МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СТЕРЕОТИПЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ, МЕДИЙНЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТЫ»
9-10 декабря 2015 года
УДК 124.5
В.Н. Дежнев, О.В. Новикова, г. Шадринск
Традиционные ценности: к определению понятия
В данной статье рассмотрены актуальность проблемы определения понятия традиционных ценностей, основные подходы к выявлению сущности и раскрытию содержание этого явления в соотнесении их с консервативными, национальными, нетрадиционными и новационными ценностями, основные характеристики традиционных ценностей.
Ценности, традиция, традиционные ценности.
V.N. Dezhnev, O.V. Novikova, Shadrinsk
Defining of the term "traditional values"
The article states the problem of defining the term «traditional values» to be topical. To solve this problem the authors discusse some approaches to indicate the essence and to describe the content of the term as well as its main characteristics. The authors also differentiate the term «traditional values» from such terms as "conservative values ", "national values ", "alternative values ", "innovative values ".
Keywords: values, traditions, traditional values.
Понятие «традиционные ценности» в последнее время имеет весьма широкое хождение, причем вкладываемый в него смысл чаще всего не раскрывается. Это дало повод назвать словосочетание «наши традиционные ценности» идеологической мантрой [7]. Хотя и имеются исследования, в которых в разной степени затрагивается вопрос традиционных ценностей [4; 5; 6], но это сделано только в связи другими рассматриваемыми проблемами. Современная российская политическая, информационная, воспитательная практика настойчиво требует определенной ясности в понимание традиционных ценностей.
Исключительная важность проблемы сущности традиционных ценностей, их роли и места в мировом развитии, в настоящем и будущем России определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, тем, что все более явственно обозначился крах попытки глобализации мира на основе западных, выдаваемых за универсальные, цивилизационных ценностей. Фактическая цель унификации мира по западным образцам с одновременным руководством со стороны Запада в своих интересах встречает как минимум неприятие, а кое-где и сопротивление, в том числе и вооруженное. В духовной сфере западный проект
глобализации воспринимается как покушение на глубинные смысложизненные основы этносов, наций, государств, цивилизаций, переформатирование их, результатом чего станет потеря идентичности, корневых живительных связей, потеря возможности сопротивления смертельно чуждым влияниям.
Вместе с тем и Запад, прежде всего европейский, постепенно отрекаясь от своей христианской цивилизационной основы, оказался перед возможностью потери своей идентичности, особенно в условиях роста в составе населения мусульманского субстрата. Выходцы из мусульманских стран сохраняют свою обособленность как следствие, с одной стороны, нежелания ассимилироваться в чуждой культуре, а с другой - фактической невозможностью это сделать по финансовым, образовательным и иным причинам. Перспективы выхода из сложившейся ситуации при отсутствии исторического опыта проживания в многоэтничных, многоконфессиональных государствах весьма туманны.
Перед странами не западного мира встала задача определения своего пути, выработки видения своего будущего и перспектив мирового развития. В целом оно сводится к тому, что в политике должен сохраняться суверенитет, равноправие в отношениях, свобода выбора, взаимовыгодное сотрудничество, в духовной сфере -отсутствие идеологического диктата, сохранение национальной, цивилизационной идентичности, опора на традиционные ценности.
В России осуществление такого подхода будет сопряжено с определенными трудностями, вытекающими из особенностей нашего исторического развития. В первую очередь это связано с тем, что по своим историческим корням Россия в большей степени европейская христианская страна, но со значительной долей присутствия мусульманской, буддийской и иных культур. Это предостерегает от абсолютизации возврата к этническим ценностям как основы формирования идентичности народов Российской Федерации. Вместе с тем, понимание нашей общности в христианских корнях не должно затушевывать грани, отделяющей восточно-православные ценности от западных католических и протестантских. На протяжении веков соборность, коллективизм, возможность личностной реализации только в процессе общего дела, противостояли западным ценностям индивидуализма, верховенства ценности личности и личного спасения.
Проблемой является и то, что Россия в последнюю четверть века пыталась вписаться в западный цивилизационный проект. Произошел, по сути, отказ от своих духовных завоеваний, внедрение в образование и воспитание, в информационную сферу далеко не лучших западных образцов, слепое копирование и перенос их на отечественную почву. Не отрицая необходимости взаимодействия, взаимообогащения цивилизаций и культур, необходимо отделять зерна от плевел, тем более что многое чуждое нашей традиции уже проросло и требует соответствующих действий.
Обращаясь к проблеме опоры на традиционные ценности, необходимо определиться в том, какие ценности считать традиционными. Очевидно, что здесь нельзя ограничиться лишь их перечислением, необходимо выявить их сущность, место в системе ценностей, связи и взаимообусловленности, детерминированность природно-географической средой, особенностями становления русского и других этносов, своеобразием развития российского общества, государственности, всей великой и трагичной историей нашей страны. Каждый этап исторического развития и становления вносил свою лепту в ценностные представления.
