Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 218 — 223. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):218 — 223.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 338.2
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-218-223 EDN: https://elibrary.ru/CZMDMX
NIION: 2007-0062-4/24-199 MOSURED: 77/27-004-2024-04-399
Траектории эффективного противодействия киберкоррупции с участием органов внутренних дел
Юрий Геннадьевич Наумов1, Марат Таймуразович Бероев2
1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия
Аннотация. Современный формат влияния коррупции на экономическую безопасность страны существенно изменился, вывел ее на качественно новый уровень информационного обеспечения и траекторию угрожающего развития для социума.
Системный и массовый характер коррупции получил мощный импульс сетевого развития через современные коммуникационные технологии, что усилило рост отрицательных экономических эффектов.
Использование цифровых финансовых активов в мировой финансовой системе продолжает набирать обороты, при этом следует отметить, что криминальные структуры также переходят на цифровые финансовые активы. Скорость осуществления перевода цифровых финансовых активов, цифровизация общества, наличие сервисов для конфиденциальности переводов, обмен (перемешивание) цифровых активов в режиме реального времени на аналогичные для сокрытия прошлых перемещений за незначительную комиссию делает цифровые финансовые активы основным средством платежа и накопления для преступных элементов.
Ожидаемая эффективность противодействия киберкоррупции со стороны правоохранительных органов не обеспечена инновационными технологиями локализации ее криминогенного проявления.
Ключевые слова: киберкоррупция, экономическая безопасность, траектории угрожающего развития, информационно-телекоммуникационные технологии, искусственный интеллект, сроки давности по изъятию имущества коррупционеров, цифровые финансовые активы, цифровая валюта
Для цитирования: Наумов Ю.Г., Бероев М.Т. Траектории эффективного противодействия киберкоррупции с участием органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 21 8 — 223. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-4-218-223. EDN: https://elibrary.ru/CZMDMX.
Yuri G. Naumov1, Marat T. Beroev2
1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The modern format of the influence of corruption on the economic security of the country has changed significantly, brought it to a qualitatively new level of information support and a trajectory of threatening development for society. The systemic and massive nature of corruption has received a powerful impetus for network development through modern communication technologies, which has increased the growth of negative economic effects. The use of digital financial assets in the global financial system continues to gain momentum, while it should be noted that criminal structures are also switching to digital financial assets. The speed of the transfer of digital financial assets, the digitalization of society, the availability of services for the confidentiality of transfers, the exchange (mixing) of digital assets in real time for similar ones to conceal past movements for a small commission makes digital financial assets the main means of payment and accumulation for criminal elements. The expected effectiveness of countering
© Наумов Ю.Г., Бероев М.Т., 2024
REGIONAL AND SECTOR ECONOMY
Original article
Trajectories of effective counteraction to cybercorruption with the participation of internal affairs agencies
cybercorruption by law enforcement agencies is not provided by innovative technologies for localizing its criminogenic manifestation. Keywords: cybercorruption, economic security, trajectories of threatening development, information and telecommunication technologies, artificial intelligence, limitation periods for the seizure of property of corrupt officials.
Keywords: cybercorruption, economic security, trajectories of threatening development, information and telecommunication technologies, artificial intelligence, limitation periods for the seizure of property of corrupt officials, digital financial assets, digital currency
For citation: Naumov Yu.G., Beroev M.T. Trajectories of effective counteraction to cybercorruption with the participation of internal affairs agencies // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4)218 — 223. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-218-223. EDN: https://elibrary.ru/CZMDMX.
Анализ статистических данных МВД России свидетельствует о снижении выявля-. емых преступных посягательств в сфере экономики, однако увеличивается объем выявляемых преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Современные правоохранители регулярно выявляют факты коррупции, совершаемые с использованием информационных технологий.
Системный и массовый характер коррупции получил мощный импульс развития благодаря совершенствованию современных коммуникационных технологий, что повлекло за собой:
■ увеличение доли латентной экономики;
■ снижение налоговых поступлений в бюджет;
■ низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти;
■ падение уровня конкуренции;
■ переход на другой этап механизмов рыночных отношений;
■ неконтролируемый рост цен, перекладываемый на потребителя;
■ ущерб бюджету, нанесенный коррупционными правонарушениями.
Отмечаются тенденции повышения организованности преступных формирований с участием высокопоставленных коррупционеров по легальному перераспределению государственных ресурсов.
