Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНЕСТВА НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1990 - 2020-Е ГГ.)'

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНЕСТВА НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1990 - 2020-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАНА / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДВОРЬЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шайдуллин Р.В.

На сегодняшний день у народов Татарстана насчитывается более трех сотен действующих народных празднеств, большая часть из них в активный обиход населения начала входить на рубеже XX - XXI вв. после их латентного (подпольного) существования в советские годы. В этой статье рассматриваются наиболее массовые народные праздники коренных народов республики, которые в 1990-2000-е гг. начали отмечаться как общегосударственные и республиканские праздники в Республике Татарстан. В работе особое внимание уделяется самому массовому и широко распространенному татарскому народному празднику Сабантуй (буквально, «Праздник плуга»). В сравнительном историко-культурологическом контексте с Сабантуем рассматриваются и другие национальные празднества народов Татарстана, такие как «Балтай», «Гырон быдтон», «Иван Купала», «Питрау», «Семык», «Уяв», большая часть из которых представляют собой специфическую форму музыкально-фольклорных фестивалей с элементами древних сакральных действ, спортивных соревнований, народных игр и народно-промысловой повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шайдуллин Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FESTIVALS OF THE PEOPLES OF TATARSTAN: HISTORICAL AND CULTURAL ASPECT (1990 - 2020S)

Today, the peoples of Tatarstan have more than three hundred active folk festivals, most of them began to enter the active use of the population at the turn of the XX-XXI centuries after their latent (underground) existence in the soviet years. This article discusses the most popular folk holidays of the indigenous peoples of the republic, which in the 1990s-2000s began to be celebrated as national and republican holidays in the Republic of Tatarstan. In the work, special attention is paid to the most widespread and widespread Tatar folk holiday Sabantuy (literally, «Plow Festival»). In a comparative historical and cultural context with Sabantuy, other national festivals of the peoples of Tatarstan are also considered, such as «Baltai», «Gyron Bydton», «Ivan Kupala», «Pitrau», «Semyk», «Uyav», most of which are a specific form of musical and folklore festivals with elements of ancient sacred acts, sports competitions, folk games and folk-fishing everyday life.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНЕСТВА НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1990 - 2020-Е ГГ.)»

УДК 93

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНЕСТВА НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1990 - 2020-е гг.)

Шайдуллин Р.В.

Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан Казанский федеральный университет Казань, Россия srv60@yandex.ru

Резюме. На сегодняшний день у народов Татарстана насчитывается более трех сотен действующих народных празднеств, большая часть из них в активный обиход населения начала входить на рубеже XX - XXI вв. после их латентного (подпольного) существования в советские годы. В этой статье рассматриваются наиболее массовые народные праздники коренных народов республики, которые в 1990-2000-е гг. начали отмечаться как общегосударственные и республиканские праздники в Республике Татарстан. В работе особое внимание уделяется самому массовому и широко распространенному татарскому народному празднику Сабантуй (буквально, «Праздник плуга»). В сравнительном историко-культурологическом контексте с Сабантуем рассматриваются и другие национальные празднества народов Татарстана, такие как «Балтай», «Гырон быдтон», «Иван Купала», «Питрау», «Семык», «Уяв», большая часть из которых представляют собой специфическую форму музыкально-фольклорных фестивалей с элементами древних сакральных действ, спортивных соревнований, народных игр и народно-промысловой повседневности.

Ключевые слова: Республика Татарстана, народные празднества, национальная деревня, традиционализм, мультикультурализм, народные игры, этнографические подворья, историко-культурологические аспекты

TRADITIONAL FESTIVALS OF THE PEOPLES OF TATARSTAN: HISTORICAL AND

CULTURAL ASPECT (1990 - 2020s)

Shaydullin R.V.

Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies o f the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Kazan Federal University Каzан, Russia

Resume. Today, the peoples of Tatarstan have more than three hundred active folk festivals, most of them began to enter the active use of the population at the turn of the XX-XXI centuries after their latent (underground) existence in the soviet years. This article discusses the most popular folk holidays of the indigenous peoples of the republic, which in the 1990s-2000s began to be celebrated as national and republican holidays in the Republic of Tatarstan. In the work, special attention is paid to the most widespread and widespread Tatar folk holiday Sabantuy (literally, «Plow Festival»). In a comparative historical and cultural context with Sabantuy, other national festivals of the peoples of Tatarstan are also considered, such as «Baltai», «Gyron Bydton», «Ivan Kupala», «Pitrau», «Semyk», «Uyav», most of which are a specific form of musical and folklore festivals with elements of ancient sacred acts, sports competitions, folk games and folk-fishing everyday life.

Keywords: Republic of Tatarstan, folk festivals, national village, traditionalism, multiculturalism, folk games, ethnographic farmsteads, historical and cultural aspects

Сельские населенные пункты являются колыбелью традиционных празднеств коренных народов Республики Татарстан. С древнейших времен на ее территории развивались различные этнические культуры, традиции, обычаи и обряды. Вплоть до середины XX в. сельские жители представляли собой самый крупный социальный слой в структуре населения Татарстана. По данным Всероссийской демографической переписи населения 2010 г., на его территории было 3077 сельских населенных пунктов, из них 1703 - татарские, 614 - русские, 197 - чувашские, 55 - удмуртские, 29 -марийские, 19 - мордовские [5. Татарстану - 100 лет, 2019, с. 252]. Социокультурная повседневность селян, сформировавшаяся в течение многих столетий, включала в себя этнические языки общения и духовные ценности, традиционные формы бытового уклада и образа жизни, самобытное народное искусство и промыслы. Многоэтничному сельскому сообществу республики было свойственно групповое общественное сознание, основанное не только на будничных трудовых взаимоотношениях, но и на самосознании, ориентированном на этнические традиции, обычаи, празднества и житейские идеалы.

В современном сельском обществе традиционные социокультурные отношения по-прежнему играют исключительную роль. Несмотря на интенсивный процесс урбанизации сельских территорий Татарстана, значительная часть его населения по своей ментальности продолжает оставаться крестьянским. Такие черты крестьянского менталитета, как коллективизм, соборность, терпение, сострадание, прагматизм и приспособляемость к различным общественно-политическим и социально-экономическим ситуациям, во многом способствовали возникновению особого, житейски толерантного сельского социума. В этом отношении неслучайно обращение к многовековому этническому опыту Татарстана, на территории которого на протяжении столетий формировались традиции добрососедского и мультикультурного общежития между различными народами.

В наши дни особую актуальность в научно-практическом поиске способов и форм мультикультурного сосуществования народов Татарстана занимает ключевая проблема, связанная с сохранением и развитием самобытных культур и традиционных празднеств в национальных деревнях республики. Без комплексного изучения культурной среды национальных деревень Татарстана достаточно сложно себе представить ни духовную, ни морально-нравственную сущность традиционных празднеств сельского социума. При этом чрезвычайно важна не только культура мемориальная, к восстановлению и сохранению которой сегодня приковано значительное внимание широкой общественности нашей республики, но и культура актуально действенная, тесно связанная с повседневным бытом, жизнью и житейским менталитетом современных сельских тружеников. Именно в этих двух формах культур они находят смысл своего существования. Как известно из исторического опыта бедность таких форм культуры неизбежно приведет к духовному оскудению сельского населения, его морально-нравственной и эстетической деградации.

Актуальность данной темы исследования связана также и с тем, что к началу XXI в. накоплен большой объем исторических, этнологических, социологических, публицистических и других материалов, посвященных самобытной культуре (в том числе традиционным празднествам) сельского населения Татарстана, которые требуют комплексной научной ревизии, междисциплинарной систематизации и издания в форме исследовательских работ. Кроме того, всесторонний историографический анализ в конечном итоге позволит выявить и ввести в научный оборот материалы, отражающие малоизученные проблемы традиционных культур и празднеств народов, проживающих в Татарстане. К тому же научные изыскания в рамках заявленной темы и их результаты вполне способны формировать более совершенные методы для исторического конструирования общей и особенной модели праздничной этнокультуры народов, проживающих в республике, а также выработать у молодого поколения научных работников мотивацию к изучению

ее традиционных этнических и духовных первооснов. Причем полные и достоверные историко-культурологические знания о самобытной культуре и празднествах народов Татарстана не только помогут преодолеть латентные проявления в многонациональном обществе этнонигилизма, ксенофобии и других этнических стереотипов, но и обогатят духовный мир граждан республики, сформируют в них позитивные установки на межнациональное согласие и сотрудничество. Как отмечает казанский профессор З.Г. Нигматов: «Духовному саморазвитию способствует эстетическая организация природной среды, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений, быт. В научном труде, спорте, в творческих процессах, в разных сферах деятельности, в играх, празднествах и массовых действиях есть свой духовный аспект» [3. 2004, с. 248].

