Научная статья на тему 'Мужской костюм восточнославянского населения Кубани: от традиции к европеизации (конец XIX начало XX В. )'

Мужской костюм восточнославянского населения Кубани: от традиции к европеизации (конец XIX начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TRADITIONAL CLOTHING / EUROPEAN SUIT / TRANSFORMATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапова Марина Владимировна

В статье на основе значительного массива источников анализируются процессы трансформации и модернизации традиционной одежды восточнославянского населения Кубанской области. Выделены и рассмотрены в диахронии основные компоненты общегородского (европейского) костюма и степень их воздействия на казачий и крестьянский традиционный костюм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MALE COSTUME OF EASTERN SLAVIC NATIONS IN KUBAN: FROM TRADITION TO EUROPEANIZATION (LATE 19TH EARLY 20THCENTURIES)

Basing on a wide range of sources the article deals with processes of transformation and modernization of the Eastern-Slavic traditional clothing in the Kuban Region. The author considers diachronic development of the basic components of the citified (European) suit and the way it influenced Cossack and peasant traditional costume.

Текст научной работы на тему «Мужской костюм восточнославянского населения Кубани: от традиции к европеизации (конец XIX начало XX В. )»

УДК 930.85 : 391.1 Шарапова Марина Владимировна

соискатель Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]

МУЖСКОЙ КОСТЮМ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ:

ОТ ТРАДИЦИИ К ЕВРОПЕИЗАЦИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

Sharapova Marina Vladimirovna PhD applicant,

Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]

MALE COSTUME OF EASTERN SLAVIC NATIONS IN KUBAN: FROM TRADITION TO EUROPEANIZATION (LATE 19TH - EARLY 20THCENTURIES)

Аннотация:

В статье на основе значительного массива источников анализируются процессы трансформации и модернизации традиционной одежды восточнославянского населения Кубанской области. Выделены и рассмотрены в диахронии основные компоненты общегородского (европейского) костюма и степень их воздействия на казачий и крестьянский традиционный костюм.

Ключевые слова:

традиционная одежда, европейский костюм, трансформация, модернизация.

Summary:

Basing on a wide range of sources the article deals with processes of transformation and modernization of the Eastern-Slavic traditional clothing in the Kuban Region. The author considers diachronic development of the basic components of the citified (European) suit and the way it influenced Cossack and peasant traditional costume.

Keywords:

traditional clothing, European suit, transformation, modernization.

Народный костюм - это система взаимосвязанных элементов, соответственно изменения и нововведения даже в одном из них часто ведут к перестройке всей системы. В фокусе данного исследования оказывается не традиционный казачий костюм, о котором имеется достаточное количество публикаций различного характера, а общегородские формы одежды, рассматриваемые в большинстве случаев как «чужеродные» формы в «изопрагмах» традиционных комплексов одежды. Источниковую базу статьи составили документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) и материалы периодической печати: сыскные статьи, объявления «о розыске преступников и похищенного» etc.

В конце XIX - начале XX в. среди всех сословий широко распространяются общегородские (европейские) формы одежды: пиджак, брюки, жилет, жакет, пальто. Заведующий Чамлык-ским двухклассным училищем Е.П. Рясинский писал в 1904 г.: «...среди населения в последнее время наблюдается стремление менять присвоенную казачью форму на вольную - штатскую: «спиджак», тужурка, рубашка с поясом с бахромою на концах, вот одеяние настоящей казачьей молодежи. Очевидно, явление это есть продукт влияния пришлого населения, как например, в станице Чамлыкской, преобладает количественно над казаками» [1]. С ним солидаризуется и заведующий Хадыженским двухклассным станичным училищем Г.С. Сирота: «До 1908 года в жизни казаков было мало изменений. Казак любил свою одежду (бешмет и черкеску) и носил ее с гордостью. Теперь же многие завели мещанские пиджаки, офицерского покроя тужурки, пальто и прочее - бешмет и черкеска вытесняются» [2]. В начале 1910-х, по свидетельству И.Ф. Миронова, многие казаки носили «городовыцку» одежду, а «чекмень, балахон надевали только идя в станичное правление» [3, с. 25]. На «склонность, проявляющуюся все более и более среди казацкого населения к замене своего родного костюма - обыкновенным городским платьем», еще раньше отметила в своем исследовании С.И. Давыдова [4, т. 1, с. 123].

