Научная статья на тему 'К проблеме башкиро-русских взаимодействий в Башкортостане (на примере обработки шкур диких животных)'

К проблеме башкиро-русских взаимодействий в Башкортостане (на примере обработки шкур диких животных) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / БАШКИРЫ / РУССКИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ETHNOLOGY / BASHKIRS / RUSSIANS / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

В статье рассмотрена традиционная обработка шкур диких животных у башкир и русских горно-лесной зоны Республики Башкортостан. В исследовании прослеживаются башкиро-русские параллели, касающиеся инструментов и средств обработки, методов съема шкур с животных, способов использования в быту и хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKIR-RUSSIAN INTERACTION IN BASHKORTOSTAN (BASED ON WILD ANIMAL SKIN TANNING)

The article deals with traditional tanning of wild animal skins by Bashkirs and Russians of Bashkortostan mountain-forest zone. The article traces Bashkir-Russian parallels between instruments, skinning and tanning techniques, household utilization.

Текст научной работы на тему «К проблеме башкиро-русских взаимодействий в Башкортостане (на примере обработки шкур диких животных)»

КУЛЬТУРА ЭТНОЛОГИЯ

© 2012

З. Ф. Хасанова

К ПРОБЛЕМЕ БАШКИРО-РУССКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В БАШКОРТОСТАНЕ (на примере обработки шкур диких животных)

В статье рассмотрена традиционная обработка шкур диких животных у башкир и русских горно-лесной зоны Республики Башкортостан. В исследовании прослеживаются башкиро-русские параллели, касающиеся инструментов и средств обработки, методов съема шкур с животных, способов использования в быту и хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: этнология, башкиры, русские, межэтнические взаимодействия

В прошлом в горно-лесной зоне Башкортостана обитало большое количество диких животных, которые служили объектом охоты башкир, русских и других народов — лось, косуля, медведь, рысь, волк, норка, барсук, белка, куница1. В результате контактов этих народов сложился общий пласт культуры при сохранении этнических особенностей.

Проживающие в горах Южного Урала башкиры активно использовали в быту шкуры не только домашних, но и диких животных. Еще в XVIII в., по свидетельству П. С. Палласа, на территории Башкортостана водились северные олени: «.. .в еловниках при Уфе и по всей части лесной сей страны даже до Камы кроме другой красной дичи, находятся лапландские олени, по-башкирски юше, которые часто выходят большими стадами, и смотря по рогам их должны быть не столь рослы, как ближе к северу водящиеся»2. Сохранившееся в языке название замши «болан куне» («оленья кожа») позволяет предположить, что в прошлом башкиры занимались выделкой оленьей и лосиной шкуры. Верхнюю одежду шили из шкур рыси, волка, медведя, мягкие сапожки и комнатные туфли — из козьей кожи. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы. Как отмечает С. Н. Шитова, среди всех народов, населяющих Урало-Поволжский регион, башкир отличало широкое использование животного сырья при изготовлении различных изделий3.

Хасанова Зифа Фаритовна — аспирант Института этнологических исследованием УНЦ РАН. E-mail: zifa.83@mail.ru

1 Шакуров 1996, 23.

2 Паллас 1778, 20-21.

3 Бикбулатов 2002, 90.

В процессе выделки шкуры у башкирского народа было много общего с тюр-коязычными и монголоязычными народами. Наиболее определенно линия культурных аналогий связывает их с казахами, киргизами и некоторыми народами Южной Сибири (южными алтайцами, тувинцами). Иногда она продолжается и за пределами отмеченной территории, касаясь якутов, бурят, гораздо реже монголов. Все вышеперечисленные народы, как и башкиры, в обработке шкуры использовали кисломолочные продукты4. Об использовании башкирами при обработке шкур молочных продуктов писали исследователи XVIII в.5. И. Г. Георги про обработку шкур башкирами сообщал следующее: «Мягкую рухлядь (шкуру животного — З.Х.) вымачивают они в кислом молоке.. .»6.

