Научная статья на тему 'Национальный костюм как важнейший знак определенной культурно-исторической формации'

Национальный костюм как важнейший знак определенной культурно-исторической формации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2383
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / NATIONAL COSTUME / ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ОДЕЖДА / ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ / FUNCTIONS OF CLOTHES / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / WOMAN'S AND MAN'S CLOTHES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жиенбекова Айнур Абрахмановна

В статье проанализирована проблема бытийной идентификации казахской национальной одежды, в частности мужского и женского костюма, как гармонии традиций и инноваций в этнокультуре; синтез двух начал человеческой культуры определен как парадигма современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of life identification of Kazakh national clothes particularly man’s and woman’s costumes as harmony of traditions and innovations in ethnoculture: synthesis of two beginnings of human culture is defined as a paradigm of modern civilization.

Текст научной работы на тему «Национальный костюм как важнейший знак определенной культурно-исторической формации»

8. Поканинова, Е. Б. Межконфессиональное пространство в Российской Федерации: история и современность : монография / Е.Б. Поканинова. - Элиста: ЗАОр «НПП» Джангар», 2009.

9. Рагузин, В. Н. Этнонациональное и религиозное сознание граждан России: проблемы и взаимосвязи / В.Н. Рагузин // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы различия : [материалы межрегиональной научно-практической конференции]. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002.

10. Уланов, М. С. Буддизм в контексте глобализации / М.С. Уланов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2007. - №1-2 (38-39).

11. Ханбабаев, К. М. Религиозный фактор в процессах миротворчества и народной дипломатии на Северном Кавказе / К.М. Ханбабаев. - Махачкала, 2003.

12. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1991.

13. Liu Mau-Tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichtebder Ost-Türken (T'u-küe). Bd.I-II. Wiesbaden.195.

АЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЗНАК ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ

А. А. Жиенбекова

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан

В статье проанализирована проблема бытийной идентификации казахской национальной одежды, в частности мужского и женского костюма, как гармонии традиций и инноваций в этнокультуре; синтез двух начал человеческой культуры определен как парадигма современной цивилизации. Ключевые слова: народный костюм, женская и мужская одежда, функции одежды, национальная культура, цивилизация

The problem of life identification of Kazakh national clothes particularly man's and woman's costumes as harmony of traditions and innovations in ethnoculture: synthesis of two beginnings of human culture is defined as a paradigm of modern civilization.

Key words: national costume, woman's and man's clothes, functions of clothes, national culture, civilization.

Справедливо утверждение, что «...если бы исчезло все и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох» (6). Для специалиста строение костюма дает больше информации о характере, обычаях, образе мыслей и поведения человека, чем строение его лба, носа, лица или подбородка, имеющие в конечном счете случайное значение. Костюм можно рассматри-

вать как визуальную проекцию всех аспектов социального, материального, технического уровня развития общества. Но если сравнивать костюм с другими объектами прикладного искусства, то станет очевидно, что он в наибольшей мере связан непосредственно с образом человека, с его мировоззрением, с его образом действий. Костюм выражает индивидуальность человека определенной этнической или социальной группы. Поэтому костюм является

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 83-87 83

И

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

важным элементом любой культурной системы, любого исторического типа цивилизации. Вот как описывает традиционный казахский костюм А.А. Диваев в работе «Этнографическое жизнеописание казахов» (1) в разделе «Одежда и украшения киргиз Казалинского уезда»:

1. Мужчины и зимой и летом носят рубаху из одной и той же материи - коленкора, очень широкую и длинную, доходящую почти до колен; рукава до кисти руки, воротник отложной, застегивается на одной пуговице или завязывается. Цвет рубахи исключительно белый. Штаны того же материала, того же цвета, тоже очень широкие, но не очень длинные; доходят до щиколотки, сверху на поясе собираются на «бау» (гашник) и завязываются. Рубаха (койлек), штаны (дамбал). Дома и на работе летом голову завязывают белым платком, на дорогу летом надевают войлочные шляпы - калпак, а зимою - тумак, закрывающий уши и спускающийся на спину: сверху покрывается какой-либо материей, а более состоятельные киргизы - суконной материей или бархатом. Они подбиты мехом бараньим, а у более богатых лисьим; кроме того, иногда бывают простеганы шерстью. Шляпы и тумак у богатых бывают расшиты позументами - зер. Киргизы носят ичиги с калошами-мас-кебе и чиш-мас, калош-кебе. Зимою носят большие сапоги сверху ичигов, причем сапоги бывают с войлочными чулками - кииз байпак. Сверху рубахи и штанов надевают шаровары и бешметы. Шаровары такого же покроя как и штаны, но только из другой материи. Обыкновенно бешмет и шалбар шьются из одной материи - бумажной, а богатые -шерстяной и суконной. Поверх всего этого надевают хивинский халат, называемый шапан, или же вроде стеганый халат, называемый жадагай, иногда «сартовский» халат не стеганый. На бешмете бывают серебряные застежки и у большинства обыкновенные пуговицы. Все одежды застегиваются на правую сторону, застегиваться же на левую считается грехом; обычно говорят «русский ли ты, что застегиваешься наоборот?». Сверху халата носят широкие поя-

са из бархата или выделанной кожи, разукрашенной в виде блях, колец и т.д.; серебряный шелковый кушак (торма бельбау). Преобладает черный цвет верхней одежды, кроме халата, который имеет разные цвета: хивинский - красный, сартовский - бухарский белый с черными полосками и т.д. Зимой носят (поверх бешмета или халата) купе из бараньей шерсти жабаги. Купе имеет форму халата, низ из жабаги, а верх покрывается какой-либо материей, обыкновенно чекменем, а иногда бархатом. Из бараньей шкуры делаются меховые шаровары и тулупы. Различия между праздничной и будничной одеждой нет.

2. Женская одежда. Женщины носят рубаху и штаны такого же покроя как мужчины, только рубаха у женщин длинная, доходящая до щиколотки (одинаковый покрой как у женщин, так у девушек и старух). Сверх рубахи надевается коротенький бешмет без рукавов - называется камзол. В торжественных случаях надевают шелковый халат - батчай шапан. Девушки носят на голове красивый платок кызыл орамал, охватывая им голову и завязывая на затылке, так что длинные концы спускаются на спину. Платок обшивается бахромой. Молодухи носят белый платок, завязывая его под подбородком, или же надевают жа-улык - длинный кусок белой материи (коленкор или шелк), обматывают сначала вокруг головы под подбородком, а потом в виде тюрбана. Волосы заплетаются в косы. Девушки заплетают от 8-14 и более кос, а женщины - 2-4. В косы вплетается лента или шнурок - шашбау, к которому прикрепляются серебряные монеты. Женщины соединяют концы кос, а девушки нет.

Казахский народный костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений (1).

Одежда, ее геометрия, формы могут выражать сложнейшие философские идеи.

Костюм отражает серьезные перемены в развития общества и культуры, он может быть охарактеризован как кристаллизация самых выразительных черт времени. Но, пожалуй, самым важным фактором, определяющим образ и форму костюма, является фигура человеческого тела с ее изгибами, осанкой и т.д. В конечном счете именно фигура обусловливает и характер форм костюма, и расположение его элементов, и цвет, и детали. Например, естественной постановке фигуры в эпоху итальянского Возрождения (XIV-XV века) соответствуют свободно свисающие, струящиеся складки одежды, мягкие рукава, слегка обозначенная, незатянутая талия. В противовес этому образу возникает костюм периода испанского Возрождения XVI века с его панцирными формами, с острым лифом, клином опускающимся на живот. Тот или иной исторический тип костюма всегда связан с образом или типом человека, с его фигурой, с контурами его телесности, меняющимися вследствие исторических перемен. Он всегда связан с господствующим в то или иное историческое время стилем, обычаями, традициями, коренящимися в глубинных слоях культуры. Как правило, даже название костюма несет в себе указание на эти культурно-исторические признаки, например, женский костюм эпохи Французской революции, костюм эпохи бидермейер, ампир, костюм джентльмена из деловых кругов.