В «Кубанских областных ведомостях» 1880-х мелькают объявления о розыске казаков той или иной станицы, с указанием их примет. Послойное описание одежды заменяется фразеологизмом, представленным несколькими вариантами: «в мещанской одежде», «в цивильном костюме / одежде», «в штатском платье» [5]. Иногда встречаются и расширенные описания: «одевается щеголевато в мещанскую одежду и носит высокие сапоги»; «одет в серый ситцевый пиджак, брюки черные суконные, картуз серый греческий» [6]. Иногородние (крестьяне, отставные солдаты) еще раньше переходят на городские формы одежды («одевается в мещанский костюм» / «помещански»), что прослеживается при анализе всего корпуса источников.

Мужской костюм - двойка (пиджачная пара, сюртучная пара) и тройка все более утверждается в статусе не только выходной, но и повседневной одежды. Костюм представлен несколькими

вариантами: с пиджаком, с жакетом, с сюртуком и с визиткой (брюки+жилет) [7]. При пиджачных костюмах обычно носили жилеты из того же материала, что и костюм, с сюртуками и визитками - штучные, изготовленные из другого материала. Наибольшей популярностью пользовался пиджачный костюм - с жилетом и без него. В 1860-х в европейской моде приталенный пиджак классического стиля становится частью пиджачного костюма (для неофициальной обстановки), состоявшего из брюк, жилета и пиджака, сшитых из одной ткани [8, с. 173-174].

В крестьянском быту пиджаки появились в последней трети XIX в. как модная городская одежда. Во многих деревнях и пригородах их надевали с рубахой-косовороткой, выпущенной поверх брюк городского покроя, и с поясом [9, с. 212-213]. В конце 1890-х в «Кубанских ведомостях» встречаются объявления о розыске крестьян, выходцев из разных губерний России (Курская, Рязанская, Полтавская), одетых в пиджачную пару или пиджачный костюм, иногда в комплекте с жилетом [10]. В первой трети ХХ в. «пиджачная пара» получила широкое распространение среди русского населения европейской части России, вытеснив большую часть одежд предыдущего столетия. Однако этот процесс начался значительно раньше и протекал довольно интенсивно.

Пиджаки кроили однобортными и двубортными, приталенными или прямыми, длиной до середины бедра или чуть ниже, с длинными рукавами и отложным воротником, прорезными или накладными карманами. Некоторые иногородние в подражание красочному военизированному костюму казаков шили себе пиджак городского покроя с двумя рядами металлических пуговиц и красными петлицами [11, с. 155].

Сюртук (сертук) - верхняя мужская одежда типа легкого пальто, со стояче-отложным воротником, с полами до колен или чуть выше, одно- или двубортный появился в России в первое десятилетие XIX в. В 1850-е сюртуки разделяются на три категории: уличный сюртук для прогулок, обычно двубортный, из темного сукна; более короткий, однобортный в талию; двубортный и однобортный жакет [12, с. 235-236]. В это же время в моду прочно входят сюртуки черного и серого цветов, но в следующее десятилетие вытесняются пиджаком [13, с. 245, 252]. По мере просачивания сюртука в народную (крестьянскую) среду создаются не только дешевые копии европейских форм, но и их «гибридные» варианты: зипуны, поддевки и полушубки «сюртучного покроя».

Сюртуки шили из фабричного сукна и суконного трико, шерсти, твина, драпа, камлота, байки, парусины, обычно на подкладке, с тремя-четырьмя пуговицами, расположенными по борту и сзади по линии талии, по бокам разреза; карманы делали внутри фалд. Грудь и спинку сюртуков подбивали для тепла тонким слоем ваты или шерстяных очесов. В качестве верхней одежды для улицы сюртук встречается в описаниях «примет» иногородних. Крестьяне носили его и в комплексе с традиционными видами верхней одежды (шуба), головными уборами, обувью [14].

