Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА СТАБИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА СТАБИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

Актуальность тематики исследования продиктована тенденцией современного социума к индивидуализации, и происходит это на глобальном уровне. Стремясь к интеграции в свою жизнь всевозможных инноваций, человек утрачивает социальные связи, отказывается от традиций - базиса, на котором данные инновации строятся. В итоге происходит растворение уникальности и фундаментальных духовных ценностей, их вневременной сущности. Поэтому степень значимости традиций и ценностей должна быть четко определена. Иначе человек не сможет идентифицировать уникальность собственного «Я», а общество не будет в состоянии сохранить свое «Мы». Цель работы - проанализировать роль традиционных ценностей и возможности их сохранения, с одной стороны, и степени влияния на общество новых коммуникативных практик - с другой. Автор приходит к выводу о том, что трансформация ценностных ориентаций общества происходит под влиянием именно цифровых технологий и информационных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES AND NEW COMMUNICATIVE PRACTICES AS FACTORS INFLUENCING THE STABILITY OF RUSSIAN SOCIETY

The relevance of the topic is dictated by the trend of modern society towards individualization, and this is happening at the global level. Striving to integrate all kinds of innovations into his life, a person loses social ties, abandons traditions - the basis on which these innovations are built. As a result, the uniqueness and fundamental spiritual values, their timeless essence, are dissolved. Therefore, the degree of significance of traditions and values must be clearly defined. Otherwise, the individual will not be able to identify the uniqueness of his own “Self” and society will not be able to preserve its “We”. The aim of the study is to analyze the role of traditional values and the possibility of preserving them, on the one hand, as well as the degree of influence of new communicative practices on society, on the other hand. As a result, the author comes to the conclusion that the transformation of the value orientations of society occurs under the influence of digital technologies and information communications.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА СТАБИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 32-37. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 5. P. 32-37.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.3

Традиционные ценности и новые коммуникативные практики как факторы влияния на стабильность российского общества

Наталья Анатольевна Ореховская

Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, NAOrehovskaya@fa.ru

Аннотация. Актуальность тематики исследования продиктована тенденцией современного социума к индивидуализации, и происходит это на глобальном уровне. Стремясь к интеграции в свою жизнь всевозможных инноваций, человек утрачивает социальные связи, отказывается от традиций - базиса, на котором данные инновации строятся. В итоге происходит растворение уникальности и фундаментальных духовных ценностей, их вневременной сущности. Поэтому степень значимости традиций и ценностей должна быть четко определена. Иначе человек не сможет идентифицировать уникальность собственного «Я», а общество не будет в состоянии сохранить свое «Мы». Цель работы - проанализировать роль традиционных ценностей и возможности их сохранения, с одной стороны, и степени влияния на общество новых коммуникативных практик - с другой. Автор приходит к выводу о том, что трансформация ценностных ориентаций общества происходит под влиянием именно цифровых технологий и информационных коммуникаций.

Ключевые слова: традиционные ценности, традиции, культура, социально-коммуникативные практики, стабильность общества

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Для цитирования: Ореховская Н.А. Традиционные ценности и новые коммуникативные практики как факторы влияния на стабильность российского общества // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 32-37 https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.3.

Original article

Traditional Values and New Communicative Practices as Factors Influencing the Stability of Russian Society

Natalia A. Orekhovskaya

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, NAOrehovskaya@fa.ru

Abstract. The relevance of the topic is dictated by the trend of modern society towards individualization, and this is happening at the global level. Striving to integrate all kinds of innovations into his life, a person loses social ties, abandons traditions - the basis on which these innovations are built. As a result, the uniqueness and fundamental spiritual values, their timeless essence, are dissolved. Therefore, the degree of significance of traditions and values must be clearly defined. Otherwise, the individual will not be able to identify the uniqueness of his own "Self and society will not be able to preserve its "We". The aim of the study is to analyze the role of traditional values and the possibility of preserving them, on the one hand, as well as the degree of influence of new communicative practices on society, on the other hand. As a result, the author comes to the conclusion that the transformation of the value orientations of society occurs under the influence of digital technologies and information communications.