Коррупционные возможности таких формирований многократно возрастают при использовании финансовых инструментов. Информационные технологии детерминируют киберкорруп-цию, связанную с использованием возможностей «криминальной паутины», внедрением крип-товалюты, что позволяет проводить анонимно валютные транзакции, которые могут быть использованы для совершения правонарушений, в том числе для дистанционной передачи взятки, совершения коррупционных хищений или иных мошеннических сделок.
Негативным примером формирования институциональной коррупции может служить ситуа-
ция на Украине, где по информации государственной аудиторской службы многие украинские чиновники восприняли боевые действия как возможность заработка за счет государственных средств.
На территории Российской Федерации в настоящее время существенно возросла тяжесть выявляемых нарушений при государственных закупках:
■ в 2021 г. государственные аудиторы проверили свыше 1,5 тыс. объектов и обнаружили нарушения, которые привели к потерям для бюджета на сумму около 392 млн долл.;
■ в 2022 г. аудитом было охвачено менее тысячи объектов, однако итоговая сумма убытков по результатам проверки достигла более 2,6 млрд долл.;
■ в 2023 г. по результатам проверки более тысячи объектов зафиксировано убытков уже свыше 5,5 млрд долл. [2].
Участники закупок организовали мегапреступ-ную схему по откатам в размере до 30% суммы заказов. Это касалось заказов одежды, продуктов питания, инвентарного имущества и др. Схемы по отчуждению национальных ресурсов были выявлены в Министерстве обороны России, где в настоящее время проводятся тотальные проверки.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и профилактику коррупционных правонарушений, с учетом требований национального и ведомственного планов.
В прошлом году было выявлено более 36 тыс. (+3%) преступлений коррупционной направленности, из них 27 тыс. (+3,3%) было выявлено и задокументировано сотрудниками органов внутренних дел. В судебные органы было направлено 27,9 тыс. (-2,3%) уголовных дел. Ущерб задокументированных уголовных дел — на сумму 48,6 млрд руб., обеспечены меры по возмещению более 48,5 млрд руб.1
1 По данным формы «4-ЕГС».
Сотрудниками правоохранительных органов задокументировано более 17,9 тыс. (+5,4%) преступлений в области экономики, следствие по которым обязательно, квалифицируемых позициями ст. 304 УК РФ, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ — более 12 тыс. фактов (+7,3%). Выявлено более 9 тыс. (+0,3%) лиц, подозреваемых в совершении преступлений коррупционной направленности, из них в суд уголовные дела направлены в отношении 6,2 тыс. (+2,1%), в том числе 4,6 тыс. лиц (+8%), выявленных сотрудниками органов внутренних дел РФ. Материальный ущерб задокументированных преступных посягательств составил 5,5 млрд руб., обеспечены меры по обеспечению возмещения ущерба на сумму 9,5 млрд руб.
В рамках борьбы с коррупцией приоритетным направлением следует отметить выявление и пресечение фактов взяточничества. В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел РФ было выявлено 20,3 тыс. (+4%) преступлений, связанных со взяточничеством, основная масса выявляется сотрудниками органами внутренних дел РФ — 14,6 тыс. (+4,9%).
Из общей массы выявленных преступных посягательств по 17,9 тыс. (-2,9%) деяний уголовные дела окончены расследованием, в суд направлены 13,5 тыс. (+0,3% ), по которым осуждено 8,5 тыс. (+0,1%) человек.
Следует особо отметить выявленные факты получения и дачи взятки в количестве 11,6 тыс. (+13,3%; ОВД — 8,6 тыс.; +14,7%), из них расследовано 9,9 тыс. (+6,6%) преступлений, из них по 7,8 тыс. (+8,5%) уголовные дела направлены в суд по территориальности. По указанным фактам к уголовной ответственности привлечены более 4 тыс. (+10,4%) взяточников и взяткодателей.
Установлено более 3 тыс. фактов совершения взяточничества в крупном или особо крупном размерах. При этом фиксируется незначительный рост выявляемых фактов в более чем 50 регионах Российской Федерации, из них следует обратить особое внимание на Красноярский и Приморский края, Московскую и Рязанскую области, где отмечен рост выявленных фактов преступных посягательств, удельный вес преступлений превышает 40%, также рост преступлений в общем по Российской Федерации составил более 26%.