Определенное влияние на хозяйство и культуру башкир оказывало пришлое русское население, которые переселились в горно-лесную зону во второй половине XVIII в.7. Это влияние отразилось, в том числе и в домашнем производстве. В свою очередь, башкиры также оказывали влияние на русских, что проявлялись в формах и названиях элементов одежды, предметов быта и традиционного хозяйства8.

В данной работе будут рассмотрены особенности башкиро-русского взаимодействия на примере обработки шкур диких животных у башкир и русских горнолесной зоны Республики Башкортостан (Белорецкий и Дуванский районы).

Способы снятия шкуры диких животных у башкир и русских очень похожи. Существует три таких метода: пластом (ковром), трубкой и чулком. Пластом (ковром) снимают шкуру медведя, барсука, сурка, суслика, хомяка, крота, трубкой — шкурки с большинства пушных зверей. Чулком с закрытым огузком снимают шкурки с горностая, ласки, лисы, волка9. После снятия охотничьим ножом соскабливают со шкуры остатки мяса и жира. На шкуру медведя сразу насыпают соль, затем ее складывают. По словам информаторов, после соли легче снимать мездру.

Шкуры диких животных делятся на жирные и нежирные, поэтому способы их выделки отличаются. Жирные шкуры приходится обрабатывать несколько раз. К жирным относятся шкуры медведя, бобра, норки, енота, барсука, к нежирным — волка, лисы, зайца.

Следующий этап — выделка. В основном выделкой шкуры занимались сами охотники, реже давали ее на обработку местным мастерам, поскольку она требовала особого умения и опыта. С тщательностью обрабатывали заячьи, беличьи шкурки, так как их тонкая кожа требовало особой осторожности. Например, охотник С. Х. Баязитов из д. Габдюково Белорецкого района отдавал на обработку шкуры диких животных мастеру в с. Карламан10.

При сушке шкур диких животных и башкиры, и русские используют правилки. Их формы были различны, особенно — соотношения длины и ширины. Для каждого вида промыслового животного готовились отдельные правилки.

4 Шитова 1979, 169.

5 Георги 1778, 94-95; Лепехин 1802, 38-39.

6 Георги 1778, 94-95.

7 Тарасов 1984, 75.

8 Никонорова. 2008, 41.

9 ПМА 2009.

10 ПМА 2010.

402

ХАСАНОВА

Их изготавливал сам охотник. Русские делают правилки из толстой цельной деревянной доски (толщина 3-5 см, ширина — не более 40-45 см), заостренной с одного конца. Возможно, когда-то башкиры для правилок также использовали цельную доску, но сейчас правилки изготавливаются только из двух узких досок, соединенных вместе углом. Расправлять шкурки необходимо было для равномерного просыхания мездры, для придания им правильной, красивой, близкой к естественной формы. Без правилок сушат только шкуры белок.

Шкурку натягивали на правилку мехом внутрь без складок и морщин, передние и задние лапки размещали симметрично. Носик зверька и задние лапки закрепляли тонкими гвоздиками (на пару недель) до полного высыхания. Затем ее ставили в темное прохладное место.

После того как шкура высохнет, ее намазывали квасом. Башкиры в обработке шкуры диких животных использовали квас из ржаной муки и перекисшего молока ("Каты"К). Как говорят информаторы, этот квас наиболее эффективен и требует мало времени для брожения11. Русские, живущие на этой территории, в выделке шкуры используют квас, полученный из овсяной, ржаной или пшеничной муки и воды. Они для получения кваса перечисленные выше продукты смешивают с водой до получения жидкой смеси. Затем смесь ставят в теплое место на неделю, чтобы она забродила. Башкиры для получения смеси в большую деревянную кадушку заливают закваску, затем настаивают несколько дней, пока идет брожение. Добавление муки в кисломолочные продукты пришло позже к башкирам, и скорее всего этот элемент заимствован у русских в конце XIX — начале XX вв.

