Научная статья
NIION: 2010-0082-1/22-044
MOSURED: 77/27-006-2022-01-63
© Александрова Л.И., 2022
УДК 328:185
К ВОПРОСУ О КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Людмила Ивановна Александрова
НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации [email protected]
Аннотация. Борьба с коррупцией ведется на протяжении всей истории российского государства и продолжает оставаться одной из злободневных и актуальных тем российской действительности. Как показывает практика, государство не может полностью искоренить коррупцию, особенно в сферах, связанных с освоением бюджетных средств, с применением информационных технологий, а также в деятельности правоохранительных органов. Борьба с коррупцией в России должна осуществляться системно и быть направлена не только на выявление правонарушений, но и на устранение причин и условий их возникновения.
Ключевые слова: коррупция, государственная служба, противодействие коррупционным проявлениям, преступления коррупционной направленности, антикоррупционные меры
Для цитирования: Александрова Л.И. К вопросу о коррупции в России // Современная наука. 2022. № 1. С. 40-43.
Original article
TO THE QUESTION OF CORRUPTION IN RUSSIA
Lyudmila I. Alexandrova
Research Institute University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation [email protected]
Abstract. The fight against corruption has been conducted throughout the history of the Russian state and continues to be one of the topical and relevant topics of Russian reality, which causes interest in it. As practice shows, the state is still not fully able to eradicate corruption, especially in the areas of activities related to the development of budgetary funds, with the use of information technology, in the activities of law enforcement agencies. The fight against corruption in Russia should be carried out systematically with a focus not only on identifying offenses, but also on eliminating the causes and conditions of their occurrence.
Keywords: corruption, public service, anti-corruption manifestations, corruption crimes, anti-corruption measures For citation: Alexandrova L.I. To the question of corruption in Russia // Modern science. 2022. № 1. P. 40-43.
Международное сообщество признало коррупцию социальным деструктивным феноменом, создающим серьезную угрозу национальной безопасности отдельных государств и всему миру.
Коррупция оказывает дестабилизирующее влияние на государственное управление, препятствует реализации государственных интересов в различных областях деятельности, подрывает функционирование государственных служб, снижает доверие к чиновникам, разрушает традиционные нравственные устои, этические кодексы, гармоничное развитие личности и в конечном итоге создает прямую угрозу безопасности граждан, общества и государства.
Исторические документы свидетельствуют о том, что коррупция существовала еще в глубокой древности. Почти четыре тысячи лет назад Законами Хаммурапи предусматривалось наказание за взяточничество. В античных источниках Вавилона также зафиксированы массовые факты проявления коррупции, касающиеся пленения евреев в 597-538 гг. Великий древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Политика» обратил внимание на то, что важнейшей задачей государства является пресечение возможности должностных лиц наживаться, используя свое служебное положение [5].
В сохранившихся древних текстах российского государства также содержатся сведения о противодействии коррупционным проявлениям. К примеру, Иван Грозный, осуществляя непримиримую борьбу с коррупцией, ввел в Судебник 1550 года более
жестокое наказание за взяточничество вплоть до смертной казни. За годы его правления казнено около 8 тысяч чиновников, что составляло 34% от их общего числа. Несмотря на жесткость антикоррупционных мер, они являлись одними из самых действенных за всю историю России [6].
Вместе с тем борьба с коррупцией в те времена была эпизодической и имела двойственный характер. С одной стороны, власть, вводя законодательные меры борьбы с коррупцией, стремилась ограничить возможности преступного обогащения чиновников, а с другой - по-прежнему использовался принцип оплаты служебной деятельности за счет приношений населения, чиновникам назначалось от государства низкое содержание, вынуждающее их прибегать к лихоимству и взяточничеству.
С введением в 1715 г. фиксированной заработной платы для чиновников получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, ответственность за которое предусмотрена в главе XI пятого раздела «О мздоимстве и лихоимстве» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, принятого в 1845 г. Впервые в российской истории суды над чиновниками за мздоимство и лихоимство стали рядовым делом. Например, в 1853 г. судом рассмотрены дела за такие преступления в отношении 2540 чиновников [7].
В современном обществе коррупция превратилась в мировую системную проблему, касающуюся всех сфер человеческой деятельности. На Десятом конгрессе ООН, посвященном предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции отметил, что коррупция как опаснейшее транснациональное явление затрагивает все страны и ведет к ослаблению экономики, искажению рыночных механизмов, демократии, к нарушению правопорядка, прав граждан, служит поддержкой организованной преступности, терроризму, сепаратизму и другим угрозам международной безопасности [8].