Выявлено 2,3 тыс. (+19,9%) фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), из которых совершены в крупном или особо крупном размерах 996 (+37%).
В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел пресечена основная масса выявляе-
мых фактов посредничества во взяточничестве (67,6%) (1,5 тыс.; +24,4%).
Выявленное мелкое взяточничество составляет более 6 тыс. фактов (-12,9% ; ОВД — 4,5 тыс.; -13,6%), из которых по 6,2 тыс. фактам преступных посягательств (-17,4%) уголовные дела окончены, по 4,7 тыс. (-15,1%) — направлены в суд, по 3 тыс. (-12,1%) виновные лица привлечены к уголовной ответственности.
Правоохранителями выявлена и задокументирована противоправная деятельность более 700 представителей органов исполнительной власти, из них: 103 — занимавших должности федерального уровня, 182 — должности уровня субъектов Российской Федерации, 446 — на должностях в органах местного самоуправления, а также 31 должностное лицо из числа представителей органов законодательной власти.
По результатам декриминализации системы менеджмента негосударственных секторов экономики выявлено более 2 тыс. фактов (+15,1%) преступлений, квалифицируемых и предусмотренных гл. 23 УК РФ, выявлены сотрудниками органов внутренних дел более 1,5 тыс. фактов (+18% ), из них по признакам преступлений квалифицированных крупным или особо крупным размером выявлено 593 факта (+5,1%). В судебные органы направлены материалы по 1,2 тыс. уголовных дел (+1,5%).
Из общей массы уголовных дел, находящихся в производстве по оконченным и приостановленным делам, выявлен материальный ущерб более 9,5 млрд руб., приняты меры к обеспечению его возмещения на сумму более 6,2 млрд руб.
Анализ противоправных деяний вышеуказанной категории свидетельствует об увеличении выявляемых фактов преступных посягательств, связанных с коммерческим подкупом, задокументировано боле 1,5 тыс. фактов (+23,7%), из общего количества преступлений выявлено сотрудниками органов внутренних дел РФ более 1,3 тыс. фактов (+25%).
Согласно анализу представленных статистических данных установлено, что выявлено 565 (+98,2%) фактов мелкого коммерческого подкупа, из общего количества выявленных фактов мелкого коммерческого подкупа 481 (+87,9%) факт выявлен сотрудниками органов внутренних дел. Окончены расследованием 546 (+111,6%) преступлений, из них 242 (+92,1%) уголовных дела направлены в суд.
В 2024 г. оперативная обстановка по противодействию коррупции продолжает оставаться сложной, особенно в российском оборонно-промышленном комплексе.
С начала текущего года установлены признаки 10 884 (-0,3%) преступлений коррупционной направленности, следует отметить, что из общей массы совершенных преступлений 4470 (+3,4%) совершены в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб.
Предварительно расследовано 7353 (-6,2%) преступления, в том числе 479 (-30,9%), совершенных группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору, в составе организованной группы либо преступного сообщества задокументировано 927 (-8,5%) преступлений. В суд направлено 6434 (-6,7% ) материала уголовных дел. Сумма выявленного и задокументированного причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам составила 7,2 млрд руб. (-46,7%), правоприменители осуществили комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возмещения ущерба на общую сумму 13,2 млрд руб. (-24,4%). Установлена причастность 4182 (+9,5%) лиц, совершивших преступления, в суд направлены материалы в отношении 3327 (+4,6%) подозреваемых в совершении преступлений. На регулярной основе проводится комплекс мероприятий как организационных, так и практических, направленных на выявление, пресечение и профилактику преступлений, связанных со злоупотреблениями при использовании служебного положения.
Применение современных инструментов уголовной политики в области противодействия преступлениям экономической направленности, в сфере применения информационно-телекоммуникационных технологий дает возможность правоохранительным органам провести работу, направленную на профилактику правонарушений коррупционной направленности. В рамках данной профилактической деятельности в I полугодии 2024 г. в органах внутренних дел на уровне субъектов Российской Федерации подготовлены и направлены методические рекомендации о положительном опыте работы по пресечению, выявлению и документированию преступлений в сфере применения информационных технологий.
