Научная статья на тему 'Традиционный мужской костюм каракалпаков (конец XIX- конец XX вв. )'

Традиционный мужской костюм каракалпаков (конец XIX- конец XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
45
7
Поделиться
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / МУЖСКАЯ ОДЕЖДА / ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ / ТИПОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ / ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ / ПОКРОЙ / MATERIAL CULTURE / TRADITIONAL COSTUME / MEN'S CLOTHING / URBAN COSTUME / CLOTHING TYPOLOGY / CLOTHING FEATURES / CUT

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Курбанова Земфира Ибрагимовна

Традиционный мужской костюм каракалпаков, подвергаясь на протяжении длительного времени различным влияниям, прошел своеобразный путь развития. Его традиционные формы были сформированы к середине XIX века. Костюм данного периода хорошо представлен в музейных коллекциях. Первая четверть XX века стала переломным моментом в развитии традиционных форм одежды. Изменения, связанные с трансформацией социально-политической и культурной жизни общества, не могли не отразиться на развитии традиционного костюма. В результате вхождения в регион европейской культуры сформировались новые эстетические стандарты. Особенно сильно изменения коснулись мужского костюма. Период конца XX века, давший начало процессу возрождения национальных культур, стал еще одной важной вехой в развитии каракалпакского костюма.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Курбанова Земфира Ибрагимовна,

Traditional men’s costume of Karakalpaks - late XIX - late 20th centuries

Traditional men’s costume of Karakalpaks, for a long time been subjected to various influences, possessed a peculiar way of development. Its traditional forms have been formed by the middle of the 19th century. The costume of this period is well represented in museum collections. The first quarter of the 20th century was a turning point in the development of traditional forms of clothing. Changes associated with the transformation of the socio-political and cultural life of society could not affect the development of the traditional costume. As result of entering into the field of European culture new aesthetic standards formed. Especially strong changes have affected men’s costume. The time of the late 20th century gave rise to the process of revival of national cultures, it became another important milestone in the development of Karakalpak costume.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Традиционный мужской костюм каракалпаков (конец XIX- конец XX вв. )»

З.И. Курбанова УДК 391

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ КАРАКАЛПАКОВ (КОНЕЦ XIX - КОНЕЦ XX ВВ.)

Аннотация

Традиционный мужской костюм каракалпаков, подвергаясь на протяжении длительного времени различным влияниям, прошел своеобразный путь развития. Его традиционные формы были сформированы к середине XIX века. Костюм данного периода хорошо представлен в музейных коллекциях. Первая четверть XX века стала переломным моментом в развитии традиционных форм одежды. Изменения, связанные с трансформацией социально-политической и культурной жизни общества, не могли не отразиться на развитии традиционного костюма. В результате вхождения в регион европейской культуры сформировались новые эстетические стандарты. Особенно сильно изменения коснулись мужского костюма. Период конца XX века, давший начало процессу возрождения национальных культур, стал еще одной важной вехой в развитии каракалпакского костюма.

Ключевые слова: материальная культура, традиционный костюм, мужская одежда, городской костюм, типология одежды, функции одежды, покрой

Zemfira I. Kurbanova

TRADITIONAL MEN'S COSTUME OF KARAKALPAKS - LATE XIX - LATE 20th CENTURIES

Abstract

Traditional men's costume of Karakalpaks, for a long time been subjected to various influences, possessed a peculiar way of development. Its traditional forms have been formed by the middle of the 19th century. The costume of this period is well represented in museum collections. The first quarter of the 20th century was a turning point in the development of traditional forms of clothing. Changes associated with the transformation of the socio-political and cultural life of society could not affect the development of the traditional costume. As result of entering into the field of European culture new aesthetic standards formed. Especially strong changes have affected men's costume. The time of the late 20th century gave rise to the process of revival of national cultures, it became another important milestone in the development of Karakalpak costume.