После того, как изнаночную сторону шкуры намазали квасом, ее сушат в темном сухом месте. Высохшую шкуру диких животных вновь очищают от остатков. Шкуру волка кладут на полукруглое бревно и чистят, соскабливая с помощью косы-горбуши. Шкуры пушных зверей чистят с помощью острого ножа или металлического скребка. Когда шкура становится гладкой, процесс чистки прекращается. Затем ее выворачивают «на волос» и вторично натягивают для досушивания, после этого, чтобы шкура стала мягкой, ее обычно мнут руками. Шкуру медведя мнут два человека, потому что она очень тяжелая. Снятая со взрослой особи животного шкура весит около 70-80 кг, если зимняя, то она еще тяжелее 12.

Шкура медведя после того, как пролежала месяц, готова для снятия остатков мяса. Эта работа выполняется металлическим скребком с деревянной ручкой. Шкуру животного надевают на деревянную раму прямоугольной формы, сделанную специально для него. Шкура должна быть равномерно растянута, мездра не должна иметь морщин. Иногда ее просто кладут на горизонтальную поверхность и чистят с помощью косы-горбуши.

В методе обработке шкуры диких животных много общих моментов. Как отмечают информаторы — башкиры и русские, тяжело обрабатывать шкуру медведя и бобра, легко — лисы и белки.

После того как шкура была обработана, охотники ее продают. В начале XX в. лисья шуба стоила 100 рублей, в то время когда за лошадь просили 10 рублей13. Башкиры шили верхнюю одежду из шкур рыси, волка, медведя; мягкие сапожки

11 ПМА 2009.

12 ПМА 2009-2010.

13 Кутушева 2003, 70.

и комнатные туфли — из козьей кожи. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы14. В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УНЦ РАН хранится лисья шуба (ОФ-27-1), которая принадлежала богатой башкирке.

В состав русского традиционного костюма входила одежда, сшитая из шур как домашних, так и диких жвотных или отделанная мехом. Бытовали овчинные шубы, заячьи тулупы, у людей среднего сословия — беличьи и куньи, у богатых — собольи и лисьи шубы, а также шубы из горностаев15.

В процессе обработки шкур почти все сырье шло в ход. Русское население медвежьи шкуры использовало как ковры и паласы, а медвежья желчь шла на лечение суставов. Ею же от бесплодия лечились как башкирки, так и русские женщины. И русские, и башкиры употребляли в пищу медвежье мясо. Во время тяжелых родов женщину башкирку пропускали сквозь растянутую волчью или медвежью губу. На территории современного Бурзянского района РБ с целью облегчения родов по пояснице роженицы трижды проводят когтём медведя16.

Полевые материалы свидетельствуют о том, что и в настоящее время башкирское и русское население горно-лесной зоны Башкортостана сохранило традиционные способы обработки шкур диких животных. Обнаруженные параллели башкир с русскими объясняются одинаковыми природно-климатическими условиями, общностью хозяйственных занятий, межэтническими контактами и взаимодействиями.

ЛИТЕРАТУРА

Бикбулатов Н. В. 2002: Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа.

Бусыгин Е. П. 1971: Среднее Поволжье и Приуралье (Казанская, Симбирская, Самарская, Уфимская и Оренбургская губерния) // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX — начало XX в.) М., 194-232.

Георги И. Г. 1776: Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 2. О народах татарского племени. СПб.

Кутушева Г. Р. 2003: Традиционный костюм башкир и татар в Западном Башкортостане. Уфа.

Лепехин И. И. 1802: Дневные записки путешествия. Ч. 2. СПб.

Никонорова Е. Е. 2008: Никонорова Е. Е., Илларионова Е. Н. Одежда русских Башкортостана в процессах межэтнического взаимодействия // Славянский мир: история и современность: сборник материалов круглого стола. Уфа, 40-48.

Паллас П. С. 1788: Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 3. Кн. 2. СПб.

Тарасов Ю.М. 1984: Русская крестьянская колонизация Южного Урала вторая половина XVIII — первая половина XIX вв. М.

Шакуров Р. З. 1996: Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа.

Шитова С. Н. 1979: Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX в. М., 146-170.

14 Бикбулатов 2002, 90.

15 Бусыгин 1971, 194-232.

16 Бикбулатов 2002, 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.