Научная статья на тему 'ТРАЕКТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУ УНИТАРИЗМОМ И ФЕДЕРАЛИЗМОМ'

ТРАЕКТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУ УНИТАРИЗМОМ И ФЕДЕРАЛИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / территория / оптимизация территориального пространства / федерализм / унитаризм / state / territory / optimization of territorial space / federalism / unitarianism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никлаус Анна Александровна

Цель. Провести сравнительный анализ методов и технологий оптимизации территориального пространства в рамках федерализма и унитаризма; вывести возможные варианты эволюции территориального устройства государства между асимметричным федерализмом, деволюцией и децентрализацией унитарного государства. Процедура и методы. В основу работы положены фундаментальные положения политической регионалистики, теории государственного управления и политологии, научные разработки по территориальной организации федеративного государства. Результаты. Данное исследование показывает, что территориальное пространство может быть оптимизировано за счёт увеличения уровня автономии регионов, улучшения координации между центром и регионами, а также более жёсткого контроля центральной власти над регионами. Как нам представляется, внедрение элементов асимметрии в территориальную структуру государства может способствовать сохранению целостности государства и обеспечению его безопасности. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в решение проблемы разработки теоретических оснований федерализма и унитаризма в целом и траекторий их эволюции в частности, способствует обогащению общих и частных концепций регионалистики, теории федерализма. Выводы и обобщения, сформулированные в статье, могут стать прикладной основой для осмысления будущего общих федеративных теорий и концепций, а также – импульсом для выявления и решения проблем, связанных с прогнозированием возможного будущего состояния федерализма в России и зарубежных странах. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные автором выводы и рекомендации целесообразно использовать для предотвращения сепаратизма и территориальных конфликтов этнополитических, этнолингвистических и т. п. характеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trajectories and prospects of evolution of the territorial and political space of the modern state: between unitarianism and federalism

Aim. To conduct a comparative analysis of methods and technologies for optimizing territorial space within the framework of federalism and unitarianism, and to deduce possible options for the evolution of the territorial structure of the state between asymmetric federalism, devolution and decentralization of the unitary state. Methodology. The work is based on the fundamental provisions of the theory of public administration and political science, scientific developments on the territorial organization of a federal state. Results. This research shows that the territorial space can be optimized by increasing the level of regional autonomy, improving coordination between the center and the regions, as well as tighter control of the central government over the regions. It seems to us that the introduction of elements of asymmetry into the territorial structure of the state can contribute to preserving the integrity of the state and ensuring its security. Research implications. The theoretical significance of the research lies in the fact that it contributes to solving the problem of developing the theoretical foundations of federalism and unitarianism in general and the trajectories of their evolution in particular, contributes to the enrichment of general and particular concepts of regionalism, the theory of federalism. The conclusions and generalizations formulated in the article can become an applied basis for understanding the future of general federal theories and concepts as well as an impulse for identifying and solving the problems related to forecasting the possible future state of federalism in Russia and foreign countries. The practical significance of the research lies in the fact that the conclusions and recommendations obtained by the author should be used to prevent separatism and territorial conflicts of ethnic-political, ethnic-linguistic, and the like nature.

Текст научной работы на тему «ТРАЕКТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУ УНИТАРИЗМОМ И ФЕДЕРАЛИЗМОМ»

УДК 32.342.1; 32.342.2

ТРАЕКТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: МЕЖДУ УНИТАРИЗМОМ И ФЕДЕРАЛИЗМОМ

Никлаус Анна Александровна

• e-mail: nicklaus.anna@gmail.com; кандидат политических наук, доцент,

доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучныхдисциплин

Московский психолого-социальный университет

115191, г. Москва, 4-й Рощинский пр-д, д. 9А, Российская Федерация

Для цитирования

Никлаус А. А.