Однако, несмотря на частое обращение региональной и национальной научной общественности к традиционной повседневности сельских тружеников [1. Галеев Э.Х., Ханбиков Я.И, 1985; Нигматов З.Г. 1985а, 1984б; Преемственность, 1998; Шарафутдинов Д.Р., 1997а, 2003б.; Шарафутдинов Д.Р. Садыкова Р.Б, 2012], народные празднества сельских тружеников до сих пор в Татарстане не стали темой специального историко-культурологического исследования. Важность этой проблемы определяется тем, что человек вообще и сельский житель в частности существует в процессе различной жизнедеятельности, под которой подразумевается его активное и сознательное взаимодействие с общественной и природной средой в процессе труда и различных цикличных календарных, отчасти и религиозных празднеств. Поэтому сохранение и развитие праздничной культуры на селе в наши дни связано не столько с уровнем трудовой деятельности и образованности населения, сколько со спонтанно действующими самобытными народными традициями, обычаями и обрядами населения. Постоянная работа по совершенствованию культурно-пространственной среды сельских празднеств и одновременно повышение комфортности и материальных условий обитания населения Татарстана в определенной мере сегодня позволяют смягчить отдельные негативные проявления социальной дифференциации в деревне, а также стабилизировать ситуацию в современном многоэтничном сельском обществе. Как известно, во время подготовки и проведения народных празднеств сельское и городское население становится на время единой сущностью.

Главное этнокультурное богатство народов Республики Татарстан - это ее национальные празднества, поскольку многообразие и этническая самобытность народного бытия, своеобразие праздничных традиций и обрядов составляют основу многовековой культуры коренных этносов республики. Существующая на сегодняшний день этническая картина праздничной культуры в Татарстане объясняется его историческими, этнодемографическими и геополитическими условиями развития. Отличительная особенность развития национальных празднеств в Татарстане заключается не столько в компактном проживании в республике значительной части татарского народа, сколько в концентрации в нем его основного этнокультурного и нациостроительного ресурса. Причем между различными этническими общностями Татарстана достаточно трудно провести жесткие культурные, а тем более административно-территориальные границы, поскольку в республике происходит постоянный процесс межнационального культурного взаимодействия и связанное с ним смешение элементов праздничной культуры народов.

Татарстан - это уникальный регион России, где многие столетия мирно сосуществуют представители тюркских, финно-угорских и славянских народов. Находясь в одном культурно-экономическом пространстве, они перенимали друг у друга элементы материальной и духовной культуры, сохраняя при этом свою национальную и религиозную самобытность. Причем именно массовые народные празднества играли и играют в Татарстане особую роль в приобщении его населения к традиционным праздничным повседневностям различных коренных этносов республики, где ежегодно проходят различные национальные праздники, основанные на их самобытных традициях.

На сегодняшний день, по нашим неполным подсчетам, в сельской местности Татарстана отмечается более трех сотен различных календарных, религиозных и других народных празднеств. Среди них наиболее массовыми на начало XXI в. являются такие праздники, как татарский -

Сабантуй, русский - «Каравон», удмуртский - «Гырон-быдтон», чувашский - «Уяв», мордовский -«Балтай», марийский - «Семык», татаро-кряшенский - «Питрау», славянский - «Иван Купала». Они, по мнению Н.Х. Нургаяновой, «являются показателем реализации возможностей в деле сохранения и развития духовных традиций народов Поволжья» [4. 2015, с. 370].

