УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИОННЫХ УСТОЕВ СЕМЬИ С КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2009 Е.А.Морозова1, И.А.Подоровская2
'Самарский государственный университет путей сообщения 2Самарская православная духовная семинария
Статья поступила в редакцию 18.02.2009
Статья посвящена проблеме взаимосвязи устоев семьи (иерархичности, степени эмоциональной близости, трансляции традиций и ценностей) с качествами целостности личности (соотношение личностных уровней, альтруистичность, нравственную зрелость) современной молодежи. Результаты исследования подтверждают предположение о том, чем более традиционны устои семьи, тем более выражены качества целостности личности у юношей и девушек.
Ключевые слова: современная молодежь, устои семьи, иерархичность, трансляция традиций, целостность личности, духовность, альтруизм, нравственная зрелость, девиации поведения.
Несмотря на большое количество психологических и социологических исследований в области семейных отношений, институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, что связано с разрушением ее основ, основанных на многовековых традициях. Неслучайно 2008 год объявлен годом семьи, что позволило привлечь внимание общества к ее наболевшим проблемам.
Среди них в первую очередь следует отметить катастрофическое падение значимости и ценности самой семейной жизни - все больше людей сознательно избирают одиночество как способ существования. Так, по данным социологических исследований 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (наиболее оптимальном для деторождения) не состоят в браке, 1/3 в возрасте около 35 лет не имеют своей семьи, 1/10 несемейными пересекают рубеж 60 лет. Но даже сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении супругов создать многодетную семью. И это вторая серьезная проблема. Известно, что более 18% супружеских пар вообще не желают вообще иметь детей, более 30% семей являются однодетными, реально планируют иметь двух детей лишь 20,7% семей, хотят иметь трех детей только 3,4% опрошенных.
В третьих, все больше людей тяготеют к так называемым альтернативным формам
Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии. E-mail: [email protected]; Подоровская Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры православной педагогики. E-mail: [email protected].
устройства отношений: это «открытый» брак, фактически узаконивающий право на измену, «гражданский» брак, гомосексуальный брак, «гостевой» брак, предполагающий встречи супругов лишь по необходимости и т.д.
Однако искажение традиционных основ семьи не проходит бесследно. Как в этой связи отмечает В.АМедведев1, отказ от традиционных поведенческих стереотипов, вытеснение и подавление их, порождает тяжелейший «неврозогенный психологический конфликт», имеющий в своей основе бессознательное противоборство устоявшихся семейных ценностей и новых стереотипов. Именно поэтому в настоящее время отмечается так много невротических, психосоматических заболеваний, зависимостей, которые с одной стороны, раскалывают личность, лишают ее целостности, а с другой стороны являются своеобразным индикатором духовного неблагополучия общества.
В этой связи становится все более актуальным возрождение и укрепление традиционных устоев семьи, к которым относится иерархия Бог - отец - мать - ребенок, подразумевающая главенство и ответственность мужчины в семье, его послушание Богу; выполнение женщиной своего изначального предназначения - чадородия; соподчиненность младших старшим и т.д. Это все те законы, которые помогают семье стать просто не сум-
1 Медведев В А. Анализ структур коллективного бес-
сознательного современного российского общества применительно к институту президентской власти «Современная российская ментальность». - М.: Российские вести, 1995. - С. 90 - 130.
мой отдельных «я», а единым целостным организмом, имеющим в своем основании крепкие духовные традиции. В свою очередь целостная, духовно здоровая семья является почвой для формирования личностной целостности ее членов.
А какая личность является целостной? Традиционно целостность связывается с иерархическим выстраиванием личностных уровней. Это та ситуация, когда дух - душа -тело иерархично согласованы, а духовность занимает ведущее место. По образному выражению отцов-каппадокийцев, тело прекрасно душою, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением, человек прекрасен благодаря своей сопричастности Богу, озаренности со стороны Абсолютной Божественной Личности2.