Keywords: traditional values, traditions, culture, socio-communicative practices, stability of society Funding: The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

For citation: Orekhovskaya, N.A. (2023) Traditional Values and New Communicative Practices as Factors Influencing the Stability of Russian Society. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 32-37 Available from: doi: 10.24158/fik.2023.5.3 (In Russian).

Введение. Краеугольным камнем в строении социума является не материальная сторона, а духовная компонента, она определяет устойчивость общества. Если духовные начала ослаблены, не избежать деструктивных процессов. И первым признаком внутреннего разрушения социума служит усиливающаяся в нем напряженность.

В результате падения духовности, и это мы видим на многочисленных исторических примерах, со сцены уходили великие цивилизации прошлого. Вот почему духовная безопасность всегда была и в наши дни становится все более актуальным культурным и общественным вопросом.

© Ореховская Н.А., 2023

Культура и цивилизация зиждутся на фундаменте ценностей и традиций. Культура - это не только произведения искусства, научные открытия и достижения, уровень экономической развитости, политика. Культура - это то, как личность и общество воспринимают мир сквозь призму традиций и ценностей. Без этого невозможна культурная идентификация.

Обзор литературы. Традиция представляет собой социальный феномен. Она затрагивает отдельную личность, предусматривая ее потребности, которые указывают на социализацию и социальную обусловленность (Мигунова, 2015). Следуя традициям, упрощается процесс четкого структурирования общественной жизни и жизни самого индивидуума. Социум, лишенный традиций, ослаблен и нестабилен, лишен самобытности, он утрачивает историческую перспективу.

Традиция является одним из первых шаблонов, по которым можно систематизировать и структурировать культурно-социальный опыт человека. Она служит основой норм и правил в общественно-культурном пространстве. Ее формирование и проявление затрагивают все инструменты, используемые общественным сознанием для духовного освоения действительности (Аверьянов, 2000). Традиция вплетена в жизненное полотно социальной идеологии, в психологию личности, а те в свою очередь обуславливают тенденции ее развития и формирования.

Один из аспектов исследований - анализ роли традиционных ценностей в формировании национальной идентичности российского общества. В работе «Традиционные ценности в контексте формирования национальной идентичности в России» (Савинов, Касабуцкая, 2019) анализируется взаимосвязь общенациональных ценностей, которые могут стать основой стабильности и долгосрочного развития в условиях полиэтнического общества, переживающего социально-политические трансформации и потерю идеологических ориентиров. Рассматривается двойственная роль ценностей в жизни общества: с одной стороны, они формируют традиции и действуют на сохранение системы, с другой - выступают ориентирами будущего, источником развития и инноваций в обществе. Национальные ценности представляются в работе как ядро политической культуры и духовной жизни общества, «скрепы» народного единства, не противоречащие ценностям отдельных этносов.

Другие исследования сосредоточены на анализе влияния традиционных ценностей на политическую стабильность. В работе А.А. Серебряковой «Традиционные семейные ценности в современном российском обществе» (Серебрякова, 2019) обращается внимание на важность укрепления традиционных ценностей для поддержания стабильности социума в периоды политических и экономических кризисов. Семья на протяжении своего исторического развития сохраняет особую значимость для общества. Но с трансформацией общественного уклада изменяются и подходы к пониманию семейных ценностей.

Также важным аспектом является анализ традиционных ценностей с точки зрения национальной безопасности. В работе К.Ю. Щенниковой «Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России» (Щенникова, 2017) подробно исследуются такие уникальные характеристики российского общества, как общинность, семейственность, приоритет идеального над материальным. Отмечается, что, максимально точно определив ценности через объективную оценку современного состояния общества и знание его истории (понятия «традиции», «ценности», «культура»), можно выстраивать политику для достижения единения народов России.

