Научная статья на тему 'Трагедия культурного плюрализма'

Трагедия культурного плюрализма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагедия культурного плюрализма»

учеников с более высокими моральными и академическими показателями. Это - факт, но учитывая, скольким людям этот факт не по душе, неудивительно, что мы так мало о нем слышим.

1989

ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРНОГО ПЛЮРАЛИЗМА1

Трудно и даже опасно в наши дни говорить откровенно о культурном плюрализме, или мультикультурализме. Такая откровенность неизбежно вызовет в лучшем случае обвинения в бесчувственности, а в худшем - в расизме. Даже самая острая критика мультикультурализма вынуждена ограничиться демонстрацией того, насколько он «нелиберален», как он нарушает традиционные понятия о сущности либерального образования, являя собой прискорбное отклонение от того пути, каким наши юные американцы, такие разные по своему происхождению, должны воспитываться для совместной жизни. Такая критика, несомненно, весома и нужна. Но она также косвенным образом слишком многое уступает, соглашаясь с тем, что вообще существует такая вещь, как мульти-культурализм, - т.е. искренняя, хотя и неумеренная попытка, предпринимаемая благонамеренными педагогами с целью расширить горизонты обычных учебных программ. Такие педагоги, безусловно, существуют, но их усилия в итоге приносятся в жертву куда более агрессивному роду мультикультурализма.

Хотя школьный истеблишмент скорее умрет, чем признает это, но мультикультурализм есть отчаянная и готовящая собственный крах стратегия, предназначенная для исправления изъянов в образовании и связанных с ними социальных болезней негритянской молодежи. Если бы не было этих черных школьников с их проблемами, мы бы слышали очень мало о мультикультурализме. Нет никаких данных о том, что сколько-нибудь значительное число родителей-hispanics (латиноамериканцев) желают, чтобы их дети знали больше о Симоне Боливаре и меньше о Джордже Вашингтоне, или orientals (выходцы из Азии) чувствуют, что их дети получают неполноценное образование, поскольку их учебники не дают им больше сведений о Древней Греции или Древнем Китае.

1 The tragedy of multiculturalism // Wall Street journal. - N.Y., 1991. - July 31.

71

Даже если подобные чувства имеют место среди национальных меньшинств, с ними можно разобраться традиционным путем -организовав в частном порядке дополнительные часы занятий для их детей. (На уровне колледжа, разумеется, всегда существовала возможность изучать соответствующие языки, литературу и историю.) Но большинство взрослых «хиспаникс» и «ориенталз» не испытывают по этому поводу никакой озабоченности. Их главная забота - процесс «американизации». «Корни», которые ищут эти группы, находятся прямо здесь, в Соедиенных Штатах, а не среди ацтеков или в эпохе династии Минь.

Поведение большинства hispanics очень похоже на то, как вели себя итальянцы прошлых лет; большинство orientals в этом походят на евреев давнего прошлого. Из-за различий в культуре их интеграция в американское общество происходит неравномерно, но она происходит. Процесс проходит не без боли и треволнений, но он идет. Грустная ирония заключается в том, что у американских негров, которые прибыли сюда одними из первых, процесс идет совсем не так гладко. Вот почему, отчаявшись, они обратили взоры к мультикультурализму.

Мультикультурализм бывает различных видов и степеней интенсивности. Придя домой после школы, ребенок может знать больше о Гарриет Табмен1, чем об Аврааме Линкольне. Это может огорчить белых родителей и озадачить «хиспаникс» и «ориенталз», но, возможно, они могут отмахнуться от этого как от временного явления. Но вот вопрос: а помогают ли черным учащимся такие викторинные сведения о достойных, но сравнительно малоизвестных расовых предках? Ничто не свидетельствует об этом. Теоретически это должно возвысить их чувство «самоуважения» как личностей и как чернокожих. Но подлинное самоуважение приходит от реального жизненного опыта, а не от льстивой участливости учебников.

Собственно говоря, как уже хорошо известно, проблемы черной молодежи возникают не в наших школах и не могут быть там исправлены. Они являются продуктом своих семей и окружающей среды, и это - ужасающая социальная проблема, а отнюдь

1 Табмен Гарриет (1821-1913) - легендарная фигура эпохи борьбы за освобождение негров. Рожденная в рабстве, она бежала в 1849 г. на север США и на протяжении 50-х годов совершала смелые рейды в южные штаты, служа проводником всем, желавшим освободиться от рабства. Лично принимала участие в освобождении около 300 человек, включая собственных родителей. - Прим перев.

не педагогическая. Но это не мешает нашему чрезмерно амбициозному школьному истеблишменту притворяться, что они предлагают «решения». Вдобавок к стимулированию самоуважения среди черных учеников - а наши белые ученики и так отличаются непомерно раздутыми представлениями о своих академических способностях - истеблишмент пытается поощрять подходящие «ролевые модели» в школе. «Ролевые модели» и «самоуважение» стали теперь важнейшими терминами в психооколесице педагогического мира.

Вообще-то, нанимать в школы побольше черных учителей-мужчин - неплохая идея. Но она не имеет ничего общего с обеспечением «ролевыми моделями». Подобно тому как отец в семье важен в качестве источника морального авторитета, так и черные учителя могли бы стать важным источником авторитета в школе, особенно когда в семье нет отца. Они бы могли сделать школу более организованным и приличным местом. Но как отцы играют свою роль в семье, не думая о том, что они «ролевые модели», так и черные учителя-мужчины в школе играют эквивалентную роль.