Key words: material culture, traditional costume, men's clothing, urban costume, clothing typology, clothing features, cut

Мужской костюм каракалпаков, так же как и женский, был сформирован к концу XIX в. Мужская одежда этого периода имела единый покрой на всей территории расселения народа и черты

схожести с одеждой жителей соседних регионов республики. Исследователь среднеазиатской одежды О.А. Сухарева отмечала, что вероятно когда-то в одежде различных по происхождению

Курбанова Земфира Ибрагимовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (г.Нукус), e-mail: sapphire.ethno@gmail.com

Zemfira I. Kurbanova, Cand. Sc. (History), Senior Research Fellow at the Department of Ethnography, Institute of the Humanities, the Karakalpak Branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan (Nukus), e-mail: sapphire.ethno@gmail.com

© Курбанова З.И., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/2 (72)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонентов населения Средней Азии имелись значительные отличия, но на протяжении веков они успели сгладиться и образовать нечто цельное. Очень немногие виды одежды были распространены у отдельных групп или народов и отсутствовали у других [1, с. 97].

В традиционном мужском костюме каракалпаков имелся ряд особенностей в цвете, в едва заметных деталях кроя некоторых видов одежды. Общий вид каракалпакской мужской одежды характеризовался строгостью.

Комплекс традиционной мужской одежды включал в себя рубаху, штаны, камзол, халат, тюбетейку, шапку, сапоги и калоши.

Нательной одеждой у мужчин была туни-кообразного покроя рубаха (квйлек) и штаны (ыштан). Рубаха шилась из белой хлопчатобумажной, преимущественно одноцветной, материи домашнего или ремесленного производства. О.А. Сухарева объясняет ношение мужчинами рубах преимущественно белого цвета технической простотой их выработки. Для них не требовалось окрашивания пряжи, что представляло известные трудности, особенно при домашнем производстве, издавна очень широко распространенном в Средней Азии [2, с. 24]. На наш взгляд, популярность одежды из белых тканей объясняется не только трудностями окрашивания, но, в первую очередь, особенностью климата. В знойное лето предпочтительнее было носить светлую одежду, не притягивающую солнечные лучи.

По сведениям Т.А. Жданко, существовало три вида ворота мужских рубах: прямой стоячий - ногай жага (татарский), калмац-жага (калмыцкий) с боковой застежкой на левой стороне и чисто каракалпакский (так считают старики) горизонтальный круглый ворот, обшитый узорной тесьмой - двнгелек жага [3, с. 71]. Она пишет, что первый из них свидетельствует о культурных связях с Восточной Европой, а второй, возможно, о монгольском или джун-гарском влиянии.

Верхняя мужская одежда состояла из нескольких разновидностей: камзол (бешпент) из черной хлопчатобумажной или шерстяной материи, на подкладке (астара); покрой - облегающий, со швами на плечах, распашной, с отворотами и прорезными петлями для застежки; рукав длинный, сужающийся книзу, с выкройной проймой. Появление данного вида выкройной одежды (и в мужском, и в женском костюме), относят

к концу XIX в. [4, с. 7]. Широкое распространение он получил к 30-м годам XX в. [5, с. 276].

Обязательной одеждой при выходе из дома были халаты шапан и шекпен. Первый являлся обязательной принадлежностью любого комплекса мужской одежды. По покрою халат каракалпаков мало отличался от халата узбеков центральных районов Узбекистана: широкий, на раскошенных боковинах посередине проходит прямой шов, образуя снизу разрезы; рукава из поперечных (обычно 3) кусков ткани, под каждым рукавом вшивалась ромбовидная ластовица (ушкул); воротник стоячий, спереди переходящий в прилегающий; цвет и рисунок употреблявшейся здесь лощеной материи, а также манера стегать халаты мелкими стежками вдоль узких полосок рисунка придавали каракалпакским ша-панам черты своеобразия; край халатов обшивался узкой плетеной тесьмой (жиек) [3, с. 70].

Шапаны были стеганые (сырылган) и нестеганые (сырылмаган). Для взрослых мужчин они изготовлялись из хлопчатобумажных, а для молодых - из шелковых и полушелковых тканей. Халаты молодых мужчин шились из более ярких (зеленых, бордовых) тканей в полоску; они не имели карманов и пуговиц; воротник обычно простегивался, оторачивался плетеной тесьмой, образуя у груди два выступа - жиек жага (рис. 1).

Обычно шекпен надевали для защиты от пыли, дождя, снега; изготовлялся он из верблюжьей шерсти, поэтому его еще назвали жун (шерстяной) шекпен, шал (грубошерстный) шекпен; сшитый из светло-коричневой ткани шекпен носили молодые мужчины, а из белой - старики; шились они по тому же покрою, что и шапаны, но несколько шире, т.к. шекпен надевался поверх нескольких одежд; в рукаве, под мышкой, всегда оставлялось прорезное, обшитое кантом, отверстие; нижняя сторона бортов шекпен и края полов вдоль разреза обшивались шелковой полосой из плотного яркого пестрого адраса пашшайы (местная шелковая или полушелковая ткань); воротник стоячий, простроченный; рукав прямой, длинный, вшитый под прямым углом [3, с. 67, 68].

