Научная статья на тему 'Традиция как феномен социокультруного наследия'

Традиция как феномен социокультруного наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
579
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / CULTURAL TRADITIONS / CULTURAL SPACE / VALUES / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мигунова Марина Григорьевна

В статье представлен анализ понятия "традиция" как социокультурного феномена, его сущностных характеристик, специфики. Основным положением данной статьи выступает утверждение, что сохранение культурных традиций является залогом устойчивого развития общества. Представлен анализ основных тенденций, формирования культурных традиций в процессе становления культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition as a phenomenon sociocultural heritage

The article presents an analysis of the concept of "tradition" as a sociocultural phenomenon, its essential characteristics, specifics. The main point of this article is the statement that the preservation of cultural traditions is the key to sustainable development of society. The analysis of the main trends of formation of cultural traditions in the making of cultural space.

Текст научной работы на тему «Традиция как феномен социокультруного наследия»

The article presents an analysis of the concept of "tradition "as a sociocultural phenomenon, its essential characteristics, specifics. The main point of this article is the statement that the preservation of cultural traditions is the key to sustainable development of society. The analysis of the main trends of formation of cultural traditions in the making of cultural space.

Keywords: cultural traditions; cultural space; values; social and cultural development.

ТРАДИЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬ ТРУНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье представлен анализ понятия "традиция" как социокультурного феномена, его сущностных характеристик, специфики. Основным положением данной статьи выступает утверждение, что сохранение культурных традиций является залогом устойчивого развития общества. Представлен анализ основных тенденций, формирования культурных традиций в процессе становления культурного пространства.

Ключевые слова: культурные традиции; культурное пространство; ценности; социокультурное развитие.

Многочисленные глобальные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема культурного развития социума, способного ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности, обладающего опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющего толерантное отношение к представителям других культур. Стратегия российской национальной политики направлена на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизацию межэтнических отношений; обеспечение прав граждан в области языка, культуры, вероисповедания [6]. В этой связи культурные традиции, обладая значительным потенциалом, служат эффективным средством социокультурного развития социума и консолидации российского общества.

Новый синтез методологических решений, правильная постановка проблемы культурной традиции способствуют решению столь актуального вопроса, как построение целостного взгляда на развитие культуры, вопросов о форме и сущности культурного наследования, сохранения идентичности, феномене аутентичности в культуре.

Несмотря на многочисленные представления по исследованию феномена традиции в XX веке, проблема остается крайне актуальной и признается большинством исследователей нерешенной. По мнению многих авторов, стабильность социокультурного развития общества всегда основывается на традициях, отражающих направленность духовной ориентации социума. Выбор конкретных жизненных устоев обеспечивает в дальнейшем регуляцию общественных отношений.

Культурное пространство оказывает непосредственное воздействие на развитие и формирование общества, поскольку через цен-ностно-ориентационную составляющую влияет на формирование досуговых потребностей. В процессе преобразования социума культура, в свою очередь, сама становится объектом трансформации в результате целенаправленной деятельности социальных групп или

УДК 398.221

© Мигунова М.Г., 2015

m

гН

О си

МИГУНОВА Марина Григорьевна, старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

субкультур. При этом отличительной особенностью культурного пространства является сохранение и воспроизводство основных способов взаимодействия сегментов культурного пространства и моделей поведения в рамках пространственных структур культуры.

Спецификой культуры выступает фундаментальная амбивалентность, проявляющаяся в наличии противоположно ориентированных тенденций ее функционирования. С одной стороны, культура выступает как социальная память человечества, основополагающей функцией которой является трансляция социального опыта, сохранение и передача информации, с другой - стремится $ к систематическому обновлению, преодоле-I— нию норм и стереотипов. С этой точки зре-О ния, культура рассматривается в двух значе-^ ниях: и как традиция, и как инновация. ^ Сохранение культурных норм является осно-^ вополагающим условием устойчивого баланса между представленными тенденциями и -О залогом социокультурного развития общества. С Дж. Вико подчеркивает, что одним из важ-^ ных пониманий традиции выступает отождествление ее с духовным опытом общества. Под' черкивая значимость процесса приобщения к традиции, исследователь указывает на то, что процесс усвоения духовного опыта подобен вторичному рождению человека. Осознание своей принадлежности к определенному духовному опыту дает возможность его рождения как культурного существа [5].

Эту точку зрения разделяет и В. Дильтей, придавая герменевтическому подходу к исследованию традиции значение универсального метода для постижения духовных достижений общества. По мнению автора, традиция выступает единственным способом объектизации духовного творчества определенной эпохи, позволяющий создавать механизм понимания творчества представителями иных культур. В. Дильтей отмечает, что "герменевтика как искусство интерпретации духовных феноменов культуры являлась ключом к пониманию прошлых и настоящих репрезентаций творческого духа" [7, С. 10].

Традиция как тип социального действия отождествляется М. Вебером с психологической точки зрения, что дает основание к ее пониманию как "автоматической реакции на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки". Будучи противопоставленной целерациональному действию, традиция, согласно М. Веберу, может с трудом рассматриваться как социальное действие, так

как представляет собой реализацию подражательности [5, С. 628].