Исходя из раскрытого таким образом различия между костюмом и одеждой, следует перейти к характеристике их функций. Основные функции одежды - защитная (включая и физическую, и символическую защиту) и утилитарная. Одежда всегда связана с какой-либо разновидностью практической деятельности человека, она имеет вполне определенное предназначение и в конечном счете всегда помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру. Казахский народный костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров. Любой предмет одежды - это вещь,

которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Разумеется, одежда имеет и эстетическую функцию, она, помимо всего прочего, должна украшать человека. Как и любая вещь, одежда основывается на неразрывной связи красоты и пользы.

Что касается костюма, то он выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарную. Предметно и конкретный вид костюма и какая-то определенная разновидность одежды могут совпадать друг с другом. Различие между костюмом и одеждой может быть понято и через те функции, которые одежда или костюм выполняют. Если мы имеем в виду в первую очередь утилитарные функции, то речь идет об одежде. Если же на первый план выходят символические функции, а утилитарные отходят на второй, то перед нами уже не одежда, а костюм. Действительно, важнейшая функция костюма - знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, о религиозных убеждениях, об эстетическом вкусе и т.д. Поэтому, как правило, при описании функции костюма обычно прибегают к сравнительно длинному их перечню. В специальной литературе (2, с. 6-7) обычно выделяется следующий ряд функций костюма:

1. Магическая, которая предполагает органичное включение костюма в мистический ритуал. Между целями и формами ритуала существует не только символическое соответствие, но сами элементы костюма выполняют отводящуюся им магическую роль.

2. Возрастная, когда костюм указывает или, наоборот, скрывает возраст человека. В традиционных обществах костюм чаще всего четко определял возраст человека, и какой-то его определенный элемент, например цвет одежды, цвет головного убора в девичьем казахском женском традиционном костюме, служил для этой цели специальным знаком. В одежде девушек преобладал красный цвет. Это отмечено и в казахской пословице «Кыздьщ кeзi кызылда»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

(глаза девушки устремлены на красное).

3. Социально-половая - практически любой традиционный костюм указывает не только на пол человека, но и на его семейное положение. Например, по женскому костюму почти всегда можно было определить, незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В традиционном обществе попытки носить не соответствующую социально-половому статусу одежду строго пресекались. Например, головные уборы казашек, так же как и женщин многих других народов, помимо назначения служить защитой головы, являлась еще своего рода указателем семейного положения женщины. Изменения в социальном положении отмечается изменением прически, головного убора, украшений. Девичий головной убор «берш» сменяется свадебным головным убором «сэукеле» - высокой шапкой в форме усеченного конуса, богато украшенной серебром, жемчугом, раковинами каури. Современный казахский костюм, динамика его развития основывается на данной традиции, включая определенные региональные особенности одежды.

4. Сословная - костюм обозначает принадлежность человека и его социальный статус. В Национальном Государственном музее Республики Казахстан в коллекциях по Западному Казахстану и бывшей Актюбинской губернии богато представлена парадная женская и частично мужская одежда, сшитая из дорогих сортов бархата, шелка, обильно украшенная золотым шитьем, а головные уборы - серебряными узорными бляхами, камнями, перьями филина и коралловыми бусами. Это одежда казахской феодально-родовой знати - ханов, султанов, биев и баев. Простые люди, среди которых было много бедняков, довольствовались одеждой, сшитой в основном из домотканой шерстяной материи - шекпень, мешковины, шкур и кожи животных. О статусе одежды свидетельствует подлинный костюм ханши Фатьмы - жены хана Букеевской орды Джангира. Костюм состоит из длинного широкого платья из серебряной парчи, туникообразного по-

