Научная статья на тему 'Традиционные способы обработки шкур диких животных в горно-лесной зоне Башкортостана: к проблеме башкиро-русского взаимодействия'

Традиционные способы обработки шкур диких животных в горно-лесной зоне Башкортостана: к проблеме башкиро-русского взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
595
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЫДЕЛКА И ОБРАБОТКА ШКУР / TRADITIONAL ACTIVITIES / CROSS-CULTURAL INTERACTION / TANNING / BASHKIR-RUSSIAN CONTACTS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

В статье рассмотрены особенности башкиро-русского взаимодействия в области традиционных занятий на примере обработки шкур диких животных у башкир и русских горно-лесной зоны Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with features of Bashkir-Russian contacts in the field of traditional activities, applied to tanning wild animals hides by Bashkirs and Russians (and some other ethnic groups) in the mountain-forest area of Bashkortastan.

Текст научной работы на тему «Традиционные способы обработки шкур диких животных в горно-лесной зоне Башкортостана: к проблеме башкиро-русского взаимодействия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249).

История. Вып. 48. С. 20-23.

З. Ф. Хасанова

ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ШКУР ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В ГОРНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ БАШКОРТОСТАНА:

К ПРОБЛЕМЕ БАШКИРО-РУССКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1

В статье рассмотрены особенности башкиро-русского взаимодействия в области традиционных занятий на примере обработки шкур диких животных у башкир и русских горнолесной зоны Республики Башкортостан.

Ключевые слова: традиционные занятия, межэтнические взаимодействия, выделка и об-

работка шкур.

Процесс выделки кожи у башкир относится к числу древнейших домашних производств. Натуральные шкуры и кожи являлись распространенным материалом для изготовления одежды, обуви, головных уборов, разнообразных предметов хозяйственно-бытового назначения и снаряжения охотника-воина: мешков, чехлов, сумок, футляров, колчанов, налучий, ремней, сбруи, а также разнообразных сосудов для приготовления и хранения молочных продуктов у всех скотоводов-кочевников. В условиях горно-лесной зоны в хозяйстве башкир большую роль играла охота и вследствие этого, проживающие в горах Южного Урала башкиры активно использовали в быту шкуры не только домашних, но и диких животных. В уральских лесах обитали лось, косуля, медведь, рысь, волк, норка, барсук, белка, куница2. Еще в XVIII в., по свидетельству П. С. Палла-са, на территории Башкортостана водились северные олени: «...в еловниках при Уфе и по всей части лесной сей страны даже до Камы кроме другой красной дичи, находятся лапландские олени, по башкирски юше, которые часто выходят большими стадами, и смотря по рогам их должны быть не столь рослы, как ближе к северу водящиеся»3. Подтверждением этого является сохранившееся в языке название замши ‘болан куне’ (‘оленья кожа’). Верхнюю одежду шили из шкур рыси, волка, медведя, мягкие сапожки и комнатные туфли - из козьей кожи. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы. Как отмечает С. Н. Шитова, среди всех народов, населяющих Урало-Поволжский регион, башкир отличало широкое использование животного сырья при изготовлении различных изделий4.

В процессе выделки шкуры у башкирского народа было много общего с другими тюр-

коязычными и монголоязычными народами. Наиболее определенно линия культурных аналогий связывает их с казахами, киргизами и некоторыми народами Южной Сибири (южными алтайцами, тувинцами). Иногда она продолжается и за пределами отмеченной территории, касаясь якутов, бурят, гораздо реже монголов. Все вышеперечисленные народы, как и башкиры, в обработке шкуры использовали кисломолочные продукты5. Об использовании башкирами при обработке шкур молочных продуктов писали исследователи XVIII в.6 И. Г. Георги про обработку шкур башкирами сообщал следующее: «Мягкую рухлядь [шкуру животного. - З. Х.] вымачивают они в кислом молоке.»7.

Определенное влияние на хозяйство и культуру башкир оказывало пришлое русское население, переселившееся в горно-лесную зону во второй половине XVIII в.8 Это влияние отразилось в том числе и в домашнем производстве. В свою очередь, башкиры также оказывали влияние на русских, что проявлялось в формах и названиях элементов одежды, предметов быта и традиционного хозяйства9.

В данной работе будут рассмотрены особенности башкиро-русского взаимодействия на примере обработки шкур диких животных у башкир и русских горно-лесной зоны Республики Башкортостан (Белорецкий и Ду-ванский районы).