Выводы перечисленных исследований свидетельствуют о том, что традиционные ценности имеют особое значение для сохранения стабильности общества в России. Однако в условиях быстрого развития технологий и глобализации их функции в общественной жизни могут оказаться невостребованными.

Традиционные ценности относятся к разряду многогранных социальных явлений. Они проявляют себя во всех аспектах общественного сознания. Это - комплекс норм, отображающих связь практик духовного, экономического и социального характера, применяемых в целях высвечивания общественного культурного кода, выработанного за множество поколений (Шевченко, 2022).

В результате научно-технического прогресса, социально-политических трансформаций, экономической перестройки общества, ставших отличительной чертой последних двух столетий, мир стремительно изменился. Человечество вошло в эпоху глобализации и универсализации социума. Приверженцы марксизма, фрейдизма, постмодернизма и прочих похожих течений уверяют, что культурные и традиционно-ценностные установки отрицательно влияют на личность, что они подавляют человеческие свободы, а главным инструментом этого подавления выступают именно культурные ограничители (Omarova et al., 2018).

Дискуссия по проблеме. В современный социум внедряется новая этика. Она утверждает собственные идеалы, отличающиеся от ценностей в классическом их представлении. Однако традиционные общества, к которым относится и Россия, совсем не готовы интегрировать в себя новый морально-нравственный кодекс. Русский человек не стремится отказаться от традиций, сложившихся в его социуме за многие века, ведь именно они используются им в качестве своеобразной призмы, сквозь которую происходит восприятие окружающего мира. Если российское общество лишить традиционных ценностей, то под угрозой исчезновения окажется и народная культура, и само бытие народа.

Можно возразить, что, придерживаясь высказанной выше позиции, индивидуум подчиняет себя прошлому. Это ведет к риску замедления и полной остановки развития. Но освоение традиций и многовековых ценностей обогащает каждое новое поколение, трансформирует его, не разрушая фундаментальных основ, несущих миссию главного хранителя народа, нации, культуры, цивилизации. Через традиции и обычаи закрепляются все общественные достижения тысячелетней истории (Свинцова, 2022). Кроме того, они помогают поддерживать относительную стабильность в конкретно взятом социуме.

Проблематика решения вопроса о традициях и ценностях приобрела сегодня неоспоримую актуальность. Связано это с тем, что сейчас общественное существование человека невероятно усложнилось. С одной стороны, идут неумолимые процессы глобализации, а с другой - так не хочется раствориться в единообразии универсального бытия, поэтому в противовес глобализации возник процесс этнической локализации. Управлять человечеством стала также и созданная им цифровая среда. Зарождается универсальная модель личности, свободно перемещающейся в коммуникационном пространстве интернета (Andrews et al., 2017). При этом человек все более отдаляется от осознания своей индивидуальности и неиндивидуальности.

Таким образом, на первый план выходят задачи переосмысления проблематики человека. Нужно заново научить его определять собственное место в бытии, формировать личностные качества и ценностные ориентиры. В этом отношении традициям отводится важная роль. Они укажут путь к духовному обновлению личности и социума. В них сконцентрированы знания о человеке, обществе, коммуникативных практиках, накопленные столетиями. Традиции взаимной духовной рефлексии позволят сохранить, укрепить индивидуума и сам социум, а они тождественны сами себе и не могут раствориться в равнодушной культуре симулякров.

Современная цивилизация неспроста названа массовой. Базируется она на высокоразвитой индустрии, СМИ, глобальной компьютеризации, массовой культуре. Бесспорно, она способствует преумножению социальных связей, но, к сожалению, традиционные семейные, дружеские, родственные, коллективные коннекторы - рушит.

Разумеется, социализация личности является важным аспектом для массового общества, но сам способ, которым осуществляется контакт человека с социумом, в корне трансформировался. Связи теперь не имеют большой значимости, а личность стала максимально независимой. Но это -палка о двух концах. Негативным моментом в полученной самостоятельности является то, что теперь якобы свободный человек вынужден заново искать нечто, что позволит ему ликвидировать свою неуверенность, сгенерированную потерей важной духовной компоненты в механизмах мотивации и управления поведением. Он нуждается в чем-то прочном, устоявшемся, проверенном временем.