Систематическое учение о целостности личности стало складываться в рамках русской философской традиции. Общей тенденцией антропологической и психологической науки того времени была потребность рассмотреть личность в ее равновесном сочетании духовного и материального начал. Это стремление выразил протоиерей Василий Зеньковский: «Русские философы ищут целостности, синтетического единства всех сторон реальности и всех движений человеческого духа»3. Целостная личность, в отличие от личности вообще, с точки зрения И.В.Киреевского и А.С.Хомякова - это качественная характеристика онтологического проявления человеческого бытия, которая имеет специфические проявления в духовности, соборности и способности к Богопознанию посредством разумности. По мнению И.В.Кире-
4
евского , непременным условием целостности, является целостность нравственной жизни личности, восходящей к заповедям Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
В психологии целостность личности трактуется по-разному, в зависимости от воззрений, присущих определенной психологической школе. В отечественной психологии Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн рассматривали социокультурный контекст целостности. В работах, посвященных исследованию взаимопонимания рассматривается интерсубъективная основа целостности личности (В.В.Знаков). В современной
2 Платон (Игумнов), архимандрит. О бытии человека в мире. Православие и экология. - М.: 1997.
3 Зеньковский В. протоиерей. История русской философии. - М.: 2001. - С. 17.
4 Киреевский ИВ. Разум на пути к истине. - М.: Правило веры, 2002.
отечественной психологии анализируются различные аспекты развития целостности, чаще понимаемой как самости: самопознание, самоопределение, самоотношение, саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение, самопреобразование, которые описаны в работах И.Кона, Ю.Орлова, В.Столина, О.Моткова, Н.Цыбра, Е.Никитина, И.Малисовой, А.Огурцова, Н.Харламенковой, Т.Чернявской, А.Евстифеевой, В.Сафина, Л.Ру-вимского и др. А.Г.Асмолов предлагает рассматривать целостность личности в контексте ее взаимодействия с физическими, биологическими и социальными системами5. Инте-гративный подход к целостности личности представлен в работах В.А.Ана-ньева6, который считает, что «подлинная», «целостная» личность это личность, в которой гармонизированы разнообразные присущие природе качества и направления: социальность, самореализация, творчество, эрос, власть, роди-тельство, переживание прекрасного, опыты нравственного выбора, экзистенциальные переживания смерти, болезни, отношение к Другому и т.д.
Ведущую роль в формировании целостности, как отмечалось выше, играет семья, которая является почвой для развития личности ребенка. В данном контексте уместно вспомнить точное высказывание великого русского философа И.А.Ильина: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели»7. Поэтому вопрос о взаимосвязи семьи и личности является чрезвычайно актуальным, особенно с учетом обозначенных выше негативных тенденций, присущих современному обществу.
В этой связи нами были проведены экспериментальные исследования среди молодежи, имеющие цель - эмпирически подтвердить существование взаимосвязи между устоями семьи и качествами целостной личности. Частной задачей явилось изучение детерминант традиционной семьи, сопряженных с характеристиками целостности личности юношей и девушек. Кроме того, мы предположили, что по мере разрушения устоев традиционной семьи будут нарастать симптомы дезадаптив-ности, выражающиеся, в частности, в деви-
5 Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: 2001.
6 Ананьев В А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.
7 Ильин ИА. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 199.
антном поведении среди молодежи. Другими словами, степень целостности личности может стать своеобразным «индикатором» скрытого и явного влияния семьи.
Под устоями семьи мы понимали такие ее важнейшие характеристики как семейную иерархию с главенством мужчины, эмоциональную близость, сопричастность в отношениях между членами семьи, трансляцию духовных традиций. Под качествами целостной личности мы подразумевали иерархичность, в первую очередь, духовность, нравственную зрелость, альтруистичность как возможность отказаться от своих интересов ради другого.
В нашем исследовании приняли участие 105 человек, среди которых 35 составили студенты, обучающиеся на пастырском и регент-
ском отделениях Самарской Православной Духовной семинарии (19 юношей-семинаристов и 16 девушек-регентов). Во вторую группу вошли 35 студентов, обучающиеся в Самарском государственном университете путей сообщения (20 юношей и 15 девушек). Третью группу составили девиантные юноши и девушки, обучающиеся в вечерних школах г. Самары (21 юноша и 14 девушек).
