Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2009. Вып. 2 (13). С. 108-115
Традиционные устои семьи как фактор формирования ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Е. А. Морозова, И. А. Подоровская
Статья посвящена проблеме взаимосвязи устоев семьи (иерархичность, степень эмоциональной близости, трансляция традиций и ценностей) с качествами целостности личности (соотношение личностных уровней, альтруистичность, нравственная зрелость) современной молодежи. Результаты исследования подтверждают предположение авторов: чем более традиционны устои семьи, тем более выражены качества целостности личности у юношей и девушек. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-26 606 а/В.
Несмотря на большое количество психологических и социологических исследований в области семейных отношений, институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, что связано с разрушением ее основ, базирующихся на многовековых традициях. Не случайно в последние годы властные структуры пытаются привлечь внимание общества к наболевшим проблемам семьи.
Среди них в первую очередь следует отметить катастрофическое падение значимости и ценности самой семейной жизни — все больше людей сознательно избирают одиночество как способ существования. Так, по данным социологических исследований в России, 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (наиболее оптимальном для деторождения) не состоят в браке, 1/3 в возрасте около 35 лет не имеют своей семьи, 1/10 несемейными пересекают рубеж 60 лет. Но даже сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении супругов создать многодетную семью. И это вторая серьезная проблема. Известно, что более 18% супружеских пар вообще не желают вообще иметь детей, более 30% семей являются однодетными, реально планируют иметь двух детей лишь 20,7% семей, хотят иметь трех детей только 3,4% опрошенных.
Третья проблема: все больше людей тяготеют к так называемым альтернативным формам устройства отношений: это «открытый» брак, фактически узаконивающий право на измену, «гражданский» брак, гомосексуальный брак, «гостевой» брак, предполагающий встречи супругов лишь по необходимости и т. д.
Однако искажение традиционных основ семьи не проходит бесследно. Как в этой связи отмечает В. А. Медведев [6], отказ от традиционных поведенческих стереотипов, вытеснение и подавление их порождают тяжелейший «неврозо-
генный психологический конфликт», имеющий в своей основе бессознательное противоборство устоявшихся семейных ценностей и новых стереотипов. Именно поэтому в настоящее время отмечается так много невротических, психосоматических заболеваний, зависимостей, которые, с одной стороны, раскалывают личность, лишают ее целостности, а с другой, являются своеобразным индикатором духовного неблагополучия общества.
В этой связи становится все более актуальным возрождение и укрепление традиционных устоев семьи, к которым относится иерархия «Бог — отец — мать — ребенок», подразумевающая главенство и ответственность мужчины в семье, его послушание Богу; выполнение женщиной своего изначального предназначения — чадородия; соподчиненность младших старшим и т. д. Это все те законы, которые помогают семье стать просто не суммой отдельных «я», а единым целостным организмом, имеющим в своем основании крепкие духовные традиции. В свою очередь, целостная, духовно здоровая семья является почвой для формирования личностной целостности ее членов.
А какая личность является целостной? Традиционно целостность связывается с иерархическим выстраиванием личностных уровней. Это та ситуация, когда «дух — душа — тело» иерархично согласованы, а духовность занимает ведущее место. По образному выражению отцов-каппадокийцев, тело прекрасно душою, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением, человек прекрасен благодаря своей сопричастности Богу, озаренности со стороны Абсолютной Божественной Личности [7].
Систематическое учение о целостности личности стало складываться в рамках русской философской традиции. Общей тенденцией антропологической и психологической науки того времени была потребность рассмотреть личность в ее равновесном сочетании духовного и материального начал. Это стремление выразил протоиерей Василий Зеньковский: «Русские философы ищут целостности, синтетического единства всех сторон реальности и всех движений человеческого духа» [4, с. 17]. Целостная личность, в отличие от личности вообще, с точки зрения И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, — это качественная характеристика онтологического проявления человеческого бытия, которая имеет специфические проявления в духовности, соборности и способности к богопозна-нию посредством разумности. По мнению И. В. Киреевского [5], непременным условием целостности является целостность нравственной жизни личности, восходящей к заповедям Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
В психологии целостность личности трактуется по-разному, в зависимости от воззрений, присущих определенной психологической школе. В отечественной психологии Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн рассматривали социокультурный контекст целостности. В работах, посвященных исследованию взаимопонимания, рассматривается интерсубъективная основа целостности личности (В. В. Знаков). В современной отечественной психологии анализируются различные аспекты развития целостности, чаще понимаемой как «самости»: самопознание, самоопределение, самоотношение, саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение, самопреобразование. Они описаны в работах И. Кона, Ю. Орлова, В. Столина, О. Моткова, Н. Цыбра, Е. Никитина,
И. Малисовой, А. Огурцова, Н. Харламенковой, Т. Чернявской, А. Евстифее-вой, В. Сафина, Л. Рувимского и др.
А. Г. Асмолов предлагает рассматривать целостность личности в контексте ее взаимодействия с физическими, биологическими и социальными системами [2]. Интегративный подход к целостности личности представлен в работах В. А. Ананьева [1], который считает, что «подлинная», «целостная» личность — это личность, в которой гармонизированы разнообразные, присущие природе качества и направления: социальность, самореализация, творчество, эрос, власть, родительство, переживание прекрасного, опыты нравственного выбора, экзистенциальные переживания смерти, болезни, отношение к другому и т. д.
