbal lexemes, numerals, pronouns act as functionally loaded pictorial tools. Adjectives are often used to make an image more expressive. It is noted that the use of numerals in describing the behavior of characters, their appearance, and the environment gives the story a special shade of authenticity. They also perform informative and expressive functions. The verb and its forms are used to display various pictures, scenes, and movements of objects and events. The verb is most often used to enliven a narrative. It performs an important stylistic function in artistic works, giving dynamism to descriptive processes. Through the verb, a sequence of actions is shown, their speed or dynamism, creates the energy of movement.

Key words: writer's language, parts of speech, lexical-semantic, morphological-syntactic, lexical-syntactic means, comparative constructions, artistic and stylistic functions.

П.М. Габибуллаева, кан. филол. наук, зав. каф. дагестанских языков, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: 79 patimat 79@mail.ru

текстосвязующая роль частей речи в прозе хабиба алиева

В статье проводится анализ текстосвязывающей роли частей речи в прозе даргинского писателя Хабиба Алиева. Исследование показывает, что в прозе данного писателя в качестве средства связи компонентов предложения используются различные части речи. Но наиболее активно применяются прилагательные, существительные и глаголы различных форм и видов. Хабиб Алиев использует в своих произведениях различные лексико-семантические, мор-фолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства. Эпитеты, метафоры, сравнительные конструкции, существительные со значением признака, прилагательные, глагольные лексемы, числительные, местоимения выступают в качестве функционально нагруженных изобразительных средств. Прилагательные часто используются для придания выразительности образа. Отмечается, что использование числительных при описании поведения героев, их внешности, обстановки придает повествованию оттенок особой достоверности. Они также выполняют информативную и экспрессивную функции. Глагол и его формы используются для отображения различных картин, сцен, движений предметов и событий, а также для того, чтобы оживить повествование. Он выполняет важнейшую стилистическую функцию в художественных произведениях, придавая динамизм описательным процессам. Через глагол показывается череда действий, их стремительность или динамизм, создается энергия движения.

Ключевые слова: язык писателя, части речи, лексико-семантические, морфолого-синтаксические, лексико-синтаксические средства, сравнительные конструкции, художественно-стилистические функции.

Хабиб Алиев использует в своих произведениях различные лексико-семан-тические, морфолого-синтаксические и лексико-синтаксические средства. Эпитеты, метафоры, сравнительные конструкции, существительные со значением признака, прилагательные, глагольные лексемы, числительные, местоимения выступают в качестве функционально нагруженных изобразительных средств. Эпитеты - это прилагательные, которые выполняют художественно-стилистические функции. Они характеризуют национально-культурные реалии и часто связаны с особенностями ассоциативно-образного и эмоционально-интеллектуального осмысления окружающего мира носителями данного языка [1 - 7].

В художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, прежде всего, в пейзажных зарисовках. Имена прилагательные в даргинском языке разнообразны и многочисленны. Авторы с их помощью создают художественные произведения. Они служат для создания эмоционально-лирического, оценочного образа. Эмоционально-оценочный момент в высказывании является одной из главнейших проблем стилистики и определении особенностей художественной речи.

Прилагательные выступают в роли эпитетов - поэтических, красочных определений, которые помогают сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся и образным:

Дубуртала дишт1ати х1урк1би хьанц1 миъли дуцилри. Ахъти ду-буртачир дях1ила халати к1илик1уни чедиулри, буг1ярси дяг1 авбик1улри. Миц1ираг чула еанати дурхъбази, жаниварти чула дишт1ати пукьнази ди-г1яндикилри. Галга агарти дац1ти ургуба яра авлахъ дахъ ц1ахти дираргу. Гьалабла адамта чула хъула х1ярлизиб сегьуна-биалра галга убалтусири, къ-яна-чякали пукьалра барес или. Ургубалар къяна-чяка, камдиубли сари, дахъал дишт1ати г1инзурби деткахъили сари, къакъбунира камдиубли сари [2, с. 28].

В произведениях Хабиба Алиева эпитеты употребляются для создания внешнего и внутреннего облика персонажа. Произведения писателя изобилуют эпитетами при создании портретной характеристики героев. Это связано с тем, что для писателя важно не столько показать внешнюю красоту, сколько выразить свое особенное, драгоценное отношение к герою. Важное место в творчестве Хабиба Алиева занимает употребление прилагательных. Они используются для придания выразительности образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.