Обозначая основныетенденции исследования традиции, В.В. Аверьянов приходит к выводу, что влияние деятельностного подхода привело к онтологизации феномена традиции, пониманию его как укорененного в социокультурных отношениях. По его мнению, традиция выступает не только как проявление специфического способа развития культуры в целом, но и как реальная социокультурная система, которая в организационно-функциональном плане сводится к трем главным ее аспектам: порядку (стереотипу), процессу (отражающему событие наследования) и собственно системным проявлениям (моделям, программам и институтам наследования) [1].

Согласно Д.Д. Блогому, "без многовекового наследия - наличия накапливаемыхумныхтра-диций, вошедших в сокровищницу прогрессивных достояний культуры, было бы невозможным никакое дальнейшее движение вперед. Поэтому сохранение традиций отечественной культуры имеет приоритетное значение для общества" [3,с. 147].

На рубеже XIX-XX веков многие исследователи убежденно отстаивали самобытность культуры. В концепциях B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.Н. Ильина, C.JI. Франка, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, В.В. Зеньковского выделены духовные устои бытия, освещена природа национального характера культурных традиций. Это философское течение четко определило статус культуры России, и ее место в жизни социума в целом.

Осмысление феномена традиции продолжается, что подчеркивает ее актуальность и значимость в современном научном пространстве. Так, К.В. Чистов отмечал, что традиция -это определенная стереотипизация постоянно воспроизводящегося опыта. По его утверждению, традиция это "опыт, накапливающийся в виде системы стереотипов человеческой деятельности, стереотипов представлений о них и способов их обозначения или символизации" [10, С. 109]. При этом, как подчеркивает автор, важно понимать, что традиция выступает результатом определенной культурной селекции, призванной определить элементы культурного опыта, нуждающиеся в закреплении и воспроизводстве.

Э.С. Маркарян, Э.Г. Абрамян вывели осмысление данной категории на качественно новый уровень. Культурная традиция рассматривалась ими какуниверсальное стабилизирующее средство со своими механизмами самоорга-

низации, действующими во всех сферах общественной жизни. Традиция имеет тенденцию к саморазвитию, и также при этом выступает механизмом передачи социокультурного опыта общества в определенных стереотипи-зированных формах (обычай, обряд, ритуал и т.д.) [9]. Э.С. Маркарян трактует традицию как "выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах" [9, С. 86]. Автор подчеркиваетуниверсальный характер традиции, способной транслироваться в различных сегментах культурного пространства и на протяжении различных стадий его функционирования.

С.А. Арутюновым, O.A. Осиповой установлено соотношение между традицией и инновацией. По их мнению, "ни одна традиционная черта не может быть присуща какому-либо обществу искони, она имеет свой генезис и ступени развития. Под воздействием жизненной диалектики любая инновация впоследствии становится традицией" [2, С. 132].

Э. Шилз, С. Эйзеннггадт, П. Штомпки и др. особое внимание уделяли проблеме функционирования традиций. Данные исследователи отмечают, что традиция, независимо от ее содержания, обладает творческим потенциалом, предлагая готовые решения современных проблем. По мнению Н.Б. Крыловой, "духовные начала общественной жизни - катализаторы социального творчества" [8, С. 138].

Вопрос сущности социокультурной традиции переживается в настоящее время, как чрезвычайно острый. Традиция всегда выступает предметом повышенного внимания социальной мысли в эпохи своего глубокого кризиса. Упадок традиционных ценностей в настоящее время присущ в тех или иных формах большинству современных социальных общностей, которые переживают кризис собственной культурной идентичности не только как внутреннюю проблему, но и как всеобъемлющий вызов. Культурные традиции

выступают формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры, совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений и обладают высоким духовно-нравственным потенциалом для социокультурного развития общества.

Таким образом, анализ феномена традиции как социокультурного наследия позволяет по-новому взглянуть на природу национального сознания, а осмысление исторически сложившихся жизненных устоев и общественных взаимосвязей способствует решению актуальных проблем современности. Следование традициям поддерживает на определенном уровне духовные начала не только отдельного индивида, но и всего общества в целом. Современная социокультурная ситуация доказывает, что бездуховность отягощает трудности и ошибки социального развития, поэтому социально-преобразующая деятельность общества часто основывается на устоявшихся традициях, которые осуществляют преемственность поколений в передаче опыта и дают возможность создавать новое.

Примечание:

1. Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России // Общественные науки и современность. - 2000. - №1.

2. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. - М.,1989.

3. Блогом Д.Д. Традиции в истории культуры. - М., 1978.

4. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М., 1994.

5. Вебер М. Основные социологические понятия. -М.,1990.

6. Григорьев А.Ф. Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // KANT. - 2014.

- № 1 (10).-С. 91-95.

7. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: в б т. - М., 2000.-Т. 1

8. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры.- М., 1990.

9. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981.

- №2.

10. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. - Л., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.