Способы снятия шкуры диких животных у башкир и русских очень похожи. Существует три таких метода: пластом (ковром), трубкой и чулком. Пластом (ковром) снимают шкуру медведя, барсука, сурка, суслика, хомяка, крота, трубкой - шкурки с большинства пушных зверей. Чулком с закрытым огузком снимают шкурки с горностая, ласки, лисы,

волка10. После снятия шкуры остатки мяса и жира соскабливают охотничьим ножом. Шкуру медведя сразу засыпают солью, затем ее складывают. По словам информаторов, после соли легче снимать мездру.

Шкуры диких животных делятся на жирные и нежирные, поэтому способы их выделки отличаются. Жирные шкуры приходится обрабатывать несколько раз. К жирным относятся шкуры медведя, бобра, норки, енота, барсука, к нежирным - волка, лисы, зайца.

Следующий этап - выделка. В основном выделкой шкуры занимались сами охотники, реже давали ее на обработку местным мастерам, поскольку она требовала особого умения и опыта. С тщательностью обрабатывали заячьи, беличьи шкурки, так как их тонкая кожа требовала особой осторожности. Например, охотник С. Х. Баязитов из д. Габдюково Бело-рецкого района отдавал на обработку шкуры диких животных мастеру в с. Карламан11.

При сушке шкур диких животных и башкиры, и русские используют правилки. Их формы были различны, особенно - соотношения длины и ширины. Для каждого вида промыслового животного готовились отдельные правилки. Их изготавливал сам охотник. Русские делают правилки из толстой цельной деревянной доски (толщина 3-5 см, ширина -не более 40-45 см), заостренной с одного конца (см. рис. 1). Возможно, когда-то башкиры для правилок также использовали цельную доску, но сейчас правилки изготавливаются только из двух узких досок, соединенных вместе углом (см. рис. 2, 3 ). Расправлять шкурки необходимо было для равномерного просыхания мездры, для придания им правильной, красивой, близкой к естественной, формы. Без правилок сушат только шкуры белок.

Шкурку натягивали на правилку мехом внутрь без складок и морщин, передние и задние лапки размещали симметрично. Носик зверька и задние лапки закрепляли тонкими гвоздиками (на пару недель) до полного высыхания. Затем ее ставили в темное прохладное место.

После того, как шкура высохнет, ее намазывали квасом. Башкиры в обработке шкуры диких животных использовали квас из ржаной муки и перекисшего молока (КатыТС). Как говорят информаторы, этот квас наиболее эффективен и требует мало времени для броже-ния12. Русские, живущие на этой территории,

в выделке шкуры используют квас, полученный из овсяной, ржаной или пшеничной муки и воды. Они для получения кваса перечисленные выше продукты смешивают с водой до получения жидкой смеси. Затем смесь ставят в теплое место на неделю, чтобы она забродила. Башкиры для получения смеси в большую деревянную кадушку заливают закваску, затем настаивают несколько дней, пока идет брожение. Добавление муки в кисломолочные продукты пришло позже к башкирам, и, скорее всего, этот элемент заимствован у русских в конце XIX - начале XX в.

После того, как изнаночную сторону шкуры намазали квасом, ее сушат в темном сухом месте. Высохшую шкуру диких животных вновь очищают от остатков. Шкуру волка кладут на полукруглое бревно и чистят, выскабливая с помощью косы-горбуши. Шкуры пушных зверей чистят с помощью острого ножа или металлического скребка. Когда шкура становится гладкой, процесс чистки прекращается. Затем ее выворачивают «на волос» и вторично натягивают для досушивания, после этого, чтобы шкура стала мягкой, ее обычно мнут руками. Шкуру медведя мнут два человека, потому что она очень тяжелая. Снятая со взрослой особи животного шкура весит около 70-80 кг, если зимняя, то она еще тяжелее13.

Шкура медведя после того, как пролежала месяц, готова для снятия остатков мяса. Эта работа выполняется металлическим скребком с деревянной ручкой. Шкуру животного одевают на деревянную раму прямоугольной формы, сделанную специально для него. Шкура должна быть равномерно растянута, мездра не должна иметь морщин. Иногда ее просто кладут на горизонтальную поверхность и чистят с помощью косы-горбуши.

В методе обработке шкуры диких животных много общих моментов. Как отмечают информаторы башкиры и русские, тяжело обрабатывать шкуру медведя и бобра, легко -лисы и белки.

