Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 81. С. 244-252.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 81. pp. 244-252.
Научная статья УДК 32.019.5
doi: 10.17223/1998863Х/81/22
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КУЗБАССА
Елена Викторовна Матвеева1, Анна Эдуардовна Шилова2, Алия Викторовна Сат3
1 Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия, mev. matveeva2020@yandex. ru
2 Кузбасский государственный аграрный университет им. В.Н. Полецкова, Кемерово, Россия, [email protected]
3 Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного в формате фокус-групп среди студенческой молодежи в вузах региона ресурсного типа на примере Кузбасса. Показана взаимосвязь между выбранным местом получения высшего образования и системой транслируемых традиционных ценностей студенческой молодежью. Выявлены место шкалы «материально-моральное» в системе приоритетов молодых людей, а также роль воспитательной составляющей в системе укрепления традиционных духовно-нравственных основ государственности.
Ключевые слова: политическая культура, ценностный фактор, традиционные ценности, регион, Кузбасс
Для цитирования: Матвеева Е.В., Шилова А.Э., Сат А.В. Традиционные ценности в системе политической культуры студенческой молодежи Кузбасса // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 81. С. 244-252. doi: 10.17223/1998863Х/81/22
Original article
TRADITIONAL VALUES IN THE SYSTEM OF POLITICAL CULTURE OF STUDENTS YOUTH IN KUZBASS
Elena V. Matveeva1, Anna E. Shilova2, Aliya V. Sat3
1 Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russian Federation,
mev.matveeva2020@yandex. ru
2 Kuzbass State Agrarian University, Kemerovo, Russian Federation,
3 Tuva Institute for Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation, [email protected]
Annotation. The article aims to compare traditional priorities in the system of students' axio-logical worldview in the resource-type region using the example of Kuzbass, as well as to identify the relationship between the educational trajectory of the chosen educational institution of higher education and traditional values transmitted under the influence of educational and upbringing processes by student youth. The scientific understanding of the phenomenon of the students' axiological worldview is shown through the factor of value foundations. The
© Е.В. Матвеева, А.Э. Шилова, А.В. Сат, 2024
authors pay attention to the study of the values of young people as one of the important elements of political culture. Attention is focused on the comparison of traditional axiological views of students from different universities in Kuzbass. The basis for the comparison is an understanding of the essence of traditional values and spiritual and moral values, the place of family values among the priorities of young people, an assessment of religion, culture and the Russian language as the axiological foundations of our state. It was revealed that the students' axiological worldview can be assessed on the "material-spiritual values" scale. The conclusions show that students of an agricultural university (Kuzbass State Agrarian University) are more motivated by material values; therefore, for them the value of family is secondary in relation to material wealth, education, and career. Students of Kemerovo State Institute of Culture are more focused in their beliefs on self-realization in the cultural sphere; therefore, moral categories are prioritized, although material well-being is not denied as a guarantee of both family well-being and self-realization in creative activities. Students of different universities (especially cultural institutes) pay special attention to the concept of freedom. Students define freedom as a civil category that determines opportunities for self-development and professional growth. Culture, religion, and the preservation of the Russian language are assessed by young people as complementary and constantly changing categories. At the same time, the risk is such phenomena as distortion of historical memory in the culture of our country, facts of desecration of Russian culture and language, and not changes within the culture or the Russian language.
Keywords: political culture, value factor, traditional values, region, Kuzbass
For citation: Matveeva, E.V., Shilova, A.E. & Sat, A.V. (2024) Traditional values in the system of political culture of students youth in Kuzbass. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 81. pp. 244-252. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/81/22
Введение
Политическая культура, включающая в себя систему ценностей, норм и стереотипов поведения, выступает одним из индикаторов оценки результативности в реализации нормативно-правовых документов по формированию традиционных ценностей государства. Согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в качестве стратегического национального приоритета государства провозглашена «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти»1. При этом именно молодежь представляет главную целевую аудиторию по реализации данной задачи.