В январе-мае 2024 г. сотрудниками ОВД выявлено и задокументировано 300 148 (+16,3%) преступлений, совершенных с использованием коммуникационных технологий, при этом 139 943 (+2,2%) квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие. Подразделениями ЭБ и ПК МВД России выявлено 10 809 (+29,8%) преступлений. Предварительно расследовано 7078 (+10,8%) ИТТ-преступлений экономической направленности, уголовные дела о 7286 (+12,2%) преступлениях направлены в суд. Из общего количества преступлений экономической направленности,
совершаемых с применением информационных технологий, 2266 (-15,3%) преступлений совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо преступным сообществом. Сотрудниками органов внутренних дел выявлено 3467 (+48,4%) лиц, совершивших ИТТ-преступления экономической направленности. Размер выявленного и задокументированного причиненного материального ущерба превышает 8,2 млрд руб., сотрудниками органов внутренних дел принято обеспечительных мер на сумму 3,6 млрд руб.
Для своевременного реагирования на размещение в сети Интернет запрещенной и деструктивной информации на официальном интернет-сайте МВД России создан специальный раздел «УБК МВД России»2, проведена большая профилактическая работа для предупреждения коррупционных правонарушений. Создаются эффективные механизмы по профилактике, выявлению и документированию коррупционных правонарушений и антикоррупционные органы, адаптированные к требованиям цифрового общества и достижению целей устойчивого развития.
Информационные технологии можно использовать не только как инструмент совершения преступлений, а как средство выявления, пресечения и профилактики совершения преступлений. Так, технологии обработки больших объемов данных необходимо ориентировать на выявление сомнительных операций, минимизацию или нейтрализацию рисков совершения коррупционных правонарушений. Эффективное управление государственным сектором, определение и ресурсное обеспечение управленческих решений, анализ большого объема данных в режиме реального времени можно ориентировать на определение признаков коррупционных правонарушений.
В борьбе с коррупцией технология блокчейн распределенных баз данных способствует снижению манипуляций с информационными данными, такими как контроль за денежными переводами, финансовыми операциями и транзакции с установлением осуществляющего данные действия источника.
В рамках правового обеспечения противодействия коррупции насущным вопросом в исках об «экспроприации» отмечается тема о сроках давности по изъятию имущества. Дело в том, что неприменимость общих сроков исковой давности к коррупционным делам3, как правило, объясняется тем, что в них объектом защиты по ис-
2 URL: мвд.рф/шу^з<;гис<;иге1/иргау1епг|а/убк.
3 По ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на иски по защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
кам выступают интересы всего общества и государства в целом. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, сроки исковой давности не распространяются на требования о защите нематериальных благ. Суды поддерживают трактовку о нераспространении на требования о защите «личных неимущественных прав и других нематериальных благ» постановкой вопроса о защите общественного нематериального блага путем решения задачи неотвратимости наказания.
Существует серьезая озабоченность по поводу растущей роли цифровых валют в разжигании новых форм коррупционных правонарушений, при этом основное внимание следует уделить использованию технологии блокчейн и виртуальных валют для выявления коррупционных правонарушений.
Коррумпированные чиновники пользуются анонимностью и простотой переводов, предлагаемых цифровыми валютами. Поступают сообщения о том, что чиновники хранят адреса и приватные ключи в автономных криптокошельках «холодного хранения», используя жесткие диски и сетевые диски для трансграничных транзакций и погашений.
Проблемы, которые создают эти события, значительны, необходимо подчеркнуть необходимость двойного подхода к борьбе с этой новой волной коррупционных правонарушений. Указанное направление профилактики, выявления и документирования коррупционных правонарушений направлено на адаптацию законодательства для борьбы с коррупционными преступлениями с использованием электронных средств. Необходимо организовать усиление технологического регулирования и управления для использования интеллектуальных технологий в выявлении и предотвращении коррупционных правонарушений.
Заглядывая в будущее, по мере того как меры против традиционных каналов коррупционных правонарушений изживают себя, правоохранители готовятся к вероятности того, что коррумпированные лица найдут новые, инновационные методы для продолжения своей деятельности. Налицо необходимость оставаться на шаг впереди этой тактики, используя сочетание правовых реформ и технологических достижений.
Перед правоохранительными органами стоит острая задача понять и эффективно противодействовать развивающимся угрозам, создаваемым коррупцией с использованием цифровых финансовых активов, с помощью стратегических законодательных и технологических решений.