После того, как шкура была обработана, охотники ее продают. В начале XX в. лисья шуба стоила 100 р., в то время когда за лошадь просили 10 р.14 Башкиры шили верхнюю одежду из шкур рыси, волка, медведя; мягкие сапожки и комнатные туфли - из козьей кожи. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы15. В фондах Музея археологии и этнографии

ИЭИ УНЦ РАН хранится лисья шуба (ОФ-27-1), которая принадлежала богатой башкирке.

В состав русского традиционного костюма входила одежда, сшитая из шур как домашних, так и диких животных или отделанная мехом. Бытовали овчинные шубы, заячьи тулупы, у людей среднего достатка - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи шубы, а также шубы из горностаев16.

Рис. 1. Правилка для волка. Республика Башкортостан, Дуванский район, с. Вазне-сенка. Охотник В. А. Зырянов. Фото автора. 2009 г.

Рис. 3. Правилка для пушных зверей. Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Зуяково. Охотник А. Р. Ягафаров. Фото автора. 2010 г.

Нужно отметить, что в процессе обработки шкур почти все сырье шло в ход. Русское население медвежьи шкуры использовало как ковры и паласы, а медвежья желчь шла на лечение суставов. Ею же от бесплодия лечились как башкирки, так и русские женщины. Во время тяжелых родов женщину-башкирку пропускали сквозь растянутую волчью или медвежью губу. На территории современного

Рис. 2. Правилка для волка. Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы. Охотник М. Р. Нигаматов. Фото автора. 2010 г.

Рис. 4. Шкуры лисы и куницы после обработки. Республика Башкортостан, Белорец-кий район, с. Ассы. Охотник М. Р. Нигама-тов. Фото автора. 2010 г.

Бурзянского района РБ с целью облегчения родов по пояснице роженицы трижды проводят когтём медведя17.

Полевые материалы свидетельствуют о том, что и в настоящее время башкирское и русское население горно-лесной зоны Башкортостана сохранило традиционные способы обработки шкур диких животных. Обнаруженные параллели башкир с русскими, скорее всего, объясняются одинаковыми природно-климатическими условиями, общностью хозяйственных занятий, межэтническими контактами и взаимодействиями.

Примечания

1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного фонда (регионального конкурса«Урал: история, экономика, культура» 2011 г.). Проект 11-11-02006а/У.

2 Башкортостан : крат. энцикл. Уфа, 1996. С. 23.

3 Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 3, кн. 2. СПб., 1788. С. 20-21.

4 Бикбулатов, Н. В. Башкиры (этническая история и традиционная культура) / Н. В. Бикбулатов, Р. М. Юсупов, С. Н. Шитова, Ф. Ф. Фаты-хова. Уфа, 2002. С. 90.

5 Шитова, С. Н. Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в XIX - начале XX в. М., 1979. С. 169.

6 Георги, И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 2. О народах татарского племени. СПб., 1776. С. 9495; Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия. Ч. 2. СПб., 1802. С. 38-39.

7 Георги, И. Г. Указ. соч. С. 94-95.

8 Тарасов, Ю. М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала вторая половина XVIII - первая половина XIX в. М., 1984. С. 75.

9 Никонорова, Е. Е. Одежда русских Башкортостана в процессах межэтнического взаимодействия / Е. Е. Никонорова, Е. Н. Илларионова // Славянский мир : история и современность : сб. материалов круг. стола. Уфа, 2008. С. 41.

10 ПМА. Записано у Зырянова В. А., 1946 г. р., с. Вознесенка Дуванского района Республики Башкортостан. 2009-2011 гг.

11 ПМА. Записано у Баязитова С. Х., 1926 г. р., с. Габдюкова Белорецкого района Республики Башкортостан. 2010 г.

12 ПМА. Записано у Абсалямова М. Б., 1925 г. р., с. Шигаево Белорецкого района Республики Башкортостан . 2009 г.

13 ПМА. Записано у Фуфаева В. П., 1953 г. р., с. Метели Дуванского района Республики Башкортостан. 2009-2011 гг.

14 Кутушева, Г. Р. Традиционный костюм башкир и татар в Западном Башкортостане. Уфа, 2003. С. 70.

15 Бикбулатов, Н. В. Указ. соч. С. 90.

16 Бусыгин, Е. П. Среднее Поволжье и При-уралье (Казанская, Симбирская, Самарская, Уфимская и Оренбургская губерния) // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало XX в.) М., 1971. С. 194-232.

17 Бикбулатов, Н. В. Указ. соч. С. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.