В этой связи необходимость научного осмысления вопросов ценностного наполнения мировоззрения молодого поколения ставит перед научным сообществом задачу проведения комплексных региональных исследований. Среди работ российских ученых можно выделить несколько направлений научного осмысления процесса формирования ценностно-мировозренческих ориентаций и традиционных ценностей молодежи как основы политической культуры. Среди значительного перечня исследований, посвященных в целом феномену политической культуры российской молодежи [1-3], следует выделить работы, уделяющие внимание ценностным категориям политической культуры молодежи [4, 5], и публикации, направленные на осмысление раз-
1 Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 02.06.2024).
личных аспектов ценностей молодежи (например, семейные, традиционные, образовательные, духовно-нравственные и др.). В частности, традиционные ценности молодежи анализируются в статьях Т.Г. Анисимовой, Е.В. Бродовской, Л.И. Седовой, Н.Ю. Скляровой и др. [6-8].
Как отмечают в своей статье Т.В. Евгеньева, А.В. Селезнева и Д.Е. Антонов, изучение политических ценностей молодежи показывает весьма расплывчатый характер представлений о политике - «молодые люди не имеют системных и когнитивно сложных представлений о политике», что является показателей текущего состояния их политической культуры [5. С. 66]. При этом категория свободы весьма специфична и абсолютно не связывается с какими-либо формами участия в общественно-политических процессах [4. С. 96].
В то же время достаточно часто российские ученые при анализе традиционных ценностей обращаются к вопросу патриотизма, справедливости, выходя на плоскость соотношения в сознании молодых людей индивидуалистических и коллективистских качеств (преобладание индивидуализма становится очевидным фактором в современных условиях) [6. С. 98], что, как нам представляется, несколько «обедняет» как сами исследования, так и непосредственно структуру убеждений молодежи. Подчеркивая значимость фактора истории и культуры в системе традиционных ценностей молодежи, ученые [8. С. 61] утверждают о преобладании негативных тенденций - утрате семейных ценностей, доминировании материальных ценностей и др.
Авторским коллективом проводились исследования по изучению политической культуры и выявлению ценностных установок студенческой молодежи Кузбасса на примере региональных вузов [9]. Полученные результаты в целом подтверждают отмеченную ранее тенденцию о «расплывчатом» характере восприятия молодыми людьми политических категорий и готовности участвовать в общественно-политической жизни, в то же время полученные эмпирические данные показывают более многогранный формат восприятия традиций в российском обществе, далеко не всегда ограничивая какими-либо индивидуалистическими жизненными установками. Данная публикация продолжает научный анализ затронутой проблематики в контексте реализуемой политики государства по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей как одного из национальных приоритетов государства.
Отдельное исследовательское поле представляют собой регионы ресурсного типа, ориентированные на развитие добывающих отраслей производства. В таких регионах зачастую сформированы неблагоприятные социально-культурные и экологические условия. Так, в Кемеровской области - Кузбассе (далее - Кузбасс) на фоне сложной экологической ситуации сохраняется устойчивая тенденция населения к миграции, прежде всего, среди молодого поколения. По данным Кемеровостата, количество уехавших за 2023 г. составило 57 243 человека, прибывших 53 753 человека, миграционная убыль составила 3 490 человек (в 2022 г. 5 176 человек) [10]. В настоящее время прилагаются усилия со стороны органов региональной власти по созданию привлекательной образовательной среды для молодежи в рамках реализации федерального проекта по созданию в Кузбассе межвузовского кампуса [11]. Подобные мероприятия не только направлены на снижение миграции в регионе, но и фактически акцентируют внимание на усилении образовательной и
воспитательной траектории вузов, которые формируют и профессиональные компетенции выпускников, и политическую культуру молодежи.
Целью статьи явилось сопоставление традиционных приоритетов в системе ценностно-мировозренческих ориентаций студентов Кемеровской области - Кузбасса, а также выявление взаимосвязи между формируемыми ценностями в среде молодежи под воздействием образовательной траектории вузов региона.
