Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОМ ПРАЗДНИЧНОМ КАЛЕНДАРЕ: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ'

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОМ ПРАЗДНИЧНОМ КАЛЕНДАРЕ: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1474
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБРЯД / РИТУАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Литвинова М.В., Посохова Н.В., Семченкова И.В.

В статье рассматривается традиционный праздник в современном праздничном календаре: обосновываются культурологические и исторические аспекты формирования традиционного праздника; определяется роль и значение традиционного праздника в пространстве праздничной культуры России; выделяется специфика организации и постановки традиционных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL HOLIDAY IN THE MODERN HOLIDAY CALENDAR: SPECIFICS OF THE ORGANIZATION AND STAGING

The article examines the traditional holiday in the modern holiday calendar: the culturological and historical aspects of the formation of the traditional holiday are substantiated; the role and significance of the traditional holiday in the space of the festive culture of Russia is determined; the specifics of the organization and staging of traditional holidays are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОМ ПРАЗДНИЧНОМ КАЛЕНДАРЕ: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ»

УДК 394.2

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОМ ПРАЗДНИЧНОМ КАЛЕНДАРЕ: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ

И ПОСТАНОВКИ

М.В. Литвинова1), Н.В. Посохова2), И.В. Семченкова3)

1,2,3)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород 1)e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru 2)e-mail: skd@bgiik.ru 3)e-mail: inna.ryabina@mail.ru

В статье рассматривается традиционный праздник в современном праздничном календаре: обосновываются культурологические и исторические аспекты формирования традиционного праздника; определяется роль и значение традиционного праздника в пространстве праздничной культуры России; выделяется специфика организации и постановки традиционных праздников.

Ключевые слова: традиционный праздник, культура, традиции, обряд, ритуал.

Неуклонное движение вызовов глобализации, охватившее мир в последние десятилетия, влечет за собой культурную и социальную интервенцию и актуализирует необходимость стабилизации современного российского общества. Одной из приоритетных задач учреждений культуры становится нахождение таких способов и путей, которые в наиболее понятной и доступной для современного человека форме могли бы транслировать национально-исторические ценности. Традиционные праздник, аккумулирующий культурный опыт предшествующих поколений, становится идеальной площадкой для решения данной задачи.

Проблемы возрождения традиционной культуры стали актуальными для широкого круга исследований, представленных на сегодняшний день. В основе определения концепции праздничной культуры классическими являются труды отечественных ученых: Е.В. Аничкова, А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Ю.М. Лотмана, Э. Мирче, В.Я. Проппа, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко, А.М. Топорова, В.И. Чичерова. В рамках этнографического и культурологического направлений традиционные праздничные формы

рассматривались в трудах: Л.А. Александрова, А.Я. Алексеева-Яковлева, С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, А.В. Бенифанда, Г.П. Блинова, П.Г. Богатырева, Ю.В. Бромлея, А.Я. Гуревича, М.С. Кагана,

A.С. Каргина, Э.А. Келлера, И.А. Панкеева, Н.М. Шмелева. Представляют интерес методологические разработки в области традиционной культуры следующих авторов: Н.Г. Апухтина, Т.П. Ванченко, Г.Г. Карповой, В.В. Коряковой, Л.Н. Лазаревой, И.Н. Лавриковой, Т.Н. Паренчук, И.И. Шангиной. Огромную ценность представляют разработки советских и российских теоретиков и практиков режиссуры праздников, в которых уделяется внимание особенностям организации и постановки традиционных праздничных форм, рассматриваются их место и роль в праздничной культуре России, среди них: Д.М. Генкин, А.А. Конович, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрылова, О.Л. Орлов, А.Д. Силин, Ю.М. Черняк, И.Г. Шароев и др.

Таким образом, существует довольно широкий пласт исследований в области традиционных праздничных форм и традиционной праздничной культуры этноса - это и уникальность национальных праздников, значение традиционной обрядности, мифология праздничных образов и т. д. Однако, несмотря на многообразие подходов к исследованию традиционной праздничной культуры, как такового определения понятия «традиционный праздник» и его содержательного аспекта в исследованиях методологических школ праздника не представлено. В связи с этим возникают сложности в классификации традиционных праздничных форм, специфики их постановки и организации в современном праздничном пространстве.