Жакет (жикет) - верхняя мужская одежда, вошедшая в моду в 1850-1870-е, разновидность сюртука с открытой грудью, лацканами и сильно закругленными полами [15, с. 92]. Жакеты шились из разнообразных модных тканей облегающего и свободного кроя, длинными и короткими, однобортными и двубортными. Наиболее распространены были однобортные жакеты из клетчатой материи с простеганными или обшитыми тесьмой бортами. В 1860-е гг. появляются жакеты, по крою напоминающие куртки. В источниках жакеты дифференцируются на: осенний, теплый (ватный) и летний (холодный) [16]. Жакет надевали поверх рубахи, жилета или другого жакета.

Другая разновидность сюртука - визитка, однобортная, с низкой отрезной талией и закругленными полами (фалдами), срезанными от середины переда, была распространена в Европе, в России ее носили редко, в основном работники банков, магазинов, врачи, адвокаты etc. В модифицированном виде она просачивается и в крестьянскую среду под названием «жакетка» (жокетка, жекетка). Последний термин и его фонетические вариации фиксируют тексты того времени. Термин «визитка» встречается в документах крайне редко. В декабре 1901 г. в юрте станицы Исправной был обнаружен труп неизвестного звания мужчины, одетого «в сильно поношенные сероватые нанковые визитку и штаны, бумазейную красную с белым узором рубашку и сапоги». Интересно замечание очевидца: «общее впечатление, что труп принадлежит русскому крестьянину» [17]. С европейскими визитками названную одежду роднит только цвет (светлосерый), но ее эрзац репрезентирует себя в различных социальных средах, варьирует палитру цветов и ассортимент тканей, что приводит к понижению статуса (престижности) этой одежды.

Жилет (желет, желетка) представлял собой однобортную или двубортную безрукавку длиной до талии, застегивавшуюся на пуговицы. Ворот выкраивался в форме треугольника или круга по шее. Жилет носили обычно поверх рубахи, надетой навыпуск. В селах и деревнях России он появился в последней трети XIX - начале XX в. О раннем распространении этой одежды среди крестьянского населения Кубанской области свидетельствует тот факт, что в начале 1870-х жилет уже фигурировал среди предметов «обыкновенной крестьянской одежды» [18].

Аксессуарная часть мужского костюма - рубаха кроилась из фабричных тканей. Такие элементы, как манжеты с пуговицами (каменными, фаянсовыми, фарфоровыми, стеклянными), кокетки, нагрудные левосторонние планки, боковые карманчики, выстроченные стоячие воротники, манишки и накладные обшлага свидетельствуют об усложнении кроя и разнообразии фасонов мужских рубах. Под воздействием модных тенденций традиционная рубаха также претерпевает трансформацию: «одет в одну рубашку и одни штаны из белого малороссийского полотна, сверху была синяя рубашка со сборами сзади, в виде жакета» (разыскиваемый крестьянин Ольгинской волости Баталпашинского отд.) [19].

Результаты статической обработки материалов свидетельствуют о том, что приоритетное место в мужском гардеробе занимали полосатые, крапчатые и клетчатые ткани (ситец, сарпинка, бумазея). Геометрическая орнаментация хлопчатобумажных тканей строится на ритмическом чередовании белых и синих либо розово-красных полос. В 1890-х гг. рубашки в изящную голубую или розовую полоску прижились в европейской моде, их даже стали носить с фраками [20, с. 172].

Базовая часть мужского костюма - штаны (брюки, панталоны) - также подчинялась требованиям моды. Городское население носило брюки навыпуск, крестьяне, мастеровые, прибывавшие в города на заработки, заправляли брюки в сапоги [21, с. 50]. Ассортимент брючных тканей довольно широкий, но приоритетное место среди них занимала специальная костюмная ткань - шерстяное и бумажное трико (летнее и зимнее): темное одноцветное и орнаментированное (в клетку, в полоску).