Траектории и перспективы эволюции территориально-политического пространства современного государства: между унитаризмом и федерализмом // Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

• Статья поступила в редакцию 25.09.2023

• Статья размещена на сайте 12.03.2024

СТРУКТУРА СТАТЬИ

Аннотация Ключевые слова Введение

Тенденции и механизмы территориальной оптимизации Оптимизация территориального пространства федеративного государства

Политика оптимизации территориального пространства в рамках унитарного государства Заключение Литература Article information

АННОТАЦИЯ

Цель. Провести сравнительный анализ методов и технологий оптимизации территориального пространства в рамках федерализма и унитаризма; вывести возможные варианты эволюции территориального устройства государства между асимметричным федерализмом, дево-люцией и децентрализацией унитарного государства. Процедура и методы. В основу работы положены фундаментальные положения политической регионалистики, теории государственного управления и политологии, научные разработки по территориальной организации федеративного государства.

Результаты. Данное исследование показывает, что территориальное пространство может быть оптимизировано за счётувеличения уровня автономии регионов, улучшения координации между центром и регионами, а также более жёсткого контроля центральной власти над регионами. Как нам представляется, внедрение элементов асимметрии в территориальную структуру государства может способствовать сохранению целостности государства и обеспечению его безопасности. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в решение проблемы разработки теоретических оснований федерализма и унитаризма в целом и траекторий их эволюции в частности, способствует обогащению общих и частных концепций регионалистики, теории федерализма.-Выводы и обобщения, сформулированные в статье, могут стать прикладной основой для осмысления будущего общих федеративных теорий и концепций, а также - импульсом для выявления и решения проблем, связанных с прогнозированием возможного будущего состояния федерализма в России и зарубежных странах. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные автором выводы и рекомендации целесообразно использовать для предотвращения сепаратизма и территориальных конфликтов эт-нополитических, этнолингвистических и т. п. характеров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

государство, территория, оптимизация территориального пространства, федерализм, унитаризм

ВВЕДЕНИЕ

Одним из способов оптимизации территориального пространства в рамках федерализма является децентрализация власти и передача её на уровень регионов [1]. Это позволяет регионам принимать более эффективные решения, учитывая свои особенности и потребности.

Территориальное пространство является одним из ключевых элементов любого государства, и оптимизация этого пространства имеет большое значение для всех сторон жизни общества и государства. Данная статья посвящена исследованию современных тенденций и траекторий в оптимизации и реформировании территориального пространства в рамках двух противоположных систем: федерализма и унитаризма.

Главную роль в методологическом инструментарии нашего исследования играют теории, установки, концепты, представленные и развиваемые в рамках политической регионалисти-ки, различные научные концепции анализа практики взаимоотношений «центр - регионы» в различных государствах мира, которые так или иначе пытались изменить, оптимизировать своё внутреннее территориальное устройство как на региональном, так и на местном уровнях.

Естественно, сравнительный анализ является для нашего исследования базовым методом, так как он помогает понять, как происходят процессы оптимизации территориального устройства в различных странах мира.

Исходя из цели исследования, следует обратиться к ключевым понятиям и концепциям. Во-первых, это деволюция, которая представляет собой процесс целенаправленной передачи части властных полномочий от национального уровня на региональный. Зарубежными авторами, наиболее подробно исследовавшими данное явление, являются Дж. Бредбери, Дж. Митчелл, Дж. Беттони [16; 17]. Во-вторых, это проблема асимметричности федерализма, которая исследована такими российскими авторами, как Е. В. Бестаева, Е. Е. Кочетков, В. Томич [2], Р. Ф. Туровский [13] и др. Среди иностранных специалистов особо отметим вклад в теорию асимметричного федерализма Дж. Элейзера [18]. Феномен регионализации с точки зрения сепаратистах тенденций исследуют А. В. Манойло, О. В. Гаман-Го-лутвина, М. В. Дудаева и др. [4; 11].

ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Одной из главных проблем территориального пространства является отсутствие эффективных механизмов управления ресурсами и инфраструктурой. В связи с этим в последнее время многие исследователи стали рассматривать проблематику повышения эффективности управления и оптимизации территориального пространства. Среди основных тенденций можно выделить такие направления, как децентрализация управления, усиление роли региональных органов власти, развитие инновационных технологий и применение новых моделей управления [17, р. 65-66].

Одним из ключевых факторов оптимизации территориального пространства является установление чётких правовых и финансовых отношений в системе взаимоотношений «центр - регионы». В этой связи многие авторы склоняются к анализу бюджетных отношений - в рамках как федерализма, так и унитаризма. Большинство из этих исследователей рекомендуют установить прозрачные механизмы распределения бюджетных средств и усиление роли региональных органов власти в процессе принятия решений.

С другой стороны, существует ряд проблем, связанных с ограничением автономии регионов и неэффективным использованием ресурсов. В то же время децентрализация управления и увеличение роли региональных органов власти также могут привести к нежелательным последствиям, таким как коррупционные риски и вероятность несоблюдения прав и свобод граждан [14, с. 62].

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

В политической науке представлены различные парадигмы оптимизации территориального пространства в рамках федеративного государства. Одним из ключевых аспектов является баланс между централизацией и децентрализацией власти. Некоторые исследователи подчёркивают важность повышения уровня автономии регионов, чтобы они могли эффективно использовать свои ресурсы и развиваться в соответствии со своими потребностями и особенностями [14, с. 64]. Другие

же считают, что слишком большая автономия регионов может привести к дезинтеграции государства и необходимо ограничивать её в рамках целостности страны.

Одним из подходов к оптимизации внутрирегионального пространства в федеративном государстве является использование инструментов фискальной политики. Например, некоторые исследователи подчёркивают важность создания эффективной системы распределения налоговых доходов между центром и регионами, чтобы обеспечить равномерное развитие всей страны [16, р. 43]. Другие исследователи уделяют внимание развитию экономики и бизнеса в регионах, чтобы они могли стать более конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов [5, с. 55].

Важным аспектом также является повышение качества жизни населения в регионах. Некоторые исследователи выделяют важность социальных программ и проектов, направленных на улучшение здравоохранения, образования и культуры в регионах, чтобы создать благоприятные условия для жизни и работы [8, с. 77-78].

Несмотря на различные подходы, важно учитывать особенности каждого региона и создавать индивидуальные программы оптимизации внутрирегионального пространства. Необходимо также обеспечивать согласованность между разными уровнями власти и эффективное управление на всех уровнях [17].

Очевидно, что оптимизация территориального пространства является важнейшим аспектом существования государства в рамках федеративного устройства [12, с. 64-65]. Грамотное использование широкого инструментария и методов региональной политики, доступных в рамках федеративных отношений, позволяет обеспечить более эффективное использование дефицитных ресурсов, улучшить качество жизни населения и приумножить экономический потенциал регионов.

Вместе с тем, как нам представляется, реализация такой политики в федеративном государстве может натолкнуться на ряд препятствий, таких как усиление сепаратистах тенденций [7, с. 59], увеличение расходов федерального бюджета, рост задолженности регионов, развитие асимметричности федерации ит. д.

Таким образом, оптимизация территориального пространства в федеративном государстве становится всё более акту-

альнои и интересной задачей как для исследователей, так и для политических деятелей, которая требует неординарного и комплексного решения. Эффективное использование ресурсов и развитие экономики регионов не только способствуют укреплению экономической и политической стабильности страны в целом, но и улучшают качество жизни населения в регионах. При этом необходимо учитывать особенности федеративного устройства государства, соблюдать баланс между централизованным и децентрализованным управлением, а также обеспечивать гармоничное развитие всех регионов страны.

Одним из важных аспектов оптимизации территориального пространства является повышение качества жизни населения, что связано с развитием социальной инфраструктуры и доступностью образования, здравоохранения, культуры и спорта. При этом необходимо учитывать различия в социально-экономическом развитии между регионами и принимать меры для сокращения этих различий.