По заявлению главы Счетной палаты РФ А. Кудрина, масштаб коррупции в настоящее время не снижается, и ее объемы измеряются триллионами рублей [10].
Согласно отчету Генеральной прокуратуры РФ в России в период с января по июль 2021 г. выявлено 24,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 16,5% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Около половины таких преступлений пришлось на взятки (12,1 тыс.), которые выросли с начала текущего года на 27,4%. Больше всего преступлений коррупционной направленности прокуроры выявили в Пермском крае - 240 преступлений (рост в 3,3 раза), Ставропольском крае - 169 преступлений (рост в 1,5 раза), а также в Санкт-Петербурге - 135 преступлений (рост в 5 раз).
С января по июль 2021 г. ущерб от коррупционных преступлений составил 39,4 млрд руб. (на тот же период 2020 г. ущерб составлял 32,4 млрд руб.) [11].
По мнению ряда экспертов такая ситуация с коррупцией свидетельствует о недостаточности принимаемых в России мер [9].
В настоящее время появляются новые формы криминализации организованной преступной деятельности, в частности, формируются устойчивые преступные группы с участием сотрудников правоохранительных органов, силовых структур и представителей органов местного самоуправления, скоординированно взаимодействующих с избранными компаниями. Так, в январе 2021 г. осуждены высокопоставленные ульяновские чиновники, включая двух бывших региональных министров здравоохранения и вице-спикера Законодательного собрания, за масштабные злоупотребления при осуществлении государственных закупок медицинских изделий, причинившие своими махинациями ущерб на сумму 11,5 млн рублей.
К длительным срокам лишения свободы приговорены подмосковные экс-чиновники по делу о хищении участков, зданий и земель Минобороны России в результате превышения власти и получения взяток на сумму около 60 млн рублей.
Согласно приговору суда Глава отделения военкомата г. Мытищи и г. Королева отправлен в колонию строгого режима на 7,5 лет за дачу крупной взятки, нелегальную покупку и хранение боеприпасов, а также другие дела с коррупционным составом [12].
Практика показывает, что в наибольшей степени коррупции подвержены сферы деятельности, связанные с освоением средств бюджета, выделяемых в том числе для исполнения целевых программ и национальных проектов, с организацией торгов, управлением жилищно-коммунальным хозяйством, контрольно-ревизионной деятельностью и др.
По информации А. Кудрина, за 2019 и 2020 годы сотрудниками Счетной палаты РФ выявлено 128 нарушений, касающихся хищений средств из бюдже-
та, нецелевого использования средств государства и коррупции, общий ущерб от которых составил 24 млрд руб. [13].
Например, при проведении в Краснодарском крае прокурорской проверки целевого использования бюджетных средств по реализации национального проекта «Здравоохранение» установлено, что при строительстве кабинета врача общей практики должностным лицом подрядной организации в документы внесены заведомо ложные сведения об объемах выполненных работ, а также об установке более дорогостоящих систем кондиционирования воздуха, чем фактически поставленных на объект. В результате указанных действий похищены бюджетные денежные средства в размере более 200 тыс. руб. По материалам проверки прокуратуры следственным органом возбуждено уголовное дело о мошенничестве, совершенном лицом с использованием своего должностного положения (ч. 3 ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) . Одновременно по иску прокурора на администрацию района возложена обязанность по устранению нарушений, связанных с незаконным продлением сроков выполнения строительных работ, в том числе путем взыскания с подрядчика неустоек, штрафов и пени [14].
По информации Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России), в 2019 г. предъявлено обвинение за совершение преступлений коррупционной направленности более чем шести тысячам сотрудников силовых структур, в том числе 752 сотрудникам МВД России, 181 служащему Федеральной службы исполнения наказаний, 27 сотрудникам СК России, 9 сотрудникам Генеральной прокуратуры РФ, 84 сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, 34 представителям Федеральной таможенной службы, 51 сотруднику Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также 476 представителям органов местного самоуправления [15].
Главное военное следственное управление, подведя итоги 2020 года, констатировало, что в Вооруженных силах Российской Федерации на 8,8% возросло количество коррупционных преступлений.
Факты коррупции имеют место и в органах снабжения - подразделениях, осуществляющих закупки в Вооруженных силах Российской Федерации.
Сфера информационных технологий признается отраслью с самыми высокими коррупционными рисками, показатель которых может достигнуть 70%. По мнению Председателя Национального антикоррупционного комитета, члена Совета по правам человека Кабанова К., причина такого положения заключается в том, что данная отрасль является непрозрачной, имеет регулярные большие бюджетные вливания, привлекательные для криминального бизнеса [16].
