Научная статья на тему 'Традиционные способы обработки шкуры животных в горно-лесной зоне Башкортостана (на примере Белорецкого района)'

Традиционные способы обработки шкуры животных в горно-лесной зоне Башкортостана (на примере Белорецкого района) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКУРА / ОБРАБОТКА / РЖАНОЙ КВАС / ШИЛА / СКРЕБОК / СТАНОК / SKIN / PROCESSING / RYE KVASS / AWL / SCRAPING KNIFE / WORK-BENCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

В статье использованы полевые материалы, собранные автором в Белорецком и Дуванском районах Республики Башкортостан 2008 г. Исследование затрагивает вопросы изготовления конской сбруи и пошива шубы из овечьей шкуры. Описываются традиционные способы и методы обработки шкуры у башкир в горно-лесной зоны в сравнение с другими народами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL ANIMAL SKIN PROCESSING IN MOUNTAIN-FOREST AREA OF BASHKORTOSTAN

The article is based on fieldwork material collected by the author in Beloretsk and Duvan districts of Bashkortostan in 2008. The study touches upon horse harness and sheepskin coat making, and compares traditional animal skin processing by Bashkirs of mountain-forest area with that of other ethnic groups of Russia.

Текст научной работы на тему «Традиционные способы обработки шкуры животных в горно-лесной зоне Башкортостана (на примере Белорецкого района)»

ECONOMIC LIFE OF SOUTH URALS RESIDENTS DURING MINING AND METALLURGICAL SHUTDOWN

I. V. Loseeva

Unique fieldwork and archive materials underlie the study of South Urals residents' economic life during the crisis in mining and metallurgical industry. The article reveals the nature, peculiarities, and consequences of transition from industrial production to domestic craft and peasant life pattern.

Key words: South Urals, Beloretsk district, iron-producing plants, V A. Senkevich' archive.

© 2010

З. Ф. Хасанова

ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ШКУРЫ ЖИВОТНЫХ В ГОРНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ БАШКОРТОСТАНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА)

В статье использованы полевые материалы, собранные автором в Бе-лорецком и Дуванском районах Республики Башкортостан 2008 г. Исследование затрагивает вопросы изготовления конской сбруи и пошива шубы из овечьей шкуры. Описываются традиционные способы и методы обработки шкуры у башкир в горно-лесной зоны в сравнение с другими народами России.

Ключевые слова: шкура, обработка, ржаной квас, шила, скребок, станок.

Cреди традиционных хозяйственных занятий башкир скотоводство занимало особое место. На протяжении многих веков оно определяло их уклад жизни и быта. Имея обширные земли, башкиры владели большим количеством скота — лошадьми, коровами, овцами, а также козами и верблюдами. Коневодство и овцеводство обеспечивали население кожей, шерстью. Башкирами использовались также шкуры крупного рогатого скота и диких животных, а также верблюжья шерсть и козий пух.

Как указывает С. Н. Шитова, среди всех народов, населяющих Урало-Поволжский регион, башкир отличало широкое использование животного сырья домашних животных при изготовлении различных изделий. Сохранившееся в языке название замши «оленья кожа» («болан ^не») позволяет предположить, что в прошлом башкиры занимались выделкой оленьей и лосиной шкур. Верхнюю одежду шили из шкур рыси, волка, медведя, мягкие сапожки и комнатные

туфли — из козьей кожи. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы1.

Кожа шла на изготовление не только одежды, но и бытовых предметов (посуда), конского снаряжения — сбруи. Башкирское население горно-лесной зоны также широко использовало шкуры животных в быту и хозяйстве. Для изготовления посуды, особенно при выделке кумысных сосудов, использовались лошадиные шкуры. Из них делали разнообразную по форме и размерам утварь — от емких мехов для хранения кумыса до небольших походных фляжек. Утилизировалось почти все сырье: из кожи головы сшивали подойники, из шеи — кадки или чаны, из ног — кумысные фляги-бутыли; массивная кожа туловища шла на выработку вместительных сосудов для сквашивания кумыса2.

Навыки обработки животного сырья у башкир, как и у многих полукочевых в прошлом народов Европы и Азии, были тесно связаны с традициями древних скотоводов, для которых было характерно употребление для выделки шкур и меха кисломолочных продуктов — перекисшей сырковой массы (эсе корот) или сыворотки. Как показали наши полевые исследования, последнее имело место и в горно-лесной зоне Башкортостана3.

В ходе сбора полевых материалов в Белорецком районе Республики Башкортостан в 2008 г. автором были записаны интересные факты, касающиеся изготовления конской сбруи и пошива шубы из овечьей шкуры. По сообщению М. Б. Абсалямова4 из д. Шигаево Белорецкого района, для пошива сбруи применялась только шкура крупного рогатого скота, поскольку шкура лошадей отличается меньшей прочностью.

Нужно отметить, что способы обработки кожи во многом зависели от образа жизни и типа хозяйствования. К примеру, чуваши, как и башкиры и представители других тюркских народов применяли кисель из ячменной и овсяной муки5. У татар и башкир, очень близких по культуре и языку народов, методы обработки шкуры у домашних животных отличались между собой. Татарские мастера использовали золу6, а башкиры — перекисшую сырковую массу (эсе корот).