Необходимо отметить, что авторы рассматривают политическую культуру с позиции национальной гордости, где политическая культура есть некая совокупность эмоциональных оценок населения. Как пишут Г. Алмонд и С. Верба, социологические опросы, проведенные в пяти разных по форме государствах, показали, что национальная гордость не всегда связывается с политическими институтами. Так, для немцев она определяется экономическими результатами, «характеристиками немцев как народа (бережливость, чистоплотность, большое трудолюбие и эффективность)». При этом факторы образования и профессионального (должностного) уровня не всегда имеют ограниченное воздействие на национальную гордость, что свидетельствует об отчуждении от политической системы [12. С. 103].
В основу статьи положен анализ результатов четырех фокус-групп (п = 45), проведенных авторами в мае 2024 г. среди студентов-бакалавров 2-3-х курсов в вузах Кузбасса - Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) и Кузбасском государственном аграрном университете им. В.Н. Полецкова (КузГАУ). По тендерному соотношению состав участников определялся спецификой вузов: в КузГАУ количество девушек и юношей составляло по 50%, в КемГИК - девушек 80%, юношей - 20%. В исследовании приняли участие студенты факультета социально-культурных технологий и социально-гуманитарного факультета (КемГИК) и факультета технологического предпринимательства (КузГАУ).
Результаты и их обсуждение
Ответы на вопрос, связанный с пониманием молодыми людьми понятий «традиционные ценности» и «духовно-нравственные ценности», показали, что студенты разграничивают между собой эти понятия. В то же время независимо от места обучения традиционные ценности воспринимаются как явление, стандартизированное для всего общества, в свою очередь, духовно-нравственные ценности, напротив, связываются чаще всего с личностным развитием человека.
- Традиционные ценности - это ценности, которые переходят из поколения в поколение, вечные ценности. Духовно-нравственные ценности близки к морали. Они могут между собой пересекаться (КемГИК).
- Традиционные ценности - это устоявшиеся ценности, переносимые из поколения в поколение. Духовно-нравственные - либо человек сам в себе их закаляет, либо навязываются обществом. Духовно-нравственные ценности у человека под влиянием личностных изменений могут меняться (КемГИК).
- Традиционные ценности - это то, что обществом стандартизировано. Традиционные ценности для меня - это работа, семья, муж, жена, дети, дача. Духовные ценности - это то, к чему мы стараемся стремиться, то, что мы стараемся поддерживать в своем развитии (КузГАУ).
Отношение респондентов к вопросу традиционных ценностей с позиции личностного восприятия показывает сходство ответов студентов двух вузов в отношении значимости института семьи. Однако если студенты КемГИК отмечают важность духовно-нравственных и социальных категорий (в частности, знаковые праздничные даты и личные качества человека), то для студентов КузГАУ в качестве приоритета выступают профессиональные и материальные ценности (работа, образование, дети и пр.). Отдельные высказывания приведены ниже:
- 9 мая наиболее значимая для нас традиционная ценность и то, что мы чтим эту традицию павших людей. Любая другая традиция будет менее важна, потому что, если бы не победили, то все остальное просто не было бы важным (КемГИК).
- Наиболее важное - это институт семьи. Семья как ячейка общества (КемГИК).
- Я бы хотела отметить и институт образования. Люди обязательно должны развиваться, чтобы двигать вперед себя, нашу науку, открывать что-то новое, достигать новых результатов (КемГИК).
- Приоритеты - работа, семья, уважение старших. Модель семьи -мужчина в семье главный (КузГА У).
- Помимо семейных ценностей важны еще религиозные традиции и историческая память (КузГАУ).
В то же время при обращении к содержанию понимания семейных ценностей независимо от места обучения студенты придерживаются достаточно близких позиций, отмечая значимость при построении собственных семей финансовой составляющей, которая, в свою очередь, требует времени, усилий и поэтапности в создании семьи: получение образования, карьера и только после этого возможно построение семьи. Поэтому создание собственной семьи, по мнению большинства респондентов, - приоритет долгосрочной перспективы, а не ближайшего времени.