Аналогичные халаты с тем же названием были распространены у киргизов (чекпен), туркмен (чекмен), казахов (шекпен), таджиков (чак-ман), башкир (секмен) и других народов. Такое единство формы и названия этого вида одежды у ряда народов говорит о его древности [6, с. 51].

Для зимнего времени существовали следующие виды одежды: стеганные тонким слоем ваты

Рис. 1. Традиционный мужской костюм из коллекции Государственного краеведческого музея Республики Каракалпакстан (ГКМРК). Автор М.А. Карлыбаев, 2013 год.

камзолы (гумпей - гуппи), брюки (сым), стеганые или кожаные брюки (шалбар) и различного рода шубы.

Шуба из овчины (тон, сенсен тон или по-стын) шилась мехом внутрь из шкур барашков. Покрой тон был аналогичен покрою шапан. Наружная гладкая сторона овчиной шубы окрашивалась в серо-желтый цвет и отделывалась неширокой красной полосой вокруг. В виде украшения на спине чуть ниже ворота помещался небольшой, вышитый или окрашенный, треугольник красного цвета. Т.А. Жданко по этому поводу отмечает: "Можно думать, что происхождение этого обычая связано с верованиями, ныне уже забытыми, что треугольник исполнял роль амулета" [7, с. 478].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На изготовление одного тон обычно употреблялось 6-8 шкурок барана. Это должны были быть шкуры ягнят, не подвергавшихся стрижке. Позволить себе тон могли люди состоятельные. Недаром в народе сложилась поговорка: Той тонлыныки, хайт атлыныки («Праздник для того, у кого есть шуба, хайт для того, у кого есть лошадь») [8, с. 56].

Наиболее ярко благосостояние мужчины проявлялось в поясах. Для подпоясывания каракалпаки использовали ремни, кушаки из ткани или

платка (белбеу). Кушак, изготовлявшийся из шелковых тканей, назывался тYрме или мздели. Существовали тканые пояса (пота белбеу). Их ширина достигала 5-7 см, длина - 1,5-2 м. Носили еще широкие пояса (цамары белбеу) из яловой кожи, иногда с подкладкой из бязи. Их украшали крупными металлическими узорными бляхами (цас, бзнт). О дороговизне этого пояса можно судить со слов информанта К. Кудайбергенова: «... мой отец заказал для меня цамары белбеу. Мастер ювелир изготовил пояс. Стоимость его равнялась стоимости четырех коров» [3, с. 72].

Большой интерес представляют старинные пояса (цайыс) с комплексом подвесок. В комплекс предметов каракалпакского цайыс входили цынап (ножны с ножом), шацша (табакерка из рога для жевательного табака), шай цалта (мешок с чаем), шыныцап (футляр для чайника и пиалки), темеки цалта (мешок для табака).

Головной убор каракалпаков состоял из мягкой тюбетейки (тацыя), большой шапки (швгирме или цураш), меховых шапок (малахай, Yшцулац) и др.

Основным головным убором мужчин был швгирме, который изготавливали из черного, реже коричневого, меха каракулевой породы овец в возрасте от одного до трех месяцев. Он имел форму невысокого усеченного конуса, обращенного широким основанием вверх.

М.В. Горелик, изучая среднеазиатские миниатюры, отмечает, что на них преобладают шапки из мерлушки, довольно большие с округлой макушкой, которая часто сгибается на сторону, назад или вперед, иногда вдавливается. Шапки изготовлены из серой или черной смушки либо из какого-нибудь короткошерстного меха. В XV в. мерлушковая шапка получила широкое распространение и встречается на среднеазиатских миниатюрах [9, с. 42].

Мужская обувь каракалпаков конца XIX - начала XXX вв. не отличалась какими-либо своеобразными чертами. Летом мужчины носили кожаные калоши на босую ногу (геуиш), в зимнее время - сапоги (етик) с теплыми войлочными чулками (пайпац). Среди городского населения уже в 20-30 годы получила широкое распространение фабричная обувь - ботинки всех видов и резиновые калоши. Каракалпаки носили сапоги из белой кожи с загнутыми носками (ацпушта), которые встречались ещё в конце XIX в. под названием байкем.