Для пошива одежды использовали козьи и овечьи шкуры. Для ее обработки делали специальную закваску из ржаной муки и перекисшего молока (катык). Для этого большую деревянную кадушку заливают закваску, затем настаивают несколько дней, пока идет брожение. Иногда вместо муки использовали картофель.

После брожения в эту заготовку кладут шкуру на несколько дней, при этом переворачивают ее и смотрят, когда шкура начнет линять. Основную часть шкуры от шерсти отделяют обломком косы, а мягкую часть чистят челюстью барана (без зубов), затем кладут на специальное приспособление — станок. Станок изготовлен из дерева и представляет собой основу полукруглой формы и держится на двух ножках (рис. 1). После чего, очищенную от шерсти шкуру сушат в темном

1 Бикбулатов, Юсупов, Шитова, Фатыхова 2002, 90.

2 Шитова 1976, 148.

3 ПМА 2008, 2009.

4 Он занимается выделкой кожи более 50 лет, всегда применяя только традиционный метод. А. Б. Абсалямов изготавливает сбрую и обеспечивает всю деревню Шигаево, и даже соседние деревни (Уткалево, Хусаиново, Узянбаш, Рысыкаево, Новобельск и т. д.).

5 Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья 1993, 111.

6 ПМА 2009, Шангареева.

месте. Затем высохшую шкуру кладут на станок и мнут ее с двух сторон специальной палкой, сделанной из березы. После этого, чтобы она не высохла, смазывают дегтем7.

Рис. 1. Очистка от волосяного покрова шкуры с помощью косы-горбуши. Республика Башкортостан, Белорецкий район, С. Шигаево. Абсалямов М. Б. Фото автора. 2008 г.

Вся кожа утилизируется без отходов, оставшиеся лоскуты применяются в качестве ниток. Для соединения деталей используются различные шила (рис. 2), которые отличаются друг от друга формой и размерами, в соответствие с их на-значением8.

Указанный способ обработки кожи имеет определенные сходства с аналогичным процессом, который использовали башкиры во второй половине XVIII в. И. И. Лепехин в своей работе писал: «Снятую сырую кожу, разостлав на солнце, натягивают, сколько можно со всех сторон и прикрепляют небольшими колышками: натянув, соскабливают шерсть обломком горбуши, вделанным в дерево наподобие скобели, и держут кожу до тех пор, пока она высохнет, и берут по большей части до весны. Весной кладут их в коптелки... по происшествии, которого вре-

7 ПМА 2008, Абсалямов.

8 ПМА 2008, Юмагужин.

мени кожа у них совсем из дела выходит. Из так приготовленной кожи делают себе не только обувь: но и всю домашнюю утварь, как то ведро, кадушки и бутыли»9.

Рис. 2. Шила. Республика Башкортостан, Белорецкий район, С. Шигаево. Фото автора. 2008 г.

Рис. 3. Обработка овчины (по Шитовой С. Н., 2002)

9 Лепехин 1802, 38-39.

Что касается обработки овчины, по словам информатора Ф. А. Абсалямовой, берут шкуру нестриженого животного. Изнаночную сторону (тун), как и у крупного рогатого скота, обрабатывают специальной закваской, приготовленной из ржаной муки и перекисшего молока (катык), держат несколько дней, затем сушат. Овчину обрабатывают особым инструментом в виде деревянной рогатины-развилки с концами неодинаковой длины, между которыми помещается железный скребок — керге или ирэк. Для удобства шкуру чистят в подвешенном состоянии от мясных остатков: захватив верхнюю часть инструмента правой рукой, продевали ногу в ременную петлю на его длинном конце и производили со стороны мездры скоблящие движения10 (см. рис. 3). Идентичный по конструкции инструмент встречается и у других народов: народов Сибири (ханты и манси, кетов, алтайцев), русских и татар (рис. 4).

Рис. 4. Орудия для обработки овчины: 1 — у обских угров, 2 — у башкир (по Шитовой С. Н., 2002; Богордаевой А. А., 2006)

Например, аганские ханты шкуру перед обработкой разминали скребком в виде деревянной рукояти с вставленной в середину железной скобой. Демьянские ханты в конце XX в. после снятия шкуры сушили ее в течение трех дней, затем мездру чистили и разминали скребком оулт (прямая деревянная палка, куда вставлена металлическая пластина с загнутыми в противоположные стороны Г-образными концами длиной) и мялкой юутшоух (выгнутая деревянная палка длиной с вставленной металлической пластиной). Такие же скребки бытовали у северных хантов и ненцев в конце XVIII в.11

Аналогичное орудие было распространено у кетов, скребок которых состоял из рукояти из березового дерева и железного лезвия в виде пластины с расширяющимися, противоположно загнутыми концами, вставленного поперечно в отверстие посредине рукояти. У кетов встречались и скребки, лезвие которых представляло собой пластину с одним отогнутым острым концом12.