Респонденты имели возможность высказать свое мнение и о других традиционных ценностях - культуре, религии, сохранении русского языка. Высказанные мнения показали, что все отмеченные традиционные ценности имеют для современной молодежи значимость. Респонденты отмечали, что общим моментом в рассмотренных ценностях выступает склонность к изменчивости, трансформации с течением времени, что позволяет и культуре, и русскому языку развиваться, а самому обществу предоставляет возможность выбора. Независимо от места обучения студенты не давали отрицательных оценок появлению в русском языке иностранных слов (англицизмов); главное - «сохранять русский язык и не давать другому языку менять его». Молодежь беспокоит «феномен осквернения культуры, когда сносятся памятники воинам ВОВ и при этом возводятся памятники героям нацизма», что оценивается даже «не как утрата культуры, а ее осквернение». В своем большинстве студенты не являются глубоко религиозными людьми, считают, что навязывать религиозные убеждения нельзя, а значимость сохранения религии заключается в ее сохранении как символа веры («любому человеку важно во что-то верить»).
Студентам было предложено выразить свое мнение относительно проблем в сфере культуры, которые больше всего их волнуют, и готовности при желании
повлиять на ситуацию. По данному вопросу большую активность и желание высказаться проявили студенты КемГИК. При этом в ответах мнения совпадают в таком аспекте, как значимость для студентов свободы самовыражения.
- Свобода слова меня волнует. Ее нет. Мой профессиональный опыт в сфере культуры показывает, что везде есть ограничения. Свобода в моем понимании - это внесение новых предложений и их реализация (КемГИК).
- Культура становится принудительной. Нет возможности реализовать свою собственную идею, проработать ее с момента появления и воплотить в жизнь (КемГИК).
- Проблема Кузбасса в том, что нет культурных пространств для молодежи. Особенно зимой (КемГИК).
- У нас есть политическая цензура. Есть цензура в вузах (КузГАУ).
- Мне кажется главная проблема среди молодежи в сфере культуры -это проблема ограничения самовыражения и свободы слова. Это сужает возможности для молодежи заниматься творчеством (КузГАУ).
Обобщая полученные данные, нами сделаны следующие выводы.
Результаты социологического исследования показывают в целом схожую направленность во взглядах студенческой молодежи на традиционные ценности независимо от места получения высшего образования. Если студенты КемГИК через освоение дисциплин культурологической направленности («Основы государственной культурной политики РФ», «Культурология», «Народная художественная культура» и др.) еще больше формируют свою убежденность в важности культуры как фундамента российской государственности, в свою очередь, привитие в системе образования студенческой молодежи КузГАУ предпринимательских навыков («Экономика предприятий АПК», «Производственный менеджмент», «Предпринимательское право») воспитывает в молодых людях традиционные стереотипы в восприятии семейных ценностей, а профессиональный рост на селе становится некой установкой и личностного роста, и развития аграрного сектора Кузбасса. В определенной мере нивелированию различий в системе высшего образования способствует внедрение апробированных ранее общегуманитарных дисциплин («История», «Философия», «Правоведение»), а также введенных новых в текущей политической конъектуре (курсы «Основы российской государственности», «Основы военной подготовки»).
Полученные результаты показывают, что молодые люди более склонны к созданию традиционной семьи с главной ролью мужчины, а девушки не придают в текущий момент времени большого внимания принципам организации семейных отношений. Оба пола, принимая значимость семьи для развития государства, к созданию собственной семьи подходят достаточно последовательно и видят необходимость создания первоначально фундамента в виде полученного образования и успешной карьеры, а уже после этого появляется возможность создания семьи и рождения детей. Респонденты, обучающиеся в КузГАУ, в своих ответах в большей мере оперируют материальными ценностями (доход, карьера), студенты вуза культуры, напротив, склонны к духовно-нравственным категориям, хотя также отмечают важность материального благополучия при создании семьи.
Важное значение студенты вузов (среди студентов КемГИК это отмечал практически каждый второй респондент) придают категории свободы, в том числе в сфере культуры. При этом речь не идет о понимании свободы как
политической конструкции, а скорее как гражданско-правовой, где важную роль играет свобода самовыражения и реализации себя как личности в творческом процессе, образовательной или профессиональной деятельности. Заслуживают внимания ответы респондентов относительно изменений, происходящих в культуре, религии и русском языке. Молодежь воспринимает данные изменения как развитие, прогресс, движение вперед. У нее не вызывают серьезного беспокойства изменения в культуре или русском языке, что, возможно, следует связывать с возрастными особенности респондентов. Однако при всей гибкости позиции молодежь достаточно четко и бескомпромиссно высказывается против искажения исторической памяти в культуре нашей страны, фактов осквернения русской культуры и языка.