Роль и значение праздника в культуре любого народа невозможно недооценить. Исторически являясь первыми культурными формами, они вбирают в себя многогранность социальных, культурных, национальных особенностей. Однако научное понимание традиционной праздничной культуры и ее форм до сих пор содержит множество противоречий и неоднозначных подходов. Стоит отметить, что традиционные праздничные формы всегда непосредственно связаны с традициями, обычаями, обрядами, ритуалами, играми, бытом, особенностями образа жизни народа.

Понятие «праздник», наиболее часто трактуется по словарю

B. Даля, лингвистический анализ которого связывает слово «праздник»

со смысловым концептом древнеславянского «праздь» - отдых, безделье, лень [3, с. 380]. Не менее известное определение находим в трудах русского историка, этнографа, фольклориста И.М. Снегирева, представляющего цикловую концепцию праздничной культуры, связывающую праздники с природным годовым циклом. А.П. Сахаров и А.В. Терещенко в своих трудах о быте русского народа представляют богатый описательный материал традиционных русских праздников и обрядов, подчеркивая их значимость и огромную роль для народа, государства и общества. Еще одним направлением в понимании праздника стала известная мифологическая концепция праздничной культуры, где праздник в большей степени связывался с духовной культурой народа. Наиболее фундаментальным трудом мифологической школы праздника по праву можно считать книгу А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В данном исследовании автор излагает и систематизирует обрядовый фольклор восточных славян, в результате чего представляет мифологическую картину мира народа. Главной задачей А.Н. Афанасьева являлась попытка реконструкции и восстановления изначального воплощения мифов, сама же мифология славян, по мнению автора, представляла собой «поэтические воззрения на природу». С позиции сегодняшнего дня можно отметить, что часто праздник мотивируется наличием какого-либо мифа. Событие (существование прецедента) обязательно отмечается соответствующей формой праздника, в которой воспроизводится этот миф (то есть событие). Однако можно с уверенностью отметить, что во многих случая мотивация празднования и дата праздника, выступает как внешний повод мифа, влияя лишь на элементы обрядовой структуры праздника, но, не влияя на его единую суть, характерную для всего многообразия праздника. В этой связи прослеживаются неслучайные общие черты большинства праздников (особенно сезонных) и праздников жизненного цикла. Таким образом, можно сделать вывод, что мифологическая концепция сыграла большую роль в развитии теорий праздничной культуры, однако праздник в данных представлениях выступает больше как явление архаическое, что наверняка связано с общим направлением работы ученых - фольклористикой, и, следовательно, исследование праздника как компонента фольклора, имеет узкую направленность. Другое направление, которое представляли

Е.В. Аничков, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, рассматривает праздники с точки зрения школы заимствования. Исследователи проводили сравнительный анализ русских народных праздников с праздниками античности и находили определённые сходства.

В дальнейшем большое влияние на теорию праздничной культуры оказала социологическая школа философии и культурологии. Новая историческая формация - социализм, привнесла свое видение на роль праздника и предположения о его возникновении. В трудовой концепции

B.И. Чичерова представлено видение обрядово-праздничной культуры сквозь призму трудового быта крестьян. В.И. Чичеров один из первых выдвинул идею о связи праздника с общественно-трудовой деятельностью человека. Аграрно-продуцирующая теория праздника, представленная В.Я. Проппом, являясь разновидностью трудовой теории, основывается на идеях аграрно-трудового характера социальной деятельности человека и апеллирует двумя предположениями: в основе традиционных праздников лежит дохристианская мифология (анализ обрядово-зрелищных форм народных праздников выявляет в них наличие магического содержания); календарный цикл традиционных праздников напрямую зависит от трудовой деятельности общества.