Говоря о национальных празднествах Татарстана, вошедших в список нематериального культурного наследия народов республики, следует заметить, что самым древним, массовым и с широким ареалом охвата территорий является татарский праздник Сабантуй. В начале XXI в. этот татарский народный праздник вышел не только за пределы границ Республики Татарстан, но и за пределы Российской Федерации. Сабантуй начали отмечать как в местах компактного проживания татар в России, так и в других странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина и др.), отчасти и в государствах дальнего зарубежья (Австралия, Германия, Китай, США, Франция и др.).

Своими истоками Сабантуй восходит к периоду Волжской Булгарии, которые связаны с аграрным культом. В первооснове этого народного празднества, возможно, лежали будничные сакральные моменты древних земледельцев, связанные с задабриванием духов плодородия с тем, чтобы они благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. Определить точное время зарождения и институционализации Сабантуя в наши дни не представляется возможным. Письменных источников, дающих ясное представление об исторических и культурологических корнях Сабантуя, практически не сохранилось. Впервые праздник был описан секретарем посольства багдадского халифа аль-Муктадира Ахметом Ибн Фадланом, побывавшим в 922 г. в Волжской Булгарии. Наиболее раннее письменное упоминание о праздновании Сабантуя на территории современного Татарстана относится к концу XIII в., зафиксированное в эпиграфическом памятнике 1292 г. в с. Старые Салманы Алькеевского района Республики Татарстан [8. Шарафутдинов Д.Р., 2008, 1, ^ 266]. По мнению крупного специалиста по булгарской эпиграфике, доктора филологических наук Ф.С. Хакимзянова, обнаружившего в 1979 г. этот памятник, «сегодня можно назвать одну-единственную эпитафию булгарского периода, содержащую надпись «^аЬап ^ коп ай» - «День Сабантуя»» [7. Хакимзянов Ф.С., 1980, с. 38-39).

В настоящее время в Республике Татарстан Сабантуй отмечается как общегосударственный, общенародный праздник, дата его проведения ежегодно устанавливается Указом Президента Республики Татарстан. Законом Республики Татарстан от 19 февраля 1992 г. № 1448-ХИ «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» он проводится как общенациональный праздник Сабантуй по случаю окончания весенне-полевых работ в республике. Сабантуй в Татарстане отмечается в три этапа: на первом этапе он проводится в сельских поселениях 43 муниципальных районов республики в первую субботу после завершения весенне-полевых работ; на втором этапе - в административных центрах муниципальных районов; на третьем этапе - как завершающий общереспубликанский Сабантуй в 7 городских районах Казани. Он является самым грандиозным и массовым народным праздником всего населения Республики Татарстан и, как правило, приурочивается ко дню образования Татарской АССР 25 июня 1920 г.

К началу XXI в. значительно расширился территориальный ареал татарского народного праздника Сабантуй. После завершения татарстанских Сабантуев с начала 2000-х гг. проводятся Федеральные Сабантуи в регионах компактного проживания татар в Российской Федерации. К 2021 г. подобные Сабантуи состоялись в 20 российских городах, в таких как: Саратов (2001 г.), Тольятти (2002 г.), Димитровград (2003 г.), Йошкар-Ола (2004 г.), Саранск (2005 г.), Нижний Новгород (2006, 2016 гг.), Челябинск (2007 г.), Астрахань (2008, 2017 гг.), Ульяновск (2009 г.), Ижевск (2010 г.), Екатеринбург (2011 г.), Владивосток (2012 г.), Тюмень (2013 г.). Томск (2014 г.), Красноярск (2015 г.), Чебоксары (2018 г.), Новосибирск (2019 г.), Нижневартовск (2021 г.). С 2010 г., наряду с Федеральными Сабантуями, в России проводятся Всероссийские сельские Сабантуи. Первый подобный Сабантуй состоялся в татарском селении Алкино Похвистневского района Самарской области. Эстафету подхватили другие российские регионы с компактным проживанием татарского

населения. По нашим подсчетам состоялось 11 сельских Сабантуев: в с. Алкино Самарской области (2010 г.), с. Шыгырдан Чувашской Республики (2011 г.), д. Дубровка Челябинской области (2012 г.), с. Барда Пермского края (2013 г.), с. Малые Чапурники Волгоградской области (2014 г.), д. Татарская Каргала Оренбургской области (2015 г.), с. Старая Кулатка Ульяновской области (2016 г.), д. Средняя Елюзань Пензенской области (2017 г.), с. Альменево Курганской области (2018 г.), с. Камышла Самарской области (2019 г.), д. Муслюмово Республики Татарстан (2021 г.).