Заключение
Проведенное исследование вносит определенные ориентиры в проведении дальнейших исследований традиционных ценностей молодежи как значимого компонента политической культуры населения. Образовательная траектория вузов с разной специализацией, как показало исследование, не оказывает существенных различий на формирование мировоззрения молодых людей, однако выстраивает определенную систему ценностных категорий и опосредованность жизненных приоритетов, в частности по шкале «материальное-моральное». В то же время сходство мнений респондентов в отношении реализуемого политического вектора страны на укрепление традиционных духовно-нравственных основ государственности подчеркивает весомое место образовательной траектории и воспитательной работы среди студенчества кузбасских вузов.
Отметим, что ценностно-мировозренческие ориентации молодежи как основа политической культуры - это скорее не система взглядов на политические процессы и деятельность политических институтов, а совокупность эмоциональных оценок молодежи на социокультурные аспекты современной реальности - семейные ценности, уважительное отношение к религии, культуре, русскому языку и историческому наследию, что позволяет утверждать о взаимосвязи в системе ценностей молодежи политического и социокультурного мира.
Список источников
1. КохИ.А., Бирюкова Т.С., Скутин А.С. Политическая культура студенческой молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6, № 2. С. 18-36. doi: 10.21684/2411-7897-2020-6-2-18-36
2. Расторгуев С.В. Политическая идентичность и политическая культура современной российской молодежи // Власть. 2023. Т. 31, № 4. С. 126-131. doi: 10.31171/vlast. v31i4.9702
3. Воробьев А.П., КонстантиноваМ.В., ЕременкоМ.С. Политическая культура молодежи: гражданственность в политическом сознании и поведении // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 162-171. doi: 10.17223/1998863Х/63/16
4. Евгеньева Т.В., Евгеньев В.А. Политические представления и ценности российской молодежи в контексте их историко-культурных оснований // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 3. С. 94-100. doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-94-100
5. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В., Антонов Д.Е. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 2. С. 63-71. doi: 10.26794/2226-7867-2021-11 -2-63-71
6. Седова Л.И. Традиционные ценности в структуре этнокультурной идентичности современной молодежи // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2021. № 2. С. 87-102.
7. Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 5. С. 6-16. doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16
8. Анисимова Т.Г. Традиционные ценности современной студенческой молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 5 (76). С. 5063.
9. МатвееваЕ.В., Алагоз А.В., ПаничкинаЕ.В., Асхакова А.П. Феномен культуры в системе ценностных представлений студенческой молодежи Кузбасса (на материалах фокусированных интервью) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 129138. doi: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-129-138
10. Оперативные итоги естественного и механического движения населения за 2023 год. Кемеровостат. URL: https://42.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ЕДН%20и%20миграция_за% 202023^pdf (дата обращения: 20.06.2024).
11. Концепцию межвузовского кампуса обсуждают на стратегической сессии в КуZбассе. Интернет-ресурс Администрации Правительства Кузбасса. URL: https://ako.ru/news/detail/kontseptsiyu-mezhvuzovskogo-kampusa-obsuzhdayut-na-strategicheskoy-sessii-v-kuzbasse (дата обращения: 20.06.2024).
12. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М. : Мысль, 2014. 500 с.
References
1. Kokh, I.A., Biryukova, T.S. & Skutin, A.S. (2020) Politicheskaya kul'tura studencheskoy molodezhi [Political culture of student youth]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie ipravovye issledovaniya. 6(2). pp. 18-36.
2. Rastorguev, S.V. (2023) Politicheskaya identichnost' i politicheskaya kul'tura sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Political identity and political culture of modern Russian youth]. Vlast'. 31(4). pp. 126-131.