Пропасть между индивидуальными и социальными ценностями растет. Люди страдают двойственностью и мозаичностью в восприятии себя и окружающего мира. Развивается неудовлетворенность и социальная апатия. Для массовой цивилизации характерна нестабильность. Внутри нее формируется неуверенная, беспокойная личность. И, напротив, - благодаря традициям и традиционным связям общество воспитывает уверенного и стабильного человека.

В массовом социуме происходит обезличивание и форм общественной жизни, и самой личности. Человек отрывается от собственных родовых корней, Родины, становясь просто жителем планеты - биороботом, которого легко заменить другой функциональной машиной. Но если сконцентрироваться на духовных и культурных ценностях, проблему кризиса современного общества можно преодолеть. Сначала требуется осознать, что мы имеем дело именно с аксиологическим кризисом. Нужно сравнить ложные ценности современного урбанистического социума с истинными - традиционными, наполненными мудростью, красотой и благостью.

Как сберечь правильное восприятие духовно-нравственных традиций и ценностей у нового поколения россиян? Ответ на этот вопрос имеет архиважное значение в деле формирования мировоззренческих ориентиров в современном отечественном социуме, в котором традиционные духовно-нравственные ценности постепенно утрачивают свою значимость.

Если мы хотим возродить и усилить внутреннюю матрицу культуры и народа, на которой зиждется все, начиная с духовной сферы и заканчивая экономикой, правом и социально-политической жизнью, необходимо следовать традиционным ценностям. Они определяют процессы, по которым развивается общество. Традиции духовности и культуры не перенимаются молодежью в исконном виде, они интерпретируются ею, адаптируются под реальность. Впитывая их, молодежь принимает прошлое своего народа и его будущее.

Потеряв свою культуру и традиции, мы будем вынуждены смириться с чуждыми духовно-нравственными установками. Конечно, нововведения обогащают, но бездумно следовать им -значит получить лавину социальных и личностных проблем, так как будет утрачено понимание собственной самости и отдельным человеком, и самим народом. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций» (Данилевский, 1991).

Результат. Примеры российской истории убеждают, что без объединительной идеи успех социальных преобразований, экономических и политических реформ, ориентированных на общественное совершенство и социальный прогресс, невозможен. Такая идея обязательно должна подкрепляться духовно-нравственными принципами и нормами. Реализуя их, можно добиться усиления позиций культуры, народа, государственности.

Единую идею можно отыскать в традиционных ценностях любой культуры, любого народа. Она является предпосылкой к самосохранению социума и реализуется двумя путями: через сбережение и рационализацию применения духовного наследия; через обновление и творческое осмысление для построения более совершенного общества. В труде «Земля родная» академик Д. Лихачев выразился так: «Народ, создающий высокий национальный идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее вершинам, ибо только вершины возвышаются над веками» (Лихачев, 1983).

Чтобы внедрение традиционных ценностей в социум было эффективным, они должны включаться в материальную и духовную области современного бытия. Благодаря фактору материально-духовного дискурса поддерживается стабильность и преемственность в развитии общества. Наблюдается системное влияние традиций на общественные отношения. Функции, которые они при этом выполняют, заключаются в регуляции отношений в социуме, в аккумуляции и трансляции опыта, знаний и народной мудрости, а также в воспитании новых поколений.

Феномен традиций отличается устойчивостью и жизнеспособностью. Это его главные атрибуты. Независимо от того, что в их среде происходят постоянные трансформации, неизбежные на фоне исторической канвы событий, эти изменения никак не затрагивают сути - основополагающего ядра традиций. Этот фундамент имеет характер общечеловеческий и никак не зависит от времени. Как определял Н.Я. Данилевский, «народ - конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое» (Данилевский, 1991).

Если мы уйдем от традиционных ценностей, есть опасность утраты духовной опоры, а без нее невозможно создание морального общества. Социум без духовности и морали захлебнется в водовороте гедонизма, нигилизма, потребительского угара, преступных настроений и рассыплется.

