Научная статья на тему 'Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья'

Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
675
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ / TRADITIONS OF PEOPLE / CULTURE OF FESTIVALS / MUSICAL FOLKLORE / EDUCATIONAL POTENTIAL / PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нургаянова Н.Х., Ахметова Л.А.

В статье рассматриваются возможности сохранения, развития и трансляции культурных и духовных ценностей народов Поволжья посредством приобщения учащейся молодежи к современным формам традиционной праздничной культуры. Авторами выявляется педагогический потенциал фольклорных праздников и этнических фестивалей как специфической формы межкультурной коммуникации, в рамках которой происходит передача последующим поколениям духовного, нравственно-эстетического и этнопедагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FESTIVALS AS A FORM OF FAMILIARIZING STUDENTS WITH ETHNIC MUSICAL CULTURE OF PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

The paper studies possibilities of preserving, developing and broadcasting cultural and spiritual values of peoples living on Volga region by familiarizing students with modern forms of traditional culture of festivals. The authors discover educational potential of folklore and ethnic festivals as a specific form of cross-cultural communication, within the confines of which transfer of spiritual, moral, aesthetic and ethnic educational experience takes place.

Текст научной работы на тему «Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья»

Искусствоведение

УДК 37.01:39

Н.Х.Нургаянова, ЛА.Ахметова

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В статье рассматриваются возможности сохранения, развития и трансляции культурных и духовных ценностей народов Поволжья посредством приобщения учащейся молодежи к современным формам традиционной праздничной культуры. Авторами выявляется педагогический потенциал фольклорных праздников и этнических фестивалей как специфической формы межкультурной коммуникации, в рамках которой происходит передача последующим поколениям духовного, нравственно-эстетического и этнопедагогического опыта.

Ключевые слова: народные традиции, праздничная культура, музыкальный фольклор, педагогический потенциал, народы Поволжья.

N.K.Nurgayanova, LAAhmetova TRADITIONAL FESTIVALS AS A FORM OF FAMILIARIZING STUDENTS WITH ETHNIC MUSICAL CULTURE OF PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

The paper studies possibilities of preserving, developing and broadcasting cultural and spiritual values of peoples living on Volga region by familiarizing students with modern forms of traditional culture of festivals. The authors discover educational potential of folklore and ethnic festivals as a specific form of cross-cultural communication, within the confines of which transfer of spiritual, moral, aesthetic and ethnic educational experience takes place.

Key words: traditions of people, culture of festivals, musical folklore, educational potential, peoples living on Volga region.

В течение многих веков формирование традиционной культуры происходило в результате трансляции из поколения в поколение художественно-эстетического и духовно-нравственного опыта. Значительное место в обширной структуре народных традиций всегда занимал музыкальный фольклор, выступающий важным фактором педагогического воздействия на подрастающее поколение, играющий исключительную роль в развитии личности. При этом у каждого народа постепенно создавались свои неповторимые черты этномузыкальной культуры, появлялись музыкально-исполнительские традиции, определялись формы, методы и принципы музыкального воспитания.

Соприкасаясь с традиционной музыкальной культурой, человек с ранних лет получал представление о прекрасном, усваивал определенные духовные, этические и эстетические ценности, житейские и нравственные заповеди. Педагогические исследования Л.П.Карпушиной, Л.М.Кашаповой, Л.С.Майковской, Ф.Ш.Салитовой, З.М.Явгильдиной и др. указывают на особую роль использования этномузыкальных традиций в условиях образовательного процесса. Исследователями разработаны теоретические основы, педагогические модели и технологии этнокультурного образования подрастающего поколения.

Проведенный анализ научных работ показал, что в настоящее время одной из эффективных форм приобщения учащейся молодежи к духовным истокам национальных этномузыкальных традиций является проведение фольклорных праздников и фестивалей.

Так, интерес молодежи к фольклорному творчеству, народным праздникам обнаруживает А.Р. Еникеева: «Молодежное фольклорное движение, которое уже с 1970-х годов охватило Россию, продолжает активно функционировать и сегодня. С радостью можно констатировать тот факт, что современная молодежь слушает не только hip-hop, R'n'B, metall, но с удовольствием воспроизводит старинные хороводы, пляшет кадриль, участвует в праздниках, фестивалях, в которых присутствуют не только традиционные черты, но и некоторые новшества» [3, с.91].