В отечественной культурфилософской школе (М. Бахтин,

C. Гуревич, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев) акцент трактовки праздничной культуры смещается в сторону социально-регуляторной функции праздника. М.С. Каган отмечает, что «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия» и подчеркивает, что «коллективность является зрелищем самим по себе» [4, с. 206]. М.М. Бахтин совершает своего рода революцию в понимание природы праздника: «праздник не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человеческой культурой» [1, с. 56]. Вклад М.М. Бахтина в теорию праздничной культуры неоценим, именно благодаря его идеям утвердилась концепция праздника как идеального мира. Праздник, праздничная атрибутика формирует определенный идеальный мир, который только на определенное время становится миром реальным. Во время праздника создается особое эмоциональное восприятие схемы «будни-праздник», где первый вынужденная форма бытия человека, а второй его

желательное видение. Так, М.М. Бахтин формулирует главную мысль, посредством которой роль и значение традиционных праздников выходит на новый, значимый уровень исследования жизни и деятельности социума. Согласно его предположениям, праздник является не просто отражением трудовой жизни человека, а той формой народной жизни, которая провозглашает народный идеал. Исследования праздника продолжаются в трудах советских практиков. Так, А.И. Мазаев дает следующее определение: «праздник - это особое время в жизни человека, наполненное символическими действиями и призванное изменить человеческую жизнь» [6, с. 25]. Д.М. Генкин считает, что праздник: «это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом» [2, с. 20].

Таким образом, многочисленные исследования праздничной культуры, несмотря на различные подходы, сходятся в ключевых понятиях праздника, обобщая которые, можно сформулировать следующее определение традиционного праздника - это открытая система, содержащая в своей структуре ядро традиции и репрезентирующая ценности и социальный опыт этноса посредством системы специфических обрядово-ритуальных действий, объединенных общей идеей.

Традиционный календарь России издревле базировался на трех взаимодействующих системах: семья, церковь, социум. Изначально группу традиционных праздников представляли древние языческие праздники, далее, после принятия христианства на Руси, традиционный праздничный календарь претерпевает изменения. В литературных источниках дореволюционной России, много писалось о двойственном характере культуры, о так называемом «двоеверии». Многие исследователи, затрагивая такой весьма щепетильный вопрос, склоняются во мнении, что связано это с самим процессом принятия христианства на Руси. Процесс принятия христианства протекал достаточно сложно и длительно, во многом это было связано с обширной территорией и отдаленностью и автономностью поселений. В результате неоднородности временных рамок принятия христианства, укоренённости многих языческих традиций и представлений в народе -процесс замены праздников происходил с позиции сохранения в ряде случаев не только даты праздничных дней народного календаря, но и

связанных с ним обрядов и ритуалов. За многовековую историю в России сложился календарь традиционных праздников, который вобрал в себя как элементы народной архаичной культуры, так и народной православной культуры. Смешение традиций не повлияло на календарь праздников, так как он опирался на земледельческую деятельность, лежащую в основе быта народа, и естественно сохранил основание, построенное на циклах времен года.

Любой традиционный народный праздник по своему типу является обрядовым и имеет определенные ритуальные действия. Своеобразное «двоеверие» сформировало определенный тип традиционного народного праздника, где на древние мифы накладываются христианские события и даты, сплетаются воедино языческие и православные ритуально-обрядовые формы. Можно выделить основные конструктивные моменты традиционного народного праздника, без которых, по сути, он перестает существовать как форма: «зачин», «разгул», «перелом», «спад». В «зачине» праздника обязательным компонентом является яркое театрализованное зрелище, обычно проводимое в форме шествия, «разгул» и «перелом» соседствуют рядом и заключаются в исполнении ряда праздничных обрядов, «спад» характеризуется завершением гуляния и воспроизведение ритуала.

Гуляния, как и традиционные праздники, приурочивались к сезонным весенне-летним и осенним работам, народным и церковным праздникам, ярмаркам, к значимым общественным и государственным событиям, что в свою очередь сохраняло в них компонент традиции и репрезентировало ценностные функции. По своей сути данная форма представляет собой комплекс развлечений и забав, приуроченных к весенне-летним или осенне-зимним значимым праздникам. В Рождество Христово, Святки и Масленицу, в Пасху и Троицу, с окончанием весенне-полевых работ, завершением уборки урожая повсеместно устраивались всенародные гуляния.