Ведущую роль в формировании целостности, как отмечалось выше, играет семья, которая является почвой для развития личности ребенка. В данном контексте уместно вспомнить точное высказывание великого русского философа И. А. Ильина: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели» [3, с.199]. Поэтому вопрос о взаимосвязи семьи и личности является чрезвычайно актуальным, особенно с учетом обозначенных выше негативных тенденций, присущих современному обществу.
В этой связи нами были проведены экспериментальные исследования среди молодежи, имеющие цель: эмпирически подтвердить существование взаимосвязи между устоями семьи и качествами целостной личности. Частной задачей явилось изучение детерминант традиционной семьи, сопряженных с характеристиками целостности личности юношей и девушек. Кроме того, мы предположили, что по мере разрушения устоев традиционной семьи будут нарастать симптомы дезадаптивности, выражающиеся, в частности, в девиантном поведении среди молодежи. Другими словами, степень целостности личности может стать своеобразным «индикатором» скрытого и явного влияния семьи.
Под устоями семьи мы понимали такие ее важнейшие характеристики, как семейную иерархию с главенством мужчины, эмоциональную близость, сопричастность в отношениях между членами семьи, трансляцию духовных традиций. Под качествами целостной личности мы подразумевали, в первую очередь, иерархичность, а также духовность, нравственную зрелость, альтруистичность как возможность отказаться от своих интересов ради другого.
В нашем исследовании приняли участие 105 человек, среди которых 35 составили группу православных, обучающихся на пастырском и регентском отделениях Самарской Православной духовной семинарии (19 юношей-семинарис-тов и 16 девушек-регентов). Во вторую группу вошли 35 студентов, обучающихся в Самарском государственном университете путей сообщения (20 юношей и 15 девушек). Третью группу составили «девиантные» юноши и девушки, обучающиеся в вечерних школах г. Самары (21 юноша и 14 девушек).
Средний возраст обследованных юношей и девушек составил 18,3 лет. По своему составу полные семьи были у большинства обследованных (91%); неполные (7%) возникли по причине смерти одного из родителей (семьи, распавшиеся по причине развода, не вошли в поле нашего анализа).
Таблица 1
Характеристика обследованных групп
Группы обследованных Общее кол-во Юноши Девушки Средний возраст Состав семьи Образование
Группа православных (семинаристы и регенты) 35 19 (54%) 16 (46%) 18,5 лет Полные (91,4%), неполные (8,6%) Незаконченное высшее (100%)
Группа студентов СамГУПС 35 20 (57%) 15 (43%) 19 лет Полные (94,4%), неполные (5,6%) Незаконченное высшее (100%)
Группа учащихся вечерних школ 35 21 (60%) 14 (40%) 17,5 лет Полные (87,6%), неполные (12,4%) Неполное среднее (100%)
Для исследования взаимосвязи устоев семьи и качеств целостности личности нами были использованы следующие методики:
1. Опросник «Иерархия личности», позволяющий выявить доминирующие в личности уровни «дух — душа — тело» и их соподчиненность (авторы Е. В. Шес-тун, Е. А. Морозова, И. А. Подоровская).
2. Анкета, разработанная для диагностики внутрисемейных отношений.
3. Сочинение-конструкт «Идеальная семья» и «Реальная семья» для выявления доминирующей модели семьи (которая может быть традиоцентрической, социоцентрической и эгоцентрической).
4. Проективная методика Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой «Друг-совет-чик-1» для изучения индекса нравственности.
5. Опросник, позволяющий выявить ведущую тенденцию: «альтруизм — эгоизм».
Полученные в результате проведенного экспериментального исследования результаты свидетельствуют о наличии значимой, подтвержденной статистически разницы во внутрисемейных отношениях юношей и девушек обследованных групп.
Так, в группе православных (семинаристов и регентов) представления о реальной и идеальной семье в большинстве своем носят традиционный характер (подразумевающий главенство в семье мужчины, иерархию, соподчиненность младших старшим, выполнение женщиной традиционных женских ролей). В группе студентов СамГУПС представления о семье в большинстве своем носят социоцентрический характер, т. е. ориентированны на партнерство, товарищество, демократизм в отношениях, равное распределение ролей и обязанностей. В группе «дезадаптивных» юношей и девушек, обучающихся в вечерних школах г. Самары, отмечается значительное расхождение между идеальной и реальной моделями семей, причем реальная семья в большинстве своем носит эгоцентрический характер (ориентация на личные интересы, потребности членов семьи), а идеальная семья тяготеет к социоцентрическим моделям.
Средние значения эмоционально близких отношений в семье значимо выше в семьях православных (2,6). В большей степени конфликтными являются семьи учащихся вечерней школы. Духовные традиции (совместное посещение храма, участие в церковных праздниках и т.д.) также выше в семьях православных (1,8); в семьях студентов (1), «вечерников» (0,8). Семейные традиции (празднование Нового года, дней рождений и т.д.) значимо выше у студентов СамГУПС, тогда как у «вечерников» духовные и семейные традиции зачастую отсутствуют, каждый член семьи живет своей жизнью.