Средний возраст обследованных юношей и девушек составил 18,3 лет. По своему составу полные семьи были у большинства обследованных (91%); неполные (7%) возникли по причине смерти одного из родителей (семьи, распавшиеся по причине развода не вошли в поле нашего анализа).
Таб. 1. Характеристика обследованных групп
Группы обследованных Общее количество Юноши Девушки Средний возраст Состав семьи Образование
группа семинаристов и регентов 35 19 - 54% 16 - 46% 18,5 лет полные 91,4% неполные 8,6% незаконченное высшее 100%
группа студентов СамГУПС 35 20 - 57% 15 - 43% 19 лет полные 94,4% неполные 5,6% незаконченное высшее 100%
группа учащихся вечерних школ 35 21 - 60% 14 - 40% 17,5 лет полные 87,6% неполные 12,4% неполное среднее 100%
Для исследования взаимосвязи устоев семьи и качеств целостности личности нами были использованы следующие методики. 1) Опросник «Иерархия личности», позволяющий выявить доминирующие в личности уровни (дух - душа - тело) и их соподчинен-ность (авторы Е.В.Шестун, Е.А.Морозова, И.А.Подоровская). 2) Авторская анкета, разработанная для диагностики внутрисемейных отношений. 3) Сочинение-конструкт «Идеальная семья» и «Реальная семья» (автор Т.Ю.Сорокина, модификация Е.А.Морозова) для выявления доминирующей модели семьи (которая может быть традиоцентрической, социоцентрической и эгоцентрической). 4) Проективная методика Е.К.Веселовой, С.А. Черняевой «Друг - советчик - 1» для изучения индекса нравственности. 5) Опросник, позволяющий выявить ведущую тенденцию: альтруизм - эгоизм.
Полученные в результате проведенного экспериментального исследования результаты свидетельствуют о наличии значимой, подтвержденной статистически разницы во внутрисемейных отношениях юношей и девушек обследованных групп.
Так, в группе семинаристов и регентов представления о реальной и идеальной семье в большинстве своем носит традиционный характер (подразумевающий главенство в семье мужчины, иерархию, соподчиненность младших старшим, выполнение женщиной традиционных женских ролей). В группе студентов СамГУПС представления о семье в большинстве своем носят социоцентрический характер, т.е. ориентированны на партнерство, товарищество, демократизм в отношениях, равное распределение ролей и обязанностей. В группе дезадаптивных юношей и девушек, обучающихся в вечерних школах г. Самары, отмечается значительное расхождение между идеальной и реальной моделями семей, причем реальная семья в большинстве своем носит эгоцентрический характер (имеющая в своем основании ориентацию на личные интересы, потребности членов семьи), а идеальная семья тяготеет к социоцентрическим моделям.
Средние значения эмоционально близких отношений в семье значимо выше в семьях семинаристов и регентов. В большей степени конфликтными являются семьи учащихся вечерней школы. Духовные традиции (совме-
стное посещение храма, участие в церковных праздниках и т.д.), также выше в семьях православных (1,8); в семьях студентов (1), «вечерников» (0,8). Семейные традиции (празднование нового года, дней рождений и т. д.) значимо выше у студентов СамГУПС, тогда как у «вечерников» духовные и семейные традиции зачастую отсутствуют, каждый член семьи живет своей жизнью. Таким образом, полученные данные позволяют предположить, что традиционная семья является основой для формирования целостной личности, обладающей качествами иерархичности (духовности), нравственности и альтруистичности. Это предположение было подтверждено с помощью следующих данных.
Индекс нравственности значимо выше у семинаристов и регентов (19.4) и ниже у студентов (13,6) и учащихся вечерних школ (13,2). Подобное соотношение отмечается и
по категории «альтруизм»: у семинаристов и регентов его значения составляют 11,7, у студентов СамГУПС 8,1, у «вечерников» - 7,21. Духовность в иерархии личности максимальна у семинаристов и регентов (43,7), у студентов СамГУПС (32,1) и «вечерников» (27,1) значительно ниже. Категория «душа» выше у студентов СамГУПС (35,4), на втором месте находятся учащиеся вечерних школ (34,9) и ниже всего у семинаристов и регентов (31,8), что возможно объяснимо доминированием в личности духовных тенденций. То же соотношение наблюдается и в иерархической категории «тело».