Причем в отличие от казанских татар, татарский национальный праздник Сабантуй во многих местах компактного проживания татар вплоть до 1990-х гг. не имел широкого распространения. В советский период, в послевоенное время, примерно до середины 1960-х гг., лишь в отдельных российских регионах проживания татарского населения изредка проводились внутридеревенские, или кустовые Сабантуи. Со второй половины 1960-х гг., после обнародования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1966 г. «Об установлении ежегодного праздника «Всесоюзного дня работников сельского хозяйства» праздник Сабантуй как таковой перестал праздноваться в татарских селах, находившихся за пределами Татарстана. Новый праздник работников сельского хозяйства проводился во второе воскресенье октября, фактически после завершения уборочных и осенних полевых работ. Обычно на эти дни осени приходились погожие солнечные дни. Причем во многих татарских селениях день работников сельского хозяйства со временем превратился в своеобразный осенний Сабантуй, во время проведения которого использовались многие народно-игровые и культурно-развлекательные элементы Сабантуя (конные скачки, бег в мешках, бег с яйцами, бег с коромыслом и ведрами, наполненными до краев водой, лазание вверх по гладко обтесанному (до 6-7 м высотой) столбу за призом, ходьба к вершине качающегося шеста, воткнутого одним концом в землю, борьба на бревне с мешками, набитыми соломой и др.). Как и во время татарского Сабантуя, также практиковалось украшение вышитыми полотенцами и платками коней и телег, организовывалась выездная торговля прохладительными напитками, кондитерскими и другими товарами, устраивались различные театрально-сценические представления силами сельских жителей, реже приглашенных артистов.

После объединения Всесоюзного дня работников сельского хозяйства и Дня работников пищевой промышленности в октябре 1980 г. и образования нового памятного Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса проведение прежних спортивно-зрелищных мероприятий, схожих с Сабантуем, в татарских деревнях во многих регионах (кроме Татарстана, отчасти и Башкортостана) стало невозможным, поскольку сроки нового праздника были отодвинуты на третье воскресенье ноября. Обычно это время было самым дождливым, ненастным периодом осени, в отдельные годы землю уже покрывал снег. Все праздничные мероприятия работников сельского хозяйства начали сводиться к торжественному собранию с дежурными речами руководителей, концертом сельской самодеятельности, а также награждением отличившихся колхозников и рабочих совхоза денежными премиями и ценными подарками.

Культура Сабантуя во многих крупных татарских селах, находившихся за пределами Татарстана, вновь начала возрождаться на рубеже 1990 - 2000-х гг. В этом немалую роль сыграли татарстанское руководство и Всемирный конгресс татар, которые с участием руководителей российских регионов татарской общественности начали организовывать и проводить федеральные и всероссийские сельские Сабантуи в российских регионах. В наши дни Сабантуй остается почти единственным национальным праздничным мероприятием основной части татарского населения почти во всех регионах компактного проживания татар в России и в других странах СНГ. Этот праздник является своеобразным концентром этнической консолидации дисперсно разобщенных татар по просторам Евразии. Ежегодно в Сабантуях принимают участие миллионы представителей различных этнических групп населения Европы, Азии и Америки.

Во время празднования Сабантуев как нигде раскрываются все лучшие качества татарского народа, демонстрируются его достижения, талант, красота и сила. Традиции празднования Сабантуя

этнически консолидируют не только татарский народ, но и культурно сплачивают другие этносы в одну интернациональную мультикультурную общность. Одной из своеобразных особенностей татарского народного праздника Сабантуй является то, что во время подготовки и проведения его традиционно уделяют большое внимание сохранению национальной культурной идентификации, сохранению своеобразности традиций, обычаев и самобытности. «Самым характерным и древнейшим народным праздником такого рода состязаний, - писал татарский писатель-философ Нурихан Фаттах, - является татарский Сабантуй. Олимпийские игры греков также относятся к этому виду состязаний» [6. 1999, с. 429]. Однако в отличии от деревнегреческих Олимпийских игр, проводившихся в Олимпии на Пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 393 г. н. э., народно-игровые мероприятия татарского Сабантуя не имели религиозного значения. Это празднество для татар

приобретало значение духовного центра, где они чувствовали себя единым народом - с общей

культурой, историей и традициями. Сабантуй им дарил мир, понимание того, что, несмотря на все

языковые диалектологические различия, они единый народ и Казань их общая национальная столица.