Создать здоровое общество нам удастся только тогда, когда политика и образование будут ориентированы на сохранение и преумножение ценностей. Духовность и нравственность - фундамент, на котором воспитывается ответственное поколение, защищенное от политических манипуляций.

Современный социум недостаточно четко представляет, какие потери он может понести в случае разрушения системы традиционных ценностей, ведь он находится под влиянием массовой культуры. Компьютеризация и новейшие технологии все прочнее вплетаются во все сферы человеческой жизнедеятельности, и процесс этот уже невозможно обратить вспять. Прогресс технологий расширяет возможности заменять ценности традиционные на ценности массовые. Культура масс трансформирует духовно-нравственные нормы, расставляет собственные маркеры, модернизирует их. Настоящие ценности подменяются ничего не стоящими копиями. Стирается исконный смысл духовности и нравственности, а ведь они являются детерминантами развития общества.

У глобальных процессов, особенно связанных с универсализацией культуры, есть особенность - заставлять современного индивидуума задумываться над вопросом «Кто я такой? Я - один из безликой массы, или я - носитель уникальной культуры?». Каждому человеку свойственно стремление выделить себя в качестве уникального «Я», но возможно это исключительно при условии сохранения собственной культуры, корнями уходящей в благодатную почву традиций. Человеку необходимо и осознание субъективного духа, произрастающее из осознания объективного духа социума, и осознание своей персоны в роли воплощения ценностей, свойственных только Homo Ethikus. Данная человеческая сущность создается такими феноменами, как духовность и нравственность.

Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI веке, по мнению многих исследователей, предполагает «анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей» (Гончаров, Попова, 2015).

Чтобы сформировать полноценную личность, принимающую активное участие в развитии общества, укрепляющую духовно-нравственные ориентиры, хранящую социальную память и код своей культуры, образование должно обратить внимание на традиции и духовно-нравственные ценности. Этот инструмент позволит воспитать поколение, которое станет бережно относиться и к корням, и к кроне древа собственного культурного наследия. Традиции и духовно-нравственные ценности могут передаваться только при использовании специальных социально-коммуникативных практик. Последние следует определять как осознанные действия, нацеленные на преобразование окружающего мира и социума. Однако в социально-гуманитарных науках современности этому термину присваиваются все новые и новые смыслы, что усугубляет его значимость в деле постижения общества.

К социально-коммуникативным практикам, связанным с информационными коммуникациями, применяются чаще всего следующие подходы:

- феноменологический, который утверждает, что социальная реальность создается человеком самостоятельно путем интерпретирования смыслов мира;

- структуралистский, основанный на структурности, которая отвечает за формирование мыслительных процессов и оказывает влияние на человеческую деятельность;

- марксистский, который предполагает использование социальной практики как инструмента, преобразующего деятельность человека.

Вывод. Анализ современных коммуникативных практик вынуждает применять все три подхода, так как основные тенденции в трансформации социума прослеживаются главным образом в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Они перестраивают структуры общественных связей, создают новые их разновидности. Идет целенаправленное преобразование общества. Но чем глубже исследование, тем больше появляется вопросов. Например, информационно-коммуникативные практики образуют структуры, отражающиеся на мыслительных процессах личности. Благодаря информатизации и виртуализации, как демонстрирует феноменологический подход, порождаются множественные интерпретации смыслов мира. И это на сегодняшний день является фактом социальной действительности.

Список источников:

Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-е - 90-е годы XX века) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 68-77.

Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 574 с.

Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. 320 с.

Мигунова М.Г. Традиция как феномен социокультруного наследия // Kant. 2015. № 2 (15). С. 24-27.

Савин С.Д., Касабуцкая М.С. Общенациональные российские ценности в контексте формирования коллективной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12, № 1. С. 82-97. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.106.