В 2023 г. Генпрокуратура РФ нарастила количество исков о конфискации компаний у собственников, заподозренных в коррупции. «Если в 2019 и 2020 годах было по одному иску, то в 2022-м — уже три, а в 2023 году — шесть».
Примером исключения сроков исковой давности является дело по обращению в собственность государства крупного производителя макарон «Макфа», владельцы которого, по версии прокуратуры, (из коррупционных соображений) совмещали бизнес и работу в органах государственной власти в 2014—2016 гг.
Следует отметить факт того, что большая часть операций в виртуальной валюте является в определенной степени законной, она может быть использована для незаконной деятельности, включая уклонение от санкций, коррупционные правонарушения и пособничество терроризму. Данная деятельность стала возможной через так называемые миксеры, обменники цифровых валют, «рынки даркнета» и цифровые биржи. Это включает в себя содействие ограблениям, схемам программ-вымогателей и другим киберпреступлениям.
Необходимо активизировать деятельность, направленную на выявление круга лиц, занимающихся незаконной деятельностью в индустрии цифровых валют. Правоохранительные органы должны своевременно реагировать на незаконную финансовую деятельность в области оборота цифровых финансовых активов. Ввиду того, что правонарушители стали чаще использовать технологии, повышающие анонимность, включая миксеры, чтобы помочь скрыть движение или происхождение средств, необходимо организовать деятельность, направленную на выявление и документирование лиц, занимающихся данной незаконной деятельностью. Необходимо ориентировать личный состав правоохранительных органов на постоянное отслеживание незаконного оборота виртуальной валюты и блокирование связанных с ней кошельков и адресов. На лиц, подозреваемых в незаконных (противоправных) действиях в сфере незаконного оборота цифровых финансовых активов, необходимо накладывать соответствующие запреты. Правовая неопределенность должна быть устранена, при этом срок давности по данной категории дел следует считать не с даты подачи подотчетным лицом сведений о доходах и расходах, а с момента выявления нарушения интересов государства.
Исходя из вышеперечисленных особенностей влияния коррупции на экономическую безопасность страны необходимо обеспечить управление
криминальными рисками, исходящими от ки-бертехнологий.
Цифровые финансовые активы не ограничивается только киберпреступностью, но используются для преступлений, связанных с передачей денежной стоимости. Это включает отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, коррупционные преступления, незаконный оборот наркотических средств, экстремизм, терроризм и т.д. Вместе с тем необходимо иметь в виду факт нестабильности цифровых финансовых активов, колебания курса, которые способствуют нежеланию преступников использовать цифровые финансовые активы для долгосрочных инвестиций.
Следует наладить взаимодействие с международными агентствами по контролю за незаконным оборотом цифровых финансовых активов. Данная деятельность взаимовыгодна, включает в себя координацию разработки и внедрения нормативных правовых актов, обмена опытом и правоохранительного сотрудничества. Необходимо разработать операционные процедуры для обнаружения незаконных цифровых финансовых активов, проводить больше мероприятий и семинаров для сотрудников правоохранительных органов и других заинтересованных сторон.
Список источников
1. Повышение эффективности антикоррупционного мониторинга в сфере продовольственной безопасности России: учеб. пособие / Ю.Г. Наумов и др. М.: Академия управления МВД России, 2024.
2. Последствия мирового экономического кризиса и его влияние на процессы криминализации экономических отношений России: учеб. пособие / Ю.Г. Наумов и др. М.: Академия управления МВД России, 2023.
References
1. Improving the effectiveness of anticorruption monitoring in the field of food security in Russia: textbook / Yu.G. Naumov et al. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2024.
2. Consequences of the global economic crisis and its impact on the criminalization of economic relations in Russia. Textbook / Yu.G. Naumov et al. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023.
Информация об авторах
Ю.Г. Наумов — профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, доктор экономических наук; М.Т. Бероев — адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России.
Information about the authors
Yu.G. Naumov — Professor of the Department of Organization of Financial, Economic, Logistical and Medical Support of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economics; M.T. Beroev — Adjunct of the Faculty of Training Scientific and Scientific-Pedagogical Staff of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.10.2024; одобрена после рецензирования 02.1 1.2024; принята к публикации 02.12.2024.
The article was submitted 02.10.2024; approved after reviewing 02.1 1.2024; accepted for publication 02.1 2.2024.