Л.В.Гужова в своем исследовании рассматривает фольклорный праздник как социокультурный феномен, обладающий высоким педагогическим потенциалом: воспитательным, гармонизирующим, координирующим, внушающим, коммуникативным; выступающим как источник формирования патриотизма студентов вуза [2, с.14]. Педагогический потенциал народных традиций про-

ведения праздников раскрывает И.Л.Лавренюк [5]. Праздник как модель процесса формирования культурной идентичности личности представляет Н.Д.Мостицкая [6].

Педагогический и культуротворческий потенциал фестивалей выявляют в своем исследовании Г.В.Куличкина и Н.С.Мельникова. Они рассматривают фестиваль как феномен, способный удовлетворять потребности людей в смене видов деятельности, общественной оценке своей работы, эстетическом творчестве, самовыражении, приобщении к социально значимым целям, психологической разрядке, развлечении и торжественном обновлении жизни [4, с.127-128].

Изучая народные праздники как специфический аспект деятельности человека с древних времен, П.В.Николаева отмечает, что фестиваль как одна из наиболее распространенных форм праздничной культуры, представляет собой образец разноуровневого общения, открывающий уникальные возможности для межкультурной коммуникации, результатом которой является взаимопонимание между представителями различных культур, этнических групп, независимо от возраста и профессиональной принадлежности [7, с.3].

Таким образом, выявленный педагогический потенциал традиционной праздничной культуры позволяет рассматривать фольклорное фестивальное движение как одно из перспективных направлений в современном культурно-образовательном пространстве. Участие в народных праздниках представителей разных поколений символизирует тесную связь между ними в постижении этнической культуры, прикосновении к духовным, эстетическим и семейным ценностям [9, с.6].

В целях изучения педагогического аспекта этномузыкальных традиций народов Поволжья авторами статьи проведены исследования на фестивалях и праздниках, отражающих национальные традиции, историко-культурные, этнические, общественные и личные стороны жизни коренных народов Республики Татарстан. Этот уникальный регион Среднего Поволжья, где в условиях многовекового исторического процесса происходило развитие многообразных этнокультурных традиций, славится своими фольклорными фестивалями и праздниками, среди которых - прежде всего, татарский «Сабантуй», русский «Каравон», чувашские «Уяв» и «Учук», удмуртский «Гырон быдтон», мордовские «Валда шинясь» и «Балтай», марийский «Семык», кряшенский «Питрау» и др.

Уникальным культурным брендом Татарстана является Всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон». Праздник ежегодно проводится в конце мая в селе Никольское Лаишевского района. Каравон - это разновидность хоровода, в котором участники, взявшись за мизинцы, двигаются не спеша, специальным каравонным «утиным» шагом в такт песни, периодически, то уменьшая, то увеличивая круг.

Традиции праздника сохраняет и передает последующим поколениям фольклорный коллектив, действующий при Никольском Доме культуры с 1988 года. В коллективе представлены три возрастных группы от пяти до девяноста лет. В старшей группе пять человек - это старожилы села, в средней - 15 человек, жители села, в третьей, младшей группе - 30 школьников. Основную часть репертуара ансамбля составляет родной песенный фольклор, который перенимается от старшего поколения. Из беседы с участниками коллектива, мы узнали, что в старину, по обычаю в течение трех дней подряд на поляне собирались молодые девушки и пели три протяжных песни - «Как по морю», «При долу-долочке», «Как по речке-речке». Первую строку песни запевала солистка с высоким тембром голоса, затем вступал весь хоровод. Держась за мизинчики, участницы шли по кругу «утиным» шагом по направлению движения солнца, образуя своеобразную «волну».

Традиция водить каравон сохранилась до наших дней. Собираясь вместе с гостями праздника в круг, достигающий порой в диаметре до 200 метров, участники фольклорного ансамбля «Каравон» исполняют эти три обязательные песни. Молодежь, принимающая участие в фестивале, в своих высказываниях благодарит старшее поколение за бережное отношение и любовь к старинным обычаям и народным традициям.

Еще один старинный ритуал, возникший на основе движения солярного круга, стал основой для молодежной игры «ТYгэрэк уен», давшей название фестивалю татарского фольклора, который ежегодно проводится как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами. Уникальность фестиваля состоит в возможности объединить на едином праздничном пространстве фольклорные коллективы разных этнических групп татар, а также познакомить зрителей с многообразием этнокультурных традиций татарского народа.