С пиджачным костюмом или другими европейскими формами одежды носили сапоги, ботинки и штиблеты (штеблеты, щиблеты); головной убор составляла различных фасонов фуражка - картуз. В категориях того времени эти компоненты одежды и составляли так называемый европейский или мещанский костюм: «носит европейский костюм - жакет, фуражка с большим околышем и высокие лакированные сапоги»; «одет в черную пиджачную пару, ботинки и английскую фуражку серого цвета» [22].

Переход на городскую одежду раньше всего наметился среди иногородних. Но катализаторами этого процесса в определенной степени послужили правительственные реформы середины XIX в., «расширившие горизонты модного рынка. Любой горожанин и даже крестьянин, мигрировавший в поисках заработка, должен был приобрести городскую одежду» [23, с. 100]. Рассмотренные документы свидетельствуют, что в конце XIX - начале ХХ в. прибывавшие в поисках заработка из разных концов Российской империи крестьяне были нередко одеты в городскую одежду. Неизбежной коррозии подвергся и традиционный казачий костюмный комплекс. И хотя на кабинетных фотографиях начала ХХ в. казаки, по-прежнему эффектно репрезентируют свой костюм (платье), письменные источники различного происхождения свидетельствуют о его слабой сопротивляемости чужеродным формам.

В целом мужской костюм оказался довольно лабильным, восприимчивым к различного рода модным новациям (в материале, отделке, крое одежды, аксессуарах) и быстро пошел по пути европеизации. Не удивительно, что основной массив собранного материала по одежде приходится на модифицированные и частью урбанизированные формы. Процесс этот, безусловно, протекал неравномерно, но его поступательный и необратимый характер по пути все большей модернизации и урбанизации отчетливо проявлялся по мере приближения к fin de siècle.

Ссылки:

1. ГАКК. Ф. 670. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.

2. Сирота Г.С. Исторический очерк о 50-летии (1864-1914 гг.) населения станицы Хадыженской // Город Хадыженск и станица Кабардинская: Юбилейные историко-краеведческие очерки. Волгоград, 2004. С. 72-73.

3. Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области. 1864-1914 гг. Екатеринодар, 1914.

4. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб., 1892.

5. КОВ. 1887. № 9. Прибав. С. 1 ; КОВ. 1889. № 28. С. 2 ; КОВ. 1896. № 91. С. 2 ; № 146. С. 1 ; КОВ. 1899. № 34. С. 4 ; № 212. С. 4 ; КОВ. 1902. № 61. С. 4 ; КОВ. 1904. № 42. С. 4.

6. КОВ. 1889. № 25. С. 1 ; КОВ. 1901. № 236. С. 3.

7. КОВ. 1889. № 34. С. 6 ; № 66. С. 4 ; КОВ. 1895. № 67. С. 2 ; КОВ. 1901. № 28. С. 3 ; № 38. С. 3 ; № 92. С. 3 ; № 171.

С. 4 ; № 254. С. 3 ; КОВ. 1902. № 109. С. 3 ; КОВ. 1903. № 157. С. 4.

8. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2005.

9. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост.: Н. Соснина, И. Шангина. СПб., 1999.

10. КОВ. 1899. № 66. С. 4 ; № 155. С. 4 ; № 198. С. 4 ; КОВ. 1901. № 127. С. 3 ; № 171. С. 4 ; № 197. С. 4 ; КОВ. 1902. № 36. С. 4 ; КОВ. 1903. № 157. С. 4.

11. Кубанские станицы. М., 1967. С. 155.

12. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М., 2005.

13. Блохина И. В. Всемирная история костюма моды и стиля. Минск, 2007.

14. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 105. Л. 235 ; КОВ. 1901. № 280. С. 3 ; КОВ. 1903. № 107. С. 3 ; КОВ. 1904. № 22. С. 3.

15. Терешкович Т.А. Мода в одежде и аксессуарах: словарь-справочник. Ростов н/Д, 2008.