Осмысление традиционных ценностей, практическая ориентация на них в воспитании требуют также учета современного момента мировой истории, места и роли в нем нашей страны, нашего народа. Наше лидирующее участие в духовном противостоянии, участие в вооруженной борьбе в далеко не лучших экономических условиях требуют опоры на исторический духовный опыт, мобилизации духовных сил народа в фактически идущей, где-то явно, где-то скрыто, войне, в которой мы должны выйти победителями. И традиционные ценности станут важным фактором победы.
Приступая к определению того, что такое традиционные ценности, можно выделить несколько подходов, которые помогут выявить сущность и раскрыть содержание этого явления.
Традиционные ценности можно определить как ценности консервативные, выражающие идеологическую приверженность традиционным порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей [1; 2]. При этом не отрицаются и изменения, но изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.
Другой подход к понятию традиционных ценностей - это ценности религиозные. Действительно, религиозные ценности, являющиеся ориентиром поведения верующих людей и определяющие их действия и поступки, выходят далеко за рамки религиозных общин и организаций, являют пример для людей нерелигиозных, влияют на общество в целом, на деятельность органов государства. Религия и религиозные организации являются хранителями и охранителями традиционных ценностей, в том числе тех, которые не имеют непосредственно религиозного истока и впрямую не связаны с религиозной верой. Поэтому, не сводя традиционные ценности только к религиозным, следует учесть, что ценности традиционных для общества религий являются важной составляющей традиционных ценностей. Религиозные институты традиционных религий играют важную роль в сохранении, поддержании и укреплении всей системы традиционных ценностей.
Еще один подход к традиционным ценностям - это ценности национальные, народные, национально-этнографические, национально-религиозные. Конечно, нельзя отрицать принадлежность к традиционным ценностям совокупности духовных идеалов и поведенческих традиций тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие [3]. Но нельзя и отождествлять традиционные ценности с ценностями национальными, что может вести к национализму. Это крайне опасно в нашей многоэтничной стране, необходимо сверять эти ценности и вытекающие из них поступки и поведение с реальными интересами нации, с отношениями с другими нациями. Неверно было бы и сводить традиционные ценности к внешним этнографическим проявлениям в одежде, обрядах, праздниках и т.д., что будет недопустимым упрощением, особенно в плане формирования традиционных ценностей как цели воспитания.
Очевидно, что традиционные ценности противопоставляются нетрадиционным и новационным ценностям. Отнесение тех или иных ценностей к традиционным, нетрадиционным либо новационным должно соотноситься с достаточно определенными критериями, которыми может быть то, что несет конкретная ценность для человека, семьи, общества, цивилизации, человечества, культуры, моральных устоев: развитие и духовное возвышение либо регресс и деградацию. Существующее сейчас острое противостояние в ценностной сфере нетрадиционным трактовкам связано именно с борьбой за сохранение и
духовное возвышение человечества. А проводящиеся в России несколько десятилетий новации в сфере ценностей встречают отторжение у большей части россиян, но имеют и значительное число сторонников. Традиция не исключает изменений, появления нового, но выступает противником слепого заимствования и копирования, механического перенесения на отечественную почву чуждых, неприемлемых ценностей, тем более -против их насильственного насаждения.
На наш взгляд, к основным характеристикам традиционных ценностей можно отнести следующие:
- это ценности, имеющие истоки в прошлом, результат исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, цивилизации;
- это ценности базовые, фундаментальные, стержневые, основополагающие, системообразующие;
- это ценности, обеспечивающие идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций;
- это национальное, цивилизационное своеобразие понимания, принятия, актуализации общечеловеческих ценностей;
- это национальное, цивилизационное своеобразие выстраивания иерархии и системы ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грицанов, А.А. Консерватизм [Электронный ресурс] / А.А. Грицанов // Новейший философский словарь. - Минск : Книжный Дом, 1999. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/612^- 15.11.2015.
2. Консерватизм [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - 15.11.2015.
3. Крысько, В. Г. Ценности национальные [Текст] / В. Г. Крысько // Этнопсихологический словарь. - М. : МПСИ, 1999.
4. Костина, А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А.В. Костина // Знание. Понимание. Умение : электрон. журн. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/. - 15.11.2015.
5. Котова, С.А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / С.А. Котова. - М., 2014. - 23 с. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/21102014 177393 kotova. - 15.11.2015.
6. Николаев, Р. М. Традиционные ценности как концептуальная основа культурной идентичности [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Р. М. Николаев. - Екатеринбург, 2011. -24 с. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/traditsionnye-tsennosti-kak-kontseptualnaya-osnova-kulturnoy-identichnosti. - 15.11.2015.
7. Швыдкой, М. Терминологический туман [Электронный ресурс] / М. Швыдкой // Российская газета. -2015. - № 6644 (73). - 08.04.2015. - Режим доступа: www.rg.ru/2015/04/08/tuman.html. - 15.11.2015.
УДК 001
М.А. Колесников, г. Шадринск