Ежегодно в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района Татарстана проводится удивительный мордовский праздник «Балтай», который по обычаю отмечается в первое воскресенье после дня «Святой Троицы». Из рассказа сельских жителей, мы узнали о происхождении названия этого праздника. Еще в самом начале XX века в лесу у деревни появился дед-отшельник по имени Бал-

тай, который однажды, чтобы развлечь детвору, нарядился медведем, обвязав себя кленовыми ветками, и так прошелся по деревне. С тех пор этот праздник, являющийся достоянием только села Мордовская Кармалка, стал называться «Балтай». Жители в течение многих десятилетий старались сохранить праздник и проводили его, даже, несмотря на различные запреты. Сегодня «Балтай» - это настоящий фестиваль мордовской этномузыкальной культуры. Очень важно, что на праздник приезжают не только взрослые, но и детские фольклорные коллективы. В этом видится преемственность поколений - значит, дети смогут постичь душу своего народа и сохранить верность традициям, а такой добрый и интересный праздник будет иметь продолжение в будущем.

Ярким событием в культурной жизни Республики Татарстан стало возрождение в 2014 году мордовского праздника «Валда шинясь». Теперь ежегодно 21 июня в село Кильдюшево Тетюшского района съезжаются фольклорные коллективы на фестиваль финно-угорских фольклорных коллективов и исполнителей. Настоящим открытием праздника стало выступление фольклорного трио «Кильдюшевские бабки» в составе Любовь Семеновны Исаевой, Розы Ивановны Мамкиной и Нины Константиновны Исаевой. Эти удивительные бабушки - сельские старожилы, в прошлом доярка, свинарка и телятница, не имеющие музыкального образования, исполняют мордовские песни, раскладывая их на три голоса. После выступления бабушки вспоминали, что во времена их молодости праздник «Валда шинясь» проводился, но без такого размаха. Они счастливы, что забытый праздник вернулся, и все - дети и взрослые могут прикоснуться к духовным истокам традиционной культуры, окунуться в яркую солнечную праздничную атмосферу [10, с.60-61].

Также стали традиционными и ежегодно проводятся в различных районах Татарстана такие национальные праздники народов Поволжья как - чувашские «Уяв» и «Учук», в районах компактного проживания удмуртов - «Гырон быдтон», любимый праздник у марийского народа - «Семык», у этнической группы татарского народа - татар-кряшен - «Питрау» и др.

Все эти праздники имеют особое значение в деле приобщения учащейся молодежи к национальной культуре, способствуют обогащению знаниями о традициях народов, проживающих рядом в одной республике, районе, городе и являются фактором воспитания толерантности, гражданского единства.

Важным элементом праздничных мероприятий является участие учебных фольклорных ансамблей, благодаря которым через постижение традиционной культуры происходит прикосновение молодого поколения к духовным, эстетическим и семейным ценностям. Кроме того, обучение в фольклорном сценическом коллективе способствует решению конкретных дидактических задач в процессе подготовки будущего концертирующего исполнителя, педагога-музыканта или специалиста в области социокультурной деятельности [1, с.60]. Близкое соприкосновение учащихся с этному-зыкальными традициями и обычаями родного края, дает надежду на сохранение, развитие и дальнейшее внедрение в образовательное пространство национальных культур разных народов.

На фестивалях и праздниках были проведены беседы, опросы и анкетирование зрителей, а также участников и руководителей творческих коллективов, что позволило выявить их знания и ценностное отношение к этномузыкальной культуре народов Поволжья.

В опросе приняли участие более 780 человек, среди которых школьники от семи до семнадцати лет, учащиеся и студенты, проживающие в разных районах и городах Татарстана и Поволжья. Этнический состав респондентов представлен, в основном, коренными народами региона.

Результаты анкетирования показали, что, помимо исполненных на фестивалях произведений, назвать песни, музыкальные инструменты, национальные праздники, как своего, так и других этносов Поволжья смогли более 43% респондентов. К сожалению, некоторые участники фестивалей, особенно жители крупных городов - представители поволжских этносов признались, что исполняя народные песни, они в недостаточной мере владеют родным языком.