Огромное влияние на изменение традиционных праздничных форм оказал процесс урбанизации. Привязка традиционного праздничного календаря к земледельческому, базирование обрядовых действий на сельскохозяйственных работах потеряли свою актуальность в городе. В России уже с ХУШ века начинает различаться городской и сельский быт, что в свою очередь отразилось на характере и способах празднования. В

условиях городского пространства нарушается строгая обрядность традиционного народного праздника, унифицируется магический аспект, уступая место развлекательному наполнению. В пространстве городской культуры, на основе традиционного народного праздника формируется такая форма как ярмарочное гуляние, представляющая собой сложное игровое действо, включающее ряд традиционных зрелищ и забав -катальные горы, качели, балаганы, медвежья комедия и потеха, раёк, кукольные представления, кулачные бои, хороводы и др. Городская площадь становится центром торговой, общественной жизни и, как следствие, местом проведения массовых праздников. Городской фольклор, уже в зародыше, представлял собой достаточно пеструю картину: традиционные народные ритуально-обрядовые праздничные формы, составляющие ядро праздника, начинают активно вбирать в себя зрелищные формы самых различных жанров - выступления жонглеров, мимов, акробатов, вожаков медведей, кукольников и т. д. Обязательными участниками действия становятся скоморохи, разыгрывающие игры, глумы, балаганные и раешные представления. Городская праздничная площадь «оказалась тем резервуаром, куда сливались разные по происхождению, по времени возникновения виды народного искусства, создавая особый мир со своей особенной атмосферой, эстетикой, стилистикой» [7, с. 11].

Очередную шоковую трансформацию традиционный праздник переживает после Октябрьской революции 1917 г. По мнению В.П. Римского, «... Фольклор канонизируется, включается в тоталитарный ритуал наряду с профессиональным искусством, получает идеологическую санкцию. Рождается совершенно новый, официальный социалистический фольклор - парадокс и элемент абсурдности содержался в самой установке на «официальность» народной культуры» [8, с. 98]. Традиционные праздничные формы выживают в советской России лишь в глубинке, в отдаленных поселках, селах, деревнях, полулегально, почти подпольно.

Процесс возрождения народных традиций в нашей стране ведет свое начало с конца 80-х гг. прошлого столетия. В этот период начинают активно проводиться этнографические экспедиции в сельские районы регионов страны. В Белгородском регионе возрождение традиционной культуры активными темпами начинает осуществляться с 90-хх гг.

Именно в этот период, на волне всеобщего культурно-духовного кризиса формируется понимание необходимости обращения к истокам народной культуры, возрождения традиционных праздников, способствующих трансляции и пропаганде национальных, нравственных, культурных ценностей. Среди фольклористов-белгородцев, исследователей традиционной культуры можно выделить имена Е.Т. Сапелкина, О.И. Маничкиной, М.С. Жирова, О.Я. Жировой и других.

В середине 90-х гг. был создан ряд программ по возрождению традиционной культуры в регионе, в сельских местностях начинают проводиться традиционные праздники, компоненты традиций народной культуры постепенно включаются в пространстве городского массового праздника. На городской площади начинают проводить Рождество, ежегодным становится организация массового гуляния на Масленицу в парке культуры и отдыха, область становится одним из первых регионов, в котором массово проводится День Славянской письменности и культуры. Знакомство с видеоархивом позволяет сделать вывод, что на первом этапе, несмотря на сложность включения традиционных основ в пространство современного массового праздника, мероприятия такого рода проходят на очень высоком уровне с глубоким теоретическим подходом, изучением и восстановлением фольклорного пласта региона. Немаловажной сложностью здесь выступало и привлечение участников к празднованию, их добровольная заинтересованность и желание. На фоне нестабильной социально-экономической обстановки, характерной в целом для нашей страны, можно отметить, что белгородцы с удовольствием приходили на такие праздники и активно включались в действие.