Понимание общественной опасности коррупции и ее присутствия в различных сферах требует постоянного совершенствования и обновления направлений деятельности по противодействию коррупции и содержания применяемых антикоррупционных мер.
Продолжается развитие и совершенствование антикоррупционного законодательства. Министерством труда и социальной защиты Российской Феде-
рации 29 декабря 2021 г. опубликованы обновленные Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) [4].
С января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], признавший цифровую валюту имуществом. В этой связи с приданием цифровой валюте такого статуса в ст. 21 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] для чиновников введена обязанность по декларированию в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера также цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту.
Для повышения эффективности борьбы с коррупцией нуждаются в совершенствовании и другие законодательные акты. Например, по вопросам оптимальности применения наказания за коррупционные преступления, использования такой меры воздействия на коррупционеров, как конфискация имущества (ст. 104.1 УК РФ), применяющаяся в настоящее время не за все преступления коррупционной и экономической направленности, которыми государству причиняется огромный материальный ущерб (например, ст.ст. 159, 159.1-159.6, 160 УК РФ и др.).
В целях определения направленности государственной политики по противодействию коррупции в предстоящий период Президентом России принят Указ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» (далее - Указ) [3], в котором предусмотрены конкретные поручения ведомствам по организации работы по противодействию коррупции, а также рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования системы запретов и ограничений, регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных требований и др.
Указом предусматривается принятие МВД России совместно с ФСБ России и Казначейством России мер по недопущению нецелевого использования государственных средств, выделяемых в огромных размерах, в частности, на реализацию национальных проектов, борьбу с распространением COVID-19 и др.
В национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы указывается также на необходимость усиления общественного контроля за организацией работы по противодействию коррупции, подготовки программы по антикоррупционному просвещению граждан, проработки вопроса по открытию магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность» и привлечения волонтерских движений к системной работе по борьбе с коррупцией.
Очевидно, что повышение эффективности деятельности по противодействию коррупции во многом зависит от понимания и анализа ее причин. Следует признать, что причины коррупции заключаются в недостатках законодательства, отсутствии стандартов прозрачности, стабильности политической и экономической системы, в недостатках в организации контрольной деятельности. Кроме того, причины коррупции в России коренят-
ся и в особенностях менталитета населения, его терпимости к этому явлению и в отсутствии веры в способность правоохранительных органов противостоять ему.
Борьба с коррупцией в России должна осуществляться системно путем проведения мероприятий, включающих решение правовых, организационных, социальных и экономических вопросов, направляемых не только на выявление уже совершенных преступлений коррупционной направленности, но и на устранение причин и условий их возникновения.
Важнейшее место в борьбе с коррупцией должны занимать воспитательные меры противодействия коррупционному поведению, направленные на организацию антикоррупционного образования, развитие антикоррупционной культуры, формирование нетерпимости к коррупции и т.д.
Список источников:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2022).
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2022).
3. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2022).
4. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) (утверждены письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021 № 28-6/10/В - 167517) // URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 10.02.2022).
5. Кей Е. Где и как боролись с коррупцией // URL:https://proza.ru/2019/05/28/1290 (дата обращения: 06.10.2021).
6. Лаптева В.В. Борьба с коррупцией в России: исторический опыт // Естественно-гуманитарные исследования. № 16(2). 2017. С. 51.
7. Шолохов Д. О коррупции в Российской империи // URL: https://vk.com/wall6140252_8393 (дата обращения: 08.10.2021).
8. Заявление Генерального секретаря по случаю принятия Генеральной Ассамблеей ООН конвенции против коррупции (с сокращениями) // URL: https:// www.un.org/ru/sg/annan_messages/2003/corruption. shtml (дата обращения: 04.10.2021).
9. Пандемия коррупции Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции // URL: https://www.kommersant. ru/doc/4663780 (дата обращения: 04.10.2021).
10. Кудрин А. оценил ущерб от коррупции в России // URL:https://ria.ru/20200114/1563386916.html (дата обращения: 10.01.2022).
11.Анисимова Н. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений //
URL: https://www.rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07 919a79470efb759237 (дата обращения: 10.01.2022).
12. Итоги месяца: министры-махинаторы, расхитители земель Минобороны и пристав-взяточник. Обзор громких приговоров - борьба с коррупцией в январе 2021 года // URL:https://pasmi.ru/ archive/299071/ (дата обращения: 10.01.2022).