Другим важным аспектом оптимизации территориального пространства является развитие экономики региона, которое должно основываться на использовании собственных ресурсов и учёте конкурентных преимуществ региона. В этом контексте важно создание благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды, а также развитие инновационной инфраструктуры.

Кроме того, важным аспектом оптимизации территориального пространства является развитие транспортной и логистической инфраструктуры, которая должна обеспечивать удобство перемещения товаров и услуг, а также ускорять развитие экономики региона. Необходимо также учитывать экологические аспекты при развитии транспортной инфраструктуры, что является важным условием сохранения природных ресурсов и улучшения экологической обстановки.

Таким образом, оптимизация территориального пространства в рамках федеративного государства требует комплексного подхода, который должен основываться на учёте особенностей каждого региона и установлении эффективных механизмов государственного управления.

Одним из важных аспектов является ограничение автономии регионов, которое может быть причиной неэффективного использования ресурсов [10, с. 66]. Однако в то же время децентрализация власти может способствовать более эффективно-

му управлению территориями, учитывая их особенности и потребности. Важно также учитывать социально-экономическое развитие регионов, их природные и экономические ресурсы, а также транспортную инфраструктуру и доступность образования и здравоохранения.

Многие исследования показывают, что федерализм может быть эффективным инструментом оптимизации территориального пространства. При этом важно учитывать баланс между централизацией и децентрализацией власти, чтобы обеспечить равновесие между единой политической системой и учётом местных потребностей и особенностей.

В целом оптимизация территориального пространства в рамках федеративного государства может способствовать более эффективному управлению территорией, повышению качества жизни населения и социально-экономическому развитию регионов. Однако это требует постоянного внимания и усилий со стороны государства, а также учёта многих факторов, включая баланс между централизацией и децентрализацией власти, социально-экономические и природные ресурсы, транспортную инфраструктуру и доступность образования и здравоохранения.

Для решения этих проблем необходимо создание эффективной системы государственного управления, которая будет обеспечивать координацию и контроль оптимизационных мер в рамках федеративной модели государства. Необходимо также повышение качества образования и научной деятельности, что позволит регионам более эффективно использовать свои потенциалы.

Таким образом, оптимизация территориального пространства является важным аспектом политики государства в рамках федеративного устройства, однако для её реализации необходимы сложные меры, которые требуют постоянного контроля и усилий со стороны государства и общества.

ПОЛИТИКА ОПТИМИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

В рамках унитарного государства способами оптимизации территориального пространства являются централизация власти и стандартизация правил и процедур на всей территории

страны [3, с. 35]. Это позволяет упростить управление регионами и улучшить качество предоставляемых услуг.

В настоящее время выделяют несколько основных подходов к оптимизации территориального пространства в рамках унитарного государства. Один из них - это концепция «равномерного развития», основанная на той идее, что все регионы государства должны развиваться примерно в одинаковом темпе, чтобы избежать различий в экономическом и социальном развитии. Этот подход подразумевает установление единых правил и стандартов для всех регионов и обеспечение равного доступа к ресурсам и возможностям.

Другой подход - это концепция «дифференциации», которая признаёт различия между регионами и ставит задачу развивать их в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этом случае государство должно разработать индивидуальные программы развития для каждого региона, учитывая его специфику, потенциал и проблемы.

Вопрос оптимизации территориального пространства в унитарном государстве также связан с проблемой распределения власти между центром и регионами. Существует несколько моделей отношений между центром и регионами, включая «централизованную модель», «децентрализованную модель» и «модель смешанного управления» [б, с. 15].

Централизованная модель предполагает, что большая часть полномочий и ресурсов концентрируется в руках центрального правительства, что может приводить к ограничению автономии регионов и неэффективному использованию ресурсов.

Стоит также отметить, что оптимизация внутрирегионального пространства может быть реализована не только через политические механизмы, но и с помощью различных программ и проектов, направленных на развитие инфраструктуры, образования, культуры и туризма.