Анализ музыкального репертуара фольклорных ансамблей показал, что его основная часть представлена музыкой своего населенного пункта, района или этнических групп, проживающих в местах компактного обитания на территории республик Поволжья и России. В ходе бесед с руководителями коллективов выяснилось, что при выборе произведений основной акцент делается на изучение, сохранение и передачу родной традиционной культуры последующим поколениям, а также ее представление и пропаганду на конкурсах, фестивалях и праздниках, как республиканского, так и всероссийского уровней.

Отражение эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству проявилось в предпочтении разных музыкальных жанров. Так, многие указали, что слушают в основном современную эстрадную музыку, знакомятся с классической музыкой в учреждениях дополнительного

музыкального образования - 28 % опрошенных.

Отрадно, что знают народные песни и интересуются своей родной культурой - более 76% учащейся молодежи. При этом многие отметили, что знания и любовь к музыке своего и других народов они приобрели не только в семье и школе, но и благодаря занятиям в фольклорных ансамблях.

Таким образом, выступления в составе фольклорных коллективов на фестивалях и праздниках способствуют «вживанию» в традиционную музыкальную культуру, как родного, так и других этносов. Участие в исполнительском процессе, дает возможность познать истоки народной духовной культуры, что особо важно в молодом возрасте, когда формируется самосознание, мировоззрение, нравственные убеждения [8, с.324].

В целом, приобщение учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья посредством праздничных традиций открывает большую перспективу как в области педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения культурных ценностей коренных этносов Поволжья. Проведение фольклорных праздников и фестивалей обладает огромным педагогическим потенциалом, способствует возрождению интереса к народным песням, танцам, инструментальным жанрам, решает задачи художественного образования средствами музыкального фольклора.

Литература

1.Ахметова, Л.А., Нургаянова, Н.Х Сохранение этномузыкальных традиций татар-кряшен / Л.А. Ахметова, Н.Х Нургаянова / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014. - № 3. - С.57-62.

2. Гужова, Л.В. Формирование патриотизма студентов вуза средствами фольклорных праздников: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород: Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. - 22 с.

3. Еникеева, А.Р. Пост-фольклор как форма социокультурных интересов современной молодежи / А.Р. Еникеева / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2013. - № 2. - С. 90-92.

4. Куличкина, Г.В., Мельникова, Н.С. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях по-лиэтничного региона / Г.В.Куличкина, Н.С.Мельникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2015. - № 3 (43). - С. 127-133.

5. Лавренюк, И.Л. Педагогический потенциал народных традиций проведения праздников / И.Л. Лавре-нюк / / Казанский педагогический журнал, 2011. - № 5-6. - С. 135-140.

6. Мостицкая, Н.Д. Праздник как моделирование процесса формирования культурной идентичности личности / Н.Д. Мостицкая / / Аналитика культурологии, 2016. - №1 (34). - С.126-136.

7. Николаева, П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Краснодар: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусства, 2010. - 24 с.

8. Нургаянова, Н.Х, Халитов, Р.Ф. Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве / Н.Х.Нургаянова, Р.Ф.Халитов // Филология и культура. Philologi and Cultur, 2015. - № 1 (39). - С. 321-326.

9. Шарафутдинов, Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX -начало XX вв.: Монография / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. - 640 с.

10. Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: исследовательские очерки / Отв. ред. и сост. Н.Х.Нургаянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 196 с.

УДК 069:002

Э.М.Колчева, С.К.Свечников, В.Е.Кутасова, М.С.Мамонтова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ НАРОДА МАРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1950-80-Х ГОДОВ И ФОРМЫ ЕГО АКТУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ1

В статье дается обзор исследования по проекту Российского научного гуманитарного фонда «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов». Региональный феномен художественного творчества рассматривается как форма этнокультурной рефлексии марийской культуры. Анализ проводится на основе разработанной структурно-семиотической модели. Раскрыты результаты изучения одного из элементов - социального пространства, наиболее значимого сегмента культуры для того периода истории народа. В первую очередь на этом этапе обнаруживается коллизия советского идеологического и национально-романтического начал. Это привело к искаженной репрезентации прошлого народа мари и идеализированной трактовке социалистического строительства в марийской деревне, но национальный неоромантизм породил интерес к традиционной культуре мари и дал репрезентации ряда культурных архетипов, не утративших своей художественной актуальности до сих пор. Репрезентация пространства семьи представляет собой попытку синтеза двух тенденций: она показана как этническая «ячейка» советского общества. В пространстве субъекта культуры выведены два главных типа советской эпохи: национальный интелли-

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-14-12001 «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.