Современный олимпийский девиз, состоящий из четырех латинских слов «Citius, altius, fortius -

соттипйег», дословно означающих «Быстрее, выше, сильнее - вместе», близок по духу татарскому Сабантую. В отличие от Олимпийских игр в игровых элементах татарского праздника нет стрельбы из лука или ружья, метания копья и диска, они, прежде всего, связаны с трудовой деятельностью селян, во время выполнения которых участники игр показывают свою смелость, умение, силу, ловкость и сноровку, утверждая, таким образом, себя перед односельчанами и соплеменниками. Особо успешно выступившие во время Сабантуя на таких народных состязаниях, как конные скачки и куряш (борьба на поясах), часто становились героями (батырами). О них говорили в народе, ими гордились и их восхваляли. Все это в какой-то мере определяло судьбы победителей праздничного майдана, особенно стародавних времен. В то же время татарский Сабантуй, как и современные Олимпийские игры, является массовым народно-спортивным мероприятием, в котором могут участвовать представители различных этносов Татарстана, России и мира.

Из всех вышеперечисленных этнических празднеств народов Татарстана «Питрау», который в народе называют «Ночным Сабантуем» и «Праздником любви», является самым молодым праздником (с 1999 г.). В 2021 г. состоялся XXII Республиканский народный праздник кряшен «Питрау - 2021». Татары-кряшены отмечают собственный Сабантуй «Питрау» во вторую субботу июля накануне дня памяти апостолов Петра и Павла, который организуется на природе - на лесной опушке недалеко от с. Зюри Мамадышского района Республики Татарстан. В отличие от других праздников, которые проводятся в дневное время, «Питрау» начинается вечером и завершается грандиозным салютом. Во время праздничных действий проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры, конкурсы красоты «Кряшен чибэре» - «Кряшенская красавица», а также совершаются традиционные обряды и обычаи, такие как подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра. Во время праздника происходит своеобразное сватовство - у татар-кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют». Элементы празднества являются своеобразным синтезом многовековых самобытных традиций, обычаев, сакральных обрядов и мифологем татар-кряшен, татарского Сабантуя, удмуртского «Гырон быдтона», марийского «Семыка», славянского «Иван Купала» и др. народов.

Похожие этнические празднества существуют и у других коренных народов Татарстана -марийцев, мордвы, русских, удмуртов, чувашей. Ежегодно в Татарстане, кроме Сабантуя, проходят уникальные традиционные праздники разных культур и народов, проживающих на территории республики. Среди них праздники русского фольклора «Каравон», чувашской культуры «Уяв», удмуртской культуры «Гырон быдтон», мордовской культуры «Балтай», славянской культуры «Иван Купала», марийской культуры «Семык». Основной идеей этих народных празднеств является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В то же время их с Сабантуем объединяют отдельные спортивные соревнования и

народные игры, этнографические подворья, выставки декоративно-прикладного искусства, а также участие в них национальных музыкально-фольклорных коллективов из различных муниципальных районов Татарстана и российских регионов. Непременным элементом всех народных празднеств является распродажа национальных кушаний и напитков. В отличие от них в татарском Сабантуе минимизированы сакрально-обрядовые элементы, основанные на народной мифологии. Виной этому, скорее всего, является мусульманская ритуальная обрядность, вытеснявшая в течение столетий многие доисламские традиции.