Таким образом, для оптимизации территориального пространства в рамках унитарного государства необходимо находить баланс между сохранением единства государства и уважением прав и интересов регионов, что может привести к более эффективному использованию ресурсов и устойчивому развитию страны в целом.

Кроме того, унитарные государства часто сталкиваются с проблемой балансирования между централизованным управлением и потребностями регионального развития. В этой связи

актуальной становится задача оптимизации территориального пространства, т. е. создания условий для устойчивого развития и благоприятного экономического и социального климата на территории государства.

Одним из подходов к оптимизации территориального пространства в унитарном государстве является децентрализация власти и передача ряда полномочий на уровень регионов. Это позволяет учитывать специфические потребности и особенности каждого региона, создавать условия для развития экономики и обеспечивать качественные услуги населению. При этом центральное правительство остаётся контролирующим органом, но не вмешивается в детали регионального управления.

Ещё одним важным аспектом оптимизации территориального пространства является развитие транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает связь между регионами и позволяет эффективно использовать ресурсы и интегрировать экономики регионов в единую систему. Например, Китай реализует проект «Один пояс, один путь», который предусматривает создание сети транспортных магистралей, связывающих страны Азии, Европы и Африки в единую экономическую зону.

Наряду с этим существует ещё один важный аспект оптимизации территориального пространства - развитие цифровых технологий, которые позволяют эффективно использовать ресурсы и повышать качество жизни населения. В этой связи необходимо проводить политику цифровой трансформации регионов, направленную на создание инновационной экономики и повышение качества предоставляемых государством услуг.

Важной составляющей оптимизации территориального пространства является развитие международного сотрудничества, основанного на взаимном интересе и учёте потребностей и интересов всех участников. Сотрудничество может быть направлено на решение совместных проблем, обмен опытом и передачу знаний, а также на реализацию совместных проектов, направленных на развитие регионов [9, с. 160].

Одной из важнейших задач оптимизации территориального пространства является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса. В этом контексте необходимо проводить политику экономической диверсификации, стимулировать развитие малого и среднего бизнесов, снижать налоговые барьеры, повышать доступность кредитных ресурсов и обеспечивать поддержку новым инвестиционным проектам.

Кроме того, оптимизация территориального пространства в унитарном государстве также связана с развитием местного самоуправления и укреплением его роли. Местные органы власти должны иметь достаточный уровень компетенции и ресурсов, чтобы эффективно решать вопросы, связанные с развитием региона и улучшением качества жизни населения.

Вместе с тем оптимизация территориального пространства в рамках унитарного государства может столкнуться с некоторыми препятствиями. Во-первых, существует опасность конфликта между центральными властями и местными органами власти, связанного с распределением ресурсов и власти. Во-вторых, унитарное государство может столкнуться с проблемами дифференциации правового регулирования разных регионов, что может привести к различным экономическим и социальным последствиям.

Тем не менее оптимизация территориального пространства в рамках унитарного государства является важным вопросом, который требует внимания со стороны государственных органов и научных кругов. Дальнейшее исследование этой темы может внести важный вклад в развитие теории и практики государственного управления в регионалистике.

Подводя итог, отметим, что оптимизация территориального пространства является важнейшей задачей для устойчивого развития государства. Решение этой задачи требует комплексного подхода, который включает в себя: развитие инфраструктуры, улучшение качества жизни населения, стимулирование экономического роста, развитие инноваций и цифровизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федерализм и унитаризм являются разными формами территориального устройства государства, которые определяют отношения между центральными и региональными властями. Федерализм предполагает распределение полномочий между центром и регионами, при котором регионы имеют определённую степень субъектности. Унитаризм же предполагает концентрацию власти в центре и ограничение автономии.

Преимущества федерализма заключаются в том, что региональные органы могут принимать решения, учитывая особенности своего региона и интересы населения. Это также способ-

ствует более эффективному использованию ресурсов и распределению власти внутри государства.

Однако федерализм также может приводить к ограничению автономии регионов и неэффективному использованию ресурсов.

