Научная статья на тему 'Традиционные представления башкир о возникновении мира'

Традиционные представления башкир о возникновении мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
562
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ НАРОД / ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ЭПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фишер Екатерина Александровна

В данной статье анализируются традиционные представления башкирского народа о возникновении мира. На основе анализа древнейшего фольклорного произведения башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», появляется понимание о космогонических представлениях древних башкир. Носители мифологического сознания были убеждены, что до появления суши существовало лишь водное, мрачное, бесконечное пространство. Затем, путем титанических усилий героя Урала, появилась суша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные представления башкир о возникновении мира»

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАШКИР О ВОЗНИКНОВЕНИИ МИРА Фишер Е.А.

Фишер Екатерина Александровна - магистрант, кафедра отечественной истории, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в данной статье анализируются традиционные представления башкирского народа о возникновении мира. На основе анализа древнейшего фольклорного произведения - башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», появляется понимание о космогонических представлениях древних башкир. Носители мифологического сознания были убеждены, что до появления суши существовало лишь водное, мрачное, бесконечное пространство. Затем, путем титанических усилий героя Урала, появилась суша.

Ключевые слова: башкирский народ, возникновение мира, пространство, время, эпос.

Еще в начале X века, в записках секретаря посольства арабов к волжским булгарам

- Ахмеда Ибн-Фадлана, были описаны первые представления башкир о божествах. Ибн-Фадлан общался с башкирами того времени, когда отправился на Волгу в 921922 гг., и выяснил, что башкирский народ верит в то, что над ними двенадцать господов: « у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь». Но также существует и тринадцатый господь, который на небе, и он самый большой из всех. Таким образом, мы можем полагать, что башкиры X века верили, что над ними 13 божеств, самым главным, из которых был господь Неба.

Эпос «Урал-батыр», является древнейшем фольклорным произведением башкирского народа. Он передавался из уст в уста, но не просто так, как детская сказка, которую можно было услышать в любом доме, это был сакральный текст, которым владели только хранители тайных знаний. Лишь они решали кому и в какое благоприятное время доверить космогонические знания предков. Очень много тайн просто угасали, вместе со старцами, не найдя для себя благоприятного времени или же достойного хранителя. Эпос «Урал-батыр» долгие годы был недоступным, пока в 1910 году его не зафиксировал Мухаметша Бурангулов (башкирский собиратель фольклора). В эпосе говорится, что первоначально не было ничего кроме мглы (монар) (и если миру когда-нибудь суждено исчезнуть, то он канет в ту же мглу), далее появился туман, создавший мировые воды, водный хаос, который описан как море (|дицге§), он безграничен, он повсюду. Вода в мифологии многих народов мира

— «первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса... Вода — это среда, агент и принцип всеобщего значения и порождения. В роли женского начала вода выступает как аналог материнского лона и чрева.» Живой мир не может существовать без воды, так же как и растительный, поэтому вода -фундаментальная стихия мироздания, которая дает жизнь, но может ее и отнять. Водный хаос имеет двойственное, абсолютно противоположное значение, жизнь и смерть. Эту двойственность мы как раз можем наблюдать в эпосе «Урал-батыр», когда владыка подводного мира настроен к башкирским батырам, пришедших к нему в царство, очень враждебно, а после одаривает их огромными табунами коней и другого скота. В этом безграничном, беспорядочном водном хаосе возникает некое место «бер урын», суша, где появляются первые люди- Янбирде (мужчина) и Янбика (женщина). Именно с этой точки запускается процесс сотворения мира. В эпосе не объясняется откуда именно они возникли, только указано, что чудом спаслись после потопа. Мы вполне можем предположить, что Янбика и Янбирде (йэн- душа)

являются неким подобием мирового духа, которые впоследствии материализовались в виде Урала и Шульгана (сыновья Янбике и Янбирде). Подобная космогоническая система наблюдается в различных национальных сказаниях, например, в древнекитайском мифе о сотворении Мира. В нем указано, что до Неба и Земли существовал лишь Хаос, в котором постепенно рождаются два духа Инь и Ян, в последствии создавших Мир.