На протяжении XX века традиционный костюм, особенно мужской, подвергался значительным изменениям. К 1920-30 гг. в результате

социальных, промышленных и культурных воздействий этнические особенности в мужской одежде каракалпаков стали нивелироваться. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой европейского кроя.

К середине XX века вырабатывается новый тип национального костюма, сочетающего элементы традиционной каракалпакской и современной одежды городского типа. Этот процесс особенно ярко проявляется в мужском костюме. Среди мужской части каракалпакского населения широко распространено было ношение костюмов городского образца из шерстяной или плотной хлопчатобумажной ткани. С таким костюмом носили рубаху традиционного покроя с горизонтальным разрезом ворота, на голову надевали швгирме. В то же время широким распространением пользуются современные шляпы, фуражки, кепи, а также шапки-ушанки (цулацшын), отделанные каракулем. Поверх современного европейского костюма нередко надевали бешпент традиционного покроя, но с измененной формой воротника.

Костюм середины прошлого столетия хорошо представлен на фотографиях, произведенных в те годы. Фотокадры, хранящиеся в архиве отдела этнографии и библиотеке Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, являются наглядными свидетельствами того, как происходила смена традиционного костюма европейскими образцами [10]. На снимке из Кунградско-го района изображен пожилой мужчина, одетый в белую рубаху с вертикальным разрезом. Ворот рубахи отложной. Разрез отделан небольшим узором. Штаны свободные, фабричного производства, из темной ткани в мелкую полоску. Поверх рубахи надет черный в серую полоску однобортный пиджак с отложным воротником. На голове шапка с оторочкой из каракуля. Верх не виден, но, скорее всего, тканевый [10, фото № 61].

Ценным в плане изучения одежды является и альбом историко-этнографической экспедиции, происходившей в Муйнакском районе. На снимках, произведенных во время экспедиционных работ, мы видим молодого человека; он одет в белую рубаху с воротником стойка, разрез ворота вертикальный, чуть ниже уровня груди ворот застегивается на пуговицы. Брюки фабричные, широкие, с отворотами в нижней части брючин. На голове тюбетейка. Рядом находится мужчина в темной рубахе с отложным треугольным воротником. Брюки широкие. На голове кепи [10, фото № 4].

Эти кадры являются наглядными образцами того, как происходила трансформация традиционного каракалпакского костюма. На них воочию можно увидеть, как наряду с традиционной одеждой в каракалпакский быт стремительно проникали европейские формы одежды.

Со второй половины XX в. сначала городские мужчины, затем и сельские, стали носить пальто и плащи фабричного производства. В этот же период в моду вошли джемперы из шерсти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1970-х гг. мужчины, особенно молодые, носили брюки клеш и нейлоновые рубахи с широким воротником. К 1980-м годам прочное место в комплексе мужской одежды заняли джинсы и брюки из шерсти, а также сорочки из хлопчатобумажных тканей и трикотажа. К этому времени воротники рубашек стали значительно уже. В начале 1990-х стало модно носить спортивную одежду.

К концу XX века в Каракалпакстане все мужчины в основном носили одежду европейских образцов. Но традиционные головные уборы (тюбетейки) и халаты (шапаны) не перестают носить и по сей день. К тому же к концу XX века наметилась тенденция к возрождению традиционных видов одежды (рис. 2). Все чаще на разнообразных торжествах можно встретить мужчин, одетых в традиционную одежду.

Рис. 2. Сценический костюм с использованием традиционных элементов. Автор М.А. Карлыбаев, 2013 год.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. - М: Наука, 1979. - С. 77-103.

2. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX - начало XX в.). - М: Наука, 1982. - 142 с.

3. Этнография каракалпаков (материалы и исследования). - Ташкент: ФАН, 1980. - 205 с.

4. Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М: Наука, 1989. - С. 5-38.

5. Садыкова С.Н. Традиционная одежда // Узбеки. - М: Наука, 2011. - С. 264-304.

6. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда XIX - начала XX века. - Алма-ата: Наука, 1964. - 176 с.