Важным различием между унитаризмом и федерализмом является также географический масштаб. В унитарной системе государство часто регулирует все аспекты жизни своих граждан, включая экономику, политику и культуру на всех уровнях. В системе федерализма, напротив, часть решений принимается на местном уровне, что позволяет учитывать местные особенности и потребности.

Однако, как и у любой формы государственного устройства, у федерализма и унитаризма есть свои достоинства и недостатки. Федерализм может способствовать развитию регионов и укреплению гражданского общества, однако и привести к сильному ограничению единства государства и увеличению расходов на управление. Унитаризм же может обеспечить сильное единство государства.

Изучение различий между федерализмом и унитаризмом является важным для понимания того, как устроены государства и как они решают свои проблемы. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, которые могут быть использованы в зависимости от конкретной ситуации.

Федерализм имеет своими главными преимуществами возможность дать большую автономию регионам, что позволяет более точно учитывать местные особенности и потребности. Кроме того, федерализм может способствовать более справедливому распределению ресурсов между различными регионами и обеспечивать более эффективное использование этих ресурсов. Наконец, федерализм может способствовать увеличению гражданского участия в принятии решений.

С другой стороны, у федерализма есть свои недостатки. В частности, федерализм может привести к ограничению единства государства и более сложному принятию решений на национальном уровне [15, с. 71-72]. Кроме того, федерализм может создавать проблемы в сфере экономической интеграции и снижать конкурентоспособность государства в мировом экономическом пространстве.

Унитаризм же может обеспечить единство государства и уменьшить проблемы в области принятия решений на национальном уровне. Кроме того, унитаризм может способствовать

более эффективному использованию ресурсов и увеличению конкурентоспособности государства в мировом экономическом пространстве.

Однако у унитаризма также есть свои недостатки. В частности, унитаризм может приводить к недостаточному учёту местных особенностей и потребностей. Кроме того, он может создавать проблемы в области гражданского участия в принятии решений.

В целом выбор между федерализмом и унитаризмом зависит от конкретной ситуации и потребностей государства.

Унитаризм может обеспечить сильное единство государства и уменьшить риски конфликтов между регионами за власть и ресурсы, но может также приводить к ограничению прав и автономии отдельных регионов и централизации власти. В целом выбор между федерализмом и унитаризмом зависит от конкретных условий и потребностей государства, а также от уровня развития гражданского общества и культуры диалога между регионами и центром власти.

Таким образом, сравнительный анализ федерализма и унитаризма показывает, что федерализм обеспечивает большую степень децентрализации власти, что позволяет более эффективно управлять регионами [9, с. 160]. В то же время унитаризм обеспечивает более простую и удобную систему управления регионами, что позволяет более быстро реагировать на изменения в ситуации.

Исходя из сравнительного анализа федерализма и унитаризма, можно сделать вывод, что каждая из этих форм территориального устройства имеет свои достоинства и недостатки. Федерализм предоставляет регионам большую автономию и учитывает их специфику и потребности, но может приводить к конфликтам и неэффективному использованию ресурсов. Унитаризм же обеспечивает единство государства, но может ограничивать права регионов и приводить к централизации власти.

Однако выбор между федерализмом и унитаризмом не является единственным решающим фактором для оптимизации внутрирегионального пространства в рамках федеративного государства. Другие факторы, такие как уровень экономического развития, социальные условия и культурные особенности регионов, также играют важную роль в этом процессе. Поэтому оптимизация внутрирегионального пространства должна осуществляться с учётом всех этих факторов и с помощью

широкого диалога между центром и регионами, обеспечивая тем самым сбалансированное и устойчивое развитие всего государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. А., Грибанова О. А. Федерализм и его роль в современной России // Мир новой экономики. 2017. № 3. С. 85-88.

2. Бестаева Е. В., Кочетков Е. Е., Томич В. Этнофедерализм и политическая модернизация в Малайзии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № 2.С.11-21.