кроя и бархатного темно-красного бешмета с короткими рукавами, сшитого в талию и обильно украшенного золотым шитьем. Датируется он сороковыми годами XIX века (5). Хотя в современной культуре эта функция костюма и не исчезла, можно утверждать, что она действует уже не столь строго, как в сословном обществе. Г. Зиммель именно с этой функцией связывает феномен моды, в основе которого лежит доминатный для современной культуры процесс релятивизации культурных ценностей. Феномен моды возникает тогда, когда сословные, классовые, групповые перегородки в обществе еще достаточно сильны, но в то же время появляется возможность для представителей низших слоев общества занять более высокое положение, и наоборот. Мода возникает как стремление человека посредством костюма повысить свой социальный статус, выдать себя за представителя более высокого социального класса (4).

5. Профессиональная - костюм может указывать на род занятий человека, на принадлежность его к определенной профессиональной среде. Особенно сильно эта функция костюма была выражена в середине века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские профессора), члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функции проявляется лишь в рабочей униформе, хотя при желании так называемый деловой стиль в одежде также можно связать с профессиональными признаками костюма.

6. Региональная - костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Например, в конце XIX - начале XX века существовали местные особенности в украшении женских камзолов. В Южном Казахстане ворот и линию талии обшивали серебряными монетками, висящими на цепочках из крупного бисера Иногда по талии пришивали крупные круглые се-

ребряные бляшки (тана) и позумент, а ворот украшали мелкими кусочками серебра (шытра). В Семиречье камзол обшивали позументом, а ворот и талию - монетками, расположенными в один-два ряда. Украшения позументом в виде просто лент и лент с бахромой, пришиваемых по краям камзола и на талии были распространены в западном, Восточном и Центральном Казахстане. На севере весь камзол расшивали серебряными монетками, которые располагали продольными рядами сверху вниз на бортах, спинке и по краю подола, а сзади - в два-три ряда по талии.

7. Религиозная - в традиционных обществах костюм мог не только обозначать принадлежность человека к определенной религиозной конфессии, но и указывать на его положение в соответствующей клерикальной или иной иерархии. Белого цвета была одежда у служителей ислама -ишанов. «Ишаны носят длинные белые рубахи, незастегнутый бешмет и сартовский халат. На голову надевают белую чалму больших размеров, - отмечает этнограф А.А. Диваев (1).

8. Эстетическая - костюм способен выражать как индивидуальные эстетические вкусы и предпочтения человека, так и об-

щие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал определенного общества.

Можно заметить, что все данные функции, за исключением последней - эстетической, могут играть как прагматическую, собственно утилитарную, так и символическую роль. Действительно, например, магия имеет как свою символику, так и прагматику, связанную с тем, что в древних обществах магия занимает важное место в системе практической деятельности. Поэтому символическими функциями могут быть названы все из вышеприведенного ряда, включая защитную и утилитарную функции одежды.

Классификация символических функций костюма может быть построена и на ином принципе. За критерий различия можно принять не специфику практической деятельности человека, как это сделано выше, а качественное своеобразие символа. Каждый тип символа может, тем или иным образом проявляясь в культуре, выполнять в силу свой специфики особую функцию. С этой точки зрения вопрос о том, является ли носителем той или иной символической функции костюм или иной феномен культуры, становится второстепенным.

Примечания

1. Диваев, А. А. Этнографическое жизнеописание казахов / А.А. Диваев // Байтанаев А.А. Диваев: очерк жизни и деятельности. - Шымкент Алматы, 2004. - С. 212-214.

2. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды: Мастерство / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001.

3. Захарова, И. В. Материалы и исследования по этнографии казахского народа / И.В. Захарова, У.Д. Ходжаева. - Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963. - 188 с.

4. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель // Избр. философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - Т.1. - С. 494-516.

5. Калыбекова, А. А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов / А.А. Калыбекова. - Алматы: БАУР, 2005. - 200 с.

6. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. - 241 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.