7. Жданко Т.А. Каракалпаки Хорезмского оазиса // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. - Т. 1. - М: Наука, 1952. - С. 461-567.

8. Айымбетов Ц. Х,алк; даналыгы (вткен кунлер-ден елеслер). - Некис: Кдракалпакстан, 1988. - 490 б. [Айымбетов К. Народная мудрость (Незабытое из прошлого). - Нукус: Каракалпакстан, 1988. - 490 с.].

9. Горелик М.В. Ближневосточная миниатюра XII-XIII вв. как этнографический источник (опыт изучения мужского костюма) // Советская этнография, 1972. - № 2. - С. 37-50.

10. Архив отдела этнографии. Фотоальбомы «Кун-градский этнографический отряд Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской ССР». - Нукус, 231 фотография; «Историко-этнографическая экспедиция в Муйнакский район ККАССР», 1958 год. - Нукус, 79 фотографий.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sukhareva, O.A. Opyt analiza pokroev traditsion-noy «tunikoobraznoy» sredneaziatskoy odezhdy v plane ikh istorii i evolyutsii [Experience of analyzing the traditional "tunic shaped" Central Asian clothing in terms of its history and evolution]. In Kostyum narodov Sredney Azii [Costume of the people of Central Asia]. Moscow, Nauka, 1979, pp. 77-103 (In Russ.).

2. Sukhareva, O.A. Istoriya sredneaziatskogo kostyu-ma. Samarkand (vtoraya polovina XIX- nachalo XX v.).

[The history of Central Asian costume. Samarkand (second half of 19 - early 20 century)]. Moscow, Nauka, 1982, 142 p. (In Russ.).

3. Etnografiya karakalpakov (materialy i issledo-vaniya) [Ethnography of Karakalpaks (materials and research)]. Tashkent, Fan, 1980, 205 p. (In Russ.).

4. Lobacheva, N.P. O nekotorykh chertakh regional'noy obshchnosti v traditsionnom kostyume narodov Sredney Azii i Kazakhstana [About some features of the regional commonness in the traditional costume of the peoples of Central Asia and Kazakhstan]. In Traditsion-naya odezhda narodov Sredney Azii i Kazakhstana [Traditional clothes of the peoples of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow, Nauka, 1989, pp. 5-38 (In Russ.).

5. Sadykova, S.N. Traditsionnaya odezhda [Traditional clothing]. In Uzbeki. Moscow, Nauka, 2011, pp. 264-304 (In Russ.).

6. Zakharova, I.V., Khodzhaeva, R.D. Kazakhskaya natsional'naya odezhda XIX- nachala XX veka [Kazakh traditional clothing of XIX - beginning of XX century]. Alma-Ata, Nauka, 1964, 176 p. (In Russ.).

7. Zhdanko, T.A. Karakalpaki Khorezmskogo oazisa [Karakalpaks of the Khorezm oasis]. In Trudy Khorezmskoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii [Transactions of the Khorezm archaelogical and ethnographic expedition]. Vol. I. Moscow, Nauka, 1952, pp. 461-567 (In Russ.).

8. Ayymbetov, Q. Narodnaja mudrost' (Nezabytoe iz proshlogo) [Folk wisdom (The unforgotten from the past)]. Nokis, Karakalpakstan, 1988, 490 p. (In Karakalpak).

9. Gorelik, M.V. Blizhnevostochnaya miniatyura XII-XIII vv. kak etnograficheskiy istochnik (opyt izucheniya muzhskogo kostyuma) [Near Eastern miniature of XII-XIII centuries as an ethnographic source (experience of study of the male costume)]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1972, no. 2, pp. 37-50 (In Russ.).

10. Arkhiv otdela etnografii. Fotoal'bomy «Kungradskij etnograficheskij otrjad Instituta istorii, jazyka i literatury Karakalpakskogofiliala Akademii nauk Uzbekskoj SSR». - Nukus, 231 fotografija; «Istoriko-etnograficheskaja ekspedicija v Mujnakskij rajon KKASSR», 1958 god. - Nukus, 79 fotografij [Archives of the Department of Ethnography. Photo Album "Kungrad ethnographic division of the Institute of History, Language and Literature of Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Uzbek Soviet Socialist Republic", Nukus, 231 photos; "Historical and ethnographical expedition to Muynak district of the Karakalpak Autonomous Soviet Socialist Republic", 1958, Nukus, 79 photos].