16. КОВ. 1902. № 242. С. 4 ; КОВ. 1910. №№ 49, 81,125.

17. КОВ. 1902. № 38. С. 4.

18. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 105. Л. 34.

19. КОВ. 1903. № 97. С. 3.

20. Нанн Дж. Указ. соч. С. 172.

21. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половины XX в. (Опыт энциклопедии). М., 1995.

22. КОВ. 1896. № 248. С. 2 ; КОВ. 1903. № 157. С. 4.

23. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917 / пер. с анг. М., 2011.

References (transliterated):

1. GAKK. F. 670. Op. 1. D. 4. L. 7.

2. Sirota G.S. Istoricheskiy ocherk o 50-letii (1864-1914 gg.) naseleniya stanitsy Khadyzhenskoy // Gorod Khadyzhensk i stanitsa Kabardinskaya: Yubileynie istoriko-kraevedcheskie ocherki. Volgograd, 2004. P. 72-73.

3. Mironov I.F. Stanitsa Severskaya Ekaterinodarskogo otdela Kubanskoy oblasti. 1864-1914 gg. Ekaterinodar, 1914.

4. Otchety i issledovaniya po kustarnoy promyshlennosti v Rossii. SPb., 1892.

5. KOV. 1887. № 9. Pribav. P. 1 ; KOV. 1889. № 28. P. 2 ; KOV. 1896. № 91. P. 2 ; № 146. P. 1 ; KOV. 1899. № 34. P. 4 ;

№ 212. P. 4 ; KOV. 1902. № 61. P. 4 ; KOV. 1904. № 42. P. 4.

6. KOV. 1889. № 25. P. 1 ; KOV. 1901. № 236. P. 3.

7. KOV. 1889. № 34. P. 6 ; № 66. P. 4 ; KOV. 1895. № 67. P. 2 ; KOV. 1901. № 28. P. 3 ; № 38. P. 3 ; № 92. P. 3 ; № 171.

P. 4 ; № 254. P. 3 ; KOV. 1902. № 109. P. 3 ; KOV. 1903. № 157. P. 4.

8. Nann J. Istoriya kostyuma. 1200-2000. M., 2005.

9. Russkiy traditsionniy kostyum: illyustrirovannaya entsiklopediya / auth.-comps.: N. Sosnina, I. Shangina. SPb., 1999.

10. KOV. 1899. № 66. P. 4 ; № 155. P. 4 ; № 198. P. 4 ; KOV. 1901. № 127. P. 3 ; № 171. P. 4 ; № 197. P. 4 ; KOV. 1902.

№ 36. P. 4 ; KOV. 1903. № 157. P. 4.

11. Kubanskie stanitsy. M., 1967. P. 155.

12. Komissarzhevskiy F.F. Istoriya kostyuma. M., 2005.

13. Blokhina I. V. Vsemirnaya istoriya kostyuma mody i stilya. Minsk, 2007.

14. GAKK. F. 454. Op. 7. D. 105. L. 235 ; KOV. 1901. № 280. P. 3 ; KOV. 1903. № 107. P. 3 ; KOV. 1904. № 22. P. 3.

15. Tereshkovich T.A. Moda v odezhde i aksessuarakh: slovar'-spravochnik. Rostov n/D, 2008.

16. KOV. 1902. № 242. P. 4 ; KOV. 1910. №№ 49, 81,125.

17. KOV. 1902. № 38. P. 4.

18. GAKK. F. 454. Op. 7. D. 105. L. 34.

19. KOV. 1903. № 97. P. 3.

20. Nann J. Op. cit. P. 172.

21. Kirsanova R.M. Kostyum v russkoy khudozhestvennoy kul'ture XVIII - pervoy poloviny XX v. (Opyt entsiklopedii). M., 1995.

22. KOV. 1896. № 248. P. 2 ; KOV. 1903. № 157. P. 4.

23. Ruan K. Novoe plat'e imperii: istoriya rossiyskoy modnoy industrii, 1700-1917 / transl. from Eng. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.