3. Vorobiev, A.P., Konstantinova, M.V. & Eremenko, M.S. (2021) Political Culture of Youth: Civic Consciousness in Political Consciousness and Behavior. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya -Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 63. pp. 162-171. (In Russian). DOI: 10.17223/1998863X/63/16
4. Evgenieva, T.V. & Evgeniev, V.A. (2023) Politicheskie predstavleniya i tsennosti rossiyskoy molodezhi v kontekste ikh istoriko-kul'turnykh osnovaniy [Political ideas and values of Russian youth in the context of their historical and cultural foundations]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 13(3). pp. 94-100.
5. Evgenieva, T.V., Selezneva, A.V. & Antonov, D.E. (2021) Politicheskaya kul'tura rossiyskoy studencheskoy molodezhi: tsennostnye, obrazno-simvolicheskie i povedencheskie aspekty [Political culture of Russian student youth: Value, figurative, symbolic and behavioral aspects]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 11(2). pp. 63-71.
6. Sedova, L.I. (2021) Traditsionnye tsennosti v strukture etnokul'turnoy identichnosti sovremennoy molodezhi [Traditional values in the structure of ethnocultural identity of modern youth]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta Dubna. Seriya: Nauki o cheloveke i obshchestve. 2. pp. 87-102.
7. Sklyarova, N.Y. & Brodovskaya, E.V. (2023) Traditsionnye rossiyskie dukhovno-nravstvennye tsennosti v sisteme zhiznennykh prioritetov molodezhi, poluchayushchey pedagogicheskoe obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii [Traditional Russian spiritual and moral values in the system of life priorities of young people receiving pedagogical education in the Russian Federation]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 13(5). pp. 6-16.
8. Anisimova, T.G. (2019) Traditsionnye tsennosti sovremennoy studencheskoy molodezhi [Traditional values of modern student youth]. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 5(76). pp. 50-63.
9. Matveeva, E.V., Alagoz, A.V., Panichkina, E.V. & Askhakova, A.P. (2023) Fenomen kul'tury v sisteme tsennostnykh predstavleniy studencheskoy molodezhi Kuzbassa (na materialakh fokusirovannykh interv'yu) [The phenomenon of culture in the system of values of Kuzbass student youth (based on materials from focused interviews)]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 29(1). pp. 129-138.
10. Kemerovostat. (2023) Operativnye itogi estestvennogo i mekhanicheskogo dvizheniya nase-leniya za 2023 god [Operational results of natural and mechanical movement of the population for 2023]. [Online] Available from: https://42.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ЕДН%20и%20мигра-ция_за%202023г.pdf (Accessed: 20th June 2024).
11. Administration of the Government of Kuzbass. (n.d.) Kontseptsiyu mezhvuzovskogo kampusa obsuzhdayut na strategicheskoy sessii v Kuzbasse [The concept of an interuniversity campus is discussed at a strategic session in Kuzbass]. [Online] Available from: https://ako.ru/news/detail/kon-tseptsiyu-mezhvuzovskogo-kampusa-obsuzhdayut-na-strategicheskoy-sessii-v-kuzbasse (Accessed: 20th June 2024).
12. Almond, G. & Verba, S. (2014) Grazhdanskaya kul'tura: politicheskie ustanovki i demokra-tiya vpyati stranakh [Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Countries]. Moscow: Mysl'.
Сведения об авторах:
Матвеева Е.В. - доктор политических наук, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]
Шилова А.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и агробизнеса Кузбасского государственного аграрного университета им. В.Н. Полецкова (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]
Сат А.В. - кандидат политических наук, руководитель Центра социологических исследований Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва (Кызыл, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Matveeva E.V. - Dr. Sci. (Political Science), professor of the Department of Cultural Studies, Philosophy and Art History of Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shilova A.E. - Cand. Sci. (Economics), associate professor of the Department of Management and Agribusiness Kuzbass State Agrarian University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: shilova. [email protected]
Sat A.V. - Cand. Sci. (Political Science), ead of the Center for Sociological Research, Tuva Institute for Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva (Kyzyl, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.06.2024; одобрена после рецензирования 16.09.2024; принята к публикации 21.10.2024;
The article was submitted 25.06.2024; approved after reviewing 16.09.2024; accepted for publication 21.10.2024