Таким образом, историко-культурологической миссией, которую выполняют эти народные празднества, является сохранение культурного наследия и дальнейшее развитие этнической самобытности народов Республики Татарстан. Благодаря им население многонационального Татарстана приобщается к историко-культурологическим истокам народных празднеств, воспитывается у подрастающего поколения культура межнациональных отношений. В то же время следует согласиться с мнением Ш.Ш. Галимова и Л.И. Галимовой, что «объекты нематериальной культуры очень сложно охранять, планировать количественные параметры его использования. Праздники, традиции, обряды и другие мероприятия, составляющие основу объектов нематериальной культуры, могут исчезнуть в течение одного, двух поколений, т. е. в течение 50 лет. В связи с этим возникает проблема сохранения для последующих поколений коренных жителей ..., а также их репрезентации на общегосударственном уровне» [2. Галимов Ш.Ш., Галимова Л.И., 2016, 10, 3, с. 86].

Литература

1. Галеев Э.Х., Ханбиков Я.И. Татарские народные игры и праздники. - Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 153 с.; Нигматов З.Г. Использование народных традиций в воспитании учщихся: Учебное пособие. - Казань: Изд-во Казанского гос. пед. института, 1985. - 259 с.; Нигматов З.Г. Традиции воспитывают // Я и моя семья. - Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 186 с.; Преемственность народных традиций: Материалы докладов 5-й международной научно-практической конференции / под ред. З.Г. Нигматова. - Казань, Н. Челны, 1998. - 311 с.; Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 154 с.; Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. -128 с.; Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй - образ жизни народа. - Казань: «Гасырлар авазы = Эхо веков», 1997 - 312 с.; Шарафутдинов Д.Р. Татар барда - Сабан туе бар: историко-документальный очерк. -Казань: Гасыр, 2003 - 480 с.; Шарафутдинов Д.Р. Садыкова Р.Б. Семейные и календарные обычаи и обряды татар. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2012. - 352 с. и

др.

2. Галимов Ш.Ш., Галимова Л.И. Объекты нематериальной культуры Татарстана в развитии регионального туризма // Современные проблемы сервиза и туризма. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 8690.

3. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 400 с.

4. Нургаянова Н.Х. Фольклорные фестивали и народные праздники как форма сохранения этномузыкальных традиций народов Поволжья // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию музыкально-педагогического образования в г. Казани (Казань, 15 октября 2015 г.). - Казань: «Отечество», 2015. - С. 370-375.

5. Татарстану - 100 лет: иллюстрированные энциклопедические очерки. - Казань: ОСП «Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ», 2019. - 600 с.

6. Фаттах Н. Язык богов и фараонов: Историко-лингвистическое исследование. - Казань: Таткнигоиздат, 1999. - 485 с.

7. Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпиграфические памятники Закамья. - Казань, 1980. - С. 33-39.

8. Шарафутдинов Д. Общеболгарские исторические корни Сабантуя // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2008. - № 1. - С. 297-305.

Literature

1. Galeev E.H., Hanbikov YA.I. (1985) Tatarskie narodnye igry i prazdniki [Tatar folk games and holidays]. - Kazan': Tatknigoizdat, - (153 p., In Russian); Nigmatov Z.G. (1985) Ispol'zovanie narodnyh tradicij v vospitanii uchshchihsya: Uchebnoe posobie [The use of folk traditions in the education of students: A textbook]. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo gos. ped. Institute (Publishing house of the Kazan State Pedagogical University.259 p., In Russian); Nigmatov Z.G. (1984) Tradicii vospityvayut [Traditions are brought up] - In: YA i moya sem'ya [Me and my family]. - Kazan': Tatknigoizdat. - (186 p., In Russian); Preemstvennost' narodnyh tradicij: Materialy dokladov 5-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1998) [Continuity of folk traditions: Materials of reports of the 5th international scientific and practical conference] - In: Z.G. Nigmatova (Ed.). - Kazan', N. CHelny, - (311 p., In Russian); Urazmanova R.K. (1984) Sovremennye obryady tatarskogo naroda (Istoriko-etnograficheskoe issledovanie) [Modern rituals of the Tatar people (Historical and ethnographic research)]. - Kazan': Tatknigoizdat. - (154 p., In Russian); Urazmanova R.K. (2001) Obryady i prazdniki tatar Povolzh'ya i Urala (Godovoj cikl. XIX - nach. XX veka). Istoriko-etnograficheskij atlas tatarskogo naroda [Rites and holidays of the Tatars of the Volga region and the Urals (Annual cycle. XIX-beginning. XX century). Historical and ethnographic atlas of the Tatar people.]. - Kazan': Izd-vo PIK «Dom pechati» [Publishing house of the PIC «House of Printing»]. -(128 p., In Russian); SHarafutdinov D.R. (1997) Sabantuj - obraz zhizni naroda [Sabantuy - the way of life of the people.]. - Kazan': «Gasyrlar avazy = Ekho vekov». - (312 p., In Russian); SHarafutdinov D.R. (2003) Tatar barda - Saban tue bar: istoriko-dokumental'nyj ocherk [Tatar barda-Saban tue bar: a historical and documentary essay] - Kazan': Gasyr. - (480 p., In Russian); SHarafutdinov D.R. Sadykova R.B. (2012) Semejnye i kalendarnye obychai i obryady tatar [Family and calendar customs and rituals of the Tatars]. -Kazan': Glavnoe arhivnoe upravlenie pri Kabinete Ministrov RT [Main Archive Department under the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan]. - (352 p., In Russian) i dr.