Однако на первых этапах возрождения традиционной культуры и ее включения в праздничную культуру региона, постановщики и организаторы сталкивались с рядом проблем: отсутствием теоретических основ и практических навыков постановки традиционных праздников; недостатком репертуара и исполнителей, работающих в фольклорной стилистике; утратой традиций празднования «всем миром». Частичному нивелированию многих проблем, связанных с традиционной празднично-обрядовой культурой региона, способствовали регулярно проводимые специалистами Белгородского государственного центра народного творчества этнографические экспедиции по исследованию празднично-

обрядовой культуры районов Белгородской области. В 2010 году подготовлен и издан Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Белгородской области, содержащий богатый материал образцов фольклора и ежегодно обновляемый. Весомый вклад в развитие празднично-обрядовой культуры Белгородчины внесло постановление и реализация проекта - «концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017 годы». Проект нашел свое отражение в «Фестивальном календаре Белгородской области», где каждый район, каждое поселение брендирую свою территорию реализуют фестиваль, в основе представляющий собой трансляцию традиционного праздника в современное пространство праздничной культуры Белгородчины. Активно ведется работа по разработке и проведению детских фольклорных мероприятий, целью которых является пропаганда и популяризация традиционной народной культуры.

Таким образом, в пространстве региона сегодня реализуются традиционные праздничные формы, вобравшие в себя традиции языческой, православной и региональной народной культуры. Стоит отметить, что большинство из них проводятся по форме как фестивали традиционной культуры, включающие обрядовые, ритуальные действа, ярмарку, демонстрацию образцов народного-художественного творчества, состязательный компонент игрового народного творчества, концертно-зрелищные программы. Можно отметить, что многие проблемы, связанные с организацией, трансляцией традиционной культуры в праздничное пространство региона на сегодняшний день уже решены.

Однако, резкое повышение интереса к традиционным основам праздника, повлекло за собой столь же резкое повышение количества постановок с не всегда проработанным фольклорным материалом, схематичным, не оправданным включением ритуально-обрядовых действий, эклектической программой. Можно выделить наиболее негативные моменты:

- однообразие форм построения и проведения традиционных праздников;

- отсутствие, либо неграмотное использование в праздничном дискурсе фольклорных первоисточников;

- использование в конкретных обрядово-праздничных действиях местности, фольклорного материала других регионов;

- стилизация, а не воссоздание компонентов традиций в праздничном действе;

- «заштапованность» путей построения и проведения традиционных праздничных форм, не способность адаптировать их к реалиям современного восприятия;

- отсутствие знакового события, обоснованного традицией;

- «размытые» границы обрядового компонента праздника, стилизация творческого компонента праздника под народную культуру;

- отсутствие творческого начала, коллективной импровизации и активизации участников праздничного действа.

Стоит отметить, что в практике постановки традиционных праздничных форм подобные проблемы характерны не только для нашего региона. Основная проблема организации и режиссуры традиционных праздничных форм, которая заключается в синтезе фольклора и современных средств выразительности, возникла еще в советский период и продолжает на сегодняшний день оставаться весьма актуальной. Зачастую сегодня происходит стилизация под народную культуру, а не сохранение и воспроизведение. Часто встречаются и откровенно эклектичные резонансы: на масленичных гуляниях фольклорные персонажи действуют под современную техно-музыку, или под нее же исполняются элементы традиционного обрядового танца, в региональном обряде используются народные костюмы совершенно другого региона и т. д.

Режиссеру, организатору праздничных действ очень важно увидеть и использовать возможности, заложенные в фольклорном репертуаре, поставить их на службу эстетического и морального воспитания, избегать штампов и иметь четкое представление о художественной ценности элементов традиций.