«Ролевые модели» - в значительной степени социологическая фантазия. Мы все в юности знали взрослых (или слыхали о них), которых мы уважали и которыми восхищались, пока со временем их образы не померкли, по мере того как менялись наши интересы. Очень немногие из нас прошли по жизни, не сводя глаз с известных нам «ролевых моделей». И к несчастью, пока еще очень мало свидетельств того, что черные учителя оказывают принципиальное иное и значительное влияние на академическую успеваемость черных студентов.

Но важно то, что именно в своей самой отчаянной и экстремальной форме мультикультурализм становится сейчас серьезной педагогической, социальной, а в итоге и политической проблемой. Эта его версия пропагандируется в наших университетских городках коалицией черных националистов-расистов, радикальных феминисток, геев и лесбиянок и горсткой честолюбивых демагогов, заявляющих о себе как о представителях различных этнических меньшинств. В этой коалиции черные являются энергетическим ядром, потому что именно они могут запугать преподавателей и администрацию, которые боятся быть обвиненными в расизме. Мультикультурализм этой коалиции - это идеология, в которой программа образования подчинена политической программе, в первую голову, - антиамериканской и антизападной.

Не будет преувеличением сказать, что эти радикалы (профессора наряду со студентами), махнув рукой на «классовую борьбу» -американские рабочие оказались поголовно дезертирами, - перешли к программе этнически-расового конфликта. Эта программа, в ее педагогической части, откровенно ставит перед собой задачу внедрить в умы и психику учащихся из этнических меньшинств «сознание "третьего мира"» (именно такое выражение они употребляют). На практике это означает попытку внушить студентам из национальных меньшинств презрительный и враждебный взгляд на Америку и на западную цивилизацию в целом, интерпретируя ее как многовековую систему угнетения, колониализма и эксплуатации. То, что эти радикалы тупо называют мультикультурализмом, -такая же «война против Запада», какой были нацизм и сталинизм.

Под маской мультикультурализма их идеи, радикальная сущность которых часто выходит за пределы политики в область чистой фантазии, просачиваются в нашу образовательную систему на всех уровнях. (Майкл Майерс разбирал1 (и осуждал) проповедь этих идей со стороны «африканистов».) Точно так же, как дешевая разменная монета вытесняет серебро и золото с рынка, так и наиболее крайние версии определенной идеологии могут придавать свою окраску и форму менее крайним.

Сейчас в американской системе образования становится все обычнее, когда негритянская молодежь во все большей своей массе узнает, что то, что мы называем «западной цивилизацией», было изобретено черными египтянами и преступно присвоено греками, или что Африка была мирным, технологически передовым континентом до того, как белые европейцы разорили ее. Такого рода учение способно только воспламенить уже распространенное среди черных мнение, что «белая Америка» и ее правительство сознательно поощряют наркоманию и дьявольски равнодушны к распространению СПИДа среди черного населения. Мультикультура-лизм, что прекрасно понимают его самые ярые сторонники, есть не что иное, как техника «повышения сознательности» путем намеренного раздувания такого рода паранойи.

Не хочется быть апокалиптиком - хотя можно простить вдумчивых и честных учителей, когда им кажется, что их мир близится к концу. У большинства тех, кто терпит или проповедует мультикультурализм в наших школах и колледжах, намерения педагогические, а не политические, однако главная сила - на стороне

1 См.: БЬ^ ,]оигпа1. - 1991. - Му 30.

экстремистов, которые без труда расправляются со всеми несогласными, угрожая им обвинениями в расизме. Так что оппозиция смиренно идет на одну уступку за другой, ища прибежища в анонимности.

Недавно один журналист позвонил пяти ведущим профессорам-египтологам и спросил их, что они думают по поводу теории о негритянско-египетском происхождении западной цивилизации. Все они сказали, что это чушь. В то же время ни один из них не разрешил, чтобы его имя было названо в связи с такой рискованной, «политически некорректной» позицией.

Нет сомнений в том, что мультикультурализм затуманивает и дезориентирует умы десятков тысяч наших учащихся - в основном черных учащихся. Это не педагогическая реформа. Это педагогическая и американская трагедия.

1991

РОЖДЕСТВО, ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ1

В былые времена, задолго до появления понятия, да и самого выражения «учиться уважению к чувствам других», всевозможные религиозные общины в нашем многоликом обществе выработали стратегию того, как им сосуществовать друг с другом. Эта стратегия была основана на такте и осмотрительности. Поскольку в те времена американское общество было более провинциально, более ограниченно, чем сейчас, то и уважение и разумность были действенны только до определенного предела. Но я смею утверждать, что они были намного действеннее, чем стратегия наших дней, которая, призывая нас быть бесконечно «чуткими» к другим, -особенно «воинствующе» другим, - на самом деле побуждает самозванных представителей меньшинств становиться все более агрессивными, неразборчивыми и недальновидными. Хотя религиозная дискриминация, слава богу, резко ослабла за последние 50 лет, но это становится заметным только на индивидуальном уровне, бесспорно, самом важном. Что же касается, по выражению наших либералов, «межгрупповых» отношений, т. е. отношений на общественном уровне, то, похоже, они ухудшаются по мере того, как очередной вариант «плюрализма» постепенно сам пожирает

1 Christmas, christians, and jews: National review. - N.Y., 1988. - Dec. 30 -Р. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.