По ходу повествования эпоса «Урал-батыр», появляется чудо-птица Хумай, которая повествует о том, что, когда была только мгла, и до появления «некоего места», над этим бесконечными беспросветным хаосом раньше всего появился ее отец - Самрау, царь птиц. И Хумай описывает его: Мой отец - повелитель птиц-Всюду пару себе искал, Но не было такой на земле. Чтобы равную отыскать, Кинулся отец к небесам, Встретил Солнце с Луною там, Всей душою их полюбил. Родилось у него двое детей. Ни я с сестрой сводной своей, Ни отец наш болезней не знали, Смерти власть мы не признавали. Отец мой и поныне властвует там.

Судя по этому отрывку, можно полагать, что Самрау является главнейшим из богов, имеет силу над всеми тремя мирами- небесный, земной, подземный. Именно Самрау является самым древним божеством, отраженным в башкирской мифологии.

Из всего вышесказанного следует, что сначала была мгла, затем появился водный хаос, над которым возник Самрау, после которого образовалось «некое место», а затем и Мировой дух, воплотившийся в Шульгана и Урала. В эпосе они внешне описаны как люди, для простоты и ясности, но ничего общего с людьми они не имеют. Можно сказать, что люди вообще не играют в эпосе никакой роли, являясь просто серой массой, никак не влияющих на сюжет.

Шульган и Урал, первоначально, не испытывают к друг другу никаких непримиримостей, но с течением сюжета их жизнь превращается во вражду, с совершенно полярными, противоречивыми друг другу действиями. Урал-батыр создает светлый, добрый мир (якты донъя), удобный для жизни, ухаживая за ним и облагораживая. Шульган же, старший брат, становится владыкой подводного царства. Не зря он является старшим братом и повелителем подземного мира, так как первоначальнее всего был водный хаос. Шульган олицетворяет зло, тьму и страх, он уходит в нижний мир, а Урал- добро и свет, возвышается в верхний.

Мир начинает развиваться и расти, после того как два брата отправляются в странствие. Чем дальше они отходят от своего «некоего места», тем больше становится мир, наполняясь как положительными, так и отрицательными свойствами. В эпосе, всюду, куда приходит Урал, из воды поднимается суша, которая представлена как «гора» (тау). Однако водный хаос отступает не так просто, а после титанических усилий Урал-батыра. Он смешивает и разрубает хаос на части, подобно пахтанью, с помощью волшебной сабли и посоха и только тогда возникает суша. Возводить мир ему помогают его сыновья Яайык, Нугуш, Идель, и сын Шульгана-Сакмар. Батыры олицетворяют в себе части света и являются их хранителями. Так, Яйык получает северную часть света, Нугуш - южной сторону, Идель олицетворяет западную часть, ну а Сакмар восточную. Завершив обход света, Урал заканчивает мироустройство и погибает, оставляя мир на попечении детей. Ученые историки Е.А. Кладникова и А.А. Вигасин сошлись во мнении, что Урал-батыр, завершая свою

миссию по устройству мира, проходя весь путь в течение одного года, подобно светилу, идущему по небосводу, обязан исчезнуть, чтобы возродиться вновь.

Четыре брата - это последователи Урала. Они борются против прислужников Шульгана, помогая всему живому. Они прорубают русла четырех рек (Яик, Нугуш, Идель и Сакмар) и даруют народам воду. По берегам этих рек расселяется народ, под которым понимаются башкиры.

Все события, относящиеся к эпосу «Урал-батыр», подразумеваются происходящими на Южном Урале. Таким образом, древние предки башкирского народа, которые и создали этот эпос, отразили свои представления о создании Мира (донъя), с его светлой и темной стороной.

Список литературы

1. Аверин С.С. Мифы народов мира: Энциклопедия. Москва, 1980. Т. 1. 1147 с.

2. Башкирский народный эпос «Урал-Батыр». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www/knigogid.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

3. ВигасинА.А. Диалог со смертью // Вопросы древней истории, 2000. № 2. С. 12-16.

4. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978. 214с.

5. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922 гг. Харьков: ХГУ, 1956. 323 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.