В некоторых работах, касающихся специфики организации традиционного праздничного действа, часто формулируется мысль о том, что традиционный массовый праздник не имеет сценария, сценарием выступает традиция. Однако в реалиях современности становится очевидным, что данная формула уже не применима. На сегодняшний день ключевым моментом в традиционном праздничном действе

выступает театрализованное представление, которое и приурочено к праздничному событию, и здесь от грамотной режиссерской организации и гармоничного сочетания всех частей праздничного действа зависит успешное проведение всего праздника. В связи с этим, четкое построение драматургического хода праздника является основным связующим звеном между всеми компонентами и эпизодами праздничного действа. И здесь, бесспорно, должны соблюдаться основные каноны любого действа: логичность построения темы и конкретность построения ее интерпретации; нарастание действия; завершенность эпизодов. Организованность и соблюдение данных канонов возможны при использовании фольклорного, этнографического материала, который уже сам по себе является логически продуманным. При использовании фольклорных текстов в сценарной канве традиционных праздников необходимо придерживаться главной линии - действенности слова, его адаптации под общую форму действа. Конечно, с позиции современного человека сложно воспринимать исконные фольклорные тексты, поэтому их использование в сценарии необходимо четко соотносить с выбранным персонажем и моментом его включения. В работе над постановкой традиционных праздничных форм принцип монтажа фольклорного материала позволят использовать его как особый вид сюжетных блоков, ядро эпизода, а не как иллюстративный художественный материал, тем самым позволяя активизировать зрителя и сохранять динамику и логичность действия.

Проблемы часто возникают с включением в сценарий ритуально-обрядового действия, на котором необходимо акцентировать внимание и в то же время органично вплести и синтезировать с выразительными возможностями современной режиссуры. Важнейшей особенностью, которую нужно учитывать при разработке сценария традиционного праздничного действа выступает грамотное использование традиций и обрядового компонента присущего тому или иному празднеству, необходимость изучение их бытования и интерпретации в обычаях конкретного региона, в противном случае, не соблюдение этого закона стирает из праздника его ценностную и воспитательную основу. Важнейшим моментом в традиционных праздничных формах выступает их привязка к знаковому событию, продиктованному традицией. Стереотипизация поведения, заключенная в традиционных праздничных

формах обязывает постановщиков не уходить от тематической событийности, в то же время понимать, что без нее невозможно проведение праздника как такового.

Еще одна немаловажная проблема заключается в отсутствии в традиционных праздничных формах творческого начала, коллективной импровизации и активизации участников праздничного действа. По своей сути данная проблема имеет дуальное свойство: с одной стороны, сложно выделить конкретные приемы активизации зрителей, так как праздничное событие уникально в своей основе и к каждой традиционной праздничной форме необходимо подбирать свой арсенал средств задействования и активизации, с другой стороны, процесс активизации участников традиционного праздничного действа является ключевым моментом, без которого праздничного действия и нет. Необходимо отметить, что в традиционных праздничных формам нельзя проводить четкой границы и делить зрителей праздника и исполнителей. В традиционном празднике зрителей в принципе быть не может, каждый человек является полноправным участником действия.

А.А. Конович, разрабатывая методику постановки традиционных праздничных форм, выделял несколько главных аспектов, которые должен учитывать режиссер, приступая к разработке таких форм действия:

- костюмирование;

- коллективная импровизация;

- состязательный момент;

- ритуальное действие [5, с. 94].

Практика режиссуры демонстрирует, насколько важным становится грамотное выстраивание данных положений в традиционных праздничных формах. Кратко рассмотрим особенности постановки, разработки и включение в действия каждого из представленных положений.

Костюмирование участников традиционного праздничного действа выступает ключевым моментом, во многом это связано и с площадным характером, который подразумевает яркость, красочность каждого компонента. В пространстве традиционных праздничных форм костюм выступает и как носитель определенной традиции, культуры региона, в связи с этим без народных костюмов сегодня сложно представить

традиционный исторический, этнографический или календарный праздник. Культурная ценность костюма позволяет в свою очередь ранжировать действие персонажей, определять их ролевое и пространственное место: либо сцена (если это герой), либо игровая площадка или все пространство праздника (если это скоморохи). Костюмирование как важнейший компонент традиционных праздничных форм, задает атмосферу, определяет характер общения, активизирует участников праздника. Практики традиционных праздничных форм едины в одном мнении: категорический запрет на ведение фольклорными персонажами реальной линии действия - церемонии награждения, объявления официальных лиц, вручение памятных сувениров и т. п.