Свинцова М.Н. Трансформация межпоколенческой преемственности на фоне исторических потрясений в России в первой четверти XX в. // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 2 (50). С. 119-125. https://doi. org/10.51609/2079-3499_2022_13_02_119.

Серебрякова А.А. Традиционные семейные ценности в современном российском обществе // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). С. 57-59.

Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция. М., 2005. 272 с.

Шевченко О.В. К вопросу о духовном развитии личности в виртуальной среде // Власть. 2022. Т. 30, № 3. С. 172-176. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9063.

Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть. 2017. Т. 25, № 1. С. 159-164.

Andrews B., Watson P.J., Chen Z.J., Morris R.J. Postmodernism, Positive Psychology and Post-Traumatic Growth within a Christian Ideological Surround // Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 12, iss. 5. P. 489-500. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1228004.

Omarova L.B., Kalimullin A.M., Grudtsina L.Y., Korzhuev A.V., Zhukova M.Y. Philosophical Antropology in Postmodernism // XLinguae. 2018. Vol. 11, iss. 3. P. 76-85. https://doi.org/10.18355/xl.2018.11.03.07.

References:

Andrews, B., Watson, P. J., Chen, Z. J. & Morris, R. J. (2017) Postmodernism, Positive Psychology and Post-Traumatic Growth within a Christian Ideological Surround. Journal of Positive Psychology. 12 (5), 489-500. Available from: doi:10.1080/17439760.2016.1228004.

Aver'yanov, V. V. (2000) Traditsiya i traditsionalizm v nauchnoi i obshchestvennoi mysli Rossii (60-e - 90-e gody XX veka) [Tradition and Traditionalism in Scientific and Social Thought in Russia (1960s-1990s of the XX Century)]. Social Sciences and Contemporary World. (1), 68-77. (In Russian).

Chistov, K. V. (2005) Fol'klor. Tekst. Traditsiya [Folklore. Text. Tradition]. Moscow. 272 р. (In Russian).

Danilevskii, N. Ya. (1991) Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow. 574 р. (In Russian).

Goncharov, V. N. & Popova, N. A. (2015) Spiritual and Moral Values in System of the Public Relations. Fundamental'nye issledovaniya. (2-7), 1566-1569. (In Russian).

□kl^ch^y D. S. (1983) Zemlya rodnaya [Native Land]. Moscow. 320 р. (In Russian).

Migunova, M. G. (2015) Tradition as a Phenomenon Sociocultural Heritage. Kant. (2 (15)), 24-27. (In Russian).

Omarova, L. B., Kalimullin, A. M., Grudtsina, L. Y., Korzhuev, A. V. & Zhukova, M. Y. (2018) Philosophical Antropology in Postmodernism. XLinguae. 11 (3), 76-85. Available from: doi:10.18355/xl.2018.11.03.07.

Savin S. D. & Kasabutskaya, M. S. (2019) Russian National Values in Terms of the Development of Collective Identity. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. 12 (1), 82-97. Available from: doi:10.21638/spbu12.2019.106. (In Russian).

Serebryakova, A. A. (2019) Traditional Family Values in Modern Russian Society. Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. (9 (177)), 57-59. (In Russian).

Shchennikova, K. Yu. (2017) Traditional Values as a Factor of Conservation and Unity of Modern Russia. Vlast'. 25 (1), 159-164. (In Russian).

Shevchenko, O. V. (2022) To the Question of Spiritual Development of Personality in a Virtual Environment. Vlast'. 30 (3), 172-176. Available from: doi:10.31171/vlast.v30i3.9063. (In Russian).

Svintsova, M. N. (2022) Transformation of Intergenerational Continuity on the Background of Historical Upheavals in Russia in the First Quarter of the 20th Century. The Humanities and Education. 13 (2 (50)), 119-125. Available from: doi:10.51609/2079-3499_2022_13_02_119. (In Russian).

Информация об авторе Н.А. Ореховская - доктор философских наук, профессор департамента гуманитарных наук факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=556927

Information about the author N.A. Orekhovskaya - D.Phil., Professor, Department of Humanities, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=556927

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.