13. Счетная палата выявила бюджетные хищения на 24 млрд рублей за два года // URL:https:// pravo.ru/news/228167 (дата обращения: 10.01.2022).
14. В Щербиновском районе по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Здравоохранение» на строительство здания врача общей практики // URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_23/ mass-media/news?item=62551096 (дата обращения: 10.01.2022).
15. СК назвал сотрудников МВД лидерами среди коррупционеров // URL: https://www.rbc.ru/societ y/09/12/2019/5dee0be29a794726cc72c124 (дата обращения: 10.01.2022).
16. В России назвали сферу с самыми высокими коррупционными рисками // URL:https://finance. rambler.ru/business/45398812/?utm_content=finance_ media&utm_medium = read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 12.01.2022).
17. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в газете «Коммерсантъ» // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/237162911 (дата обращения: 12.01.2022).
References:
1. Federal Law of 25.12.2008 № 273-FZ «On Combating Corruption» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.02.2022).
2. Federal Law of31.07.2020 № 259-FZ «On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.02.2022).
3. Decree of the President of the Russian Federation of 16.08.2021 № 478 «On the National Plan for Combating Corruption for 2021-2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.02.2022).
4. Methodological recommendations on the submission of information on income, expenses, property and liabilities of a property nature and filling out the corresponding certificate form in 2022 (for the reporting year 2021) (approved by letter of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 29.12.2021 № 28-6/10/B -167517) // URL: https://mintrud.gov.ru/ (date of access: 10.02.2022).
5. Kay E. Where and how they fought corruption // URL: https://proza.ru/2019/05/28/1290 (date of access: 06.10.2021).
6. Lapteva V.V. Fight against corruption in Russia: historical experience // Natural-humanitarian researches. № 16(2). 2017. P. 51.
7. Sholokhov D. «On Corruption in the Russian Empire» // URL: https://vk.com/wall6140252_8393 (date of access: 08.10.2021).
8. Statement of the Secretary-General on the occasion of the adoption by the UN General Assembly of the convention against corruption (abridged) // URL: https://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2003/ corruption.shtml (date of access: 04.10.2021 ).
9. Pandemic of corruption Transparency International published the annual Corruption Perceptions Index // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4663780 (date of access: 04.10.2021).
10. Kudrin A. assessed the damage from corruption in Russia // URL: https://ria.ru/20200114/1563386916. html (date of access: 10.01.2022).
11. Anisimova N. In Russia, a record number of corruption crimes was revealed in 8 years // URL: https://www.rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07919a79 470efb759237 (date of access: 10.01.2022).
12. Results of the month: ministers-swindlers, plunderers of the lands of the Ministry of Defense and bailiff-bribery. Overview of high-profile sentences - the fight against corruption in January 2021 // URL: https:// pasmi.ru/archive/299071/ (date of access: 10.01.2022).
13. The Accounts Chamber revealed budget theft of 24 billion rubles over two years // URL: https://pravo. ru/news/228167 (date of access: 10.01.2022).
14. In the Shcherbinovsky district, at the initiative of the prosecutor's office, a criminal case was initiated on the fact of embezzlement of budgetary funds allocated within the framework of the national project «Healthcare» for the construction of the building of a general practitioner // URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/proc_23 /mass-media/news?item=62551096 (date of access: 10.01.2022).
15. The Investigative Committee called the employees of the Ministry of Internal Affairs leaders among corrupt officials // URL: https://www.rbc.ru/so ciety/09/12/2019/5dee0be29a794726cc72c124 (date of access: 10.01.2022).
16. The sphere with the highest corruption risks was named in Russia // URL: https://finance.rambler. ru/business/45398812/?utm_content=finance_ media&utm_medium = read_more&utm_ source=copylink (date of access: 12.01.2022).
17. Interview of the Prosecutor General of the Russian Federation Igor Krasnov to the Kommersant newspaper // URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/237162911 (date of access: 12.01.2022).
Информация об авторе
Л.И. Александрова - старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022 Information about the author
L.I. Aleksandrova - Senior researcher department ofproblems prosecutorial supervision and strengthening the rule of law in the activities of customs authorities and transport Research Institute of the University of the Prosecutor s Office of the Russian Federation Contacts: ul. 2nd Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022
Статья поступила в редакцию 07.12.2021; одобрена после рецензирования 12.01.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 07.12.2021; approved after reviewing 12.01.2022; accepted for publication 14.02.2022.