3. Богомолов Д. В. Централизация власти в унитарном государстве// Политическая наука. 2019. № 4. С. 35-42.

4. Гаман-Голутвина О. В., Дудаева М. В. Центр-региональные отношения в Италии в свете категориальной рефлексии, исторического опыта и испытания пандемией Covid-19 II Международные процессы. 2022. Т. 20. №1.С. 6-37.

5. Гусев А. Д. Развитие регионов России в контексте цифровой экономики II Экономика и предпринимательство. 2019. № 3. С. 5357.

6. Дмитриева Н. М. Децентрализация власти в федеративном государстве// Государство и право. 2020. № 8. С. 14-19.

7. Звягельская И. Д. Новый регионализм и старые проблемы Ближнего Востока II Полис. Политические исследования. 2022. № б. С. 55-66.

8. Иванова Н. С., Исаев В. С. Особенности оценки влияния инновационных технологий на развитие региона II Экономическая наука современной России. 2020. №1.С. 76-83.

9. Ирхин И. В. Принцип субсидиарное™ в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект) II Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11. С. 160-171.

10. Каримов А. А., Гришина О. В. Оценка эффективности программ государственной поддержки регионов II Проблемы теории и практики управления. 2019. № 3. С. 70-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Манойло А. В. Сравнительный сепаратизм II Международные отношения. 2015. №1.С. 98-108.

12. Орлова Н. Н. Устойчивое развитие регионов: теоретические и прикладные аспекты II Вестник Российского экономического университета имени Г В. Плеханова. 2019. №2. С. 161-170.

13. Туровский Р. Ф., Джаватова К. Ю. Региональное неравенство в России: может ли централизация быть лекарством? // Политическая наука. 2019. № 2. С. 48-73.

14. Шлапентокх Р., Калинин А. Оптимизация региональной экономической политики в России: новые вызовы // Экономист. 2021. №1.С. 43-52.

15. Шумилов С. В. Федерализм и унитаризм: проблемы и перспективы // Политические исследования. 2020. № 3. С. 62-69.

16. Bradbury J., Mitchell J. Devolution: Between Governance and Territorial Politics // Parliamentary affairs. 2005. Vol. 58. № 2. P. 287-302.

17. Bettoni G. Constitutional Reform and Territorial organization in Italy// The Palgrave Handbook of Decentralisation in Europe / ed. J. Ruano, M. Profiroiu. NewYork: Springer, 2016. P. 103-122.

18. Elazar D. J. Political Science, Geography, and the Spatial Dimension of Politics II Political Geography. 1999. Vol. 18. № 8. P. 875-886.

ARTICLE INFORMATION

Author

Niklaus Anna Alexandrovna

• e-mail: nicklaus.anna@gmail.com Cand. Sci. (Political Sciences),

Assoc. Prof., Department ofHumanities and Natural Sciences; Moscow Psychologic-Social University 4 Roshchinskiy proezd 9A, Moscow 115191, Russian Federation

For citation:

Niklaus A. A. Trajectories and prospects of evolution of the territorial and political space of the modern state: between unitarianism and federalism. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 1.

Available at: www.evestnik-mgou.ru

Abstract

Aim. To conduct a comparative analysis of methods and technologies for optimizing territorial space within the framework of federalism and unitarianism, and to deduce possible options for the evolution of the territorial structure of the state between asymmetric federalism, devolution and decentralization ofthe unitary state.

Methodology. The work is based on the fundamental provisions of the theory of public administration and political science, scientific developments on the territorial organization of a federal state.

Results. This research shows that the territorial space can be optimized by increasing the level of regional autonomy, improving coordination between the center and the regions, as well as tighter control of the central government over the regions. It seems to us that the introduction of elements of asymmetry into the territorial structure of the state can contribute to preserving the integrity of the state and ensuring its security. Research implications. The theoretical significance of the research lies in the fact that it contributes to solving the problem of developing the theoretical foundations of federalism and unitarianism in general and the trajectories of their evolution in particular, contributes to the enrichment of general and particular concepts of regionalism, the theory of federalism.