Особенности семейных отношений в семьях православных, студентов и учащихся вечерних школ представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Таким образом, полученные данные позволяют предположить, что традиционная семья является основой для формирования целостной личности, обладающей качествами иерархичности (духовности), нравственности и альтруистичности. Это предположение было подтверждено с помощью следующих данных.
Индекс нравственности значимо выше у православных (19,4) и ниже у студентов (13,6) и учащихся вечерних школ (13,2). Подобное соотношение отмечается и по категории «альтруизм»: у православных его значения составляют
11,7, у студентов СамГУПС — 8,1, у «вечерников» — 7,21. Духовность в иерархии личности максимальна у православных (семинаристов и регентов) (43,7), у студентов СамГУПС (32,1) и «вечерников» (27,1) — значительно ниже. Категория «душа» выше у студентов СамГУПС (35,4), на втором месте находятся учащиеся вечерних школ (34,9) и ниже всего — у православных (семинаристов и регентов) (31,8), что, возможно, объяснимо доминированием в личности духовных тенденций. То же соотношение наблюдается и в иерархической категории «тело».
В диаграмме 2 мы представили результаты обследования личностных особенностей респондентов.
Личностные особенности респондентов
Диаграмма 2
50
45
40
35
У 30
ю
эК
К й 25
й 70
а-
15
10
5
0
43,7
13>б 13,2
11,7
-^21г
35,4 34 о
30,9
22/
11,4
индекс альтруизм- дух душа
нравственности эгоизм
личностные особенности
тело
□ православные ■ студенты
□ вечерняя школа
В этой связи можно констатировать, что православная среда в большей степени способствует формированию качеств целостности личности молодежи, ведущими из которых являются духовность, нравственность и альтруизм.
С помощью корреляционного анализа Спирмена нами была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между вышеперечисленными устоями и качествами целостной личности. При этом эмоциональные отношения в семье значимо прокоррелировали с индексом нравственности ^=0,271, р<0,01), духовностью ^=0,213, р<0,05), телесностью ^=-0,276, р<0,01). То есть чем более гармонична семья, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже — телесность у обследуемых юношей и девушек.
Духовные традиции прокоррелировали с индексом нравственности ^=0,271, р<0,01), альтруизмом ^=0,563, р<0,01), духовностью ^=0,462, р<0,01), телесностью ^=-0,533, р<0,01). То есть чем сильнее в семье православные традиции, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже — телесность. Традиционные представления о семье (идеально) значимо прокоррелировали с индексом нравственности ^=0,635, р<0,01), альтруизмом ^=0,567, р<0,01), духовностью ^=0,485, р<0,01), телесностью ^=-0,551, р<0,01).
Чем в большей степени представления об идеальной семье соответствуют традиционным, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже — телесность. Традиционные представления о семье (реально) значимо прокоррелировали с индексом нравственности ^=0,702, р<0,01), альтруизмом
^=0,582, р<0,01), духовностью ^=0,549, р<0,01), душевностью (R=-0,198, р<0,01), телесностью ^=-0,510, р<0,01). Чем в большей степени реальная структура семьи соответствуют традиционным, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже — душевность и телесность.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Полученные в результате корреляционного анализа данные позволяют подтвердить предположение о наличии стойкой взаимосвязи между устоями семьи и качествами целостной личности.
2. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что по мере разрушения основ традиционной семьи нарастает утрата целостности личности, ведущим признаком которой является дезадаптивность, в частности, девиантное поведение юношей и девушек.
3. Для профилактики этой негативной тенденции необходимо духовное просвещение молодежи, включающее в себя проведение лекций, информирующих об устоях традиционной семьи и духовных основаниях личности.
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.
2. Асмолов А. Г Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
3. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
4. ЗеньковскийВ., прот. История русской философии. М., 2001.
5. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002.
6. Медведев В. А. Анализ структур коллективного бессознательного современного российского общества применительно к институту президентской власти «Современная российская ментальность» / В. А. Медведев. М.: Российские вести, 1995. С. 90-130.
7. Платон (Игумнов), архим. О бытии человека в мире. Православие и экология. М., 1997.
Ключевые слова: современная молодежь, устои семьи, иерархичность, трансляция традиций, целостность личности, духовность, душевность, телесность, альтруизм, нравственная зрелость, дезадаптивность.
The impact of traditional family customs
ON CULTURAL PERSONALITY FORMATION E. А. Morozova, I. А. Podorovskaya
The article discusses the interconnection of traditional family customs (such as hierarchical pattern, togetherness, value succession) and young people personal qualities (personality level relation, altruistic behavior, moral maturity). The results of the investigation confirm the authors’ theory: the more traditional family customs are, the more distinct are the high cultural qualities of young people. The research is made with the help of the fellowship of Russian Humanitarian Science Foundation, project № 07-0626 606 а/В.
Keywords: contemporary young population, family customs, hierarchical pattern, value succession, cultural personality, spirituality, corporeity, altruistic behavior, moral maturity.