Еще одним немаловажным компонентом грамотного построения традиционных праздничных форм является наличие коллективной импровизации. Традиционные праздничные формы по своей сути не могут включать одно лишь концертное выступление творческих коллективов на сцене, здесь акцент должен смещаться на принятие участия зрителей в действии. Здесь режиссер-постановщик традиционных праздничных форм должен учитывать психологические особенности зрителя как участника праздничного действа. Основной ошибкой может стать принудительное включение зрителя, чего ни в коем случае ни должно происходить, наоборот, в пространстве традиционного праздника должна быть создана такая атмосфера, которая бы побудила человека к творческим проявлениям (совместному пению, танцам, играм и т. п.). Методика режиссуры предлагает выйти из такой ситуации с помощью организации симультанных площадок, в которых момент творческой импровизации будет основным, такие площадки создаются из учета потребностей, интересов, возрастных категорий людей пришедших на праздник. Часто такими площадками являются: игры со скоморохами для детей, масленичный столб, состязание силачей, передвижные музыканты, мастер-классы по созданию поделок народного художественного творчества и т. п. Это позволяет активизировать участников праздника, приобщить к традиционным ценностям.

Обязательным компонентом в пространстве традиционных праздничных форм являются состязание и игра, заложенные в самой структуре фольклора, являющиеся основой обрядового и ритуального действия. Сегодня наиболее ярко мы можем проследить момент

состязания во включении в пространство традиционного праздника фестиваля творческих коллективов и объединений народной культуры.

Большое внимание в разработке и режиссуре традиционных праздничных форм должно уделяться включению ритуального действия, которое является кульминацией традиционного праздника, сакральным моментом, «переломом», переходом из одного состояния в другое. Наиболее яркий пример, как правило, удающийся даже начинающим режиссерам - сожжение чучела на Масленицу.

Таким образом, можно подвести общий итог: в культурном пространстве современной России прочно утвердилась тенденция возрождения и сохранения традиционной народной культуры. Традиционный праздник выступает квинтэссенцией данной тенденции, объединяя традиции и новации, культуру и быт, фольклорные формы и игровое действие, состязательный элемент и пиршество, ритуал и обряд. Массовость традиционного праздника позволяет реализацию на максимально широкую целевую аудиторию с использованием симультанных площадок и ранжированности действия.

В белгородском регионе на сегодняшний день осознают перспективы и значимость национальных традиционных праздников, которые уже сформировали своеобразный праздничный календарь региона. Однако важным моментом и проблемой, требующей решения, выступает грамотная постановка традиционных праздничных форм, которая должна основываться на достоверных этнографических материалах, выстраивать действие с привязкой к традиции, с учетом стилистических, обрядово-ритуальных, фольклорных особенностей конкретного региона.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - Москва : Художественная литература, 1990. - 543 с.

2. Генкин, Д. М. Массовые праздники. -Москва : Просвещение, 1975. - 89 с.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х томах. -Москва : Русский язык, 1999. - Т. 3. - 549 с.

4. Каган, М. С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа). - Москва : Политиздат, 1974. - 328 с.

5. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - Москва : Высшая школа, 1990. - 242 с.

6. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. - Москва : Наука, 1978. - 392 с.

7. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 191 с.

8. Римский, В. П. Тоталитарный космос и человек : монография. - Белгород : Изд-во Бел. гос. ун-та, 1998. - 126 с.

TRADITIONAL HOLIDAY IN THE MODERN HOLIDAY CALENDAR: SPECIFICS OF THE ORGANIZATION AND STAGING

M.V. Litvinova1), N.V. Posokhova2), I.V. Semchenkova3)

1 2 3)

' ' -Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru 2)e-mail: skd@bgiik.ru 3)e-mail: inna.ryabina@mail.ru

The article examines the traditional holiday in the modern holiday calendar: the culturological and historical aspects of the formation of the traditional holiday are substantiated; the role and significance of the traditional holiday in the space of the festive culture of Russia is determined; the specifics of the organization and staging of traditional holidays are highlighted.

Keywords: traditional holiday, culture, traditions, rite, ritual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.