Особенности семейных отношений в семьях православных, студентов и учащихся вечерних школ представлены на рисунке 1. На рисунке 2 мы представили результаты обследования личностных особенностей респондентов.
ч ч
ей
ю «
к
К
ч и Л о
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
-2,6
24
2,2
Ж
1,8 1,8
1 0,8
15
2,7
19
15
/
/
у
$
особенности семейных отношений
| православные
Рис. 1. Особенности внутрисемейных в обследованных группах
50 -45 -40 -35 -
З 1|
5*0
43,7
19,4
13,613,2
-417-
8,1 7 21
32,1
-34,8
35,434,9
27,1
-509"
п православные □ студенты п вечерняя школа
индекс альтруизм- дух душа
нравственности эгоизм личностные особенности
тело
Рис. 2. Личностные особенности респондентов
В этой связи можно констатировать, что целостности личности молодежи, ведущими духовно-ориентированная среда в большей из которых являются духовность, нравствен-степени способствует формированию качеств ность и альтруизм. С помощью корреляцион-
3
2
ного анализа Спирмена нами была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между вышеперечисленными устоями и качествами целостной личности. При этом эмоциональные отношения в семье значимо прокоррелировали с индексом нравственности (И=0,271, р 0,01), духовностью (И=0,213, р 0,05), телесностью (И=-0,276, р 0,01). То есть чем более гармонична семья, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже телесность у обследуемых юношей и девушек.
Духовные традиции прокоррелировали с индексом нравственности (И=0,271, р 0,01), альтруизмом (И=0,563, р 0,01), духовностью (И=0,462, р 0,01), телесностью (И=-0,533, р 0,01). То есть чем выше в семье православные традиции, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже телесность. Традиционные представления о семье (идеально) значимо прокоррелировали с индексом нравственности (И=0,635, р 0,01), альтруизмом (И=0,567, р 0,01), духовностью (И=0,485, р 0,01), телесностью (И=-0,551, р 0,01). Чем в большей степени представления об идеальной семье соответствуют традиционным, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже телесность. Традиционные представления о семье (реально)
значимо прокоррелировали с индексом нравственности (И=0,702, р 0,01), альтруизмом (И=0,582, р 0,01), духовностью (И=0,549, р 0,01), душевностью (И=-0,198, р 0,01), телесностью (И=-0,510, р 0,01). Чем в большей степени реальная структура семьи соответствуют традиционным, тем выше индекс нравственности, альтруизм, духовность и ниже душевность и телесность. Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Полученные в результате корреляционного анализа данные позволяют подтвердить предположение о наличии стойкой взаимосвязи между устоями семьи и качествами целостной личности.
2. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что по мере разрушения основ традиционной семьи нарастает утрата целостности личности, ведущим признаком которой является дезадаптивность, в частности девиантное поведение юношей и девушек.
3. Для профилактики этой негативной тенденции необходимо духовное просвещение молодежи, включающее в себя проведение лекций, информирующих об устоях традиционной семьи и духовных основаниях личности.
INTERRELATION OF TRADITIONAL FAMILY FOUNDATIONS WITH QUALITIES
OF A PERSONALITY OF THE YOUTH
© 2009 E.A.Morozova1, I.A.Podorovscay°2
'Samara State University of means of communication 2Samara Orthodox Theological seminary
The article is devoted to a problem of interrelation of foundations of family (hierarchy, a degree of emotional affinity, to translation of traditions and values) with qualities of integrity of the person (a parity of personal levels, altruism, a moral maturity) to the modern youth. The results of research confirm the assumption of the more traditional foundations of family, the more expressed qualities of integrity of young men and girls.
Keywords: modern youth, foundations of family, hierarchy, translation of traditions, integrity of the person, spirituality, altruism, a moral maturity, deviations of behavior.
o
Morozova Elena Anatolevna, PhD psychological sciences, the senior lecturer of theology chair. Podorovskaja Irina Anatolevna, PhD psychological sciences, the teacher of orthodox pedagogics chair.