2. Galimov SH.SH., Galimova L.I. (2016) Ob"ekty nematerial'noj kul'tury Tatarstana v razvitii regional'nogo turizma [Objects of intangible culture of Tatarstan in the development of regional tourism] -In: Sovremennye problemy serviza i turizma [Modern problems of service and tourism]. - T. 10. [Vol.10] -№ 3. - (p. 86-90, In Russian).

3. Nigmatov Z.G. (2004) Gumanisticheskie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie [Humanistic foundations of pedagogy: textbook. manual.]. - M.: Vysshaya shkola [Higher school]. - (400 p., In Russian).

4. Nurgayanova N.H. (2015) Fol'klornye festivali i narodnye prazdniki kak forma sohraneniya etnomuzykal'nyh tradicij narodov Povolzh'ya [Folklore festivals and folk holidays as a form of preserving the ethnomusicological traditions of the peoples of the Volga region] -In: Iskusstvo i hudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstviya: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 55-letiyu muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v g. Kazani (Kazan', 15 oktyabrya 2015 g.). [Art and art education in the context of intercultural interaction: Materials of the IV International Scientific and practical Conference dedicated to the 55th anniversary of music and pedagogical education in Kazan (Kazan, October 15, 2015).] - Kazan': «Otechestvo» [«Fatherland»]. - (pp. 370-375., In Russian).

5. Tatarstanu - 100 let: illyustrirovannye enciklopedicheskie ocherki (2019) [Tatarstan - 100 years: illustrated encyclopedic essays]. - Kazan': OSP «Institut tatarskoj enciklopedii i regionovedeniya AN RT» [OSP «Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan»] - (600 p., In Russian)

6. Fattah N. (1999) YAzyk bogov i faraonov: Istoriko-lingvisticheskoe issledovanie [The language of the Gods and Pharaohs: A historical and linguistic study]. - Kazan': Tatknigoizdat. - (485 p., In

Russian)

7. Hakimzyanov F.S. (1980) Bulgarskie epigraficheskie pamyatniki Zakam'ya [Bulgar epigraphic monuments of Zakamye.]. - Kazan'. - (pp. 33-39, In Russian)

8. SHarafutdinov D. (2008) Obshchebolgarskie istoricheskie korni Sabantuya [General Bulgarian historical roots of Sabantuy] -In: Gasyrlar avazy = Ekho vekov. - № 1. - (pp. 297-305, In Russian).

Шайдуллин Рафаиль Валеевич, д. и. н., профессор, зав. центром энциклопедистики Института Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан; профессор кафедры Отечественной истории Института международных отношений Казанского федерального университета. 420140, Казань, ул. Фучика, 94, кв.156; +7917-22-16-729; srv60@yandex.ru

Shaydullin Rafail Valeevich, d.h.s.. professor, head. the center of Encyclopedistics of the Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; professor of the Department of National History of the Institute of International Relations of the Kazan Federal University. 420140, Каган, st. Fucika, 94, app. 156; +7917-22-16-729; srv60@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.