После этого очищенную шкуру моют несколько раз, чтобы избавиться от запаха и сушат. Затем шкуру стригут под одну длину в 3-5 см, в зависимости от ка-

10 ПМА 2008, Абсалямова.

11 Богордаева 2006, 23-24.

12 Алексеенко 1970, 223.

чества шерсти. Следующим этапом является окраска изнаночной стороны шкуры в черный, реже коричневый цвета, с использованием химических красителей. Как говорят информаторы, раньше красили природными средствами — корой различных деревьев, отварами трав и т. д. Завершающей стадией является пошив шубы. Этим занимались в основном женщины13.

Похожий способ по обработке шкуры овчины, распространенный среди башкирского населения южной половины Башкортостана и в Зауралье, в начале XX в. был описан С. И. Руденко: «Большие шкуры (овчины) они очищали от излишнего жира и мездры ножом и высушивали. Высохшую шкуру натирали сырым творогом (корот), свертывали с ним и квасили один-два дня. Иногда (на северо-востоке) шкуру предварительно вымачивали в сыворотке из-под корот, затем им же натирали. Просушенную после квашения шкуру выделывали (размягчали) особым инструментом (кирге), таким же, как ключ русских скорняков. Это был деревянный крюк, в котором укреплялась тупая железина, обломок косы, старый нож или что-либо подобное. Размятую шкуру иногда белили кусками мела (акбур)»14.

Таким образом, полевые материалы свидетельствуют, что и в настоящее время башкирское население горно-лесной зоны Башкортостана сохранило традиционные способы обработки шкуры домашних животных и изготовления из кожи одежды, конского снаряжения, орудий труда и других бытовых предметов. В то же время традиционные способы обработки шкур домашних животных у башкир отображают определенные черты сходства с приемами обработки шкур у других народов Урало -Поволжья и сопредельных территорий. Обнаруженные параллели, скорее всего, объясняются схожими природно-климатическими условиями, общностью хозяйственных занятий, межэтническими контактами и взаимодействиями.

БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеенко Е. А. 1970: Техника изготовления одежды у кетов // Одежда народов Сибири. Сборник статей музея антропологии и этнографии. / С. В. Иванов (ред.) Л., 422-136.

Бикбулатов Н. В., Юсупов Р.М., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. 2002: Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа.

Богордаева А.А. 2006. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск.

Лепехин И. И. 1802: Дневные записки путешествия. Ч.2. СПб.

ПМА 2008: Абсалямов М. Б., 1924 г.р., Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Шигаево.

ПМА 2008: Абсалямова Ф. А., 1928 г.р., Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Шигаево.

ПМА 2008: Юмагужин Т. Г., 1946 г.р., Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Новобельск.

ПМА. 2009: Шангареев Ф. Ф., 1924 г.р., Республика Башкортостан, Дуванский район, д. Улькунды.

ПМА. Записано от Абсалямовой Ф. А., 1928 г.р., Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Шигаево. 2008 г.

Руденко С. И. 2006: Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа.

13 ПМА 2008, Абсалямова.

14 Руденко 2006, 124-125.

Шитова С. Н. 1976: Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX в. / Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов (ред.). М., 146-169.

Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья 1993: Чебоксары.

TRADITIONAL ANIMAL SKIN PROCESSING IN MOUNTAIN-FOREST AREA

OF BASHKORTOSTAN

Z. F. Khasanova

The article is based on fieldwork material collected by the author in Beloretsk and Duvan districts of Bashkortostan in 2008. The study touches upon horse harness and sheepskin coat making, and compares traditional animal skin processing by Bashkirs of mountain-forest area with that of other ethnic groups of Russia.

Key words: Skin, processing, rye kvass, awl, scraping knife, work-bench.

© 2010

Ф. Г. Галиева (Ахатова) О ПОСИДЕЛКАХ РУССКОГО НАРОДА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В статье описаны посиделки русского населения Южного Урала, связанные с заготовкой капусты на зиму, плетением лаптей, изготовлением пряжи, вязанием чулок, которые проводились в осенне-зимний период земледельческого календаря и сопровождались пением песен и рассказами. Прослежена их жизнь со второй половины XIX столетия до наших дней.

Ключевые слова: посиделки, «засидки», «капустины вечера», газета «Оренбургский листок».

Сельскохозяйственный год русских в прошлом включал зимние, весенние, летние и осенние календарные циклы. На Южном Урале до наших дней, хотя и в сильно измененном, чаще всего фольклоризированном и реанимированном виде, дошли новогодние и рождественские обряды с колядованиями и ряжениями, Масленица с шумными проводами Зимы, катанием с горок и на лошадях, светлый праздник Троица с завиванием березок и плетением венков, языческий Иванов день с купаниями, поисками таиственных кладов. Фольклорно-этнографические экспедиции способны описать обрядовую жизнь одного-двух поколений людей1. Заглянуть же в более ранний период позволяет пресса прошлых столетий. К нашему удовлетворению, в середине и последней трети XIX столетия в Оренбурском крае, куда раньше входила и Башкирия, было даже популярно публиковать очерки и заметки о быте, культуре, фольклоре. Тому при-

1 Ахатова 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.