The conclusions and generalizations formulated in the article can become an applied basis for understanding the future of general federal theories and concepts as well as an impulse for identifying and solving the problems related to forecasting the possible future state of federalism in Russia and foreign countries. The practical significance of the research lies in the fact that the conclusions and recommendations obtained by the author should be used to prevent separatism and territorial conflicts of ethnic-political, ethnic-linguistic, and the like nature.

Keywords:

state, territory, optimization ofterritorial space,federalism, unitarianism

References

1. Andreev A. A., Gribanova 0. A. [Federalism and its role in modern Russia]. In: Mir novoi ekonomiki [The world of new economy], 2017, no. 3, pp. 85-88.

2. Bestaeva E. V., Kochetkov E. E., Tomic V. [Ethno-federalism and political modernization in Malaysia]. In: Gumanitarnye nauki. Vestnik Fi-nansovogo universiteta [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University], 2022, vol. 12, no. 2, pp. 11-21.

3. Bogomolov D. V. [Centralization of power in a unitary state]. In: Politicheskaya nauka [Political science], 2019, no. 4, pp. 35-42.

4. Gaman-Golutvina 0. V., Dudaeva M. V. [Center-regional relations in Italy. Categorical reflection, historical experience and Covid-19 pandemic tests]. In: Mezhdunarodnye protsessy [International Trends], 2022, vol. 20, no. 1, pp. 6-37.

5. Gusev A. D. [Development of Russian regions in the context of the digital economy]. In: Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2019, no. 3, pp. 53-57.

6. Dmitrieva N. M. [Decentralization of power in a federal state]. In: Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2020, no. 8, pp. 14—19.

7. Zvyagelskaya I. D. [New regionalism and old issues in the Middle East]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2022, no. 6, pp. 55-66.

8. IvanovaN.S.JsaevV.S. [Featuresofassessingthe impact of innovative technologies on the development of the region]. In: Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii [Economics of Contemporary Russia], 2020, no. 1, pp. 76-83.

9. Irkhin I. V. [Subsidiarity principle: in search of a balance between centralization and decentralization (state legal aspect)]. In: Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2020, no.11.pp. 160-171.

10. Karimov A. A., Grishina 0. V. [Evaluation of the effectiveness of state support programs for regions]. In: Problemyteoriiipraktikiupravleniya [Problems of theory and practice of management], 2019, no. 3, pp. 70-78.

11. Manoylo A. V. [Comparative separatism]. In: Mezhdunarodnye otnosheniya [International relations], 2015, no. 1, pp. 98-108.

12. Orlova N. N. [Sustainable development of regions: theoretical and applied aspects]. In: VestnikRossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeniG. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2019, no. 2, pp. 161-170.

13. Turovsky R. F., Dzhavatova K. Yu. [Regional disparity in Russia: Can centralization become a remedy?]. In: Politicheskaya nauka [Political science], 2019, no. 2, pp. 48-73.

14. Shlapentokh R., Kalinin A. [Optimization of regional economic policy in Russia: new challenges]. In: Ekonomist [Economist], 2021, no. 1, pp. 43-52.

15. Shumilov S. V. [Federalism and unitarianism: problems and prospects]. In: Politicheskie issledovaniya [Political studies], 2020, no. 3, pp. 62-69.

16. Bradbury J., Mitchell J. Devolution: Between Governance and Territorial Politics. In: Parliamentary affairs, 2005, vol. 58, no. 2, pp. 287-302.

17. Bettoni G. Constitutional Reform and Territorial organization in Italy. In: Ruano J., Profiroiu M., eds. The Palgrave Handbook ofDecentralisa-tion in Europe. New York, Springer, 2016, pp. 103-122.

18. Elazar D. J. Political Science, Geography, and the Spatial Dimension of Politics. In: Political Geography, 1999, vol. 18, no. 8, pp. 875-886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.